Научная статья на тему 'Целевой капитал образовательных учреждений как форма государственно-частного партнерства'

Целевой капитал образовательных учреждений как форма государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романенко Н.М.

Изложены нормативные организационные и финансовые аспекты создания целевого капитала образовательных учреждений как форма государственно-частного партнерства. Актуализированы проблемы налогового стимулирования благотворительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целевой капитал образовательных учреждений как форма государственно-частного партнерства»

частях. Часть 2 / Под общ. ред. Ж.А. Мингалевой, С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2010. - С. 269-273.

2. Приображеиская В.В. Метод максимального сглаживания в экономике корпоративного налогового обременения // Наука и современность 2010: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Часть 3 / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2010. - С. 272-276.

ЦЕЛЕВОЙ КАПИТАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ФОРМА ГОСЗДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГОПАРТНЕРСТВА

© Романенко Н.М.*

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Изложены нормативные организационные и финансовые аспекты создания целевого капитала образовательных учреждений как форма государственно-частного партнерства. Актуализированы проблемы налогового стимулирования благотворительности.

В целях повышения инновационной активности, конкурентоспособности российской экономики, а также противодействия негативным последствиям мирового финансового кризиса необходимо создать институциональные, организационные и финансовые условия для эффективного взаимодействия государства и частного бизнеса. Развитие сектора социальных услуг на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) признается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [2] в качестве стратегического направления, способного оказать позитивное влияние на качество экономического роста.

Мировая практика показывает, что наиболее активно государственно-частные партнерства развиваются в инфраструктурных отраслях, в том числе в отраслях социальной инфраструктуры, к которым относится образование. Так, в аналитическом обзоре Е.А. Семеновой показано, что в наиболее развитых странах государственно-частное партнерство гораздо чаще, чем в каких-либо других областях, используется в образовании и здравоохранении [4].

Формы и механизмы ГЧП в финансовой сфере образования выстраиваются вокруг разрешенных законодательством источников внебюджетного финансирования.

В существующей сегодня практике основными источниками внебюджетного финансирования учреждений профессионального образования являются:

* Профессор кафедры Теории финансов, кредита и налогообложения, кандидат педагогических наук, доцент.

- деятельность, связанная с учебным процессом: платная образовательная деятельность, организация дополнительных образовательных услуг; организация учебно-производственной деятельности;

- научно-исследовательская, научно-производственная деятельность;

- деятельность, не связанная с образовательным процессом: управление имуществом, аренда, лизинг, контрактная деятельность, концессии, торговые и посреднические операции, операции с банковскими вкладами и ценными бумагами; производство товаров и услуг и т.д.;

- благотворительные гранты от российских, международных и иностранных организаций и фондов;

- пожертвования (взносы) юридических и физических лиц.

Выбор форм и механизмов ГЧП определяет конкретное образовательное учреждение исходя из своих правовых возможностей и экономической структуры региона, где оно находится. ГЧП в профессиональном образовании может выступать в организационно-правовой и контрактной формах [3]. ГЧП в профессиональном образовании располагает широким арсеналом финансовых и управленческих механизмов: аренда, концессия, кооперационные механизмы управления имуществом, фандрайзинг в финансовом управлении образовательным учреждением (ОУ), международные и федеральные гранты, региональные и муниципальные гранты, целевой капитал ОУ (аналог англо-саксонского эндаумента) и др. [1].

Принятый 30 декабря 2006 г. Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческими организациями» [5] дает возможность формирования в РФ такой перспективной формы ГЧП как фонд целевого капитала. Особенно важным следствием принятия закона является возможность создания фондов целевого капитала и использования доходов от него самими образовательными учреждениями. Статья 3 закона напрямую называет образование одним из приоритетных направлений для использования дохода от целевого капитала. На основе эндаументов во всем мире создаются и успешно работают частные благотворительные фонды, а также организации, которые в России традиционно считаются бюджетными учреждениями, в том числе ОУ

В соответствии с законом целевой капитал - это «сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций» [5]. Собственники целевого капитала (как правило, в форме НКО) не вправе использовать для формирования целевого капитала или его пополнения свои средства. На это могут быть направлены лишь средства жертвователя. Минимальный срок, на который формируется целевой капитал, составляет 10 лет (п. 11 ст. 6 Закона № 275-ФЗ). При этом ми-

нимальный размер целевого капитала составляет 3 млн рублей. Неприкосновенность целевого капитала достигается за счет разрешения расходовать в год не более 10 % составляющего его балансовую стоимость имущества.

Переданный в управление управляющей компании целевой капитал размещается по усмотрению ее специалистов на рынке ценных бумаг и дает НКО ежегодный доход на осуществление ее уставной деятельности.

Федеральный закон о целевом капитале предусматривает два способа его формирования некоммерческими организациями.

Первый способ формирования целевого капитала состоит в том, что некоммерческая организация - собственник целевого капитала является единственно возможным получателем дохода от его доверительного управления.

