ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.99
Т.А. Никитина
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье рассматриваются основные определения понятий «психологическая готовность», «цель», «целеполагание»; описываются возможности использования коучинга как технологии целеполагания в формировании готовности студентов и выпускников вузов к профессиональной деятельности; приводятся результаты исследований особенностей целеполагания у руководителей и формирующего эксперимента, направленного на развитие адаптивности выпускников вузов.
Профессиональная деятельность, управленческая деятельность, психологическая готовность, цель, целеполагание, уровни целеполагания, коучинг, компетенция.
The article views the main definitions of such notions as "psychological readiness", "target", "targeting"; it describes the possibilities of using coaching as a technology of targeting in forming the students' and graduates' readiness to professional activity. The research results of studying targeting among the leading managers and the forming experiment aimed at developing the graduates' adaptability are given.
Professional activity, managerial activity, psychological readiness, target, targeting, targeting levels, coaching, competence.
Необходимым условием успешного начала, выполнения и завершения любой деятельности является психологическая готовность к ее осуществлению. Проблема готовности актуальна в любой профессиональной деятельности и связана с психологическим обеспечением профессионального отбора, подготовки и переподготовки кадров, что предполагает исследование и развитие соответствующих установок и способностей.
На сегодняшний день в научной литературе достаточно широко раскрыт теоретический анализ проблемы готовности к деятельности (Л.А. Надирашви-ли [12], А.Г. Асмолов [3]). В отечественных и зарубежных исследованиях данной проблеме также уделяют большое внимание Г.М. Андреева [2], П.Н. Шихирев [19], Д. Майерс [11] и мн. др.
В психологической литературе широко распространено понимание готовности как залога успешности и эффективности деятельности, такую мысль высказывают М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [8]. Именно наличие психологической готовности обеспечивает быстрое освоение деятельности. Б.Д. Парыгин [18] показывает роль готовности для оптимального осуществления деятельности в сложных, динамично меняющихся ситуациях с наименьшими психологическими и социальными потерями. А.А. Деркач [7] рассматривает готовность в качестве основы не только осуществления деятельности, но и ее совершенствования.
Психологическая готовность к профессиональной деятельности является системным образованием, которое формируется под влиянием множества факторов и может рассматриваться, по крайней мере, на трех уровнях: как процесс, как состояние и как результат. Можно сказать, что психологическая готовность к профессиональной деятельности является целью длительного процесса формирования специалиста.
Согласно определению «деятельности» как целенаправленной активности, важным элементом подготовки к профессиональной деятельности считают установку личности на овладение этой деятельностью, направленную на осуществление значимых целей. Таким образом, говоря о том, что, с одной стороны, любая деятельность начинается с готовности приступить к ней, а, с другой стороны, необходимым условием начала деятельности является наличие цели, можно предположить, что первым этапом формирования готовности к деятельности является определение цели.
По мнению А. С. Огнева, цель - феномен психологический [15], это образ желаемого результата, который осознается и используется членами организации как основной ориентир для управления своим поведением. Цель - это то, к чему мы стремимся, это образ прогнозируемого результата деятельности, достижение которого входит в зону контроля субъекта цели (это принципиальное отличие цели от результата). Поэтому грамотная постановка цели - первый и важнейший этап, предвосхищающий любую разумную деятельность.
Максимальное сосредоточение на цели есть важнейшее качество людей, добивающихся выдающихся результатов в любом деле, в любой области. Среди семи основных навыков эффективных людей С. Кови выделяет навык представления конечной цели при начинании любого дела, что позволяет понимать то, к чему стремишься, понимать себя и делать каждый шаг в нужном направлении [10].
Особое значение имеют постановка цели и процесс ее достижения в управленческой деятельности, основной задачей которой является обеспечение достижения сотрудниками организации целей ее деятельности. Процесс и результат обретения цели называют целеполаганием, которое называют одним из
важнейших компонентов управленческой деятельности, основной функцией руководителя и этапом управленческой деятельности. Несмотря на то, что трактовка этой функции в теории управления неоднозначна, признается ее определяющая роль как в управленческой деятельности, так и в общем функционировании организации. Постоянно подчеркивается, что наличие обоснованных, перспективных целей организации - главное условие ее функционирования, тогда умение руководителя грамотно формулировать цели относится к одной из важнейших управленческих компетенций. Рассматривая целепо-лагание как важный системообразующий навык руководителя, целесообразно именно с этого навыка формировать его готовность к профессиональной деятельности.
