Научная статья на тему 'Перспективность идей «экспериментальной педагогики» в современной школе России'

Перспективность идей «экспериментальной педагогики» в современной школе России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / НОВАЯ ШКОЛА / МАСТЕРСКАЯ / МЕТОД "МАСТЕРСКАЯ" / МАТЕМАТИКА / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Т. С.

Современное образование должно развивать у учащихся умения: целеполагания; принятия или не принятия выдвинутых идей, обоснования своей позиции и отстаивания своей точки зрения; способность свободно и лаконично излагать свои мысли. Развитие этих умений может осуществляться при адекватном использовании мастерской как одной из форм реализации идей экспериментальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern education should undoubtedly develop the following students' abilities: goal-setting; acceptance of refusal skills of the proposed ideas; the ability to motivate their proposal and to defend their point of view; abilities to formulate ideas clearly and briefly. Development of these skills may be realized through adequate using of "workshop" tool as one of the ways to implement the ideas of the "experimental pedagogy".

Текст научной работы на тему «Перспективность идей «экспериментальной педагогики» в современной школе России»

Т. С. Козлова

ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ИДЕЙ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ» В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ РОССИИ

Работа представлена кафедрой педагогики Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Н. В. Седова

Современное образование должно развивать у учащихся умения: целеполагания; принятия или не принятия выдвинутых идей, обоснования своей позиции и отстаивания своей точки зрения; способность свободно и лаконично излагать свои мысли. Развитие этих умений может осуществляться при адекватном использовании мастерской как одной из форм реализации идей экспериментальной педагогики.

Modern education should undoubtedly develop the following students' abilities: goal-setting; acceptance of refusal skills of the proposed ideas; the ability to motivate their proposal and to defend their point of view; abilities to formulate ideas clearly and briefly. Development of these skills may be realized through adequate using of "workshop" tool as one of the ways to implement the ideas of the "experimental pedagogy".

Идеи «экспериментальной педагогики», «новой школы» (уважение личности ребенка, создание благоприятных ситуаций для различных видов деятельности, выявляющих способности детей, опора в воспитании и обучении на внутренние интересы, опыт, на понимание практической полезности деятельности) воплощены в методе «мастерская», в ее основных концептуальных положениях. Под мастерской у различных авторов (А. А. Окунев, Н. И. Белова, И. А. Мухина М. Т. Ермолаева, Ж. О. Андреева, Г. В. Степанова и др.1 понимается форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого человека к новому знанию, опыту путем вхождения в процесс поиска, самостоя-

тельного или коллективного открытия, а также единое эмоциональное поле, творческую атмосферу и психологическую близость участников.

В мастерской проявляется индивидуальность человека, возможно развитие всех способностей и в первую очередь творческих; предоставляется право на свободу; особое внимание уделяется личности ученика. Руководство самостоятельной познавательной деятельностью детей осуществляется за счет построения логической структуры заданий мастером, за счет групп, выполняющих разные элементы задания или одно и то же упражнение, которые объединены общей целью, зависимостью результатов. Результат развития, в том числе, определяется

предшествующим опытом участника мастерской; школьники вынуждены доказывать свою мысль, проверять правильность своих выводов, соотносить свои рассуждения и рассуждения одноклассников, подвергать рефлексии самого себя и свои действия.

Учитывая возможности данной формы нами была разработана мастерская по теме: «Объем прямой призмы» для 10 класса: последовательно через ряд этапов учащийся получает возможность осознать то, что он делает в ходе изучения темы, обосновать свою деятельность, выстроить систему аргументов, доказывающих разумность выбранного плана работы, правильность отбора средств исследования, истинность сделанных выводов. Вовлекая школьника в исследование понятий «площадь» (аксиомы площади ^ площадь квадрата ^ площадь прямоугольника ^ площадь прямоугольного треугольника ^ площадь треугольника ^ площадь многоугольника) и «объем», мы стремились возбудить в нем познавательный интерес путем аналогии, что служит отправной точкой познавательного движения.

