Научная статья на тему 'Целевая модель управления энергетическим сектором пенитенциарной системы'

Целевая модель управления энергетическим сектором пенитенциарной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР / ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова Ольга Владимировна, Карева Ирина Алексеевна

Статья посвящена вопросам управления энергетическим сектором пенитенциарной системы. На основе концепции управления по целям составлено укрупненное дерево целей управления энергетическим сектором, учитывающее структуру управления принятую в пенитенциарной системе России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целевая модель управления энергетическим сектором пенитенциарной системы»

Целевая модель управления энергетическим сектором пенитенциарной

системы.

The target model Energy Sector Management penal system.

Макарова Ольга Владимировна. доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента Академии права и управления ФСИН России; e-mail: gasparyan.svetlana@yandex.ru Карева Ирина Алексеевна адъюнкт кафедры экономики и менеджмента Академии права и управления ФСИН России e-mail: irishakareva@yandex.ru

Makarova Olga Vladimirovna doctor of Economics, Professor of chair of «Economics and Management» Academy of law

and management FSIN of Russia e-mail: gasparyan.svetlana@yandex.ru Kareva Irina Alekseevna associate chair of «Economics and Management» Academy of law and management FSIN of Russia e-mail: irishakareva@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена вопросам управления энергетическим сектором пенитенциарной системы. На основе концепции управления по целям составлено укрупненное дерево целей управления энергетическим сектором, учитывающее структуру управления принятую в пенитенциарной системе России.

Abstract

The article deals with energy sector management of the penal system. Based on the concept of management by object is composed the tree objectives energy sector management takes into account the governance structure adopted in the Russian penal system.

Ключевые слова: пенитенциарная система, энергетический сектор, дерево целей, энергетическая безопасность, энергосбережение.

Keywords: penal system, energy, tree objectives, energy security, energy efficiency.

Пенитенциарная система Российской Федерации одна из самых многочисленных в мире. По состоянию на первое января 2013 года в исправительных колониях и следственных изоляторах России находилось 682,9 тыс. человек[5].

В систему Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН) по данным на 1 января 2013 года входит 1019 исправительных учреждений[5].

В соответствии с Положением о федеральной службе исполнения наказаний[2], к основным задачам деятельности ФСИН России относится исполнение уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых и обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, а также работников уголовноисполнительной системы, создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Для реализации поставленных государством задач ФСИН России осуществляет свою деятельность в различных направлениях. Одним из таких

направлений является обеспечение бесперебойным снабжением энергоресурсами учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС).

В виду территориальной разрозненности и значительной удаленности некоторых учреждений УИС от энергетических центров, УИС обеспечивает бесперебойные поставки энергии на объекты за счет собственного энергетического комплекса. Энергетический комплекс УИС является неотъемлемой частью ТЭК России. В составе энергетического комплекса используется 1125 собственных котельных установок, 2500 силовых трансформаторов, 1190 дизель-генераторов, 30942 км. тепловых и 39398 км. электрических сетей[4].

Учреждения УИС потребляют более 6,2 млн. Гкал тепловой энергии, и около 2,4 млрд. кВт час электрической энергии в год[4]. Из них более 70% тепловой энергии вырабатывается собственными тепловыми узлами.

Ежегодные затраты на обеспечение уголовно-исполнительной системы всеми видами энергетических ресурсов составляют около 10% от затрат на содержание всей УИС. На современном этапе развития вопросы экономного потребления энергетических ресурсов и повышения уровня энергетической безопасности УИС являются одним из приоритетных направлений развития энергетического сектора пенитенциарной системы.

Исходя из определения энергетической безопасности России, под энергетической безопасностью УИС, по нашему мнению, следует понимать обеспечение состояния защищенности пенитенциарной системы, ее сотрудников и спецконтингента путем предупреждения и ликвидации угроз надежному энергетическому обеспечению. К угрозам, прежде всего, относятся события кратковременного либо долговременного характера приводящие к дестабилизации работы энергетического сектора УИС, способные нарушить или ограничить энергоснабжение учреждений и органов системы, а так же привести к авариям и другим негативным последствиям.

Возможность возникновения угроз энергетической безопасности зависит от функционирования ТЭК как в целом, так и энергетического комплекса УИС в частности.

