Научная статья на тему 'ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ В ТРУДАХ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА'

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ В ТРУДАХ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ЦЕЛЬ / ЗАДАЧИ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПАТРИАРХ КИРИЛЛ / ТРУДЫ / PEDAGOGY / GOAL / TASKS / UPBRINGING / EDUCATION / PEDAGOGICAL PROCESS / PATRIARCH KIRILL / WORKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеев Иван Вячеславович

Биография Святейшего Патриарха Кирилла наполнена деятельностью в различных сферах жизни разного масштаба, начиная с регионального и заканчивая уровнем мирового значения. Педагогическое служение в жизни Патриарха является одним из основных. Архипастырь, излагая свою точку зрения, применяет целостный подход к миру и человеку. Это позволяет наиболее полноценно формировать цель и задачи педагогики, так как человек в данном случае рассматривается со всех сторон бытия: телесного, душевного и духовного. В данной статье рассматривается проблема постановки цели и задач педагогики для выстраивания соответствующей педагогической системы и вытекающей из неё педагогической практики. Целью работы является рассмотрение и анализ поставленных Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом цели и задач педагогики. Три уровня методологии служат методологической основой исследования: идеалистическая методология на философском уровне; целостный, функциональный, системно-структурный и деятельностный подходы на общенаучном уровне; аксиологический, личностный культурологический и средовый педагогические подходы на конкретно-научном уровне. Результатами данной работы является анализ педагогических воззрений Святейшего Патриарха Кирилла, касающихся цели и задач воспитания и образования, рассмотрение факторов и сфер жизни человека, влияющих на формирование личности, а также классификация целей педагогики в зависимости от учета педагогическими подходами религиозного учения о смысле жизни. Таким образом, педагогические воззрения Святейшего Патриарха Кирилла необходимо изучать и анализировать, чтобы использовать опыт служения Его Святейшества в современной педагогической теории и практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PURPOSE AND OBJECTIVES OF THE PEDAGOGICAL PROCESS IN THE WORKS HIS HOLINESS PATRIARCH KIRILL

His Holiness Patriarch Kirill is known for his extensive activities in various spheres of life, from the diocesan (regional) significance to the level of a world scale. A considerable place in the biography of Patriarch Kirill is occupied by pedagogical service. His Holiness Patriarch uses in his views a holistic approach to the world and man, considering his physical, mental and spiritual aspects of being, which allows him to form the most fully pedagogical system. This article deals with the problem of setting the goals and objectives of pedagogy for building the corresponding pedagogical system and the pedagogical practice arising from it. The aim of the work is to review and analyze the goals and objectives of the pedagogical process set by His Holiness Patriarch of Moscow and All Russia Kirill. The methodological basis of the research is three levels of methodology: at the philosophical level, this is an idealistic methodology, at the general scientific level, it is systemstructural, functional, activity-based and holistic approaches, and at a concrete-scientific level, cultural, axiological, environmental, and personal pedagogical approaches. The results of this work is an analysis of the pedagogical views of His Holiness Patriarch Kirill concerning the goals and objectives of the educational process, consideration of the factors and areas of human life that affect the formation of personality, as well as the classification of the goals of pedagogy depending on the pedagogical approaches of the religious teaching about the meaning of life. Thus, the pedagogical views of His Holiness Patriarch Kirill must be studied and analyzed in order to use the experience of His Holiness’s ministry in modern educational theory and practice.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ В ТРУДАХ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2020. №2

АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС

И . В . Моисеев

Цель и задачи педагогики в трудах святейшего патриарха московского и всея руси кириллА

(кафедра педагогики Педагогического института ФГАОУ ВО «Белгородский Государственный Национальный исследовательский университет»; e-mail: ivan.sting.moiseev@mail.ru)