Перед занятием «мастерской» нами было проведено диагностическое исследование учащихся 10-х классов, цель которого - выявление отношения учеников к математике и существующей форме проведения уроков. Опросник включал следующие открытые вопросы:

1. Опишите ваше отношение к математике и объясните его.

2. Является ли форма проведения уроков, которая у Вас существует, интересной/неинтересной? Почему?

3. Что бы Вы хотели изменить или дополнить к урокам математики? Почему?

Данные получены по двум гимназиям города Санкт-Петербурга. Всего в опросе участвовало 84 человека естественно-научного и гуманитарного направления обучения: полученные результаты соотносятся с направленностью обуче-

ния; положительное отношение к предмету выявлено у 90,4%.

В ответах учащихся была обнаружена следующая особенность - высказывается больше аргументов, характеризующих отрицательное отношение к проведению уроков: скучно, банально; хочется нового и интересного (14,4%); напряженная обстановка (7,2%); слишком много теории (4,8%); непонятны объяснения учителя (4,8%); нет соревновательного интереса, хотелось бы конкурсных заданий, интересных фактов (4,8%).

При ответе на третий вопрос: «Что бы Вы хотели изменить или дополнить к урокам математики и почему?» ученики проявили наибольшую активность и вариативность суждений: каждый третий ученик высказался за диалоговый характер урока и включение сложных и интересных задач на каждом уроке; 19,2% респондентов хотели увеличить число практических занятий, на которых можно было бы «общаться» с геометрическими предметами: «почаще проводить практические уроки, особенно по геометрии». Таким образом, респонденты указывают, что учителям необходимо заинтересовывать учащихся, 36% учеников предлагают осуществить некоторые изменения в ходе урока; 28,8% считают, что учитель сам должен решать вопрос о необходимости изменений. По окончании была проведена повторная диагностика, направленная на выявление отношения учеников к предложенной форме проведения занятий в дальнейшем:

1. Понравилась ли Вам форма проведения урока математики - «мастерская»? Почему?

2. Как Вы считаете, данная форма проведения урока - удачная/неудачная? Почему?

3. Если бы такая форма проведения занятия использовалась регулярно, интерес к предмету был бы больше?

4. Считаете ли Вы возможным использование такой формы в дальнейшем? Почему?

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

При ответе на первый вопрос все ученики (84 человека) ответили утвердительно. Ребята выделили характеристики, которые определяют особенности этой технологии: работа в группе, творческий подход, сплоченность, творческая атмосфера, больше свободы (36%); «друг всегда поможет» (36%); анализ материала, стараюсь все обосновать и доказать (19,2%); работа с реальными объектами, мы «накладываем» нашу жизнь на модели геометрии (16,8%); этот урок отличается от всех остальных, можно высказывать любые свои мысли (14,4%); «все вовлечены в работу» (4,8%).

В проведенной мастерской учитель не ставит отметок, он «помощник-эксперт»; мастер задает ритм мастерской, определяет ее содержание, выстраивает последовательность заданий, в которых учитываются имеющиеся у учащихся знания, умения и интересы; знания ученика на мастерской востребованы одноклассниками при выполнении совместных творческих заданий, при поиске путей решения проблем, которые поставлены мастером или же самими школьниками. Все это стимулирует у учащихся процесс приобретения знаний, формирует мотив учения. Эти утверждения подтверждаются при ответе на вопрос: «Как Вы считаете данная форма проведения урока удачная? Почему?». 95,2% считают, что «да»; два человека не знают, и один считает, что форма неудачная, поскольку «мало записей в тетради во время урока». Основные аргументы, указанные учениками при положительной оценке, таковы: так интереснее обсуждать и лучше запоминается (24%); можно высказывать свои мысли (19,2%); урок перестает быть скучным (такой ответ дали ученики, отметившие, что «существующие у них формы проведения занятий - скучные») (16,8%); все вовлечены в работу (12%); можно проверить знания, познакомиться с идеями других учеников, проанализировать их, сравнить (9,6%).

Соотнесение ответов на эти два вопроса с данными первого опросника показывает, что при проведении мастерской появляется новое отношение участников образовательного процесса к обучению, поскольку учащиеся увлечены работой, необычной обстановкой на уроке.