Обеспечение нормальных условий функционирования всей пенитенциарной системы невозможно без постоянного бесперебойного энергоснабжения, включающего все виды энергии: тепловую, электрическую, водопотребление.

В рамках Концепции развития УИС до 2020 года[3], одной из приоритетных задач является повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития. Решение этой задачи возможно за счет повышения эффективности надзора за поведением лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, с применением современных технических средств надзора, введение мониторинга за поведением осужденных с помощью технологий электронного контроля, а так же создание материально-бытовых условий содержания осужденных в условиях суровых климатических особенностей большей части территории РФ. Следует отметить, что без надежного энергоснабжения обозначенные направления могут оказаться нереализуемыми.

Проведенный нами анализ состояния энергетического комплекса УИС выявил потенциальное существование угроз энергетической безопасности. Эти угрозы вызваны наличием ряда причин, влияющих на обеспечение устойчивого энергоснабжения учреждений УИС.

К таковым можно отнести высокий износ энергетического оборудования, перегруженная и не всегда эффективная система планирования потребления энергоресурсов, неравномерное финансирование оплаты потребляемых энергоресурсов.

Таким образом, необходимость повышения уровня энергетической безопасности УИС, а так же построения единой системы управления энергосбережением в пенитенциарной системе требует разработки

долгосрочной стратегии, реализация которой требует внедрения эффективных методов, механизмов и инструментов управления.

В целом идеология стратегического развития энергетического сектора УИС должна исходить из реализации определенных стратегических целей. Основная проблема функционирования энергетического сектора, на наш взгляд, заключается в отсутствии четко поставленных целей функционирования и развития энергетического сектора УИС. Работу последнего сегодня можно сравнить с работой крупного жилищнокоммунального хозяйства. В соответствии с законом «О энергосбережении»[1] все регионы ежегодно пытаются достичь установленной нормы экономии энергетических ресурсов, проводятся мероприятия направленные на подготовку объектов к отопительному сезону. При этом, такой важной стороне, как управление энергетическим сектором, не уделяется должного внимания. У сотрудников отсутствует понимание для чего необходимо экономить ресурсы, кроме того что это требуется указанием «сверху», как должен функционировать и развиваться комплекс в целом. Это связанно с отсутствием системы целей доступной для понимания и реализации. В результате отсутствует мотивация к каким-либо действиям и инициативам со стороны персонала в отношении эффективного функционирования энергетического сектора УИС.

В настоящее время сбережение энергоресурсов равносильно их производству именно поэтому усилия по повышению энергоэффективности и энергосбережению позволят снизить энергоемкость всех видов деятельности, укрепляя тем самым энергетическую безопасность. Проведенные нами исследования показали, что УИС имеет значительный потенциал экономии энергоресурсов. Так только в рамках выполнения закона «Об энергосбережении» к концу 2015 года потребление энергоресурсов в УИС может быть сокращено на 15% по отношению к уровню 2009 года, т.е. на 2172 тыс. кВт.ч электрической энергии и 5785 Гкал тепловой энергии и позволит

сэкономить около 9,5 млн. руб. бюджетных средств[1]. На сегодня ресурсы энергосбережения постепенно исчерпывают себя, хотя потенциальные возможности остаются. Для эффективного функционирования энергетического сектора необходима целевая программа энергосбережения, которая позволит достичь установленных законом норм потребления энергии, а так же уровня надежного бесперебойного снабжения учреждений и органов УИС энергоресурсами.

Однако, современные реалии таковы, что реализация программ по энергосбережению и энергоэффективности, активно применяемая в регионах, практически не имеет применения в ведомственных учреждениях. Разработка программ по энергетическому обследованию учреждений и органов УИС находится в начальной стадии, отсутствует контроль и профессионализация кадров, не налажена работа с муниципалитетами и региональными комиссиями по тарифам, использование новых технологий и программного обеспечения находится на низком уровне. При формировании стратегии необходимо обратить пристальное внимание на особенности

функционирования энергетического сектора УИС, разработать такие целевые индикаторы, достижение которых будет возможным в специфических условиях функционирования системы.

