Научная статья на тему 'Целеполагание в системе управления развитием предприятия'

Целеполагание в системе управления развитием предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1167
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
целеполагание / управление развитием / структура / реализация / целевые программы / цілеполягання / управління розвитком / структура / реалізація / цільові програми

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. Н. Кравченко, И. В. Филипишин

Исследована структура системы и процессов целеполагания в управлении развитием предприятия, включающем цикл рефлексивного управления реализацией целевых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Цілеполягання в системі управління розвитком підприємства.

Досліджено структуру системи і процесів цілеполягання в управлінні розвитком підприємства, що включає цикл рефлексивного управління реалізацією цільових програм.

Текст научной работы на тему «Целеполагание в системе управления развитием предприятия»

В.Н. Кравченко, к.э.н., И.В. Филипишин, к.э.н.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ

Исследована структура системы и процессов целеполагания в управлении развитием предприятия, включающем цикл рефлексивного управления реализацией целевых программ.

До^джено структуру системи i проце^в цшеполягання в управлiннi розвитком тдприемства, що включае цикл рефлексивного управлтня реалiзацieю цшьових програм.

In the article the structure of the system and processes of teleologism is investigational in a management development of enterprise, including the cycle of reflection management realization of the having a special purpose programs.

© В.Н. Кравченко, И.В. Филипишин, 2010

По утверждению экономиста Гэрета Моргана, все теории организаций и управления основываются на неявных отображениях действительности и метафорах, которые смогут убедить экономистов, позволят увидеть, понять и представить ситуации с разных ракурсов. Метафоры создают виденья, концепции, но в то же время могут и искажать их, имея ряд ограничений [1]. Поэтому не существует ни одной теории или метафоры, которые образуют универсальную точку зрения на развитие предприятия.

В начале ХХ в. А.А. Богданов, исследуя понятие организации, указал, что во главе научного представления о ней лежит идея целесообразности, которая заключает в себе идею цели - "...организация имеет свою "цель" и "сообразно" ей устроена" [2,112-113].

Кибернетический подход отражает тот факт, что преимущества (способности, компетенции) достижения целей обеспечиваются за счет системного эффекта, который состоит из новых эмерджентных свойств системы, которых нет у ее элементов, формируемых вследствие взаимодействия элементов между собой [3]. По отдельности элементы системы содержат небольшое количество информации, недостаточное для самосознания, формулировки и достижения целей развития системы. Наибольшая доля информации содержится в подсистемах различной сложности и уровней иерархии.

Наиболее существенные научно-практические результаты получены в рамках ситуационного подхода: формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации - события, обстоятельства, требования, факторы, которые сильно влияют на организацию в текущем периоде, и принятие решений основывается на отклонениях от целевых установок и допустимых норм.

Поскольку понятие управления в литературе формализовано в виде процесса целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую систему для достижения ее эффективного функционирования и развития, то основным этапом в управленческом цикле, задачей и функцией управления является определение целей развития - процесс целеполагания. Важно учитывать, что управление ориентируется не только на достижение целей системы, организации, но и на поддержание ее целостности и оптимального функционирования и развития.

В управлении деятельностью предприятия целеполагание представляет собой процесс обоснования и формирования целей развития предприятия на основе анализа потребительских потребностей в продукции, услугах, качестве социально-экономических связей, исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения. Следует отметить, что цель управления - желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто [4].

Содержание управления в основном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях (оперативных, тактических, стратегических) наиболее точно и полно выражены потребности и интересы внутренних и внешних субъектов хозяйствования, в частности, потребителей, подрядчиков, партнеров, собственников и т.д., определяющих мотивы их поведения.

Тем не менее, исходя из схемы составных этапов системного анализа [5], можно предположить, что целеполагание - это управленческий процесс, который в большей мере

основывается на неформализованных этапах системного анализа: определение проблематики; выявление целей; определение критериев, агентов и их интересов.

Целью данной статьи является анализ структуры системы и процессов целеполагания в управлении развитием предприятия на основе ситуационного и целевого подхода с учетом особенностей рефлексивного управления в общем цикле развития предприятия.

