Научная статья на тему 'Тренинг для родителей учащихся 5 классов «Школа родительской компетентности»'

Тренинг для родителей учащихся 5 классов «Школа родительской компетентности» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6212
1094
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПРОБЛЕМА / ПОДРОСТОК / ВОСПИТАНИЕ / РОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селюкова Маргарита Алексеевна, Сиденко Елена Александровна

В статье рассматриваются психологические аспекты проблемы подросткового воспитания. В статье представлен тренинговый метод решения проблемы формирования родительской компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тренинг для родителей учащихся 5 классов «Школа родительской компетентности»»

Кабинет школьного психолога

Селюкова Маргарита Алексеевна

педагог-психолог среднего звена Центр образования № 641 имени Сергея Есенина, Сиденко Елена Александровна

педагог-психолог старшего звена Центр образования № 641 имени Сергея Есенина

г. Москва

J ^

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ «ШКОЛА РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

Л___________________________________________г

Аннотация. В статье рассматриваются психологические аспекты проблемы подросткового воспитания. В статье представлен тренинговый метод решения проблемы формирования родительской компетентности.

Ключевые слова: психология, проблема, подросток, воспитание, родитель.

Работе с подростками как категории учащихся, требующей особого внимания, посвящено много работ [1,2, 3, 4, 5, 6 и др.] и все же остается много нерешенных вопросов.

Какой я родитель - хороший или не очень? Как улучшить мои отношения с ребенком? Такими вопросами задается каждый родитель - и особенно на этапе, когда ребенок вступает в подростковый возраст. Подросток непредсказуем. Стиль его поведения, его мотивы, непонятные выходки ставят родителей в тупик. Упрямство, лень, безразличие, эмоциональная нестабильность подростка очень беспокоят его родителей и заставляют задавать себе вопрос: почему он такой? Может быть, это я что-то делаю не так? Нормально ли то, что происходит с ним? Как на него воздействовать?

Прежде всего, каждому родителю важно помнить: его собственная модель поведения с ребенком, те методы воспитания, к которым он прибегает не «взялись ниоткуда». Любой человек передает только те модели взаимоотношений, которые были им усвоены ранее. Как воспитывали вас ваши родители? Какие установки они вам передали? В психологии есть понятия «отрицательной» и «положительной» идентификации (отождествления себя) с родителями. В случае положительной идентификации, человек дает себе установку воспитывать своих детей так же, как воспитывали его родители. В случае отрицательной идентификации (которая встречается гораздо чаще) человек говорит себе «я никогда не буду воспитывать своих детей таким образом, я буду это делать по-своему». Чтобы осознать, откуда берутся наши родительские установки, необходимо вспомнить себя ребенком, своих родителей, их стиль воспитания и понять, почему наши родители вели себя именно так. Это долгий и трудный процесс, этому должно быть посвящено не одно и не два занятия. В конечном итоге, важно прийти

к выводу, что родители воспитывали нас именно так, а не иначе, потому что хотели, чтобы мы получили все самое лучшее и достигали своей цели как могли -теми способами, которые были им доступны.

Когда родители хотят, чтобы их ребенок вырос психически полноценным, нет более ответственной задачи, чем установление между ними и ребенком гармоничных отношений.

Это вовсе не означает, что родители должны всячески ублажать своего ребенка, потакать ему, идти на поводу и каждый раз умиляться его поступкам. Родители могут сердиться, ими может овладеть раздражение или тревога и беспокойство - все это вносит сложность в характер взаимоотношений с детьми. Но и в самых сложных ситуациях надо помнить, что какими бы врожденными наклонностями, достоинствами или недостатками ни обладал ребенок, характер ваших взаимоотношений с ним является наиболее действенным средством, определяющим его эмоциональное состояние и влияющим на его душевное развитие. Задача состоит в том, чтобы сделать эти отношения гармоничнее на протяжении всего периода воспитания ребенка, и конечно, особенно актуальной эта задача становится в подростковом возрасте. С помощью данного тренинга мы надеемся помочь родителям создать атмосферу доверительной близости в их отношениях с детьми [1].

