Научная статья на тему 'Мастерская как одна из форм реализации идей «Экспериментальной педагогики» в современной школе России'

Мастерская как одна из форм реализации идей «Экспериментальной педагогики» в современной школе России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Татьяна Сергеевна

Современное образование должно развивать у учащихся умения: целеполагания; принятия или не принятия выдвинутых идее; анализа; способности свободно и лаконично излагать свои мысли как в устной, так и письменной форме; умение обосновывать свои позиции и отстаивать свою точку зрения; принимать во внимание мнения и отзывы других. Развитие этих умений может осуществляться при адекватном использовании «мастерской» как одной из форм реализации идей «экспериментальной педагогики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мастерская как одна из форм реализации идей «Экспериментальной педагогики» в современной школе России»

ПРАКТИКА. МЕТОДИКА. ТЕХНОЛОГИИ

Т. С. Козлова

МАСТЕРСКАЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ» В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

РОССИИ

Современное образование должно развивать у учащихся умения: целеполагания; принятия или не принятия выдвинутых идее; анализа; способности свободно и лаконично излагать свои мысли как в устной, так и письменной форме; умение обосновывать свои позиции и отстаивать свою точку зрения' принимать ви внимание мнения и отзывы других. Развитие этих умений может осуществляться при адекватном использовании «мастерской» как одной из форм реализации идей «экспериментальной педагогики».

Идеи «экспериментальной педагогики», «новой школы» воплощены в методе «мастерская», в ее основных концептуальных положениях. Под мастерской у различных авторов (Ж.О. Андреева, Н.И. Белова. М.Т. Ермолаева, И.А. Мухина, A.A. Окунев, Г.В.Степанова) понимается форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого человека к новому знанию, опыту, путем вхождения в процесс поиска, самостоятельного или коллективного открытия, а также единое эмоциональное поле, творческую атмосферу и психологическую близость участников [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7]. В мастерской проявляется индивидуальность человека, возможно развитие всех способностей и в первую очередь творческих; предоставляется право на свободу; особое внимание уделяется личности ученика. Руководство самостоятельной познавательной деятельностью детей осуществляется за счет построения мастером логической структуры заданий, за счет групп, выполняющих разные элементы задания, которые объединены общей целью, зависимостью результатов. Результат развития, в том числе, определяется предшествующим опытом участника мастерской; школьники вынуждены доказывать свою мысль, проверять правильность своих выводов, соотносить свои рассуждения и рассуждения одноклассников, подвергать рефлексии самого себя и свои действия.

Учитывая возможности данной формы, нами была разработана мастерская по теме: «Объем

прямой призмы» для 10 класса. Ее конструкция такова, что последовательно через р^д этапов учащийся получает возможность осознать то, что он делает в ходе изучения темы, обосновать свою деятельность, выстроить систему аргументов, доказывающих разумность выбранного плана работы, правильность отбора средств исследования, истинность сделанных выводов. Вовлекая школьника в исследование понятий «площадь» и «объем», мы стремились возбудить в нем познавательный интерес путем аналогии, необычного сопоставления фактов. Эти факты служат отправной точкой познавательного движения. Присутствуя при рождении нового знания, помогая вхождению этого знания в реальный мир, ученик выстраивает свой процесс обучения. Он оперирует информацией, которая позволяет узнать абсолютно новое, рождает трепетное отношение к еще неувиденному и непознанному.

Перед занятием «мастерской» нами было проведено диагностическое исследование учащихся 10-х классов, цель которого - выявление отношения учеников к математике и существующей форме проведения уроков. Опросник включал следующие открытые вопросы:

Опросник 1

1. Опишите ваше отношение к математике и объясните его.

2 Является ли форма проведения уроков, которая у Вас существует интересной/ неинтересной? Почему?

3. Что бы Вы хотели изменить или

20?

Рестник КГУ им. H.A. Некрасова» 2007 Том 13

©Т.С. Козлова, 2007

дополнить к урокам математики? Почему?

Обратимся к данным, полученным по двум гимназиям г. Санкт-Петербурга. Всего в опросе участвовало 84 человека естественно-научного и гуманитарного направления обучения.

