РАЗДЕЛ II ТРАНСПОРТ
УДК 621.439:629.114.5
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГАЗОВОГО ТОПЛИВА НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ С НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ВПРЫСКОМ БЕНЗИНА
М.В. Банкет
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), Россия, г. Омск
Аннотация. В статье раскрываются проблемы использования газового топлива на автомобилях с непосредственным впрыском топлива. На основании анализа продаж автомобилей авторами установлено, что автомобили с непосредственным впрыском топлива пользуются большим спросом, вытесняя с рынка автомобили с распределенным фазированным впрыском топлива. Приведен анализ способов установки газобаллонного оборудования на автомобили с непосредственным впрыском топлива. Выделяются и описываются характерные особенности газобаллонного оборудования для автомобилей с непосредственным впрыском топлива. Основное содержание исследования составляют результаты стендовых испытаний автомобилей с непосредственным впрыском, работающих на газовом топливе.
Ключевые слова: газовое топливо, непосредственный впрыск, газобаллонное оборудование.
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом мы наблюдаем инновации в автомобильном строении, к примеру, такие как система непосредственного впрыска топлива. И с каждым годом количество автомобилей оснащенных системой непосредственного впрыска растёт [1].
В начале этого тысячелетия жесткие стандарты выбросов отработавших газов в Европе привели к росту популярности систем непосредственного бензинового впрыска. Сейчас подобными системами оснащаются почти половина всех производимых в Европе автомобилей с бензиновыми двигателями. В 2012 году компания Bosch обеспечила поставки более 5 млн. систем непосредственным бензинового впрыска в европейском регионе, и эта цифра выросла до 9 млн. к 2015 году. Внедрение компанией Bosch системы непосредственного впрыска в рамках развития технологии Common Rail привело к революционным изменениям в работе дизельных двигателей. В течение последнего десятилетия эта технология стала неоспоримым стандартом - она применяется в 80% всех новых дизельных авто в мире. Подобные изменения происходят
сегодня и в отношении бензинового двигателя. Инновационные технологии Bosch повышают энергоэффективность топливной системы, позволяют экономить средства владельцам авто на каждом «пройденном» километре, а также существенно сокращают выбросы в атмосферу. Так, в 2013 году в Европе более чем на 40% новых автомобилей с бензиновыми двигателями использовалась система непосредственного впрыска. Согласно подсчетам экспертов Bosch, это позволило сократить количество выбросов С02 в регионе суммарно на 1,2 млн кг [2].
Сегодня в США и Китае около 90 % производимых авто выпускаются с бензиновым ДВС, и несмотря на достаточно жесткие ограничения на импорт систем непосредственного впрыска для локального производства в этих странах компания Bosch прогнозирует стремительный рост продаж. В Китае, например, уже к 2020 году треть всех производимых автомобилей будет комплектоваться системами непосредственного впрыска бензина [2, 3].
Проведя маркетинговые исследования [4] автомобильных дилерских центрахгорода Омска было определено количество продаваемых моделей автомобилей (рис. 1) и коли-
Toyota KIA BMW Hyundai Nissan Skoda
■ Непосредственный ■ Распределённый
Ford
Рис.1.Диаграмма распределения продаваемых моделей автомобилей в зависимости от типа подачи топливавдилерскихцентрахгорода (по наличию автомобилей на сентябрь 2016 г.)
300 250 200 150 100 50
0
Toyota KIA BMW Hyundai Nissan Skoda Ford
Непосредственный
Распределённый
Рис. 2. Диаграмма продаж автомобилей в зависимости от типа подачи топлива (бензин) в дилерских центрахгорода (по состояниюна сентябрь 2016 г.) [4]
чествопроданных автомобил ей (рис. 2) в зависимости от типа подачи топлива.
Продажа и наличие автомобилей в дилерских центрах с непосредственным впрыском топлива (бензин) растут и вытесняют с рынка автомобили с распределённым впрыском топлива.
Рассмотрим технические характеристики автомобилей с непосредственным и распределённым впрыском топлива.
Технические характериетеке твтомобилей с непосредственным впрыском топлива превосходят технические харадттристики автомобилей с распределённым тпрдском топлива в том числе и по расходу тррдива,что мвлятеся приоритетным показателем при выборе твто-мобиля.
Не смотря на тот факт, рто у автомтлплей с непосредственным впрыскоа уменьшенный
расход топлива всё равно остаются такие автомобили, у которых в городском цикле значительный расход топлива (к npnMepy,Nissan Patrol срасходом 20,6 л/100 км [5]).
