Научная статья на тему 'ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ'

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саргыдаева С.А.

В статье рассматривается один из компонентов регулятивных универсальных учебных действий - целеполагание. Приведен операционный состав достижения учащимися и учителями действия целеполагания при изучении темы «Объемы тел» на уроках геометрии в 11 классе. На основе приведенного операционного состава выделены методические приемы формирования целеполагания. Важнейшими условиями формирования целеполагания является ознакомление учащихся с конечным результатом в начальном этапе изучения материала; формирование способности оценивать свои знания и умения, определять границы своих возможностей.The article considers one of the components of regulatory universal educational actions - goal-setting. See the operational structure of the achievements of the students and teachers of the action of goal-setting in the course of training the topic "Volume of solids" in Geometry of pupils of the 11th grade. Based on the operating structure methods of formation of goal-setting is selected. The most important conditions for the formation of goal setting is to familiarize students with the end result in the initial stage of the study material; develop the ability to assess their knowledge and skills, to define the limits of their possibilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ. - 2014. - С. 2706 - 2711.

5. Бершадская Е.А. Метод интеллект карт как инструмент проектирования учебного процесса. Современные образовательные технологии. Теория и практика: Сборник научных статей и методических материалов/ под ред. В.В. Ефимовой. - Новокузнецк, 2011. - С.101-114.

6. Симонова М. В. Использование ментальных карт в деле обеспечения качества знаний на разных этапах обучения / М. В. Симонова // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 6. - С.44-47.

7. Тимошевская И.М. Система упражнений как практико - ориентированный метод обучения (на материале немецкого языка) // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 3-2 (70). С. 96-99

Саргыдаева С.А. магистрант 3 курса факультет «Методика преподавания математики» Институт математики и информатики ФГАУ ВО СВФУ им. М.К. Аммосова

Россия, г. Якутск

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Аннотация. В статье рассматривается один из компонентов регулятивных универсальных учебных действий - целеполагание. Приведен операционный состав достижения учащимися и учителями действия целеполагания при изучении темы «Объемы тел» на уроках геометрии в 11 классе. На основе приведенного операционного состава выделены методические приемы формирования целеполагания. Важнейшими условиями формирования целеполагания является ознакомление учащихся с конечным результатом в начальном этапе изучения материала; формирование способности оценивать свои знания и умения, определять границы своих возможностей.

Ключевые слова: целеполагание, регулятивные универсальные учебные действия, методические приемы.

Abstract. The article considers one of the components of regulatory universal educational actions - goal-setting. See the operational structure of the achievements of the students and teachers of the action of goal-setting in the course of training the topic "Volume of solids" in Geometry of pupils of the 11th grade. Based on the operating structure methods of formation of goal-setting is selected. The most important conditions for the formation of goal setting is to familiarize students with the end result in the initial stage of the study material; develop the ability to assess their knowledge and skills, to define the limits of their possibilities.

Keywords: goal-setting, regulatory universal educational actions, methods of formation of goal-setting

Потребности современного общества связанные со стремительным

развитием науки, созданием новых информационных технологий, глобализацией экономики повлекли за собой смену приоритетов в образовании. В современном обществе высоко ценятся такие качества человека как самостоятельность, целенаправленность, инициативность, стремление к непрерывному образованию, чтобы успеть за высокими темпами обновления знаний. В связи с этим в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, как одна из ключевых целей образования, определяется развитие личности обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий.

По мнению авторов концепции формирования универсальных учебных действий А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В.Молчанова, регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности обучающегося. К регулятивным универсальным учебным действиям относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция [1, с.7].

Важнейшим компонентом регулятивных универсальных учебных действий является целеполагание. Современные взгляды, связанные со включением учащихся в процесс целеполагания во многом совпадают с мнением Макса Вертгеймера, который говорил следующее: «Я думаю, что задача образования состоит в том, чтобы развивать у детей «теоретический» интерес первого рода. Ребенок должен сам прийти к задачам, которые он будет пытаться решить. Пусть он столкнется с проблемами, пусть получит помощь от преподавателя, когда она ему понадобится, но пусть он не просто копирует или повторяет показанные действия» [2, с. 313].

По мнению Хуторского А.В., целеполагание - это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах [6].

