рентоспособности производственных предприятий на мировом рынке. На современном этапе рыночного развития предлагаемая кластерная система организаций инновационной инфраструктуры, формируемая на основе государственных, общественных, акционерных и иных форм собственности, способна существенно усилить организацию инвестиционного процесса на промышленных предприятиях создавая при этом соответствующий инновационный климат.
Действенным механизмом формирования кластерной политики является ее организация через развитие аутсорсинга. Экономическая природа аутсорсинга состоит в передаче или выполнении для т ого или иного предприятия определенных выполняемых лучше других бизнес-функций или частей бизнес-процесса с целью повышения производительности их труда и снижению себестоимости продукции преимущественно за счет более дешёвых видов затрат, в том числе качества предоставляемых услуг или видов деятельности. Использование аутсорсинга как формы корпоративной поддержки участвующих в кластере предприятий специализированной продукцией, услугой, функцией позволяет создать эффективную взаимодополняющую производительную среду с общим направлением развития и единой системой продвижения создаваемой продукции. Расширение направлений использования межфирменного аутсорсинга как механизма формирования специализации и распределения интеллектуального труда и предоставления его результатов участвующим организациям в интеграционном порядке внутреннего взаимодействия способствует обеспечению качества роста. Это раскрывает дополнительные возможности развития инновационной активности малых предприятий, которые кроются в расширении сферы влияния аусорсинга.
Вместе с тем на основе указанных преимуществ кластерной организации производства объективно формируются так называемые особые зоны инновационного экономического благоприятствования. Зоны экономического благоприятствования создаются государством на конкурсной основе при обосновании целесообразности и эффективности ее создания. Основанием для её создания мо-
гут служить выявленные кластеры. С другой стороны создание такой зоны предусматривает цели дальнейшего развития одного или нескольких взаимосвязанных производственных, отраслевых, территориальных, инфраструктурных кластеров с учетом дополняющих их финансово-инвестиционного, транспортно-логистического и иных обеспечивающих комплексов образующих эффект внут-рикластерного и межкластверного взаимодействия.
Исключительным преимуществом зоны экономического благоприятствования в рамках кластерной экономической политики рассматривается создание инновационной научно-технической продукции, проведение её через все рисковые стадии, включая изготовление, испытание, доработку опытных партий, доведение до промышленного образца и её массового распространения.
Развитие практики использования предпринимательского потенциала в зонах экономического благоприятствования будет способствовать реализации получаемых на этой основе выгод, в числе которых - уменьшение издержек производства, эффект скорости обработки и распространения информации и инноваций, оперативности и качества управления, организации взаимодействиях хозяйственных структур с иными участниками рыночных отношений с учетом участия и поддержки со стороны органов государственной и муниципальной власти.
Формируемый в кластерах инновационный предпринимательский потенциал тем самым становится инструментом рыночной реструктуризации экономики в процессе реализации отраслевых и межотраслевых инновационных проектов. Вместе с тем в современных условиях усиления кризисных тенденций ощущается необходимость в создании не просто программ, но и конкретных механизмов целенаправленной поддержки малого и среднего предпринимательства в рисковой инновационной научно-технической сфере. А формируемая такими научно-техническими кластерами инновационная среда должна быть, прежде всего, ориентирована на создание высокоэффективных точек роста инновационной активности предприятий.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕДУР АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСКОРПОРАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ЕГО ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Соболев В.И., аспирант Российской Академии предпринимательства
В статье освещаются проблемы, возникающие в рамках проведения мероприятий, направленных на анализ и последующую оценку ресурсного потенциала Госкорпорации «Ростехнологии». Особое внимание, было уделено инструментарию, позволяющему получить целостные и объективные данные по каждому из важнейших ресурсов производственно-экономической системы в рамках государственной корпорации.
Рассматривается проблема ограниченного инструментария сбора данных, необходимых для анализа и оценки ресурсного потенциала хозяйственных обществ, переданных в качестве имущественного взноса Российской Федерации государственной корпорации «Ростехнологии». В статье рекомендован ряд необходимых мероприятий, способствующих повышению эффективности вышеназванных работ как на модернизируемых предприятиях, так и на других, включенных в состав Корпорации.
