Научная статья на тему 'Энергосбережение и энергоэффективность в пенитенциарной системе'

Энергосбережение и энергоэффективность в пенитенциарной системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
642
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ / ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карева Ирина Алексеевна

В статье рассмотрен потенциал энергосбережения в пенитенциарной системе, выявлены основные проблемы, препятствующие повышению ее энергетической эффективности и предложен примерный перечень мероприятий предлагаемых для включения в целевую программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности пенитенциарной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карева Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергосбережение и энергоэффективность в пенитенциарной системе»

УДК 332

Карева Ирина Алексеевна

адъюнкт кафедры экономики и менеджмента Академии права и управления ФСИН России irishakareva@yandex. ru Irina A. Kareva

graduated in a military academy of chair of economy and management of Academy of the right and management of FSIN of Russia irishakareva@yandex.ru

Энергосбережение и энергоэффективность в пенитенциарной системе Energy saving and efficiency in the penal system

Аннотация. В статье рассмотрен потенциал энергосбережения в пенитенциарной системе, выявлены основные проблемы, препятствующие повышению ее энергетической эффективности и предложен примерный перечень мероприятий предлагаемых для включения в целевую программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности пенитенциарной системы.

Ключевые слова: пенитенциарная система, энергосбережение, программа энергосбережения, энергосберегающие мероприятия.

Abstract. The article describes the energy saving potential in the penal system, the main problems preventing the improvement of its energy efficiency an indicative list of measures proposed for listing in the target program of energy saving and energy efficiency penal system.

Keywords: penal system, energy conservation, energy-saving program, energy-saving measures.

Все большую актуальность приобретает в наше время необходимость экономии энергетических ресурсов, как в масштабах страны, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов и систем. Пенитенциарная система России, обеспечивая важнейшую государственную роль исполнения наказаний, остро нуждается в стабильном и надежном энергоснабжении. Сегодня энергообеспечение учреждений уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) обходится бюджету в 13 млрд. рублей в год [4]. Значительная энергоемкость бюджетного сектора в целом и пенитенциарной системы, в частности, рост цен на коммунальные услуги и энергетические ресурсы, переопределяют необходимость перманентного проведения мероприятий, направленных на экономию потребляемых ресурсов.

Внедрение энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в учреждениях пенитенциарной системы сегодня выступает ключевым фактором экономии бюджетных средств на обеспечение надежного функционирования энергетического сектора УИС. По некоторым оценкам [3, с.53] экономический

потенциал энергосбережения в бюджетном секторе может составить 17-45% от текущего потребления.

Ежегодно потребление энергетических ресурсов в натуральном выражении учреждениями УИС снижается [4]. Так, в 2013 году в бюджетном секторе УИС достигнуто снижение потребления общих энергоресурсов в натуральном выражении по сравнению с 2012 годом в сопоставимых условиях на 489.8 млн. кВт часов, или 6,1%. Достигнуто также снижение потребления котельно-печного топлива для выработки тепловой энергии собственными котельными в бюджетном секторе на 28,9 тыс. т у. т., или 5,3% (Табл. 1, Рис. 1).

Таблица 1 - Экономия потребляемых энергоресурсов в бюджетном сек-

торе УИС, 2011-2013 годы

2011 год 2012 год 2013 год

в % в % в %

в нат. к в нат. к в нат. ед. к

ед. аппг ед. аппг аппг

Электроэнергия, млн. кВт.час 61,6 3,1 23,3 1,2 72,6 3,8

Тепловая энергия, тыс. Гкал 278,3 4,8 1210,8 22,2 1611,3 24,2

Котельно-печное топливо, тыс. т у. т. 82,7 13,2 1,7 0,3 28,9 5,3

Источник: Рассчитано автором на основе ведомственного статистического наблюдения по форме ФСИН-10 (ТЭР-1).

30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

24,2 Щ-Т^г

13,/

* и

* 4,2 ■"Се -ЗЦз ^^-О 3,8

-Электроэнерг ин

-Тепловая энергия

Котельно-печное топливо

Рис. 1 - Динамика экономии энергоресурсов в бюджетном секторе 20102013 годы, %

При этом наблюдается рост затрат на оплату коммунальных услуг. Это свидетельствует о значительном росте стоимости энергетических ресурсов, а сохранение опережающих темпов роста платы за энергетические ресурсы предопределяет актуальность задачи повышения энергоэффективности учреждений пенитенциарной системы.

