Научная статья на тему 'Целеполагание как основной классификационный критерий льготных правовых режимов'

Целеполагание как основной классификационный критерий льготных правовых режимов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЬГОТНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ПРАВОВОЙ СТИМУЛ / ПРАВОВАЯ ЦЕЛЬ / ПРАВОВОЕ РАВЕНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / PREFERENTIAL LEGAL REGIME / LEGAL INCENTIVE / LEGAL PURPOSE / LEGAL EQUALITY / SOCIAL JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подольский Александр Владимирович

Рассмотрены вопросы классификации льготных правовых режимов как особая разновидность специальных правовых режимов. Исходя из того, что льготный правовой режим по своей информационно-психологической направленности относится к стимулирующим, предложено в качестве основного классификационного критерия указанных правовых режимов использовать их цель. Рассмотрены в качестве основных целей льготные правовые режимы: установление правового равенства и социальной справедливости; стимулирование значимой для государства позитивной активности субъектов. Льготные правовые режимы классифицируются по двум указанным направлениям. При этом отмечено, что льготные правовые режимы призваны облегчить положение субъекта права. В этой связи их можно разделить на режимы, в которых субъекты наделяются дополнительными правами, и режимы, в которых субъекты освобождаются от определенных обязанностей. Однако данная градация является вторичной, поскольку отражает не цель установления льготного правового режима, а способ воздействия на субъектов права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOAL-SETTING AS THE BASIC CLASSIFICATION CRITERION OF PREFERRED LEGAL REGIMES

The classification issues of preferential legal regimes as a special kind of special legal regimes are considered. Based on the fact that the preferential legal regime in its information-psychological orientation is related to stimulating ones, it is proposed to use their purpose as the main classification criterion for these legal regimes. The main goals of preferential legal regimes, such as the establishment of legal equality and social justice; stimulation of significant positive state activity of the subjects for the state, are considered. Preferential legal regimes are classified in two specified directions. It was noted that preferential legal regimes are designed to facilitate the situation of the subject of law. In this regard, they can be divided into regimes in which subjects are vested with additional rights, and regimes in which subjects are exempted from certain duties. However, this gradation is secondary, because it reflects not the purpose of establishing a preferential legal regime, but a way of influencing subjects of law.

Текст научной работы на тему «Целеполагание как основной классификационный критерий льготных правовых режимов»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 340.1 йО!: 10.17277/ргауо.2020.02.рр.007-013

Рассмотрены вопросы классификации льготных правовых режимов как особая разновидность специальных правовых режимов. Исходя из того, что льготный правовой режим по своей информационно-психологической направленности относится к стимулирующим, предложено в качестве основного классификационного критерия указанных правовых режимов использовать их цель. Рассмотрены в качестве основных целей льготные правовые режимы: установление правового равенства и социальной справедливости; стимулирование значимой для государства позитивной активности субъектов. Льготные правовые режимы классифицируются по двум указанным направлениям. При этом отмечено, что льготные правовые режимы призваны облегчить положение субъекта права. В этой связи их можно разделить на режимы, в которых субъекты наделяются дополнительными правами, и режимы, в которых субъекты освобождаются от определенных обязанностей. Однако данная градация является вторичной, поскольку отражает не цель установления льготного правового режима, а способ воздействия на субъектов права.

Ключевые слова: льготный правовой режим; правовой стимул; правовая цель; правовое равенство; социальная справедливость.

Александр Владимирович Подольский, старший преподаватель, кафедра «Международное право», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», Тамбов, Россия;

mse.shurik@gmail.com

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ ЛЬГОТНЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ

Система льготного правового регулирования весьма разнообразна. Льготные правовые режимы существуют в различных отраслях права, в разнообразных вариациях и сочетаниях входящих в них льгот [1, с. 57]. Юридическая цель в целом и цель льготного правового режима в частности отражают наиболее значимые интересы и потребности общества и (или) государства, удовлетворить которые законодатель находит возможным и необходимым при помощи различных правовых средств и механизмов. Главной задачей льготных средств правового регулирования (к которым, главным образом, относятся правовые стимулы) является облегчение правового положения субъекта. В общем смысле правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования [2, с. 60]. При этом преследуются конкретные цели: во-первых, создание условий для установления равноправия и понижения уровня социального неравенства; во-вторых, стимулирование субъектов,

в правомерной деятельности и активности которых экономически и социально заинтересовано государство.