На вопрос: «Если бы такая форма проведения занятия использовалась регулярно, интерес к предмету был бы больше?». 88,8% считают, что интерес к предмету увеличился бы: работать в группе интереснее, у меня есть возможность помочь другу и получить помощь от одноклассника (16,8%); даже после окончания мастерской я еще размышляю над темой нашего занятия (14,4%); работа в «мастерской» для меня очень наглядна (12%); меня утомляет монотонность и однообразие, а на таких уроках мне кажется все новым (9,6%); можно высказывать свое мнение, обсуждать его; «мастерить» реальные объекты (7,2%).

4,8% считают, что такие уроки не увеличили бы их заинтересованность, так как они бы надоели и стали как обычные уроки. Большая часть учеников - 68,8% считают возможным использование такой формы далее (вместе работать интереснее, веселее, чувствуешь плечо товарища, «развивает ум»), 14,4% не знают, скорее всего это обусловлено небольшим опытом работы с использованием такой технологии. 16,8% иногда хотели бы, чтобы у них проводились мастерские по математике.

Итак, в результате проведения мастерской мы пришли к выводу, что для учащихся новая форма работы дает сво-боду в размышлениях, в поиске и общении приносит радость, удовлетворение. Коллективная форма работы сплачивает и развивает ответственность не только за себя, но и за других; использованные эмоциональные ощущения приветствуются учащимися. «Мастерская» - именно

та форма работы, при которой у учащихся наблюдается повышение активности, стремление к познанию нового и к реализации своих идей. Именно это требует от них современный мир. У человека должны быть широко развитые коммуникативные способности. Образование должно развивать у учащихся умения: целеполагания; принятия или не принятия выдвинутых идей, анализа; способности свободно и лаконично излагать свои мысли как в устной, так и письменной форме; умение обосновывать свои позиции и отстаивать свою точку зрения; принимать во внимание мнения и отзывы других. Развитие этих умений может осуществляться при адекватном использовании такой формы обучения как «мастерская».

Мастерская как форма работы с учащимися способствует увеличению заинтересованности к предмету. При этом важную роль играет возможность совместной разработки с учителем тем и планов проведения мастерских, привлека-

тельность для учащихся выбранной темы, адекватность данной формы сложности изучаемой темы предмета.

Данная форма не должна быть постоянной, она может быть использована как вводная или заключительная (творческий отчет) по какой-либо теме. Но она обязательно должна присутствовать несколько раз (3-5) в год. Мастерской нужно уделять особое внимание, не только со стороны учителя, но и со стороны ученика, и тогда будет достигнуто единство эмоциональной и познавательной сторон участников мастерской.

В этой мастерской реализованы идеи «экспериментальной педагогики». В основе лежит индивидуальная и коллективная работа, в центре внимания человек как самоценность, уважительное отношение к нему, опора на интерес, право ребенка быть активным и самостоятельным в учебной деятельности; слушать не учителя, а одноклассников, выдвигать гипотезы, отстаивать их, отказываться от них и выдвигать новые.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Белова Н. И. Дорога к согласию / Под ред. Н. И. Беловой. СПб.: Просвещение, 1999; Белова Н. И. «Я знание построю в мастерской»: Из опыта использования методики педагогического мастерства в обучении биологии // Санкт-Петербургский гос. ун-т педагогического мастерства, Центр педагогического опыта. СПб.: СПбГУПМ, 1994; Ермолаева М. Т., Андреева Ж. О. Дорога к согласию / Под ред. Н. И. Беловой. СПб.: 1999; Мухина И. А. Педагогические мастерские: теория и практика. / Сост. И. И. Белова, И. А. Мухина. СПб., 1998; Окунев А. А. „Урок? Мастерская? или..." СПб.: филиал изд- ва «Просвещение», 2001. Окунев А. А. Развитие и реализация философско-педагогических идей французской группы „Новое образование" (ОБЕК) в опыте современной школы России. Автореф. СПб., 2001. ОкуневА. А. „Спасибо за урок, дети!". М.: Просвещение, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.