Биография Святейшего Патриарха Кирилла наполнена деятельностью в различных сферах жизни разного масштаба, начиная с регионального и заканчивая уровнем мирового значения. Педагогическое служение в жизни Патриарха является одним из основных. Архипастырь, излагая свою точку зрения, применяет целостный подход к миру и человеку. Это позволяет наиболее полноценно формировать цель и задачи педагогики, так как человек в данном случае рассматривается со всех сторон бытия: телесного, душевного и духовного. В данной статье рассматривается проблема постановки цели и задач педагогики для выстраивания соответствующей педагогической системы и вытекающей из неё педагогической практики. Целью работы является рассмотрение и анализ поставленных Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом цели и задач педагогики. Три уровня методологии служат методологической основой исследования: идеалистическая методология на философском уровне; целостный, функциональный, системно-структурный и деятель-ностный подходы на общенаучном уровне; аксиологический, личностный культурологический и средовый педагогические подходы на конкретно-научном уровне. Результатами данной работы является анализ педагогических воззрений Святейшего Патриарха Кирилла, касающихся цели и задач воспитания и образования, рассмотрение факторов и сфер жизни человека, влияющих на формирование личности, а также классификация целей педагогики в зависимости от учета педагогическими подходами религиозного учения о смысле жизни. Таким образом, педагогические воззрения Святейшего Патриарха Кирилла необходимо изучать и анализировать, чтобы использовать опыт служения Его Святейшества в современной педагогической теории и практике.

Ключевые слова: педагогика; цель; задачи; воспитание; образование; педагогический процесс; Патриарх Кирилл; труды.

Биография Святейшего Патриарха Кирилла наполнена деятельностью в различных сферах жизни разного масштаба, начиная с регионального и заканчивая уровнем мирового значения . Педагогическое служение в жизни Патриарха одним из основных . Архипастырь, излагая свою точку зрения, применяет целостный подход к миру и человеку . Это позволяет наиболее полноценно формировать цель и задачи педагогики,

так как человек в данном случае рассматривается со всех сторон бытия: телесного, душевного и духовного .

Педагогические воззрения Патриарха Кирилла о цели и вытекающих из нее задач воспитания и образования являются предметом данной статьи . Цель данной работы - рассмотреть и проанализировать поставленные Первосвятителем цель и задачи педагогики . Методологической основой исследования служат три уровня методологии: идеалистическая методология на философском уровне; целостный, функциональный, системно-структурный и деятельностный подходы на общенаучном уровне; аксиологический, личностный, культурологический и средовый педагогические подходы на конкретно-научном уровне .

Методами, представляющими технологический методологический уровень работы являются: сравнение, синтез, анализ, дедукция, индукция, идеализация, моделирование, мысленный эксперимент, классификация, ранжирование, ретроспективный и сравнительно-сопоставительный анализ биографических источников, теоретический и историко-педагогический анализ трудов Патриарха Кирилла, а также религиозно-философской, церковно-исторической и психолого-педагогической литературы по теме исследования; обобщение и систематизация полученных результатов работы

В первую очередь, следует дать определение понятию «цель педагогики» . Цель - это системообразующий фактор педагогического процесса (А .Н . Леонтьев), который является многоуровневым феноменом . Многоуровневость цели педагогики обуславливается контекстом конкретного педагогического подхода, отталкивающегося от определенного философского уровня педагогической методологии (прагматическая, поведенческая, материалистическая, экзистенциальная и религиозная)

В мировой теории и практике общепринятой целью гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал (по-другому идея или логос) всесторонне и гармонично развитой личности [16, с . 237]. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности . Её динамическая характеристика (модус бытия) связана с понятиями саморазвития и самореализации . Итак, цель педагогики - это желаемый конечный результат формирования личности - т е тот идеальный образ человека, который должен реализоваться у подопечного в образовательном процессе, в котором задействованы педагог и учащийся . Отсюда следует, что постановка цели педагогического процесса отвечает на вопрос: кого в итоге мы хотим воспитать?

