Познакомьтесь: подросток
По просьбам наших читателей и посетителей сайта нашего Издательского дома www.in-exp.ru мы публикуем дополненную статью «К вопросу адаптации подростка в социуме». В этой статье рассматриваются особенности младшего и старшего подросткового возраста и ключевые проблемы адаптации подростков в социальной среде.
Е.А. Сиденко
J ^
К вопросу АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО
И СТАРШЕГО ПОДРОСТКА В СОЦИУМЕ
Как помочь подростку адаптироваться в школе и дома?
S___________________________________________________Г
Аннотация. Статья посвящена вопросу адаптации подростков в социальной среде. Рассматриваются психологические особенности подросткового возраста, даются рекомендации педагогам и психологам по работе с детьми подросткового возраста.
Ключевые слова: пубертат, младший и старший подростковый возраст, взросление, адаптация к социальной среде, особенности подросткового периода
Вопросу адаптации подростка в социуме всегда уделяли повышенное внимание психологи, педагоги, воспитатели [1, 2, 3]. Сейчас, когда в системе российского образования происходят значительные изменения, связанные с переходом на образовательный стандарт второго поколения, этот вопрос приобрел особую актуальность. Подростковый возраст - это переход от мира детства к миру взрослых, важнейший период становления личности и выстраивания новых взаимоотношений с самим собой и окружающим миром [4, 5, 8, 12, 13].
Чем примечателен этот возраст? Как избежать типичных ошибок, помочь, а не навредить развитию личности подростка? В данной статье мы рассмотрим характеристики подросткового возраста и попытаемся найти ответ на поставленные вопросы.
С физиологической точки зрения, подростковый возраст означает процесс изменений в организме ребенка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода. Поэтому термины «половое созревание», «подростковый возраст» и «пубертатный период» или пубертат (от латинского pubertas - возраст роста волос) иногда используются как синонимы. Строго говоря, термины «период полового созревания» и «пубертат» отражают только те изменения, которые происходят в половой системе, но не культурные и социальные аспекты взросления, для характеристики которых более приемлем термин подростковый период [5, 9, 14]. Подростковый период не только включает в себя пубертат, но значительно перекрывает его по продолжительности.
Заметим, что нужно различать так называемую «психическую пубертатность» и «физическую пубертат-ность»: психическое и телесное созревание не вполне совпадают друг с другом в отношении начала, конца и длительности [9, 10, 21]. Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек - между 13 и 15 годами.
Психические симптомы переходного возраста начинаются, как правило, значительно раньше, в 11-12 лет. В этом возрасте, который называется младшем подростковым, дети конфликтны и драчливы; а от родителей часто можно слышать фразу, что у ребенка «испортился характер». Такое поведение и эмоциональное состояние младшего подростка психологически связано с переживаемым им этическим конфликтом с миром взрослых. Те запреты и нормы морали, которым дети подчинялись до сих пор, отныне подвергаются сомнению и критике со стороны подростка. Подросток открывает для себя «страшную правду»: оказывается, взрослые диктуют правила, которым сами не следуют - и прежде всего это касается морально - этических норм. Например, родители учат ребенка, что врать нехорошо, и вдруг случается такая ситуация: дочка с мамой в магазине покупают маме дорогую сумку, после чего они возвращаются домой. По дороге мама говорит дочке, что дома, когда папа спросит, сколько стоила сумка, она назовет цену в три раза меньше, и просит дочку не выдавать ее. Или сын слышит, как папа говорит по телефону, что никак не может сегодня вечером поехать к бабушке, потому что именно сегодня он очень занят «по работе», а положив трубку, садится и смотрит долгожданный
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
3
Познакомьтесь: подросток
футбольный матч. Вечером, когда мама приезжает домой от бабушки, папа утверждает, что сам «вот только что пришел», и незаметно подмигивает сыну. Однако сыну вся эта ситуация отнюдь не кажется забавной, скорее наоборот, она его травмирует и злит. В таких ситуациях подросток сначала теряется, а потом негодует. Как же так - ведь ему говорят, что обманывать нехорошо, а сами?