Согласно Постановлению Правитёльства РФот 15 января 1993 г N 31 ,вцелях снижения дефицитанефтяного моторного топлива установить предельную отпускную цену на сжатый газ в оазмере не более 50 процентов от цены реализуемого в данном регионе бензина, включая налог на добавленную стоимость.
Проведя сравнительный анализ стоимости применяемых в лалтоящее время соторных топлив в городе Омске, установлено, что сто-имоста ежиженного нефтяного гааа (СУГ) в 2 раза ниже стоимостл бензина.
П°)и лборе cтати8тичecкиx данлыа исполь-зоваласл инфо(мация с сайта Федаральной службы государатвенной статистиаи [6].
6
5
4
3
2
1
0
Таблица 1
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ С НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ И РАСПРЕДЕЛЁННЫМ ВПРЫСКОМ ТОПЛИВА (БЕНЗИН)
Марка Вид впрыска Модель автомобиля Модель две Мощность ДВС(л.с.) Объём ДВС(л) Расход топлива (л/100 км)
Toyota Непосредственный Camry D-4SDual 150 2,0 7,2
Распределённый Corolla 2AZ-FE 158 2,4 9,2
Nissan Непосредственный X-Trail MR20 155 2,0 6,9
Qashqai
Распределённый X-Trail QR45DE 137 2,0 8,1
Qashqai
Octavia CHHB 200 2,0 £1,0
Yeti CFNA 150 1,8 7,1
Superb CFNA 150 1,8 7,1
Explorer 3,5 Duratec 294 3,5 11,8
Проанализировав рост распространения и продаж автомобилей с системой непосредственного впрыска, а так же их технические показатели можно сформулировать возникшую проблему: вы-
Рис.З.Соотношение средних цен топлива вгородеОмске на октябрь 2016 г.[6]
сокие денежные затраты на топливо для автомобилей, в том числе автомобилей с системой непосредственного впрыскатоплива(бензин).
Одним из путей снижения затрат на топливо для автомобилей с непосредственным впрыском топлива является переоборудование данных автомобилей для работы на сжи-женномуглеводородном газе.
Методы использования газового топлива на автомобилях с непосредственным впрыскомтоплива.
До недавнего времени не было возможным установить ГБО на автомобили с непосредственным впрыском топлива в цилиндры (Mitsubishi GDI, VW Skoda Audi FSI, Toyota D4, Nissan NeoDIn пр.).
Это обусловлено тем, что при непосредственном впрыске бензиновые форсунки установлены в непосредственной близости к камере сгорания, где очень высокая температура, а охлаждаются они бензином, проходящим через них под высоким давлением. Установить газовые форсунки для подачи газа в камеру сгорания не представляется возможным, а при установке обычного ГБО М-го поколения (газовые форсунки на впускной коллектор), бензиновая система питания таких автомобилей быстро выходила из строя. Дело в том, что для нормальной работы бензиновых форсунок, подающих топливо непосредственно в цилиндр, необходимо, чтобы они охлаждались проходящим через них бензином. А в момент работы на газе бензиновые форсунки отключаются, что приводит к их быстрой закоксовке. Если при езде на газе бензиновые форсунки не будут охлаждаться, то через несколько тысяч ки-
лометров они выйдут из строя и эксплуатация автомобиля на бензине станет невозможной без проведения дорогостоящего ремонта [7].
ГБО IV поколения для автомобилей с непосредственным впрыском топлива (ГБО IV+).
Специалистам итальянской компании BRC удалось решить эту проблему. Разработанная в 2007 году система BRC Sequent Direct Injection (SDI) - это система питания газовым топливом, разработанная для наилучшей интеграции с двигателями с непосредственным впрыском бензина. Sequent Direct Injection - это многоточечная система последовательного фазового впрыска газа (распределенный газовый впрыск). В ГБО IV+ впрыск газа происходит во впускной коллектор, в то время как впрыск бензина производится непосредственно в камеру сгорании параллельно с впрыском газового топлива [8]. Комбинированная схема ГБО IV+ поколения представлена на рис. 4.
