Научная статья на тему 'ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ'

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА / КОРПОРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ УРОВНИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ УРОВНИ / КОРПОРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Изварин В. А.

Переход России к рыночной экономике характеризовался изменениями отношений собственности, представляющие снижение масштабов участия государства в экономике, приватизацию. В результате данных процессов изменилась социально-экономическая структура в целом. Вследствие проведенных эффективных реформ государство приобрело новый статус, теперь оно являлось не только крупным собственником, но и акционером, участвующим в рыночных отношениях и, собственно, в управлении крупных предприятий различных сфер деятельности. На сегодняшний день государство участвует в акционерных обществах, созданных еще в период приватизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ»

В.А. Изварин

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ

Переход России к рыночной экономике характеризовался изменениями отношений собственности, представляющие снижение масштабов участия государства в экономике, приватизацию. В результате данных процессов изменилась социально-экономическая структура в целом. Вследствие проведенных эффективных реформ государство приобрело новый статус, теперь оно являлось не только крупным собственником, но и акционером, участвующим в рыночных отношениях и, собственно, в управлении крупных предприятий различных сфер деятельности. На сегодняшний день государство участвует в акционерных обществах, созданных еще в период приватизации.

Ключевые слова: участие государства, корпоративное законодательство, национальные уровни, международные уровни, корпорация.

Необходимо отметить, что исходя из общих положений корпоративного права, корпоративное правоотношение - это урегулированное нормами права общественное отношение, возникающее в связи с созданием, деятельностью и прекращением деятельности корпорации.

Вопрос о том, целесообразно ли участие государства в акционерных обществах, а также об эффективности государства как акционера, является дискуссионным.

Некоторые исследователи полагают, что подобное участие на современном этапе необходимо: «Современное состояние мировой экономики, постоянно повторяющиеся кризисные явления показывают, что без государственного воздействия невозможно решить задачу обеспечения стабильности в различных сферах экономической деятельности. Без государства и его участия в корпоративных отношениях невозможно достигнуть поставленных перед российским государством и обществом целей и задач модернизации российской экономики, решить сложные инвестиционные задачи, обеспечить безопасность, а также реализацию социальных функций»1.

Противоположное мнение сложилось у представителей другой позиции, считающих, что на сегодняшний день существуют достаточно много иных организационно-правовых форм, в которых государство могло бы участвовать в экономике2.

Учитывая обе точки зрения, полагаем, что участие государства в корпоративных отношениях, все-таки целесообразно, поскольку такое участие способствует решению многих социальных задач и обеспечивает стабильность, а также защищает публичные интересы в ключевых отраслях экономики. Не менее спорный вопрос об эффективности государственного участия, решать различными средствами, одним из которых является совершенствование законодательной базы.

Анализируя законодательную базу, регулирующую участие государства в акционерных обществах, необходимо сказать, что она носит разобщенный, иногда противоречивый характер. На сегодняшний день в нашей стране отсутствует единый нормативный акт, который бы регулировал процесс управления государственной собственностью.

Одной из важнейших задач государства является создание эффективной рыночной экономики. Такая задача, в свою очередь, решается путем обеспечения высокой инвестиционной привлекательности компаний, которые функционируют на территории государства. Эффективное корпоративное управление, в том числе и компаниями с государственным участием, оказывает значительное влияние на формирование благоприятного инвестиционного климата в стране. Это позволяет оценить важность данной задачи и более эффективно управлять акционерными обществами, учитывая их специфики и стимулируя при этом предпринимательскую деятельность.

© Изварин В.А., 2021.

1 Корпоративное право / отв. ред. И.С. Шиткина. М.: КНОРУС, 2011 . С. 745 (авторы главы - Е.П. Губин).

2Валиуллина Д.А., Латыпова Г.Р. Корпоративные отношения как разновидность организационных отношений // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2020. № 2 (85). С. 113.

Государство является необходимым регулятором общественных отношений, в том числе в секторе экономики. Экономика любого государства не может развиваться и эффективно функционировать без соразмерного вмешательства государства. Необходимость государственного регулирования в области рыночной экономики обусловлена ее «недостатками, провалами, ограниченными возможностями». Данное регулирование осуществляется различными средствами, среди которых можно выделить государственный (общественный) сектор экономики, когда государство выступает собственником в юридических лицах.

Стоит отметить, что государство, являясь публично-правовым образованием, отличается от других субъектов правоотношений, так как действует в гражданском обороте в интересах всего общества. Выполнение стратегически-важных и социальных функций определяет цели участия государства в корпоративных отношениях1.

Исходя из действующего законодательства, наряду с извлечением прибыли, которое является основной целью деятельности всех коммерческих организаций к целям участия государства в корпоративных правоотношениях относится: обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Важно отметить, что сочетание во многом таких противоречивых целей деятельности в Акционерном обществе с государственным участием, как выполнение общественно-полезных задач и функций наряду с целью извлечения прибыли могут привести к определенному конфликту интересов. Основная задача компании-максимизация капитала акционеров. Задачи государства в основном носят стратегический, либо социальный характер. Указанные задачи, как правило, с экономической точки зрения не выгодны, что противоречит коммерческим целям общества. В таких условиях, государство может игнорировать тяжелое финансовое положение компаний, их убытки, невыплаченные долги и платежи2.

