Научная статья на тему 'К вопросу адаптации младшего подростка в социуме'

К вопросу адаптации младшего подростка в социуме Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1528
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЕРТАТ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ВЗРОСЛЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ К СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ / ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сиденко Елена Александровна

Статья посвящена вопросу адаптации младших подростков в социальной среде. Рассматриваются психологические особенности данного возраста, даются рекомендации педагогам и психологам по работе с детьми младшего подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сиденко Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу адаптации младшего подростка в социуме»

Мастер-класс

ководитель младших школьников продолжает работу с детским коллективом в следующем учебном году, то дети вспоминают все мероприятия, которые были проведены в прошлом году и распределяют их по группам:

а) самые интересные;

б) самые скучные;

в) самые веселые;

г) самые полезные; и т. д.

Таким образом, осуществляется обратная связь с детьми. Из полученной информации делается вывод, какие мероприятия обязательно нужно включить в план работы будущего года.

Воспитательная деятельность, как и любая другая, предусматривает результат и его оценку, исходя из поставленной цели. Классный руководитель отслеживает предварительные, промежуточные и итоговые результаты своей работы. Так корректируется содержание форм и методов педагогической деятельности и создаются необходимые условия для ее совершенствования.

Список используемой литературы

1. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - Москва, 1985.

2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. -Москва: ВАКО, 2007.

3. Дюкина О.В. Дневник классного руководителя начальной школы. - Москва: ВАКО, 2007.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Москва, 2001.

5. Кульневич С.В., Лакоценина Воспитательная работа в начальной школе. - Воронеж: УЧИТЕЛЬ, 2004.

6. Максименко Н.А. Спутник классного руководителя 1-4 классы. -Волгоград: Учитель, 2007.

7. Мартынова Я.Ю. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Выпуск 2. - Волгоград: Учитель, 2007.

8. Реан А.А. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. - Санкт - Петербург: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003.

9. Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе. - Москва: СФЕРА, 2007.

Статья посвящена вопросу адаптации младших подростков в социальной среде. Рассматриваются психологические особенности данного возраста, даются рекомендации педагогам и психологам по работе с детьми младшего подросткового возраста.

Сиденко Елена Александровна

Ст. преподаватель АПК и ППРО

к вопросу АДАПТАЦИИ младшего подростка в социуме

Как помочь подростку адаптироваться в школе и дома?

Ключевые слова: пубертат, младший подростковый возраст, взросление, адаптация к социальной среде, особенности подросткового периода

Вопросу адаптации подростка в социуме всегда уделяли повышенное внимание психологи, педагоги, воспитатели. Сейчас, когда в системе российского образования происходят значительные изменения, связанные с переходом на образовательный стандарт второго поколения, этот вопрос приобрел особую актуальность. Подростковый возраст - это переход от мира детства к миру взрослых, важнейший период становления личности и выстраивания новых взаимоотношений с самим собой и окружающим миром.

Чем примечателен этот возраст? Как избежать типичных ошибок, помочь, а не навредить развитию личности подростка? В данной статье мы рассмотрим характеристики подросткового возраста и попытаемся найти ответ на поставленные вопросы.

С физиологической точки зрения, подростковый возраст означает процесс изменений в организме ре-

бенка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода. Поэтому термины «половое созревание», «подростковый возраст»

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

73

Мастер-класс

и «пубертатный период» или пубертат (от латинского pubertas - возраст роста волос) иногда используются как синонимы. Строго говоря, термины «период полового созревания» и «пубертат» отражают только те изменения, которые происходят в половой системе, но не культурные и социальные аспекты взросления, для характеристики которых более приемлем термин подростковый период. Подростковый период не только включает в себя пубертат, но значительно перекрывает его по продолжительности.

заметим, что нужно различать так называемую «психическую пубертатность» и «физическую пубер-татность»: психическое и телесное созревание не вполне совпадают друг с другом в отношении начала, конца и длительности1. Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек - между 13 и 15 годами.