Рис. 4. ГБО IV+ поколения. Схема комбинированная общая Б1 - Гэзовый баллон для СУГ, К1 - Мультиклапан, ВЗУ - Выносное заправочное устройство, РП - Разъем для подключения ноутбука,Кл - Кнопка переключения вида топлива, БУГ - Гэзовый блок управления, К2 - Гэзовый клапан, РИ - Редуктор-испаритель, Ф1 - Фильтр жидкой фазы, Ф2 - Фильтр паровой фазы, ДТ1 - Датчик температуры, ДДР - Датчик давления/разряжения, ФГ - Гэзовая форсунка, ФЭБ - Электромагнитная бензиновая форсунка, ДЛ3 - Датчик лямбда зонд, ДТ2 - Датчик температуры, ДВС - Двигатель внутреннего сгорания
Закоксовывание бензиновых форсунок в этой системе не происходит потому, что при работе на газе одновременно подается небольшая порция бензина (около 10 % от количества подаваемого газа), необходимая для охлаждения форсунки [9].
Этот подход позволяет получить ту же простоту установки и возможность использовать те же механические компоненты с очевидными проверенными преимуществами. Фактически, это оборудование отличается от обычного BRC (распределенный газовый впрыск), только блоком управления, а все остальные компоненты (редуктор, форсунки и т.д.) - те же самые. Особенностью BRC SDI является то, что установить эту систему можно только на определенные модели двигателя. BRC SDI нужно устанавливать именно на конкретную модель двигателя, а не марки автомобиля. Один и тот же двигатель 2.0 FSI может стоять на Volkswagen Passat, Jetta, Golf; Skoda Octavia, Super B; Seat Leon; Audi A3, A4, A6 и именно для этого двигателя можно установить оборудование [8]. Для каждой модели двигателя разработчик ГБО предлагает конкретную «прошивку» для оптимальной настройки газобаллонного автомобиля.
Кроме BRC Sequent Direct Injection существуют и другие системы такие как: Easy Fast Direct Injection, производимая итальянской компанией Lovato; Stag-400, производимая польской компанией АС [8].
Проведя расчеты срока окупаемости ГБО IV для автомобиля Nissan Patrol при пробеге автомобиля 20000 км/год было установлено, что данное ГБО окупится за 1,28 лет.
VI поколение ГБО.
VIALLE LPdi - система впрыска СУГ в жидкой фазе непосредственно в камеру сгорания. Это газобаллонное оборудование предназначено для двигателей с непосредственным впрыском топлива (TSI, FSI, TFSI, GDI и т.д.) и известно как ГБО VI поколения [10].
Разработка компании VIALLE LPdi основана на уже получивших признание системах V поколения VIALLE LPI, но имеет ряд особенностей.
Газовый насос под давлением подает газ в так называемый модуль смешивания топлива (FSU), откуда газ подается в штатный ТНВД (насос высокого давления) автомобиля, а уже оттуда в жидком виде под высоким давлением подается через бензиновые форсунки в цилиндры камеры сгорания. Таким образом бензиновые форсунки охлаждаются проходящим через них газом.
Система VIALLE LPdi позволяет эксплуатировать автомобиль только на газе, вообще не использовать бензин. Двигатель можно запускать на газе в любую температуру, ведь газ не нужно подогревать. При использовании системы LPdi нет абсолютно никаких потерь мощности и крутящего момента, а на некоторых автомобилях замечен прирост этих параметров [10].
На сегодняшний день оборудование система LPdi доступно для владельцев автомобилей Volkswagen, AUDI, Skoda, Seat.
Проведя расчеты срока окупаемости ГБО VI для автомобиля Nissan Patrol при пробеге автомобиля 20000 км/год было установлено, что данное ГБО окупится за 1,9 лет.
Система VIALLE LPdi помимо преимуществ имеет ряд недостатков, таких как высокие требования к качеству газового топлива и дороговизна такого газобаллонного оборудования. В Российской Федерации данная система не получила распространения.
Для автомобилей с непосредственным впрыском топлива существует два типа газобаллонного оборудования. На сегодняшний день в сложившейся инфраструктуре использования газового топлива на автомобильном транспорте наиболее рационально использовать для автомобилей с непосредственным впрыском ГБО IV+. Представим результаты стендовых испытаний автомобилей с непосредственным впрыском, работающих на газовом топливе с ГБО IV + поколения.
Результаты стендовых испытаний автомобилей с непосредственным впрыском, работающих на газовом топливе с ГБО IV + поколения на примере автомобиля Nissan Patrol.
Испытания проводились на мощностном стенде Maha LPS 3000, установленном в городе Омске в автомобильном комплексе «АвтоНова». В качестве исследуемых параметров определены: мощность и крутящий момент двигателя.