Сразу стоит отметить, что светская и религиозная педагогика ставят перед собой разные цели Это обуславливают мировоззренческие (смысложизненные) позиции самоопределения личности данных типов педагогики [16, с . 51]. Светская педагогика направлена на способствование самореализации человека в земной жизни, посредством

всестороннего и гармоничного развития личности Следовательно, идеальный образ человека для светской педагогики - это личность, обладающая определенными качествами, такими как любовь и уважение к Родине, родителям и старшим по возрасту, труду и природе . Великий русский педагог К . Д . Ушинский добавляет к этому списку следующие качества: правдивость, гуманность, эстетическое чувство, дисциплинированность, чувство ответственности, твердый характер и твердая воля [7, с 22-23] Данные качества как ценностные доминанты разделяет подавляющее большинство мировоззрений и религиозно-философских учений

Смысл существования человека в религиозной педагогике выходит за рамки земной жизни и ставит своей целью, в том числе, достижение достойного пребывания в будущей (посмертной на физическом уровне) жизни, называя это состояние спасением души человека от власти греха, ада и дьявола - нахождением в Царстве Божием (Небесном, т.е . неземном) «Наша борьба за человеческую нравственность - это борьба за жизнь, за спасение человеческой личности и всего рода людского», - утверждает Святейший Патриарх Кирилл (выделено нами . -М .И .) [10, с . 18]. В таком случае цель педагогики сопрягается с целью всей жизни и смыслом существования человека

Для религиозной педагогики достижение идеального образа человека, который изначально задуман Богом как логос (у Платона идея) человека, заключается в раскрытии заложенного в нем Образа Божие-го посредством свободной воли человека и действия Божией благодати (Божественных энергий) Данным способом человек обожествляется -становится святым, а значит, спасает свою душу для будущей жизни .

Целью педагогики, согласно воззрениям Святейшего Патриарх Кирилла, является способствование раскрытию образа Божия в личности, которое в конечном итоге призвано приводить человека к достижению святости (обожению*) и спасению его от уз поврежденности человеческой природы грехопадением через постижение любви к Богу и ближнему Последствием всего этого является пребывание человека в счастье (блаженстве), в Царстве Небесном** . По-другому ощущение

* Обожение или теозис (др . - греч . ©ёюси; от 9ео<; «Бог») - христианское учение о соединении человека с Богом, приобщении тварного человека к нетварной божественной жизни через действие божественной благодати .

** Царством Небесным или Божиим называется действие благодати Святого Духа в уверовавшем в Иисуса Христа человеке . Царство Божие есть состояние человеческого естества, обновленного Божественной благодатью, есть воцарение Иисуса Христа в человеческом уме и сердце действием Святого Духа . Царство Божие в этом веке не приходит внешним образом, но обретается внутри человека . Установление Царства Божьего во всей полноте совершится после Второго Пришествия Христова .

Царства Божиего можно назвать Богопознанием (т.е . познанием Божьей Любви), а оно в свою очередь достигается через реальный религиозный опыт, через Богообщение***, посредством участия в Таинствах Церкви****, личной (частной) и общей молитвы (участия в Богослужении), деяния добродетелей (дел любви и милосердия), исполнения заповедей (законов) Божиих и др . Всё это является постоянной работой человека над собой - самосовершенствованием, т .е . самовоспитанием .

Таким образом, целью религиозной педагогики является достижение святости и спасения души человека от поврежденности человеческой природы после грехопадения, от его греховных уз, которые мешают ему быть с Богом в вечности

Следует отметить, что православное учение об аде рассматривает его, в первую очередь, как состояние, а не местонахождение души человека, которая неспособна в силу своей неподготовленности принять в себя абсолютную Любовь Бога и закрывается от Неё . Противоположное состояние «потерянного рая» в душе человека, по словам Богочеловека Иисуса Христа, также зависит от его внутреннего расположения: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Согласно христианской соте-риологии (учению о спасении) не от Бога, а от самого человека теперь зависит его посмертная участь, так как со стороны Бога уже сделано всё для спасения человечества: Сын Божий Иисус Христос пострадал, умер, воскрес и тем самым со своей стороны уврачевал разрыв человека с Богом, возникший в райском саду Эдеме после отступления Адама и Евы от заповеди не вкушать с древа познания добра и зла, который не давал людям быть с Богом - спасать свои души

Если человек в течение своей жизни осмыслит Божественную педагогику и научится любви - главной задаче христианской педагогики -он станет способным принять спасительную благодать Бога и наследовать Царство Небесное Именно жертвенной христианской - подлинной любви - мы призваны Богом учиться на протяжении всей нашей жизни,

*** Богообщение - совокупность форм или процесс личностного общения человека и Бога (посредством молитвы, восприятия Божественного Откровения, в процессе Церковных Таинств и пр . Богообщение - общение человека с Богом через Его действия в человеческой душе и обстоятельства человеческой жизни .