На первый вопрос мы получили результаты, которые соотносятся с направленностью обучения. Зафиксированы принципиальные отличия — ученики математического класса, положительно оценивая отношение к математике, обосновывают это тем, что их «интересует сам предмет», математика нужна для поступления в ВУЗ (48%). Ученики гуманитарного класса при положительном отношении к математике, говорят, «то не всегда ее понимают «она является сложным предметом и не нужна для поступления в ВУЗ>, (14,4%). Большая часть учеников гуманитарного класса описывают свое отношение к предмету как «нормальное», но он не понадобится им ни в дальнейшей жизни, ни для поступления в ВУЗ; это побочный предмет, такой, как и другие предметы. Представленное отношение к предмету девушки в большинстве случаев объясняют так: основы математики должны присутствовать в школе, она используется другими предметами, «я должна знать математику, потому что в будущем буду помогать своим детям дечать помашние задания, как мне помогает моя мама». 7,2% респондентов любят математику, поскольку при изучении этого предмета хорошо используются межпредметные связи. Каждому десятому ученику математика не нравится. 2,4% опрошенных учеников считают уроки математики скучными, «на них сильно устаешь», не хватает вспомогательных материалов, моделей для изу хния некоторых тем по геометрии и алгебре. Таким образом, отрицательное отношение к предмету выявлено у 9.6% опрошенных, положительное - 90,4%.

На вопрос анкеты - «Является ли форма проведения уроков, которая у Вас существует интересной / неинтересной и почему?» - были получены следующие результаты: число учеников, которым математика «скорее нравится» значительно больше (78,6%) тех, кому математика не нравится. Положительное отношение к форме проведения урока аргументировал один ученик: «нравится делать своими руками модели, работать с реальными объектами».

В ответах учащихся была обнаружена следующая особенность - высказывается больше

аргументов, характеризующих отрицательное отношение к проведению уроков: 14,4 % - скучно, банально: хочется нового и интеоесного; 7,2 % -напряженная обстановка; 4,8 % - слишком много теории; 4,8 % - непонятны объяснения учителе; 4,8 % - нет соревновательного интереса, хотелось бы конк>рсных заданий, интересных факгов.

В ответе на третий вопрос - «Что бы Вы хотели изменить или дополнить к урокам математики и почему?» - ученики проявили наибольшую активность и вариативность суждений

Согласно полученным результатам, каждый третий ученик высказался за диалоговый характер урока и включение в обучение сложных и интересных задач на каждом уроке. 1 ч,2 % респондентов хотели увеличить число практических занятий, на которых можно было бы «общаться» с геометрическими предметами: «почаще проводить практические уроки, особенно по геометрии, так как часто .яжело себе представить чертеж, невидимые линии, сечения в задаче»; «решать необычные задачи, за которые первым отличившимся ставили бы пятерки». Таким образом, респонденты указывают, что учителям необходимо заинтересовывать учащихся.

Каждый четвертый ученик считает, что дето повышения качества урока находится целиком в руках учителя, при этом 4,8% думают, что «ничего изменить не сможет ни учитель, ни ученик» («все равно не будет так, как я хочу»). Каждый третий полагает, что ничего изменять не стоит, хотя на уроках бывает скучно. Не знают, что изменить на уроках 4,8% учеников.

Таким образо", 36 % учеников предлагают осуществить некотооые изменения; 28,8 % считают, что учитель сам должен решать вопрос о необходимости изменений; треть школьников думают, что ничего менять не надо.

Учитывая полученные данные, мы приступили к проведению «Мастерской», суть математических рассуждений которой в последовательном переходе: аксиомы площади>площадь квадрата>площадь

прямоугольника>площадь прямоугольного треугольника>площадь греугольника-'площадь многоугольника. Далее учащиеся продумывают аксиомы объема, после чего по готовым чертежам, выполняя дополнительные построения, если это необходимо, шаг за шагом переходят от известной ранее формулы для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда к формуле объема

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3, 2007

203

Практика. Метчдика. Технологии

мастерская решением задач по данной теме.

По окончании мастерской «Объем прямой призмы» была проведена повторная хиагностика (см. Опросник 2), направленная на выявление отношения учеников к предложенной форме проведения занятий и к дальнейшему ее использованию:

Опросник 2

1. Понравилась ли Вам форма проведения урока математики — «мастерская»? Почему?

2. Как Вы считаете, оанная форма проведения урока — удачная / неудачная? Почему?

3. Если бы такая форма проведения занятия использовалась регулярно, интерес к предмету был бы больше?

