УДК 62-621.2
Борисов Е. А. студент 4 курса Теплое А. В. студент 4 курса Кадермятова Д. Ш. студент 3 курса Лобынцева О. А. студент 3 курса
«Политехнический институт им. Н. Н. Поликарпова» Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
Россия, г. Орел
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ УСТАНОВКИ ГАЗОБАЛЛОННОГО
ОБОРУДОВАНИЯ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА Аннотация: В статье проведен анализ эффективности установки газобаллонного оборудования на автомобили. Для примера рассчитана стоимость установки газобаллонного оборудования на различные автомобили в Орловском регионе, а так же количество выбросов СО и затраты на топливо.
Ключевые слова: газ, топливо, двигатель, сгорание, затраты.
Borisov E.A. Student
4year, "Polytechnic Institute. N.N. Polikarpova » Orel State University. Turgenev Russia, the city of Orel Teplov A.V. Student
4year, "Polytechnic Institute. N.N. Polikarpova » Orel State University. Turgenev Russia, the city of Orel Kadermjatova D. Sh.
Student
3 course, "Polytechnic Institute. N.N. Polikarpova »
Orel State University. Turgenev Russia, the city of Orel Lobyntseva O.A. Student
3 course, "Polytechnic Institute. N.N. Polikarpova »
Orel State University. Turgenev Russia, the city of Orel
ANALYSIS EFFICIENT INSTALLATION OF LPG EQUIPMENT IN
ROAD TRANSPORT Abstract: The article analyzes the effectiveness of the installation of LPG
equipment for cars. For example, calculated the cost of installation of LPG equipment for various vehicles in the Orel region, as well as the amount of CO emissions and fuel costs.
Keywords: gas, fuel, engine, combustion costs.
Современные двигатели автомобилей имеют большое количество видов топлива, например, бензин, дизель, природный газ и его смеси. [1]
Природный газ - это раствор пропана и бутана, который находится в жидком состоянии при очень низком давлении (1,6 - 2 МПа). Хранится в специальных газобаллонных оборудованиях (ГБО). Сам газ не должен занимать весь объем баллона, а лишь его часть должна находиться в газообразном состоянии. В противном случае может случиться разрушение баллона из-за увеличения объема жидкости при нагреве. Перед тем, как подать газ в камеру сгорания, нужно снизить его давление, для этого используют редукторы специального назначения. Сжиженный газ сначала переводится в газообразное состояние при помощи испарителя, а затем поступает в камеру сгорания при помощи редуктора. [2]
Если рассматривать антидетонационную стойкость газа, то она выше чем у жидких нефтяных топлив. Смесь газа с воздухом имеет малую теплоту сгорания и поэтому стандартные двигатели внутреннего сгорания при работе на газе имеют меньшую мощность. [3]
Газовое топливо получило широкое распространение в двигателях внутреннего сгорания не только из-за высокой температуры достаточной для воспламенения, но и его экономичности и экологичности. [4] В таблице 1 приведена классификация автотранспорта по содержанию СО в отработавших газах.
Таблица 1 - Содержание СО в отработавших газах.
Вид транспорта Вид топлива Приведенные выбросов (СО, кг)
Легковые автомобили Бензин 1050
Дизельное топливо 740
Природный газ 590
Грузовые Автомобили Бензин 3320
Дизельное топливо 2950
Природный газ 1900
Автобусы Бензин 2830
Дизельное топливо 1530
Природный газ 980
Число выбросов СО, кг
_ 3500
* 3000
I 2500 } ^
5 Дизель „ Дизель „ Дизель „
¿Д Приро Приро Приро
и ,- ное „ ное „ ное
ш Бензин дныи Бензин дныи Бензин дныи
^ топлив топлив топлив
а газ газ газ
с о о о
Легковые автомобили Грузовые Автомобили Автобусы
■ Значение выбросов 1050 740 590 3320 2950 1900 2830 1530 980
График 1 - Число выбросов СО, кг
Из таблицы и графика 1 видно, что использование природного газа значительно уменьшает число выбросов CO в атмосферу, тем самым нанося меньший вред окружающей среде.
По сравнению с бензиновым и дизельным топливом, газ имеет некоторые преимуществами при применении его в качестве горючего для двигателей внутреннего сгорания:
1. Газ гораздо дешевле жидкого нефтяного топлива.
2. Лучше смешивается с воздухом, образуя однородную горючую смесь, и обеспечивает более полное сгорание, именно поэтому в отработавших газах газобаллонных автомобилей содержится меньше вредных веществ.
3. Газ, в отличие от бензина и дизеля, не разжижает моторное масло, что уменьшает износ деталей двигателя. [5]
По мере использования ГБО был посчитан средний расход топлива на 100км.
