Научная статья на тему 'Развитие познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза в процессе учебной деятельности'

Развитие познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза в процессе учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
538
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / МОДЕЛЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ЭТАП / ACTIVITY / COGNITIVE ACTIVITY / DEVELOPMENT / STAGE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Елена Сергеевна

В статье представлен анализ развития познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза в процессе учебной деятельности. Раскрыта модель развития познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза в процессе учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of educational-professional activity students of pedagogical universities in the pro-cess of educational activity

The article presents the analysis of the development of educational-professional activity of students of pedagogical universities in the educational process of de activities. Disclosed model of cognitive develop-ment-professional AK-activity of students of pedagogical universities in the process of educational activity.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза в процессе учебной деятельности»

дет 75017

научно-методический электронный журнал

УДК 159.9

Иванова Елена Сергеевна,

магистрант ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г.Челябинск helena051289@mail.ru

Развитие познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза в процессе учебной деятельности

Аннотация. В статье представлен анализ развития познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза в процессе учебной деятельности. Раскрыта модель развития познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза в процессе учебной деятельности. Ключевые слова: развитие, активность, познавательная активность, этап, модель. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

На cегoдняшний день вoпpoc пoвышения пpoфеccиoнaльнoй компетенции спе-циaлиcтoв выходит на передний план. Прогресс настолько стремителен, что академические знания не успевают охватывать темп его движения. В этой связи требования к профессионалам перестали ограничиваться вопросами общей успеваемости а склоняются к выявлению личностных характеристик. Так, сегодня в большей степени востребованы люди, обладающие природной мобильностью, склонные к саморазвитию и самообразованию (В. И. Долгова [2]). К выпускнику вуза предъявляются требования высокой культуры поведения, целеустремленности, необходимость богатого багажа знаний и умений, а также активности. Школа требует учителей с новым педагогическим мышлением, способных стать активными субъектами инновационных процессов в образовании (В. И. Долгова [3]). Учитель должен обладать высоким уровнем академических знаний по выбранной специальности, общепедагогической и методико-технологической культурой. Учитель должен уметь культурно, ненавязчиво общаться с учащимися на основе субъектно-субъектных отношений, строить отношения с коллегами на основе дружбы, сотрудничества, взаимопомощи, а также строить отношения с вышестоящими структурами.

Отсюда можно обозначить высокую актуальность вопроса целенаправленного формирования профессионально-познавательной активности студентов вузов и в частности будущих специалистов в сфере педагогики и психологии.

Большинство ученых в своих работах сходятся во мнении, что профессионально-познавательная активность имеет множественную направленность и не только способствует обеспечению постижения субъектом системы знаний и общих представлений, но и способствует реализации задач самопознания, самоусовершенствования и саморазвития. При этом познавательная активность становится своеобразным условием формирования у студента потребности в приобретении профессиональных знаний, овладении умениями интеллектуальной деятельности. Стимулирует самостоятельность, обеспечивая глубину и основательность усвоения новых знаний (В. И. Долгова, Н. В. Крыжановская [4]).

Для формирования познавательно-профессиональной активности у студентов педагогического вуза в числе других применяется и практико-ориентированный подход в образовательном процессе.

Практико-ориентированный подход при организации процесса формирования познавательно-профессиональной активности выполняет следующие функции:

пи ■Л пи

дет 75017

наут.о-методический электронный журнал

УДК 159.9

- методической цели, понимаемой преподавателем как главное направление при отборе и проектировании содержания учебного занятия

- критерия педагогической ценности при проектировании содержания учебного материала предстоящего занятия;

- мотивации учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов;

- критерия уровня профессиональной обученности студента.

Познавательно-профессиональная активность, будучи важным качеством личности обучаемого, реализуется в учебно-профессиональной деятельности, поэтому при исследовании проблемы формирования познавательно профессиональной активности в качестве методологической основы рекомендуется использовать и дея-тельностный подход.

Любая профессиональная деятельность предстает перед студентом (обучаемым, слушателем) в форме нормативно-одобренного способа деятельности, в котором обобщен опыт предшественников (К. А. Абульханова-Славская [1]).

Осваивая будущую профессиональную деятельность, обучаемый распред-мечивает нормативно-одобренный способ и превращает его в индивидуальный способ деятельности. Процесс этого превращения есть формирование психологической системы деятельности [3].

Профессионально-познавательная активность, являясь особым свойством субъекта познания, имеет базовое значение в становлении личности профессионала. Профессионально-познавательная активность выступает как качество личности будущего специалиста и является важным условием его самореализации.