4. Считаете ли Вы возможным использование такой формы в дальнейшем? Почему9

При ответе на первый вопрос все ученики (84 человека) ответили утвердительно. Ребята выделили характеристики, которые определяют особенности этой технологии:

учащихся процесс приобретения знаний, формирует мотив учения. Эти утверждения подтверждаются при ответе на вопрос: «Как Вы считаете данная форма проведения урока удачная? Почему?». 95,2% считают что «да»: цва человека не знают и один считает, что форма неудачная, поскольку «мало записей в тетради во время урока». Основные аргументы, указанные учениками при положительной оценке, таковы: 24% - так интереснее обсуждать и лучше запоминается; 19,2% - можно высказывать свои мысли; 16,8% - урок перестает быть скучным (такой ответ дали ученики, отметившие, что «существующие у них формы проведения занятий - скучные»); 12% - все вовлечены в работу; 9,6% - можно проверить знания, познакомиться с идеями других учеников, проанализировать их, сравнить.

Соотнесение ответов на эти два вопроса с данными «Опросника 1» показывает, что при

Таблица 1

Суждения старшеклассников о «мастерской»

N° Характеристики мастерской Кол-во ответов (в %)

1 работа в группе (творческий подход, сплоченность, творческая атмосфера, больше свободы) 36

2 друг всегда поможет 36

3 анализ материала, стараюсь все обосновать и доказать 19,2

4 работа с реальными объектами, мы «накладываем» ьашу жизнь на модели геометрии 16.8

5 этот урок отличается от всех остальных, можно высказывать любые свои мысли 14.4

6 все вовлечены в работу 4,8

В проведенной мастерской учитель не ставит отметок, он «помощник-эксперт»; мастер задает ритм мастерской, определяет ее содержание, выстраивает последовательность заданий, в которых учитываются имеющиеся у учащихся знания, умения и интересы; знания ученика на мастерской востребованы одноклассниками при выполнении совместных творческих заданий, при поиске путей решения проблем, которые поставлены мастером или же самими школьниками. Все это стимулирует у

проведении мастерской появляется новое отношение участников образовательного процесса к обучению, поскольку учащиеся увлечены работой, необычной обстановкой на уроке.

На вопрос - «Если бы такая форма проведения занятия использовалась регулярно, интерес к предмету был бы больше?» - 88,8% считают, что интерес к предмету увеличился бы (таблица 2):

204

вестник КГУ им. Н.А. Некрасова» 2007. Том 13

Таблица 2

Суждения учащихся о влиянии мастерской на интерес к предмету

№ Суждения учащихся Кол-во ответов (в %)

1 работать в группе интереснее, у меня есть возможность помочь другу и получить помощь от одноклассника 16,8

2 даже после окончания мастерской я еще размышляю над темой нашего занятия 14,4

3 работа в '•мастерской" для меня очень наглядна 12

4 меня утомляет монотонность и однообразие, а на таких уроках мне кажется все новым 9,6

5 можно высказывать свое мнение, обсуждать его; "мастеоить" реальные объекты 7,2

4,8% считают, что такие уроки не увеличили бы их заинтересованность, так как они бы надоели и стали как обычные уроки.

Большая часть учеников - 68,8% считают возможным использование такой формы далее (вместе работать интереснее, веселее, чувствуешь плечо товариша, «рязвивает ум»), 14,4% не знают, скорее всего это обусловлено небольшим опытом работы с использованием такой технологии. 16,8% иногда хотели бы, чтобы у них проводились мастерские по математике.

Эксперты - учителя математики гимназий №?27 и №168 и студенты 5 курса математического факультета, участвовавшие в раооте мастерской, при подведении итогов работы высказали следующие суждения:

- учащиеся относятся к геометрии с интересом, большинство из них с удовольствием занимается этой наукой и благодарны тем, кто помогает им овладевать ее тонкостями;

- большая часть учащихся любит активные формы обучения, поэтому мастерская, проведенная в классе, ребятам понравилась;

- активные формы преподавания и учения, в том числе и «мастерская», помогают доступно и в более короткие сроки познакомить учащихся с новым материалом и его применением;

- мастерскую можно проводить не чаще, чем один раз в четверть, тщательно выбирая тему, доступную для самостоятельного освоения.

