Научная статья на тему 'Метакомпетентность целеполагания студента вуза как субъекта деятельности в системе «Личность-социум»: суть, структура, содержание'

Метакомпетентность целеполагания студента вуза как субъекта деятельности в системе «Личность-социум»: суть, структура, содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ ВУЗА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА «ЛИЧНОСТЬ-СОЦИУМ» / ВНЕШНЕЕ-ВНУТРЕННЕЕ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТЬ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧЕБНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИОКОММУНИКАТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ САМОСОЗИДАТЕЛЬНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ / STUDENT OF HIGH SCHOOL / ACTIVITIES / PERSONALITY-SOCIETY SYSTEM / EXTERNAL-INTERNAL / GOAL-SETTING / GOAL-SETTING METACOMPETENCE / INSTRUCTIONAL GOAL-SETTING COMPETENCE / PERSONAL GOAL-SETTING COMPETENCE / SOCIOCOMMUNICATIVE GOALSETTING COMPETENCE / PROFESSIONAL GOAL-SETTING COMPETENCE / SELF-CREATION GOAL-SETTING COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Ю. А.

В статье осуществлен анализ сути, структуры и содержания метакомпетентности целеполагания студента вуза как субъекта деятельности в системе «личность-социум». Метакомпетентность целеполагания это способность и готовность студента вуза к целеполаганию в сферах внешней (межличностной) и внутренней (внутриличностной) деятельности. Она представлена единством компетентностей учебного, личностного, социокоммуникативного, профессионального и самосозидательного целеполагания. Каждая компетентность целеполагания включает в свой состав компетенции, состоящие из когнитивного, личностного и деятельностного компонентов. «Усилителями» метакомпетентности целеполагания являются позитивная целеустремленность, культура, опыт целеполагания, способность к согласованию собственных целей и задач с целями и задачами других людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METACOMPETENCE GOAL-SETTING THE STUDENT OF HIGH SCHOOL AS THE SUBJECT OF ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF “PERSONALITY-SOCIETY”: BASICS, STRUCTURE, CONTENTS

The article presents the analysis of the basics, structure and contents of the student’s high school metacompetence goal-setting as a subject of activity in the system “personality-society”. Metacompetence goal-setting is understood as an ability and willingness of university students to goal-setting in the spheres of external (interpersonal) and internal (intrapersonal) activity. It is represented in the unity of instructional, personal, sociocommunicative, professional and self-creation goal-setting competencies. Each competency of goal-setting includes in its composition the competence consisting of cognitive, personality and activity components. “Amplifiers” of metacompetence in goal-setting is a positive sense of purpose, culture, experience of goal-setting, the ability to harmonize their goals and objectives with the goals and objectives of others.

Текст научной работы на тему «Метакомпетентность целеполагания студента вуза как субъекта деятельности в системе «Личность-социум»: суть, структура, содержание»

были предприняты попытки анализа языка танца, его смысловой наполненности. Здесь же заметим, что в 1988 г впервые было выполнено диссертационное исследование А.П. Кирилловым, посвященное идеям о содержательности танцевальных движений. А позже в 2004 г. этим же автором была издана монография «Язык танца», которая посвящена разработке основ теоретического учения о языковой природе танцевального творчества [9].

Таким образом, все сказанное здесь нами в кратком обзоре существующей научно-методической литературы, позволяет сделать вывод об актуальности сформулированной нами проблемы. Кроме этого, перечень и содержание некоторых указанных выше работ, на наш взгляд, целесообразно использовать в качестве методологической базы для исследования проблемы использования классического балетного искусства и его насле-

Библиографический список

дия как актуальной основы для развития современного детского хореографического творчества в России в условиях глобализации. При этом важно уделять внимание и изучению традиций и художественных ценностей хореографического наследия, и рассматривать их воздействие на развитие духовно-нравственной и эстетической составляющих культуры личности подрастающего поколения.

В заключение отметим, что основные идеи данной статьи сформулированы и используются в рамках проводимого Е.Ю. Диденко диссертационного исследования на кафедре хореографического искусства в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов. Кроме того апробируются автором на уровне образовательной и воспитательной практики Центра эстетического воспитания в рамках деятельности театра танца «Жемчужины Петербурга».