В современных условиях построение системы управления топливноэнергетическим комплексом УИС возможно с применением программноцелевого принципа в совмещении с принципами целевого, ресурсного и программного планирования. В системе управления органами

государственной власти концепция программно-целевого планирования находит наибольшее практическое применение. Так, программно-целевой принцип планирования играет ведущую роль в планировании народнохозяйственных программ. С учетом того, что применить принцип программно-

1 Рассчитано автором на основе данных ведомственной статистической отчетности ФСИН России: Отчет об использовании топливно-энергетических ресурсов за 4 квартал 2012 года.// Утвержден Приказом ФСИН России от 03.10.2012 №459.

целевого планирования в том виде, в каком он применяется на федеральном и региональном уровне в отношении энергетического сектора УИС невозможно, в виду узкой ведомственной направленности, нами разработана целевая модель управления ТЭК УИС на основе концепции - управления по целям Menegment by Object (МВО)[8].

При построении системы управления нами принималась во внимание поэтапная разработка модели.

На первом этапе построения модели необходимо определить ключевые цели, к достижению которых должна стремиться вся система управления энергетикой УИС. Учитывая, что одной из главных особенностей управления по целям считается существование иерархии целей внутри экономической системы, нами была разработана модель в виде «дерева целей».

Поясним определение понятия «дерево целей» - метод стратегического планирования, представляющий собой взаимосвязь, целей разных уровней[8, с.89]; совокупность последовательно дробящихся целей в соответствии с понижающимся уровнем подсистем [6, с. 103], цели каждой из подсистем организации увязываются в схеме дерева целей, представляющей собой наглядную модель взаимосвязи целей системы в целом и отдельных ее подсистем. При построении «дерева целей» управления энергетическим сектором УИС мы опирались на особенности управления всей пенитенциарной системы.

Вся система управления строится по уровням подчиненности от высшего - Центральный аппарат ФСИН России до низшего - учреждение УИС. Так как достижение выше поставленной цели возможно только путем реализации целей нижнего уровня - уровня исполнителя, в предлагаемой модели представлена система подчиненности вплоть до энергетической единицы (отдела главного механика в учреждениях, отопительных котельных).

В укрупненном виде «дерево целей» управления ТЭК УИС представлено на рисунке 1.

Г енеральная цель

Цели 1-го уровня

Цели 2-го уровня

Цели 3-го уровня

Цели 4- го уровня

Исполнение уголовных наказаний, и обеспечение правопорядка и законности в учреждениях УИС, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан.

Цель 1

Цель 2

Энергетический сектор

Г осударственный уровень

Сектора ФСИН России

Цель 3..,

Достижение высокого уровня надежного бесперебойного снабжения энергоресурсами и построение эффективной системы энергосбережения

Управления ФСИН России

Разработка мероприятий направленных на соблюдение энергетической безопасности объектов УИС

Разработка и реализация целевой программы энергосбережения

Разработка перечня мероприятий, направленных на эффективное функционирование энергетического сектора УИС

Территориальные органы ФСИН России

1. Формирование критериев энергетической безопасности путем анализа возможных угроз

Учреждения

УИС

1.Анализ применяемых технологий энергосбережения.

2.Разработка мероприятий по модернизации и оптимизации режимов работ энергетического оборудования.

3.Разработка программы снижения энергозатрат.

4.Составление ТЭБ территориальных органов

1.Анализ динамики потребления ТЭР.

2.Составление системы планов и прогнозов на уровне территориального органа.

3.Применение современных систем учета и планирования энергоресурсов.

1.Недопущение нарушение режима работ энергетического оборудования

2.Поддержание в рабочем состоянии резервных дизель-генераторов

3.Обеспечение электропитания учреждения от разных поставщиков и/или разных фаз электричества

1.Анализ режима работ энергетического оборудования.

2.Анализ причин потерь и сверхнормативных издержек. 3.Организация складского хранения тэр.

4.Установка энергосберегающего оборудования, замена ламп накаливания

5.Установка приборов учета потребляемой энергии, в том числе раздельно по видам потребления

1.Формирование и планирование потребности в тэр.

2.Первичный учет потребления тэр

Цели 5- го уровня

1.Контроль режима работы энергетических установок в целях недопущения превышения использования топлива над нормативом.

2.Поддержание запасов кпт на уровне неснижаемого остатка.

