УДК 37.01 ББК 74.00
Егорова Юлия Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
г. Чистополь Egorova Yulia Aleksandrovna The Candidate of Pedagogics,
Associate Professor The Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines The Branch of "Kazan (Volga Region) Federal University"
Chistopol
Целеполагание в системе образования как многомерный феномен The goal-setting in the education system as a multi-dimensional phenomenon
Статья посвящена исследованию целеполагания в системе образования как многомерного феномена. Выявлены и систематизированы подходы различных ученых (философов, педагогов, психологов) к пониманию сути целепола-гания, согласно которым оно выступает в разных ипостасях: как вид деятельности, выбор, компонент (элемент), метод (средство), механизм, объект, основа, процесс, психическое явление, способность, творчество, фактор, функция.
The article is devoted to the research of goal-setting in the education system as a multi-dimensional phenomenon. Revealed and systematized approaches of different scientists (philosophers, pedagogues, psychologists) to understanding the essence of goal-setting, according to which it show in different aspects: as a kind of activity, a choice, a component (element), method (means), a mechanism, object, base, a process, a mental phenomenon, ability, creation, a factor, function.
Ключевые слова: теория моделирования многомерной педагогической реальности, целеполагание, многомерный феномен, вид деятельности, выбор, компонент, элемент, метод, средство, механизм, объект, основа, процесс, психическое явление, способность, творчество, фактор, функция.
Key words: the theory of modeling a multidimensional pedagogical reality, goal-setting, multi-dimensional phenomenon, kind of activity, choice, component, element, method, means, mechanism, object, base, process, mental phenomenon, ability, creation, factor, function.
Необходимость осмысления феномена целеполагания в системе образования с позиций целостности и полноты обусловила обращение к анализу представлений различных ученых (философов, педагогов, психологов) о сути целе-
полагания. В качестве методологической основы исследования выступила теория моделирования многомерной педагогической реальности (А.А. Остапенко) [10], суть которой состоит в том, что моделирование и/или описание многомерной педагогической реальности обладает признаками полноты и оптимальности, если оно базируется на методологических идеях целостности, системности, ан-тиномизма, динамического баланса, причем антиномическое сочетание педагогических факторов порождает синергетический эффект появления таких новых положительных качеств, какими педагогическая реальность не может обладать без наличия всей полноты [10, с. 19-20].
Анализ литературы по проблеме целеполагания позволил выявить и систематизировать подходы различных ученых к пониманию сути целеполагания, согласно которым оно выступает в разных ипостасях: как вид деятельности, выбор, компонент (элемент), метод (средство), механизм, объект, основа, процесс, психическое явление, способность, творчество, фактор, функция. Рассмотрим подробнее выделенные аспекты целеполагания.
Целеполагание как вид деятельности рассматривается М.Н. Лебедевой, Н.Я. Коростылевой и др. Деятельность - целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта [5]; процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели [3].
Целеполагание - это:
- особый вид деятельности, обеспечивающий процесс построения мысленного образа будущего результата деятельности (цели), осознание и субъективное принятие этого образа, а также регуляцию собственной деятельности субъекта, направленной на достижение этой цели [8, с. 40].
- самостоятельная (ценностно-ориентационная) мыслительная деятельность, обладающая внутренней структурой, представленной мотивационным, ориентационным, операционным и оценочным блоками [7, с. 53].
- вид интеллектуальной деятельности, включающей осознание, анализ
потребностей и оценку возможных способов удовлетворения [Т, с. ТО].
Целеполагание как выбор рассматривается О.В. Козловой, Н.Ф. Наумовой и др. Выбор - разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив [3].
О.В. Козлова полагает, что процесс постановки цели есть определение желаемого, «возможного и необходимого и отделение его от нежелательного, невозможного, ненужного». В связи с этим возникают следующие этапы постановки цели: выделение необходимых обстоятельств, закономерных состояний системы и включения их в цель; определение возможных, но нежелательных состояний, от которых надо отграничить цель; определение возможных и желаемых состояний и включение их в цель; отграничение цели от желательных, но объективно невозможных состояний системы. Таким образом, сам процесс целеполагания сопряжен с постоянным выбором, и, следовательно, отказом от альтернативных возможностей в пользу приоритетных [Т, с. 19].