Родительские позиции и стили взаимодействия с детьми

Тренинг проводится в течение двух с половиной часов в довольно просторном помещении. Форма проведения тренинга - круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

52

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

Кабинет школьного психолога

Цели:

1. Знакомство родителей вновь сформированных классов. Повышение уровня сплоченности коллектива.

2. Знакомство правилами групповой работы.

3. Планирование посредством «мозгового штурма» мероприятий по работе «Школы родительской компетентности».

4. Диагностика взаимодействия родителей с детьми

Задачи:

1. Осознание родительских установок, дифференциация их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия с ребенком.

2. Научиться различать эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.

3. Познакомить с теорией Эрика Эриксона по этапам возрастного развития.

Тренинг состоит из четырёх частей. Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга. Вторая (основная) направлена на поиск возможностей и мероприятий в работе «Школы родительской компетентности». Третья (информационная) - минини-лекция по Эриксону «Этапы развития». Четвёртая (диагностическая) - анкетирование родителей (опросник Марковской И. М. «Взаимодействие родителя с ребёнком»).

План тренинга:

1. Приветствие. Знакомство участников между собой и с правилами групповой работы.

2. Работа в кругу: наши ожидания и опасения.

3. Упражнение «Встаньте и поменяйтесь местами...».

4. Упражнение «Ребенок в нас»

5. Упражнение «Родительские установки»

6. «Мозговой штурм»: Мой ребёнок - подросток. Что делать?

I. Этап генерации идей.

II. Этап анализа идей.

III. Этап поиска возможностей реализации.

IV. Завершающий этап.

7. Упражнение «Пишущая машинка»

8. Видеопрезентация по Э. Эриксону «Этапы развития»

9. Опросник для родителей Марковской И. М. «Взаимодействие родителя с ребёнком».

10. Рефлексия.

Содержание тренинга:

Звучит музыка. Участники тренинга заходят в зал, садятся в круг.

Введение в тренинг как особую форму обучения. Психолог приглашает родителей занять места на стульях, расположенных по кругу.

1. Приветствие Добрый вечер! Мы рады, что инициатива родителей пятиклассников создать «Школу родительской компетентности» начинает практически реализовываться, и вы нашли время для нашего первого организационного занятия. Наши занятия будут проходить в форме тренинга. Что такое тренинг? Кто

участвовал в каких либо тренинговых мероприятиях? ТРЕНИНГ - это занятие в группе на заданную психологическую тематику.

Проведение родительских групп включают в себя три основных постулата:

1) Предмет дискуссии - дети и способы взаимодействия с ними родителей;

2) Все члены группы имеют право на свободное участие в различных формах совместной работы, лишенной формализма и рутины;

3) Ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.

В тренинге существуют тренинговые правила: активности, добровольности, конфиденциальности, уважения говорящего и т.д., мы практикуем обращение участников друг к другу и к психологу на «ты».

У нас есть бейджики. Будет удобно, если мы напишем свои имена на них и чьи вы родители.

Участникам раздаются бейджики и фломастеры для оформления «визиток».

2. Работа в кругу: наши ожидания и опасения.

Цел ь: Обозначить основное направление в работе,

спланировать и проговорить тематику будущих встреч, реальные и нереальные планы. Проговорить личностные переживания участников. Коррекция запросов.

Инструкция: Собираясь на сегодняшний тренинг вы, может быть, задавались вопросом: «Что будет? Как всё будет?» У Вас есть свои ожидания, возможно, и опасения. Будет логично, если мы сейчас проговорим эти ОЖИДАНИЯ и ОПАСЕНИЯ. Постарайтесь коротко сформулировать Ваши личные ожидания и опасения, а мы запишем их, чтобы потом озвучить, что сможем сделать, что спланируем, к чему нужно быть особенно внимательными.

Подумайте ещё, что готовы Вы вложить в тренинг?

Участники по кругу представляются и проговаривают свои ожидания от тренинга и вклад.

Коррекция запросов.

Многое также будет зависеть от Вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

3. Психогимнастическое упражнение «Встаньте и поменяйтесь местами те...»

Цель упражнения: продолжение знакомства, ориентация в коммуникации на умения и навыки участников, интенсификация эмоциональной сферы участников и их межличностного взаимодействия, а также разминка в физическом значении этого термина.

Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают.

