Научная статья на тему 'Целеполагание как механизм становления мотивации студентов при подготовке к профессиональной деятельности'

Целеполагание как механизм становления мотивации студентов при подготовке к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
931
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / СУБЪЕКТ / ЦЕЛЬ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SYSTEM / SUBJECT / AIM / MOTIVATION / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучина О. П.

В работе предпринята попытка раскрыть взаимосвязь целей обучения в вузе и процесс становления мотивации студентов к будущей профессиональной деятельности с позиций системного подхода. В связи с этим предлагается рассматривать студента как субъекта интеллектуального и профессионального саморазвития.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n work is undertaken the attempt to open interrelation of the purposes of training in high school and process of motivational formation of students to the future professional work from positions of the system approach. In this connection it is offered to consider the student as the subject of intellectual and professional self-development.

Текст научной работы на тему «Целеполагание как механизм становления мотивации студентов при подготовке к профессиональной деятельности»

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кучина О.П.

В работе предпринята попытка раскрыть взаимосвязь целей обучения в вузе и процесс становления мотивации студентов к будущей профессиональной деятельности с позиций системного подхода. В связи с этим предлагается рассматривать студента как субъекта интеллектуального и профессионального саморазвития.

Ключевые слова: система, субъект, цель, мотивация, профессиональная деятельность.

Aims as the student's motivational mechanism of formation in the preparation professional work. In work is undertaken the attempt to open interrelation of the purposes of training in high school and process of motivational formation of students to the future professional work from positions of the system approach. In this connection it is offered to consider the student as the subject of intellectual and professional self-development. Key words: system, subject, aim, motivation, professional activity.

Подготовка молодого поколения к будущей профессиональной деятельности при обучении в вузе, связанная с реформированием и обновлением высшего образования, актуальна на сегодняшний день и обусловлена рядом как общественно-политических, так и экономических, этических, духовно-нравственных причин, составляющих социально-психологические условия существования человека в России, неотъемлемой частью которого является становление его мотивации. Проблема мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, где образовательный процесс имеет приоритетное значение. Поиск решения данной проблемы возможен на методологической основе системного подхода.

Специалисты в области теории систем и управления в понимании системы исходят из того, что инвариантом отношений между элементами состава системы образования является цель. Приняв во внимание то, что субъектом деятельности гуманитарных систем, к которым относится образование, является студент как носитель целей и технологий их реализации, обратимся к категории субъекта.

На современном этапе развития научной мысли психолого-педагогическое изучение субъекта в отечественной науке отражено в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского, Н.Н. Моисеева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и других ученых. Как замечает К.А. Абульханова-Славская, субъект постоянно решает задачу своего совершенствования [1, с. 63].

Если рассматривать субъекта как носителя цели, то субъект - это творец своей истории, вершитель своего жизненного пути. Он инициирует и осуществляет деятельность, проявляя

человеческую активность, характеризующуюся творчеством и нравственностью [5, с. 3]. Поэтому, становление субъекта как носителя активности, то есть цели, происходит в деятельности.

Изменение субъектной позиции будущего специалиста в вузе связано не только с развитием интеллектуального и духовного потенциалов, но и с подготовкой его к выполнению нового типа деятельности - профессиональной. В период обучения студент должен осознать и научиться реализовывать цели и технологии саморазвития своего интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального потенциала и подготовиться приобретаемый опыт экстраполировать в практику профессиональной деятельности [7, с. 59-64]. Рассматривая профессиональную деятельность как систему, П.К. Анохин исходным положением считает следующее: «Осваивая профессию, человек решает творческую задачу об эффективности достижения цели» [2, с. 87]. Так как цель профессиональной деятельности определяет совершенствование будущего специалиста как субъекта, а деятельность не мыслима без мотивации, то развитие субъектной позиции не возможно без становления его мотивации.

Исследование научных источников по теории мотивации свидетельствует о том, что существует несколько подходов к определению мотивации и ее становлению. В первом подходе мотивация анализируется как динамичное образование и процесс ее становления, обусловливающий психическую активность человека. В.Н. Куницына в этой логике указывает на то, что динамическое образование мотивации помогает осуществлять регуляцию деятельности и утверждает: «Мотивация - это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности» [9, с. 136]. В рамках второго подхода становление мотивации рассматривается через совокупность факторов, составляющих это образование. Некоторые ученые к таким факторам относят мотивы. Так, в работах В.И. Ковалева и Л.И. Божович отмечено: «Под мотивацией понимается совокупность мотивов поведения и деятельности» [8, с. 134; 4, с. 118]. Другие ученые, как например В.К. Вилюнас, считают, что мотивация служит родовым понятием для обозначения всей совокупности факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение на уровне психического отражения побуждений к жизненно необходимым целям, направляющим поведение на удовлетворение возникающих у человека потребностей [6, с. 4]. Занимаясь изучением феномена мотивации, С.Л. Рубинштейн определяет ее как иерархическую организацию всей совокупности побуждений через установки, обусловливающие детерминацию деятельности изнутри личности [12, с. 286]. В.Г. Асеев вообще обобщает данные дефиниции и указывает, что мотивация включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, мотивационные установки, называя эти мотивационные явления термином «побуждение» [3, с. 7].