Ключевые слова: ресурсный потенциал, госкорпорация, экономические ресурсы.
ORGANIZATIONAL ASPECTS OF ORGANIZATION OF AN INFORMATION MANAGEMENT SYSTEM PROCEDURES NEEDED FOR ANALYSIS AND EVALUATION OF STATE CORPORATION’S SOURCE POTENTIAL WITH A VIEW TO ITS EFFECTIVE USE
Sobolev V., Russian Academy of business, the post-graduate student
The article highlights the problems encountered in conducting activities aimed at the analysis and evaluation of resource potential of SC «Rostehnologii». Particular attention has been given tools to take a holistic and objective data for each of the major resources of production and economic system in the state of the corporation.
The problem of limited data collection instruments needed to analyze and evaluate the resource potential of companies, referred to as a material contribution from the Russian Federation, the state corporation «Rostehnologii». In article recommended a number of activities that enhance the effectiveness of the above works as a modernized enterprise, and others included in the Corporation.
Keywords: resource potential, the state corporation, economic resources.
Госкорпорация наделена значительным ресурсным, научно-произ- их диверсификации и масштабам. В результате рыночных реформ по-
водственным и кадровым потенциалом, огромными производственны- тенциал этих предприятий в течение длительного времени в полной мере
ми мощностями, не имеющими аналогов в Российской Федерации по не был использован, вследствие резкого спада промышленного произ-
водства, отсутствия заказов и перекосов в структуре общественного воспроизводства, а как следствие потери конкурентоспособности продукции и невозможности выхода на мировые рынки высокотехнологичной промышленной продукции.
Традиционно под экономическими ресурсами производственных структур, какой является и Корпорация, рассматриваются следующие: природные (сырьевые, геофизические), трудовой капитал (человеческий капитал), капитальные (средства производства), оборотные средства (материалы), информационные ресурсы, финансовые (денежный капитал)1. Очевидно, что для Корпорации, большая часть предприятий которой относится к машиностроению, наиболее значимыми ресурсами являются капитальные: в первую очередь машины, оборудование, контрольно-измерительные приборы, средства вычислительной техники (прежде всего от применяемой техники зависит возможность производить конкурентоспособную продукцию).
Помимо ресурсов непосредственно производственного назначения (зданий и сооружений, станков и оборудования, земельных участков, сырья и материалов) особо следует выделить имеющиеся информационные ресурсы и ресурсы, определяющие инновационный потенциал Корпорации. Последние компоненты важны, поскольку без них невозможно динамичное развитие Корпорации: разработка, внедрение и выпуск высокотехнологичной продукции.
Выступая причиной и исходным началом, производства ресурсы входят в процесс производства во всем своем многообразии, сочетаясь в разных комбинациях, и как таковые уже в процессе производства они становятся его факторами.
Совокупность всех ресурсов Госкорпорации и, в первую очередь, переданные ей в качестве имущественного взноса Российской Федерацией предприятия составляют ее ресурсный потенциал (отметим, что термин потенциал от лат. РоИелйа - возможность, мощь означает запас энергии тела, степень мощности (скрытых возможностей), наличие материальных и людских резервов, могущих быть пущенными в действие2).
Исходя из общепринятого содержания, понятие ресурсный потенциал охватывает материальные, финансовые и людские ресурсы Корпорации в целом. Оценки ресурсов обычно носят констатирующий характер и резервы их потенциала не учитываются (в настоящее время определить максимальный потенциал всех предприятий Корпорации невозможно вследствие рецессии как следствия экономического кризиса2008-2009 гг.). Таким образом, под ресурсным потенциалом Корпорации мы понимаем совокупность материальных источников, финансовых ресурсов, запасов, опыта, знаний, духовных качеств людей, вовлеченных в процесс труда, форм организации и взаимодействия объектов системы Госкорпорации в производственном процессе, технологических процессов, организованных во времени и пространстве, которые могут быть приведены в действие в объемах, комбинациях и сроки, определяемые целями и потребностями Корпорации в целом3.