Инструкция: Я сейчас произнесу фразу, например: встаньте и поменяйтесь местами те, у кого сыновья. И все, у кого есть сыновья, встанут со своих мест и займут другой стул. А я тем временем займу свободный стул. Кому места не достанется, продолжает игру. Задача людей, объединенных этим признаком, поменяться местами, соблюдая условие - нельзя занимать соседнее освободившееся место и нельзя отсиживаться.

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

53

Кабинет школьного психолога

Оставшийся стоять участник становится ведущим.

Обычно игра проходит очень весело, способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы [2].

4. Упражнение «Ребенок в нас».

Бросая мяч, участники обращаются друг к другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты был (а) ...». В ответ каждый может согласиться или нет с данной ему характеристикой.

Цель упражнения: упражнение помогает глубже познакомиться участникам, кроме того, способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей психокоррекционной работы [2].

5. Упражнение «Родительские установки».

Участников просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов -и на фоне расслабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, проступки? Как бы они закончили следующие предложения: «Дети плохо себя ведут, потому что.», «Непослушный ребенок-это...», «Родители должны.»?

Затем после выхода из состояния расслабления участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие», т.е. рациональные, эффективные -и «мешающие», т.е. нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений [5].

6. «Мозговой штурм»: Мой ребёнок - уже подросток. Что делать?

Упражнение подразумевает активную позицию занимающихся, поэтому полученные в подобных играх знания и умения личностны и легко актуализируются в деятельности.

Цель упражнения: Повысить мотивацию и степень эмоциональной включенности в тренинг. Сформулировать перечень мероприятий по работе «Школы родительской компетентности» [4].

I. Этап генерации идей. «Эмоциональное выгорание педагогов. Что делать?»

Участники разбиваются на несколько команд (по 5-6 человек в каждой). Команды получают по стопке пустых карточек. Именно на них будут записываться новые идеи - по одной на каждой. Ведущий информирует об обязательных правилах этого этапа:

Принимаются и записываются абсолютно все выдвигаемые идеи. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полёту творческой мысли.

Необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Эта демонстративная поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют наш внутренний генератор идей.

Самые лучшие - это сумасшедшие идеи. Откажитесь от шаблонов и стереотипов, посмотрите на проблему с другой точки зрения.

Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. По одной идее на каждой карточке [4].

Время этого этапа - 20 минут.

Обычно первые десять минут - это стадия «раскачки», во время которой звучат достаточно банальные предложения. Наиболее продуктивно проходят последние минуты этапа генерации идей. Ведущий переходит от команды к команде, оказывая эмоциональную поддержку участникам.

По окончании отведённого времени ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых в каждой группе идей.

II. Этап анализа идей.

Основной задачей является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений.

Правила это этапа:

Самая лучшая идея - та, которую вы рассматриваете сейчас. Анализируйте её так, как будто других идей нет вообще. Указанное правило подразумевает предельно внимательное отношение к каждой идее. Хотя критика уже не возбраняется, но она не должна быть огульной.

Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой, даже кажущейся ерундовой идее.

Отбрасывать идеи нельзя.

Время выполнения - тоже 20 минут, иногда требуется больше времени. При необходимости участники дописывают на карточках свои мысли, развивающие высказанную идею.

III. Этап поиска возможностей реализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги по их внедрению. Я предлагаю просмотреть снова все предложения с точки зрения их соответствия двум критериям - оригинальности и возможности реализации.

Каждая карточка с идеей должна быть помечена значками двух типов:

+ + - очень хорошая, оригинальная идея;

+ - неплохая идея;

0 - не удалось найти конструктива.

А, кроме того:

PP - реально реализовать;

ТР - трудно реализовать;

НР - нереально реализовать.

Разумеется, возможны самые разные сочетания этих значков. Ведь идея может быть блестящей, яркой, необычной, но возможностей для её реализации в данный момент просто нет [6].

Время, отводимое на этот этап,- 10 минут.

IV. Завершающий этап.

Мы преступаем к завершающему этапу «Мозгового штурма». Собираемся все в общий круг. Я предлагаю представителю каждой группы сделать сообщение об итогах своей работы. Вам нужно рассказать о тех идеях, которые получили либо два «плюса», либо значок «РР», либо оба эти значка.

