Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПАКЕТАМИ АКЦИЙ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПАКЕТАМИ АКЦИЙ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / ПРЕДСТАВИТЕЛИ ГОСУДАРСТВА / ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИРЕКТОРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОМПАНИИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / JOINT-STOCK COMPANY / STATE REPRESENTATIVES / TRUST MANAGEMENT / PROFESSIONAL DIRECTORS / STATE-OWNED COMPANIES / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коригова Марьям Микоиловна, Газдиев Идрис Ибрагимович

Переход России к рыночной экономике характеризовался изменениями отношений собственности, представляющие снижение масштабов участия государства в экономике, приватизацию. В результате данных процессов изменилась социально-экономическая структура в целом. В следствие проведенных эффективных реформ государство приобрело новый статус, теперь оно являлось не только крупным собственником, но и акционером, участвующим в рыночных отношениях и, собственно, в управлении крупных предприятий различных сфер деятельности. На сегодняшний день государство участвует в акционерных обществах, созданных еще в период приватизацию. В статье рассматриваются формы участия государства в корпоративных отношениях акционерных обществ. Анализированы механизмы управления государственными пакетами акций в России, исследован зарубежный опыт управления государственной собственностью, выделены их особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF STATE BLOCKS OF SHARES: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

The transition of Russia to a market economy was characterized by changes in property relations, representing a decrease in government participation in the economy, privatization. As a result of these processes, the socio-economic structure has changed. As a result of the effective reforms, the state acquired a new status, now it was not only a large owner, but also a shareholder participating in market relations and, in fact, in the management of large enterprises of various fields of activity. To date, the state is participating in joint-stock companies created during the privatization period. The article discusses the forms of state participation in corporate relations of joint stock companies. The mechanisms of managing state blocks of shares in Russia are analyzed, the foreign experience in managing state property is investigated, their features are highlighted.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПАКЕТАМИ АКЦИЙ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

Управление государственными пакетами акций: российский и зарубежный опыт Management of state blocks of shares: Russian and foreign experience

Коригова Марьям Микоиловна

студентка магистратуры Департамент корпоративных финансов и корпоративного управления ФГБOУ ВО Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации, РФ, г. Москва e-mail: maryam. korigova@yandex. ru

Korigova Maryam Mikoilovna

master's degree student Department of corporate finance and corporate governance Financial University under the Government of Russian Federation Russia, Moscow e-mail: maryam. korigova@yandex. ru

Газдиев Идрис Ибрагимович

аспирант

Департамент корпоративных финансов и корпоративного управления ФГБOУ ВО Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации РФ, Москва e-mail: gazdiev. gd@gmail.com

Gazdiev Idris Ibragimovich

Graduate student

Department of corporate finance and corporate governance Financial University under the Government of Russian Federation Russia, Moscow e-mail: gazdiev.gd@gmail.com

Аннотация.

Переход России к рыночной экономике характеризовался изменениями отношений собственности, представляющие снижение масштабов участия государства в экономике, приватизацию. В результате данных процессов изменилась социально-экономическая структура в целом. В следствие проведенных эффективных реформ государство приобрело новый статус, теперь оно являлось не только крупным собственником, но и акционером, участвующим в рыночных отношениях и, собственно, в управлении крупных предприятий различных сфер деятельности. На сегодняшний день государство участвует в акционерных обществах, созданных еще в период приватизацию.

В статье рассматриваются формы участия государства в корпоративных отношениях акционерных обществ. Анализированы механизмы управления государственными пакетами акций в России, исследован зарубежный опыт управления государственной собственностью, выделены их особенности.

Annotation.

The transition of Russia to a market economy was characterized by changes in property relations, representing a decrease in government participation in the economy, privatization. As a result of these processes, the socio-economic structure has changed. As a result of the effective reforms, the state acquired a new status, now it was not only a large owner, but also a shareholder participating in market relations and, in fact, in the management of large enterprises of various fields of activity. To date, the state is participating injoint-stock companies created during the privatization period.

The article discusses the forms of state participation in corporate relations of joint stock companies. The mechanisms of managing state blocks of shares in Russia are analyzed, the foreign experience in managing state property is investigated, their features are highlighted.

Ключевые слова: акционерное общество; представители государства; доверительное управление; профессиональные директора; государственные компании; зарубежный опыт.

Key words: Joint-Stock Company; state representatives; trust management; professional directors; state-owned companies; foreign experience.

Одной из важнейших задач государства является создание эффективной рыночной экономики. Такая задача, в свою очередь, решается путем обеспечения высокой инвестиционной привлекательности компаний, которые функционируют на территории государства. Эффективное корпоративное управление, в том числе и компаниями с государственным участием, оказывает значительное влияние на формирование благоприятного инвестиционного климата в стране. Это позволяет оценить важность данной задачи и более эффективно управлять акционерными обществами, учитывая их специфики и стимулируя при этом предпринимательскую деятельность.

В России существуют несколько механизмов участия государства в управлении предприятиями, имеющих государственный пакет акций. К ним относятся:

1) представление интересов государства

2) доверительное управление

3) внесение государственных пакетов акций в уставные фонды (капиталы) организаций, находящихся под контролем государства.

Такие механизмы, практикующиеся в России, имеют определенные особенности, однако требуют систематизации и совершенствования.

Представление интересов государства может быть реализовано через специальных его представителей, в роли которых могут выступать как государственные, так и муниципальные служащие, назначаемые уполномоченным государственным органом.

Кроме того, в законодательстве Российской Федерации (Закон о приватизации) указано, что представлять интересы государства могут и другие лица. Таким образом, законодательства предусматривает возможность представления интересов государства с помощью договорного представительства. Это подразумевает назначение профессиональных директоров («поверенных»). Договор, заключаемый с профессиональным директором, выступает в качестве договора поручения.