Исходя из поставленных целей все льготные правовые режимы делятся на две категории: режимы, устанавливающие равноправие и социальную справедливость, и режимы, стимулирующие значимую для государства позитивную активность субъектов (условно назовем первые социальными, вторые социально-экономическими). При этом существуют льготные правовые режимы, относящиеся только к первой категории (например, режим особого права на поступление в высшие учебные заведения) либо только ко второй (например, режим хозяйственной деятельности на территории опережающего развития), а также режимы, в которых достигаются сразу две главные цели льготного правового регулирования (например, режим ведения крестьянского (фермерского) хозяйства многодетными семьями).

Определив две основные цели льготного правового регулирования, наиболее значимой из них, все же представляется первая - обеспечение правового равенства и социальной справедливости.

Во-первых, потому что Российская Федерация является согласно ст. 7 Конституции социальным государством. Данное положение Конституции РФ реализуется при помощи различных правовых инструментов, в том числе посредством льготных правовых режимов. Осуществляя политику, направленную на создание условий по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека, государство через льготные правовые режимы выравнивает возможности различных категорий субъектов права. Предусмотренные в льготных правовых режимах юридические средства адресно воздействуют на те субъекты, которые не могут в силу объективных причин наравне с другими осуществлять свои права и реализовывать законные интересы.

Во-вторых, потому что вторая цель льготного правового регулирования, хотя и оказывает решающее значение на развитие экономики и других сфер общественной жизни и деятельности, имеет шанс быть достигнутой только в условиях правого и социального равенства и общего благополучия граждан. Ведь вовлекать людей в полезные сферы деятельности, стимулировать их к позитивной активности и развитию можно только в условиях стабильности и защищенности, в условиях равных возможностей реализации прав и законных интересов.

Итак, первая категория льготных правовых режимов включает режимы, направленные на установление социальной справедливости и равноправия. Безусловно, все льготные правовые режимы, входящие в эту группу, являются стимулирующими. Однако главной функцией именно этих правовых режимов будет компенсационная, поскольку все они направлены на улучшение правового положения социально уязвимых субъектов. Льготные правовые режимы данной категории предусмотрены в различных отраслях права: трудовом, земельном, жилищном, даже уголовном.

Правовые режимы социальной защиты для достижения своих целей используют разнообразный льготно-компенсационный инструментарий. В них применяются следующие льготы: на приобретение вещей первой

необходимости; жилищно-коммунальное обслуживание; медицинские препараты и отдельные виды медицинского обслуживания; преимущества при получении тех или иных возможностей (первоочередной характер получения товаров, работ, услуг и т.п.); в сфере транспортного обслуживания, компенсационные денежные выплаты, пособия, пенсии, дотации и т.д. Все указанные льготные правовые средства устанавливаются в нормативно-правовых актах различного уровня и локализации.

Государственная поддержка семьи, материнства и детства также предусматривает различные льготные правовые режимы. Обеспечивая возможность полноценного осуществления прав и реализации законных интересов семьи, данные правовые режимы одновременно призваны решать проблемы демографического и геополитического характера. Например, материнский капитал направлен те только на улучшение материальных условий, но и на стимулирование рождения второго ребенка.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены льготные налоговые режимы уплаты земельного, транспортного налогов, налога на имущество физических лиц и пр. Весьма разнообразны льготные правовые режимы поддержки многодетных семей. Например, положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлен ряд стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов, право на которые распространяется на налогоплательщиков, имеющих детей.

Весьма разнообразны льготные правовые режимы, служащие цели социальной справедливости и правовому равенству в трудовом праве. Льготы работникам могут выражаться в частичном освобождении от выполнения некоторых обязанностей или установленных правил, облегчении условий их выполнения и предоставлении других преимуществ. Широкий спектр льгот установлен трудовым законодательством для работающих родителей.