Полученные в процессе довольно длительной работы, «выстраданные», результаты, имеют большое значение. Поэтому представляется целесообразно результаты «мозгового штурма» оформить самые лучшие идеи

54

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

Кабинет школьного психолога

и представить их в виде рекомендаций для родителей на сайте школы.. Идеи со значком «РР» (реально реализовать) должны быть включены в план работы «Школы родительской компетентноси» на следующий год.

Зачитанные карточки собираются в конверт с надписью «Планирование мероприятий».

Вы очень плодотворно поработали, а сейчас отдохнём и поиграем.

7. Упражнение «Пишущая машинка»

Цель упражнения: мобилизируется внимание, улучшается настроение, повышается активность.

Инструкция: Давайте представим себе, что все мы - большая пишущая машинка. Каждый из нас - буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех», и тогда тот, кому достаётся буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «м», и снова общий хлопок и т.д.

Тренер распределяет по кругу буквы по алфавиту.

Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала.

Пробел между словами - всем нужно встать, любой синтаксический знак - топнуть ногами [3].

А напечатаем мы фразу: Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении. (Аристотель)

8. Теоретическая часть.

Воспитание, по словам Аристотеля, невозможно без науки. Сегодня мы подготовили для вас видеопрезентацию по этапам возрастного развития. (См. приложение 1).

Приложение 1

Д. ЭЛКИНД

ЭРИК ЭРИКСОН И ВОСЕМЬ СТАДИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Теорию Эрика Эриксона о делении нашего жизненного цикла на восемь стадий автор статьи называет одним из крупнейших вкладов в психоанализ и вообще в психологию. В отличие от Фрейда, Эриксон полагает, что характер человека хотя и формируется в детстве, но не раз и навсегда, а сохраняет способность значительно изменяться и дальше на каждом этапе жизни. Эриксоновская теория «кризиса идентификации» у подростков получила широкое распространение и за пределами профессиональных кругов.

Эрика Эриксона знают и читают сейчас в Соединенных Штатах, пожалуй, больше, чем любого другого психоаналитика. В вузах всей страны на факультетах психологии и психиатрии используются книги Эриксона, и почти каждый учебник, имеющий дело с развитием человека, воспитанием и патронажем, описывает восемь стадий жизненного цикла человека, встречающегося на каждой стадии все с новыми и новыми проблемами и конфликтами. Выражение «кризис идентификации», введенное Эриксоном более чем четверть века тому назад, вошло в повседневный обиход американцев. Внимание, кото-

рое Эриксон уделял проблемам юности и зрелости, помогло избавиться от одностороннего взгляда на детство как на период необратимого формирования личности. Удостоились похвал также психоисторические и психо-социапъные работы Эриксона. Его монография. «Лютер в молодости» (1958 г.) послужила канвой для шедшей на Бродвее пьесы, а «Правда Ганди» (1969 г) Получила Пулицеровскую Премию и Премию Национальной книги по отделу философии и религии. В последние годы Эриксон много пишет по вопросам общего характера. Последняя книга его «Игрушки и мотивации» (1976 г.). Например, связывает творческий элемент в политической деятельности с детскими играми. Отнюдь не выводя поведение взрослого человека целиком из условий и событий его детства, Эриксон все же проводит четкие параллели между детскими играми и «стратегией игр» у взрослых, между повторяемостью действий в некоторых играх и ри-туализмом таких форм политической жизни как голосование и введение в должность государственных деятелей.

Нужно подчеркнуть, что Эриксон отнюдь не отменяет, а именно развивает психоанализ, так как он принимает основные предпосылки фрейдизма, и на них надстраивает новые этажи. Этим Эриксон отличается от таких ранних сторонников Зигмунда Фрейда как Карл Юнг и Альфред Адлер, которые отошли от Фрейда, отвергли его положения и выдвинули собственные концепции. Отличается Эриксон и от так называемых неофрейдистов, таких как Карен Хорни, Абрагам Кардинер и Гарри Стак Салливен, которые считали (ошибочно, как выяснилось), что фрейдизму нечего сказать о взаимоотношениях между человеком и обществом или человеком и культурой. Фрейд, как известно, подчеркивал роль сексуальных влечений в жизни человека, но делал он это из желания противодействовать жестким ограничениям, налагавшимся в те времена обществом на отношения полов, тем табу, которые зачастую служили причинами неврозов. Впоследствии, однако, Фрейд уделял гораздо больше внимания психической структуре личности, в частности ее сознательному Я, которое служит исполнительной властью в психике человека и хранит его сложившееся отношение к самому себе и окружающему миру. Наблюдения и теоретические построения Эриксона в основном касаются психосоциальных аспектов формирования Я. На этом пути Эриксону и удалось развить психоанализ, не отвергая и не игнорируя огромного вклада Фрейда.