Н.Ф. Наумова отмечает особенность целеполагания как процесса свободного выбора в условиях имеющихся ограничений [Т, с. ТО]. В качестве необходимых предпосылок свободного выбора рассматриваются обеспеченность («запас») индивида экзистенциальными параметрами (потребностями, ценностями, логиками, ресурсами) для построения альтернатив выбора и готовности к наибольшему числу вариантов событий. Чтобы выбор был действительно свободным, необходимо создать внутренние предпосылки для осуществления любой (из многих) выбранных альтернатив [Т, с. 25].
Педагогическое целеполагание есть процесс выбора социально и лично-стно значимых результатов совместной деятельности обучающих и обучаемых [Т, с. 40].
Целеполагание как компонент (элемент) различных видов деятельности в системе образования рассматривается А.О. Горностаевым, С.К. Ис-ламгуловой, Ю.В. Лазько, В.А. Архиповым, Т.А. Никитиной и др.
Компонент (от лат. componens - составляющий) - составная часть, эле-
мент чего-либо. Элемент - составная часть чего-нибудь, компонент [9].
Целеполагание - ключевой компонент управления крупными проектами в системе общего образования (А.О. Горностаев); системообразующий компонент организации педагогической деятельности (С.К. Исламгулова); ведущая дидактическая составляющая учебного процесса (Ю.В. Лазько), элемент социализации личности (В.А. Архипов) [2]; необходимый элемент психологической готовности к деятельности в современных условиях (Т.А. Никитина).
Целеполагание как метод (средство) различных видов деятельности в системе образования рассматривается Н.А. Евдокимовой, Е.А. Мелехиной и др. Метод - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Средство - прием, способ действия для осуществления, достижения чего-либо [9].
Целеполагание - метод воспитания (Н.А. Евдокимова); средство овладения иностранным языком (Е.А. Мелехина).
Целеполагание как механизм различных видов деятельности в системе образования рассматривается Н.И. Гусляковой, В.Ф. Жеребкиной, Е.К. Кардовской и др. Механизм - система, устройство, определяющие порядок какого-либо вида деятельности или процесса; последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление [9].
Целеполагание - механизм: формирования профессионального сознания будущего учителя (Н.И. Гуслякова, В.Ф. Жеребкина); развития профессионального самосознания студентов (Е.К. Кардовская).
Целеполагание как объект различных видов деятельности в системе образования рассматривается Н.Я. Коростылевой и др.
Объект - явление, предмет, на который направлена какая-либо деятельность [9]. Педагогическое целеполагание в современной школе как объект управления (Н.Я. Коростылева) [7].
Целеполагание как основа различных видов деятельности в системе
образования рассматривается Т.Д. Потаповой, Н.А. Кропачевой, В.С. Филино-вой и др. Основа - главная часть какого-либо предмета, служащая его опорой, основанием; сущность чего-либо; наиболее важная, наиболее существенная составная часть чего-либо; источник, главное, на чем строится что-нибудь; исходные, главные положения чего-нибудь; опорная часть предмета; остов [9].
Целеполагание - основа: успешности педагогической деятельности преподавателя (Т.Д. Потапова); методики обучения математике слабоуспевающих учащихся 5-6 классов (Н.А. Кропачева); обеспечения учителем целостности учебного процесса (В.С. Филинова).
Целеполагание как процесс рассматривается Н.Ф. Наумовой, Л.Ю. Ерохиной, М.Н. Лебедевой, А.А. Чунаевой и др.
Процесс - протекание, ход, развитие какого-либо явления; совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата; последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь [9].
Целеполагание - процесс определения целей [7, с. 18]; системный процесс (Н.Ф. Наумова); процесс самостоятельного и осознанного выдвижения целей деятельности учащихся (Л.Ю. Ерохина); процесс превращения возможности в действительность, осуществляемый через деятельность человека и протекающий под контролем сознания, включающий в себя идеальное в качестве необходимого компонента (А.А. Чунаева) [8, с. 4].
Гегелем был описан процесс целеполагания, включающий 3 стадии: 1 ) возникновение субъективной цели; 2) реализация субъективной цели; 3) осуществление цели [8, с. 21].
М.Н. Лебедева понимает под процессом целеполагания неразрывное единство двух аспектов: идеального полагания цели теоретической деятельностью -целе(формирование)образование; реального ее полагания вовне, в объективнопредметную действительность - целе(осуществление)реализация [8, с. 22].