Этапы определения целей, задач, способов и условий их выполнения образуют категорию целевого управления изменениями [6]. Целевое управление включает выбор направления развития и определение общих целей предприятия, в том числе миссии и корпоративных (организационных) ценностей. Общие цели трансформируются в критерии, задачи и стандарты развития, которые спускаются вниз по иерархии системы управления. Их выполнение требует координации управленческих процессов, действий организационных подразделений, сотрудников, а также обеспечения обратной связи для обучения и накопления знаний на всех уровнях иерархии.

Целеполагание - одно из действенных инструментов, оказывающих воздействие на субъектов хозяйствования, их поведение, принятие решений, выполнение своих обязательств, изменение интересов, ценностей, убеждений, понимания бизнес-процессов. Оно опирается на анализ обстановки, сложившейся на предприятии, и, в частности, на прогнозные ситуации, альтернативы возможного состояния предприятия, текущие и будущие изменения во внешней и внутренней среде.

Таким образом, процесс целеполагания является доминантным условием эффективности управления развитием предприятия. Исходя из системы целей, предприятие организовывает функциональную структуру и реорганизовывается (самоорганизуется) именно для их достижения.

Субъективный аспект управленческой деятельности составляют выработанные историческим опытом, научным познанием, талантом и интуитивным путем навыки, умения, способы, средства и знания, используемые при принятии управленческих решений, скорректированные в соответствии с приобретенными или выработанными ценностями и индивидуальными заинтересованностями. Его исследование привело к понятию рефлексии и рефлексивного управления, при этом рефлексия имеет многогранное отображение с различных позиций и точек зрения: предмет исследования, способность, свойство, фундаментальный принцип, регулятивный принцип, принципы сознания и самосознания, детерминанта, процесс, механизм и т.д. [7].

В Большой советской энциклопедии рефлексия определена в качестве метода философии, поскольку "... рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры", а логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления представляется диалектикой. Рефлексия также трактуется как процесс осмысления и переосмысления субъектом стереотипов опыта, что является необходимой предпосылкой для возникновения инноваций1.

Несмотря на различия концептуальных подходов к определению рефлексивного управления и роли рефлексии в нем ("механизм выбора", "механизм ликвидации разрывов в деятельности", "механизм обратной связи" [7]), общим базисом для них выступают цель организации и способ ее обоснования.

Функция осознания содержания собственной активности и активности субъектов внешней среды в управлении развитием и функционированием предприятия является развернутой формой рефлексии, при которой руководство предприятия сознательно конструирует образ собственного предприятия и образы внешних субъектов2.

Форма рефлексии, при которой разработка данных образов осуществляется автоматически на основе опыта, привычек, предпочтений и сознательно не контролируется, называется быстрой рефлексией.

В то же время управление развитием предприятия носит рефлексивный характер, поскольку происходит анализ существующих проблем в зависимости от состояний предприятия в прошлом, а также посредством интерпретации возможностей и способов (стратегий) развития предприятия, позволяющих перейти из текущего состояния в целевое за

1 Шр://ги.-шк1ре&а.о^/^1к1/Рефлексия.

2 Различные формы рефлексии // Market-journal.com. journal.com/voprosiupravleniya/63.html.

http://www. market-

требуемый (или допустимый) промежуток времени. Следовательно, целеполагание является одним из главных инструментов управления развитием предприятия, включающее элементы рефлексивного управления, позволяющего оценить текущее состояние предприятия и ту ситуацию, с которой оно столкнулось, с позиции будущего желаемого состояния.

Использование в процессе принятия решений результатов ретроспективного анализа предыдущих состояний предприятия и динамики его развития совместно с субъективной интерпретацией текущего состояния и оценками перспектив развития является основным источником знаний в процессе управления развитием.

Таким образом, синтез ситуационного анализа, ретроспективного анализа динамики развития предприятия, целеполагания и перспективного анализа на основе коллективного осмысления с использованием формальных и неформальных методов анализа приводит к формированию информационной модели обстановки предприятия - сложного объекта исследования в рефлексивном управлении его развитием.