Восемь стадий человека

Прошло почти 10 лет, прежде чем Эриксон систематизировал свои клинические наблюдения и изложил свою концепцию в книге «Детство и общество». Суммируя 15 лет практической и теоретической работы, он выдвинул три новых положения, ставшие тремя важными вкладами в изучение человеческого «Я».

Во-первых, Эриксон предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют и психологические стадии раз-

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

55

Кабинет школьного психолога

вития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл.

И, наконец, Эриксон говорил, что каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения.

Доверие и недоверие. Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным - недоверие.

Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди - существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие -боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.

Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием к какой-нибудь учительнице, не допускающей несправедливости по отношению к детям. При этом он может преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в случае развода родителей в семье создается обстановка, переполненная взаимными обвинениями и скандалами.

Достижение равновесия

Самостоятельность и нерешительность. Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и тд. Если родители

предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой -то есть у него появляется самостоятельность.

Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Конечно, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от усилий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.

Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к раз-витию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной стороны и стыдливостью и неуверенностью - с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.

Предприимчивость и чувство вины. Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

Умелость и неполноценность. Четвертая стадия -возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их

56

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

Кабинет школьного психолога

латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности - с другой.

В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.

В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка в школе и. отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.

Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.

Кризис подросткового возраста

Идентификация личности и путаница ролей. При переходе в пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появ-

ляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток - это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.

Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей -психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается гораздо более косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.

Обратное справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения.

Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.

Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я».

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

57

Кабинет школьного психолога

Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует человека от возникновения новых проблем на других этапах жизни или появление новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем.

Конфликты среднего возраста

Близость и одиночество. Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости - иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, иначе, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным - одиночества.

Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество - состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

Общечеловечность и самопоглощенность. Седьмая стадия - зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью - на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего

общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей - он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.

Цельность и безнадежность. На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная работа жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Новый вклад в психоанализ

Таковы основные стадии жизненного цикла в классификации Эриксона. Его подход вызывает далеко идущие изменения в традиционных взглядах психоанализа на формирование личности и эмоциональные кризисы у взрослых. Распространяя период формирования личности на весь жизненный цикл, Эриксон говорит, что каждому возрасту, в том числе среднему и пожилому, присущи свои эмоциональные кризисы. Это позволяет врачу-психиатру видеть в эмоциональных проблемах взрослого человека не просто (и уже, во всяком случае, не только) неустранимые последствия разочарований и потрясений детства, но конфликты, типичные для зрелого возраста и, может быть, поддающиеся лечению.

Кроме того, такой взгляд на формирование личности перекладывает часть ответственности с родителей на самого индивида и на общество. И наконец, расширяя классический психоанализ, Эриксон обнадеживает нас тем, что у каждой стадии есть свои сильные, а не только слабые стороны, и что неудача на одной стадии может быть исправлена последующими удачами на других.

То новое, что Эриксон внес в психоанализ, яснее всего проступает в его психоисторических очерках, соединяющих глубину психологического анализа с широтой исторической перспективы. Опубликовав в 1950 году работу «Детство и общество», Эриксон приложил свою теорию жизненного цикла к биографиям выдающихся людей. Он написал несколько блестящих очерков о Максиме Горьком, Джордже Бернарде Шоу и Фрейде. В этих психологических портретах отразился также проницательный подход Эриксона к социальной и политической истории Европы и знание европейской литературы. В каждом очерке избранный деятель вырастает до раз-

58

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

Кабинет школьного психолога

меров исторической фигуры, которая несет на себе отпечаток эпохи и накладывает на эпоху собственный отпечаток. Как и последующие монографии, эти очерки Эриксона выделяются из жанра психоаналитической биографии тем, что совмещают изучение индивидуальной личности с историческим анализом.