**** Таинство (др . - греч . Миатфюу - тайна, лат. Sacramentum - присяга, обязательство) - священнодействие, в котором, согласно учению исторических церквей, христианам сообщается под видимым образом невидимая благодать Бога . В отличие от церковных обрядов (освящение воды, панихида и др . ), которые имеют традиционное происхождение, христианские таинства считаются установленными Самим Иисусом Христом и призваны изменить не внешнюю, а внутреннюю жизнь человека . Широко известен следующий список из семи Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия (Причащение), Брак (Венчание), Священство (Рукоположение), Елеосвящение (Соборование).

а также учить ей своих воспитанников, чтобы посмертное существование в вечности наших и их душ гармонизировалось с сущностью абсолютной Любви вездесущего Бога . «Главная цель - это состояние нашей души, потому что именно там рай и ад, счастье и горе, радость и скорбь, улыбка и слезы, именно там тайна человеческой жизни И если мы научимся возделывать душу свою по Божиему закону, то обретем душу, а вместе с нею обретем не только мир, но то, что превыше мира - вечность», - утверждает Святейший Патриарх [11].

Закон Божий, о котором говорит Архипастырь, является своеобразным путеводителем для достижения вечной жизни с Богом и выражается в заповедях, данных самим Богом В Ветхом Завете (до нашей эры) это был Декалог - Десять заповедей Закона Моисеева, данных на горе Синай и записанных на каменных Скрижалях Завета В Новом Завете (после Рождества Христова) это макаризмы - Заповеди блаженства, произнесенные Иисусом Христом в Евангельской Нагорной проповеди .

Тема счастья как цели жизни человека имеет глубокое христианское обоснование Корнем понятия «счастье» является слово «часть» Следовательно, счастливым человеком может быть тот, кто является частью чего-то большего, чем он сам Например, в христианском понимании данного термина, быть частью Церкви - мистического Тела Христова, главой которой Он является

Святейший Патриарх Кирилл ставит в логически связанный ряд понятия цель жизни, счастье, любовь, доброта и жертвенность: «Закон и тайна жизни: не бывает любви без самоотдачи . Любовь там, где мы жертвуем себя другому человеку <...> Быть счастливым - значит быть добрым и любить, значит быть способным отдавать себя другому человеку» [14]. Святитель Иоанн Златоуст в своих педагогических воззрениях утверждает, что любовь является источником, причиной и основанием педагогического процесса [13, с . 180]. Любовь в высшем её понимании - жертвенная любовь (на греческом языке понятие ауапп - «агапэ») является главным мотивом, побуждающим педагога способствовать развитию его подопечных во всех отношениях, как на телесном (физическое состояние здоровья) и душевном (интеллект, воля, эстетика, этика), так и на духовном уровнях бытия (вплоть до спасения души человека) «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор . 13:13 .), - так пишет апостол Павел о значении жертвенной любви в первом послании к Коринфянам «Любовь и самопожертвование - это то, к чему Господь нас призвал, это самая высшая ценность», - подчеркивает

Патриарх Кирилл [15]. Все эти компоненты цели жизни, а значит и педагогического процесса (достижение счастья, любви, доброты, жертвенности) сводятся в христианской педагогике к единой цели раскрытия образа Божьего в человеке и достижения святости через обожение благодатными Божественными энергиями

По словам Предстоятеля, формирование личности - есть формирование образа Божия в человеке, а это является главной целью процесса воспитания Если обратиться к этимологии слова образование, то выявляется его высшая цель: «Русское слово «образование» происходит от слова «образ» . Обучая и воспитывая детей, наши предки возделывали в них образ Божий, который присутствует в каждом человеке . Это то, что составляет наш внутренний стержень, то, что составляет наше «я»» (выделено нами - М . И . ) [4].