Почему же вопросы целеполагания ранее практически не рассматривались в отечественной психологии? Как отмечает в своей работе Г.В. Акопов, в период существования СССР технократический подход к целям был сложившейся ситуацией в стране, системой государственного устройства, общественными установками и т. д. В тот период, прежде всего, ценились алгоритмичность, соподчиненность, исполнительность, «внешняя» надежность и другие свойства систем и людей [1]. Автор пишет, что теоретическая мысль психологов также отчасти способствовала (или отвечала) социальному заказу формирования исключительно репродуктивных способностей. В течение многих лет цель школы определялась как формирование личности (например, адаптивной, всесторонне развитой, гармоничной и т. д.), при этом сами педагоги не имели ясного понимания и преставления о том, что же они формируют. Г.В. Акопов определил формирование как тупиковую ветвь развития [1]. Таким образом, долгие годы система управления навязывала цели личности извне. Это объяснялось тем, что именно такие цели способствуют лучшей социализации личности, тогда как внутреннее целеполагание делает личность независимой от общества.
Сегодня в условиях превращения общества труда в научное общество, когда системе управления на всех уровнях административно-хозяйственной деятельности предъявляют качественно новые требования, люди становятся сотрудниками-партнерами в организациях и предоставляют в распоряжение последних свои знания, опыт и услуги, целеполагание как навык порождения заранее не определенной для субъекта цели и как принятие или выбор из множества известных целей (целеопределение). По сути своей целеполагание есть процесс формирования цели, осуществляемый на основе анализа обстановки. Це-леполагание - процесс формирования целей индивидуальным или совокупным субъектом, начинается на уровне потребностей, переходит уровень мотивов и определяется в цели.
Почему же люди не достигают поставленных целей? Опыт работы как со специалистами различных сфер деятельности, так и с руководителями разного уровня показывает, что при постановке целей, определении задач, прогнозировании желаемой обратной
связи не различаются особенности и специфика их формулировок.
Еще Аристотель писал, что «в целях обнаруживается некоторое различие, потому что одни цели - это деятельности, другие - определенные отдельные от них результаты... результатам естественно быть лучше (соответствующих) деятельностей» [4]. Цель, сформулированная как задача (часто в виде приказа), вызывает сопротивление, это соответствует административно-командному подходу в управлении.
Изучив особенности целеполагания руководителей образовательных учреждений, автор выделил три уровня целеполагания [13]:
- «высокий» - если цели представляют собой прогнозируемые результаты деятельности, удовлетворяющие по своей формулировке требованиям конкретности, реальности, контролируемости, и в то же время не сводятся к примитивным требованиям «повышения продуктивности на такое-то количество процентов» (никаких содержательных критериев по-прежнему не задавалось);
- «средний» - если цели представляют собой прогнозируемые результаты деятельности, которые в той или иной степени обладают свойством реальности (при этом, как и в первом случае, анализировалась не только исходная формулировка; выводы делались на основе анализа всего плана работы и последующей деятельности руководителя);
- «низкий» - если представленные цели не являются прогнозируемыми результатами деятельности, хотя бы в минимальной степени обладающими свойством конкретности (чаще всего к этой группе относились учреждения, цели деятельности которых представляли собой требования к тем или иным формам, методам и т.д.).
Результаты данного исследования показали, что полностью согласны с установкой на подчинение всей деятельности обеспечению достижения результатов только 12 % опрошенных руководителей.
«Святая обязанность» руководителя - определять цели и побуждать сотрудников организации к их достижению. Если руководитель не ставит цели, то это говорит о том, что он либо не умеет этого делать, либо не хочет. В первом случае это проявление некомпетентности, во втором - безответственности [15].
В рамках компетентностного подхода основной компетенцией руководителя следует считать его умение грамотно формулировать цели.
Как уже отмечалось нами ранее, любая деятельность человека является целенаправленной. Успешность человека и результаты его деятельности напрямую зависят от того, насколько он грамотно и осознанно определяет для себя цели. Помочь специалисту, руководителю научиться ставить «правильные» цели, развить в нем чувство ответственности и осознанности, стимулировать мощные процессы самоорганизации, мобилизующие, в свою очередь, явные и скрытые ресурсы и умения справляться с трудностями и преградами на пути достижения цели - ключевые задачи психологической подготовки к профессиональной деятельности. Для решения данных задач нужны соответствующие технологии, к числу которых можно
отнести коучинг, который сегодня является одной из ведущих технологий по целеполаганию.