В этом жанре Эриксону особенно удались две монографии: одна об основателе немецкого протестантизма Мартине Лютере, другая о поборнике ненасильственного сопротивления Махатме Ганди. Интересно отметить, что в жизни самого Эриксона были моменты, сходные с кризисами анализируемых деятелей: кризис идентификации при выборе профессии, как у Лютера, и кризис общечеловечности (заботы пожилого человека о судьбе младших поколений), как у Ганди, который предпринял первый ненасильственный протест в возрасте 48 лет, в том самом возрасте, в котором Эриксон опубликовал свою первую книгу «Детство и общество». Заслуги Эриксона в области психиатрии, психологии, педагогики и патронажа получили широкое международное признание, и тем не менее не все выводы его встречают безоговорочное одобрение. Психологи Дуван и Эдел-сон в книге «Опыт подростка» утверждают, что теория идентификации Эриксона, может быть, справедлива для мужчин, но к женщинам она неприложима. Их исследования показывают, что у женщин окончательное представление о собственном «Я» создается лишь после брака и достижения близости. Задержку они объясняют тем, что женщина частично отождествляет себя с мужчиной, за которого выходит замуж.

Критикуют Эриксона и за излишний оптимизм, с которым он смотрит на человечество и на способность человека залечивать психические травмы. Однако этим критикам можно возразить, что взгляды Эриксона служат необходимым противовесом высокомерному пессимизму классических фрейдистов, ничего хорошего в человеке не видящих. Теперь уже всем ясно, как теории Эриксона омолодили психоанализ. Психоаналитики нового поколения заявляют, что могут свободно рассматривать Фрейда в исторической перспективе и признавать его великим ученым, но в то же время отвергать некоторые положения Фрейдизма. Эрик Эриксон оказал животворное действие на несколько захиревший было психоанализ, распространив его положения на формирование личности в зрелом возрасте и приложив их к широкому полотну истории человечества.

9. Опросник для родителей Марковской И. М. «Взаимодействие родителя с ребёнком». (Приложение 2)

Назначение методики

Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны -родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны - с позиции детей.

Описание методики

Опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» является «зеркальным» и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей.

Взрослый вариант опросника для родителей подростков включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.

При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:

1 балл - совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит;

5 баллов - совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методика «Взаимодействие родитель - ребенок»

Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений

(автор Марковская И. М.)

Назначение методики

Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны -родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны - с позиции детей.

Описание методики

Опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» является «зеркальным» и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Кроме того, имеется два варианта опросника:

• Вариант для подростков и их родителей;

• Вариант для родителей дошкольников и младших школьников.

Таким образом, опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.

Текст опросника включает 10 шкал - критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей, и которые могут считаться базовыми в родительско-детских отношениях. Это шкалы «автономия-контроль» и «отвержение-принятие», в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы - по 5 утверждений.

Взрослый вариант опросника для родителей подростков тоже включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.

При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:

1 балл - совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит;

5 баллов - совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит.

Шкалы опросника «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР)

В опроснике «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) для подростков и их родителей, представлены следующие 10 шкал.

1 шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

59

Кабинет школьного психолога

выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.

2 шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничи-тельности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональ-ная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.

5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудниче-ство. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взгля-

дах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.

8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.

9 шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в Целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности-негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей - 10-й шкале.

10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми,- как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьников были изменены некоторые вопросы, которые оказались неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал «несогласие-согласие» и «авторитетность родителя» (7 и 9 шкалы) были введены две новых шкалы:

7 шкала: «тревожность за ребенка»

9 шкала: «воспитательная конфронтация в семье»

Многие авторы обращают внимание на родительскую тревожность за ребенка как на важный фактор для понимания возникновения невротических реакций у детей. А. И. Захаров выделяет также в качестве черты патогенного, типа воспитания низкую сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам воспитания, что может приводить к воспитательной конфронтации внутри семьи. Кроме того, замена 7-й и 9-й шкал вызвана отсутствием параллельной формы для детей, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношениями к родителям, а без сравнения с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность.