Важно отметить, что согласно Закону о приватизации, к иным лицам отнесены и независимые директора, кандидатуры которых выдвигаются РФ как акционером для избрания в совет директоров. Представительство государственных служащих и профессиональных директоров в хозяйственных обществах, в том числе и акционерных обществах, имеет свои особенности. Так, в данном случае голосование представителями происходит на основании письменных государственных директив. Данный документ отображает интересы и волю Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или иного публично-правового образования как акционера на общем собрании акционеров и/или совете директоров государственных компаний. Таким образом, очевидно, что представители государства не выражают свое мнение по вопросам повестки дня.

Необходимо отметить, что функции и права представителя государства, управляющего пакетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные отличия, обусловленные возрастающей ролью других акционеров.

В настоящее время, участие государства в совете директоров и собрании акционеров через директиву является одной из проблем корпоративного управления в компаниях с государственным участием в России. Поэтому, большинство исследователей подчеркивают, что совершенствовать систему корпоративного управления в российских компаниях с госучастием можно отдав предпочтение профессиональным директорам, обладающим определенным набором знаний и опытом корпоративного управления вместо госслужащих, не являющихся компетентными в данной сфере.

Анализируя зарубежный опыт эффективного управления государственным пакетами акций, стоит остановить внимание на такие страны как США, Японии, Австралия, Сингапур и т.д. Таким образом, в США государственный сектор экономики не имел и не имеет существенного значения, особенно в материально-производственной сфере. В промышленно -производственной сфере государственная собственность занимает лишь доли процента от общего объема собственности США. В основном, капитал компаний принадлежит частным и институциональным инвесторам. Данные владельцы компаний готовы к принятию рисков, ориентированы на краткосрочные цели получения дохода за счет курсовой разницы. Важным аспектом является то, что стоимость акций напрямую зависит от качества управлению собственностью, осуществляемое инвесторами. Переход контроля над крупными компаниями происходит через фондовым рынок, который является высоколиквидным.

В США, как показывает практика, в руках государства находятся железнодорожные компании и почтовые службы. То есть, компании, имеющие высокую стратегическую значимость, но не представляющие коммерческого интереса. Также, к государственной собственности определены и научно-исследовательские учреждения и лаборатории.

В США для управления государственными компаниями по решению Конгресса создаются соответствующие министерства, либо специальные, действующие на постоянной основе, комиссии. Данная модель управления госсектором имеют одну важную особенность - государственные предприятия США передаются в оперативное управление и эксплуатацию честным корпорациям. Государство в качестве собственника принимает на себя ответственность за сбыт его продукции и обеспечивает соответствующими заказами.

Модель управления государственной собственностью в США подобна во многом модели в Японии, где государственный сектор значительно мал и сконцентрирован в отраслях инфраструктуры, а не в промышленности. Однако, есть некоторые государства, где наблюдается экономический успех благодаря именно крупному госсектору. К таким странам относятся Австралия, Сингапур и пр.

Так, например, в Сингапуре правительство владеет компаниями в различных сферах: судостроение, машиностроение, банковское дело, энергетика, телекоммуникации, транспорт и порты и т.д. Сингапур занимает первое место во всем мире по размеру государственного сектора, который управляется Национальным фондом (Темасек). Национальный фонд Сингапура является самой крупной инвестиционной компанией в Азии, созданная с целью нового импульса экономическому развитию, централизованного управления всеми важнейшими предприятиями страны.

Темасек - привилегированная частная компания, единственным акционером которой является министр финансов Сингапура.

Лидирующие позиции занимаются компании, связанные с холдингом Темасек. Такие компании относятся к различным сферам: морские и воздушные порты, энергетика, финансовые и банковские услуги, инжиринг, телекоммуникации, недвижимость и транспорт.

Другим примером страны, совершившей свой прорыв в экономике благодаря крупному государственному сектору, является Тайвань. В самом начале своего экономического успеха наблюдался рост частного сектора, которому власти не препятствовали. Однако, государственный сектор контролировал ключевые отрасли производства промышленного сырья и банковскую сферу. Лишь к 1996 году Тайвань начала решительную приватизацию путем отказа от владения большим пакетом акций в госкомпаниях в таких сферах экономики, как банковская, транспортная, страховая, нефтехимическая и др.

Итак, механизмы управления государственной собственностью с небольшой долей участия государства наиболее развиты в странах Западной Европы, США и Японии. А в таких странах, как Австралия, Сингапур, Тайвань и др. госсектор играет ключевую роль.

Важно отметить, что создание новых эффективных механизмов управления собственностью в России возможно с учетом специфики страны, традиций, менталитета собственников и особенностей менеджмента.

На сегодняшний день, одно из основных направлений государственной политики в сфере управления госимуществом - это поиск баланса между сохранением рычагов государственного влияния и полным уходом государства из определенных сфер экономики.

Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года предполагает следующие цели госполитики в сфере управления госимуществом:

1) ограничить «разрастание» государственного сектора в экономике

2) обеспечить устойчивость и планомерность уменьшения участия государства в экономике (прямого)

3) сократить масштабы прямого участия государства в экономике

4) сократить количество субъектов госсобственности, являющихся бременем для казны

5) повысить качество госуправления в компаниях с госучастием

Таким образом, управление государственными пакетами акций имеет свои особенности и требует совершенствования в целях достижения эффективности его существования.

Список используемой литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")

2. Temasek_Holdings. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Temasek Holdings/ (дата обращения 10.05.2020)

3. Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. Эволюция собственности в США / Современные тенденции и проблемы развития экономики США. http://russeca.kent.edu/ (дата обращения 07.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.