В младшем подростковом возрасте уже нет детского подчинения авторитету и стремления слепо подражать миру взрослых. Как следствие, среди самих подростков образуются «группы по интересам» - к сожалению, не всегда безобидным. Младшие подростки могут легко попасть под чужое влияние, стать членами уличных преступных группировок и религиозных сект, потому что подростки внушаемы и ведомы. Стремление обзавестись верным другом сочетается с установкой на деление окружающих на «своих» и «чужих», что способствует формированию обособленного мировоззрения, а именно такие установки часто присутствуют в сектах и других молодежных группировках. [17, 21].
В этом возрасте проявляются элементы деструктивного поведения (тяга к курению и спиртному, склонность к воровству, обману и т. д.). Дети этого возраста проявляют элементы жестокости и агрессивности, но в то же время испытывают сильную потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье, и, несомненно, нуждаются в поддержке и внимании взрослых. Периоды повышенной активности чередуются с периодами утомляемости и потери интереса к деятельности как в школе, так и дома [6, 10, 11].
Младшие подростки эмоциональны, вспыльчивы, не признают авторитет возраста и зачастую склонны к переоценке своих возможностей («я все могу сделать сам»). Несмотря на это, не следует думать, что подросток самодостаточен и независим: как раз наоборот. В этом возрасте ребенок имеет стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе и занять значимое положение среди сверстников. Психологи отмечают, что переход к периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, получивший название «подросткового кризиса», когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками (по Д. Б. Эльконину [21] - интимно-личное общение).
Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Происходит интериоризация существующих вовне социальных факторов, выход за пределы накопленного опыта, сформированных навыков, привычек, качеств личности.
Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, это стремление во что бы то ни ста-
ло быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой. Например, для мальчика- подростка настоящей трагедией может оказаться отказ родителей купить новомодные кроссовки, которые «уже есть у всех в классе, кроме него». «А чем я хуже?!» - этой и подобными фразами подросток заявляет о своем желании не отбиваться от среды сверстников, авторитет среди которых становится для него более важен и значим, чем одобрение взрослых. В то же время, подросток часто может бравировать собственными недостатками, как бы выставляя их напоказ. «Да, я такой! Не нравится - не общайтесь со мной», - бросает он родителям и учителям в ответ на все воспитательные мероприятия и поучения. Иногда кажется, что он все делает назло взрослым -и здесь как нельзя лучше подходит пословица «Полюбите меня черненьким, а беленьким меня любой полюбит». Подросток нуждается в любви и поддержке и ищет подтверждения тому, что его принимают и любят любого: с плохими отметками в четверти, выкрашенными в зеленый цвет волосами, вспыльчивого и раздражительного.
Внешний вид в младшем подростковом возрасте становится практически сверхценной идеей. Все воспринимается сквозь призму внешности - подросток рассматривает, кто как выглядит, как одевается, какими украшениями и косметикой пользуется и на основе этого делает выводы о привлекательности человека. Интересно отметить, что восприятие подростком как своей, так и чужой внешности фрагментарно - сосредоточено на отдельных чертах лица или частях тела. Нос начинает казаться слишком большим, руки - слишком длинными, уши - оттопыренными. Бывает так, что мысли о какой-то определенной части тела становятся навязчивыми и непрерывно возвращаются в сознание, несмотря на то, что подросток их от себя гонит. В любой обстановке эти мысли не заставляют себя долго ждать. Например, мальчику с небольшой родинкой на переносице кажется, что в школе на эту родинку все смотрят, нос «занимает пол-лица», в общественном транспорте все переглядываются и наверняка только об этой родинке и думают. Мысли о каких-то мнимых или действительных недостатках внешности могут преследовать подростка постоянно.