Опросник (все три формы) прошел проверку на валидность и надежность.

60

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

Кабинет школьного психолога

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР). Подростковый вариант

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М - для матери, под буквой О - для отца.

5 - несомненно, да (очень сильное согласие);

4 - в общем, да;

3 - и да, и нет;

2 - скорее нет, чем да;

1 - нет (абсолютное несогласие).

1. Если уж он (а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.

2. Он (а) всегда наказывает меня за мои плохие поступки.

3. Я редко говорю ему (ей), куда илу и когда вернусь.

4. Он (а) считает меня вполне самостоятельным человеком.

5. Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.

6. Он (а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.

7. Он (а) чаше замечает во мне недостатки, чем достоинства.

8. Он (а) часто поручает мне важные и трудные дела.

9. Нам трудно достичь взаимного согласия.

10. Иногда он (а) может разрешить то, что еще вчера запрещал (а).

11. Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.

12. Я бы хотел (а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как к нему (к ней).

13. Я редко делаю с первого раза то, о чем он (а) меня просит.

14. Он (а) меня редко ругает.

15. Он (а) старается контролировать все мои действия и поступки.

16. Считает, что главное - это слушаться его (ее).

17. Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (с ней).

18. Он (а) не разделяет моих увлечений.

19. Он (а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.

20. Он (а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.

21. Он (а) часто идет у меня на поводу.

22. Никогда не скажешь наверняка, как он (а) отнесется к моим словам.

23. Могу сказать, что он (а) для меня авторитетный человек.

24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.

25. Дома он (а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.

26. Бывает, что применяет ко мне физические наказания.

27. Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он (а).

28. Считает, что он (а) лучше знает, что мне нужно.

29. Он (а) всегда мне сочувствует.

30. Мне кажется он (а) меня понимает.

31. Он (а) хотела бы во мне многое изменить.

32. При принятии семейных решений он (а) всегда учитывает мое мнение.

33. Он (а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.

34. Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.

35. Он (а) является для меня эталоном и примером во всем.

36. Я считаю, что он (а) правильно воспитывает меня.

37. Он (а) предъявляет ко мне много требований.

38. По характеру он (а) мягкий человек.

39. Обычно он (а) мне позволяет возвращаться домой, мота я захочу.

40. Он (а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.

41. Он (а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки.

42. Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.

43. Он (а) часто критикует меня по мелочам.

44. Он (а) всегда с готовностью меня выслушивает.

45. Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.

46. Он (а) наказывает меня за такие поступки, какие совершает сам (а).

47. Я разделяю большинство его (ее) взглядов.

48. Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).

49. Он (а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.

50. Прощает мне то, за что другие наказали бы.

51. Он (а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и т.п.

52. Я не советуюсь с ним (с ней), с кем мне дружить.

53. Могу сказать, что он (а) - самый близкий мне человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54. Он (а) все время высказывает недовольство мной.

55. Думаю, он (а) приветствует мое поведение.

56. Он (а) принимает участие в делах, которые придумываю я.

57. Мы по-разному с ним (с ней) представляем мою будущую жизнь.

58. Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.

59. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).

60. Я хочу, чтобы он (а) всегда относился (лась) ко мне так же, как сейчас.

Регистрационный бланк

ФИО____________________возраст____класс

М О М О М О М О М О

1 13 25 37 49

2 14 26 38 50

3 15 27 39 51

4 16 28 40 52

5 17 29 41 53

6 18 30 42 54

7 19 31 43 55

8 20 32 44 56

9 21 33 45 57

10 22 34 46 58

11 23 35 47 59

12 24 36 48 60

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) Марковская И. М.

Подростковый вариант

Инструкция. В бланке ответов отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М - для матери, под буквой О - для отца.

5 - несомненно, да (очень сильное согласие);

4 - в общем, да;

3 - и да, и нет;

2 - скорее нет, чем да;

1 - нет (абсолютное несогласие).

1. Если уж он (а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.

2. Он (а) всегда наказывает меня за мои плохие поступки.

3. Я редко говорю ему (ей), куда иду и когда вернусь.

4. Он (а) считает меня вполне самостоятельным человеком.

5. Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.

6. Он (а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.

