Научная статья на тему 'Общая структура целевого управления организационными системами'

Общая структура целевого управления организационными системами Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
175
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общая структура целевого управления организационными системами»

С. А. Лебедев,

Департамент государственной защиты имущества МВД России

А. В. Мишин,

кандидат технических наук, доцент

В. И. Сумин,

доктор технических наук, профессор

ОБЩАЯ СТРУКТУРА ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ

Введение. Правоохранительные органы, в частности подразделения вневедомственной охраны (ВО), представляют собой сознательно координируемые социальные образования с определёнными границами, которые функционируют для достижения общей цели или целей, т.е. являются организационными системами (ОС). Поскольку ОС функционируют в условиях окружения, отличающегося многообразием возможных ситуаций и труднопредсказуемым поведением, их принято относить к классу так называемых сложных систем, управление которыми основано на сочетании фундаментальных научных знаний и искусстве практического опыта [1].

К настоящему времени теория управления сложными системами получила большое развитие. Вместе с тем, внимание большинства исследователей данного направления сконцентрировано на вопросах управления техническими объектами и технологическими процессами. Для ОС актуальна необходимость выделения методологических оснований для формирования единообразного подхода к целевому управлению, так как управление ими возможно только в том случае, когда субъект управления имеет чёткие цели и сознательно стремится к их достижению.

Особенность данной работы состоит в том, что на основе системного анализа содержания целевого управления описывается его общая структура, охватывающая разные классы ОС и допускающая возможность последующей автоматизации процесса выработки управленческих решений.

Анализ функционирования системы управления. Современный этап развития подразделений ВО характеризуется следующими чертами: усиление конкуренции на рынке охранных услуг и роли человеческого фактора в управлении; интенсивное внедрение новых технических средств и охранных технологий; дефицитность ресурсов; динамичность изменяющихся ситуаций; усложнение решаемых проблем и др. В таких условиях обеспечить качество управления можно только на основе применения системного подхода.

С точки зрения системного подхода подразделения ВО имеют вход, трансформационный процесс и выход (рис. 1). Они заключают договоры с собственниками, получают информацию, финансовые, людские, другие ресурсы (Щ и преобразуют их в охранные услуги (Ц). Регулирование системы обеспечивает такую деятельность, при которой устанавливается заданное состояние функционирования системы, предусмотренное планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит от количества изменений в системе и её окружении. Все изменения имеют закономерный или случайный характер.

Принято различать системы управления (СУ) с одноуровневой и многоуровневой организацией. Взаимосвязь систем различного уровня осуществляется по принципу иерархичности, который требует взаимозависимости между СУ различного уровня и подчинения системы меньшего масштаба системе большего масштаба [2].

В структуре одноуровневой СУ можно выделить две подсистемы: управляющую (субъект управления) и управляемую (объект управления). В управляемой подсистеме

можно выделить: исполнительную (обеспечивает реализацию управленческих решений) и информационную (осуществляет целенаправленный сбор информации о состоянии внешней среды) подсистемы. Структура одноуровневой СУ схематично показана на рис. 2. Приведём дополнительные комментарии к этой схеме.

Рис. 1. Схема процесса управления подразделением

Глобальная цель функционирования одноуровневой СУ задаётся некоторой директивой вышестоящей системы. Понятие «директива» является более широким, нежели понятие «управленческое решение». К примеру, нет необходимости в каждом цикле оперативного управления доводить до исполнителей правила выполнения отдельных видов работ. Предполагается, что исполнители ознакомлены с требованиями соответствующих нормативных правовых актов, инструкций и т.п. на этапе допуска к самостоятельной работе. Содержание директивы могут составлять предписываемые ОС нормы на её текущее состояние и состояние внешней среды, отнесённые к определённым интервалам или моментам времени. В дополнение к таким нормам может задаваться регламент поведения СУ, определяющий допустимые действия её исполнительных органов, ограничения на используемые ресурсы на отдельных этапах функционирования и т.п.

В общем случае при создании ОС с определённым целевым предназначением необходимо предоставлять им некоторые степени свободы, выражающиеся в возможности выбора решений, направленных на достижение директивного текущего состояния в конкретных условиях внешней среды. При этом директива определяет не программу действий системы, а заданные с той или иной степенью детализации требуемые состояния ОС и внешней среды. Система наделяется правом выбора оптимального способа действий в рамках ограничений, обеспечивающего достижение директивных состояний при имеющейся информации о её текущем состоянии и состоянии внешней среды.