1. Баева Л.В. Ценности молодежи в глобализирующем обществе. Философия образования. 2005; 1: 55 - 59.

2. Рыжова Н.И., Ставцева О.И. Ценности и смыслы в эпоху глобализации. Вопросы культурологии. 2013; 12: 6 - 12.

3. Рыжова Н.И., Ефимова Е.П., Зинкевич Н.А. Творческое наследие академика Д.С. Лихачева как основа духовно-нравственного развития современных школьников. Современные проблемы науки и образования. 2013; 5; Available at: http://www.science-education. ru/111-10379.

4. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. Москва: ВНМЦ НТ и КПР, 1986.

5. Богомолова Л.В. Основы танцевальной культуры. Москва, 1993.

6. Конорова Е.В. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. Москва: АПН РСФСР, 1953.

7. Окунева В.В. Русские народные хороводы и танцы. Москва: АПН РСФСР, 1948.

8. Громов Ю.И. Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУП, 2006.

9. Кириллов А.П. Язык танца: монография. Москва: Изд-во МГУКИ, 2004.

References

1. Baeva L.V. Cennosti molodezhi v globaliziruyuschem obschestve. Filosofiya obrazovaniya. 2005; 1: 55 - 59.

2. Ryzhova N.I., Stavceva O.I. Cennosti i smysly v 'epohu globalizacii. Voprosy kulturologii. 2013; 12: 6 - 12.

3. Ryzhova N.I., Efimova E.P., Zinkevich N.A. Tvorcheskoe nasledie akademika D.S. Lihacheva kak osnova duhovno-nravstvennogo razvitiya sovremennyh shkol'nikov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013; 5; Available at: http://www.science-education.ru/111-10379.

4. Bogolyubskaya M.S. Muzykal'no-horeograficheskoe iskusstvo v sisteme 'esteticheskogo i nravstvennogo vospitaniya. Moskva: VNMC NT i KPR, 1986.

5. Bogomolova L.B. Osnovy tanceval'noj kul'tury. Moskva, 1993.

6. Konorova E.V. 'Esteticheskoe vospitanie sredstvami horeograficheskogo iskusstva. Moskva: APN RSFSR, 1953.

7. Okuneva V.V. Russkie narodnye horovody i tancy. Moskva: APN RSFSR, 1948.

8. Gromov Yu.I. Rabota pedagoga-baletmejstera v detskom horeograficheskom kollektive. Osnovy podgotovki specialistov-horeografov. Horeograficheskaya pedagogika. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbGUP, 2006.

9. Kirillov A.P. Yazyk tanca: monografiya. Moskva: Izd-vo MGUKI, 2004.

Статья поступила в редакцию 31.03.15

УДК 37.01

Egorova Yu.A, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Branch of Kazan (Volga Region) Federal University (Chistopol, Russia), E-mail: yulija_egorova@mail.ru

METACOMPETENCE GOAL-SETTING THE STUDENT OF HIGH SCHOOL AS THE SUBJECT OF ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF "PERSONALITY-SOCIETY": BASICS, STRUCTURE, CONTENTS. The article presents the analysis of the basics, structure and contents of the student's high school metacompetence goal-setting as a subject of activity in the system "personality-society". Metacompetence goal-setting is understood as an ability and willingness of university students to goal-setting in the spheres of external (interpersonal) and internal (intrapersonal) activity. It is represented in the unity of instructional, personal, sociocommu-nicative, professional and self-creation goal-setting competencies. Each competency of goal-setting includes in its composition the competence consisting of cognitive, personality and activity components. "Amplifiers" of metacompetence in goal-setting is a positive sense of purpose, culture, experience of goal-setting, the ability to harmonize their goals and objectives with the goals and objectives of others.

Key words: student of high school, activities, personality-society system, external-internal, goal-setting, goal-setting metacompetence, instructional goal-setting competence, personal goal-setting competence, sociocommunicative goalsetting competence, professional goal-setting competence, self-creation goal-setting competence.