Энергосбережение в УИС должно быть не разовой процедурой, а основой политики развития энергетического сектора пенитенциарной системы. Однако, при понимании необходимости работ по энергосбережению, мероприятия по

повышению энергоэффективности в учреждениях УИС проводятся с большим трудом и в малых объемах.

Опыт проведенных энергетических обследований в учреждениях бюджетной сферы [6], а также проведенные энергообследования в учреждениях пенитенциарной системы дают основание полагать о существовании трех основных проблем, препятствующих повышению энергетической эффективности пенитенциарной системы:

- недостаточная оснащенность приборами учета ТЭР;

- отсутствие стимулов к снижению потребления энергоресурсов;

- ограниченное финансирование энергосберегающих мероприятий.

Все эти проблемы взаимосвязаны между собой, и решение их должно быть комплексным.

На уровне регионов Российской Федерации идет активная реализация мероприятий, направленных на энергосбережение, разрабатываются целевые программы по повышению эффективности использования энергии. Учреждения УИС остаются в стороне, работа в области энергосбережения ведется на уровне формирования задания (плана) по экономии ресурсов, сформированный перечень мероприятий для применения на объектах УИС носит декларативный характер. Оценка мероприятий, направленных на энергосбережение, не проводится на должном уровне.

Рассмотрим обозначенные проблемы подробнее.

Низкая оснащенность приборами учета энергии. Данные, полученные при проведении мониторинга потребления энергетических ресурсов с применением приборов учета в учреждениях УИС, свидетельствуют о недостаточной оснащенности в основном приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения -только 58,8 % потребляемой тепловой энергии и 57,9% горячего водоснабжения учитывается по приборам учета. При этом в ряде территориальных органов (УФСИН России по Р. Калмыкия, Марий Эл, Чеченской Р., Пермскому и Приморскому краям, Амурской, Брянской, Волгоградской и некоторым другим областям) уровень оснащенности приборами учета ниже 50% [4]. В отсутствие приборов учета потребления энергетических ресурсов оплата происходит по расчетам снабжающих организаций. При этом зачастую расчетные договорные величины тепловой энергии завышены.

Как таковая, установка приборов учета энергии не является ресурсосберегающим мероприятием, а представляет «инструмент превращения экономии ресурсов в экономию средств на их оплату» [5]. Оплата потребляемых ресурсов по фактическому потреблению создает хороший стимул для поиска решений по сокращению нерационального потребления, и, как следствие, снижению затрат на оплату коммунальных услуг.

Сегодня анализ по применению энергосберегающих мероприятий в пенитенциарной системе провести достаточно проблематично из-за отсутствия необходимых статистических данных. Поэтому считаем целесообразным обратиться к опыту положительного внедрения энергосберегающих мероприятий в учреждениях бюджетной сферы в целом.

По данным, приведенным в работах, посвященных внедрению практического опыта энергосбережения [1; 6], в 2003-2006 гг. в регионах и муниципалитетах России были реализованы отдельные мероприятия и проекты повышения энергоэффективности бюджетной сферы, в том числе и установка приборов учета, что позволило снизить затраты в бюджетных организациях Ростовской области на оплату отопления на 16%, горячей воды - на 69%, холодной воды и стоков - на 34%. Установка приборов учета и регулирования (приборы регулирования и коррекции «перетопов» позволяют экономить до 50% тепловой энергии) на объектах бюджетной сферы Норильска позволили сэкономить 125 млн. руб.

Экономия средств может стать источником финансирования модернизации собственного энергетического хозяйства УИС.

Отсутствие стимулов к снижению потребления энергоресурсов получателей бюджетных средств. Разработка и реализация проектов повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов позволяет осуществить значительную экономию бюджетных средств, при этом результат во многом зависит от решения вопросов организации экономических стимулов для сотрудников учреждений. До настоящего времени в учреждениях пенитенциарной системы не разработаны и не реализованы механизмы стимулирования энергосбережения.

Исследователи [1;6] сходятся во мнении, что часть экономии бюджетных средств полученной от внедрения энергосберегающих мероприятий и повышения энергоэффективности должна оставаться в распоряжении бюджетного учреждения. Данное мероприятие сложно оценить с экономической точки зрения, при этом, как показывает практика, когда появляется материальный интерес, сотрудники начинают бережнее и ответственнее относиться к энергопотреблению и выполнению энергосберегающих мероприятий.

Ограниченное финансирование энергосберегающих мероприятий.