«С утра, как только я открываю глаза, первая мысль - о них. О прыщах. Вдруг еще появились за ночь? Я специально держу под подушкой зеркальце, и как только проснусь, рассматриваю свою кожу. Если все в порядке, никаких сюрпризов - у меня отличное настроение с утра. Но если появился хотя бы один новый прыщик, у меня просто руки опускаются. Не хочу идти в школу, не хочу вставать с кровати, никого не хочу видеть. Вам не понять (обращается к психологу), у Вас вон какая кожа...». Юля, 12 лет
Как уже говорилось выше, учебная деятельность отходит на второй план, уступая место коммуникативной деятельности. Главная ценность отметки для учеников 4-8 классов заключается в том, что она дает возмож-
4
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
Познакомьтесь: подросток
ность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств (например, почетного звания хулигана, умеющего срывать уроки), то значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса подростки воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний. Тот факт, что его отругают, воспринимается подростком лишь как незначительный побочный эффект при достижении главной цели - завоевания внимания и уважения сверстников [12, 15, 19]..
Результатом индивидуально-возрастного развития на каждом этапе является формирование психических новообразований, которые представляют собой качественно новый способ функционирования психики и личности в целом.
Возникновение психических новообразований характеризует (по Л. С. Выготскому) «непрерывный процесс самодвижения» личности [5, 6]. Одно из наиболее значимых новообразований подросткового возраста - чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка как бы предвосхищает его будущее положение в обществе. Другими словами, подросток претендует на положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и самим собой. Младший подросток чувствует себя «уже не ребенком» или «не хуже взрослого», в то время как взрослые продолжают считать его ребенком. Требования родителей тоже порой противоречивы: с одной стороны, от подростка требуют «вести себя по-взрослому», ему напоминают, что он «уже не маленький», а с другой - просят «не умничать» и поступать так, как решили родители.
Характерной особенностью этого возраста является и то, что у подростков обострена боязнь прослыть «слабым», несамостоятельным, т. е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не «маленький». Чувство взрослости и стремление отделить себя от всего подчеркнуто детского меняют поведение подростка не только дома, но и в классе. Появляется отвращение к необоснованным запретам и восприимчивость к промахам учителей (что зачастую раздражает педагогов). Однако самооценка подростка хрупка и ранима. Этот период характеризует отсутствие адаптации к неудачам - как личным, так и учебным. Самое страшное для подростка -прослыть «худшим», стать изгоем в своей среде, служить объектом критики и насмешек. И напротив, основополагающее понятие в обучении младших подростков - успех, ведь если он успешен в каком-либо роде деятельности, то этот род деятельности ему интересен. Успехи окрыляют подростка. То, что хорошо удается и высоко оценивается, вызы-
вает желание продолжать обучение, в то время как неудачи могут повлечь за собой снижение учебного интереса.
Эта фаза является, таким образом, прелюдией к периоду старшего подросткового возраста.
Итак, мы рассмотрели мы рассматривали психолого - педагогические особенности младшего подросткового возраста. Подведем итог. Особенностями младшего подросткового возраста являются: повышенный эмоциональный фон (от всплеска эйфории до периодов апатии и депрессии), восприимчивость к чужому мнению, обидчивость, стремление найти признание среди сверстников, противоречивые стремления быть «не хуже других» и в тоже время быть «не как все»; тенденция к образованию малых групп (групп по интересам), категоричность в суждениях, сочетающаяся со стремлением отделиться от всего детского, чувство взрослости.
В связи с этим педагогам следует искать способы создания такой референтной группы, в которой подросток мог бы проявить свою индивидуальность, и в которой он мог бы чувствовать поддержку сверстников и друзей по интересам [7, 8].
При этом педагогу желательно помнить, что нанести непоправимый вред самооценке при формировании личности подростка очень легко, поэтому следует быть осторожным с критикой как в учебной, так и во внеклассной деятельности подростка.
Школьному психологу следует уделять большее внимание родителям подростка, его общению внутри семьи. Нужно помнить, что трудным этот период является не только для самого подростка, но и для его родителей, которым тоже требуется поддержка и психологическое сопровождение. Родителям следует пояснить, что-то, что происходит с ребенком - нормально и является закономерным этапом развития его личности.