Для возможности анализа ресурсного потенциала, а также оценки фактического использования ресурсов Госкорпорацией, управляющими компаниями различных уровней и предприятиями, входящими в Корпорацию целесообразно группировать важнейшие для Корпорации ресурсы следующим образом:
1. Технические и технологические ресурсы (количество и качество производственного оборудования, машин, приборов, инвентаря, основных и вспомогательных материалов, методов технологии, приобретенных лицензий, системы контроля качества, выпускаемой продукции и др.).
2. Человеческие ресурсы (профессиональная, квалификационная, демографическая структура, способность работников адаптироваться к изменениям целей предприятия, внешней среды, в том числе научнотехническим вызовам).
3. Информационные ресурсы (информационные источники (библиографические, компьютерные, коммуникативные), технико-технологические сведения, значения экономических и финансовых показателей, другая информация о предприятии и внешней среде), возможность их расширения, повышения достоверности.
4. Интеллектуальные ресурсы (уровень знаний, технической культуры, креативности и изобретательности, идеи, профессионализм и др.).
5. Экологические ресурсы (ресурсы воспроизводства природно-антропогенных систем, например, месторождения, разрабатываемые ОАО «ВСМПО-Ависма», ОАО «Русспецсталь», минерально-сырьевая база предприятий строительного холдинга Корпорации и др.).
6. Финансовые ресурсы (состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий у предприятий, входящих в Корпорацию)4.
На наш взгляд, структура совокупных ресурсов Корпорации следующая рис.1.
Как видно из рис. 1, с системных позиций Госкорпорация является достаточно крупной структурой с многообразными взаимосвязями между ее объектами, состояние которых определяет эффективность использования ресурсов, как это будет рассмотрено ниже.
Анализ ресурсного потенциала позволит скомпоновать информационную базу как в разрезе отдельного предприятия, так и по всей Корпорации. Такие информационные базы позволят оценить текущее состояние Корпорации, как целостной производственной структуры, и входящих в нее предприятий, выявить различного рода резервы и «узкие места», задействование и «расшитие» которых в дальнейшем будет способствовать повышению эффективности использования ресурсов Корпорации.
Принципы и методы проведения анализа ресурсного потенциала крупнейших предприятий достаточно часто трансформировались вследствие различных целей хозяйствования собственников предприятий, в новых условиях хозяйствования. Сам процесс такого анализа с позиций рыночного подхода к оценке результативности производственных ре-
Рис. 1.
сурсов стал объектом внимания российских учёных с 90-х годов прошлого столетия. Следует отметить, что в данной области экономических исследований в настоящее время отсутствует устоявшаяся терминология и общепризнанная классификация методов. И это несмотря на то, что стратегический анализ ресурсного потенциала его оценка является одними из важнейших направлений экономической науки в промышленно развитых странах5.
Методические подходы к проблеме оценки и анализа ресурсного потенциала, исходя из практических целей использования получаемых результатов или ставящихся перед таким анализом задач, могут группироваться следующим образом:
1. По глубине исследования ресурсов, которыми располагает Госкорпорация: от экспресс-анализа какого-либо отдельного ресурса до детализированной комплексной оценки ресурсного потенциала с учетом его предметного разнообразия.
2. По возможным направлениям исследования, как-то: оценка потенциала развития, состояния, эффективности использования ресурса.
3. По элементам потенциала: оценка различных аспектов ресурсной база научного и опытно-конструкторского секторов предприятий, их основных средств, ТМЦ, трудовых и финансовых ресурсов.
4. По степени обобщения получаемых в рамках анализа показателей ресурсов: оценка по частным показателям, обобщенным, комплексным и интегральным показателям.
Следует отметить, что перечисленные разрезы анализа нельзя считать исчерпывающими и что при изучении ресурсного потенциала прежде всего надо исходить из того какие проблемы стоят перед исследователем и ответы на какие вопросы и в какой форме он должен получить.
Принимая во внимание результаты исследований отечественных специалистов (подробнее см. [5]), с учетом вышесказанного, на наш взгляд проводить анализ ресурсного потенциала Корпорации целесообразно в следующей последовательности: оценка ресурсов и эффективности предприятий Госкорпорации; сравнительный анализ ресурсного потенциала предприятий, входящих в Корпорацию; разработка и организация через управляющие компании процедур оценки ресурсного потенциала предприятий, финансовый анализ (в т.ч. с привлечением сторонних организаций) предприятий.
