КОНЦЕПТ
Крыжановская Н. В. Формирование познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза с применением метода построения дерева целей // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). -ART 15052. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-
научно-методический электронный журнал ccptru/20i5/l5052.htm. - Г-с. per' Эл№ ФС 77-ART 15052 УДК 378.147 49965. - issn 2304-120X.
Крыжановская Надежда Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», Челябинск [email protected]
Формирование познавательно-профессиональной активности студентов
педагогического вуза с применением метода построения дерева целей
Аннотация. В статье обоснована роль целеполагающей деятельности в формировании познавательно-профессиональной активности будущих педагогов-психологов, выявлена сущность процесса педагогического целеполагания, проанализированы уровни и этапы целеполагающей деятельности будущих педагогов-психологов, раскрыто содержание основных рабочих понятий, определены основные составляющие целеполагания в процессе формирования познавательно-профессиональной активности будущих педагогов-психологов.
Ключевые слова: познавательно-профессиональная активность, студенты, це-леполагание, психолого-педагогические условия.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Познавательно-профессиональная активность - это личностное качество студента, проявляющееся в положительном отношении к учению, в инициативности и самостоятельности осуществления учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, направленное на формирование профессиональной компетентности [1].
Любая профессиональная деятельность предстает перед студентом (обучаемым, слушателем) в форме нормативно одобренного способа деятельности, в котором обобщен опыт предшественников. Осваивая будущую профессиональную деятельность, обучаемый превращает нормативно одобренный способ в индивидуальный способ деятельности. Процесс этого превращения есть формирование психологической системы деятельности.
Психолого-педагогические концепции деятельности имеют в своей основе описания учебно-профессиональной деятельности и направлены на разработку моделей будущих специалистов. Важным для нашего исследования является то, что познание деятельности можно рассматривать как разновидность когнитивной деятельности, предметом которой служит какая-либо деятельность [2].
Будучи деятельностью, это познание определенным образом построено и организовано, развивается и функционирует над всем действием своей потребност-но-целостной сферы, существует в исторически сложившихся и развивающихся формах, обладает множествами характеристик и познается в теории и на практике.
Основной функцией учебного познания является приобретение студентом профессионально важных качеств, а продуктом - готовность к предстоящей профессиональной деятельности [3].
Сказанное позволяет нам сделать ряд обобщений:
1. Учебная деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки направлена на овладение комплексом специальных теоретических знаний и практических умений и навыков. Она осуществляется на основании постулатов взаимодействия активности, нормативности и вариативности, анализа и синтеза. Всё это позволяет нам рассматривать деятельностный подход как методологическую основу нашего исследования.
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Крыжановская Н. В. Формирование познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза с применением метода построения дерева целей // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). -ART 15052. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-
научно-методический электронный журнал ^^o^Whtm. - Г-с. per' Эл№ ФС 77-ART 15052 УДК 378.147 49965. - issn 2304-120X.
2. Деятельность есть специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование, поэтому познавательно-профессиональная активность определяет качественную составляющую учебно-профессиональной деятельности.
3. Сложность, вариативность профессиональных ситуаций, решаемых в процессе обучения студентов, разнообразие приёмов будущей профессиональной деятельности требуют особой подготовки студентов в процессе обучения в педагогическом вузе.
Это предполагает интеграцию вербальных и невербальных способов передачи информации, различных вариантов действий для формирования гибких структур умений, процедур развёртывания и свёртывания образцов действий.
При этом возможно посредством специально организованных форм и методов обучения последовательно повышать уровень познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза: от низшего к высшему - творческой активности.