М. А. Родионов, С. А. Макарова в своей статье в соответствии с деятельностным подходом структура человеческой мотивации определяют следующие иерархии составляющих: потребность ^ мотив ^ цель ^ условия деятельности в их соотнесении с компонентами структурно-функционального строя самой деятельности: деятельность ^ действие ^ операция [3, с. 27].

Столяренко Л.Д. считал, что при введении новой темы необходимо составлять вместе с детьми специальную таблицу, где четко представлен состав предметных знаний и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся. В таблице должна быть предусмотрена специальная графа, где дети сами отмечают, что они уже знают, чего еще не знают, в чем сомневаются. Результатом систематической работы такого рода, по его мнению, является не только повышение побудительной силы поставленных целей, но и формирование умения оценивать свои успехи, видеть конкретные недоработки [4, с. 121].

Леонтьева А.Н. считала, что любое действие имеет свой операционный

аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется предметными условиями ее достижения, и способы осуществления действий называл операциями. [5, с.102].

Приведем операционный состав достижения учащимися и учителями целеполагания при изучении темы «Объемы тел» на уроках геометрии в 11 классе:

- необходимо мотивировать учащихся во временной перспективе (работа с КЭС, КИМ ЕГЭ);

- определить границы знания и незнания по теме «Объемы тел», в содержание данной темы входят понятия «Объемы многогранников», «Объемы тел вращения», которые следует изучать вместе (соотносить, что уже известно, а что неизвестно);

- формулировать цель деятельности необходимо и устно, и письменно;

- обосновать значения цели для решения учебных и жизненных задач. Учебной задачей данной темы будет являться усвоение и применение формул нахождения объемов многогранников и тел вращения при решении математических задач;

- конкретизировать цели до поэтапного выполнения ряда задач;

- выделить способов, средства достижения цели;

- соотносить цели с конечным результатом (текст контрольной работы желательно в связи с этим на начальном этапе изучения темы).

С учетом этого можно осуществить выбор методических приемов формирования целеполагания. Приведем несколько примеров.

1) Прием создания проблемной ситусщии. Например, в начале изучения темы «Объемы тел» можно показать следующий рисунок (Рисунок 1) и задать вопрос: «Какую часть данного тела вырезали?». Далее показываем еще один рисунок и задаем тот же вопрос (Рисунок 2).

Пока учащиеся думают над поставленным вопросом, должны определить границы знания и незнания, т.е. выявить, что предстоит узнать для того, чтобы ответить на этот вопрос, сформулировать цель устно, обоснование значения цели, выделить способы, средства достижения цели, соотнести цель с конечным результатом.

2) Прием «Да - нетка» технологии ТРИЗ.

Учитель загадывает нечто и просит ответить на

вопрос «Что это?» (Рисунок 3).

После того, как ребята поняли, что речь идет о громоотводе, учитель предлагает объяснить, почему она предложила именно этот жизненно важный объект на обсуждение.

В итоге учитель предлагает по одному ученикам закончить следующие предложения (слушаем 3 - 4 учеников):

- Я хочу уметь правильно находить объемы тел, потому что ...

Рисунок 1 Рисунок 2

- Для этого мне надо...

- В результате я смогу ...

3) Задачи без вопроса. Суть приема заключается в том, что разбирая всевозможные вопросы к данной задаче, ученики должны самостоятельно выйти к цели учебной деятельности. В частности, В начале изучения темы МОЖНО Рисунок 4 задать следующую задачу: «Даны две кружки цилиндрической формы. Первая кружка вдвое выше второй, а вторая в четыре раза шире первой (Рисунок 4)».

4) Прием определения «разрыва» в знаниях - лист индивидуального достижения (с опережающими заданиями) по теме. Прием тоже применяется в самом начале изучения темы «Объемы тел» (табл.). Суть приема заключается в том, что в начале урока учащимся предлагается самостоятельно ответить на ряд вопросов, чтобы определить границы знания и незнания, выявить проблему, исходя из которого, будет сформулирована цель дальнейшей учебной деятельности.

Таблица - Лист индивидуальных достижений по разделу «Объемы тел»

Критерии Образец заданий Самооценка Оценка учителя

вводная итоговая

Умение находить объем прямоугольного параллелепипеда Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, стороны основания которого, равны 10 см и 9 см, а боковое ребро 4 см.