В общем виде процесс педагогического целеполагания представляет собой процесс трансформации целей-намерений в цели-возможности, а затем в
цели-действия [7, с. 40].
Целеполагание как психическое явление рассматривается Н.Ф. Наумовой и др. Психические явления - факты внутреннего, субъективного опыта. Все психические явления, подразделяющиеся на четыре группы (психические процессы, психические состояния, психические образования, психические свойства), неразрывно связаны между собой. Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией (познавательные, эмоциональные). Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического факта (функциональные, общие). Понятие «психическое свойство» выражает устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности (направленность, характер, способности, темперамент). Под «психическими образованиями» понимают психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений [11].
Целеполагание как способность рассматривается И.А. Лыковой, Л.А. Гридневой, В.А. Архиповым, В.Д. Шадриковым и др.
Способности - комплекс индивидуальных свойств и особенностей человека, выступающих как основа успешного выполнения определенных видов деятельности [1, с. 186]; индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности [14, с. 77].
Целеполагание - универсальная способность педагога (И.А. Лыкова, Л.А. Гриднева); способность личности к постановке целей и получению планируемого результата (В.А. Архипов) [2, с. 36]; компонент функциональной системы способностей (В.Д. Шадриков) [6, с. 44].
Целеполагание как творчество рассматривается А.А. Немцовым и др.
Творчество - создание, открытие, изобретение новых духовных или материальных ценностей; целенаправленная деятельность, порождающая нечто качественно новое, ранее неизвестное, отличающаяся неповторимостью, уни-
кальностью, оригинальностью [14, с. 79].
Целеполагание как фактор различных видов деятельности в системе образования рассматривается Е.В. Семеновой, Л.А. Соколовой, М.В. Редьки-ной и др. Фактор - причина, движущая сила, обусловливающая течение какого-либо процесса и определяющая его характер [12].
Целеполагание - фактор: профессионального становления выпускника высшего образовательного учреждения (Е.В. Семенова); эффективности процесса иноязычного общения (Л.А. Соколова); эффективности организационной культуры (М.В. Редькина).
Целеполагание как функция рассматривается В.Е. Леоновым, Н.В. Тельтевской, Н.Л. Гумеровой и др.
Функция (лат. Шпсйо - совершение, исполнение, осуществление, выполнение работы) - значение, назначение, роль; деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, к которой он принадлежит; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений [13].
Целеполагание - высшая когнитивная функция сознания человека (В.Е. Леонов); мотивационная функция в учебной деятельности студентов (Н.В. Тельтевская). Педагогическое целеполагание как личностная функция рассматривается Н.Л. Гумеровой [4, с. 31].
Вышеизложенные подходы к пониманию учеными сути целеполагания в системе образования представим в табл.1.
Таблица 1
Аспекты целеполагания в системе образования
№ Целеполагание - это:
1 Вид деятельности
2 Выбор
3 Компонент (элемент) различных видов деятельности в системе образования (управления проектами, организации педагогической деятельности, социализации личности, психологической готовности к деятельности в современных условиях и т.д.).
4 Метод (средство) различных видов деятельности в системе образования (обучения (учения), воспитания и т.д.).
5 Механизм различных видов деятельности в системе образования (формирования (развития) профессионального сознания (самосознания) субъектов образования и т.д.).
6 Объект различных видов деятельности в системе образования (управления и т.д.).
Т Основа различных видов деятельности в системе образования (успешности педагогической деятельности, методики обучения, обеспечения целостности учебного процесса и т.д.).
8 Процесс
9 Психическое явление
10 Способность
11 Творчество
12 Фактор различных видов деятельности в системе образования (профессионального становления выпускника вуза, эффективности процесса иноязычного общения, организационной культуры и т.д.)
1З Функция
Представленный перечень подходов к пониманию сути целеполагания дает основание утверждать, что целеполагание в системе образования является многомерным феноменом (рис.1).
Рис. 1. Целеполагание в системе образования как многомерный феномен
83
Выделенные аспекты целеполагания не являются взаимоисключающими, а взаимно дополняют друг друга. Список аспектов целеполагания в системе образования открыт для дополнения.