Так как любой процесс развития предполагает переход от одного структурного уровня к другому, более сложному, то для установления качественного состояния развития познавательно-профессиональной активности мы использовали разработанную В. И. Долговой модель поуровневого подхода к развитию личности, которая применительно к нашему исследованию предполагает развитие познавательно-профессиональной активности как качества личности студента, реализуемого в учебной деятельности от уровня стихийно-эмпирического (1-й уровень) к эмпирическому (2-й уровень), а затем к творческому (теоретический) (3-й уровень) [4]. Эти уровни соответствуют низкому, среднему и высокому уровням познавательной активности. Средний показатель развития познавательно-профессиональной активности как качества личности, реализуемого в учебной деятельности, мы определяли, просуммировав индивидуальные показатели каждого студента и разделив их на количество студентов, участвующих в эксперименте.
Реализуя поуровневый подход в нашем исследовании, развитие познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза мы представили в виде системы взаимосвязанных функционально значимых качеств и компонентов: моти-вационного, когнитивного, поведенческого, рефлексивного. Уровневые переходы обусловлены количественными и качественными изменениями элементов (знания, умения, владения) в зависимости от уровня развития стихийно-эмпирического, эмпирического, теоретического и творческого потенциала студентов педагогического вуза.
Успешность развития познавательно-профессиональной активности во многом определяется степенью вовлечения студентов в целеполагающую деятельность по самоформированию данного качества. Познавательно-профессиональная активность будущих педагогов-психологов развивается в том случае, если они получают удовлетворение от своего участия в учебно-профессиональной деятельности. Именно потребность в совершенствовании профессиональных знаний и является основой активности. Поэтому при организации процесса формирования познавательно-профессиональной активности у студентов педагогического вуза необходима целенаправленная деятельность всего профессорско-преподавательского состава, обеспечивающая формирование мотива достижения цели познания. Это позволит обучаемым достичь творческого уровня развития своей познавательно-профессиональной активности на всех этапах обучения и в будущей профессиональной деятельности.
Для нашего исследования важным является последовательное, целенаправленное изучение развития познавательно-профессиональной активности будущих педагогов-психологов, что в полной мере выполняет метод целеполагания «Дерево целей».
r\J f\J
КОНЦЕПТ
Крыжановская Н. В. Формирование познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза с применением метода построения дерева целей // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). -ART 15052. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-
научно-методический электронный журнал ccptru/20i5/l5052.htm. - Г-с. per' Эл№ ФС 77-
ART 15052 УДК 378.147 49965. - issn 2304-120X.
Для формирования познавательно-профессиональной активности важно то, что целеполагание может являться способом организации (и самоорганизации) деятельности студента в определенных педагогических целях.
Чтобы понять, на каких этапах педагогического целеполагания и каким образом происходит включение студентов в целеполагающую деятельность по формированию познавательно-профессиональной активности, нам важно выяснить сущность процесса педагогического целеполагания, проанализировать его этапы и разобраться, в соответствии с обобщенной схемой процесса целеполагания, в содержании действий профессорско-преподавательского состава педагогического вуза и студентов.
Обычно целеполагание рассматривается как процесс постановки некоторым субъектом целей и задач для себя лично или для других субъектов. В общем случае этот процесс многократно повторяется. Результатом процесса целеполагания является цель - планируемый итог последующей деятельности субъекта. Деятельность, лишенная цели, непродуктивна, поэтому бессмысленна. Деятельность субъекта, никогда самостоятельно не ставящего себе цели, может управляться только извне. При необходимости самостоятельных действий деятельность такого субъекта становится хаотической, случайной, последствия ее могут быть разными - от потери ресурсов, например времени, до прямой катастрофы. Таким образом, процесс целеполагания является основой для организации любой деятельности [5].
Основой целеполагающей деятельности в процессе формирования и развития познавательно-профессиональной активности будущих педагогов-психологов является этап построения иерархии взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимо-поддерживаемых целей - «дерева целей». Названный термин в рамках теории обучения введен в научный оборот Б. С. Гершунским [6].
Под «деревом целей» следует понимать граф, его вершина - общие дидактические цели, иерархическая детализация которых для решения частных задач обучения происходит на более низких уровнях.