7. Он (а) чаще замечает во мне недостатки, чем достоинства.

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

61

Кабинет школьного психолога

8. Он (а) часто поручает мне важные и трудные дела.

9. Нам трудно достичь взаимного согласия.

10. Иногда он (а) может разрешить то, что еще вчера запрещал (а).

11. Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.

12. Я бы хотел (а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как я к нему (к ней).

13. Я редко делаю с первого раза то, о чем он (а) меня просит.

14. Он (а) меня редко ругает.

15. Он (а) старается контролировать все мои действия и поступки.

16. Считает, что главное - это слушаться его (ее).

17. Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (с ней).

18. Он (а) не разделяет моих увлечений.

19. Он (а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.

20. Он (а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.

21. Он (а) часто идет у меня на поводу.

22. Никогда не скажешь наверняка, как он (а) отнесется к моим словам.

23. Могу сказать, что он (а) для меня авторитетный человек.

24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.

25. Дома он (а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.

26. Бывает, что применяет ко мне физические наказания.

27. Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он (а).

28. Считает, что он (а) лучше знает, что мне нужно.

29. Он (а) всегда мне сочувствует.

30. Мне кажется он (а) меня понимает.

31. Он (а) хотела бы во мне многое изменить.

32. При принятии семейных решений он (а) всегда учитывает мое мнение.

33. Он (а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.

34. Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.

35. Он (а) является для меня эталоном и примером во всем.

36. Я считаю, что он (а) правильно воспитывает меня.

37. Он (а) предъявляет ко мне много требований.

38. По характеру он (а) мягкий человек.

39. Обычно он (а) мне позволяет возвращаться домой, когда я захочу.

40. Он (а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.

41. Он (а) не допускает, чтобы я подмечал (а) его (ее) слабости и недостатки.

42. Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.

43. Он (а) часто критикует меня по мелочам.

44. Он (а) всегда с готовностью меня выслушивает.

45. Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.

46. Он (а) наказывает меня за такие поступки, какие совершает сам (а).

47. Я разделяю большинство его (ее) взглядов.

48. Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).

49. Он (а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.

50. Прощает мне то, за что другие наказали бы.

51. Он (а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и т.п.

52. Я не советуюсь с ним (с ней), с кем мне дружить.

53. Могу сказать, что он (а) - самый близкий мне человек.

54. Он (а) все время высказывает недовольство мной.

55. Думаю, он (а) приветствует мое поведение.

56. Он (а) принимает участие в делах, которые придумываю я.

57. Мы по-разному с ним (с ней) представляем мою будущую жизнь.

58. Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.

59. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).

60. Я хочу, чтобы он (а) всегда относился (лась) ко мне так же, как сейчас.

Регистрационный бланк опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» ВРР (Марковская И. М.)

Вариант для подростков

Фамилия, имя____________________________________

Возраст______Класс_____Дата заполнения__________

Инструкция

Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе.

Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М - для матери, под буквой О - для отца:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 баллов - несомненно, да (очень сильное согласие);

4 балла - в общем, да;

3 балла - и да, и нет;

2 балла - скорее нет, чем да;

1 балл - нет (абсолютное несогласие).

№ вопроса М О № вопроса М О № вопроса М О

№ вопроса М О № вопроса М О Сумма

1 13 25 37 49

2 14 26 38 50

3 15 27 39 51

4 16 28 40 52

5 17 29 41 53

6 18 30 42 54

7 19 31 43 55

8 20 32 44 56

9 21 33 45 57

10 22 34 46 58

11 23 35 47 59

12 24 36 48 60

10. Рефлексия

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...»

Подведение итогов занятия.

Всем большое спасибо!

Литература

1. Арчакова Т. М. Использование теории коллектива А. С. Макаренко в работе с подростками. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2009.- № 2.

2. Иванова Е. С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте //Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 6.

3. Кадыкова О. М. Подросток в группе. // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 5.

4. Пакалина Е. Н. Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение как условие предупреждения отчуждения от образовательного процесса в детском, подростковом и юношеском возрастах // Эксперимент и инновации в школе. - 2010.- № 6.

5. Сиденко Е. А., Селюкова М. А. «Жизнь дана на добрые дела»: тренинг для старших подростков. // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 5.

6. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 1.

62

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.