ЦЕЛЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Майшев В.Г., соискатель ИЭСО, Соболев В.И., аспирант Российской Академии предпринимательства
В статье освещаются проблемы возникающие в рамках процессов, направленных на реализации целей ГК «Ростехнологии» и оценки эффективности их выполнения. Особое внимание, было уделено системному подходу к целеполаганию в сложных социально-экономических системах. Обозначены мероприятия для эффективной реализации множества проектов, которые необходимы для развития производства и экспорта высокотехнологической продукции. Даны рекомендации по управлению сложнейшей системой с различными по своей направленности целями. В статье рекомендован ряд необходимых мероприятий, способствующих повышению эффективности реализации целей, указанных в Федеральном законе от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии».
Ключевые слова: социально-экономические системы, целепологание, корпорация.
TARGET ORIENTATION OF ACTIVITY OF THE STATE CORPORATION AND CRITERIA OF AN ESTIMATION OF ITS ACTIVITY
Mayshev V., IESO, the competitor, Sobolev V., Russian Academy of business, the post-graduate student
The article highlights the problems encountered in the processes aimed at implementing the objectives of the SC «Rostehnologii» and evaluate the effectiveness of their implementation. Particular attention was given to a systems approach to achieve goals in a complex socio-economic systems. Identifies actions for the effective implementation of many projects that are necessaryfor the development of _production and export of hightech products. Recommendations on the management of a complex system with its focus on different goals. The article recommens a number of required actions to improve the efficiency of the implementation of the objectives set forth in the Federal Law dated November 23, 2007 № 270-FZ «On the State Corporation« Rostehnologii».
Keywords: social and economic systems, achieve goals, corporation.
В наиболее общем виде основная цель создания и деятельности Госкорпорации сформулирована в Федеральном законе от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии»: она состоит в содействии разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.
При том, что здесь определена и цель, и характер деятельности Госкорпорации (обеспечение поддержки на внутреннем и внешнем рынках и привлечение инвестиций) и круг контрагентов (разработчики и производители высокотехнологичной промышленной продукции) одна такая общая формулировка недостаточна для использования при построении организационных и управленческих схем внутри Корпорации. Для этого требуется конкретизация и детализация цели с учетом отраслевой специфики входящих в состав Корпорации организаций, их места и роли в инновационном процессе и т.п.
Задание цели, как было сформулировано выше, может быть уместно, например, и для какого-либо инвестиционно-инновационного фонда, создаваемого отраслевой ассоциацией, или для консалтинговой компании.
Надо сказать, что сразу же по опубликовании вышеупомянутого закона, как раз, возможно, вследствие слишком общей формулировки цели создания Госкорпорации в литературе и прессе стали появляться различные ее трактовки и толкования.
Кроме этого, среди специалистов по праву возникла дискуссия
о юридической правомерности создания таких конструкций (юридическое лицо в организационно-правовой форме государственной корпорации). Например, в отмечается, что председатель Высшего арбитражного суда А.Иванов высказал мнение о необходимости уравнять созданные госкорпорации с акционерными обществами, лишив их таким образом исключительного статуса. В качестве аргумента в пользу этого он ссылается на необходимость иметь единые правила в части регулирования осуществления крупных сделок, сделок с заинтересованностью, вопросов конфликта интересов органов управления госкорпораций.