Ю.А. Егорова, канд. пед. наук, доц. филиала Казанского (Приволжского) федерального университета, г Чистополь, E-mail: yulija_egorova@mail.ru

МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТЬ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СТУДЕНТА ВУЗА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ «ЛИЧНОСТЬ-СОЦИУМ»: СУТЬ, СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ

В статье осуществлен анализ сути, структуры и содержания метакомпетентности целеполагания студента вуза как субъекта деятельности в системе «личность-социум». Метакомпетентность целеполагания - это способность и готовность студента вуза к целеполаганию в сферах внешней (межличностной) и внутренней (внутриличностной) деятельности. Она

представлена единством компетентностей учебного, личностного, социокоммуникативного, профессионального и самосозидательного целеполагания. Каждая компетентность целеполагания включает в свой состав компетенции, состоящие из когнитивного, личностного и деятельностного компонентов. «Усилителями» метакомпетентности целеполагания являются позитивная целеустремленность, культура, опыт целеполагания, способность к согласованию собственных целей и задач с целями и задачами других людей.

Ключевые слова: студент вуза, деятельность, система «личность-социум», внешнее-внутреннее, целеполагание, метакомпетентность целеполагания, компетентность учебного целеполагания, компетентность личностного целеполагания, компетентность социокоммуникативного целеполагания, компетентность профессионального целеполагания, компетентность самосозидательного целеполагания.

Студент вуза - единство индивидуального и социального; интеллектуальное, социокультурное и профессиональное будущее страны; интеллектуальный, духовный и трудовой капитал России; стратегический ресурс развития современного общества.

В силу своего возраста, студент вуза устремлен в будущее, находится в стадии самоопределения, интеллектуального, личностного, социокоммуникативного и профессионального становления и развития.

Студент вуза является субъектом деятельности: учебной, индивидуально-личностной, социокоммуникативной, профессиональной, самосозидательной (таблица 1).

Выделенные виды деятельности студента вуза в системе «личность-социум» можно отнести к двум сферам: внешней и внутренней.

Внешняя (межличностная) деятельность студента вуза ориентирована на взаимодействие с другими людьми и включает учебную, индивидуально-личностную, социокоммуникативную и профессионально-ориентированную (трудовую).

Внутренняя (внутриличностная) деятельность студента вуза ориентирована на самосозидание и самосовершенствование и включает интеллектуальное, личностное, социокоммуникатив-ное и профессиональное саморазвитие.

Таким образом, студент является субъектом внешней и внутренней деятельности.

На основе учета их взаимосвязи и взаимообусловленности и в результате синтеза их направлений, выделены четыре (двусоставные) сферы деятельности студента вуза:

1) учебная: деятельность в учебно-познавательной (исследовательской) сфере и в сфере интеллектуального саморазвития;

2) личностная: деятельность в индивидуально-личностной сфере и в сфере личностного саморазвития;

3) социокоммуникативная: деятельность в социокоммуни-кативной сфере и в сфере социокоммуникативного саморазвития;

4) профессиональная: деятельность в профессиональной сфере и в сфере профессионального саморазвития.

Представим модель студента вуза как субъекта деятельности в системе «личность-социум» (таблица 2).

Субъектно-акмеологическим фактором успешности деятельности студента вуза в системе «личность-социум» является целеполагание, суть которого заключается в определении ее целей и задач.

Г.С. Абрамова отмечает, что в умении ставить цель проявляется способность человека к организации, структурированию как внешнего, так и внутреннего пространства, это способность делать их своими, управлять ими. Это не только искусство владения вещами, это еще и навык организации пространства своей жизни [1, с. 590].

Представим направления целеполагания студента вуза и их содержание (таблица 3).

Четыре вида целеполагания (учебное, личностное, соци-окоммуникативное, профессиональное) относятся к внешней деятельности студента вуза, один - (самосозидательное) - к внутренней. Самосозидательное целеполагание является «сквозным» для других видов целеполагания. С учетом их взаимосвязи и в результате их синтеза выделены четыре (двусоставные) сферы целеполагания студента вуза:

1) учебное: целеполагание в учебно-познавательной и учебно-исследовательской сфере и в сфере интеллектуального саморазвития;

Таблица 1

Многомерная модель студента вуза как субъекта деятельности

Виды деятельности Содержание деятельности

Учебная деятельность Учебно-познавательная (исследовательская)