Умение находить объема прямой призмы В основании прямой призмы лежит прямоугольный треугольник, один из катетов которого равен 3, а гипотенуза равна 34. Найдите объём призмы, если её высота равна 6.

Умение применять формулы нахождения объема цилиндра. Д ц к в г в г аны две кружки щлиндрической формы. Первая сружка вдвое выше второй, а ¡торая в четыре раза шире ервой. Во сколько раз объём торой кружки больше объёма 1ервой? ■V* 1....'

Нахождение объема наклонной призмы. Найдите объем наклонной призмы, у которой основанием является треугольник со сторонами10 см, 10 см и 12 см, а боковое ребро, равное 8 см, составляет с плоскостью основания угол 60°.

Нахождение объема пирамиды. Найдите объём правильной четырёхугольной пирамиды, сторона основания которой равна 8, а боковое ребро равно 41

Нахождение усеченной пирамиды Объем усеченной пирамиды равен 210 см3, площадь нижнего основания 36 см2, верхнего 9 см. Найдите высоту пирамиды.

Нахождение объема конуса и усеченного конуса Объём конуса равен 135. Через точку, делящую высоту конуса в отношении 1:2 , считая от вершины, проведена плоскость, параллельная основанию. Найдите объём конуса, отсекаемого от данного конуса проведённой плоскостью.

Нахождение объема шара Однородный шар диаметром 3 см имеет массу 162 грамма. Чему равна масса шара, изготовленного из того же материала, с диаметром 2 см? Ответ дайте в граммах.

Использованные источники:

1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

2. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление /М. Вертгеймер — М.: Прогресс, 1987. — 336 с.

3. Мали, Л.Д. Формирование у младшего школьника универсального учебного действия планирования / Л.Д Мали, Н.А. Мали // Формирование универсальных учебных действий у младших школьников : сб. науч. ст. -Пенза : Изд-во ПГУ, 2015. - С.5

4. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Л.М. Семенюк, Д.И. Фельдштейн. - изд. 2-е, дополненное. -М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

5. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: серия «Учебники и учебные

пособия» / Л.Д. Столяренко. - 2 - е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс 2003 - 544с.

6. Хуторской, А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания / А.В. Хуторской // Интернет - журнал «Эйдос» , 2006. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/iournal/2006/0822-1.htm. (дата обращения 22.08.2006)

УДК 005.584.1

Сауткин В.Н., к.техн.н.

доцент

кафедра «Бизнес-информатика» АНО «ООВО» «Университет экономики и управления»

Россия, г. Симферополь КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОЛЛЕДЖА, ВУЗА, И IT-КОМПАНИИ В статье поднимается вопрос о совместной деятельности науки, сферы образования и инновационных процессов, способствующей ускоренному развитию экономических и социальных процессов. Автором затрагивается тема взаимодействия учебных заведений различного уровня и IT-компаний. Сформулированы критерии эффективности такого взаимодействия. Обосновывается мысль о необходимости повышения качества подготовки специалистов средней и высшей квалификации.

Ключевые слова: образование, колледж, IT-компания, критерии эффективности, взаимодействие, алгоритм

Sautkin V.N., Cand. Sc. (Engineering), Associate Professor

Department of "Business Informatics " ANO "EOHE" "University of Economics and Management"

Russia, Simferopol CRITERIA FOR EFFECTIVE INTERACTION COLLEGE, UNIVERSITY, AND IT-COMPANIES The article raises the question of cooperation of science, education and innovation processes that promote rapid development of economic and social processes. The author touches upon the interaction of educational institutions of different levels and IT-companies. The criteria of the effectiveness of such cooperation are stated. Substantiates the idea of the need to improve the quality of training middle and high qualification.

Keywords: education, college, IT-company, the criteria of efficiency, interaction, algorithm

Успешное выполнение профессиональным образованием своих функций определяется его ориентированностью на спрос со стороны рынка труда, изменениями, как в содержательном, так и в организационном аспектах образования, с учетом требований работодателей - потребителей образовательных услуг и деловых партнеров сферы образования [5].

Стоящую перед страной задачу модернизации образования невозможно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.