Выделяют систематизированную (сознательно протекающую) рефлексию, когда руководство предприятия приходит к выводу о необходимости пересмотра стратегии его развития, опираясь на оценку обстановки, и делает ее предметом анализа с целью выявления проблемных ситуаций, ошибок, рисков, закономерностей и тенденций для разработки концепции, подходов и методов управления развитием.

Несистематизированная (бессознательно протекающая) рефлексия происходит импульсивно и выражается в виде интуитивных предположений об ошибках, проблемах, угрозах и возможностях в процессе управления предприятием, которые учитываются при разработке рациональных моделей развития.

Негативным проявлением отсутствия инструментов рефлексивного управления является усиление воздействия деструктивных факторов и событий в системе управления, таких как смена собственника и менеджмента, изменение организационной структуры, шпионаж, внутреннее сопротивление персонала к нововведениям и др. Они нарушают рациональную (целесообразную, логическую) модель управления, что приводит к появлению необъяснимых управленческих ошибок, неспособности адекватно оценивать угрозы и проблемные ситуации, риски, слабому уровню контроля. Необратимой фазой воздействия деструктивных факторов и событий является существенное несоответствие моделей управления сложившейся обстановке, что, по сути, занимает главное место среди источников ликвидации предприятия. В статье [8] указывается на возможность феномена кризиса когнитивной структуры управления - всей системы средств познания и доказательства, которые применяются в выработке решений. Происходит блокировка рефлексии - неспособность адекватно воспринимать и оценивать сложившуюся ситуацию, неспособность к целеполаганию и согласованному взаимодействию внутренних субъектов предприятия между собой и с внешними экономическими субъектами, которая рассматривается в качестве критического, возможно необратимого нарушения рациональности [8, 9].

Рефлексивный выбор заключается в том, что высшее управленческое звено предприятия способно завершить выбор цели на основе оценки их предпочтительности и способности предприятия достигать этих целей. Система целеполагания, реализующая рефлексивный выбор, соотносит знания о предприятии в виде формализованных информационных моделей и субъективных оценок с учетом критерия качества целей (рис. 1).

Рис. 1. Составляющие системы целеполагания

Принцип саморефлексии предполагает, что менеджмент предприятия стремится разработать такие цели и план развития, благодаря которому возможен будущий переход предприятия в состояние, коллективно "осознанное" менеджерами. Они обращаются к истории развития собственного предприятия, аналогичных ему предприятий, отрасли, к научным обобщениям, в которых предметно рассматриваются и поддаются критическому анализу, в том числе и с практической точки зрения, экономические знания. Происходит оценка и переосмысление предпосылок, условий, предыдущих целей и целесообразность стратегий их достижения, проецирование в настоящее.

Блок-схема задач рефлексивного управления в системе целеполагания развития предприятия схемы представлена на рис. 2.

Целеполагание является производной центрального механизма рефлексии [10] -сопоставления двух оценок - ситуации и обстановки, собственного состояния и возможностей (рисков) деятельности (потерь) предприятия с тем, чтобы образовать потенциал для перехода в качественно лучшее состояние или не допустить ухудшения настоящего состояния.

Риски по своей природе характеризуются прогнозной вероятностью наступления определенных событий, сопровождающихся потерями и отклонениями в критериях и показателях задач функционирования и целей развития предприятия в рамках конкретных условий [11]. Отсюда следует, что оценка рисков в развитии предприятия, то есть наступлений таких событий, которые приведут к отклонению его целей, сопровождающихся потерями, ограничена характеристиками той обстановки, которая ожидается через планируемый период изменений на предприятии. Понятие обстановки используется для интерпретации условий внешней среды, их влияния на предприятие и способности (компетентности) предприятия противостоять, адаптироваться и получить выгоду.

