Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ - ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ - ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
367
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬ / ГАЗ / ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО / КОМПРИМИРОВАННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / ГАЗОБАЛЛОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ПЕРЕДВИЖНЫЕ АВТОГАЗОЗАПРАВЩИКИ / ГАЗОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМПРЕССОРНЫЕ СТАНЦИИ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Баранник Александр Юрьевич, Овчинников Валентин Васильевич, Курбатов Максим Юрьевич, Мингалеев Салават Галимджанович

Рассмотрены преимущества и недостатки компримированного природного газа (КПГ) как топлива для автотранспорта, что в значительной мере определяет отрасль применения газобаллонных автомобилей. Рассмотрены физико-химические показатели КПГ для газобаллонных автомобилей и весь состав имеющегося газобаллонного оборудования. Показаны методы подсчета экономии и времени, когда окупится газобаллонное оборудование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF NATURAL GAS AS FUEL FOR CARS IS ONE OF THE PRIORITIES FOR ENSURING THE COUNTRY'S ENVIRONMENTAL SAFETY

The advantages and disadvantages of compressed natural gas (CNG) as a fuel for vehicles are considered, that largely determine the line of gas-cylinder cars use. The physical and chemical parameters of CNG for gas-cylinder cars and entire composition of existing gas-cylinder equipment are considered. Methods for calculating the savings and time when the gas cylinder equipment will pay off are shown.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ - ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ»

УДК 614.84

Использование природного газа в качестве топлива для автомобилей — одно из приоритетных направлений по обеспечению экологической безопасности страны

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2020

А.Ю. Баранник, В.В. Овчинников, М.Ю. Курбатов, С.Г. Мингалеев

Аннотация

Рассмотрены преимущества и недостатки компримированного природного газа (КПГ) как топлива для автотранспорта, что в значительной мере определяет отрасль применения газобаллонных автомобилей. Рассмотрены физико-химические показатели КПГ для газобаллонных автомобилей и весь состав имеющегося газобаллонного оборудования. Показаны методы подсчета экономии и времени, когда окупится газобаллонное оборудование.

Ключевые слова: двигатель; газ; газомоторное топливо; компримированный природный газ; сжиженный природный газ; газобаллонное оборудование; передвижные автогазозаправщики; газоперерабатывающий завод; автомобильные газонаполнительные компрессорные станции.

The use of Natural Gas as Fuel for Cars is One of the Priorities for Ensuring the Country's Environmental Safety

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2020

A. Barannik, V. Ovchinnikov, M. Kurbatov, S. Mingaleev

Abstract

The advantages and disadvantages of compressed natural gas (CNG) as a fuel for vehicles are considered, that largely determine the line of gas-cylinder cars use. The physical and chemical parameters of CNG for gas-cylinder cars and entire composition of existing gas-cylinder equipment are considered. Methods for calculating the savings and time when the gas cylinder equipment will pay off are shown.

Key words: engine; gas; natural gas motor fuel; compressed natural gas; liquefied natural gas; gas cylinder equipment; mobile gas tankers; gas processing plant; automobile gas filling compressor stations.

07.06.2020

Растущей отраслью топливо-энергетического комплекса России является газовая промышленность, занимающаяся добычей, транспортировкой, хранением и переработкой газа (природного, попутного, нефтяного). В 2018 году в РФ было добыто 725,4 млрд м3 газа (второе место в мире). Российский рынок газа является самым большим и потенциально самым привлекательным для Газпрома. На внутреннем рынке группа «Газпром» реализует более половины продаваемого газа — в 2018 году объем продаж составлял 239,7 млрд м3 газа.

Экологическая повестка дает российским экспортерам возможность увеличить долю на мировом рынке. Это важно, но главная задача на рынке газомоторного топлива (далее — ГМТ) — провести замену бензина на метан и осуществлить переход на газомоторное топливо.

В России сосредоточено порядка 40% мировых запасов метана, в стране развита газоперекачивающая инфраструктура. Но темпы развития газомоторизации автомобильного парка не соответствуют уровню сегодняшнего дня.

Природный газ — самая эффективная альтернатива постоянно дорожающему моторному топливу из нефтепродуктов [1].