Таблица-2 Средний расход топлива
Объем Двигателя Расход топлива Расход топлива Расход топлива
внутреннего л/100км- бензин л/100км- дизель л/100км- газ
сгорания
1.2 6,2 5,4 -
1.4 7,1 6,3 -
1.6 8,4 7,2 9,4
2.0 10,5 9,0 10,5
Анализ рынка показал, что на автомобили с объемом двигателей 1.21.4 литра газ ставят крайне редко, поэтому в расчетах они не учитываются.
С учетом нынешних среднерыночных цен на топливо ниже представлена таблица с затратами на топливо в расчете руб/100км.
Таблица 3 - Затраты на топливо руб/100км
Объем двигателя внутреннего сгорания Затраты руб/100км-бензин Зараты руб/100км-дизель Зараты руб/100км-газ
Аи-92 Аи-95
1.2 217 235,6 183,6 -
1.4 248,5 269,8 214,2 -
1.6 294 319,2 244,8 183,3
2.0 367,5 399 306 204,75
Расчеты были произведены исходя из цен на топливо:
1. Бензин:
• Аи-92 - 34руб/л
• Аи-95 - 38руб/л
2. Дизель - 34руб/л
3. Природный газ - 19,5руб/л
По результатам исследования видно, что применение природного газа в качестве топлива на двигателях с объемом 1.6-2.0 литра значительно выгоднее, чем использование бензина и дизеля на двигателях, с тем же объемом.
Анализ и стоимость установки ГБО на автотранспорт в г. Орел показал, что средняя цена услуги (оборудование и установка) составляет 30тыс.руб. для автомобилей с объемом двигателя внутреннего сгорания 2.0 литра, а для двигателей 1.6 цена услуги составляет 25тыс.руб.
Техническое обслуживание ГБО в год составляет не более 1,5тыс руб.
Срок окупаемости установки ГБО на автомобиль составляет в среднем от шести до двенадцати месяцев при среднем пробеге в 10-15тыс.км в год.
Таким образом, природный газ является самым экологическим видом топлива и его использование позволяет снизить содержание CO. Так же преимуществом является его цена, в чем убедились при расчете затрат на топливо. К недостаткам относится первоначальная установка и затраты на оборудование, снижение мощности автомобиля и повышенный износ клапанов двигателя. [6] Несмотря на некоторые недостатки, газобаллонные автомобили получают все большее распространение в мире. Некоторые производители выпускают автомобили с уже установленным ГБО с конвейера, а на государственном уровне периодически рассматриваются меры по стимулированию покупки и эксплуатации данных автомобилей.
Использованные источники:
1. Панов, Ю.В. Установка и эксплуатация газобаллонного оборудования автомобилей / Ю.В. Панов. - М.: Издательский центр Академия, 2007.
2. Тереньтьев, Т. А. Моторное топливо из альтернативных сырьевых ресурсов / Т. А. Тереньтьев, В. М. Тюков, Ф. В. Смаль. - М.: Химия 1989. -271 с.
3. Зорина, Т. И. и др. Современные тенденции развития технологии газификации твердого топлива // Химия твердого топлива. - 1986. - № 3. - С. 82-93.
4. Фомин, В. М. Автомобильный двигатель, работающий на смесевом топливе бензин-водород / В. М. Фомин, В. Ф. Каменев, Н. А. Хрипач // АГЗК + Альтернативные топлива. - 2006. - № 1. - С. 72-77.
5. Иванов В. Н., Ерохов В. И. Экономия топлива на автомобильном транспорте. - М.: Транспорт, 1984. - 302 с.
6. Филиппов, А.А. Потенциал использования природного газа в качестве моторного топлива / Е.В. Бондаренко, О.В. Дудченко, А.А. Филиппов // Проблемы диагностики и эксплуатации автомобильного транспорта: Материалы II Международной научной практической конференции. -Иркутск, 2009. - С. 280-286.
УДК 351
Брежнева О.В. старший преподаватель кафедра экономической теории и анализа
Биккузина Э.Р. студент 4 курса Экономический факультет Башкирский государственный университет
Россия, г. Стерлитамак
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Аннотация: Статья посвящена управленческому анализу в отраслях промышленности. Выделены факторы, обуславливающие внедрение управленческого анализа в отрасли промышленности. Обозначена роль управленческого анализа в развитии организации.
Ключевые слова: управленческий анализ, управленческий учет, сегментация, прибыль, экономический анализ.
Brezhneva O. V. Bikkuzina E.R.
MANAGEMENT ANALYSIS IN THE INDUSTRIES OF INDUSTRY Annotation: The article deals with management analysis in industries. The factors that lead to the introduction of management analysis in the industry. The role of management analysis in the development of the organization.
Key words: management analysis, management accounting, segmentation, profit, and economic analysis.
Система менеджмента в рыночных условиях экономики приобрела статус не просто важного направления обеспечения эффективного хозяйствования, но и объективно необходимое условие и инструмент самого существования предприятий. С целью организации рациональной системы управления, которая будет включать в себя отделы управления собственно