Особая группа рисков в планировании развития предприятия имеет признаки рефлексии и связана с информацион-

ным обеспечением с учетом субъективных предпочтений, опыта и интуиции: сбором информации, ее обобщением, обработкой и представлением. При этом поэтапность жизненного цик-

ла стратегических планов и проектов развития дополняется

Рис. 2. Задачи рефлексивного управления в системе целеполагания временными рисками - разработки, согласования, реализации и завершения [12, 13].

Риски и отношение к ним высшего менеджмента и собственников предприятия формируют готовность к выбору g -й цели развития

Я = ^+(1 - г1 И1 - г2 )■М (^, ^)

где г^ - характеризует текущую предпочтительность g -й цели для высшего управленческого

звена, исходя из их понимания "наилучшей траектории" развития и формулировки текущих условий (обстановки) внешней среды предприятия, несущих в себе определенные риски;

2

г - характеризует предпочтительность g -й цели на основе прошлого опыта высшего управленческого звена в процессе целеполагания и выполнения целевых установок;

М (г , ) - прогностическая функция, отображающая оценку исхода сложившейся

ситуации в результате выбора и реализации g -й цели. При этом ц отображает готовность внутренних субъектов хозяйствования (и его партнеров) принять g -ю цель.

Для количественного измерения данных величины можно перейти к их вероятностной интерпретации [14]. Тогда Я - вероятность, с которой высшее управленческое звено склонно к выбору g -й цели.

Рис. 3. Схема процесса целеполагания и рефлексивного управления

Процесс познания процессов на предприятии и способов их улучшения, а также формирование проблематики развития начинается с экспертных оценок состояния предприятия. Неформальные и нестандартные профессиональные выводы и рекомендации управленцев дают качественно различную субъективную информацию в форме дискретного потока элементов восприятия и признаков объектов управления [3]. В ходе накопления опыта и знаний из чувственных восприятий относительно процессов развития синтезируются причинно-следственные связи, контуры ситуаций и обстановок, образы составляющих "идеальной" модели развития.

Формирование субъектом управления образа "идеальной" модели предприятия происходит с осмыслением факторов и способов достижения лидерских позиций предприятий той отрасли, в которой работает анализируемое предприятие, а также предприятий других отраслей и секторов экономики. В ходе сопоставления анализируемого предприятия с предприятиями-лидерами могут быть заимствованы без изменений или с адаптацией критерии эффективности, характеристики и показатели развития, принципы и подходы к определению целей.

Тем не менее подражание лидерам редко приводит к желаемому успеху, поскольку меняется внешняя среда, отличается организационная культура и система ограничений, то есть возможностей и компетенций системы управления. Различается также и отношение потребителей к лидерам и их последователям. Потребительская ценность предоставляемой продукции является во многом субъективной, не поддающейся четкой формализации.

Предприятие, как сложная активная система, включает в свою организационную структуру и структуру управленческих отношений активных агентов, чьи цели, интересы, "образы" в позиционировании себя, понимании процессов на предприятии и окружающей среды, и модели поведения могут различаться между собой, а еще более важно - не совпадать с целями, интересами и "образами" управляющей системы (высшего управленческого звена).

Организационные отношения - необходимый элемент механизма управления, имеют свою внутреннюю структуру, в которой выделяют отношения централизма и самостоятельности, субординации, координации и регулирования, ответственности, соревнования и др. Они подразделяются на вертикальные и горизонтальные, формальные и неформальные.

Организационные отношения, связанные с определением и достижением целей, характеризуются наличием конфликтов - столкновением интересов предприятия и экономических субъектов внешней среды, собственников и менеджмента, менеджмента и работников, различием в восприятии целей, понимании ситуации, перспектив ее развития, приверженности к разным управленческим технологиям.

Конфликты приводят к отклонению в ожидаемых результатах и повышению затрат на достижение целей

Сге/=Сга'+£+Д

где Сгее - затраты предприятия на мероприятия по достижению целей развития с учетом возникновения конфликтных ситуаций;

Ст1 - затраты на реализацию мероприятий по достижению целей развития, определяемые на основе рациональной модели целеполагания;

£ - неблагоприятные воздействия со стороны субъектов внешней среды и потери вследствие изменения внешней среды;

О - ущерб вследствие конфликтных отношений с контрагентами и конкурентами.