Индивидуально-личностная деятельность Семья, дружба, любовь, досуг

Социокоммуникативная деятельность Совместная деятельность, общение

Профессиональная деятельность Трудовая деятельность, временная занятость

Самосозидательная деятельность Самосовершенствование, саморазвитие

Вид деятельности Подвиды деятельности студента вуза

Во внутреннем плане Во внешнем плане

1 Учебная деятельность Интеллектуальное саморазвитие Учебно-познавательная (исследовательская) деятельность

2 Личностная деятельность Личностное саморазвитие Индивидуально-личностная деятельность

3 Социокоммуникативная деятельность Социокоммуникативное саморазвитие Социокоммуникативная деятельность

4 Профессиональная деятельность Профессиональное саморазвитие Профессиональная деятельность

Таблица 2

Бинарно-тетрадная модель студента вуза как субъекта деятельности в системе «личность-социум»

Таблица 3

Многомерная модель целеполагания студента вуза

Виды целеполагания Содержание целеполагания

Учебное целеполагание Определение целей и задач учебной деятельности

Личностное целеполагание Определение целей и задач индивидуально-личностной деятельности

Социокоммуникативное целеполагание Определение целей и задач социокоммуникативной деятельности

Профессиональное целеполагание Определение целей и задач профессиональной деятельности

Самосозидательное целеполагание Определение целей и задач саморазвития

2) личностное: целеполагание в индивидуально-личностной сфере и в сфере личностного саморазвития;

3) социокоммуникативное: целеполагание в социокоммуни-кативной сфере и в сфере социокоммуникативного саморазвития;

4) профессиональное: целеполагание в профессиональной сфере и в сфере профессионального саморазвития.

Представим модель целеполагания студента вуза как субъекта деятельности в системе «личность-социум» (таблица 4).

Способность и готовность к целеполаганию студента вуза

можно определить как метакомпетентность целеполагания, представленную единством компетентностей учебного, личностного, социокоммуникативного, профессионального и самосозидательного целеполагания (таблица 5). В энциклопедическом словаре категория «мета» (от греч. Meta - вслед, между, за, после, через) обозначает: 1) уровень описания какого-нибудь объекта или системы (как правило, также описания), высшего по отношению к предыдущему описанию; «описание описания»; 2) выход за пределы чего-либо. Мета - то, что является общим, включает в себя составные части.

Таблица 4

Бинарно-тетрадная модель целеполагания студента вуза как субъекта деятельности в системе «личность-социум»

Вид целеполагания Подвиды целеполагания студента вуза

Во внутреннем плане Во внешнем плане

1 Учебное целеполагание Целеполагание в сфере интеллектуального саморазвития Целеполагание в сфере учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности

2 Личностное целеполагание Целеполагание в сфере личностного саморазвития Целеполагание в сфере индивидуально-личностной деятельности

3 Социокоммуникативное целеполагание Целеполагание в сфере социокоммуникативного саморазвития Целеполагание в сфере социокоммуникативной деятельности

4 Профессиональное целеполагание Целеполагание в сфере профессионального саморазвития Целеполагание в сфере профессиональной деятельности

Таблица 5

Многомерная модель метакомпетентности целеполагания студента вуза

Компетентности целеполагания Содержание компетентности целеполагания

Компетентность учебного целеполагания Способность и готовность к целеполаганию в учебной деятельности

Компетентность личностного целеполагания Способность и готовность к целеполаганию в индивидуально-личностной деятельности

Компетентность социокоммуникативного целеполагания Способность и готовность к целеполаганию в социокоммуникативной деятельности

Компетентность профессионального целеполагания Способность и готовность к целеполаганию в профессиональной деятельности

Компетентность самосозидательного целеполагания Способность и готовность к целеполаганию в самосозидательной деятельности

На основе отнесения к внешнему и внутреннему, в структуре метакомпетентности целеполагания можно выделить четыре компететности целеполагания, в каждую из которых вошли две компетенции целеполагания:

1) компетентность учебного целеполагания как синтез компетенции целеполагания в сфере учебной деятельности и компетенции целеполагания в сфере интеллектуального саморазвития;

2) компетентность личностного целеполагания как синтез компетенции целеполагания в сфере индивидуально-личностной деятельности и компетенции целеполагания в сфере личностного саморазвития;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) компетентность социокоммуникативного целеполагания как синтез компетенции целеполагания в сфере социокоммуни-кативной деятельности и компетенции целеполагания в сфере социокоммуникативного саморазвития;

4) компетентность профессионального целеполагания как синтез компетенции целеполагания в сфере профессиональной деятельности и компетенции целеполагания в сфере профессионального саморазвития.

