сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: "У меня нет камушка в ботинке", или: "У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками". Расскажите нам, что еще вас удручает.
Дайте детям поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудите отдельные "камушки", которые будут названы.
«Зеркало»
Группа разбивается на пары. Первые номера — «зеркала», вторые — люди перед зеркалом. Игра проходит в полной тишине. Задача: добиться взаимопонимания и синхронизировать действия. Затем ребята меняются ролями.
Необходимо стоять друг перед другом. Должна быть полная тишина.
Рассуждение - удалось ли добиться взаимопонимания?
«Два в одном»
Двое участников держаться за руки, у одного свободна левая рука, у другого правая. Вместе должны сделать какое-либо действие (например, сложить из бумаги самолётик, разобрать и собрать ручку).
Рассуждение - у кого самолётик пролетел расстояние больше, у кого меньше; кто быстрее разобрал и собрал ручку. От чего это зависит?
Дети любого возраста любят, когда с ними играют, но мы, взрослые, всегда должны помнить, что важный момент в игре - преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный и совместный поиск. Все элементы игры развивают способности школьников, и, следовательно, их коммуникативную культуру общения. Включившись в игровой процесс вместе с детьми, необходимо быть заинтересованными не только результатом работы, но и самим процессом игры. Переживать, радоваться, огорчаться вместе с детьми, в то же время иметь непререкаемый авторитет в детском коллективе.
УДК 372.8
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В
УСЛОВИЯХ ФГОС
Филиппова Е.Г. учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 604 Пушкинского района
Санкт-Петербурга, 2016
Кто не знает, в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра.
Сенека.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное - умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Наше образовательное учреждение не стало исключением, более того мы начали вводить ФГОС в основной школе, в 5 классе. Опыт пока небольшой, но есть некоторые наработки.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии - урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!
Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания.
Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре современного урока, при этом учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
Охарактеризовать цель - значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность. Существует даже наука о целеполагании -матетика, основанная Я. Коменским, которая доказывает необходимость начального этапа любой деятельности с обсуждения конечных целей, то есть предполагаемых плодов деятельности, для этого требуется следующее :
- наличие познавательного стремления ученика;
- определение учеником предмета своей цели;
- умение ученика определить свою связь с предметом цели;
- представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели,
-вербальное (словесное) формулирование цели;
- предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель;
- наличие средств для достижения цели;
-соотношение получаемых результатов с целью;
- корректирование поставленной цели.
Таким образом, цели должны быть реальны, достижимы , инструментальны, технологичны диагностичны.
Считаю, что проблема целеполагания особо актуальна для учащихся, поскольку им предстоит определиться со своей будущей профессиональной деятельностью. Перед образовательным учреждением стоит нелёгкая задача — выпустить целеустремленных людей, умеющих не только ставить цели, но и достигать их. Однако преподавательский опыт показывает, что чаще всего при выстраивании цели учащиеся сталкиваются с тем, что не знают своих личных особенностей — ресурсов (как положительных, так и отрицательных черт), не умеют планировать своё время и, самое главное, не умеют выстраивать такие цели, которые способствуют развитию успешной личности. Успешная личность — это, во-первых, личность целеустремленная, имеющая мотивацию на достижение успеха. Задумайтесь, какой процент ваших учащихся мотивирован на успех и не испытывает трудностей при постановке и реализации цели? Известно ли им, что фундаментом для формирования навыков целеполагания являются мечты, которые зачастую в подростковой среде ограничены приобретением материальных благ (компьютер, машина и прочее). Гораздо реже встречаются мечты, способствующие личностному развитию и становлению человека.
С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся?
Часто цели, декларируемые в учебных программах, существенно отличаются от реальных жизненных ориентиров учащихся, что является причиной рассогласования желаемого и действительного в обучении.
Чтобы предупредить возможную рассогласованность необходимо с начала изучения курса, раздела или темы вводить учащихся в процедуру образовательного целеполагания.
В начале обучения конкретной учебной дисциплине цели педагога следующие:
а) помочь ученикам создать целостный образ учебного предмета (выяснить его смысл, зачем он нужен, из чего состоит, каковы его особенности; сформулировать наиболее интересные для детей вопросы); ученикам предлагается составить схему, нарисовать символ предмета;
б) для формирования образа деятельности в новой теме следует предложить детям выполнить основные виды деятельности, например, пронаблюдать что происходит со словом при его изменении;
в) через созданные детьми начальные образовательные продукты и опробованные ими виды деятельности вывести их на постановку индивидуальных целей по предмету на обозримый для них период времени;
г) составить учебную программу.
Можно предложить следующий вариант решения этой технологической задачи, в нем присутствуют следующие этапы:
• диагностика целей учеников;
• анализ и систематизация полученных данных;
• конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога.