Источники активности субъектов хозяйствования можно назвать стимулами, которые могут быть внешними и внутренними, позитивными и негативными, объективными и субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными, рациональными и иррациональными. Поэтому стимулирование, как обеспечение гарантий удовлетворения потребностей субъектов и достижения целей, влияет на эффективность управленческих процессов и неразрывно связано с процессом целеполагания.

Следует провести аналогию экономических систем с техническими на основе того факта, что в технике существуют адаптивные и рефлексивные автоматизированные системы управления, при этом последние учитывают объект управления как субъект управления, который имеет системы (методы или механизмы) целеполагания, моделирования себя и окружающей среды, включая и управляющую систему, принятия и реализации решений [3]. Условием эффективности активного объекта управления в экономических системах является

достижение необходимой степени согласования целей с ним, разработка приемлемых для восприятия, а в лучшем случае мотивирующих, "образов" управленческих воздействий на его деятельность с целью повышения эффективности экономической системы в целом. Поэтому в рефлексивных моделях управления развитием предприятия система целеполагания варьирует одновременно параметрами целевых и нежелательных состояний предприятия в целом и его отдельных структурных компонент с позиций как управляющей системы (правления и высшего управленческого звена), так и активных объектов управления (субъектов хозяйствования).

На рис. 3 представлена схема процесса целеполагания и рефлексивного управления во времени, которая основана на ситуационном подходе к принятию управленческих решений и целевом управлении. Центральным моментом в управленческом цикле развития предприятия, как показано на схеме, является этап целеполагания, использующий результаты оценки эффективности развития. Этапы управленческого цикла по временному аспекту образуют периоды обоснования изменений и рефлексивного управления данными изменениями посредством реализации разработанных целевых программ.

Предполагается, что изменения происходят постоянно под действием факторов внутренней и внешней среды предприятия, тем не менее употребление сущности "ситуация" управленческим аппаратом происходит только с момента осознания менеджерами этих изменений, после чего инициируется задача идентификации новой ситуации, ее формализации и разработки дескриптивной модели ("образа") с качественными и количественными характеристиками.

В реагировании на текущие события и слабые сигналы о возможностях и угрозах развития предприятия управленческий аппарат руководствуется моделью предыдущей ситуации, утвержденной ранее системой целей и программой их реализации.

Началом осознания того, что ситуация изменилась, является момент обнаружения расхождений в условиях деятельности предприятия от тех условий, которые были заложены в модели предыдущей ситуации. Учитываются также результаты реализации целевых программ по развитию предприятия. Целевые программы обязательно содержат планируемые результаты от их реализации и ожидаемый их эффект на состояние предприятия. Контроль над выполнением целевых программ сигнализирует об отклонениях как в результатах, так и об отклонениях реального эффекта от ожидаемого эффекта. Реакцией на выявленные отклонения в результатах реализации программ является пересмотр, корректировка или принятие новых стратегийуправления процессами развития. Если сопоставление реального состояния предприятия с ожидаемым указывает на увеличивающийся разрыв, иными словами, на то, что вероятность перехода в нужное состояние принимает все меньшие значения со временем, то анализу подлежат цели развития предприятия и программы по их реализации.

Рефлексия проявляется через время в форме понимания того, как "следовало бы" делать, что является результатом осмысления адекватности, релевантности и рациональности принятых решений, исходя из понимания прошлой ситуации и прогнозного сценария ее развития. В настоящем времени эти знания используются для выработки более реальных с позиции субъектов управления целей, логичных и рациональных стратегий их достижения. Тем не менее обратной стороной накопленных знаний является управленческая инертность, устаревание экономической политики, сопротивление нововведениям. Внутренние мотивы, конфликты целей, интересов и понимания внешней среды и места в ней предприятия, неопределенность и противоречия в субъективных представлениях об "идеальном" развитии способны значительно отклонить постановку новых или пересматриваемых целей от "правильной и необходимой" или наиболее приближенной к таковой.