Необходимо выделить следующие цели участия государства в корпорациях:

1. Предоставление товаров или услуг, которые не производились бы в рыночных условиях, поскольку эти товары являются общественными или их предоставление требует масштабных инвестиций.

2. Стимулирование развития отдельных отраслей экономики или отдельных регионов путем государственных инвестиций.

3. Предоставление товаров или услуг по цене ниже рыночной по причинам социального характера.

4. Социальное обеспечение и предоставление рабочих мест.

5. Контроль над стратегически важными отраслями экономики.

6. Создание источника дохода для государственного бюджета из прибыли хозяйственного общества с участием государства (зачастую в форме государственной монополии).

7. Создание отдельной системы стимулирования для политиков и государственных служащих (в том числе через систему членства в советах директоров высоким вознаграждением).

Представляет интерес порядок закрепления целей деятельности компаний с участием государства за рубежом.

Так, в качестве примера можно привести Турцию, где создана сложная система определения целей компаний с государственным участием. В Турции компании с участием государства в капитале готовят программные предложения, содержащие основные цели компании и меры, направленные на их достижение. Такие программы подаются в правительство. Эти программы рассматриваются и корректируются государственным казначейством и государственным комитетом по планированию. Финальная версия каждой программы утверждается советом министров и публикуется в официальном издании. Данные программы рассматриваются в качестве законодательных актов.

В других странах (например, Австралии и Франции), индивидуально с каждой компанией отдельно заключается контракт с государственным участием, в силу которых они обязаны достигать определенные цели. В некоторых случаях менеджеры компании могут сами предлагать содержание корпоративного плана. Таким образом, данный контракт является результатом соглашения между менеджментом и госу-дарством3.

1 Кузина Е.О. Взаимодействие государства и корпораций: политика, право, корпоративное управление // Молодежь и наука: шаг к успеху. Сборник научных статей 5-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 4-х томах. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2021. С. 235-239.

2Сулимин А.В. Роль государственной политики и участие государства в управлении экономической деятельностью нефтедобывающих и газодобывающих корпораций России // Современные направления развития управления, экономики и образования. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Под редакцией Б.Н. Герасимова. 2019. С. 41-45.

3 Кальченко Т.В. Государства и корпорации в формирующейся полиполярной парадигме глобального экономического развития // Социально-экономические предпосылки и результаты развития новых технологий в современной экономике. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. 2019. С. 66.

Например, в Германии в уставах коммерческих организаций с участием государства указываются только общественно-полезные цели, которые государство преследует своим участием в данных компаниях, так как получение прибыли - является для всех общей целью.

В российских компаниях с государственным участием цели их деятельности чаще всего содержатся в уставе. Следует заметить, что в соответствии с п. 3 ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»1, закрепление целей деятельности в уставе АО, созданного путем преобразования унитарного предприятия является обязательным.

Представляется, что закрепление конкретных целей деятельности с государственным участием в уставе может способствовать координированию руководства общества в вопросах корпоративного управления.

Стоит отметить, что для повышения эффективности функционирования акционерных обществ с государственным участием зафиксировать цели деятельности конкретного акционерного общества не только в уставе общества, но и в специальный документ (корпоративный план). Таким образом, контролирующие органы будут руководствоваться данным документом.

Библиографический список

1. Корпоративное право / отв. ред. И.С. Шиткина. М.: КНОРУС, 2011 . С. 745 (авторы главы - Е.П. Губин).

2.Валиуллина Д.А., Латыпова Г.Р. Корпоративные отношения как разновидность организационных отношений // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2020. № 2 (85). С. 113.

3.Кузина Е.О. Взаимодействие государства и корпораций: политика, право, корпоративное управление // Молодежь и наука: шаг к успеху. Сборник научных статей 5-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 4-х томах. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2021. С. 235-239.

4.Сулимин А.В. Роль государственной политики и участие государства в управлении экономической деятельностью нефтедобывающих и газодобывающих корпораций России // Современные направления развития управления, экономики и образования. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Под редакцией Б.Н. Герасимова. 2019. С. 41-45.

5.Кальченко Т.В. Государства и корпорации в формирующейся полиполярной парадигме глобального экономического развития // Социально-экономические предпосылки и результаты развития новых технологий в современной экономике. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. 2019. С. 66.

6.Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 4. - Ст. 251.

Изварин Владислав Андреевич - магистрант, Северо-Западный филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Санкт-Петербург).

ИЗВАРИН ВЛАДИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ - магистрант, Северо-Западный филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия», Россия.

1 Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 4. - Ст. 251.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.