Всего восемь компетенций целеполагания (четыре - во внешней и четыре - во внутренней деятельности):

1. Перечень компетенций целеполагания во внешней деятельности студента:

- компетенция целеполагания в сфере учебной деятельности;

- компетенция целеполагания в сфере индивидуально-личностной деятельности;

- компетенция целеполагания в сфере социокоммуникатив-ной деятельности;

- компетенция целеполагания в сфере профессиональной деятельности.

2. Перечень компетенций целеполагания во внутренней деятельности студента:

- компетенция целеполагания в сфере интеллектуального саморазвития;

- компетенция целеполагания в сфере личностного саморазвития;

- компетенция целеполагания в сфере социокоммуникатив-ного саморазвития;

- компетенция целеполагания в сфере профессионального саморазвития.

Представим модель метакомпетентности целеполага-ния студента вуза как субъекта деятельности в системе «личность-социум» (таблица 6).

Структура каждой компетенции целеполагания трехмерная: включает когнитивный, личностный и деятельностный компоненты: когнитивный связан с пониманием сути целе-полагания и особенностей его осуществления в сфере деятельности; личностный - с осознанием его значимости для успешной деятельности; деятельностный - с умением определять цели и задачи деятельности, владением технологией целеполагания.

Представим модель метакомпетентности целеполагания студента вуза, в которой содержательно описана структура каждой компетенции (таблица 7).

Таблица 6

Бинарно-тетрадная модель метакомпетентности целеполагания студента вуза как субъекта деятельности в системе «личность-социум»

Вид компетентности Виды компетенций целеполагания

целеполагания Во внутренней деятельности Во внешней деятельности

1 Компетентность учебного целеполагания Компетенция целеполагания в сфере интеллектуального саморазвития Компетенция целеполагания в сфере учебной деятельности

2 Компетентность личностного целеполагания Компетенция целеполагания в сфере личностного саморазвития Компетенция целеполагания в сфере индивидуально-личностной деятельности

3 Компетентность социокоммуника-тивного целеполагания Компетенция целеполагания в сфере социокоммуникативного саморазвития Компетенция целеполагания в сфере социокоммуникативной деятельности

4 Компетентность профессионального целеполагания Компетенция целеполагания в сфере профессионального саморазвития Компетенция целеполагания в сфере профессиональной деятельности

Таблица 7

Бинарно-тетрадная модель метакомпетентности целеполагания студента вуза как субъекта деятельности в системе «личность-социум» (в содержательном разрезе)

Виды компетенций целеполагания Компоненты структуры компетенции целеполагания

Когнитивный Личностный Деятельностный

Компетентность учебного целеполагания

Компетенция целеполагания в сфере учебной деятельности Понимает суть целеполагания и особенности его осуществления в учебной деятельности Осознает значимость целеполагания для успешной учебной деятельности Умеет определять цели и задачи учебной деятельности

Компетенция целеполагания в сфере интеллектуального саморазвития Понимает суть целеполагания и особенности его осуществления в сфере интеллектуального саморазвития Осознает значимость целеполагания для успешного интеллектуального саморазвития Умеет определять цели и задачи интеллектуального саморазвития

Компетентность личностного целеполагания

Компетенция целеполагания в сфере индивидуально-личностной деятельности Понимает суть целеполагания и особенности его осуществления в сфере индивидуально-личностной деятельности Осознает значимость целеполагания для успешной индивидуально-личностной деятельности Умеет определять цели и задачи индивидуально-личностной деятельности

Компетенция целеполагания в сфере личностного саморазвития Понимает суть целеполагания и особенности его осуществления в сфере личностного саморазвития Осознает значимость целеполагания для успешного личностного саморазвития Умеет определять цели и задачи личностного саморазвития

