Научная статья на тему 'Целесообразность метода проблемно-ориентированного обучения для формирования клинического мышления у студентов'

Целесообразность метода проблемно-ориентированного обучения для формирования клинического мышления у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целесообразность метода проблемно-ориентированного обучения для формирования клинического мышления у студентов»

IX СЪЕЗД ФИЗИОЛОГОВ

КАЗАХСТАНА 39

клинического кейса «Адиль Байбеков». TPCBL — это образовательная технология, разработанная в рамках интегрированно-модульной системы, заведующим кафедрой нормальной физиологии, профессором Хамчиевым К.М. совместно с сотрудниками кафедры. В основе занятия лежит изучение клинического кейса «Адиль Байбеков», конечной целю которого является знание этиологических факторов, механизмов развития, диагностики и лечения буллезной болезни легких, а также освоение навыков хирургической тактики при пневмотораксе - дренирование плевральной полости, хирургическая операция на грудной клетке и т.д. Для достижения данной цели студенты в интегрированно-модульной системе, в рамках одного занятия, проходят три дисциплины:

1.Анатомия - теоретический блок. Где студенты знакомятся с трупным материалом, пластинатами по теме «Органы дыхания и центры регуляции дыхательных функций».

2.Физиология - практический блок. Здесь студенты осваивают навыки перкуссии и аускультации легких, спирометрии, спирографии и анализа показателей легочных объемов и емкостей.

3.Хирургия - клинический блок. В этой части занятия студенты завершают решение проблемы кейса «Адиль Байбеков», обучаются тактике хирургических вмешательств при буллезной болезни легких и пневмотораксе.

Поэтапный разбор кейса в рамках практического занятия, в формате оффлайн.

Первый этап - теоретический блок в виде презентации лекционного материала, включающего вопросы по дыхательной системе: строение скелета носовой полости, полость гортани, легких

Второй этап - практическое занятие, которое включает в себя: ознакомление с методами исследования функции дыхательной системы, определение с помощью спирографа показателей функции внешнего дыхания и сопоставление полученных данных с нормативными значениями

Третий этап - Клинический разбор пациентов с спонтанным пневмотораксом.

Дифференциальный диагноз спонтанного пневмоторакса, интрепретация рентгенограмм

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ МЕТОДА ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

1Хасенова К.М., 2Адылканова А.М., 1Мухтар Н.Е.

IX СЪЕЗД ФИЗИОЛОГОВ КАЗАХСТАНА

1НАО «Медицинский университет Астана», Астана, Республика Казахстаня; 2Учреждение медицинский колледж «Шипагер», Астана, Республика Казахстан

каИта- 1055@_таИ. ги

В современных условиях глобализации общества все отчетливей возникает осознание необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.

Специфика медицинского образования всегда направлена на решение комплексных проблем охраны здоровья населения.

Именно поэтому применение метода проблемно-ориентированного обучения (PBL) является целесообразным для формирования клинического мышления у студентов медицинских учебных заведений

В данном методе акцент обучения смещается с преподавателя на студента, так как теперь студент занимает более активную роль, пытаясь решить поставленную практическую задачу. Данная методика учит студента шире и глубже осмысливать все сказанное преподавателем во время лекций и написанное в учебниках.

Ховард Барроус, принимавший участие в разработке метода PBL в университете МакМастер в Канаде, дает определение PBL с точки зрения конкретных атрибутов, присущих данному методу.

К ним относятся такие характеристики PBL как личностная ориентированность, организованность процесса обучения вокруг проблемы и направленность на работу в небольших группах, где преподаватель выступает в качестве посредника.

В литературе разделяют три уровня метода обучения, основанного на проблеме: теория, модель и практика. Попросту говоря, студентам предлагается некая задача (проблема), часто выбранная из реальной жизни и предлагается «набор инструментов» для ее решения.

Для наибольшей эффективности данного метода необходимо правильно организовать образовательный процесс. Использование данного метода предполагает, что в план занятий, лекций и семинаров, а также в методику оценивания знаний будут внесены определенные изменения, чтобы оптимизировать пользу от PBL.

Эффективность внедрения любой инновационной технологии в медицинском образовании может быть обеспечена только при высоком уровне квалификации преподавателей, способных управлять процессом изменений в медицинском образовательном процессе

Для внедрения PBL организовываются рабочие группы по адаптации клинических случаев PBL, в состав которых входят клиницисты и теоретики, отбираются группы студентов.

1ХСЪЕЗД ФИЗИОЛОГОВ КАЗАХСТАНА

Внедрение PBL в учебный процесс, предоставление необходимых условий тьюторам и студентам для развития их творческого потенциала, обучение в малых группах и личностно-ориентированной среде будет несомненно способствовать повышению качества подготовки медицинских кадров, совершенствованию компетенций выпускника, повышению конкурентоспособности казахстанских специалистов на мировом рынке медицинских услуг.

«АДАМ АНАТОМИЯСЫ Ж8НЕ ФИЗИОЛОГИЯСЫ» П8НДЕР1Н

ОКЫТУ ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1

М.Х.Парманбекова1, Койбасова Л.У.2, Утегалиева Р.С.3,

Маматаева А.Т.4

1,3,4 Цазац ¥лттыц цыздар педагогикалыц университет¡.

Алматы ц-сы; 2Генетика жэне физиология институты.

Алматы ц-сы.

трагтапЬекоуа@.дта1!. сот

Педагогикальщ жоfары о^у орындарыныи "'Биология" ба^тында о^итын бiлiм алушылар Yшiн «Адам анатомиясы жэне физиологиясы» пэнiн о^ытудыи eзiндiк ерекшелiктерiн ескерудi кeздейдi. Болаша^ устаз мамандарыныи кэаби цызметшщ ерекшелiгi - адам аfзасыныи морфофункционалды ерекшелiктерiн тереи тYсiнудi талап етед^ сондыщтан устаз дайындауда б^м беру баfдарламасында тYлектердiи анатомиялыщ-физиологиялыщ жэне денсаулыщ са^тау ^узыреттерн ^алыптастыру маиызды.

«Адам анатомиясы жэне физиологиясы» пэын о^ыту адам аfзасындаfы соматикалыщ-физиологиялыщ eзгерiстердi тYсiнуге жэне зерттеуге негiз болады. О^у YДерiсiнде негiзгi жэне вариативт пэндердiи болуы iскерлiктер мен даfдыларfа жиi жYгiнуге мYмкiндiк бередi, б^м алушылардыи материалды есте са^тауын ушейте тYседi.

Аталfан пэн - студенттердщ пэндi меигеру деигейi бойынша ^иын курстардыи бiрi. Сондыщтан, бул жаэдайда о^ытушы^а осы пэндi о^ыту кезЫде тиiмдi ^олдануfа болатын инновациялыщ технологиялар кемекке келедi. О^ытудыи флданыста^1 дэстYрлi эдiстерiн жетiлдiру жэне оитайландыру, жаиа а^параттыщ технологияларды ^олдану -бул б^м алушыларfа адам аfзасыныи жеке жYЙесiнiи даылымын немесе ^ызметш игеруге жэне осы бiлiмдi практикалыщ саба^тар барысында бекiтуге мYмкiндiк бередi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.