По нашему мнению, правоведы, отстаивая «юридическую чистоту» правового поля, регулирующего деятельность госкорпора-
ций не увидели, что предпринимается попытка выстроить в целом более рациональную, гибкую и мобильную систему государственного управления экономикой и, в первую очередь, стратегически важными ее секторами: оборонно-промышленным комплексом и высокотехнологичными производствами. По сути, Госкорпорация получила существенные полномочия и уровень самостоятельности в принятии решений по управлению огромными по масштабам основными производственными фондами, совсем недавно бывшими в государственной собственности. При этом многие из этих управленческих решений, оперативно принимаемых органами управления Госкорпорации по характеру в точности соответствуют тем, которые принимались органами государственного управления в то время, когда предприятия, вошедшие в состав Корпорации, были в их ведении. По сути оказалось, что достаточно большой объем управленческих функций в отношении этих предприятий был изъят из ведения госорганов и передан более коммерчески ориентированной структуре - Госкорпорации. В тоже время на последнюю возложили и задачи, не свойственные коммерческим структурам: на первом плане у Госкорпорации организационная деятельность по привлечению финансовых средств, оказанию содействия в техническом перевооружении и модернизации производства, поддержка предприятий на внутреннем и внешнем рынках, возрождение отраслевой науки на современной основе и многое другое, а не получение прибыли как у коммерческих структур, даже 100% государственных. Поэтому нельзя говорить о единых корпоративных процедурах акционерных обществ и госкорпораций1.
Приблизительно в это же время в Государственной думе шло согласования и в мае 2009 года Президент РФ Д.А.Медведев одобрил поправки в закон о госкорпорации «Ростехнологии», которые предполагают существенное расширение ее функций и задач2. Поправки предполагают наделение генерального директора Госкорпорации правом вносить предложения Президенту РФ по вопросам реализации функций и полномочий Госкорпорации. А в сами полномочия Госкорпорации включаются полномочия по организации выполнения гособоронзаказа и мобилизационного плана, долгосрочных целевых и федеральных целевых программ, а также программ военно-технического сотрудничества. Расширение полномочий с другой стороны уравновешивается усилением мер контроля: Счетная палата РФ и другие государственные органы осуществляют в соответствии с российским законодательством внешний финансовый контроль за деятельностью Госкорпорации.
1 Письменная Е., Казьмин Д. Стать как все // Ведомости. - 15.04.2009.
2 (Медведев уточнил функции и полномочия «ростехнологий» // РИА: Единая лента, - 07-05-2009. - http;//ias/servsgi.exe? OPERATION=GET_OBJ&ID=3148775&BANK=1)
Как мы уже отметили выше, в федеральном законе цель Госкорпорации сформулирована в достаточно общем виде. Поэтому для того, чтобы предметно представить в систему каких мероприятий воплотится ее реализация и какие организационные механизмы должны быть при этом применены, следует представить Корпорацию как объект управления и ту внешнюю среду, с которой она взаимодействует.
Корпорация это - около пятисот предприятий различных отраслей народного хозяйства, причем, как правило, крупных предприятий, а внешняя среда - это органы государственного управления, органы власти различных уровней, российские крупнейшие предприятия и корпорации, образовательная система страны и научные организации, зарубежные партнеры, средства массовой информации, общественные организации, отраслевые и др. ассоциации и т.д. При этом Госкорпорация прямо или косвенно, через хозяйственные общества со своим участием, наделена большими полномочиями по контролю и управлению переданными ей предприятиями. В большинстве из этих предприятий Госкорпорация имеет не просто контрольный пакет акций, а квалифицированное большинство, позволяющее при необходимости проводить самостоятельную кадровую политику, осуществлять кардинальные реорганизационные мероприятия. С учетом этого, сформулированная в законе цель создания Госкорпорации означает, что она должна из переданного ей имущества скомпоновать вертикально-интегрированную холдинговую структуру, обладающую мощным научноконструкторским потенциалом, оснащенную современной техникой и оборудованием, функционирующую с высоким уровнем экономической эффективности на корпоративных принципах управления. С учетом масштабов возможного производства Корпорация должна инициировать прогрессивный структурные сдвиги в экономики: импортозамещение в машиностроении и ряде отраслей потребительского сектора, предложение высокотехнологичной отечественной продукции, создать стабильный спрос на продукцию, в том числе и наукоемкую, смежных по производственной кооперации отраслей, давая им таким образом стимул к развитию.
Системный подход к целепологанию в сложных социально-экономических системах был разработан в рамках исследований в области экономической кибернетики еще в 70-ые годы прошлого столетия.