Уровень цен на компримированный природный газ (КПГ) составляет 15 руб. за литр. Двигатель, работающий на этом газе, априори соответствует стандарту «Евро-5», «Евро-6» — это самое экологичное топливо. Благодаря своим характеристикам КПГ может эффективно использоваться прежде всего в пассажирских перевозках. Потребление КПГ в Российской Федерации (млн м3) показано на рис. 1.

Именно недоразвитость инфраструктуры газовых заправок стала причиной невыполнения предыдущей программы перевода транспорта на газомоторное топливо (рис. 2). Напомним: согласно положениям программы к 2020 году в городах-миллионниках половина пассажирского транспорта и парка коммунальной техники должна была работать на КПГ [1].

Модельный ряд выпускаемой в стране газомоторной техники перевалил за сотню моделей. АВТОВАЗ освоил выпуск Lada Vesta CNG. КАМАЗ, Группа ГАЗ, компания «Рари ТЭК» давно демонстрируют образцы грузовой и пассажирской техники, использующей в качестве топлива СПГ.

Активизация действий по стимулированию рынка ГМТ будет продолжена в связи с принятием Минэнерго на 2020-2024 годы «Программы развития рынка газомоторного топлива до 2024 года».

Рис. 1. Потребление КПГ в Российской Федерации (млн м3)

Рис. 2. Потребление КПГ и количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в России

Главными целями, заявленными в концепции документа, станут увеличение количества газовых заправок в 4 раза и продажи газа в них — в 5 раз.

Полную поддержку программа получила у российских производителей транспортных средств на газе и поставщиков соответствующего оборудования. Это даст новый импульс для дальнейшего развития (возрастет количество заправок, снизятся цены на ГМТ, автотранспорт и т.п.). На развитие рынка ГМТ из федерального бюджета до 2024 г. запланировано выделение 19,29 млрд рублей.

В 2020 году Председатель Правительства М. В. Ми-шустин утвердил постановление Правительства РФ «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие энергетики». Документ, в т.ч., дополнен подпрограммой «Развитие рынка газомоторного топлива» [2].

Цели подпрограммы: рост потребления природного газа в качестве моторного топлива; развитие газозаправочной инфраструктуры, а также увеличение парка техники на природном газе.

В рамках реализации подпрограммы в период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г. на развитие рынка газомоторного топлива (ГМТ) из федерального бюджета РФ запланировано выделение 19,29 млрд рублей.

Ожидается, что по итогам 2024 г.: объем потребления природного газа в качестве моторного топлива увеличится до 2,7 млрд м3; количество стационарных газозаправочных объектов — до 1273 единиц, а парк техники на природном газе пополнится новыми транспортными средствами в количестве не менее 40 тыс. единиц.

Подпрограмма предусматривает первоочередное развитие рынка ГМТ в 27 субъектах России.

Производство и реализация компримированного (КПГ) и сжиженного (СПГ) природного газа в качестве моторного топлива — одно из стратегических направлений деятельности Газпрома.

В настоящее время в его управлении находятся: 252 газозаправочных объекта и 17 площадок с передвижными автогазозаправщиками (ПАГЗ) в 63 регионах России; комплексы сжижения природного газа в г. Калининграде и Петергофе; Московский газоперерабатывающий завод (ГПЗ).

Минэнерго определены следующие субъекты приоритетного развития рынка ГМТ: г. Москва, г. Санкт-Петербург; Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Ростовская, Саратовская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Челябинская области; Краснодарский, Пермский, Ставропольский края; Адыгея, Башкирия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия.

Для системной работы по развитию рынка газомоторного топлива создана специализированная компания ООО «Газпром газомоторное топливо».

Всего на территории России действует 484 газозаправочных объекта, 393 из них принадлежит группе «Газпром». Общая производительность газозапра-

вочной сети компании составляет около 2,3 млрд м3 природного газа в год.

Правительство занялось развитием рынка ГМТ в РФ с 2013 г. по поручению Президента В. В. Путина.

В этих целях вводятся льготы, субсидируются производство техники, строительство новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).