Компетентность социокоммуникативного целеполагания

Компетенция целеполагания в сфере социокоммуникатив-ной деятельности Понимает суть целеполагания и особенности его осуществления в сфере социокоммуникативной деятельности Осознает значимость целеполагания для успешной соци-окоммуникативной деятельности Умеет определять цели и задачи социокоммуникативной деятельности

Компетенция целеполагания в сфере социокоммуникативного саморазвития Понимает суть целеполагания и особенности его осуществления в сфере социокоммуникативного саморазвития Осознает значимость целеполагания для успешного социокоммуникативного саморазвития Умеет определять цели и задачи социокоммуникативного саморазвития

Компетентность профессионального целеполагания

Компетенция целеполагания в сфере профессиональной деятельности Понимает суть целеполагания и особенности его осуществления в сфере профессиональной деятельности Осознает значимость це-леполагания для успешной профессиональной деятельности Умеет определять цели и задачи профессиональной деятельности

Компетенция целеполагания в сфере профессионального саморазвития Понимает суть целеполагания и особенности его осуществления в сфере профессионального саморазвития Осознает значимость целе-полагания для успешного профессионального саморазвития Умеет определять цели и задачи профессионального саморазвития

Таблица 8 Соотношение компетентностей целеполагания с другими компетентностями

Компетентности целеполагания Другие компетентности студента

Компетентность учебного целеполагания Учебная (учебно-познавательная) компетентность

Компетентность личностного целеполагания Личностная компетентность

Компетентность социокоммуникативного целеполагания Коммуникативная компетентность

Компетентность профессионального целеполагания Профессиональная компетентность

Компетентность самосозидательного целеполагания Самосозидательная компетентность

Таким образом, студент обладает метакомпетентностью целеполагания, если он владеет всеми рассмотренными компе-тентностями целеполагания.

Соотнесем компетентности целеполагания с другими компе-тентностями студента вуза (таблица 8).

Суть других компетентностей студента учеными определена следующим образом:

- учебная компетентность - способность и готовность к осуществлению учебной деятельности; интегральная способность студента личностно-мотивированно осуществлять эффективную учебную деятельность, основанную на совокупности общеучебных умений и умения, рефлектируя свою деятельность, принимать адекватные решения [2];

- учебно-познавательная компетентность - сложная структура, компонентами которой являются различные компетенции учащегося в сфере познавательной деятельности (методологическая, организационная, информационная, исследовательская, рефлексивно-оценочная, социокультурная), включающая в себя знание субъектом приемов, способов и методов учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности, умение, навыки и опыт их применения в условиях реального учебного процесса для достижения определенных познавательных целей, а также способность и готовность субъекта к их применению в своей учебной и профессиональной деятельности и дальнейшему их совершенствованию [3];

- личностная компетентность - владение способами личностного самовыражения и самореализации, управления временем, организации собственной жизни и деятельности, выбора правильной жизненной линии, определения жизненных перспектив;

- коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; определенный уровень владения коммуникативными умениями, обеспечивающими личности комфортное взаимодействие с окружающими; совокупность умений и навыков в области вербальных и невербальных средств общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют осуществлению эффективного общения [4];

- профессиональная компетентность - владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне [5]; профессиональная способность человека как подготовленность к решению профессиональных задач;

- самосозидательная компетентность - способность к позитивному развитию самого себя, к преодолению негативных свойств личностной структуры, к постоянной работе над собой, к наполнению своего внутреннего мира духовным содержанием.

«Усилителями» метакомпетентности целеполагания являются позитивная целеустремленность, культура, опыт целепола-гания, способность к согласованию собственных целей и задач с целями и задачами других людей. Их анализу посвящена другая статья.

Формирование метакомпетентности целеполагания у студентов вуза возможно на основе применения технологии, сочетающей распределенное и концентрированное обучение целеполаганию. Преподаватель должен обладать метакомпетентностью целеполагания и уметь

Библиографический список

организовать процесс обучения целеполаганию в двух режимах, используя для этого возможности (потенциал) учебно-воспитательного процесса. Необходимым условием достижения успеха в этом направлении является саморазвитие [6].

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Москва, 2003.