Психические симптомы переходного возраста начинаются, как правило, значительно раньше, в 1112 лет. В этом возрасте, который называется младшем подростковым, дети конфликтны и драчливы; а от родителей часто можно слышать фразу, что у ребенка «испортился характер». Такое поведение и эмоциональное состояние младшего подростка психологически связано с переживаемым им этическим конфликтом с миром взрослых. Те запреты и нормы морали, которым дети подчинялись до сих пор, отныне подвергаются сомнению и критике со стороны подростка. Подросток открывает для себя «страшную правду»: оказывается, взрослые диктуют правила, которым сами не следуют - и прежде всего это касается морально- этических норм. Например, родители учат ребенка, что врать нехорошо, и вдруг случается такая ситуация: дочка с мамой в магазине покупают маме дорогую сумку, после чего они возвращаются домой. По дороге мама говорит дочке, что дома, когда папа спросит, сколько стоила сумка, она назовет цену в три раза меньше, и просит дочку не выдавать ее. Или сын слышит, как папа говорит по телефону, что никак не может сегодня вечером поехать к бабушке, потому что именно сегодня он очень занят «по работе», а положив трубку, садится и смотрит долгожданный футбольный матч. Вечером, когда мама приезжает домой от бабушки, папа утверждает, что сам «вот только что пришел», и незаметно подмигивает сыну. Однако сыну вся эта ситуация отнюдь не кажется забавной, скорее наоборот, она его травмирует и злит. В таких ситуациях подросток сначала теряется, а потом негодует. Как же так - ведь ему говорят, что обманывать нехорошо, а сами?

В младшем подростковом возрасте уже нет детского подчинения авторитету и стремления слепо подражать миру взрослых. Как следствие, среди самих подростков образуются «группы по интересам»- к сожалению, не всегда безобидным. Младшие подростки могут легко попасть под чужое влияние, стать членами уличных преступных группировок и религиозных сект, потому что подростки внушаемы и ведомы. Стремление обзавестись верным другом сочетается с установ-

кой на деление окружающих на «своих» и «чужих», что способствует формированию обособленного мировоззрения, а именно такие установки часто присутствуют в сектах и других молодежных группировках.

В этом возрасте проявляются элементы деструктивного поведения (тяга к курению и спиртному, склонность к воровству, обману и т.д.). Дети этого возраста проявляют элементы жестокости и агрессивности, но в то же время испытывают сильную потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье, и, несомненно, нуждаются в поддержке и внимании взрослых. Периоды повышенной активности чередуются с периодами утомляемости и потери интереса к деятельности как в школе, так и дома.

Младшие подростки эмоциональны, вспыльчивы, не признают авторитет возраста и зачастую склонны к переоценке своих возможностей («я все могу сделать сам»). Несмотря на это, не следует думать, что подросток самодостаточен и независим: как раз наоборот. В этом возрасте ребенок имеет стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе и занять значимое положение среди сверстников. Психологи отмечают, что переход к периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, получивший название «подросткового кризиса», когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками (по Д. Б. Эльконину2 - интимно-личное общение).

Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Происходит интериоризация существующих во вне социальных факторов, выход за пределы накопленного опыта, сформированных навыков, привычек, качеств личности.

Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, это стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой. Например, для мальчика- подростка настоящей трагедией может оказаться отказ родителей купить новомодные кроссовки, которые «уже

1 Фролов Ю. И. Психология подростка, М.: Рос. пед. аг-во, 1997. - 526с.

2 Эльконин Д. Б. Возрастные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967

74

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

Мастер-класс

есть у всех в классе, кроме него». «А чем я хуже?!» - этой и подобными фразами подросток заявляет о своем желании не отбиваться от среды сверстников, авторитет среди которых становится для него более важен и значим, чем одобрение взрослых. В то же время, подросток часто может бравировать собственными недостатками, как бы выставляя их напоказ. «Да, я такой! Не нравится - не общайтесь со мной», - бросает он родителям и учителям в ответ на все воспитательные мероприятия и поучения. Иногда кажется, что он все делает назло взрослым - и здесь как нельзя лучше подходит пословица «Полюбите меня черненьким, а беленьким меня любой полюбит». Подросток нуждается в любви и поддержке и ищет подтверждения тому, что его принимают и любят любого: с плохими отметками в четверти, выкрашенными в зеленый цвет волосами, вспыльчивого и раздражительного.

Как уже говорилось выше, учебная деятельность отходит на второй план, уступая место коммуникативной деятельности. Главная ценность отметки для учеников 4-8 классов заключается в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств (например, почетного звания хулигана, умеющего срывать уроки), то значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса подростки воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний. Тот факт, что его отругают, воспринимается подростком лишь как незначительный побочный эффект при достижении главной цели- завоевания внимания и уважения сверстников.

Результатом индивидуально-возрастного развития на каждом этапе является формирование психических новообразований, которые представляют собой качественно новый способ функционирования психики и личности в целом.

Возникновение психических новообразований характеризует «непрерывный процесс самодвижения» личности1 (Л.С. Выготский). Одно из наиболее значимых новообразований подросткового возраста - чув-

1 Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1982. - Т. 2.