На наш взгляд, наиболее сложной проблемой, учитывая тот факт, что формирование Корпорации еще не завершено, является создание достаточно полной информационной базы данных по видам ресурсов, их наличию, структуры и эффективности использования для целей проведения объективной оценки и анализа.
Здесь можно отметить сложность использования существующих методик оценки ресурсного потенциала крупных корпораций, вследствие отсутствия механизмов, которые позволяли бы обобщить и структурировать (в разрезах: предприятие, субхолдинг, холдинг, Госкорпорация) наличный ресурсный потенциал Корпорации.
Как было отмечено выше, основными ресурсами Госкорпорации являются: человеческие, технические (технологические), информационные, интеллектуальные, финансовые и экологические ресурсы. Необходимо учитывать, что для такой сложной и крупной производственной структуры, как Госкорпорация в первую очередь, должны быть созданы механизмы, в том числе и организационные, которые бы позволяли отражать наличие и результативность использования каждого ресурса потенциала Корпорации и их совокупности в количественном и качественном аспектах.
Остановимся подробнее на важнейших для Госкорпорации ресурсах.
Как уже отмечалось, человеческие ресурсы являются важнейшей частью ресурсного потенциала Корпорации. От их наличия и качества в значительной мере зависит способность Корпорации вести нормаль-
ную производственную деятельность. Непродуманная конверсия и недостаточный оборонный заказ привели к относительному снижению заработной платы в ОПК и падению былого высокого престижа труда в этой сфере. Как следствие - значительное сокращение численности занятых в ОПК. В итоге появление при возникшей в последние годы вследствие ряда крупных заказов по линии ВТС потребности в кадрах дефицита в работниках даже в массовых профессий. Что может быть еще более опасным уход опытнейших и квалифицированных работников в другие отрасли или на пенсию привел к тому, что дефицит кадров стал причиной утери важнейших критических технологий в области машиностроения и металлообработки, обеспечивавших возможность выпуска высокотехнологичной конкурентоспособной продукции. Таким образом, при исследовании человеческого (трудового, кадрового) потенциала важно установить как наличие (численность по профессиям) персонала, так и его структуру и качественный состав.
Количество работников можно рассчитать в процессе обработки деклараций «Форма 4-ФСС РФ» на 31 декабря отчетного года на всех предприятиях, которые входят в Госкорпорацию, а также форм № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников за 200_ г.».
Данные по предприятия, входящим в вертикально-интегрированные структуры, обрабатываются в управляющих компаниях соответствующего уровня и передаются вверх на следующий уровень иерархии управления. Однако, выражение таких качеств персонала как компетенция, опыт, интеллект, способность к постоянному совершенствованию и развитию на основе данных этих форм отчетности не представляется возможным. Если же данные о компетенции и опыте работников можно получить на основе результатов проведенных аттестаций и обобщения информации из личных дел, (которые, немаловажно привести к единым корпоративным стандартам), то данные по другим характеристикам сотрудников будут носить субъективный характер. Определить способность к постоянному совершенствованию и интеллектуальный потенциал можно лишь в рамках индивидуальной работы сотрудника кадровой службы конкретных предприятий с работниками.
Для того чтобы обеспечить возможность сравнения по данному качественному показателю различных работников, подразделений предприятия, предприятий и т.д., а только в этом случае рассматриваемая характеристика может быть полезна в процессе управления и принятии управленческих решений, необходимо, чтобы в основе ее расчетов лежали единообразные объективные принципы и методы оценки. Следовательно, кадровые службы должны быть обеспечены соответствующими методическими материалами. Создание таких материалов - задача в организационном плане - профильного подразделения Госкорпорации, а в предметном - соответствующих специалистов (это могут быть отдельные высококвалифицированные эксперты, коммерческие организации, выполняющие работы по социальной и трудовой тематике, научные организации). В перспективе, принимая во внимание почти миллионную (почти 800 тыс. чел.) численность работников, занятых на предприятиях Корпорации, целесообразно создание специализированной организации в рамках Корпорации, которая бы занималась прикладными исследованиями по вопросам развития трудовых отношений и повышения качества человеческого капитала.