В первой книге Пятикнижия Моисеева описывается то, как по Своему образу и подобию Бог создал человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему <...> И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 26-27). Согласно православному учению в результате грехопадения человек утратил богоподобие и исказил в себе образ Божий Цель образования в высшем смысле состоит в том, чтобы привести в надлежащее состояние образ Божий, а также способствовать перманентному восстановлению подобия Божия в человеке . На это направлено все учение Церкви (Священное Писание, труды патристического периода философии и богословия), так как именно обретение образа и восстановление подобия Божьего ведет человека ко спасению его души и к обретению Царствия Небесного после смерти . В связи с этим, в задачи религиозной педагогики входит использование педагогических методов, способствующих, с одной стороны, борьбе с грехом, а с другой - спасению души человека

Для плодотворного христианского воспитания необходимо не только духовное совершенство педагога-наставника, но и непосредственная помощь Бога «Все больше и больше людей понимают простую истину, которая открыта нам в русской пословице: «Без Бога - ни до порога» Для того чтобы свершать великие дела, нужна помощь Божия», - говорит Святейший Патриарх Кирилл [12]. В . В . Зеньковский называет назидательное действие энергий Бога благодатным восполнением: «Цель воспитания в свете православия есть помощь детям в освобождении их от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия Иначе это может быть формулировано как раскрытие пути вечной жизни, как приобщение к вечной жизни в жизни эмпирической» [9, с . 152].

Сверхъестественная помощь подается человеку в первую очередь в святых Таинствах Церкви Это является одним из основных

церковных методов преодоления последствий грехопадения - склонности человека ко греху и злу «Для того, чтобы стать религиозным человеком, недостаточно простого знания нормы веры Необходимо иметь реальный религиозный опыт, быть в общении с Богом в Его Церкви, а научение всему этому как раз не является целью школьного образования, в том числе в рамках «Основ православной культуры»», - проявляет свою озабоченность Первосвятитель [10, с 17]

Кроме значения помощи Божией и места педагога в развитии личности для достижения поставленной педагогической цели большую роль также имеет волевое усилие самого человека Признание двух факторов, влияющих на становление человека, таких как помощь Бога и человеческие силы, формирует христианское синергетическое мировоззрение С одной стороны, человек работает над собой благодаря собственным усилиям и помощи наставников, с другой - ему необходима благодатная поддержка Бога в его становлении и деятельности

Святейший Патриарх Кирилл учитывает не только самую глубочайшую - религиозную цель педагогики, так как не все жители Российской Федерации и других, входящих в подчинение Русской Православной Церкви Московского Патриархата, территорий исповедуют Православное Христианство Его Святейшество отмечает и более широкую, относящуюся к любому гражданину нашей страны, базовую цель педагогики, которая заключается в передаче традиционных ценностей русского народа, основой которых, однако, является тысячелетняя история Православной Святой Руси Поэтому общечеловеческие ценности созвучны Православию, но на менее глубоком и менее строгом уровне В первую очередь они выражаются в морально-нравственных ценностях, признаваемых подавляющим большинством всех жителей нашей планеты, представляющих различные религии или философские концепции Следовательно, на этом уровне цель педагогики может сводиться к знакомству «наших детей и молодежи с замечательным пластом мировой культуры, заложившим основу духовного и национального бытия нашего народа» [18]. Не только культура, но и в целом духовно-нравственный образ человека был основан на прочном фундаменте христианских ценностей Предстоятель убежден: «Христианская традиция является незыблемым камнем, на котором нравственное начало человека может развиваться и приносить добрые плоды» [18].

Первая задача педагогики, с точки зрения Святейшего Патриарха, заключается в возвращении исторической памяти народа путем передачи традиционных нравственных ценностей Духовно-нравственное воспитание приобщает ребенка к семейным и национальным традициям, дает ему знания «о глубинных корнях культуры российского народа» [6]. Патриарх Кирилл убежден: «Когда мы учим и учимся помнить, мы воспитываем навык деятельной любви, мы возрастаем духовно» [5].

