Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ'

УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОРПОРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДИДЖИТАЛ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МЯГКОЕ ПРАВО / КОРПОРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Изварин В.А.

Масштабные изменения внешней среды во многом определяют развитие права и законодательства в настоящий период. Ключевой аспект реформирования корпоративного законодательства, связанном с формированием правовых режимов деятельности публичных и непубличных хозяйственных обществ в России в условиях повсеместной информатизации. Определение главных задач, которые решает обновление корпоративного законодательства, адаптация его под постоянно изменяющуюся внешнюю среду, а также осмысление того, в какой мере российский опыт совершенствования законодательства в исследуемой сфере соотносится с подобными процессами, происходящими в других странах, а также лучшими международными практиками корпоративного управления. Процесс совершенствования корпоративного законодательства тесно связано появлением и оформлением актов «мягкого» правового регулирования, которое является составным элементом, в частности, правового обеспечения корпоративного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ»

В.А. Изварин

УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ

Масштабные изменения внешней среды во многом определяют развитие права и законодательства в настоящий период. Ключевой аспект реформирования корпоративного законодательства, связанном с формированием правовых режимов деятельности публичных и непубличных хозяйственных обществ в России в условиях повсеместной информатизации. Определение главных задач, которые решает обновление корпоративного законодательства, адаптация его под постоянно изменяющуюся внешнюю среду, а также осмысление того, в какой мере российский опыт совершенствования законодательства в исследуемой сфере соотносится с подобными процессами, происходящими в других странах, а также лучшими международными практиками корпоративного управления. Процесс совершенствования корпоративного законодательства тесно связано появлением и оформлением актов «мягкого» правового регулирования, которое является составным элементом, в частности, правового обеспечения корпоративного управления.

Ключевые слова: корпоративное управление, корпоративное законодательство, диджитал, информационное общество, мягкое право, корпорация.

Постоянные изменения внешней среды во многом влияют и определяют развитие права и всего законодательства, а условия глобального ведения бизнеса провоцирует проблему конкуренции правовых национальных режимов. В выигрышном положении находятся страны, сумевшие создать для бизнеса комфортные правовые условия, в том числе в сфере корпоративного управления и рынка ценных бумаг.

Рассматривая корпоративное право в процессе развития можно сказать о том, что оно стремительно обновляется и движется по направлениям совершенствования правовых условий деятельности компаний, формирования правового режима обществ с ограниченной ответственностью, публичного обсуждения законопроекта в рамках внесения изменений в федеральные законы о хозяйственных обществах в части реализации права на информацию. Необходимо отметить, что ГК РФ закрепляет понятие корпорации, а также формирует общие правовые требования к таким субъектам.

Государство участвует в корпоративных отношениях в рамках осуществления своих функций, которые закреплены в основном законе государства - Конституции, так же оно обеспечивает устойчивость и прочность различных сфер экономической деятельности. В большей степени эта тенденция прослеживается на примере корпораций, осуществляющих наиболее важную для общества и экономики в целом деятельность, также в корпорациях, имеющих стратегическое значение. Таким образом, участие государства в корпоративных отношениях дает возможность решить многие социальные задачи, ведет к преодолению сложных инвестиционных препятствий, позволяет гарантировать безопасность.

Как участнику корпоративных отношений, государству присуща множественность субъектов, субъекты, муниципальные образования, входящие в состав государства, в свою очередь приобретают корпоративные права и осуществляют определенные обязанности посредством соответствующих органов власти, как например Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; оно имеет достаточно обширные полномочия в отношении управления, и корпоративного в том числе, государственным имуществом. Однако необходимо отметить факт отсутствия единого законодательного акта, который бы максимально подробно регулировал участие государства в корпоративных правоотношениях.

Говоря о способах участия государства в корпоративных отношениях, можно выделить прямое и косвенное [7, с.73]. Прямое участие говорит о том, что государство - собственник акций, долей приобретенных путем приватизации или в результате наследования выморочного имущества, или при предоставлении бюджетных инвестиций. Вообще, государство можно сказать, такой субъект корпоративных отношений, который должен:

•с одной стороны, преследовать свои имущественные и коммерческие интересы;

•с другой стороны преследует социальные и экономические интересы;

Государство занимает такое положение в силу заинтересованности страны в целом, так как в любых правоотношениях, государство является представителем граждан, проживающих на его территории.