Библиографический список
1. Анатомия, физиология, психология человека. Иллюстрированный краткий словарь [Текст] / Под ред. А.С. Батуева. - СПб.: Изд-во «Лань», 1998. - 256 с.
2. Архипов, В. А. Целеполагание как элемент социализации личности (На примере курсантов высших военно-учебных заведений) : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08 [Текст] / Архипов Владимир Анатольевич. - М., 2005. - 209 с.
3. Википедия - свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org.
4. Гумерова, Н. Л. Развитие педагогического целеполагания у учителей общеобразовательных школ : аксиологический подход : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] / Гумерова Назира Латыповна. - М., 2008. - 200 с.
5. Деятельность. URL: http://psychology.academic.ru.
6. Дмитриева, И. А. Развитие способности к целеполаганию у студентов и аспирантов : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 [Текст] / Дмитриева Инна Александровна. - Казань, 2011. - 190 с.
Т. Коростылева, Н. Я. Педагогическое целеполагание в современной школе как объект управления : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] / Коростылева Наталия Яковлевна. - СПб., 2002. - 224 c.
8. Лебедева, М. Н. Дидактические средства проектирования опыта целе-полагания как составляющей содержания образования (На материале образовательной области "Математика") : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] / Лебедева Марина Николаевна. - Владимир, 2004. - 1Т5 c.
9. Общий толковый словарь русского языка. URL: http://tolkslovar.ru/.
10. Остапенко, А. А. Моделирование многомерной педагогической реальности : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 [Текст] / Остапенко Андрей Александрович. -Краснодар, 2005. - 424 с.
11. Психика и организм. URL: http://kpip.kbsu.ru/psch/part2.html.
12. Словари Онлайн. URL: http://www.slovarus.ru/?di=851Т.
13. Функция. URL: http://www.ubrus.org/dictionary-units/?id=41842.
14. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
Bibliography
1. Anatomy, physiology, psychology of the person. Illustrated concise dictionary [Text] / Ed. A.S. Batuev. - St. Petersburg: Publishing house of the "Lan", 1998. - 256 p.
2. Arkhipov, V. A. Goal setting as an element of socialization personality (On the example of the cadets of higher military educational institutions) : dis. ... candidate. so-
ciology. sciences : 22.00.08 [Text] / Arkhipov Vladimir Anatolevich. - Moscow, 2005. - 209 p.
3. Wikipedia - the free encyclopedia. URL: http://ru.wikipedia.org.
4. Gumerova, N. L. The development of pedagogical goal-setting at the secondary school teachers : axiological approach : dis. ... candidate. ped. sciences : 13.00.01 [Text] / Gumerova Nazira Latypovna. - Moscow, 2008. - 200 p.
5. Activity. URL: http://psychology.academic.ru.
6. Dmitrieva, I. A. Development of the ability to goal-setting at the undergraduate and postgraduate students: dis. ... candidate. psychol. sciences : 19.00.13 [Text] / Dmitrieva Inna Aleksandrovna. - Kazan, 2011. - 190 p.
7. Korostyleva, N. Y. Pedagogical goal-setting in the modern school as the object of management : dis. ... candidate. ped. sciences : 13.00.01 [Text] / Korostyleva Natalia Yakovlevna. - St. Petersburg, 2002. - 224 p.
8. Lebedeva, M. N. Didactic means projecting the experience of goal-setting as a component of educational content (On the material of the educational field "Mathematics") : dis. ... candidate. ped. sciences : 13.00.01 [Text] / Lebedeva Marina Nikolaevna. - Vladimir, 2004. - 175 p.
9. General dictionary of the Russian language. URL: http://tolkslovar.ru/.
10. Ostapenko, A. A. Modeling a multi-dimensional pedagogical reality : dis. ... dr. ped. sciences : 13.00.01 [Text] / Ostapenko Andrey Aleksandrovich. - Krasnodar, 2005. - 424 p.
11. Psychology and organism. URL: http://kpip.kbsu.ru/psch/part2.html.
12. Dictionaries Online. URL: http://www.slovarus.ru/?di=8517.
13. Function. URL: http://www.ubrus.org/dictionary-units/?id=41842.
14. School dictionary of the social science. 10-11 classes: a textbook for students of general education institutions [Text] / ed. L.N. Bogolyubov, Y.I. Averianov. - M.: Enlightenment, 2011. - 96 p.