Подготовка бакалавра психолого-педагогического образования должна происходить не только на уровне профессиональных знаний, умений и навыков, но и с учетом развития познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза.
Представим далее «дерево целей» исследования развития познавательно-профессиональной активности у студентов педагогического вуза.
1. Генеральная цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель психолого-педагогических условий развития познавательно-профессиональной активности (далее - ППА) студентов педагогического вуза: 1.1. Провести анализ состояния ППА.
PU о 'V
КОНЦЕПТ
Крыжановская Н. В. Формирование познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза с применением метода построения дерева целей // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). -ART 15052. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-
научно-методический электронный журнал ^^/iWhüm. - Г-с. per Эл№ ФС 77-ART 15052 УДК 378.147 49965. - issn 2304-120X.
1.2 . Теоретически обосновать возрастные особенности студентов.
1.3. Обосновать методологические основы развития ППА.
2. Дать сущностную характеристику процесса развития ППА:
2.1. Раскрыть понятие «активность».
2.2. Раскрыть понятие «познавательная активность».
2.3. Раскрыть понятие «познавательно-профессиональная активность».
2.4. Показать соотношение понятий «активность» и «деятельность».
3. Разработать модель психолого-педагогических условий развития ППА студентов педагогического вуза:
3.1. Разработать содержание компонентов.
3.2. Разработать связи между этапами.
3.3. Провести схематизацию модели.
4. Разработать содержание, критерии, показатели и уровни развития ППА студентов педагогического вуза:
4.1. Описать этапы исследования.
4.2. Обосновать выбор методов исследования.
4.3. Обосновать выбор диагностического инструментария.
4.4. Охарактеризовать уровни развития ППА.
4.5. Обосновать критерии и показатели развития ППА.
4.6. Обосновать уровни модели развития ППА.
5. Реализовать методы исследования, проанализировать результаты и программу развития познавательно-профессиональной активности:
5.1. Описать методы и результаты констатирующего эксперимента.
5.2. Составить и реализовать программу развития ППА студентов педагогического вуза.
5.3. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
5.4. Составить психолого-педагогические рекомендации по развитию ППА студентов педагогического вуза.
Развитие познавательно-профессиональной активности у будущих бакалавров психолого-педагогического образования рассматривается нами как процесс постоянного движения и формирования, в основу которого положены следующие методологические идеи:
1) познавательно-профессиональная активность рассматривается как процесс постоянного движения и развития;
2) познавательно-профессиональная активность студента педагогического вуза формируется в учебно-профессиональной деятельности;
3) анализ формирования познавательно-профессиональной активности должен осуществляться с позиций системного, деятельностного подходов, учитывающих как психолого-педагогические условия организации учебно-профессиональной деятельности, так и особенности личности будущего педагога-психолога.
Для выявления основных параметров познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза и реализации психолого-педагогических условий развития в нашем исследовании применен метод научного моделирования.
В психолого-педагогической литературе под «моделью» понимается представление способов обучения практической деятельности, основанное на личностно ориентированном подходе, с целью формирования какого-либо качества личности [7].
Процесс развития познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза воплощается в смене этапов - от диагностического до результативного.
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
Крыжановская Н. В. Формирование познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза с применением метода построения дерева целей // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). -ART 15052. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-
научно-методический электронный журнал ^/2015/15052^. - Г-с. per Эл№ ФС77-ART 15052 УДК 378.147 49965. - issn 2304-120X.
Диагностический этап. Его задача - выявление имеющегося уровня развития познавательно-профессиональной активности каждого студента и разработанность групповых и индивидуализированных обучающих программ на основе профессиональных задач и заданий, рассчитанных на определённый уровень учебно-профессиональной деятельности.
Установочный этап. Начинался и протекал практически параллельно с предыдущим. Задачи, которые решались на этом этапе: возбудить интерес к самостоятельной исследовательской и активной мыслительной деятельности через знакомство будущих психологов с методами учебно-профессиональной, исследовательской и активной мыслительной деятельностями; обеспечить правильное понимание студентами сущности такой деятельности и её роли в подготовке к будущей профессии через проведение со студентами бесед и специальных семинаров.