Начиная с 2014 года в России ведется работа, направленная на совершенствование регулирование, сбор, хранение, распространение корпоративной информации и проведение корпоративных действий.

© Изварин В.А., 2021.

Комплекс мер, помимо всего прочего, предусматривает создание единого центра хранения и распространения корпоративной информации, в том числе и правового характера, а также представление депозитариями (на основании закона) интересов своих клиентов (депонентов) при совершении корпоративных действий. Инновации регулирования дают возможность поднять уровень защищенности прав владельцев ценных бумаг и понизить издержки действий корпорации. [5, с. 17] Ранее для однотипных корпоративных действий могли применяться различные подходы в условиях российского рынка, что неизменно провоцировало дополнительные расходы и лишние риски инвесторов. Положения нового законодательства дают возможность внедрить признанные международные стандарты корпоративных действий, в том числе с использованием формализованного электронного документооборота и применением стандартов спецификации ISO. Сама по себе разработка и применение стандартных правил поведения — это неотъемлемый показатель «мягкого» правового регулирования, характерного именно для международных норм, создаваемых государствами, международными межправительственными организациями и другими субъектами международного права. Это прослеживается и в сфере применения информационных технологий, например, наряду с Московской биржей на рынке действует еще один мягкой правовой регулятор — НРД, это национальный расчетный депозитарий, выполняющий функцию депозитария, для ведения учёта торгуемых ценных бумаг на специальных счетах депо. [1, с. 40]

Действия в отношении реформирования корпоративного законодательства для создания благоприятных условий для деятельности публичных обществ, или другими словами механизмов «going public», сочетаются с разработкой правовых правил и для непубличных обществ («going private»). Необходимо отметить, что статус публичности для большинства компаний перестает быть привлекательным, так за рубежом отмечается популярность новых форм партнерств и закрытых компаний с ограниченной ответственностью. Опираясь на результаты исследования, проведенного Э. Вермуленом, можно сказать, что использование непубличного статуса, в том числе и успешными компаниями, признается своего рода глобальным трендом в развитии бизнеса. Следовательно, возможности новых информационных технологий дают возможность кардинально изменить формы осуществления бизнеса, а значит и содержание правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. [6, с. 59]

Те новшества, которые внесены в гражданское законодательство, в части регулирующей деятельность юридических лиц, а вместе с тем и изменения законов о хозяйственных обществах являются результатом предыдущего развития корпоративных практик российского бизнеса, а кроме того и попыткой создания новой российской модели закрытых форм корпоративных организаций. Корпоративное законодательство в России становится очень созвучным общему состоянию корпоративного законодательства развитых стран, где регулирование корпоративных отношений в частных корпорациях не является детальным и подробным. На практике же необходимо отметить возникновение самых разнообразных вопросов, связанных с формированием корпорацией собственной системы управления, распределением компетенции между ее органами, порядком работы каждого органа, статусом каждого участника корпорации. Большинство обществ ограничиваются изменением наименования без готовности определить, в какой мере на них влияют диспозитивные возможности «иного» внутреннего регулирования. Так, например, общий поверхностный анализ уставов отдельных акционерных обществ, поменявших наименование, в котором вместо «открытое акционерное общество» значится «акционерное общество», позволяет сделать вывод, что в лучшем случае общество исключило из своей структуры управления ревизионную комиссию. Законодатель четко определяет разумный и комфортный период, в течение которого это нужно решить и, в соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу данного Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в ред. Федерального закона № 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.[3, с.10] При этом внесение изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование, не требуется. В свою очередь, п.5 ст. 52 ГК РФ, наделяет участников правом утверждать регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица; так, многие корпоративные вопросы можно решить не в уставе, а, например, во внутреннем регламенте самой организации. С другой же стороны, в соответствии с п. 3 ст. 66.3 ГК закреплен определенный перечень положений, которые могут быть установлены единственным способом — включением в устав по решению, принятому участниками единогласно. Так же эта статья закрепляет абсолютное единогласие всех участников общества, а не только от присутствующих на данный момент времени.