Теперь перейдем к рассмотрению проблем, связанных со старшим подростковым возрастом.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что четкой границы между младшим и старшим подростковым возрастом нет. Условно считается, что с 11 до 13 лет-младший подростковый возраст, с 14 до 17-старший. Но процессы взросления у всех индивидуальны и поэтому возрастные границы размыты.
Старший подростковый возраст ставит свои задачи перед формирующейся личностью подростка. Данный возраст - время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются в младшем подростковом возрасте.
В возрасте 14-17 лет подростковый опыт уже недостаточен для взаимодействия с окружающим миром, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности старших подростков: повышенная, по сравнению с другими возрастами, значимость тесных эмоциональных контактов и интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу.
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
5
Познакомьтесь: подросток
Подросток активно ищет друзей, единомышленников, посвящает много времени доверительному и эмоциональному общению, в котором склонен к крайностям и быстрой смене симпатий. Сегодня он клянется, что Петя из соседнего подъезда - его друг на всю жизнь и понимает его, как никто другой (куда уж там вам, родители!), а завтра Петя объявлен врагом номер один, предателем и подлым лицемером. При этом причиной конфликта вполне может служить негативное высказывание Пети в адрес любимой музыкальной группы своего вчерашнего закадычного друга. Конфликты, разрывы и примирения, частая смена настроений и так называемое полярное (черно- белое) мышление очень характерны для старших подростков. «Я -не такой, как вы!» - заявляет старшеклассник дома, противопоставляя себя миру взрослых в целом и родителям в частности. Психологи называют этот возраст порой «крестовых походов» и периодом открытия «Я». Подросток верит, что он - особенный, он не совершит тех ошибок, которые сплошь и рядом совершают взрослые, он может сделать мир лучше, потому что он честнее, искреннее, а зачастую и мудрее окружающих его взрослых людей. Подросток всем своим поведением как бы заявляет, что все знает лучше взрослых, и отныне будет жить «своей головой», а значит, в воспитательных мероприятиях он не нуждается. Таково его мироощущение, и именно поэтому любое замечание, любой совет воспринимаются в штыки, не говоря уже о нотациях и нравоучениях. Такая позиция подростка, в свою очередь, приводит к попыткам усилить контроль со стороны его родителей, что вызывает новую бурю протеста и получается замкнутый круг. А ведь понимание проблем подростка и способность к диалогу особенно важны на этом этапе, потому что старший подростковый возраст является сензитивным (особо чувствительным) для формирования нравственных убеждений, ценностных категорий и отношения к миру в целом.
Л. С. Выготский считает, что центральным и специфическим новообразованием является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости) [5, 6]. Внешняя сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Подросток требует, чтобы к нему относились «как к равному».
Конфликт несовпадения внешних условий и внутреннего самоощущения подростка приводит к непониманию и охлаждению отношений со взрослыми. Родителям не всегда понятно, что это вдруг случилось с их ребенком, таким покладистым и бесконфликтным. Ведь с внешней стороны ситуации ничего не изменилось: ребенок учится в той же школе, живет в той же семье, никто его не обижал, и не было никакой непереносимой психологической травмы. Однако он требует иного к себе отношения, становится агрессивным, а заботу воспринимает как контроль и ограничение свободы. Отношения в семье внешне не из-
менились - по-прежнему к подростку относятся как к «маленькому», многое он не делает сам, многое -не разрешают родители. Да, подросток по-прежнему не самостоятелен, родители зарабатывают деньги, кормят, одевают, принимают важные решения - до реальной взрослости подростку еще далеко. Но «чувство взрослости» не дает ему покоя, он - другой, он -новый, он - взрослый! Здесь хочется процитировать слова одного подростка из его разговора с психологом относительно проблем с родителями. «Их проблема в том», - пояснил психологу мальчик, - «что они меня РАНЬШЕ знали». В этих словах заключен весь комплекс подростковых проблем. «Они», эта взрослая оппозиция, знали когда-то другого мальчика, маленького и послушного, а сейчас перед ними совершенно иной человек, хотя зовут его так же и он очень похож на того, прежнего. Вот поэтому, по мнению мальчика, родители и путаются, продолжая по привычке относиться к нему - новому как к тому «послушному сыночку».