В тоже время, понимая насущность и безотлагательность решения многих социальных, кадровых и образовательных проблем, а также, то, что вследствие, как уже отмечалось, значительной численности работников Корпорации, проведение достаточно полной структуризации и систематизации кадровой составляющей ресурсного потенциала займет длительное время, следует выделить спектр важнейших для дальнейшего развития Корпорации специальностей и видов деятельности, по которым в первую очередь необходимо провести анализ состояния и перспектив развития кадров трудовых ресурсов, для чего осуществить
1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стардубцева Е.Б., Современный экономический словарь. 3-е изд. М.: 2002, -с. 341
2 Словарь иностранных слов под .ред. Лехина И.В. и проф. Петрова Ф.Н. М.: 1955 г., -с 557.
3 Резепов М.Ю., Ресурсный потенциал: понятие, механизм регулирования. - Саратов: Изд-во «научная книга», 2004. -с. 7, с.9.
4 Окорокова Л.Г. Ресурсный потенциал предприятий, СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. -с. 78.
5 См. по данному вопросу:
Андрианов В. Потенциал экономического возрождения // Экономист. 2000 № 10. -с. 10-16
Архипов В. Стратегический анализ инвестиций в реальные активы предприятий // Проблемы тории и практического управления. 2001. № 5 с. 103-107
Градов А.П. Национальная экономика. СПб.: изд-во СПбУЭФ, 1996. 352 с.
Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982.
Козловский В.А., Маркина Т.В., Макаров В.М. Производственный операционный менеджмент. СПб.: Спец. лит-ра, 1998. 366 с. Логинов В., Курнышева И. Долговременные тенденции развития промышленности // Экономист 1999. №1 . С. 3-14 Иптипаховян П. Методологические проблемы стратегического планирования развития интегрированных корпоративных структур // Российский экономический журнал. 2000. № 9 -с. 67-70.
и сбор соответствующих данных с их последующей обработкой. Учитывая характер деятельности Госкорпорации, анализ и оценку кадрового потенциала возможно начать с работников таких специальностей и занятых такими видами деятельности, которые способствуют развитию инновационного потенциала системы Корпорации.
Учитывая тот факт, что Госкорпорация управляет предприятиями, которые производят высокотехнологичную промышленную продукцию, т.е. процессы генерирования инноваций, их внедрению и распространению в производстве занимают одно из важнейших мест в ее функционировании, необходимо провести оценку интеллектуальных ресурсов, т.е. нематериальных активов, включающих патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др. Денежное выражение интеллектуальных ресурсов отражено в бухгалтерской отчетности предприятий. На основе консолидации балансов организаций, входящих в вертикально-интегрированные структуры Корпорации, возможно получение объективных данных в количественном выражении.
Следует, однако, помнить, что данные об интеллектуальных ресурсах Корпорации, указанные в бухгалтерской отчетности не являются полными, имеется лишь денежная оценка на конец и начало анализируемых периодов (денежная оценка соответствует лишь строке 110 (так и внутренним регистрам учета) , по строке баланса 120 (так и внутренним регистрам учета) отражаются и основные фонды, относящиеся к производственной деятельности), которая не отражает как качество инновационного потенциала Госкорпорации. Привести к единому стандарту современные СУБД на более чем 440 предприятий (с учетом дочерних и зависимых обществ количество подконтрольных предприятий будет несколько тысяч), входящих в систему Корпорации, чтобы иметь возможности для сбора данных по амортизации, вложениям и т.п. в интеллектуальные ресурсы предприятия, по нашему мнению существенно затруднено. На наш взгляд, возможным решением данной проблемы, является усовершенствование существующих процедур сбора, анализа и консолидации информации на основе статистических данных специализированными отделами управляющих компаний нижних уровней системы, с ее последующей передачей «наверх».