Коучинг (от англ. coach - карета, повозка) - это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни. Это система, которая перемещает субъекта деятельности из зоны проблемы в зону эффективного решения и позволяет увидеть, почувствовать новые подходы и возможности, раскрыть потенциал личности [17].
Коучинг - это и взаимодействие партнеров на смысловом уровне, коуч в этом взаимодействии выступает в роли фасилитатора, но не консультанта, дающего советы и рекомендации. Это противоречило бы одной из основных задач коучинга - раскрытию потенциала человека. Таким образом, коучинг как новая стратегия поведения и мышления, как интегра-тивная технология успеха побуждает человека к творческому поиску решений и поддерживает его решимость достигать цели и осуществлять планируемые изменения в жизни.
Коучинг сегодня нашел широкое применение как экологичный подход в системе управления персоналом и бизнес-консультирования. Возможности данного подхода позволяют организовывать развивающую среду на рабочем месте. Таким образом, технологии коучинга целесообразно применять в системе подготовки управленческих кадров как набор эффективных техник и технологий достижения целей, средство содействия, помощи будущему или настоящему руководителю в поиске собственных решений и развитии его в профессиональной и личностной сферах.
Именно коучинг позволяет формулировать мотивирующие цели, побуждающие к действию, к самостоятельному поиску путей и способов ее достижения. Отсюда руководителям целесообразно осваивать и применять данный подход в своей профессиональной деятельности, так как именно он побуждает сотрудников добровольно брать на себя ответственность и содействует профессиональному и личностному росту.
Кроме того, коучинг целесообразно использовать и в формировании готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности, содействуя развитию навыка целеполагания у будущих специалистов и руководителей.
Так, в начале освоения учебного курса студентам целесообразно предлагать самостоятельно формулировать цели освоения дисциплины, осуществлять мониторинг получаемых результатов учебной деятельности, т. е. отслеживать формирование знаний, умений и навыков или, как сейчас принято говорить, компетенций по основным разделам изучаемой дисциплины. Это способствует выстраиванию системы самоконтроля и развивает способность будущих специалистов к принятию ответственности за конечный результат своей деятельности. Данный подход в 20072009 гг. использовался в Поволжской социальной гуманитарной академии на факультете управления. Студенты самостоятельно формулировали цели своей учебной деятельности на семестр, вели мониторинг достижения целей, анализируя промежуточные результаты и используя их в качестве обратной связи.
О необходимости создавать условия для формирования навыков целеполагания говорят педагоги среднеобразовательной школы. О.И. Озеркова пишет, что формирование компетенции целеполагания вполне возможно поэтапно и начинать работу в этом направлении целесообразно «до начала подросткового периода - периода повышенного внимания учащегося к социализации. Если начинать поздно, в старших классах, то сделать удается уже немногое, так как у учащихся уже сформировывается ориентация на внешнее окружение» [16]. У автора также имеется опыт работы по целеполаганию с учащимися второго класса одной из гимназий города Самары. Может быть, отсюда следует начинать подготавливать субъектов деятельности, создавая благоприятную среду для развития способностей к целеполаганию?
В Самарском муниципальном институте управления на кафедре общей и прикладной психологии разработана программа интерактивных семинаров, основанная на технологиях коучинга [14] и направленная на развитие навыков целеполагания. Для определения эффективности программы использовались: опросник по целеполаганию (разработанный сотрудниками кафедры на основе работ П. Безручко [5], М. Дауни [9], Э. Гранта [6] и др.), позволяющий определять уровень развития мотивов, целей и жизненной позиции, стратегии ориентации и многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО), адаптированный А.Г. Маклаковым. Было сформировано две группы (экспериментальная и контрольная) из выпускников вузов, не трудоустроенных после получения диплома. В результате апробации данной программы зафиксировано повышение уровня развития навыка целеполага-ния, а также повышение адаптивных способностей испытуемых, их самооценка стала более устойчивой, эмоциональный фон пришёл в равновесие, мотивы и потребности стали более осознаваемыми.
Позитивные изменения, зафиксированные у респондентов, подтверждены следующими результатами: 80 % выпускников экспериментальной группы трудоустроены, 15 % молодых людей из контрольной группы нашли себе работу.