Всё сказанное относительно порядка задания норм поведения одноуровневой СУ справедливо и для многоуровневых СУ. Такие системы можно представить в виде совокупности одноуровневых СУ, распределённых по уровням, выделяемым по отношению подчинения. Подчинение означает, что система верхнего уровня выступает в роли субъекта управления, т.е. источника директив для подчинённой системы прилежащего нижнего

уровня. Многоуровневым СУ свойственны особенности: сокращение степени детализации директив и увеличение запаздывания информации по мере повышения уровня, в котором расположен элемент системы; расширение по мере повышения уровня той области внешней среды, о которой поступает информация в элемент системы; возрастание степени общности управленческих решений в вышележащих уровнях. Широта охвата обстановки в верхних уровнях иерархии достигается за счёт менее детального её описания. Это влечёт за собой и менее детальную постановку задач подчинённым подсистемам. В то же время элементы верхних уровней обеспечивают согласование, координацию действий подчинённых уровней по отношению к директивам и ограничениям, задаваемым системе в целом. Иерархии уровней в системе обычно соответствует и иерархия масштабов времени: чем выше уровень, тем больше период обновления информации и время, на которое осуществляется прогнозирование развития обстановки при принятии управленческих решений. Это вынуждает предоставлять право нижестоящим элементам системы уточнять намеченный в общих чертах на длительный период времени план действий, исходя из складывающейся на момент реализации решений обстановки.

Рис. 2. Структура одноуровневой системы управления:

Д — директива; И — информация

В зависимости от полноты имеющейся в верхнем уровне иерархии информации о состоянии внешней среды и нижележащих элементов в системе может быть установлена различная степень централизации управления. При централизованном управлении директивы, поступающие от самого верхнего элемента, полностью определяют программы действий других элементов, которые могут быть реализованы в виде программно-управляемых автоматов. В этом случае все функции по принятию решений выполняет верхний элемент иерархии. Децентрализация управления предполагает описанное выше распределение задач принятия решений (ЗПР) между элементами различных уровней.

Структуризация процесса целевого управления. Рассмотрим содержание процесса управления в одноуровневой СУ, предполагая, что сформулированные ниже идеи целевого управления можно распространить и на многоуровневые СУ с учётом их особенностей.

Будем полагать, что СУ функционирует в непрерывном времени и обеспечивает выполнение норм, заданных вышестоящей системой: директив на требуемые состояния СУ и внешней среды; ограничений на её поведение и расход различных видов ресурсов. А её исполнительная и информационная подсистемы содержат элементы, обеспе-

чивающие выполнение директив управляющей подсистемы. Тогда процесс управления СУ, реализуемый управляющей подсистемой, можно структурировать в виде последовательности следующих основных этапов (рис. 3):

1. Выбор очередных действий в соответствии с планами (программами), разрабатываемыми на последующих этапах.

2. Целеполагание, т.е. прогнозирование выполнения заданных системе норм и выбор текущих целевых установок системы.

3. Планирование поведения системы, направленного на достижение целевых установок, с учётом возможных действий элементов окружения (планирование I).

4. Планирование поведения системы с учётом целевых установок взаимодействующих систем, сотрудничающих или конфликтующих с данной ОС (планирование II).

5. Планирование поведения системы с учётом представлений взаимодействующих систем о целевых установках и возможностях данной ОС (планирование III).

Задача выбора очередных действий является разновидностью задач принятия решений и заключается в назначении исполнителей действий, выборе видов действий в зависимости от текущего состояния среды и системы, определении сроков выполнения действий и выделяемых ресурсов. Принятое управленческое решение реализуется исполнительной подсистемой, а информационной подсистеме выдаются директивы на получение необходимой для выбора решений информации.

Целеполагание также является ЗПР, возникающей в связи с необходимостью разрешения конфликтов между нормами, установления очередности достижения целей, предварительной оценки их реализуемости. Оно заключается в выборе целевых состояний среды и системы, в максимальной степени согласующихся с нормами, которые в соответствии с прогнозируемым состоянием обстановки могут быть не выполнены без вмешательства СУ. При целеполагании учитываются прогнозируемые действия элементов окружения системы, для чего в информационной подсистеме осуществляется распознавание характера деятельности активных элементов (систем) и определяются возможные изменения состояний пассивных элементов [3]. После актуализации тех или иных целевых установок выдаются директивы исполнительной подсистеме на приведение её в состояние готовности.

Рис. 3. Общая структура управления организационной системой

Задачи планирования связаны с разработкой программ действий исполнительной системы, направленных на достижение целевых установок, и осуществлением так называемого рефлексивного управления.

Рефлексивное управление применяется в условиях взаимодействия нескольких управляемых ОС, состоящих в отношениях конфликта или сотрудничества. Основу такого управления составляет принцип рефлексии, т.е. отражения представлений взаимодействующих систем об обстановке, в том числе и о данной системе, а также их целей и правил принятия решений в системе, осуществляющей рефлексию.