Это «чувство взрослости» является новообразованием самосознания - стержневой особенностью личности, её структурным центром, поскольку выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к другим людям и к миру. Оно определяет особое направление и содержание его активности, систему его новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций. [8, 20, 22].
Какие еще особенности развития самосознания подростка можно отметить?
В этом возрасте часто наблюдается повышенное внимание подростка к собственному имени. Оно вдруг начинает раздражать, оно перестает нравиться, родителям часто высказываются претензии типа «что, нормального имени не было? выпендриться решили за мой счет?» (если имя редкое) и «ни на что более оригинальное фантазии не хватило?» - если имя традиционное. Вообще, отношение человека к собственному имени говорит о его принятии себя самого. Имя-это первое, что слышит младенец из уст матери, имя- это то, что мы ассоциируем с собой. Если человек любит свое имя- то можно говорить о положительном отношении к самому себе, о высокой самооценке и позитивном самовосприятии. Если имя не нравится - скорее всего, имеет место падение самооценки и восприятие человеком себя может быть негативно, или имеют место определенные комплексы и неуверенность в своих силах. У подростков часто наблюдается склонность к искажению своего имени, к экспериментированию с ним. Так, Антон может превратиться в Антика, Женя - в Жендоса, Лена - в Линду и т. п. Часто подросток требует от родителей «отныне называть его полным именем» - Владислав, Евгений, Катерина - подчеркивая тем самым свой новый взрослый статус. Однако, в периоды эмоционального стресса ничто так не успокаивает подростка, как обращение к нему по имени, которым его звали
6
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
Познакомьтесь: подросток
в детстве - как правило, это уменьшительно-ласкательное имя: «Женечка», «Катюша». При этом, момент должен быть выбран правильно и с максимальным тактом (естественно, не «при свидетелях» в лице сверстников или других посторонних лиц), иначе вместо успокоения последует новый эмоциональный взрыв. Называя подростка так, как его звали в детстве, родители как бы говорят ему: «мы здесь, мы тебя любим, ты по-прежнему наш любимый ребенок, что бы с тобой сейчас не происходило».
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Если в младшем подростковом возрасте восприятие внешности фрагментарно, то в старшем возрасте представление о своем внешнем виде становится целостным. При этом совершенно не обязательно собственный внешний вид подростка устраивает. Он может быть по-прежнему недоволен своей внешностью, но уже не отдельными ее частями, а всем обликом в целом. Меняется походка, манеры. Свободные, спокойные движения уступают место угловатости, резкости. Мальчик-подросток ходит чуть ссутулившись, опустив руки в карманы, говорит сквозь зубы. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешность подростка часто становится источником постоянных недоразумений и может мешать общению со сверстниками в ближайшем окружении и школе.
«Я всегда помню, что не привлекательна. Все девчонки у нас в классе - как с обложек, просто модели, даже без косметики. Все мальчики только на них и смотрят. На меня не смотрит никто. А я каждый день встаю на два часа раньше, чтобы накраситься, подобрать одежду и уложить волосы перед школой. Иногда из-за этого не высыпаюсь, иногда опаздываю, но я лучше приду на пол-урока позже, чем явлюсь как чучело. Мама ругается. Ей не понять, что значит быть такой, как я, выглядеть так, что ни один парень не смотрит дольше нескольких секунд, Я все готова сделать, чтобы на меня прям пялились, как на остальных девчонок в классе. А она - «не высыпаешься»! Да если вдруг придется, я на четыре часа раньше вставать буду, лишь бы привести себя в приличный вид!»