Педагог или психолог обладающий сформированной профессионально-познавательной активностью сможет актуализировать собственный потенциал, совершенствоваться в профессии оттачивая собственное мастерство и креативность. Это в свою очередь позволяет строить адекватные перспективы дальнейшего карьерного роста и не утратит актуальности на протяжении всей жизни (М. Ю. Кондратьев, В. А. Ильин [5], П. Ф. Кубрушко, А. И. Мелентьева, Л. И. Назарова, [6]). Сказанное ставит перед высшей школой важную задачу -необходимость организации такого педагогического процесса, который позволит каждому студенту стать субъектом собственного развития, и даст возможность ему находиться в постоянном поиске и выборе таких видов деятельности, которые позволят ему в полной мере проявить себя, развить уникальные индивидуальные способности и задатки.

Личность должна выступать субъектом своего развития и самосовершенствования. Высокий уровень профессионально-познавательной активности студентов становится фундаментом формирования личности, профессиональной деятельности. Человек, обладающий ей сможет более грамотно строить свои взаимоотношения с миром, регулировать и активизировать собственные возможности в соответствии с объективной действительностью.

Однако, на практике зачастую можно наблюдать ситуацию весьма низкого уровня познавательной активности студентов. При этом присутствует тенденция недостаточного внимания к данной проблеме со стороны преподавателей. В свете такой ситуации становится очевидной необходимость внедрения эффективной методики для развития познавательно-профессиональной активности студентов вуза в процессе учебной деятельности.

пи г\/

дет 75017

научно-методический электронный журнал

УДК 159.9

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель развития познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза в процессе учебной деятельности.

Методы исследования:

1. Теоретические - анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, моделирование.

2. Эмпирические - констатирующий, формирующий эксперимент, тестирование по методикам: «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (С. А. Пакулина, М. В. Овчинников).

3. Статистические - метод критерий Пирсона.

Этапы, методы, методики.

1) Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик. На этом этапе выполнено изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза в процессе учебной деятельности. Была подобрана методика с учетом возрастных характеристик и темы исследования.

2) Опытно-экспериментальный этап: тестирование и обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по методике. Затем полученные результаты были обработаны.

3) Контрольно-обобщающий этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы. Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 40 человек, из них 30 девушек и 10 юношей. Возраст участников 18-19 лет.

Охарактеризация использованных методов и методик исследования:

Анализ литературы - это метод научного исследования, предполагающий операцию мысленного расчленения целого на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности .

Обобщение- это форма приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира.

Тестирование - это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи- тесты, имеющие определенную шкалу значе-ний.Основные достоинства данного метода: стандартизация условий и результатов, оперативность и экономичность, количественный понятийный характер оценки, оптимальная трудность заданий и надежность результатов.

Для подтверждения полученных результатов и получения информации по реально действующим мотивам учебной деятельности и профессиональным мотивам была использована тестовая методику «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (С. А. Пакулина, М. В. Овчинников). Анализируя полученные данные особое внимание уделялось определению внутренней и внешней мотивации учения. Внутренняя мотивация учения включает в себя следующие внутренние мотивы поступления в вуз: широкие учебно-познавательные мотивы и мотивы самообразования, релевантные профессиональные мотивы (т. е. соответсвующие запросу на образование). Внешняя мотивация учения включает в себя: узкие познавательные мотивы, иррелевантные профессиональные мотивы

По нашим данным, внутренние мотивы, которые напрямую связаны с профессионально-познавательной активностью, выявлены только у 16 студентов, что составляет 40%.

«VI О /V»

КОНЦЕПТ

Иванова Е. С. Развитие познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза в процессе учебной деятельности // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 01. - ART 75017. - 0,3 п. л. - URL:

научно-лдетодический электронный журнал htcP7//e9k9O6n5Cei>t;rsUr/23O4/7755017.htm. - Гос рег Эл № ART 75017 УДК 159.9 - . - .

Так как познавательный мотив взаимосвязан c проявлением активности студентов на занятиях, мы попросили преподавателей, работающим со студентами, отметить их активность на семинарских и практических занятиях по трем показателям: всегда активен; работает время от времени; не работает. Полученные результаты представлены на рисунке 1.

- Всегда активны 3 студента 7,5%.

- Работают, время от времени 27 студентов 67,5%.

- Не работают 10 студента 25%.

Pиc. 1. Уpoвень cфopмиpoвaннocти пpoфеccиoнaльнo-пoзнaвaтельнoй aктивнocти cтудентoв

По итогам проведенной программы была осуществлена повторная диагностика показателей интенсивности ППА среди испытуемых. Диагностика проводилась абсолютно идентично, в сравнении с первоначальной. Отдельное внимание уделялось обработке результатов тестов тех студентов, которые при первоначальной диагностике показали низкие результаты. Были обработаны результаты тестов, проанализированы анкетные данные. Результаты повторной диагностики приведены ниже.