Существует три разновидности рефлексии, различающиеся сложностью процессов отражения и характеризуемые её рангом. При рефлексии нулевого ранга лицо, принимающее решение, учитывает альтернативные действия других систем, возможные в данной обстановке, и планирует свои действия таким образом, чтобы в любом случае обеспечить достижение своих целей. Разрабатываемый при этом план (планирование I) должен учитывать все прогнозируемые альтернативные варианты развития обстановки и предусматривать для каждого из них соответствующие действия системы, приводя-

щие в конечном итоге к намеченной цели. В этом отношении план должен представлять собой развёрнутую программу действий, ставящую в зависимость их выполнение от условий во внешней среде. Реализация программы должна гарантировать достижение поставленной цели при любых обстоятельствах.

Если попытка построения такой гарантирующей успех программы оканчивается неудачей, то производится более глубокий анализ возможностей взаимодействующих систем с учётом их предполагаемых целевых установок на этапе планирования II, основанном на рефлексии первого ранга. Целью такого анализа является выявление возможности исключения нежелательных действий других систем либо путём вступления с ними в коалицию - в случае сотрудничающих систем, либо путём их дезинформирования об обстановке и своих возможностях - в случае конфликта. В число планируемых при этом включаются действия, направленные на информирование или дезинформирование других участников процесса, а принятие решений осуществляется с использованием моделей их рассуждений, проводимых на уровне рефлексии нулевого ранга.

Этап планирования III реализуется, когда учёт дополнительных действий по информированию или дезинформированию взаимодействующих систем не приводит к построению программы, гарантирующей достижение цели. Анализируются возможности координации действий систем путём передачи им информации о своих целях или создания ложного представления о них. Особенность этого этапа заключается в использовании моделей процессов принятия решений другими системами, соответствующих рефлексии первого ранга.

Применение рефлексии может служить одним из показателей интеллектуальности СУ и является необходимым с точки зрения обеспечения её рационального социального поведения в условиях сотрудничества и неуязвимости в отношениях конфликта.

Состав ЗПР и последовательность их решения в управляющих органах информационной и исполнительной подсистем могут быть аналогичны рассмотренным выше (для управляющей подсистемы) с учётом специфики функционального назначения этих подсистем и задаваемых им директив.

Таким образом, процесс оперативного управления ОС включает ряд ЗПР нарастающей степени сложности, каждая из которых сводится к выбору одного, либо подмножества из множества возможных действий системы, либо их последовательностей с учётом прогнозируемых событий и результатов действий. Прогнозирование осуществляется на основе информации о текущем состоянии реальности с использованием моделей, отражающих закономерности её поведения и закономерности процессов принятия решений во взаимодействующих управляемых системах. Совокупность таких моделей составляет сумму знаний, необходимых для успешной деятельности ОС. Дополнительно необходимы знания о нормах, определяющих функциональное назначение ОС и регламентирующих её поведение, и о критериях, которыми она должна руководствоваться при выборе способов действий из числа возможных в данной обстановке.

Наряду с задачами оперативного управления существуют более сложные задачи, требующие для своего решения анализа поведения внешней среды и системы в течение относительно больших интервалов времени. Сюда относятся задачи адаптации и самоорганизации. Адаптация заключается в уточнении или коррекции моделей внешней среды, используемых в процессе управления ОС путём накопления и обобщения опыта. Другими словами, она состоит в извлечении дополнительных знаний о физической реальности путём самообучения системы и последующем их использовании для совершенствования её поведения. Самоорганизация предполагает оценку деятельности ОС за длительный период функционирования и принятие решений по её развитию и совершенствованию, например, путём изменения состава

и порядка подчинения элементов системы, уточнения регламента поведения и директив подсистем.

Заключение. Из приведённой выше общей структуры целевого управления можно сделать вывод, что имеются объективные предпосылки унифицировать разработку специального математического обеспечения в интересах автоматизации процессов выработки управленческих решений в различных ОС. Это позволит сократить требуемые ресурсы при проектировании и развитии данного вида обеспечения соответствующих информационно-управляющих систем, избежать возможных при этом методологических ошибок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мишин А. В. Принятие управленческих решений в организационных системах: теория и практика: монография / А.В. Мишин, С.А. Мишин.— Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2004.— 172 с.

2. Теоретические основы автоматизации процессов выработки решений в системах управления / В.Е. Ярушек [и др.].— Харьков: Издательство Харьковского военного университета, 1993.— 446 с.

3. Информационные технологии моделирования целеполагания органов власти и управления / В.И. Сумин [и др.] // Правосудие: история, теория, практика: сб. материалов Всерос. научн.-практ. конф.: в 2 ч.— Воронеж: Научная книга, 2006.— Ч. 2.— С. 263—268.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.