Восприятие собственного тела связано с признанием собственной сексуальной привлекательности для противоположного пола, что очень важно для подростков. Подросток глубоко страдает не в случае объективной сексуальной непривлекательности, а при неполучении признания сексуальной привлекательности со стороны ближайшего окружения. [4] Часто можно наблюдать такую картину, когда, пытаясь доказать себе и окружающим свою сексуальную привлекательность, подросток ведет себя подчеркнуто раскрепощено, даже распущенно или же фантазирует, приписывая себе все мыслимые и немыслимые победы над противоположным полом. В случае, если подросток застенчив и неуверен в себе,
он погружается в собственные переживания, например, ведет дневник, размышляет о ценности внешней привлекательности и понятии красоты. Тема «кого можно назвать красивым» для старшего подростка неисчерпаема.
Самостоятельность подростка - это отдельная тема, которой можно посвятить ни одну страницу. С одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой - сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом. Родители, учителя, сверстники- все должны быть «оповещены» о том, что подросток - уже независимая личность, отдельная от родителей и не являющаяся их продолжением. Подростку очень важно доказать это прежде всего самому себе. Как уже говорилось выше, важнейшее новообразование этого возраста - чувство взрослости - это новый уровень притязаний, содержащий в себе глубокое противоречие. Начавшись в младшем подростковом возрасте, война под лозунгом «я уже взрослый» продолжается у старших подростков и принимает все больший размах. Психологи отмечают, что новый статус подростка («я взрослый») заставляет его претендовать на те права, которые он еще не умеет использовать и часто, получив их, не знают, что с ними делать. Например, долго бунтовавший против родительского контроля за выполнением домашних заданий подросток наконец добивается того, чтобы родители перестали его проверять. Первый момент триумфа вскоре сменяется у подростка растерянностью и недоумением: а дальше-то что? Часто бывает так, что подростки либо открыто просят о восстановлении правила или запрета, против которого воевали, либо начинают вести себя так, чтобы вынудить родителей запрет вернуть. После этого подросток, хотя и ощущая себя несколько уязвленным, остается доволен и испытывает чувство безопасности, ведь родительский контроль- это те привычные рамки, которые ограждают пока от страшного и не понятного пространства под названием взрослая жизнь.
Однако несмотря на такие эксперименты с отменой запретов, любое ущемление педагогами и родителями взрослой позиции вызывает у подростка неконтролируемую бурю эмоций, от горьких слез до гнева и грубости в адрес взрослого, посмевшего покуситься на его новый статус.
Примером может служить комната подростка -уменьшенная модель его внутреннего мира, границы которого он ревностно оберегает и защищает от любых несанкционированных проникновений.
«Дверь комнаты Олега теперь всегда закрыта. С внешней стороны он повесил знак «проезд запрещен», его автомобилисты «кирпичом» называют. Настоящий дорожный знак, железный, погнутый, проржавелый. И где он только его достал? Он требует, чтобы мы, входя к нему, стучались. В основном, захожу к нему я - спро-
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
7
Познакомьтесь: подросток
сить про обед, уроки, напомнить что-то. Конечно, я забываю стучаться, а он сердится. Однажды убралась у него в комнате, пока он был в школе - помочь хотела, так он такой скандал устроил! И на следующий день - не поверите - прибил гнутый гвоздь с петелькой с внутренней стороны прямо в дверной косяк и теперь закрывается изнутри. Еще собирался навесить замок снаружи, а ключ носить с собой - но отец ему запретил дверь портить. Скандал был, слезы - Вы не представляете. Муж из себя вышел, кричит: «Мы что, враги тебе, что ты от нас на замок закрываешься, или воры? Мы твои родители, самые близкие тебе люди, а ты как к захватчикам относишься!» А Олежка молчит, зубы стиснул, а в глазах слезы. Мне его жалко стало - я уже готова была ему этот замок сама прибить, а муж говорит: нечего попустительствовать. Пусть, мол, знает, что истериками он ничего не добьется».