Несмотря на огромные запасы газа, Россия отстает от стран-лидеров по количеству объектов газозаправочной инфраструктуры и автомобилей на ГМТ.

Среди плюсов использования ГМТ: экологичность и низкая стоимость по сравнению с нефтепродуктами. Стоимость единицы топлива для ГУП «Мосгортранс» показана на рис. 3.

Рис. 3. Стоимость единицы топлива для ГУП «Мосгортранс»

Стоимость метана в среднем по России составляет 16,67 руб./1000 м3.

Стоимость 1 км пути на метане для легкового автотранспорта составляет 1,6 руб.

По расходу 1 м3 метана эквивалентен 1 л бензина.

Среди минусов, помимо слаборазвитой газозаправочной инфраструктуры, малое количество производимой техники на газе в заводской комплектации, а также непонятная схема обслуживания таких автомобилей.

Неразвитость газомоторной отрасли потребовала от государства увеличения поддержки рынка.

По оценке экспертов, ГМТ имеет шанс занять существенную долю рынка. По сравнению с бензином и дизелем оно более экологичное и дешевое — один кубометр газа стоит 15-16 рублей. Для развития отрасли были введены различные льготы:

субсидирование производства техники, работающей на ГМТ;

субсидирование строительства новых заправочных станций;

количество автотранспорта на ГМТ увеличить до 700 тыс. единиц, число газозаправочных станций увеличить почти до 2,5 тыс. единиц.

Государство готово компенсировать компаниям-строителям газозаправочных станций — от 25

до 40 процентов расходов. На эти цели предполагается выделить 40 млрд рублей.

Господдержку получат производители транспорта на ГМТ, ежегодно по 10 миллиардов. Еще один миллиард рублей — на пропаганду ГМТ. Стоимость такого автомобиля на 10-15% выше бензиновых и дизельных, однако из-за более низкой цены топлива и стоимости обслуживания такой автомобиль окупается уже через 15-20 тыс. км пробега.

Остановимся на технико-эксплуатационных показателях автотранспортных средств, работающих на КПГ [3].

Использование КПГ на автотранспорте имеет ряд положительных качеств:

отсутствие разжижения и уменьшение загрязнения моторного масла повышает срок его службы, в результате расход масла уменьшается на 10-15% по сравнению с бензиновыми двигателями;

значительное снижение нагара на деталях цилиндро-поршневой группы увеличивает моторесурс двигателя в среднем на 35-40%;

срок службы свечей зажигания увеличивается на 40%;

снижается выброс вредных веществ, особенно СО, с отработавшими газами, а также шумность работы двигателя;

при работе двигателя автомобиля по газодизельному циклу в 3-4 раза уменьшается выброс твердых частиц с отработавшими газами и значительно снижается содержание канцерогенных веществ.

Наряду с положительными качествами перевод автотранспортных средств на КПГ имеет и ряд недостатков: время разгона автомобиля увеличивается на 24-30%; максимальная скорость уменьшается на 5-6%; затруднена эксплуатация грузовых автомобилей с прицепом;

дальность ездки на одной заправке газом не превышает 65% дальности ездки на одной заправке нефтяным топливом.

Из-за наличия дополнительной газобаллонной аппаратуры трудоемкость технического обслуживания и ремонта увеличивается на 4-6%.

В зависимости от количества и массы баллонов высокого давления металлоемкость грузовых ГБА увеличивается на 400-900 кг и, соответственно, снижается их номинальная грузоподъемность; у легковых автомобилей уменьшается полезный объем багажного отделения.

Техническое обслуживание и ремонт газобаллонных автомобилей требуют более высокой квалификации обслуживающего персонала и дополнительных затрат.

Указанные преимущества и недостатки КПГ как топлива для автотранспорта в известной мере определяют и область применения газобаллонных автомобилей.

Газобаллонные автомобили наиболее эффективны при внутригородских перевозках, при обслуживании предприятий торговли, быта, связи и других учреждений, когда сам характер перевозимых грузов не требует полностью использовать максимальную грузоподъемность автомобилей. Весьма эффективно использование КПГ для городских автобусов большого

и особо большого класса, а также легковых автомобилей служебного пользования.