''У

1.Мониторинг работы приборов учета

2.Своевременный учет показаний приборов учета

Рисунок 1 - Укрупненное дерево целей управления энергетическим сектором

УИС

В ходе разработки системы управления нами была применена пятиуровневая иерархия дерева целей. Если провести сравнение со структурой регионального государственного управления такое количество уровней будет наиболее приемлемо. Отметим, что в рамках данной статьи представлено укрупненное дерево целей, на основе которого можно в дальнейшем построить детальную декомпозицию целей.

На верхнем уровне традиционно расположена генеральная цель, в нашем случае это цель государственного уровня, на достижение которой направлена вся система функционирования УИС - исполнение уголовных наказаний, и обеспечение правопорядка и законности в учреждениях УИС, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан.

Второй уровень составляют цели, которые должны реализоваться на уровне управления всей УИС исходя из различных направлений деятельности.

За достижения целей следующего уровня целей отвечают управленцы высшего звена - Управления ФСИН России. За работу энергетического сектора в основном несут ответственность управление трудовой адаптации осужденных и управление тылового обеспечения ФСИН России. Реализация целей третьего уровня находится в ведении территориальных органов ФСИН России. К ним относятся управленческий персонал Главных управлений и Управлений ФСИН России. При этом достижение поставленных целей реализуется посредством исполнения своих задач сотрудниками, отвечающими за функционирование энергетического сектора УИС соответствующего территориального органа. Количество целей для данного уровня варьируется от трех до шести. Так как меньшее количество целей не позволит с достаточной полнотой охватить все важные стороны функционирования энергетического сектора, а большее количество целей, приведет к невозможности их управления, так называемый «управленческий предел»[7].

Цели четвертого уровня характеризуют качество управления на уровне учреждений УИС, к таковым относятся исправительные колонии, воспитательные колонии, следственные изоляторы и др. как и на вышестоящем уровне, общую ответственность за достижение поставленных целей, несет управленческий персонал учреждений, а непосредственная реализация возложена на сотрудников подразделений, отвечающих за энергоснабжение учреждения всеми видами топлива и энергии. И, наконец, цели пятого уровня должны соответствовать результатам работы конкретных ответственных лиц в учреждениях УИС, отвечающих за энергетическое обеспечение (сотрудники котельных, главный энергетик и др.).

Практическая ценность предложенной модели заключается в наглядном отображении способов достижения главной цели, путем декомпозиции на ясные подцели с фундаментом задач нижних уровней иерархии.

Каждая цель может достигаться за счет различных мероприятий, которые могут быть применимы альтернативно либо в комплексе. Разработка совокупности экономических мероприятий, а так же их взаимоувязка с целями функционирования системы и оценка их эффективности явится продолжением дальнейших научных исследований.

Современная пенитенциарная система России, находится в стадии масштабного реформирования. С учетом территориальной разрозненности и значительного удаления многих учреждений УИС от энергетических центров, а так же в связи с необходимостью выполнения задач возложенных государством, развитие и эффективное функционирование энергетического сектора УИС требует пристального внимания со стороны руководства пенитенциарного ведомства. Предложенная нами модель управления по целям с учетом формирования практических мероприятий по их реализации может быть полезна и значима для пенитенциарной системы, особенно в области практической реализации мер по обеспечению энергосбережения.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 23.11. 2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации».//Консультант Плюс.

2. Положение о федеральной службе исполнения наказаний утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314. // Консультант Плюс.

3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы российской федерации до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р.// Консультант Плюс.

4. Ведомственная статистическая отчетность ФСИН России: Отчет об использовании топливно-энергетических ресурсов за 4 квартал 2012 года. Утвержден Приказом ФСИН России от 03.10.2012 №459.

5. Ежемесячный справочник «Итоги деятельности уголовноисполнительной системы». Январь-июль 2013г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Архипова Н.И. Организационное управление: учебное пособие/ под ред. Н.И. Архиповой. М.: 2007г. - 733с.

7. Горшков А.С. Принципы управления по результатам в деятельности органов власти.// А.С. Горшков Управленческое консультирование. -2008. №1. С.5-14

8. Овчинников С.А. Управление по целям как парадигма современного менеджмента (Питер Друкер и развитие его идей)./С.А. Овчинников.// Вестник РГГУ серия «Управление». - 2013. №6. С.30-41

9. Полищук Е.В. Упорство ведет на... вершину (обоснование дерева целей предприятия)./ Е.В. Полищук// Креативная экономика. - 2012. №4. С.89-94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.