В плановой экономики стояла задача трансформации социальных и экономических ориентиров, заданных порой в качественной форме, к количественным оценкам плана, в первую очередь к показателям, выражающим конечные результаты производства, необходимые объемы требуемых производственных ресурсов в достаточно детальной номенклатуре и т.д.
Все эти показатели взаимно увязывались при расчетах с использованием экономико-математических моделей, в первую очередь модели межотраслевого баланса.
Процесс декомпозиции целей, их конкретизация и детализации до уровня возможности количественного задания описан, например, в работе Кобринского Н.Е. и Майминаса Е.З. 3
При данном подходе основная цель социально-экономической производственной системы задается как некое дерево целей, каждый нижестоящий ярус которого, раскрывает содержание вышележащих целей. При этом достижение вышерасположенной цели обеспечивается путем реализации нескольких целей следующего по иерархии целей уровня.
Для экономики, функционирующей в условиях рынка, который в существенной мере определяет ценовые пропорции, объемные показатели производства продукции и потребления ресурсов, важным в этом подходе представляется то, что он позволяет осуществить переход от показателей качественных по характеру к производственно-технологической структуре ресурсов и показателям, которые могут быть количественно определены, а, следовательно, и могут быть использованы в качестве индикаторов развития такой системы как Корпорация. Это, однако, представляется достижимым в перспективе. В настоящее же время представляется интересным рассмотреть иной аспект структуризации целей: возможность увязки детализированных целей с организационно-управленческой структурой холдингового типа с учетом различной функциональной роли образующих ее хозяйственных единиц.
Ниже будут приведены несколько ярусов декомпозиции цели создания и функционирования Госкорпорации с учетом тех ожида-
ний, которые с ней связываются, и которые подкреплены поддержкой руководства страны.
Цель верхнего уровня Корпорации как производственно-технологической системы и Госкорпорации как ее управляющего органа состоит в:
1. Содействии разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции.
Основным путем достижения этой целевой установки определено обеспечение поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечение инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс. То есть административноорганизационная поддержка, управленческие возможности и привлечение финансовых средств на предприятия, сориентированные на развитие.
Законодательно же определены и функции, которые выполняет Госкорпорация в процессе этой своей деятельности:
содействие в разработке и производстве высокотехнологичной промышленной продукции;
обеспечение продвижения и реализации на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной промышленной продукции, а также связанных с созданием этой продукции товаров и результатов интеллектуальной деятельности;
участие в реализации государственной политики в области ВТС с иностранными государствами и государственной программы вооружения;
привлечение инвестиций, в том числе в интересах создания конкурентоспособных образцов высокотехнологичной промышленной продукции, включая продукцию военного назначения;
осуществление рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, участие в организации и проведении выставок (показов) образцов продукции гражданского, военного и двойного назначения на территории Российской Федерации и за ее пределами;
оказание содействия в проведении прикладных исследований по перспективным направлениям развития науки и техники и во внедрении в производство передовых технологий в целях повышения уровня отечественных разработок высокотехнологичной промышленной продукции, сокращения сроков и стоимости ее создания.
При этом подчеркивается, объектом интереса выступают организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.
Рассмотрим, используя метод декомпозиции цели системы, каковой является Госкорпорация и контролируемые ею организации, как может быть конкретизирована и детализирована указанная выше цель Госкорпорации с учетом предоставленных последней материальных и организационно-административных ресурсов.
Как мы уже говорили выше, основная цель Госкорпорации не может быть реализовываться оптимальным образом без превращения Корпорации в современную, ориентированную на технологическое развитие на высшем мировом уровне вертикально интегрированную производственно-технологическую систему с эффективной системой корпоративного управления и высокими экономическим результатами.
Для того, чтобы достигнуть этого необходимо:
1.1. Обеспечить предпосылки научно-техническое развитие Корпорации;
1.2. Обеспечить высокоэффективное экономическое развитие Корпорации;
1.3. Создать современную систему управления Корпорацией.