Национальные духовные традиции дают нашим соотечественникам, ещё не ведущим активной церковной жизни, мировоззренческую опору, которая важна для жизни любого человека

Реализация первой задачи педагогики способствует достижению другой немаловажной задачи «Духовно сильная, нравственно здоровая, высокообразованная и благовоспитанная молодежь - важнейшая цель наших совместных молитв и трудов» [8]. Формирование развитой на всех уровнях личности - духовном, нравственном, интеллектуальном, культурном - является второй задачей педагогики .

Третьей задачей педагогики является её системность . Образование должно формировать у человека полноценную картину мира . Архипастырь выражает глубокие опасения в связи с тем, что формированию целостного видения и общей картины мира, которое также именуется научной картиной мира или мировоззрением, мешает современная доминанта педагогической практики, ориентированная на получение знаний, необходимых для успешной сдачи Единого государственного экзамена [3].

Итак, Патриарх Кирилл выделяет следующие задачи педагогики, которые относятся как к светскому, так и религиозному воспитанию:

- передача традиционных нравственных ценностей и возвращение исторической памяти народа;

- формирование развитой во всех отношениях личности;

- формирование полноценной картины мира за счет системности образования

Кроме этого, Первосвятитель отмечает важную задачу христианской педагогики, которая заключается в реализации Евангельских ценностей в жизни человека на практике: «Если мы будем жить по-христиански, если слова Евангелия будут не только сохраняться в нашей памяти, но и осуществляться в нашей жизни - вот тогда мы поистине будем продолжать дело святых апостолов, преобразуя свои сердца, свою жизнь, жизнь своих семей, преобразуя жизнь нашего народа, оказывая величайшее духовное воздействие даже на тех, кто пока далек от того, чтоб назвать себя православным христианином» [17] Важно, чтобы определяющее влияние на формирование образа жизни человека оказывали Евангельские идеалы, чтобы они постепенно стали приоритетными при выборе мотивации для повседневных поступков . Так как, по мнению Архипастыря: «Православие - это <...> образ жизни и, в первую очередь, это система мотивации поступков» [2]

Таким образом, мы проанализировали педагогические воззрения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, касающиеся цели и задач педагогики, а также классифицировали цели педагогики в зависимости от принятия в расчет педагогическими подходами религиозного учения о смысле жизни Стоит отметить, что необходимо продолжать

систематизировать и анализировать педагогическое учение Святейшего Патриарха Кирилла, чтобы использовать опыт служения Его Святейшества в современной педагогической теории и практике

Литература

I . Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета . М . : Рос-

сийское Библейское Общество, 2000. 2. Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с молодежью в концертном зале «Витебск» . Ответы на вопросы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата . URL: http://www. patriarchia . ru/db/ text/754435, html (дата обращения: 12. 04.2017).

3 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с участниками I православного форума «От сердца к сердцу» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www . patriarchia. ru/db/text/3718009. html (дата обращения: 17 . 12. 2018). 4. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XIV Всемирного русского народного собора (ВРНС) в Храме Христа Спасителя [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата . URL: http://www. patriarchia . ru/db/text/1166562. html (дата обращения: 16 12 2018)

5 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Международных Рождественских чтений [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата . URL: http://www. patriarchia . ru/ db/text/1048821. html (дата обращения: 17 . 12. 2018).

6 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XIX Международных Рождественских образовательных чтений [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата . URL: http:// www. patriarchia. ru/db/text/1392562. html (дата обращения: 17. 12. 2018).

7 . Гусейнов А. З . , Тучин Г . Д . К . Д . Ушинский - учитель российских учите-

лей. Учебное пособие. Саратов, 2015.

8 . Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XX Международных Рожде-

ственских образовательных чтениях [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата . URL: http://www. patriarchia . ru/ db/text/1973781. html (дата обращения: 17 . 12. 2018).