Следует отметить опасность проявления и усиления рефлекторного эффекта, когда полученные знания и особенно негативный опыт провоцируют снижение полезности необходимых мероприятий (проектов), сомнения в важности и достижимости вырабатываемых целей, более углубленный экономический анализ истории развития предприятия.

Рефлекторный эффект приводит к увеличению продолжительности проектов, росту издержек на их осуществление, устареванию знаний, утрате лидерских позиций в отрасли или отставанию от конкурентов по ряду характеристик (технологиям, качеству, ассортименту, управлению) и т.д.

Однако неконтролируемое блокирование рефлекторного эффекта приводит к большей склонности руководства предприятия к принятию решений, характеризующихся высоким риском.

Вывод. Таким образом, система целеполагания и рефлексивного управления в системе управления развитием предприятия обеспечивает непрерывную связь между формализованными моделями ситуации и состояния предприятия, полученными вследствие ретроспективного анализа, текущим потоком информации, субъективным представлением о целевом и ожидаемом состояниях и результатах деятельности. Совмещает универсальность рациональных методов управления развития с уникальностью ситуаций и разнородностью коллективного мышления.

Литература

1. Морган Г. Образы организации. - Манн, Иванов и Фербер / Г. Морган. - М., 2008. -

504 с.

2. Богданов А.А. Тектология: всеобщая организационная наука. В 2-х кн.: кн.1 /редкол. Л.И. Абалкин и др. / А.А. Богданов. - М.: Экономика, 1989. - 304 с.

3. Луценко Е.В. Семантические информационные модели управления агропромышленным комплексом: моногр. / Е.В. Луценко, В.И. Лойко. - Краснодар: КубГАУ. 2005.-480 с.

4. Основы социального управления: учеб. пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. / под ред. В.Н. Иванова. - М.: Высшая школа, 2001. - 271 с.

5. Перегудов Ф.И. Введение в системный анализ. / Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко. -М.: Высшая школа, 1989. - 360 с.

6. Стевен тен Хаве. Ключевые модели менеджмента. Методы и приемы управления, способствующие процветанию вашего бизнеса / Стевен тен Хаве, Ваутер тен Хаве, Франс Стевенс. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. - 232 с.

7. Усов В.Н. Рефлексивное управление: философско-методологический аспект: автореф. дис. ... д-ра философ. наук: 09.00.01. - Онтология и теория познания. - Екатеринбург: УрГУ им. А.М. Горького, 2008. - 44 с.

8. Кара-Мурза С. Подрыв рационального мышления и рефлексивное управление / С. Кара-Мурза // Рефлексивные процессы и управление. - 2003. - № 2. - Т. 3. - С. 16-34.

9. Лепский В.Е. Проблемы субъектов российского развития / В.Е. Лепский // Рефлексивные процессы и управление. - 2006. - № 6. - Т. 2. - С. 5-20.

10. Lefebvre V.A. The Fundamental Structures of Human Reflexion // Journal of Social and Biological Structures. - 1987. -№ 10. - P. 129-175.

11. Byrd D.M., Cothern C.R. Introduction to risk analysis. A systematic approach to science-based decision making. - USA, Lanham: Government Institutes, The Scarecrow Press, 2000. -443 p.

12. Филонович С.Р. Использование моделей жизненного цикла в организационной диагностике / С.Р. Филонович // Социологические исследования. - 2005. - № 4. - С. 53-64.

13. Широкова Г.В. Особенности формирования жизненных циклов российских компаний (эмпирический анализ) / Г.В. Широкова, И.С. Меркурьева, О.Ю. Серова // Российский журнал менеджмента. - 2006. - №3. - Т. 4. - С. 3-26.

14. Анисимова С.А. Анализ эпизода из романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" на основе булево-линейной модели рефлексивного выбора / С.А. Анисимова // Рефлексивные процессы и управление. - 2004. - № 2. - Т. 4 - С. 42-47.

Представлена в редакцию 19.02.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.