Мощностной стенд Maha LPS 3000 предназначен для углублённой диагностики автомобилей по тягово-мощностным, скоростным и экологическим параметрам, имитируя движение с реальной нагрузкой. Автомобиль заезжает на блок роликов, имеющих мощный электромагнитный тормоз, с помощью которого и создается сопротивление вращению колесам автомобиля, величина которого задается пользователем. Результаты измерений передаются на компьютерную стойку управления и отображаются на мониторе. Стенд LPS
Рис. 5. Результаты исследования мощности ДВС
М,Н м
500
450 400 350 300 250 200 150
1 1 на 6 &НЗИ не
; \
; /
; на газе
;
; j
\ У
1
# <f / # / AS*
Рис. 6. Результаты исследования крутящего момента ДВС
3000 позволяет оценить: крутящий момент двигателя; мощность двигателя; мощность на ведущих колёсах, величину потери мощности в трансмиссии; скорость автомобиля; экологические показатели работы двигателя под нагрузкой (при наличии газоанализатора и ды-момера) [11].
Расчет мощности двигателя осуществляется по стандартам измерения мощности DIN 70020 (Германский институт стандартизации), ISO 1585 (Международная организация по
стандартизации), Лве 1001 (Японский промышленный стандарт).
Перед определением исследуемых параметров были установлены граничные условия эксперимента:
- температура окружающего воздуха: 19°С;
- атмосферное давление воздуха: 101 кПа;
- относительная влажность воздуха: 41%;
- марка бензина: АИ-98 с октановым числом по исследовательскому методу не менее 98;
Таблица 2
МОЩНОСТЬ И КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ две VK56VD В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
Частота вращения коленчатого вала ДВС, Мощность ДВС, л.с. Крутящего момента ДВС, Нм
4500 280 455
4900 323 463
5200 330 440
5800 404 423
- марка газового топлива: ПА с содержанием пропана 85±10%;
Результаты исследования мощности ДВС представлены на рис.5.
Результаты исследования крутящего момента ДВС представлены на рис.6.
Точность измерения на мощностном стенде Maha LPS 3000 составляет 2 % [11].
Рассмотрим мощность ДВС VK56VD установленного на исследуемом автомобиле Nissan Patrol исходя из технической характеристики данного двигателя (см. табл.2).
Оценка сходимости результатов полученных из технической характеристики с результатами экспериментальных исследований осуществлялась с использованием методики, основанной на законах математической статистки и планировании экспериментов [12]. В результате обработки данных на ЭВМ с использованием программных пакетов «Microsoft Office Excel 2007» [13] были получены численные значения мощности и крутящего момента ДВС в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Исходя из полученных значений установлено, что отклонение результатов экспериментальных исследований составляет не более 2 % от данных представленных в технической характеристики исследуемого ДВС.
В режиме увеличения оборотов до 1750 об/ мин. исследуемый автомобиль при работе на газовом топливе показал увеличение мощности ДВС до 27% и увеличение крутящего момента ДВС до 21% по сравнению с работой на бензиновом топливе. При дальнейшем увеличении оборотов мощность и крутящий момент ДВС снижается до 8% и 10% соответственно.
Проведенные измерения позволяют произвести оценку тягово-мощностных показателей исследуемого автомобиля на газовом топливе.
Согласно полученным результатам исследований установлено:
- мощность исследуемого ДВС с непосредственным впрыском на газовом топливе
увеличились по сравнению с бензиновым топливом на режиме до 1750 об/мин. до 27 % и снизилась на всех остальных режимах работы ДВС от 3 % до 8 %.
- крутящий момент исследуемого ДВС с непосредственным впрыском на газовом топливе увеличились по сравнению с бензиновым топливом на режиме до 1750 об/мин. до 21 % и снизилась на всех остальных режимах работы ДВС от 3 % до 10 %
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенностями применения газового топлива на автомобильных двигателях с непосредственным впрыском бензина является возможность применения только двух систем:
- многоточечной системы последовательного фазового впрыска газа (ГБО V поколение);
- системы впрыска СУГ в жидкой фазе непосредственно в камеру сгорания (ГБО VI поколение).
На сегодняшний день в сложившейся инфраструктуре использования газового топлива на автомобильном транспорте наиболее рационально использовать для автомобилей с непосредственным впрыском многоточечную систему последовательного фазового впрыска газа (ГБО V поколения)
Установлено, что мощность и крутящий момент исследуемого ДВС с непосредственным впрыском на газовом топливе изменилась по сравнению с бензиновым топливом не более чем 10%, что подтверждает эффективность работы автомобилей с непосредственным впрыском, работающих на газовом топливе с ГБО IV + поколения.