2. Клейман Э.И. Становление учебной компетентности студента в условиях дистанционного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Пермь, 2007.

3. Хорешман В.С. Этапы развития учебно-познавательной компетентности студентов. Современные проблемы науки и образования. 2014; 2. Available at: www.science-education.ru/116-12542

4. Кузьмина Е.М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2006.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 1996.

6. Егорова Ю.А. Направления целеполагания студента вуза в сфере саморазвития. Молодой учёный. 2015; 5 (85). References

1. Abramova G.S. Vozrastnaya psihologiya. Moskva, 2003.

2. Klejman 'E.I. Stanovlenie uchebnoj kompetentnosti studenta v usloviyah distancionnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Perm', 2007.

3. Horeshman V.S. 'Etapy razvitiya uchebno-poznavatel'noj kompetentnosti studentov. Sovremennye problemy naukii obrazovaniya. 2014; 2. Available at: www.science-education.ru/116-12542

4. Kuz'mina E.M. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti studentov vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2006.

5. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva, 1996.

6. Egorova Yu.A. Napravleniya celepolaganiya studenta vuza v sfere samorazvitiya. Molodoj uchenyj. 2015; 5 (85).

Статья поступила в редакцию 29.03.15

УДК 796.015.1

Kadetova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Southern Federal University (Taganrog, Russia),

E-mail: natuliks@rambler.ru

Pasikova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Southern Federal University (Taganrog, Russia),

E-mail: mariazueva@yandex.ru

THE PROBLEM IN MANAGEMENT TRAINING PROCESS IN SPORTS (WITH REFERENCE TO BADMINTON). This article deals with the problem of planning special training in badminton, based on accounting structure of this game. First of all, the authors give generalized description of management training process in sports. The article provides an analysis of the views of research specialists on this issue mainly in the field of sports such as basketball, tennis. The authors concludes that in order to achieve good results in the competitive activities of athletes in team sports and badminton in particular, it is necessary to build an optimal activity model athlete. The authors give a generalized description of components of the gaming action of badminton, identifies and describes the characteristic features and quality. The obtained data allows coaches and athletes to come from different points of view to the issue of improving sportsmanship. Such view will be interesting not only to specialists in the field of badminton, but in the other team sports, too.

Key words: badminton, optimal activity model athlete, management training process.

Н.В. Кадетова, канд. пед. наук, доц. Южного федерального университета, г. Таганрог, E-mail: natuliks@rambler.ru

М.В. Пасикова, канд. пед. наук, доц. Южного федерального университета, г. Таганрог, E-mail: mariazueva@yandex.ru

ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ (НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ В БАДМИНТОН)

В данной статье раскрывается проблема планирования специальной подготовки бадминтонистов на основе учёта структуры игры в бадминтон. Прежде всего, авторы дают обобщённую характеристику управления тренировочным процессом в спортивных играх. В статье приведён анализ взглядов исследований специалистов по данному вопросу в основном в области таких спортивных игр, как баскетбол, теннис. Авторы приходят к выводу, что для достижения высоких результатов в соревновательной деятельности спортсменов в игровых видах спорта и в бадминтоне в частности необходимо построение оптимальной модели деятельности спортсмена. Авторы дают обобщенную характеристику компонентов игрового действия бадминтониста, выделяет и описывает характерные их особенности и качества. Полученные данные дают возможность тренерам и спортсменам подойти с иных позиций к вопросу совершенствования спортивного мастерства.

Ключевые слова: компоненты игрового действия бадминтониста, бадминтон, специальная подготовка, оптимальная модель деятельности.

Подготовка бадминтонистов - сложный многолетний целенаправленный процесс. Учитывая популяризацию этого вида спорта и темп его развития в нашей стране, проблема управлением тренировочным процессом в бадминтоне достаточно актуальна. Чтобы спортсмен показал высокий результат на соревнованиях, необходимо составить план развития

тренированности. Очень редки случаи в практике спорта высших достижений, когда тренированность спортсменов развивается от этапа к этапу в полном соответствии с планом. Наблюдаются в большинстве случаев те или иные отклонения от ожидаемого на каждом этапе уровня подготовки. Для того чтобы выявить эти отклонения, в учебно-тренировочном про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.