Обучающий этап. Основная цель данного этапа - вовлечение студентов в активную самостоятельную исследовательскую, научно-исследовательскую и учебно-профессиональную деятельность. Задачами его были: изучение студентами основ дисциплин гуманитарного цикла и специальных дисциплин по дальнейшему развитию познавательно-профессиональной активности; вооружение студентов алгоритмами решения профессиональных типовых задач; самостоятельная работа по опосредованным источникам информации; выполнение различных учебно-профессиональных заданий (индивидуальных, самостоятельных, творческих, контрольных); контроль и самоконтроль за выполнением заданий по освоению учебно-профессиональной деятельности.
Результативный этап. Этот этап протекал параллельно с предыдущим. Выделение его как отдельного этапа продиктовано необходимостью наблюдения динамики формирования развития познавательно-профессиональной активности у студента на протяжении всего периода опытно-экспериментальной работы. Его основная задача -получение преподавателем информации об уровне развития познавательно-профессиональной активности и использования её для коррекции как управленческой деятельности преподавателя, так и учебно-профессиональной деятельности студента. Промежуточные контрольные срезы проводились по окончании каждого семестра, диагностические контрольные работы - по окончании каждой темы. Выполнение студентами задач и заданий, рассчитанных на определённый уровень деятельности, индивидуальных заданий на самостоятельную подготовку, контрольных работ, творческих работ (рефераты, доклады, альтернативные задания и т. п.), результаты курсовых экзаменов в сочетании с методами наблюдения, анкетирования, беседы - всё это служило средствами получения информации на данном этапе [8].
Для научного обоснования приемов развития познавательной активности существенное значение имеет анализ уровней ее развития. В классической дидактике исследователями главным образом выделяется три уровня познавательной активности обучающихся: воспроизводящий, интерпретирующий, творческий.
Первый уровень - воспроизводящая активность - характеризуется стремлением обучающихся понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способами их применения в сходной ситуации по известному образцу, с опорой на ограниченную систему научных понятий и логических связей, с житейской позицией в оценке явлений действительности. Воспроизводящая активность проявляется в практической деятельности по выполнению заданий (работа с печатным материалом, дидактическими средствами обучения, выполнение лабораторной работы по инструкции
м Г (V
КОНЦЕПТ
Крыжановская Н. В. Формирование познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза с применением метода построения дерева целей // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). -ART 15052. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-
научно-методический электронный журнал ^/2015/15052^. - г-с. реп Эл №ФС 77-ART 15052 УДК 378.147 49965. - issn 2304-120X.
и т.д.), в систематическом выполнении домашней работы, в вопросах педагогу по содержанию изучаемого материала.
Второй уровень - интерпретирующая активность - проявление обучающимся эпизодического стремления к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший его вопрос. Характеризуется способностью обучающихся вести поиск оптимального решения учебных задач, опираясь на систему научных знаний и анализ конкретных условий. Основной показатель этого уровня - большая устойчивость волевых усилий в познании сущности познаваемого явления, в овладении способами деятельности. Сущность деятельности педагога связана с использованием информационно-поисковых методов обучения, что и обеспечивает частично-поисковый характер деятельности обучающегося.
Третий уровень - творческая активность - характеризуется интересом и стремлением обучающихся не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Особенность этого уровня активности -проявление высоких волевых качеств обучающегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие интересы. Педагогическое средство развития творческой активности обучающихся - организация их исследовательской деятельности.
Творческий уровень характеризуется созидательно-преобразующей направленностью учебно-профессиональной деятельности, способностью рационально использовать теоретические положения и закономерности на практике, социально значимыми результатами труда, отличающимися оригинальностью и новизной. Этому уровню активности студентов присущи способность осуществлять перенос знаний и способов деятельности в условия, которые студентам не были известны, стремление проявлять устойчивый интерес к теоретическому осмыслению изучаемых явлений и процессов, к самостоятельному поиску решения учебных и научных проблем.