Рассмотрев рынок продаж автомобилей на примере города Омска, можно сделать вывод, что на сегодняшний день наблюдается рост продаж автомобилей с непосредственным впрыском топлива.
Снижение затрат на топливо для автомо-
билей с непосредственным впрыском может быть достигнуто установкой газобаллонного оборудования для работы автомобиля на газовом топливе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Непосредственный впрыск - энциклопедия журнала «За рулём». [Электронный ресурс]. URL: http://wiki.zr.ru (дата обращения: 09.10.2016).
2. Новости BOSCH. Технология непосредственного бензинового впрыска BOSCH. [Электронный ресурс]. Дата публикации: 23.10.2015. URL: http://www.bosch.ru/ru/ru/ newsroom_1/news_1/news-detail-page_62464. php (дата обращения: 23.03.2016).
3. Система непосредственного впрыска: устройство и принцип работы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.auto-infosite.ru/ articles_sistema_neposredstvennogo_vpryska. html#ixzz4 (дата обращения: 12.10.2016).
4.Региональная статистика. [Электронный ресурс]. URL:https://www.autostat.ru/pages/ issledovaniya/ejemesyachnye_obzory/bazovyi_ otchet_regionalnaya_statistika/ (датаобраще-ния: 05.10.2016)
5. Ханников A.A. Автомеханик - 2-е изд. -Минск: Современная школа, 2010. - 384 с.
6. Средние потребительские цены на топливо в Омской области на 31.10.2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/
пЛи^еВ1луЭ.пд1 (дата обращения: 02.11.2016).
7. Певнев Н.Г. Обеспечение работоспособности газобаллонных автомобилей в условиях отрицательных температур окружающего воздуха / Н.Г. Певнев, Л.С. Трофимова, М.В. Банкет // АвтоГазоЗаправочный Комплекс +Альтернативное топливо: Международный научно-технический журнал. - 2012. - №5(65) . - С. 12-15.
8. Устройство, поколения ГБО. [Электронный ресурс].и^: http://www.lpg.Ku/cute/ тКуклтйяуЛлрУИ (дата обращения: 12.10.2016).
9. Ерохов В.И. Газобаллонные автомобили (конструкция, расчет, диагностика): учебник для вузов / В.И. Ерохов. - М.: Горячая линия-Телеком, 2011. - 598 с.
10. VIЫLLELPdi - ГБО для двигателей с непосредственным впрыском. [Электронный ресурс].и^: СЭЭр://дти-УЛУкдл.ки/ тПнкттЭи1лт/ят11у-1рНьдЛё-Н1лт-Ня1дтЭу|у]-и-лурникуНиЭяулллт-яркликнт (дата обращения: 15.10.2016).
11.Инструкцияпоэксплуатации. Колесный мoщнocтнoйcтeндLPS 3000 [Текст]: е1 052ПВЫ1-ТШ1 от 22.08.2013. - 108 с.
12 Рыков В.В. Математическая статистика и планирование эксперимента: монография / В.В. Рыков, В.Ю. Иткин. - М.: Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, 2009. - 303 с.
13. Пащенко И.Г. Ехсу1 2007 / И.Г. Пащенко. - М.: Эксмо, 2009. - 496 с.
FEATURES OF APPLICATION OF GAS FUEL IN VEHICLES WITH DIRECT FUEL INJECTION
Abstract. The article reveals the problems of using gas fuel in vehicles with direct fuel injection. Based on the analysis of car sales, the authors found that cars with direct fuel injection are in high demand out of the market of vehicles with a distributed phased fuel injection. The analysis of ways of installation of LPG equipment for vehicles with direct fuel injection. Allocated and describes the characteristics of LPG equipment for vehicles with direct fuel injection. The main contents of the study are the results of bench testing of direct injection engines, working on gas fuel
Keywords: gas fuel, direct injection, gas equipment.
REFERENCES
1. Direct injection - encyclopedia of the magazine "Behind the wheel". [Electronic resource]. URL: http://wiki.zr.ru (date accessed: 09.10.2016).
2. News BOSCH. Technology of direct petrol injection from BOSCH. [Electronic resource]. Publication date: 23.10.2015. URL: http://www. bosch.ru/ru/ru/newsroom_1/news_1/news-detail-page_62464.php (date accessed: 23.03.2016).
