Научная статья на тему 'Целеполагание: тренинг для младших подростков'

Целеполагание: тренинг для младших подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2685
1826
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПЕРЕХОД ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / СТРЕСС / АДАПТАЦИЯ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селюкова Маргарита Алексеевна, Сиденко Елена Александровна

В данной статье авторы предлагают вниманию читателя тренинг с детьми младшего подросткового возраста (5е классы) на тему целеполагания. Рассматриваются особенности младшего подросткового возраста и предлагается сценарий занятия с классом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целеполагание: тренинг для младших подростков»

Кабинет практического психолога

Селюкова Маргарита Алексеевна

педагог- психолог среднего звена Центр образования № 641 имени Сергея Есенина, Сиденко Елена Александровна

педагог- психолог старшего звена Центр образования № 641 имени Сергея Есенина

г. Москва

J V.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:

тренинг для младших подростков

Л_____________________________________________г

Аннотация. В данной статье авторы предлагают вниманию читателя тренинг с детьми младшего подросткового возраста (5е классы) на тему целеполагания. Рассматриваются особенности младшего подросткового возраста и предлагается сценарий занятия с классом.

Ключевые слова: младший подростковый возраст, переход из начальной школы в среднюю, социализация подростков, стресс, адаптация к средней школе

В опросу адаптации подростка в социуме всегда уделяли повышенное внимание психологи, педагоги, воспитатели. Сейчас, когда в системе российского образования происходят значительные изменения, связанные с переходом на образовательный стандарт второго поколения, этот вопрос приобрел особую актуальность [3]. Подростковый возраст - это переход от мира детства к миру взрослых, важнейший период становления личности и выстраивания новых взаимоотношений с самим собой и окружающим миром.

Чем примечателен этот возраст? Как избежать типичных ошибок, помочь, а не навредить развитию личности подростка? В данной статье мы рассмотрим характеристики подросткового возраста и попытаемся найти ответ на поставленные вопросы.

С физиологической точки зрения, подростковый возраст означает процесс изменений в организме ребенка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода. Поэтому термины «половое созревание», «подростковый возраст» и «пубертатный период» или пубертат (от латинского pubertas - возраст роста волос) иногда используются как синонимы. Строго говоря, термины «период полового созревания» и «пубертат» отражают только те изменения, которые происходят в половой системе, но не культурные и социальные аспекты взросления, для характеристики которых более приемлем термин подростковый период. Подростковый период не только включает в себя пубертат, но значительно перекрывает его по продолжительности.

Заметим, что нужно различать так называемую «психическую пубертатность» и «физическую пубер-татность»: психическое и телесное созревание не вполне совпадают друг с другом в отношении начала, конца и длительности. Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек -между 13 и 15 годами.

Психические симптомы переходного возраста начинаются, как правило, значительно раньше, в 11-12 лет [4]. В этом возрасте, который называется младшем подростковым, дети конфликтны и драчливы; а от родителей часто можно слышать фразу, что у ребенка «испортился характер». Такое поведение и эмоциональное состояние младшего подростка психологически связано с переживаемым им этическим конфликтом с миром взрослых. Те запреты и нормы морали, которым дети подчинялись до сих пор, отныне подвергаются сомнению и критике со стороны подростка. Подросток открывает для себя «страшную правду»: оказывается, взрослые диктуют правила, которым сами не следуют -и прежде всего это касается морально- этических норм. Например, родители учат ребенка, что врать нехорошо, и вдруг случается такая ситуация: дочка с мамой в магазине покупают маме дорогую сумку, после чего они возвращаются домой. По дороге мама говорит дочке, что дома, когда папа спросит, сколько стоила сумка, она назовет цену в три раза меньше, и просит дочку не выдавать ее. Или сын слышит, как папа говорит по телефону, что никак не может сегодня вечером поехать к бабушке, потому что именно сегодня он очень занят «по работе», а положив трубку, садится и смотрит

28

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

Кабинет практического психолога

долгожданный футбольный матч. Вечером, когда мама приезжает домой от бабушки, папа утверждает, что сам «вот только что пришел», и незаметно подмигивает сыну. Однако сыну вся эта ситуация отнюдь не кажется забавной, скорее наоборот, она его травмирует и злит. В таких ситуациях подросток сначала теряется, а потом негодует Как же так - ведь ему говорят, что обманывать нехорошо, а сами?

В младшем подростковом возрасте уже нет детского подчинения авторитету и стремления слепо подражать миру взрослых. Как следствие, среди самих подростков образуются «группы по интересам»- к сожалению, не всегда безобидным. Младшие подростки могут легко попасть под чужое влияние, стать членами уличных преступных группировок и религиозных сект, потому что подростки внушаемы и ведомы. Стремление обзавестись верным другом сочетается с установкой на деление окружающих на «своих» и «чужих», что способствует формированию обособленного мировоззрения, а именно такие установки часто присутствуют в сектах и других молодежных группировках.