Превентивные и карательные функции уголовно-правового регулирования реализуются также сквозь призму ст. 7 Конституции РФ. Несмотря на деструктивность поведения любого преступника, государство при назначении наказания исходит из принципа социальной справедливости. Ведь целями наказания являются изоляция преступника от общества и его перевоспитание, а не физические или нравственные страдания. Пункт 2 ст. 43 Уголовного кодекса РФ прямо указывает, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Поэтому в уголовном праве существуют льготные правовые режимы для отдельных категорий преступников.

Так, пунктом 2 ст. 57 Уголовного кодекса РФ предусмотрено, что пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста. В статье 61 прямо перечислены льготные правовые режимы назначения наказания. Пункт 1 данной статьи относит к смягчающим вину обстоятельствам, в частности, следующие: несовершеннолетие виновно-

го; беременность; наличие малолетних детей у виновного; совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания.

Следующая группа льготных правовых режимов, направленная на стимулирование позитивной активности и полезной для государства деятельности субъектов, также представлена их большим разнообразием. Основной функцией льготных правовых режимов данной категории является, в отличие от предыдущей, стимулирующая (мотивационная).

По сфере правового регулирования данные правовые режимы можно разделить на коммерческие (связанные со стимулированием ведения экономической деятельности) и некоммерческие (связанные со стимулированием иной позитивной активности или желательного поведения субъектов).

Эффективным стимулирующим воздействием на предпринимательскую деятельность обладают льготные налоговые режимы. Разделом VIII Налогового кодекса РФ предусмотрены различные виды льготных налоговых режимов для хозяйствующих субъектов. Так, для сельскохозяйственных производителей предусмотрен налоговый режим единого сельскохозяйственного налога, воспользоваться которым предприниматели могут добровольно (ст. 346.1 Налогового кодекса РФ). Суть льготы заключается в том, что организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, а индивидуальные предприниматели, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц (в отношении доходов и имущества, получаемого и используемого в предпринимательской деятельности).

Другим льготным налоговым режимом, доказавшим за многие годы существования свою эффективность, является упрощенная система налогообложения. Применение упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности), налога на имущество, налога на добавленную стоимость. Суть упрощения состоит в том, что объектом налогообложения признаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов, а налоговая ставка составляет соответственно 6 и 15 % (ст. 346.20 Налогового кодекса РФ).

Экономическое развитие отдельных регионов и страны в целом всегда требует адекватных мер стимулирования субъектов предпринимательства. Данной цели служат специальные льготные правовые режимы - преференциальные режимы хозяйствования. В Российской Федерации к таким режимам можно отнести режим свободной экономической зоны и режим территории опережающего социально-экономического развития.

Позитивная активность индивидов может быть полезна государству не только с позиции развития экономики, но и при решении демографических, геополитических, социальных и иных задач.

Проблема народонаселения и заселения определенных территорий в России по сей день является весьма актуальной. Спад рождаемости, эмиграция и другие причины убыли населения создают необходимость выработки адекватной миграционной политики, способствующей, с одной стороны, привлечению иммигрантов для восполнения недостатка народонаселения, с другой стороны, недопущения массового и неконтролируемого потока мигрантов (который можно наблюдать в странах Западной Европы). Привлекаемые в Россию потоки миграции должны проходить через определенный фильтр, в котором нежелательные элементы (криминальные, экстремистские, неквалифицированные) будут отсеяны. В то же время необходимо привлекать соотечественников, проживающих за рубежом, тем самым добиваться воссоединения семей. Таким образом, в сфере правового регулирования миграционных отношений должны действовать специальные правовые режимы, позволяющие проводить политику селективной (избирательной) иммиграции.

Льготные правовые режимы в этой сфере имеют широкое применение. Законодательством предусмотрены различные упрощения процедур получения легального статуса на территории Российской Федерации для различных категорий иностранцев и лиц без гражданства.

Так, общим для всех правилом приобретения гражданства, предусмотренным ст. 13 ФЗ «О гражданстве РФ», является ценз оседлости. Проживание на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации должно быть непрерывным в течение пяти лет. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года.