Итак, становление мотивации студента к профессиональной деятельности в рассмотренных материалах можно принять как научную данность, в которой просматривается связь и влияние мотива на цель, мотивации на реализацию цели. Однако принимая за основу методологию системного подхода, позицию, в которой мотив определяет цель, мы преобразуем в другую, предполагающую обратную связь. То есть, где цель первична, а мотив является

побудительной силой достижения спрогнозированной цели субъектом деятельности. К такой точке зрения мы пришли на основе анализа взаимосвязи мотивации и цели, исследуя работы таких ученых как В.П. Беспалько, О.С. Гребенюк, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.Х. Маслоу, К. Обуховского, В.А. Сластенина, Х. Хекхаузена, В.Д. Шадрикова и других. При этом ученые рассматривают становление мотивации личности не только через умение ставить цели для проявления и развития в обучении своих интеллектуальных, духовно-нравственных и профессиональных возможностей, а также через умение управлять технологиями целеполагания собственного обучения и использовать этот системный опыт при экстраполяции его в будущую профессиональную деятельность.

Так, Х. Хекхаузен под мотивацией понимает то, что «объясняет целенаправленность действия» [13, с. 34]. К. Обуховский к мотивации относит все то, что побуждает реально совершаемую активность личности - обобщенные и более конкретные жизненные цели, достижению которых она посвящает свою жизнь [11, с. 61]. В.Д. Шадриков, обобщая дефиницию мотивации, утверждает, что мотивация обусловлена мотивами, потребностями, условиями деятельности (как объективными, так и субъективными), а главное - целями личности, с учетом которых она принимает решение [14, с. 119].

Таким образом, основным механизмом становления мотивации студента как субъекта при подготовке к профессиональной деятельности в вузе является осознанно поставленная цель обучения. Цели - это источник мотивации, они могут стимулировать мощные процессы самоорганизации субъекта, которые мобилизуют одновременно сознательные и бессознательные ресурсы.

При подготовке к профессиональной деятельности на первое место субъект ставит принятие учебно-профессиональных целей обучения в вузе, то есть процессы целеполагания, что создает готовность к обучению и самым тесным образом связывает с формированием мотивов учения и профессиональных мотивов. Такие мотивы характеризуют учебно-профессиональную деятельность в целом. Это означает, что цели сами по себе без мотивов не возможны. Наличие умений постановки целей и технологии их реализации является показателем зрелости мотивационной сферы студента как субъекта.

Подтверждение данной позиции можно проследить в работах по теории деятельности у А.Н. Леонтьева [10, с. 137], выделяющего отдельные сознательные цели действия, которые субъект ставит перед собой при выполнении деятельности. Цели деятельности осознаются субъектом и отличны от мотивов, которые, к тому же, могут не осознаваться, но подвержены динамике. Ученым был описан механизм сдвига мотива на цель, происходящий в тех случаях, когда функции и содержание мотива передаются цели действия. Образовавшийся новый мотив может стать осознаваемым, что, однако, требует от личности анализа собственной деятельности, ее динамики. Сдвиг мотива на цель и, как результат этого процесса, осознание мотива, может также способствовать дальнейшему осознанию других мотивов как реализации технологии целеполагания. Итак, механизм сдвига мотивов на цели и их осознание является основными для дальнейшего развития мотивационной сферы субъекта. В данном случае, целеполагание имеет как минимум две формы:

- самостоятельное определение цели в ходе выполнения деятельности (целеобразование сливается с целеосуществлением);

- определение цели на основе выдвигаемых кем-то требований, задач.

В связи с этим, процесс целеполагания как механизм становления мотивации, формирующий необходимые условия для побуждения студентов к будущей профессиональной деятельности, состоит из двух элементов: механизма внешнего целенаправленного, стимулирующего воздействия преподавателя на студента при обучении (побуждения и принуждения) и механизма реализации внутренней психологической предрасположенности самого студента к данной деятельности.

Принципами построения механизма становления мотивации являются:

- согласование со структурой и степенью значимости целей обучения;

- наличие необходимых условий для реализации целей;

- возможность корректировки целей; устремление, как на принятие стратегических целей обучения, так и на их реализацию.