В свою очередь обеспечение научно-технического развития Корпорации предполагает:
1.1.1. Развитие отраслевой науки;
1.1.2. Организацию финансирование НИОКР;
1.1.3. Создание «инновационной среды»;
Для эффективного экономического развития Корпорации необходимо:
1.2.1. Формирование рациональной отраслевой и производственно-технологической структуры Корпорации;
1.2.2. Организация рационального использования производ-
3 Кобринский Н.Е., Майминас Е.З., Смирнов А.Д. Экономическая кибернетика.- М.: Экономика, 1982 -с. 248-251.
Рис.1. Дерево целей Госкорпорации
ственных ресурсов;
1.2.3. Создание благоприятного инвестиционного климата;
1.2.4. Развертывание широкомасштабной маркетинговой деятельности с использованием современных сбытовых, рекламных и т.д. технологий.
Наконец, современная система управления Корпорацией как производственно-технологической и социально-экономической системы предполагает:
1.3.1. Построение оптимальной организационной структуры Корпорации;
1.3.2. Формирование эффективной системы корпоративного управления;
1.3.2. Применение прогрессивных методов управления, координации и контроля деятельности производственных структур.
Раскрытие содержание целей может быть продолжено на нижележащем ярусе.
Для развития отраслевой науки требуется:
1.1.1.1. Развитие материальной базы отраслевой науки;
1.1.1.2. Совершенствование кадрового потенциала.
Организация финансирования НИОКР предусматривает:
1.1.2.1. Освоение современных подходов к организации деятельности отраслевой науки;
1.1.2.2. Создание условий востребованности научного продукта;
1.1.2.3. Быстрое продвижение научных результатов по стадиям инновационного цикла;
1.1.2.4. Коммерциализация научного продукта и капитализация «нематериальных» активов.
Создание «инновационной среды» предполагает:
1.1.3.1. Формирование системы научных организаций различных организационно-правовых форм, включая некоммерческие, экспертные организации, ассоциации, общества и т.п. по специальностям и направлениям научной деятельности;
1.1.3.2. Создание в Корпорации благоприятных условий для научных коммуникаций;
1.1.3.3. Внедрение прогрессивных информационных систем в сфере науки и научного обслуживания Корпорации.
Формирование рациональной отраслевой и производственнотехнологической структуры Корпорации предполагает:
1.2.1.1. Определение основных направлений деятельности и развития Корпорации;
1.2.1.2. Формирование холдинговых структур по направлениям деятельности;
1.2.1.3. Установление рациональных пропорций концентрации и специализации производства;
1.2.1.4. Организация производственных кооперационных связей между организациями Корпорации.
Организация рационального использования производственных ресурсов включает:
1.2.2.1. Организацию системы учета, анализа и оценки производственного потенциала Корпорации;
1.2.2.2. Разработку механизма развития производственного потенциала Корпорации.
Создание благоприятного инвестиционного климата:
1.2.3.1. Организация периодической оценки и анализа финансового состояния организаций Корпорации;
1.2.3.2. Выработка принципов дивидендной политики Корпорации;
1.2.3.3. Установление принципов «открытости» и «прозрачности» в деятельности организаций Корпорации.
1.2.3.4. Формирование структуры акционерного капитала, предпочтительной для отечественных и зарубежных инвесторов.
Обязательной предпосылкой эффективной деятельности Корпорации является развертывание широкомасштабной маркетинговой деятельности с использованием современных сбытовых, рекламных и т.д. технологий, в том числе:
1.2.4.1. Разработку стратегии маркетинговой деятельности;
1.2.4.2. Создание системы представительств Госкорпорации в России и за рубежом;
1.2.4.3. Создание системы выставочных, рекламных, транспортных и логистических организаций в Корпорации;
1.2.4.4. Внедрение современных информационных технологий маркетинговой деятельности.
Наконец, современная система управления Корпорацией как производственно-технологической и социально-экономической системы предполагает формирование эффективной системы корпоративного управления, включая:
1.3.1.1. Разработку структуры органов управления холдингов Корпорации;
1.3.1.2. Создание методологической базы организации системы корпоративного управления.