Вследствие отсутствия специализированных форм статистической отчетности для предприятий, которые помимо производственной ведут инновационную деятельность (НИИ КБ и др. организации Корпорации), необходимо создание единой унифицированной формы внутренней отчетности, которая базируется на статистическом изучении инно-
вационной деятельности. Предметное представление о движении информационных потоков в области создания инноваций отражается интегральной моделью инноваций, впервые предложенной С. Клайном и Н. Розенбергом6. Эта модель может быть использована при формировании системы показателей и соответствующих статистических форм, характеризующих процесс инновационной деятельности. Схема научно-инновационного цикла базирующегося на вышеупомянутой модели представлена на рис. 2:
На наш взгляд, в основе консолидации статистических данных (где будут отражены качественные, количественные и стоимостные характеристики интеллектуальных ресурсов предприятий, входящих в Корпорацию), целесообразно выделять следующую информацию: данные о начале проводимых научных исследований и разработок; сведения, касающиеся приобретения как овеществленных (машины, оборудовании, иные основные фонды, предназначенные для внедрения инноваций), так и неовеществленных (права на патенты, лицензии и т.п.) технологий, а также приобретения программных средств, производственного проектирования (планы и чертежи, технические спецификации, эксплутационные характеристики, необходимые для создания концепции, разработки, производства высокотехнологичной промышленной продукции).
Выражение различных показателей (количественных, качественных, стоимостных и иных) технических и технологических ресурсов осложнено огромной подробной номенклатурой машин и механизмов, станков, оборудования, инструментов, оснастки и т.д. на предприятиях. До настоящего времени (несмотря на тот факт, что до начала рыночных преобразований в России существовали достаточно развернутые формы отраслевой статистической отчетности, в т.ч. по важнейшим отраслям народного хозяйства) отсутствуют информативные и эффективные для обобщения информации (с целью агрегирования и передачи обобщенной информации «наверх») формы статистической отчетности, которые бы отображали данные, характерные для деятельности промышленных предприятий, переданных в состав Корпорации, и на основе которых аналитические отделы управляющих компаний соответствующих уровней холдинговых структур имели бы возможность анализа, обобщения и оценки поступившей «снизу» информации о состоянии и тенденциях динамики отдельных компонент ресурсного потенциала. Учитывая масштабы и степень отраслевой диверсификации производственной структуры Корпорации, представляется необходимым сфор-
Рис. 2. Схема научно-инновационного цикла7
Где а- внутринаучные связи;
Ь- передача результатов научных исследований и разработок в сферу инноваций;
с- передача результатов научных исследований и разработок для использования в экономической деятельности предприятия; ё- обратные связи между инновационной деятельностью и наукой; е- усовершенствования в процессе создания инноваций;
£- реализация инноваций в производстве
§- обратная связь между рынком и инновационной деятельностью Ь- обратная связь между рынком и наукой j- распространение инновационной продукции
мировать унифицированные, с учетом отраслевой специфики предприятий Корпорации формы внутренних отчетов, ориентированных на использование современных СУБД, в которых технические и технологические ресурсы были бы сгруппированы следующим образом: сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; производственные инструменты и хозяйственный инвентарь; прочие объекты. При этом необходимо по каждой группе выделять компоненты, определяющие в настоящее время современный уровень развития. Было бы также полезно выделить технические и технологические компоненты, которые, наоборот, характерны для экономики «вчерашнего» и даже «позавчерашнего» дня (энергоемки, трудоемки, неэкологичны, не обеспечивают должного качества продукции и т.п.), поскольку именно они в первую очередь подлежат замене в процессе модернизации производства.
В настоящее время не существует форм статистической отчетности для промышленных предприятий (множество из форм статистичес-
кой отчетности промышленных предприятий было упразднено в начале 90-х гг., например, весьма информативной формы N 75-тп (годовая8 ) по основным фондам. Отметим, что в процессе составления форм для анализа, и оценки ресурсов промышленных предприятий Корпорации не будет лишним обратить внимание на уже существовавшие методики группировки и составления статистической отчетности для промышленных предприятий, в том числе осуществляющих инновационную деятельность9.
Следует, однако, помнить, что заимствование опыта информационного обеспечения не присущего рыночной экономики ограничено отсутствием директивных методов в организации информационного обеспечения. Рассматривая вопрос информационного обеспечения расчетов по оценке и анализу ресурсного потенциала Корпорации необходимо помнить, что процесс сбора, передачи и обработки данных должен быть регламентирован соответствующими корпоративными процедурами, то есть определен решениями органов управления, в компетенции которых находятся соответствующие вопросы развития.