По взглядам авторов, статьи ГБО можно устанавливать на аварийно-спасательные машины МЧС России общего назначения, предназначенных для: оперативной доставки спасателей и специального оборудования к месту возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечения выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мероприятий по поиску и оказанию медицинской помощи пострадавшим; ликвидации локальных очагов пожаров; ведения радиационной и химической разведки; связи и оповещения в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, катастроф и стихийных бедствий, а также для обеспечения действий дежурных смен спасателей в первом эшелоне сил по ликвидации последствий ЧС, катастроф и стихийных бедствий.

«Семейство» АСМ данного типа включает широкую гамму модификаций, имеющих типовые компоновочные схемы и общие базовые шасси [4].

Рассмотрим физико-химические свойства компри-мированного природного газа для двигателей внутреннего сгорания. Природный газ, состоящий в основе своей из метана СН4 (от 82% до 98% с небольшой примесью этана С2Н6 (до 6%), пропана С3Н8 (до 1,5%) и бутана С4Н10 (до 1,0%), в силу своих физико-химических свойств удовлетворяет большинство требований, предъявляемых к топливу для автомобилей:

обладает хорошей смешиваемостью с воздухом для образования однородной горючей смеси;

имеет высокую калорийность горючей смеси и высокое октановое число (ОЧМ > 102-105 ед.), что не допускает детонационного сгорания в цилиндрах двигателя и позволяет использовать высокие степени сжатия;

обеспечивает минимальное количество веществ, вызывающих коррозию поверхностей двигателей, окисление и разжижение моторного масла в картере двигателя;

обеспечивает минимальное образование токсичных и канцерогенных веществ в продуктах сгорания;

обладает способностью сохранять стабильность компонентного состава, физико-химические и моторные свойства;

имеет минимальное содержание смолистых веществ и механических примесей, способствующих нагарообразованию и загрязнению систем питания и зажигания двигателя.

К недостаткам природного газа следует отнести следующие:

наличие низкого цитанового числа (ЦЧ = 10) и, следовательно, плохой воспламеняемости (640-680 °С) по сравнению с нефтяным топливом (например, у бензина — 270-330 °С);

уменьшенная по сравнению с жидким нефтяным топливом скорость горения;

меньшая плотность газовоздушной среды по сравнению с плотностью воздуха.

Чтобы компенсировать эти недостатки при использовании КПГ в дизельных двигателях, т. е. сохранить мощностные показатели и величину крутящего момента

в них, использован рабочий процесс по «газодизельному циклу», когда воспламенение газовоздушной смеси происходит за счет «запальной» дозы дизельного топлива.

Кроме того, в настоящее время в дизельных двигателях при переводе их на КПГ используют воспламенение газовоздушной смеси от электрической искры.

Опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей показал, что удовлетворительные показатели по мощности, топливной экономичности, выбросам вредных веществ и дымности отработавших газов двигателями могут быть обеспечены при строгой регламентации компонентного состава газа, поставляемого в качестве топлива для автомобильного транспорта.

В соответствии с ГОСТ 27577-2000 компримиро-ванный природный газ должен соответствовать требованиям и нормам, приведенным в таблице [3].

Применение КПГ в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте требует соблюдения определенных мер безопасности.

Природный газ относится к группе веществ, способных образовать с воздухом пожаровзрывоопасные смеси.

Концентрационные пределы воспламенения (по метану) в смеси с воздухом в объемных долях составляют: нижний — 5%, верхний — 5%.

Содержание газа в воздухе помещений и на рабочих местах (по метану) не должно быть более 20% от нижнего концентрационного предела его воспламенения (НКПВ), т.е. не более 1,0% по объему.

Наличие газа в рабочей зоне и его содержание определяют по запаху или газоанализаторами. Одорированный газ при содержании его в воздухе 1% по объему имеет запах не менее 3-х баллов.

При определении концентрации газа газоанализаторами следует учитывать, что они по ГОСТ 12.1.005-88 должны быть выполнены во взрывозащитном исполнении.

В соответствии с ГОСТ 27577-2000 температура газа, заправляемого в автомобильный баллон ГБТС на автомобильной газонаполнительной станции (АГНКС), может превышать температуру окружающего воздуха не более чем на 15 °С, но она не должна быть выше +60 °С.