Таким образом, включение студентов в целеполагающую деятельность по формированию познавательно-профессиональной активности способствует эффективной организации образовательного процесса в педагогическом вузе.
Ссылки на источники
1. Dolgova V. I., Krizhanovskaya N. V. Psychological and pedagogical conditions of cognitive-professional activity development of pedagogical high school students // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - № 2 (28). - С. 158-161.
2. Долгова В. И., Крыжановская Н. В. Методология модернизации процессов формирования познавательно-профессиональной активности у студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 1. - С. 71-80.
3. Долгова В. И., Крыжановская Н. В. Познавательно-профессиональная активность студентов: монография. - М.: Перо, 2014. - 205 с.
4. Там же.
5. Долгова В. И., Шаяхметова В. К. Инвариантность профессионально-важных качеств: монография. - Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. - 314 с.
6. Гершунский Б. С. Прогностические методы в педагогике. - Киев, 1974. - С. 55.
7. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. - М.: Академия. - 2005. - 400 с.
8. Кубрушко П. Ф., Мелентьева А. И., Назарова Л. И. Формирование профессионально-познавательной активности студентов. Научно-информационный материал. - М.: Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина (ФГОУ ВПО МГАУ), 2010. - 42 с.
КОНЦЕПТ
Крыжановская Н. В. Формирование познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза с применением метода построения дерева целей // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). -ART 15052. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15052.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ISSN 2304-120Х
772304
120159
научно-методический электронный журнал ART 15052 УДК 378.147
Nadezhda Kryzhanovskaya,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk [email protected]
Formation of cognitive professional activity of pedagogical university students by means of "Tree of objectives" method
Abstract. The paper justifies the role of goal-setting activities in formation of cognitive professional activity of future teachers-psychologists; reveals the essence of teaching goal setting; analyzes the stages of goal setting of future teachers-psychologists; discloses the contents of main concepts; identifies key components of goal-setting in process of formation of cognitive professional activity of future educational psychologists.
Key words: cognitive professional activity, students, goal setting, psychological and pedagogical conditions. References
1. Dolgova, V. I. & Krizhanovskaya, N. V. (2014) "Rsychological and pedagogical conditions of cognitive-professional activity development of pedagogical high school students", Vektor nauki Toljattinskogo gosudarstvennogo universiteta, № 2 (28), pp. 158-161 (in Russian).
2. Dolgova, V. I. & Kryzhanovskaja, N. V. (2010) "Metodologija modernizacii processov for-mirovanija poz-navatel'no-professional'noj aktivnosti u studentov", Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta, № 1, pp. 71-80 (in Russian).
3. Dolgova, V. I. & Kryzhanovskaja, N. V. (2014) Poznavatel'no-professional'naja aktivnost' studentov: monografija, Pero, Moscow, 205 p. (in Russian).
4. Ibid.
5. Dolgova, V. I. & Shajahmetova, V. K. (2009) Invariantnost' professional'no-vazhnyh kachestv: monografija, REKPOL, Cheljabinsk, 314 p. (in Russian).
6. Gershunskij, B. S. (1974) Prognosticheskie metody vpedagogike, Kiev, p. 55 (in Russian).
7. Smirnov, S. D. (2005) Pedagogika i psihologija vysshego obrazovanija: ot dejatel'nosti k lichnosti: ucheb. posobie dlja stud., Akademija, Moscow, 400 p. (in Russian).
8. Kubrushko, P. F., Melent'eva, A. I. & Nazarova, L. I. (2010) Formirovanie professio-nal'no-poznavatel'noj aktivnosti studentov. Nauchno-informacionnyj material, Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet imeni V. P. Gorjachkina (FGOU VPO MGAU), Moscow, 42 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
м 7 ru
977230412015902