Второй способ предполагает, что собственником целевого капитала является некоммерческая организация - собственник целевого капитала, которая создается и функционирует исключительно для целей формирования, передачи в управление и распределения доходов от инвестирования целевого капитала между иными некоммерческими организациями

Для данной формы закон вводит новое понятие: специализированная организация управления целевым капиталом. Специализированная организация управления целевым капиталом - это некоммерческая организация, собственник целевого капитала, созданная исключительно для формирования целевого капитала, использования, распределения дохода от целевого капитала в пользу иных получателей дохода от целевого капитала в порядке, предусмотренном законом.

Первый способ формирования целевого капитала характерен для вузов, а второй - для общеобразовательной сферы.

Наиболее значительными по размеру в сфере образования считаются эн-даументы университетов. Наличие эндаумента в университете обеспечивает для него стабильность исследовательских программ, а также возможность привлечения как лучших преподавателей, так и лучших студентов. Общий объем университетских эндаументов в США превышает 200 млрд. долл. (для сравнения: в Англии эта величина - около 5 млрд. долларов: фонды Оксфорда и Кембриджа составляют в сумме 4 млрд долл., остальных британских университетов - еще 1 млрд. долл.). Гораздо меньший опыт в мире, хотя он и имеется, у эндаументов, из которых финансируется школьное образование. В отличие от США и ряда стран Западной Европы, где законы об эндаументах существуют не одну сотню лет, в Российской Федерации только начинает формироваться традиция цивилизованной спонсорской поддержки организаций сферы культуры и образования. В РФ первый опыт организации эндаументов реализовали ведущие вузы страны: MTX МГИМО, ВШЭ-ГХ факультет менеджмента СпбГХ Уральский университет, Южный университет [1, с. 60].

Фонд целевого капитала Волгоградского государственного университета (ФЦК ВолГУ) зарегистрирован 01.04.2010, по решению собрания учредителей от 10.03.2010 г.).

Первым благотворительный взнос в сумме 30 тыс. руб. сразу после открытия отдельного банковского счета Фонда внес ректор ВолГХ член Общественной палаты РФ, заслуженный деятель науки Олег Васильевич Иншаков.

Фонд целевого капитала Волгоградского государственного университета является некоммерческой специализированной организацией управления целевым капиталом, учрежденной исключительно для формирования целевого капитала, использования, распределения дохода от целевого капитала в пользу и в интересах получателя дохода (бенефициара) - Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет» на основе добровольных взносов.

Учредителями фонда целевого капитала стали 7 физических лиц и Первичная профсоюзная организация студентов и сотрудников Волгоградского государственного университета [6].

Жертвователями ФЦК ВолГУ стали коммерческие организации (ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт», ООО «ВОЛМА», «Группа компаний «Столия»), преподаватели и выпускники Волгоградского государственного университета [6].

Несмотря на то что принятие закона о целевом капитале существенно расширило возможности формирования ГЧП в сфере развития общего и профессионального образования на базе благотворительности, здесь остается множество нерешенных проблем: правовых, организационных, управленческих, экономических, финансовых и др.

Остановимся на проблемах налоговых преференций и налогового стимулирования благотворительной деятельности.

До принятия закона о целевом капитале получение благотворительными организациями средств на формирование капитала, служащего источником их финансирования рассматривалось как внереализационный доход и при отсутствии значительных внереализационных расходов увеличивало налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. После принятия закона и соответствующих изменений в налоговом законодательстве эндаумент-фонды были освобождены от уплаты налога на прибыль как при получении средств, так и при извлечении доходов от инвестирования. Кроме того, передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование ими целевого капитала не облагается налогом на добавленную стоимость.

Для стимулирования благотворительной деятельности, в том числе в образовании, необходимо шире использовать с поправкой на российскую специфику опыт налогового стимулирования, применяемый в Англии, Канаде, ФРГ [1, с. 62].

В этих целях первостепенное внимание нужно уделить решению следующих задач:

- законодательное оформление приоритетов государства в благотворительной области (включая область образовательной деятельности);

- законодательное распределение полномочий и обязанностей государственных структур (федеральных, региональных, муниципальных) по реализации «благотворительного» законодательства;

- разработка адресного законодательства по видам благотворительной деятельности с определением льгот по налогообложению (включая образование);

- разработка системы льготного налогообложения благотворителей (жертвователей);

- разработка системы льготного налогообложения благотворительных организаций;

- законодательное оформление отказа от практики налогообложения благополучателей.

Список литературы:

1. Государственно-частное партнерство в образовании: сборник / Научные редакторы О.П. Молчанова, А.Я. Лившин. - М.: КДХ 2009. - 242 с.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.

3. Романенко Н.М. Государственно-частное партнерство в финансовом обеспечении профессионального образования / Н.М. Романенко // Приоритетные направления финансовой политики в XXI в.: материалы международной конференции. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. - 320 с.

4. Семенова Е.А. Партнерство государства и бизнеса в интересах инновационного развития в странах ОЭСР / Аналитические обзоры РИСИ. -М., 2007. - Вып. № 4 (17).

5. Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (принят ГД ФС РФ 22.12.2006) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.

6. ФЦК ВолГУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.new.vol-su.ru/fck.

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

© Свиридов А.В.*

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В данной статье рассмотрены вопросы управления государственными финансами в странах с переходной экономикой. Особое внимание

* Кафедра «Управление проектами и программами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.