Давление газа в баллонах определяют после окончания каждой заправки. Температуру газа, подаваемого на заправку, определяют по требованию потребителя.

Одним из возможных подходов к оценке безопасности ГБО является максимальный учет специфики и технического состояния рассматриваемого технологического оборудования.

Газобалонное оборудование все время улучшалось и дорабатывалось. На данный момент существуют следующие подходы к делению ГБО на поколения.

Самую простую механическую систему содержит первое поколение. Их применение запрещено с 2006 года.

Первое поколение. В систему входят газовый редуктор, смеситель для воздуха и газа, а также простой переключатель между бензиновым и газовым топливом. Их раньше ставили только на автомобили для карбюраторных и моновпрысковых машин. Но, несмотря на это, такую систему до сих пор некоторые владельцы устанавливают на свои автомобили.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второе поколение. Устаревшее поколение, которое несовместимо с транспортными средствами, выпущенными с заводов после 2000 года. В состав системы входят электрический редуктор, дозатор

Таблица

Физико-химические показатели компримированного природного газа для газобаллонных автомобилей

по ГОСТ 27577-2000

№ п/п Наименование показателя Единица измерения Нормативные значения

1 Объемная теплота сгорания низшая, не менее кДж/м3 31800

2 Относительная плотность к воздуху - 0,55-0,70

3 Расчетное октановое число газа (по моторному методу), не менее - 105

4 Концентрация сероводорода, не более г/м3 0,02

5 Концентрация меркаптановой серы, не более г/м3 0,036

6 Масса механических примесей, не более мг/в 1 м3 1,0

7 Суммарная объемная доля негорючих компонентов, не более % 7,0

8 Объемная доля кислорода, не более % 1,0

9 Концентрация паров воды, не более мг/м3 9,0

Примечание. Значения показателей установлены при температуре 293 °К (20 °С) и давлении 0,1013 МПа (760 мм рт.ст.).

(электронный) и датчик содержания кислорода — лямбда-зонд. Дозатор не очень точный, поэтому при работе двигателя появляются хлопки. Устанавливают только на инжекторные автомобили.

Третье поколение. Можно иногда встретить на машинах, которые пригоняют из Европы. Система обеспечивает синхронный впрыск газа при помощи компьютерного блока управления. Дозатор регулирует объем подачи газа при помощи форсунок, основываясь на данных с разных датчиков (но не всегда корректно). Форсунки открываются при повышении давления газа. ГБО третьего поколения можно установить на автомобили, для которых не подходит ГБО четвертого поколения.

Четвертое поколение. Самый популярный тип систем ГБО. Обладает распределенным впрыском газа. Подходит для многих авто, работающих на бензине. Форсунки здесь электромагнитные, которыми управляет улучшенный бензиновый электронный блок управления. Подача горючего работает очень точно, можно на ходу менять тип топлива с газа на бензин и обратно. Стоит ГБО-4 недорого, устанавливается быстро, не затрагивая многие элементы автомобиля. По нашим законам можно ставить четвертое поколение газобаллонного оборудования и выше.

Четвертое+ поколение. Это система для ДВС с прямым впрыском топлива в камеру сгорания. Имеет иной принцип действия по сравнению с ГБО-4. Здесь газовый блок может одновременно управлять как газовыми, так и бензиновыми форсунками. В итоге подается топливо в соотношении: 80% — газ и 20% — бензин.

Пятое поколение. Оно стоит в 2 раза дороже, чем ГБО четвертого поколения, поэтому оно непопулярно среди устанавливаемого оборудования. Газ подается в сжиженном состоянии (а в ранних поколениях он подается в испаренном). Здесь очень высокое требование к качеству газа (иначе топливный насос может сломаться). Также образующийся конденсат может нарушить работу топливного насоса, который стоит недешево. Плюсы ГБО-5: нет потери мощности мотора; двигатель заводится даже при сильном холоде, поскольку газ не надо испарять перед подачей в ДВС; мембрана редуктора служит в 2 раза дольше, система подключается к OBD и настраивается через компьютерное ПО. В пятом поколении ГБО подача топлива точная и экономичная, но из-за частых поломок газового насоса такую систему ставить экономически не выгодно. Установка ГБО пятого поколения в 34 раза дороже, чем установка ГБО-4.