3. The direct injection system: the device and
working principle. [Electronic resource]. URL: http://www.auto-infosite.ru/articles_sistema_ neposredstvennogo_vpryska.html#ixzz4 (date accessed: 12.10.2016).
4.Regional statistics. [Electronic resource]. URL:https://www.autostat.ru/pages/ issledovaniya/ejemesyachnye_obzory/bazovyi_ otchet_regionalnaya_statistika/ (databasenya: 05.10.2016)
5. Konnikova..Mechanic - 2nd ed. - Minsk: Modern school, 2010. - 384 p.
6. Average consumer prices for fuel in the Omsk
region on 31.10.2016. [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi (date accessed: 02.11.2016).
7. Pevnev N. G. Ensuring the efficiency of LPG cars in the conditions of negative temperatures of ambient air / N. G. Pevnev, L. S. mills, M. B. Banquet // gas Filling Complex +Alternative fuel, international scientific and technical journal. -2012. - №5(65) . - S. 12-15.
8. Device, generation HBO. [Electronic resource].URL: http://www.lpg.ru/auto/alternative/ types (date accessed: 12.10.2016).
9. Erokhov V. I. Gas vehicles (design, calculation, diagnostics): textbook for universities / V. I. erokhov. - M.: Hot line-Telecom, 2011. -598 p.
10. VIALLELPdi - LPG for engines with direct injection. [Electronic resource].URL: http:// gas-energy.ru/informatsiya/vialle-lpdi-gbo-dlya-dvigatelej-s-neposredstvennym-vpryskom (date accessed: 15.10.2016).
11.Instructionpointer. Wheel mo^hocthom-
CTeHflLPS 3000 [Text]: D1 0524BA1-RU01 from 22.08.2013. - 108 p.
12 Rykov V. V. Mathematical statistics and experiment planning: monograph / V. V. Rykov, V. Y. Itkin. - M.: Russian state University of oil and gas. I. M. Gubkin, 2009. - 303 p.
13. Pashchenko, I. G. Excel 2007 / I. G. Pashchenko. - M.: Eksmo, 2009. - 496 p
Банкет Михаил Викторович (Омск, Россия) - кандидат технических наук, доцент кафедры Эксплуатация и ремонт автомобилей ФГБОУ ВПО «СибАДИ» (644080, г. Омск, пр. Мира, 5, 158а, e-mail: mikhail_banket@mail. ru)
Mikhail V. Banket (Omsk, Russian Federation) - Candidate of technical Sciences, Associate professor of Department of Exploitation and repair of cars of Federal state fiscal educational institution of higher education "Siberian state automobile and highway Academy (SibADI)" (644080, Mira, 5 prospect, 158a, Omsk, Russian Federation, e-mail: [email protected])
IIII III III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III II III III II III III III M
УДК 629.423 (075.8): 519.234
ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СВОЙСТВ МАСЕЛ НА НАДЕЖНОСТЬ РАБОТЫ КОМПРЕССОРНЫХ АГРЕГАТОВ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА
В.Г. Даньшин, О. Г. Гателюк, C.B. Швецов Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), Россия, г. Омск
Аннотация. Авторами проведены исследования группы компрессорных агрегатов, установленных на обновленный парк локомотивов. В работе авторами проведен анализ причин снижения надежности компрессорных установок, новых серий электровозов 2ЭС-6 «Синара», по сравнению с аналогичными установками подачи сжатого воздуха на электровозах старых серий ВЛ-10. Рассмотрено влияние качества смазывающих веществ на работу трущихся деталей компрессорного агрегата. Показано, что основным фактором снижения надежности, является изменение свойств смазывающих материалов в процессе эксплуатации компрессорных агрегатов.
Ключевые слова: электровоз, агрегаты компрессорные, смазывающие вещества, сравнительная надежность, расходы на ремонт.
ВВЕДЕНИЕ
В связи с обновлением парка локомотивов, в ремонтных структурах возникли проблемы с обслуживанием оборудования установленного на локомотивах новых серий 2ЭС-6 «Синара». Решение возникшей проблемы авторы видят в непосредственном внедрении коррек-
тирующих мероприятий в технологию ремонта и непосредственно изменение самого процесса обслуживания новейшего, дорогостоящего оборудования. Внедрение в практику работы депо и других ремонтных структур, позволит сэкономить значительные средства на обслуживание и продлить период безотказной работы оборудования.