Эффективная деятельность корпоративных структур предполагает: применение прогрессивных методов управления, координации и контроля деятельности производственных структур, в том числе:
1.З.2.1. Разработку системы планирования и прогнозирования развития Корпорации, включая:
- долгосрочное прогнозирование научно-технического развития Корпорации;
- систему стратегического, среднесрочного, годового и квартального планирования;
- систему формирования приоритетных направлений развития отраслевой науки и техники и интеграции их в процедуры планирования;
Таблица 2.2.1. Матрица взаимосвязей Цель - Организация для Корпорации Матрица взаимосвязей Цель - Организация для Корпорации
~ — __У£ОВЄНЬ ЦешГ —-— Уровень организационной иерархии
I II III
1. 1.1. 1.1.1. 1.1.1.1. 0 1 0
1.1.1.2. 0 1 0
1.1.2. 1.1.2.1. 1 0 0
1.1.2.2. 0 1 0
1.1.2.3. 0 0 1
1.1.2.4. 0 1 0
1.1.3. 1.1.3.1. 1 0 0
1.1.3.2. 0 1 0
1.1.3.3. 0 1 0
1.2. 1.2.1. 1.2.1.1. 1 0 0
1.2.1.2. 1 0 0
1.2.1.3. 0 1 0
1.2.1.4. 1 0 0
1.2.2. 1.2.2.1. 1 0 0
1.2.2.2. 0 1 0
1.2.3. 1.2.3.1. 0 0 1
1.2.3.2. 0 1 0
1.2.3.3. 0 1 0
1.2.3.4. 1 0 0
1.2.4. 1.2.4.1. 0 1 0
1.2.4.2. 1 0 0
1.2.4.3. 0 1 0
1.2.4.4. 0 0 1
1.3. 1.3.1. 1.3.1.1. 1 0 0
1.3.1.2. 0 1 0
1.3.2. 1.3.2.1. 0 1 0
1.3.2.2. 0 0 1
1.3.2.3. 0 1 0
1.3.2.2. Внедрение процедур финансового планирования и бюджетирования;
1.3.2.3. Информационных технологий корпоративного управления в организациях Корпорации и холдинговых структурах.
Конкретизация целей возможна на еще более низких уровнях. Графически описанное выше дерево целей будет выглядеть следующим образом:
С практической точки зрения представляет рассмотрение вопроса увязки целей Госкорпорации с органами управления и инструментами реализации целей предприятий, входящих в холдинговую структуру в зависимости от их функциональной роли.
Как уже говорилось, в Корпорации с позиции принятия управляющих решений при реализации целевых установок принадлежит Госкорпорации (как управляющей компании для всей Корпорации)
- уровень I. Следующим уровнем идут головные организации холдингов, их управляющие компании - уровень II. При сложной структуре холдинга, как, например, в вертолето- и двигателестроительном холдинге, может быть еще один уровень управляющих компаний - по укрупненным взаимосвязанным направлениям деятельности.
В более простых отраслевых или продуктовых холдингах, каких в Корпорации будет, по-видимому, большинство, III уровнем идут производственные единицы холдинга, различных типов: продуктовые, функциональные и т.д.
В таблице 1. дается в матричной форме наглядным образом отражается роль отдельных типов организаций, образующих холдинг, в процессе реализации целевых установок. Здесь цифра 1 означает, что данная цель актуальна для данного типа организации, 0
- в реализации данной целевой установки организация активной роли не играет.
На наш взгляд, одним из важнейших критериев эффективности деятельности Госкорпорации является улучшение показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий, переданных ей в качестве имущественного взноса Российской Федерацией (как на основе консолидированной отчетности, на начало и конец года, так и бухгалтерских отчетов отдельных предприятий). Тем более, что объем кредиторской задолженности предприятий, входящих в
4 РИА новости: 16 января 2009 г.
государственную корпорацию «Ростехнологии», по словам генерального директора Чемезова С.В. составляет в настоящее время 630 миллиардов рублей. Централизованный контроль объемов задолженности, регулирование будет способствовать их сокращению и улучшению положений предприятий как стратегических отраслей, так и ВПК России4.