В этом возрасте проявляются элементы деструктивного поведения (тяга к курению и спиртному, склонность к воровству, обману и т.д.). Дети этого возраста проявляют элементы жестокости и агрессивности, но в то же время испытывают сильную потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье, и, несомненно, нуждаются в поддержке и внимании взрослых. Периоды повышенной активности чередуются с периодами утомляемости и потери интереса к деятельности как в школе, так и дома.

Младшие подростки эмоциональны, вспыльчивы, не признают авторитет возраста и зачастую склонны к переоценке своих возможностей («я все могу сделать сам»). Несмотря на это, не следует думать, что подросток самодостаточен и независим: как раз наоборот. В этом возрасте ребенок имеет стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе и занять значимое положение среди сверстников. Психологи отмечают, что переход к периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, получивший название «подросткового кризиса», когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками (по Д. Б. Эльконину - интимно-личное общение).

Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Происходит интериоризация существующих во вне социальных факторов, выход за пределы накопленного опыта, сформированных навыков, привычек, качеств личности.

Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, это стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание

выделиться, отличиться любой ценой. Например, для мальчика- подростка настоящей трагедией может оказаться отказ родителей купить новомодные кроссовки, которые «уже есть у всех в классе, кроме него». «А чем я хуже?!» - этой и подобными фразами подросток заявляет о своем желании не отбиваться от среды сверстников, авторитет среди которых становится для него более важен и значим, чем одобрение взрослых. В то же время, подросток часто может бравировать собственными недостатками, как бы выставляя их напоказ. «Да, я такой! Не нравится - не общайтесь со мной»,- бросает он родителям и учителям в ответ на все воспитательные мероприятия и поучения. Иногда кажется, что он все делает назло взрослым -и здесь как нельзя лучше подходит пословица «Полюбите меня черненьким, а беленьким меня любой полюбит». Подросток нуждается в любви и поддержке и ищет подтверждения тому, что его принимают и любят любого: с плохими отметками в четверти, выкрашенными в зеленый цвет волосами, вспыльчивого и раздражительного.

Как уже говорилось выше, учебная деятельность отходит на второй план, уступая место коммуникативной деятельности. Главная ценность отметки для учеников 4-8 классов заключается в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств (например, почетного звания хулигана, умеющего срывать уроки), то значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса подростки воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний. Тот факт, что его отругают, воспринимается подростком лишь как незначительный побочный эффект при достижении главной цели- завоевания внимания и уважения сверстников.

Результатом индивидуально-возрастного развития на каждом этапе является формирование психических новообразований, которые представляют собой качественно новый способ функционирования психики и личности в целом.

Возникновение психических новообразований характеризует «непрерывный процесс самодвижения» личности (Л. С. Выготский). Одно из наиболее значимых новообразований подросткового возраста - чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка как бы предвосхищает его будущее положение в обществе. Другими словами, подросток претендует на положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и самим собой. Младший подросток чувствует себя «уже не ребенком» или «не хуже взрослого», в то время как взрослые продолжают считать его ребенком. Требования родителей тоже порой противоречивы: с одной стороны, от подростка требуют

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

29

Кабинет практического психолога

«вести себя по-взрослому», ему напоминают, что он «уже не маленький», а с другой - просят «не умничать» и поступать так, как решили родители.

Характерной особенностью этого возраста является и то, что у подростков обострена боязнь прослыть «слабым», несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не «маленький». Чувство взрослости и стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского меняют поведения подростка не только дома, но и в классе. Появляется отвращение к необоснованным запретам и восприимчивость к промахам учителей (что зачастую раздражает педагогов). Однако самооценка подростка хрупка и ранима. Этот период характеризует отсутствие адаптации к неудачам - как личным, так и учебным. Самое страшное для подростка - прослыть «худшим», стать изгоем в своей среде, служить объектом критики и насмешек. И напротив, основополагающее понятие в обучении младших подростков - успех, ведь если он успешен в каком-либо роде деятельности, то этот род деятельности ему интересен. Успехи окрыляют подростка. То, что хорошо удается и высоко оценивается, вызывает желание продолжать обучение, в то время как неудачи могут повлечь за собой снижение учебного интереса. [5].

Младший подростковый возраст- это еще и окончание начальной школы и переход в среднюю школу, где все кажется непривычным. Занятия проходят уже в разных кабинетах, их ведут разные учителя, перед детьми ставятся новые задачи. В связи с этим переход из начальной школы в среднюю сопровождается стрессом. [2] Подросткам необходимо помочь адаптироваться к новым условиям и осознать свои новые цели в школе. Данное занятие разработано для учащихся 5-х классов с целью адаптации к средней школе.

Адаптационное занятие для пятиклассников «Целеполагание»

Цели занятия:

• создание благоприятного психологического климата, повышение социометрических статусов участников, осознание ценности каждого члена команды.

• помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе.

Материалы: мягкий мяч, бланки «Мои цели», ручки - по количеству участников, платок, запись песенки «Если весело живётся, делай так...», канат.

План тренинга:

1. Приветствие

2. Разминка Упражнение «Если весело живется, делай так»

3. Упражнение «Продолжи предложение»

4. Упражнение «Ставим цели»

5. Упражнение «Построимся»

6. Упражнение «Переправа»

7. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия.

1. Приветствие

Доброго всем дня! Мы сегодня собрались, чтобы немного поиграть и узнать друг о друге и себе самих что-то новое. В ходе сегодняшнего занятия мы многому сможем научиться и весело и с пользой проведем время.

2. Психогимнастическая разминка.

Упражнение «Если весело живется, делай так»

Вся группа сидит на стульях по кругу, водящий (им может быть по очереди каждый из учащихся) задает какое-либо веселое движение (хлопки, притопы, щелканье языком), остальные все вместе повторяют его, произнося при этом: «Если весело живется, делай так». Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не побудет ведущим. В конце можно повторить все действия по порядку, точно и ритмично.

Не всегда получается согласованно воспроизводить действия каждого участника, поэтому сначала ведущий может подавать группе специальный знак, по которому дети начнут повторять движение.

3. Упражнение «Продолжи предложение»

Цель: Упражнение способствует прояснению личной мотивации обучения в средней школе, осознанию своих целей.

Инструкция: Я буду кидать Вам мячик, поймав его, Вы продолжаете начатое мною предложение, после ответа, вам нужно вернуть мяч ведущему. Давайте попробуем:

• Для меня друг - это тот кто.

• Дружить это значит.

• Мой друг должен обладать следующими качествами.

• Я хочу, чтоб наш класс стал дружным, потому что.

4. Упражнение «Ставим цели»

Цель: упражнение способствует осознанию результатов тренинга, постановке новых целей.

Материал: Листочки для каждого участника

«Мои цели»

Инструкция: Сейчас каждый из вас получит листок. Его нужно подписать (Фамилия, Имя). Задание такое: нужно завершить следующие высказывание

- Я хочу лучше .

- Я хочу узнать.

- Чтобы лучше о себе заботиться, я могу .

- Чтобы лучше ладить с другими, я могу .

- В школе я хочу.

- В школе я могу.

- Дома я хочу..

То, что вы запишите, это только для вас, зачитывать не нужно, другой читать это тоже не будет. Отвечайте предельно честно.

Собрать листы. Через месяц на занятии психологической группы их можно снова раздать детям, чтобы узнать, что изменилось, какие шаги были предприняты для достижения целей.

30

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

Кабинет практического психолога

5. Упражнение «Построимся»

Цель: Разминка. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется -нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения.

6. Упражнение «Переправа»

Инструкция: Попрошу вас встать в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Нам нужен один доброволец, ему мы завяжем глаза. Задача добровольца: пройти с завязанными глазами с одной стороны на другую по дорожке, которую мы сделаем из каната. Группа может управлять действиями добровольца, но между собою члены группы общаться не могут. Задача круга: провести добровольца так, чтобы он не оступился, не «упал в пропасть» не заступил за канат, иначе он погибнет.

Инструментарий: платок.

Обсуждение игры.

Вопрос к добровольцу: Что мешало тебе при прохождении «переправы»? Что помогало?

Вопрос к группе: За счёт чего вы пришли к согласованности? Что помешало вам прийти к согласованности?

Вывод: Доверие в группе. Мостик к теме тренинга - цель можно достигнуть, если начать слушать друг друга. Если все хотят стать лидерами в этой игре, все

кричат и указывают направление, кроме шума и хаоса ничего не получается. Порой достаточно одного хорошо организованного руководства ведущим, чтобы достигнуть общей цели.

Обсуждение итогов занятия

Вопрос к группе: Как вы понимаете слово «цель»? Что значит- «Я поставил себе эту цель»?

Пусть участники скажут о том, что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными.

Рефлексия

Цел ь: научить детей осознавать и фиксировать свое эмоциональное состояние.

Ведущий просит выбрать карточку с настроением (мое настроение сейчас - отличное, хорошее, нормальное, плохое

Литература

1. Агуреева С. В., Остроумова Е. Е. Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки как средство формирования социального опыта обучающихся. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2011.- № 2.

2. Сиденко А. С. Авторские педагогические разработки: роль, типы, уровни // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2008.-№ 5.

3. Сиденко А. С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 4.

4. Сиденко Е. А. К вопросу об адаптации подростка // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.-№ 1.

5. Сиденко Е. А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике // Инновационные проекты и программы в образовании - 2010.- № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Фролов Ю. И. Психология подростка, М.: Рос. пед. аг-во, 1997.- 526с.

7. Эльконин Д. Б. Возрастные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.