Энергетический комплекс пенитенциарной системы преимущественно функционирует за счет средств федерального бюджета. Отсутствие ведомственных целевых программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности негативно сказывается на развитии энергетического сектора УИС. Отсутствуют законные возможности и основания для получения финансирования из бюджета, учреждения вынуждены реализовывать энергосберегающие мероприятия за счет средств производственного сектора УИС. В этой связи представляется важной разработка ведомственной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности УИС в разрезе территориальных органов управления.

Программа энергосбережения - документ, играющий ключевую роль в формировании и обосновании стратегии развития энергетического сектора пенитенциарной системы. Все мероприятия, подлежащие включению в программу, формируются заинтересованными лицами с учетом актуальности, обоснованности, выполнимости, фактов финансовой обеспеченности и сравнительной эффективности. Ранжирование мероприятий осуществляется исходя из их стоимости и простого срока окупаемости. В первую очередь подлежат осуществ-

лению мероприятия не требующие значительных затрат либо обеспечивающие быстрый возврат вложенных средств.

На основе проведенного анализа типовых мероприятий по энергосбережению, применяемых в бюджетной сфере [3;4;10], а так же предложенных учреждениями УИС для применения на объектах каждого территориального органа управления нами были выделены мероприятия, подлежащие включению в целевую программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Все мероприятия разделены на группы в зависимости от затрат и срока окупаемости. Приведем некоторые из них.

Организационные и малозатратные мероприятия: назначение ответственных лиц за энергосбережение; внедрение системы мотивации персонала и осужденных; размещение агитационных наклеек в местах общего пользования; уплотнение щелей дверных проемов и окон; мониторинг и уменьшение количества электронагревательных приборов и некоторые другие.

Среднезатратные мероприятия: теплоизоляция стен, потолков; замена ламп накаливания на энергосберегающие; установка теплоотражателей за отопительными приборами; установка терморегуляторов и др.

Долгосрочные, высокозатратные мероприятия: оснащение систем теплоснабжения и водопотребления современными приборами учета; внедрение автоматизации систем отопления; внедрение автоматизированной системы управления работой котлов; перевод угольных котельных на газовое топливо и др.

Таким образом, последовательное внедрение энергосберегающих мероприятий, сведенных в единый программный документ - ведомственную целевую программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности учреждений пенитенциарной системы позволит не только экономить бюджетные средства, но и определит развитие энергетики УИС.

Литература

1. Башмаков И.А. Повышение энергоэфективности в организациях бюджетной сферы // Энергосбережение, 2009. № 6.

2. Вагин Г.Я. Экономия энергии в организациях бюджетной сферы// Электронный журнал энергосервисной компании «Экономические системы», 2003 № 12 [Электронный ресурс] URL // http://esco-ecosys. narod.ru/2003 12/art22.htm.

3. Гнездова Ю.В. Инновационный подход к управлению энергосбережением в бюджетной сфере // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление, 2013. № 1. - С.50-54.

4. Отчет «Об использовании топливно-энергетических ресурсов за 2013 год.»//Ведомственная статистическая отчетность. - Тверь.: НИИИТ ФСИН России, 2014.

5. Сиваев, С.Б. Институциональные проблемы повышения энергоэффективности жилищного и бюджетного секторов — Москва: Фонд «Институт экономики города», 2010. — 119 с.

6. Энергосбережение и энергоэффективаность в бюджетной сфере УР / [Электронный ресурс]

URL:http://alnashi.udmurt.ru/regulatory/programs/energo-sberezh/2012-06-29/energosberezhenie.pdf.

References

1 . Bashmakov IA Improving energy efficiency in public sector organizations . /Power Saver, 2009. № 6.

2 . Vagin GY Energy savings in the public sector organizations // Electronic Journal of Energy Service Company " economic system." 2003 № 12 [electronic resource] URL / / http://esco-ecosys.narod.ru/2003 12/art22.htm.

3 . Gnezdova Y. Innovative approach to the management of energy efficiency in the public sector // Bulletin of Moscow University SY Witte. Series 1: Economy and upravlenie, 2013 № 1. - P.50 - 54.

4. Report "On the use of energy resources for 2013." // Departmental statistical reports. - Tver : NIIIT FSIN of Russia, 2014 .

5. Sivaev SB Institutional problems of energy efficiency of housing and budget sectors - Moscow : The "Institute for Urban Economics ", 2010. -119 p.

6 . Energoeffektivanost Energy saving and in the public sector SD. [electronic resource] URL: http://alnashi.udmurt. ru/regulatory/programs/energo-sberezh/2012-06-29/energosberezhenie.pdf / verified 25/05/2014 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.