ство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка как бы предвосхищает его будущее положение в обществе. Другими словами, подросток претендует на положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и самим собой. Младший подросток чувствует себя «уже не ребенком» или «не хуже взрослого», в то время как взрослые продолжают считать его ребенком. Требования родителей тоже порой противоречивы: с одной стороны, от подростка требуют «вести себя по-взрослому», ему напоминают, что он «уже не маленький», а с другой - просят «не умничать» и поступать так, как решили родители.

Характерной особенностью этого возраста является и то, что у подростков обострена боязнь прослыть «слабым», несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не «маленький». Чувство взрослости и стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского меняют поведения подростка не только дома, но и в классе. Появляется отвращение к необоснованным запретам и восприимчивость к промахам учителей (что зачастую раздражает педагогов). Однако самооценка подростка хрупка и ранима. Этот период характеризует отсутствие адаптации к неудачам - как личным, так и учебным. Самое страшное для подростка - прослыть «худшим», стать изгоем в своей среде, служить объектом критики и насмешек. И напротив, основополагающее понятие в обучении младших подростков - успех, ведь если он успешен в каком-либо роде деятельности, то этот род деятельности ему интересен. Успехи окрыляют подростка. То, что хорошо удается и высоко оценивается, вызывает желание продолжать обучение, в то время как неудачи могут повлечь за собой снижение учебного интереса.

Эта фаза является, таким образом, прелюдией к периоду старшего подросткового возраста.

Итак, подведем итоги. Особенностями младшего подросткового возраста являются: повышенный эмоциональный фон (от всплеска эйфории до периодов апатии и депрессии), восприимчивость к чужому мнению, обидчивость, стремление найти признание среди сверстников, противоречивые стремления быть «не хуже других» и в тоже время быть «не как все»; тенденция к образованию малых групп (групп по интересам), категоричность в суждениях, сочетающаяся со стремлением отделиться от всего детского, чувство взрослости.

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

75

Мастер-класс

В связи с этим педагогам следует искать способы создания такой референтной группы, в которой подросток мог бы проявить свою индивидуальность и в которой он мог бы чувствовать поддержку сверстников и друзей по интересам.

При этом педагогу желательно помнить, что нанести непоправимый вред самооценке при формировании личности подростка очень легко, поэтому следует быть осторожным с критикой как в учебной, так и во внеклассной деятельности подростка.

Школьному психологу следует уделять большее внимание родителям подростка, его общению внутри семьи. Нужно помнить, что трудным этот период является не только для самого подростка, но и для его родителей, которым тоже требуется поддержка и психологическое сопровождение. Родителям следует пояснить, что-то, что происходит с ребенком - нормально и является закономерным этапом развития его личности.

Помните, что тот, кто не пережил «подростковый бунт» вовремя, будет переживать его гораздо позже, возможно тогда, когда уже сам будет родителем. Каждая фаза становления личности - и подростковый возраст не является исключением - должна проходить в отведенное ей природой время.

Литература

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1982. -Т. 2.

2. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1989.

3. Малкина-Пых И. Г. Кризисы подросткового возраста. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.

4. Найманова Л.И., Володина Н.Я. Пути преодоления школьной дезадаптации в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №4.

5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996.

6. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

7. Сапа А.В. Система контроля и оценки достижений учащихся на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №1

8. Сиденко Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - №3.

9. Фролов Ю.И. Психология подростка. - М.: Рос. пед. аг-во, 1997. - 526с.

10. Эльконин Д. Б. Возрастные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.

11. Эриксон Э.Г Идентичность: юность и кризис. - М.: «Прогресс», 1996. - 340с.

В статье рассматривается система работы, основанная на использовании методов, приёмов и средств экологического воспитания, позволяющих сформировать положительную мотивацию к охране окружающей среды у младших школьников. Систематическое внедрение знаний по экологии позволяет организовать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор у обучающихся, но и развивает, воспитывает их.

Дереполенко Марина Александровна

учитель начальных классов I квалификационной категории Ямало-Ненецкий автономный округ Гимназия г. Лабытнанги gimnasia@lbt.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания

Как повысить экологическую грамотность обучающихся I ступени образования?

0 {

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, методы и формы экологического воспитания.

Цель - сформировать положительную мотивацию к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания.

Идея: положительная мотивация позволит обучающимся приобрести практические навыки по охране окружающей среды, что будет способствовать фор-

мированию познавательного интереса к предметам: окружающий мир, ОБЖ, изобразительное искусство. Условия формирования опыта.

На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

- изучение методической литературы;

76

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.