В Гражданском кодексе есть статья, посвященная корпоративному договору, и хотя можно сказать, что положения ГК РФ во многом дублируют нормы, появившиеся ранее в Федеральном законе и Ф от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — ФЗ об ООО), эта статья (ст. 67.2 ГК РФ) позволила объединить положения указанных законов под единым понятием «корпоративный договор» и уточ-

нить некоторые его аспекты.[3, с. 11] Хочется отметить и факт о том, что подход к пониманию корпоративных отношений уже был поддержан в литературе задолго до внесения изменений в российское гражданское законодательство. Так, по мнению Ю.С. Поварова, применительно к акционерному праву: "Ядро" правовых связей, возникающих на основании норм акционерного права (акционерных правоотношений), образуют так называемые корпоративные (или внутренние) правоотношения, в рамках которых необходимо прежде всего выделить:

1) членские отношения (отношения участия) — связи, складывающиеся между акционерами и обществом по поводу участия первых в делах и капиталах второго;

2) внутриорганизационные (управленческие) отношения — связи, обеспечивающие взаимодействие органов акционерного общества и реализацию ими своих функций».[4, с.230]

По мнению же, А.Б. Бабаева, между органами организации существуют отношения, которые имеют форму правовых, а сами органы должны быть признаны субъектами права, таким образом, обозначенная связь не может быть охарактеризована никак иначе, чем правоотношение.

Современное корпоративное право России идет по пути поэтапного обновления, в отношении нескольких направлений, а именно:

-изменяются правовые условия деятельности публичных и непубличных обществ; -идет работа над формированием правового режима обществ с ограниченной ответственностью; -готовятся и публично обсуждаются проекты, вносящие изменения в федеральные законы о хозяйственных обществах в части реализации прав на информацию.

Изменения, затрагивающие порядок ведения деятельности внутри организаций, правовые способы регулирования корпоративного управления подвержены и сопровождаются глобальной информатизацией общества; так многие процессы взаимодействия как внутри корпораций, так и её (корпорации) связь с внешним миром переходят в электронный формат, например: •онлайн-голосования акционеров; •ведение реестров документов;

•информационные платформы взаимодействий организаций.

Все эти новшества направлены на совершенствование регуляторных и технологических аспектов сбора и распространения корпоративной информации, а также проведения корпоративных действий, и в то же время подкрепляются необходимыми изменениями, вносимыми в законодательство. Диджитализа-ция способствует появлению на рынке негосударственных авторитетных организаций, осуществляющих регуляторные функции. С процессом совершенствования корпоративного законодательства тесно связано формирование актов «мягкого» правового регулирования, которое является составным элементом, в частности, правового обеспечения корпоративного управления. Актуальной является оценка в совокупности обязательных и рекомендательных правил поведения, регуляторная нагрузка на корпорации может как возрастать, в связи с выполнением рекомендательных правил, так и снижать издержки и риски соблюдения обязательных норм благодаря стандартизации и диджитализации корпоративных действий.

Библиографический список

1.Чеховская С.А. Корпоративное управление и корпоративное право// Предпринимательское право. 2017. № 3. С. 14 - 22.

2.Габов А.В. Корпоративное законодательство России: состояние, достижения, проблемы, основные дискуссии и перспективы развития // Национальный доклад по корпоративному управлению. М., 2017 г., С. 38 - 42

3.Чеховская С.А. Принципы реформирования корпоративного законодательства России в современный период // Вестник Калмыцкого университета. 2017. № 4. С. 57 - 61.

4.Макарова О.А. Новое в ГК РФ и в законах о хозяйственных обществах: соотношение императивного и дис-позитивного регулирования // журнал Гражданское право. 2018. № 1. С. 9 - 12.

5.Поваров Ю.С. Акционерное право России: Учебник. М., 2009 г., 516 с.

6.Гутников О.В. Проблемы совершенствования законодательства РФ о юридических лицах // Юридические лица в российском гражданском праве. Общие положения о юридических лицах / Отв. ред. А.В. Габов, О.В. Гутников, С.А. Синицын. М., 2016 г., С. 18 - 32

7.Шиткин И.С. Корпоративное право: учебник / отв. ред. И.С. Шиткина. М: КНОРУС, 2015 г., 108 с.

ИЗВАРИН ВЛАДИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ - магистрант, Северо-Западный филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия», Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.