9 . Зеньковский В . , прот . Проблемы воспитания в свете христианской ан-

тропологии . М. : Школа-Пресс, 1993.

10 . Митрополит Кирилл . «Единая Церковь - единое свидетельство» // Цер-

ковь и время . 2005. № 2 (31).

II Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата URL:

http://www. patriarchia. ru/db/text/1290331. html (дата обращения: 16. 12. 2018).

12. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Казанском храме города Саранска [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата . URL: http://www.patriarchia . ru/db/text/1581006. html (дата обращения: 16. 12. 2018).

13. Сапрыкина А. А. Семейное воспитание в педагогическом учении Иоанна Златоуста: дис.... канд . пед . - х наук: 13 . 00 . 01 / Сапрыкина Анна Алексеевна; [Место защиты: Ин-т теории и истории педагогики РАО]. Москва, 2012 .

14. Святейший Патриарх Кирилл: Быть счастливым - значит быть способным отдавать себя другому человеку. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата . URL: http://www. patriarchia . ru/ db/text/1547767. html (дата обращения: 16. 12. 2018).

15. Святейший Патриарх Кирилл: Не может быть счастья без любви и самопожертвования [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата . URL: http://www. patriarchia . ru/db/text/2443135. html (дата обращения: 15 12 2018)

16. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб . пособие для студ .высш. пед .учеб . заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е . Н. Шиянов; Под ред. В . А. Сластенина . М . : Издательский центр «Академия», 2002.

17 Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата URL: http://www patriarchia ru/db/text/693126 html (дата обращения: 17 12 2018)

18 . Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии закрытия V Об-

щероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www. patriarchia. ru/db/text/2915801. html (дата обращения: 17 12 2018)

Сведения об авторе

Моисеев Иван Вячеславович - аспирант кафедры педагогики Педагогического института ФГАОУ ВО «Белгородский Государственный Национальный исследовательский университет» г. Белгород, РФ, магистр богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви. E-mail: ivan.sting.moiseev@mail.ru

The purpose and objectives of the pedagogical process in the works His Holiness Patriarch Kirill

I. V. Moiseev

His Holiness Patriarch Kirill is known for his extensive activities in various spheres of life, from the diocesan (regional) significance to the level of a

world scale. A considerable place in the biography of Patriarch Kirill is occupied by pedagogical service. His Holiness Patriarch uses in his views a holistic approach to the world and man, considering his physical, mental and spiritual aspects of being, which allows him to form the most fully pedagogical system. This article deals with the problem of setting the goals and objectives of pedagogy for building the corresponding pedagogical system and the pedagogical practice arising from it. The aim of the work is to review and analyze the goals and objectives of the pedagogical process set by His Holiness Patriarch of Moscow and All Russia Kirill. The methodological basis of the research is three levels of methodology: at the philosophical level, this is an idealistic methodology, at the general scientific level, it is system-structural, functional, activity-based and holistic approaches, and at a concrete-scientific level, cultural, axiological, environmental, and personal pedagogical approaches. The results of this work is an analysis of the pedagogical views of His Holiness Patriarch Kirill concerning the goals and objectives of the educational process, consideration of the factors and areas of human life that affect the formation of personality, as well as the classification of the goals of pedagogy depending on the pedagogical approaches of the religious teaching about the meaning of life. Thus, the pedagogical views of His Holiness Patriarch Kirill must be studied and analyzed in order to use the experience of His Holiness's ministry in modern educational theory and practice.

Key words: pedagogy; goal; tasks; upbringing; education; pedagogical process; Patriarch Kirill; works.

References

1 . Biblija: Knigi Svjashhennogo Pisanija Vethogo i Novogo Zaveta [Bible: Books of Holy Scripture of the Old and New Testaments], Moscow: Publ . Rossijskoe Biblejskoe Obshhestvo, 2000.