«Однажды вошла в комнату Оли, а она сидит за компьютером в темноте, свет только от экрана - ну ясное дело, глазам вредно такое освещение. Я свет и включила. А она как вскинется: «Мама, я тебя просила это делать?! Входишь, как к себе домой, и свои порядки наводишь в МОЕЙ комнате!» Мне стало обидно. В ее возрасте я в одной комнате с двумя старшими сестрами и братишкой жила, угла своего не было, голову приклонить негде. Поэтому когда мы переехали со старой квартиры - мы у мужа жили раньше - я Оле комнату сразу отдельную выделила, а нам с мужем проходную. Пусть, думаю, у нее будет то, чего у меня не было. А она не ценит, еще и грубит... неблагодарная!»
В случае, если подростку негде уединиться, если у него нет своего личного пространства, он очень страдает. Конечно, далеко не у каждой семьи есть возможность выделить ребенку отдельную комнату (тем более, если ребенок не один и есть еще братья или сестры). В этом случае психологи рекомендуют поделить общую комнату на «сектора»- своеобразные зоны отдыха для каждого члена семьи. И особенно это касается подростков.
«Мое любимое место во всей квартире? А Вы смеяться не будете? Это ванная комната. Я там часами могу сидеть, закроюсь и торчу там, пока не выгонят. Говорю, что принимаю ванну, например, или просто ничего не объясняю. ведь это единственное место, где я могу побыть одна. Там я могу быть сама собой, не заморачиваться, кто как на меня смотрит, кто что подумает или скажет. Это мое личное пространство, которое я ни с кем не должна делить. В комнате я с сестрой, на кухне всегда торчит мама или бабушка, в школе - ребята. А в ванной я сама себе хозяйка. Музыку в плеере включу и пока они в дверь ломиться не начинают, балдею».
«Иногда лежишь на диване, пытаешься читать, а вокруг дурдом. Анька по комнате носится, родаки на кухне телек врубили, Юлька в коридоре по телефону с подружками трещит - и прямо лежишь и чувствуешь, как едет крыша. Ни секунды тишины. Ни минуты покоя. Как только появляется возможность,
сбегаю во двор. Даже если никто из ребят не гуляет. Лучше слоняться без дела по улицам, чем сходить с ума дома. Там хотя бы наедине со своими мыслями побыть можно».
В этом возрасте подросток пытается узнать, какой же он на самом деле есть, что ему свойственно, какие у него есть особенности характера [17, 18]. Поиски ответов на вопросы «кто я?», «что я?» и осознание своей непохожести на других небезразличны для любого подростка, но нередко в условиях травмирующей ситуации внимание на этих вопросах заостряется, а поиски ответа сопровождаются эмоциональным напряжением, чувством растерянности, тревогой и нарушением поведения. Но что значит «травмирующая ситуация»? На этом хотелось бы сделать особый акцент. Дело в том, что эмоциональная сфера подростка неустойчива и любое мелкое замечание, самый обычный вопрос может как раз расцениваться подростком как травмирующий, перерасти в его сознании в чрезвычайную ситуацию, требующую незамедлительного реагирования. Реакция тоже может быть гипертрофированной и далеко не безобидной. Известно много случаев подросткового суицида на фоне острой реакции на незначительные (как казалось взрослым) раздражители.
В ответ на насмешку отца над новой прической пятнадцатилетняя девочка, не говоря ни слова, повернулась, открыла окно и шагнула с десятого этажа.
После обсуждения отметок в четверти и фразы матери о том, что с таким аттестатом сын сможет работать только дворником, мальчик закрылся в ванной и вскрыл себе вены на обеих руках.
Отец тринадцатилетнего подростка обещал выпороть его ремнем, если он получит за контрольную «отметку ниже четверки». Получив двойку и не дожидаясь, пока отец придет домой, сын закрыл дверь с внутренней стороны на щеколду и повесился.