6 Klein S. and Rosenberg N. An Overview of Innovation. / In R. Landau and N. Rosenberg (eds.)-The Positive Sum Strategy: Harnessing Technology for Economic Growth. - Washington, DC: National Academy Press, 1986.
7 Ильенкова С.Д. Микроэкономическая статистика. -М.: Финансы и статистика, 2004. - с. 396.
8 ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 6 июля 1993 г. № 125 Государственного Комитета РФ по статистике «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОДОВЫХ ФОРМ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ О ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЙ,
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ.
9 Подробнее на эту тему см.:
Технический прогресс в СССР. Статистический сборник -М.: Типография ГВЦ Госкомстата СССР, - 1987 г. - 593 с. Промышленность СССР. Статистический сборник, Том 2 -М.: Типография ГВЦ Госкомстата СССР, - 1987 г. - 244 с.
УДК 630*625.721, ГРНТИ 661715, 660187
РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ -ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ
Герасимов Ю.Ю., д.т.н., проф., с.н.с., НИИ леса Финляндии, г. Йоэнсуу,
Карвинен С., с.н.с., НИИ леса Финляндии, г. Йоэнсуу,
Сюнёв В.С., д.т.н., проф., проректор Петрозаводского государственного университета,
Соколов А.П., к.т.н., доц., зав. кафедрой тяговых машин Петрозаводского государственного университета,
Катаров В.К., аспирант кафедры тяговых машин Петрозаводского государственного университета,
Представлен сравнительный анализ дорожно-транспортной инфраструктуры ЛПК России и Финляндии, приведены общие принципы планирования и строительства лесных дорог в Финляндии. Публикация подготовлена в рамках проекта “Создание инфраструктуры лесных дорог и управление системами транспортировки древесины для лесопромышленного комплекса и биоэнергетики ”, финансируемого Федеральным агентством по науке и инновациям РФ и проекта “Лесозаготовки и логистика в России - в фокусе возможности бизнеса и исследования”, финансируемого Финским агентством развития технологий и инноваций.
Ключевые слова: ЛПК; лесное хозяйство; лесозаготовки; плотность сети дорог; планирование лесных дорог.
DEVELOPMENT OF WOOD TRANSPORT INFRASTRUCTURE -FINNISH EXPERIENCE
Gerasimov Y., DSc, Prof., researcher of the Finnish Forest Research Institute, Karvinen S., researcher of the Finnish Forest Research Institute,
Syunev V., DSc, Prof., Vice-rector of the Petrozavodsk State University,
Sokolov A., PhD, Associated Prof., Head of Department of the Petrozavodsk State University, Katarov V., Post-graduate student of the Petrozavodsk State University
The comparison of forest roads infrastructure in Russia and Finland and common principles of road planning and construction in Finland are described. This work has been carried out in the project “Creation of planning system of forest infrastructure and management for industrial and energy wood transportation”, funded by the Federal Agency of Science and Innovations of Russian Federation and the project “Wood harvesting and logistics in Russia - Focus on research and business opportunities”, funded by the Finnish Funding Agency for Technology and Innovation.
Keywords: Forest sector; forest roads; forestry; wood harvesting; density of forest roads; forest roads planning.
Одна из основных проблем, сдерживающих развитие лесопромышленного комплекса России, - очень низкая обеспеченность транспортной инфраструктурой. Слабо развитая дорожно-транспортная инфраструктура лесопользования ограничивает возможности более полного освоения эксплуатационных лесов и снижает экономическую доступность лесных древесных ресурсов. Поэтому Стратегией развития лесного комплекса РФ на период до 2020 г. [1] предусмотрен ряд мероприятий, обеспечивающих развитие лесной транспортной инфраструктуры, в частности, связанных с совершен-
ствованием действующей нормативно-методологической базы планирования, строительства и содержания лесных дорог с учетом параметров современных лесовозных автопоездов.
Плотность сети лесных дорог в Российской Федерации составляет всего 1,5 км на одну тыс. га лесных земель [1]. Общая протяженность автомобильных дорог в лесном фонде РФ составляет 1618 тыс. км, из них:
• дороги общего пользования - 490 тыс. км,
• дороги лесохозяйственного назначения - 724 тыс. км