Эти данные дают основание полагать, что для эффективной подготовки студентов высших учебных заведений к профессиональной деятельности необходимо включение в учебный план дополнительных семинаров, тренингов с использованием технологий коучинга, цель которых - развитие навыка целепола-гания. Появление подобных курсов в системе подготовки молодых людей будет способствовать их успешной адаптации на рынке труда и дальнейшему трудоустройству.
Итак, любую деятельность начинают с готовности приступить к ней, обеспечивая эффективность завершения, при условии наличия мотивирующей цели. Именно цель, сформулированная как образ желаемого результата, побуждающего к действию, выступает в данном случае как средство нематериального стимулирования, обеспечивая эффективное включение в деятельность, совершенствование деятельности и достижение наилучших результатов. Можно сделать сле-
дующий вывод: целеполагание является метанавыком профессиональной деятельности.
Литература
1. Акопов, Г.В. Социальная психология образования / Г.В. Акопов. - М., 2000.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 1996.
3. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Ас-молов. - М., 1979.
4. Аристотель. Никомахова этика. - URL: www.gumer. info/bogoclov_Buks/Philos/arist/nik_et.php
5. Безручко, П. Коучинг в арсенале менеджера / П. Безручко. - URL: http://www.trainings.ru
6. Грант, Э. Коучинг принятия решения / Э. Грант, Дж. Грин. - СПб., 2005.
7. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. - М.; Воронеж, 2004.
8. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. -Минск, 1976.
9. Дауни, М. Эффективный коучинг / М. Дауни. - М., 2005.
10. Кови, Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности / Стивен Р. Кови. - М., 2006.
11. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. -СПб., 2005.
12. Надирашвили, Л.А. Понятие установки в общей и социальной психологии / Л.А. Надирашвили. - Тбилиси, 1974.
13. Никитина, Т.А. Взаимосвязь управленческой установки и некоторых психологических характеристик руководителя образовательного учреждения: дис. ... канд. психол. наук / Т.А. Никитина. - Самара, 2004.
14. Никитина, Т. А. Технология успешной управленческой деятельности: коучинг: монография / Т.А. Никитина, М.А. Шаталина. - Самара, 2010.
15. Огнев, А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг / А. С. Огнев. - СПб., 2003.
16. Озеркова, И.А. Целеполагание как ключевая компетенция образовательного процесса / И.А. Озеркова // Эй-дос. - 2007. - URL: http://www.eidos. ru/journal/2007/ 0222-10.htm
17. Парслоу, Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники / Э. Парслоу, М. Рэй. - СПб., 2003.
18. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. - СПб., 1999.
19. Шихирев, П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования / П.Н. Шихи-рев // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976.
УДК 159.9
Е.И. Сатаева
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Н.С. Татарникова
ПРИЗНАКИ МИНИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В статье раскрывается сущность понятия «минимизация познавательной активности». Сделана попытка обосновать взаимосвязь мотивации достижения и минимизации познавательной активности в процессе учебной деятельности студентов. Описывается влияние минимизации познавательной активности студентов на процесс обучения в вузе.
Минимизация познавательной активности, познавательная активность студентов, учебная деятельность, мотивация достижения.
The article deals with the essence of concept «minimization of informative activity». An attempt to prove interrelation of motivation of achievement and minimization of informative activity in the course of educational activity of students is made. The influence of minimization of informative activity of students on training process in high school is described.
Minimization of informative activity, informative activity of students, educational activity, motivation of achievement.
Современные социально-экономические условия предъявляют повышенные требования к профессиональной подготовке специалистов с высшим образованием. Актуальной проблемой является формирование у студентов таких качеств, как: желание и умение достигать успеха; стремление к продвижению в будущей профессиональной деятельности, к постоянному личностному росту и максимальной активности во всех сферах жизни (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков, И.А. Зимняя, Ю.П. Платонов, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов).
На основе теоретического анализа литературы, посвященной исследованию познавательной актив-
ности и мотивации достижения (Г.С. Абрамова, Ф.Е. Василюк, И.В. Дубровина, Е.А. Климов, Р.В. Овча-рова, А.В. Петровский, Т.И. Чиркова и др.), можно выделить ряд противоречий, указывающих на проявление минимизации познавательной активности в процессе обучения студентов-психологов в вузе:
- преобладание в подготовке студентов-психологов теоретического обучения над практическим тормозит формирование необходимых профессиональных компетенций для решения практических задач в ходе профессиональной деятельности психолога;