Этап диагностики ученических целей можно провести с помощью письменного анкетирования. Каждому ученику предлагается список целей, в котором он отмечает самые главные для него цели. В зависимости от позиции учителя, направленности образовательной программы, изучаемого предмета и конкретных условий обучения, набор предлагаемых учениками целей может быть различен. Список целей может выглядеть так:
• изучить материал учебника;
• усвоить основные понятия и законы темы;
• подготовить доклад по одной из проблем (указать);
• качественно подготовиться к зачету (контрольной работе, экзамену);
• выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать);
• овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений;
• углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их);
• научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами;
• проявить и развить свои способности (назвать их);
• организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
• научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы;
• получить хорошую отметку на зачёте;
• научиться решать задачи и проблемы по теме;
• свой вариант цели.
В данном случае ученики не составляют собственной иерархии целей, а используют уже составленную учителем. Такой подход позволяет получить обобщенные данные по доминирующим направлениям целеполагания в классе или группе учеников.
Анализ ответов на анкету позволяет учителю судить об образовательном настрое учащихся, мотивах их учебы, индивидуальных склонностях.
После анализа полученных от учеников данных учитель получает полную картину ученических предпочтений, с учетом которых формулирует приоритетные цели обучения.
После определения установочных целей, на их основе конструируется базовая технологическая карта, включающая систему занятий по теме, формы, методы, отобранный материал, необходимые средства обучения. С помощью данной карты конструируется образовательная программа по учебному курсу, составляется тематический план и поурочные разработки.
Каковы же приемы формирования навыков целеполагания у учащихся?
Некоторые приемы целеполагания:
1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).
2. Работа над понятием.
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 6 классе " Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного употребления". Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока.
3. Подводящий диалог.
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
4. Создание проблемных ситуаций
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Технология проблемного обучения, на мой взгляд, является приоритетной в процессе изучения русского языка и литературы.
Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.
1) при постановке проблемных вопросов. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
2) Упражнение в домашней работе, учитель преднамеренно указывает такую, при выполнении которого, у учащихся должны возникнуть трудности с его выполнением, из-за недостаточности знаний. (Таким образом, проблемную ситуацию можно создать заранее, а на следующем уроке необходимо подвести учащихся к формулированию цели урока.)
«Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
В ходе обсуждения учащиеся выдвигают различные цели. Разнообразие целей учеников позволяет учителю вместе с ними выстроить линию поставленных целей, ребята понимают, что цели можно ранжировать. Наиболее содержательные с точки зрения учебного предмета цели учитель должен записать на доске, что привлечет к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить свои цели. Фиксация целей позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого -формулируется домашнее задание.
Я же остановилась на тех, которые наиболее приемлемы, на мой взгляд, в преподавании русского языка. В конце необходимо отметить, что цели не «рождаются» по звонку на урок - «Процесс целеполагания трудоёмкий и времяёмкий!»
Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель - прежде всего получение знаний. Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой).
Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом - значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта - умение учиться, т.е. учить себя. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Школьный урок - это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный урок - это место проживания счастья жизни ребенком. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.
Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.
УДК 372.8
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНА МЕСТНОСТИ ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИВАНОВА А. А. «ПРИКЛЮЧЕНИЯ
ХОМЫ И СУСЛИКА» (ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА)
Кардаш Людмила Анатольевна,_ учитель географии ГБОУ школа 604 Пушкинского района Санкт-Петербург, 2016
Пояснительная записка: Данный урок проводится в 6 классе
Цели: создать условия для усвоения темы «План местности», усвоения понятий: «план местности», «условные знаки»; построить простейший план местности по литературному описанию.
Образовательные: продолжить формировать представление о плане местности, масштабе; сформировать умение читать планы местности, распознавать условные знаки, учить выражать свою мысль; учить анализировать, создавать образы, понятия.
Развивающие: создавать условия для развития психологических особенностей учащихся: памяти, мышления, внимания; развития творческого потенциала учащихся.
Воспитательная: Воспитывать интерес к изучаемому предмету, информационную культуру; воспитывать у учащихся культуру слушателя; воспитывать культуру общения с одноклассниками. Участвовать в формировании позитивного общения «учитель-ученик», «ученик-ученик» Задачи:
1. Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся
2. Способствовать формированию ключевых компетенций (познавательной, информационной, коммуникативной) на различных этапах урока.
3. Вспомнить, что такое план местности
4. Выяснить, что необходимо знать для построения плана местности
5. Построить план местности
6. показать взаимосвязь географии литературы (взаимосвязь между естественными и гуманитарными науками)
Планируемые результаты:
Предметные: Формирование представлений о плане местности. Формирование предметных умений читать условные знаки плана, составлять рассказ о местности, изображенный на нем, изображать план по описанию. Метапредметн ые:
Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме, осознание практической и личностной значимости изучаемого материала.
Познавательные: Анализировать пройденный материал. Умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи. Добывать новые знания, извлекать информацию, учиться работать с разными источниками информации, (учебник, атлас), преобразовывать информацию из одной формы в другую, представлять информацию в виде плана.