Шестое поколение. Улучшенная версия пятого поколения, но имеющая такие же недостатки. К оборудованию здесь добавились клапаны, которые подают или только газ, или только бензин. Подходит не для всех типов двигателей (например, не подойдет для инжекторных ДВС) [5]. На рис. 4 показана схема работы газобалонного оборудования.

Сейчас главным поставщиком газового оборудования является Италия. На некоторых авто изначально устанавливается только газовое оборудование либо только двухтопливное (бензин+газ, дизтопливо+газ).

Как посчитать экономию и когда окупится газобаллонное оборудование?

Несмотря на то, что расход газа по сравнению с бензином на 10-20% больше, его стоимость почти в 2 раза меньше. При большом пробеге за год можно сэкономить хорошую сумму.

Формула для расчета окупаемости ГБО выглядит так:

(А * (В - 1,2 * С)) / 100,

где:

А — расход бензина в литрах на 100 км пробега;

В — стоимость 1 литра бензина;

С — стоимость 1 литра газа;

1,2 — повышающий коэффициент. Здесь он показывает, что расход газа будет на 20% больше, чем бензина.

Когда мы поделим цену установки ГБО вместе с дополнительными тратами на экономию с 1 км пробега, то получим примерный срок окупаемости системы.

Рассмотрим реальный пример.

Автомобиль расходует 12 литров АИ-92 на 100 км. Стоит 1 литр бензина 43 руб., а литра газа пропана — 23 руб. При установке ГБО на автомобиль будет сэкономлено на каждый км пробега: (12 * (43-1,2 * 23))/ 100 = = 1,85 руб. Таким образом, вы будете экономить каждые 10 000 км пробега (1,85 * 10000) = 18 500 рублей.

Цена установки ГБО-4 составила 30 000 руб. Окупаемость системы наступит через (30 000 / 1,85) = = 16 216 км пробега. Как правило, полная окупаемость системы наступает в среднем через 1-2 года активной езды.

При расчете окупаемости надо взять в расчет следующие дополнительные траты:

стоимость регистрации авто в ГИБДД (вместе с техосмотрами) от 8 до 12 тыс. руб. Платится один раз;

количество бензина, который будет тратиться на прогрев и при интенсивной езде;

замена фильтров и комплектующих;

цена техосмотра оборудования каждые 10000 км.

Важно помнить, что газовое оборудование должно быть четвертого поколения и выше, а после установки вы должны регулярно ездить на техосмотр, несмотря на то, что двигатель на газе гораздо безопаснее, чем на бензине.

Опыт России и мировой опыт свидетельствуют о том, что перевод транспорта на природный газ является приоритетным направлением в части обеспечения устойчивого энергетического развития и экологической безопасности страны.

Авторами сделан вывод о наличии технических возможностей для создания оборудования и инфраструктуры СПГ в России. Есть заинтересованность частного бизнеса и конечных потребителей в дальнейшем развитии рынка газомоторного топлива как за счет крупных, так и за счет мелких транспортных предприятий.

Начинают действовать меры стимулирования, которые вводит Правительство РФ по реализации подпрограммы развития рынка газомоторного топлива в РФ. Эти меры имеют четкое деление на организационные, нормативно-технические и финансовые.

Мультиклапан

Кланом газа с фильтром

Рампа с

бензиновыми Штуцер форсунками

Диагностическим Контролер газовой разъем системы питании

Выносное

заправочное

оборудование

Электропроводка газовой системы

Штатная

электропроводка

автомобиля

Рамка с газовыми форсунками

Интегрированные датчики давления и темп сап тупы газа

Штуцер подачи газа во впускной коллектор

Редуктор испаритель

датчик положения коленей чт

Осаждающая температурь, жидкость охлажд

жидкости

Датчик уровня газа

Баллон

Переключатель иида топлива с индикацией уропня

газа

Компьютер для программирования н диагностики газового контролерз

Датчик кислорода

Тре»компомемтный

каталитический

нейтрализатор

Штатный контролер ЭСУД бензина

01

о ы о

3 о

0

1

о о

4

п

■С

тз о и п

1Г ■С

0 5<

1

1Г X

о

Ч ><

О ^

s я

X

о ь

о

т:

и *

1= 05

о\

05 05 О X 05 О X О О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М О М О

СП СП

Рис. 4. Схема работы газобалонного оборудования

Ю

Литература

1. Регионам подадут газу/Автобизнес/Яндекс Дзен. https://zen. yandex.ru/media/proautobiz/regionam-podadut-gazu-5c20d31ea2ef2500ab9e46a3

2. Москва, 20 мар — ИА Neftegaz.RU. https://neftegaz.ru/news/ gosreg/537249-pravitelstvo-utverdilo-podprogrammu-razvitiya-rynka-gazomotornogo-topliva-rf/

Сведения об авторах

Баранник Александр Юрьевич: к. т. н., с. н. с., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: auba@yandex.ru

Овчинников Валентин Васильевич: д. т. н., проф., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), гл. н. с. научно-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: avo6911@rambler.ru SPIN-код — 6751-9380.

Курбатов Максим Юрьевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: Dr-blade@yandex.ru SPIN-код — 3241-5315.

Мингалеев Салават Галимджанович: засл. спасат. РФ, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. научно-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: msall@yandex.ru

3. Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на компримированном природном газе. РД 03112194-1095-03 (утв. Минтрансом РФ).

4. Технические средства проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ: Справ. пособ. М.: НПЦ «Средства спасения», 2009. 256 с.

5. Что такое ГБО в автомобиле: расшифровка, виды, устройство, стоит ли устанавливать газобаллонное оборудование. Подробнее читайте в этой статье: https://motorist.guru/tyuning/ gbo-chto-eto-takoe-v-avtomobile.html

Information about the authors

Barannik Alexander Y.: Candidate of Technical Sciences, Senior Researcher, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher of the Research Center.

7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. E-mail: auba@yandex.ru

Ovchinnikov Valentin V.: Dr. Sci. Tech, Professor, All-Russian

Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Chief

Researcher of the Research Center.

7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia.

e-mail: avo6911@rambler.ru

SPIN-scientific — 6751-9380.

Kurbatov Maxim Y.: All-Russian Research Institute for Civil

Defense and Emergencies, Researcher.

7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia.

E-mail: Dr-blade@yandex.ru

SPIN-scientific — 3241-5315.

Mingaleev Salavat G.: Honored Rescuer of the Russian Federation, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher of the Research Center. 7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. e-mail: msall@yandex.ru

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

ТалмачМ.С. и др. Учебное пособие по дисциплине «Экстремальная психология» для курсантов МЧС России https://elibrary.ru/item.asp?id=29853968

Чириков А.Г. и др. Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий. Международный конгресс. 7 июня 2017 года, Ногинск, Россия. Материалы конгресса Фалеев М.И. и др. Экономические механизмы ресурсного обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от угроз военного, природного и техногенного характера https://elibrary.ru/item.asp?id=29891954 https://elibrary.ru/item.asp?id=29860580

Акимов В.А. Междисциплинарные исследования проблем безопасности Артамонов В.С. и др. Историческая пожарно-спасательная энциклопедия https://elibrary.ru/item.asp?id=32369931 https://elibrary.ru/item.asp?id=32288725

Фалеев М.И. и др. Управление рисками техногенных и природных чрезвычайных ситуаций (пособие для руководителей муниципальных образований) https://elibrary.ru/item.asp?id=32726150

Гражданской обороне 85 лет: Фотоальбом https://elibrary.ru/item.asp?id=30505592

Сломянский В.П. и др. Комментарий к Федеральному закону от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» https://elibrary.ru/item.asp?id=30601349

Мошков В.Б. и др. Тенденции развития пожарно-спасательной отрасли. Фотокнига https://elibrary.ru/item.asp?id=32458165

Посохов Н.Н. и др. Информационный бюллетень о деятельности функциональных и территориальных подсистем РСЧС в I полугодии 2018 года https://elibrary.ru/item.asp?id=36829114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.