Однако ст. 13 указанного закона вводит ряд льготных правовых режимов получения российского гражданства для определенных категорий лиц. В частности, ценз пятилетней оседлости не требуется если эти лица: имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства; родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; и пр.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в ст. 8 предусматривает предоставление вида на жительство сроком на 5 лет лицам, имеющим разрешение на временное проживание в России. Особый (льготный) режим выдачи вида на жительство (исключающий обязательное временное проживание) действует в отношении: высококвалифицированных специалистов и членов их семей; иностранных граждан, признанных носителями русского языка; иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке, признанных беженцами или получивших временное убежище и ставших участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Разрешение на временное проживание на территории России согласно ст. 6 того же закона выдается согласно квоте, ежегодно устанавливаемой Правительством РФ. Таким образом, сверх установленных пределов въехать в Россию для проживания нельзя в течение года. Однако закон предусматривает исключение из этого правила для определенных категорий лиц. В частности, без учета квоты разрешение на временное проживание может быть предоставлено иностранному гражданину: родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации; осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации; поступившему на военную службу, на срок его военной службы; и т.д.

Следует отметить, что в некоторых случаях предоставлением льготного режима получения разрешения на временное проживание достигаются сразу две основные цели льготных правовых режимов. Например, той же ст. 6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» сверх установленной квоты временное проживание может быть разрешено лицу, признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации.

В сфере международно-правового регулирования миграционных отношений рассматриваемая группа льготных правовых режимов представлена в международных договорах и соглашениях, взаимно упрощающих въезд и пребывание граждан на территориях договаривающихся стран. Наиболее актуальными являются соглашения между странами - бывшими республиками СССР.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что целевое деление льготных правовых режимов не является их единственной специальной классификацией. Как уже отмечалось ранее, вектором льготного правового регулирования является облегчение правового положения субъектов. Достижение целей льготных правовых режимов происходит посредством упрощения реализации субъективных прав и исполнения обязанностей. Исходя из этого, льготные правовые режимы можно разделить на режимы, в которых субъекты наделяются дополнительными правами и режимы, в которых субъекты освобождаются от определенных обязанностей или ответственности (полностью или частично). Однако, на наш взгляд, данная классификация хотя и способствует более четкому уяснению дефиниции «льготный правовой режим», все же является вторичной по сравнению с первой, поскольку отражает не цель установления льготного правового режима, а способ воздействия на субъекты права.

Список литературы

1. Лиманская А. П. Специальные правовые режимы: общетеоретический и сравнительный анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2014. 86 с.

2. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Юристъ, 2004. 250 с.

References

1. Limanskaya A.P. PhD of Candidate's thesis (Law), Stavropol', 2014, 86 p.

(In Russ.).

2. Mal'ko A.V. Stimuly i ogranicheniya v prave [Incentives and limitations in

law], Moscow: Yurist", 2004, 250 p. (In Russ.).

Goal-Setting as the Basic Classification Criterion of Preferred Legal Regimes

A. V. Podolskiy, Senior Lecturer, Department of International Law, Tambov State Technical University, Tambov, Russia;

mse. shurik@gmail. com

The classification issues of preferential legal regimes as a special kind of special legal regimes are considered. Based on the fact that the preferential legal regime in its information-psychological orientation is related to stimulating ones, it is proposed to use their purpose as the main classification criterion for these legal regimes. The main goals of preferential legal regimes, such as the establishment of legal equality and social justice; stimulation of significant positive state activity of the subjects for the state, are considered. Preferential legal regimes are classified in two specified directions. It was noted that preferential legal regimes are designed to facilitate the situation of the subject of law. In this regard, they can be divided into regimes in which subjects are vested with additional rights, and regimes in which subjects are exempted from certain duties. However, this gradation is secondary, because it reflects not the purpose of establishing a preferential legal regime, but a way of influencing subjects of law.

Keywords: preferential legal regime; legal incentive; legal purpose; legal equality; social justice.

© А. В. Подольский, 2020 Статья поступила в редакцию 07.05.2019

При цитировании использовать:

Подольский А. В. Целеполагание как основной классификационный критерий льготных правовых режимов // Право: история и современность. 2020. № 2(11). С. 07 - 13. doi: 10.17277/pravo.2020.02.pp.007-013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.