Прежде всего были проанализированы данные, позволяющие выявить внутреннюю мотивацию испытуемых.

Результаты мотивации учения отражены в таблице.

Pезультaты изучения мoтивaции учения cтудентoв

Мoтивы

Внутренние Внешние

25 15

Как видно из данных представленных в таблице, внутренние мотивы, которые напрямую связаны с профессионально-познавательной активностью, были выявлены у 25 человек, что в сравнении с первоначальным результатом показало рост внутренней мотивации на 22,5% (62,5% против 4% первоначальных. Что касается студентов, показавших низкий показатель в первоначальной диагностике, то 9 студентов не показавших внутренней заинтересованности в приобретении знаний изменили свое мнение относительно данного вопроса. Новые методы преподавания смогли увлечь их и пробудили внутренний интерес в получении новых знаний.

ГУ r\J

КОНЦЕПТ

Иванова Е. С. Развитие познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза в процессе учебной деятельности // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 01. - ART 75017. - 0,3 п. л. - URL:

научно-методический электронный журнал htcP7//e9k9O6n5Cei>t;rsUr/23O4/7755017.htm. - Гос рег Эл № ART 75017 УДК 159.9 - . - .

При повторном исследовании уже 7 учащихся проявили тенденцию к продолжению учебной деятельности против 4 учащихся выявленных первоначально.

Таким образом, мы видим, что после проведения экспериментальной работы профессионально-познавательный мотив выявлен у большинства студентов.

C целью выявления активности студентов преподаватели повторно заполнили анкеты. Вот какие результаты дала их обработка (рис. 2).

- Всегда активны - 8 студента 20%.

- Работают, время от времени - 29 студентов 72,5%.

- Не работают - 3 студента 7,5%.

Рис. 2. Уровень сформированности профессионально-познавательной активности студентов

Проведенное исследование наглядно доказало эффективность методики, предложенной в ходе проведения экспериментальной работы.

Для определения эффективности реализации программы развития познавательно-профессиональной активности студентов использовался метод математической обработки данных - Критерий х2 Пирсона.

Гипотезы:

Н0: применение программы не влияет на ППА.

Н1: применение программы положительно влияет на ППА.

Х2 кр 0,05 = 7,815

Х2 кр 0,01 = 11,345

Х2 эмп = 7,93

Результаты, которые получены в результате применения метода математической статистики критерия х2 Пирсона свидетельствуют о том, что на после применения программы мероприятий, направленных на развитие познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза имеет место тенденция развития, но находится в области достоверно незначимых различий. Это доказано тем, что применение критерия х2 Пирсона свидетельствует о достоверных различиях, которые попадают в область значимых незначимых различий, т. е. в зону неопределенности. Для нашего исследования достаточно уровня 5% точности, а значит уровень развития познавательно-профессиональной активности студентов находится в области достоверно значимых отличий. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что системная работа по развитию познавательно-

PU г М

КОНЦЕПТ

Иванова Е. С. Развитие познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза в процессе учебной деятельности // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 01. - ART 75017. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75017.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75017 УДК 159.9

профессиональной активности студентов, находится в области достоверно значимым различий.

Таким образом, математическая обработка результатов показала достоверное преобладание интенсивности сдвигов в сторону увеличения показателей уровня развития познавательно-профессиональной деятельности над интенсивностью сдвигов в сторону их уменьшения, т. е. показатели познавательно-профессиональной деятельности увеличились; достоверное преобладание интенсивности сдвигов в сторону увеличения. Программа развития познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза была реализована успешно.

Ссылки на источники

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 953 с.

Долгова В.И. Исследование готовности выпускников вуза к внедрению инновационных технологий // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. -Март 2014, ART 2176. - СПб., 2014 г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2176.htm Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12. С. 17-24. В. И. Долгова Крыжановская Н.В. Методология модернизации процессов формирования познавательно-профессиональной активности у студентов // Вестник Челябинский государственный педагогический университет. 2010. № 1. С. 77-84.

Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с. Кубрушко П.Ф., Мелентьева А.И., Назарова Л.И. Формирование профессионально-познавательной активности студентов. - М.: Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина (ФГОУ ВПО МГАУ), 2010. - 42 с.

2.

3.

4.

772304"1 20159

1 3

Elena Ivanova, issn 2304-120Х

graduate student, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk helena051289@mail.ru

The development of educational-professional activity students of pedagogical universities in the process of educational activity Abstract. The article presents the analysis of the development of educational-professional activity of students of pedagogical universities in the educational process of de activities. Disclosed model of cognitive development-professional AK-activity of students of pedagogical universities in the process of educational activity. Key words: development, activity, cognitive activity, the stage model.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

9772304120159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.