Где под стратегической целью обучения в нормативных документах понимается развитие интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального потенциалов студентов как субъектов саморазвития.

Действие механизма мотивации происходит следующим образом:

1) Формулировка целей обучения в вузе.

2) Анализ ситуации с учетом целей, которые могут при этом приниматься или отвергаться.

3) Актуализация (включение) мотивационного компонента. Этот процесс может происходить либо автоматически, либо путем рациональной оценки - сознательного анализа содержания информации и соотнесения ее с потребностями, мотивами, установками, ценностями, а также перспективами личности. В результате происходит отбор и актуализация части мотивов, а остальные консервируются или отторгаются.

4) Становление мотивационного состояния личности - мотивированности, обусловливающей нужную интенсивность для реализации целей обучения.

5) Осуществление конкретных целей деятельности.

6) Анализ реализации технологии целеполагания на основе адекватного эмоционального отклика как проявления мотивационного состояния.

Система вузовского образования, развиваясь в логике становления обучающихся как субъектов, взаимодействующих с субъектом обучения - преподавателем, образует субъектно-субъектные отношения, пораждаюшие возникновение третьей системы - системы управления, которая не возможна без учета и глубокого понимания механизмов становления мотивации, формирующих субъектную позицию студента.

Педагогическое управление развитием обучающихся характеризуется постоянством формирующихся целей, сохранением структуры, гибкостью управленческой стратегии и отражает интегративную сущность педагогических ориентаций на развитие личности. Поэтому

педагогическая маневренность управления сводится к декомпозиции стратегической цели образования до оперативного (промежуточного) и тактического (рабочего) уровней. Оперативный уровень целей определен следующим образом: содержательно-образовательная цель; социально-профессиональная (мировоззренческая) цель; профессионально-управленческая цель. При постановке содержательно-образовательной цели сущность мотивационного компонента заключается в подчеркивании важности побуждении студентов к постановке и реализации целенаправленной деятельности, через создание учебно-проблемных ситуаций при изучении учебной дисциплины. Социально-профессиональная (мировоззренческая) цель, как нравственная категория, имеет два информационно-целевых поля: одно из них сконструировано из целей добра, а второе - из антиподов морали, то есть целей зла. Каждая составляющая информационного поля целей добра и зла имеет свой мотивационный аспект. Мотивационный аспект оперативной мировоззренческой цели проявляется у студента как субъекта духовного саморазвития в адекватном эмоциональном отклике на цель: к положительным нравственным целям добра -положительное отношение, к антиподам морали - отрицательное. Тонкость осмысления качественной адекватности отношения к цели требует сильно выраженной личной ответственности за мотивационный аспект нравственной цели, так как его соответствие или несоответствие целям добра и зла определяется только самим студентом как субъектом поведения. Постановка и реализация мировоззренческих целей позволяет активизировать внутренние побудительные силы личности, которые при грамотной педагогической деятельности воспитывают у личности положительное отношение к познанию мира и своему духовно-нравственному саморазвитию, а также способствуют развитию познавательного интереса у студента как субъекта учения. Профессионально-управленческие цели при подготовке студентов к профессиональной деятельности формируются имманентно развитию качеств субъекта саморазвития. Мы рассматриваем профессионала как субъекта - творца, управленца развитием себя и системы будущей профессиональной деятельности.

Следовательно, на основании методологии системного подхода, становится очевидным, что становление мотивации студента как субъекта к будущей профессиональной деятельности при обучении в вузе зависит от осмысления осознанно поставленной цели данной деятельности. При осуществлении свободы выбора цели субъект развивает сознание, согласуя с ним чувства, и гармонично моделирует свое поведение. Управление динамикой и движением целей обучения к будущей профессиональной деятельности проецируется во внутреннем мире (мотивация) студента и ведет к ее становлению, которое, в свою очередь, формирует эту личность как субъекта.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения // Психология субъекта: Хрестоматия. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2007.

2. Анохин П.К. Узловые вопросы в изучении высшей нервной деятельности. «Проблемы высшей нервной деятельности». М., 1949.

3. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. М., 1976г.

4. Божович Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995.

5. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1994. 109 с.

6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1986.

7. Дворянкина Е.К. Развитие субъектной позиции студентов на факультете педагогической математики как профессионально-педагогическая проблема. «Вестник ТГПУ», 2004. №5. с. 59-64.

8. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 192 с.

9. Куницына В.Н. Межличностное общение. Серия «Учебник нового века». М., 2001. 544 с.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.

11. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1971.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Изд-во «Педагогика», 1989.

13. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1. М., 1986.

14. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.