Таких страшных случаев можно перечислить много. Все они рассказаны психологами, у которых родители погибших детей потом проходили реабилитацию. Эти не придуманные истории навсегда служат напоминанием о том, как бережно следует относиться к возрасту, когда ценность жизни еще не сформирована, а эмоции бьют через край и порой выстоять против их наплыва ребенку не по силам.
О подростке можно говорить бесконечно, рассматривая разные аспекты его адаптации в социальной среде и конечно, одной статьей тут не обойтись. Личность подростка многогранна и мы надеемся, что понимание особенностей периода взросления позволит педагогу работать значительно эффективнее с данной возрастной группой [16, 17, 18].
Помните, что тот, кто не пережил «подростковый бунт» вовремя, будет переживать его гораздо позже, возможно тогда, когда уже сам будет родителем. Каждая фаза становления личности - и подростковый возраст не является исключением - должна проходить в отведенное ей природой время.
8
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
Познакомьтесь: подросток
Литература
1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис.... канд. пси-хол. наук. - Казань, 2000. - 18 с.
2. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. -М., 1991.
3. Башкатов И.П. Психология неформальных подростковомолодежных групп. - М., 2000.
4. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Авто-реф. дис.. канд. психол. наук. - М., 2002. - 21 с.
5. Выготский Л.С. Педология подростка //Собр. соч в 6 т., т. 4-й. - М., 1984.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1982. - Т 2.
7. Иванова Е.В. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков): Автореф. дис.. канд. психол. наук. - Пермь, 2001. - 18 с.
8. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1989.
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.-1983.
10. Малкина-Пых И. Кризисы подросткового возраста. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.
11. Мухина В.С. Инициации подростков во временных объединениях как условие личностного роста // Развитие личности - 2000. - №1.
12. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996.
13. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В.Дубровиной - М.: Педагогика, 1988.
14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
15. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Пер. с нем. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
16. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности агрессивных детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). - 2001. - N 1. - С. 27-32.
17. Сиденко Е.А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №1.
18. Сиденко Е.А. Особенности старшего подросткового возраста. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №2.
19. Фадеев В.В., Мухлынина О.В. Динамика дезадаптационных проявлений у учащихся средней школы // Журнал практического психолога. - 1997. - №5. - С. 40-44.
20. Фролов Ю.И. Психология подростка. - М.: Рос. пед. аг-во, 1997. - 526с.
21. Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.
22. Эриксон Э.Г Идентичность: юность и кризис. - М.: «Прогресс», 1996. - 340 с.
J
Л
А.Г. Еремина
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА И СЛОЖНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Каковы особенности молодежных субкультур?
____________________________________________Г
Аннотация. В статье автор раскрывает особенности формирования молодежных субкультур и рассматривает их классификацию. Приводится пример одной из ярчайших подростковых субкультур- панков, что помогает читателю прийти к осмыслению самого понятия молодежной субкультуры, а также даются советы школьного психолога родителям подростков.
Ключевые слова: социализация, подростковый возраст, молодежная субкультура, социальная зрелость, ролевой конфликт, неформалы, панки
Вы не заметили, когда ваш ребенок вырос и из спокойного ласкового малыша превратился в груби-яна-подростка? Случается и так. Но если вас все чаще посещает желание наказать ребенка или, что тоже случается, взяться за ремень, остановитесь и подумайте!
Во-первых, не забывайте, что ваш ребенок просто взрослеет, а потому любой ценой старается подчеркнуть свою индивидуальность и спешит доказать, что не является «продолжением» мамы или папы, что он совсем другой, непохожий на них человек. Вспомните
себя в его возрасте и те проблемы, которые возникали у вас с родителями.
Перед взрослеющими детьми стоит непростая задача: показать нам, что они уже не малыши, но при этом мы должны помнить, что они еще и не взрослые. А чтобы стать взрослыми, детям необходимо объяснить себе и окружающим, кто они такие, какое место у них в жизни, проявить самостоятельность и независимость.
Юношеский максимализм - это не выдумки литераторов или детских психологов. У подростков нет в вос-
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
9