Итак, в результате проведения мастерской мы

пришли к вывод}, что для учащихся новая форма работы дает свободу в размышлениях, в поиске и общении приносит радость, удовлетворение. Коллективная форма раооты сплачивает и развивает ответственность не только за себя, но и за других; пережитые эмоциональные ощущения приветствуются учащимися. «Мастерская» - именно та форма работы, при которой у учащихся наблюдается повышение активности, стремление к познанию нового и к реаллзации своих идей. Именно это требует от них современный мир. У человека должны быть широко развитые коммуникативные способности. Образование должно развивать у учащихся умения: целеполагания; анализа, принятия или не принятия выдвинутых идей; способности свободно и лаконично излагать свои мысли как в устной, так и письменной форме; умение обосновывать свои позиции и отстаивать свою точку зрения; принимать во внимание мнения и отзывы других. Развитие этих умений може> осуществляться при адекватном использовании такой формы обучения, как «мастерская».

Мастерская как форма работы с учащимися способствует увеличению заинтересованности к предмету. При этой важную роль играет возможность совместной разработки с учителем тем и планов проведения мастерских, привлекательность для учащихся выбранной темы, адекватность данной формы организации работы сложности изучаемой темы.

Данная форма не должна быть постоянной,

Педагогика. Психология Социальная работа. Ювенология Социокинетика ♦ № 3, 2007

205

Практика. Методика. Технологии

она может быть использоьана на этапах введения или заключения (творческий отчет) по какой-либо теме. Но она обязательно должна присутствовать несколько раз (3-5) в год. Мастерской нужно уделять особое внимание, не только со стороны учителя, но и со стороны ученика, и тогда возможно достижение единства эмоциональной и познавательной сфер личности каждого участника мастерской.

В этой мастерской реализованы идеи экспериментальной педагогики. В основе лежит индивидуальная и коллективная работа, в центре внимания человек как самоценность, уважительное отношение к нему, опора на интерес, право ребенка быть активным и самостоятельным в учебной деятельности; слушать не учш-еля, а одноклассников, выдвигать гипотезы, отстаивать их, отказываться от них и выдвигать новые.

Библиографический список

1. Белова Н.И. Дорога к согласию // Под редакцией Н.И. Беловой - СПб.: Изд-во

«Просвещение», 1949.

2. Белова h И. Я знание построю в мастерской: Из опыта использования методики педагогического мастерства в обучении биологии / Санкт-Петербургский гос. ун-т педагогического мастерства, Центр педагогического опыта. - Спб.: СПбГУПМ, 1994.

3. Ермолаева М.Т. Андреева Ж.О. Дорога к согласию / Под редакцией Н.И. Беловой - СП<\ 1999.

4. Мухина И,А. Педагогические мастерские: теория и практик; / Сост. И.И. Белова, И.А. Мухина -СПб., 1998.

5. Окунев A.A. Урок? Мастерская? или... -СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2001.

6. Окунев A.A. Развитие и реализация философско-педагогических идей французской группы "Новое образование" (GFEN) в опыте современной школы России, автореферат - СПб., 2001.

7. Окунев A.A. Спасибо за урок, дети - М.: Изд-во «Просвещение», 1988.

И. В. Сидакова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОЕКТА «ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»

Развитие формирование и сохранение всех компонентов здоровья подрастающего поколения - заоача кажоого образовательного учреждения. В данной работе представлены новые методологические и организационные подходы к осуществлению эффективной и результативной здоровьесберегающей деятельности всех участников реализации проекта «Школа будущего - школа здоровья».

Актуальность работы заключается в том, что здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Контроль за качеством обучения - это, прежде всего, контроль психолого-педагогических условий образования, а не комплекс требований, предъявляемых к ребенку.

Цель работы - развитие и сохранение здоровья учащихся через реализацию проекта «Школа будущего - школа здоровья», основополагающей задачей которого является выработка ^правотворческой и поведенческой мотивации детей,

направленной на увеличение потенциала и резерва здоровья

Сегодня в большинстве школ идет освоение новых технологий обучения, интересных методов подачи знаний, введение разнообразных предметов. За этим инновационным процессом, школа чаще всего забывает о самом главном - о здоровье детей. Новые технологии обучения, должны не усложнять и не упрощать процесс познания, а способствовать глубокому усвоению определенной нормы знаний, умений и навыков [3, с. 90]. Поэтому главным в рамка-" программы «Школа будущего - школа здоровья» является создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения учащихся и сотрудников школы. Перед образовательными

20 t»

вестник КГУ им. НА. Некрасова♦ 2007. Том 13

© И.В. Сидакова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.