2. Vstrecha Svjatejshego Patriarha Kirilla s molodezh'ju v koncertnom zale «Vitebsk» . Otvety na voprosy [Jelektronnyj resurs] [Meeting of His Holiness Patriarch Kirill with the youth in the concert hall «Vitebsk» . Answers to questions], Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata . URL: http://www. patriarchia. ru/db/text/754435. html (Accessed 12.04. 2017)

3. Vystuplenie Svjatejshego Patriarha Kirilla na vstreche s uchastnikami I pravoslavnogo foruma «Ot serdca k serdcu» [Jelektronnyj resurs] [Speech by His Holiness Patriarch Kirill at a meeting with the participants of the I Orthodox Forum «From Heart to Heart»]. Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata. URL: http://www . patriarchia. ru/db/text/3718009. html (Accessed 17 . 12. 2018)

4. Vystuplenie Svjatejshego Patriarha Kirilla na otkrytii XIV Vsemirnogo russkogo narodnogo sobora (VRNS) v Hrame Hrista Spasitelja [Jelektronnyj resurs] [Speech by His Holiness Patriarch Kirill at the opening of the XIV World Russian People's Council (ARNC) in the Cathedral of Christ the Savior], Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata . URL: http://www. patriarchia. ru/db/text/1166562. html (Accessed 16. 12. 2018)

5. Vystuplenie Svjatejshego Patriarha Kirilla na otkrytii XVIII Mezhdunarodnyh Rozhdestvenskih chtenij [Jelektronnyj resurs] [Speech by His Holiness Patriarch Kirill at the opening of the XVIII International Christmas Readings]. Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata . URL: http://www. patriarchia . ru/ db/text/1048821. html (Accessed 17. 12. 2018)

6 . Vystuplenie Svjatejshego Patriarha Kirilla na otkrytii XIX Mezhdunarodnyh

Rozhdestvenskih obrazovatel'nyh chtenij [Jelektronnyj resurs] [Speech by His Holiness Patriarch Kirill at the opening of the XIX International Christmas Educational Readings], Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata. URL: http:// www. patriarchia. ru/db/text/1392562. html (Accessed 17. 12. 2018)

7 . Gusejnov A . Z . , Tuchin G. D . K. D . Ushinskij - uchitel' rossijskih uchitelej.

Uchebnoe posobie [K. D . Ushinsky is a teacher of Russian teachers]. Saratov, 2015

8. Doklad Svjatejshego Patriarha Kirilla na XX Mezhdunarodnyh Rozhdestvenskih obrazovatel'nyh chtenijah [Jelektronnyj resurs] [Report of His Holiness Patriarch Kirill at the XX International Christmas Educational Readings], Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata . URL: http://www. patriarchia. ru/db/text/1973781. html (Accessed 17. 12. 2018)

9 . Zen'kovskij V . V. , prot . Problemy vospitanija v svete hristianskoj antropologii

[Problems of education in the light of Christian anthropology]. Moscow: Publ . Shkola-Press, 1993.

10 . Mitropolit Kirill. «Edinaja Cerkov' - edinoe svidetel'stvo» [«One Church -

One Testimony»]. Cerkov' i vremja. 2005. № 2 (31).

11. Propoved' Svjatejshego Patriarha Kirilla za Bozhestvennoj liturgiej v kafedral'nom sobore Hrista Spasitelja v Kaliningrade [Jelektronnyj resurs] [Sermon of His Holiness Patriarch Kirill at the Divine Liturgy in the Cathedral of Christ the Savior in Kaliningrad]. Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata . URL: http://www . patriarchia. ru/db/text/1290331. html (Accessed 16 12 2018)

12. Propoved' Svjatejshego Patriarha Kirilla posle Bozhestvennoj liturgii v Kazanskom hrame goroda Saranska [Jelektronnyj resurs] [Sermon of His Holiness Patriarch Kirill after the Divine Liturgy in the Kazan Church of the city of Saransk], Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata . URL: http://www. patriarchia. ru/db/text/1581006. html (Accessed 16. 12. 2018)

13 Saprykina A A Semejnoe vospitanie v pedagogicheskom uchenii Ioanna Zlatousta . Diss, kandidata pedagogicheskih nauk. 13 . 00 . 01. Saprykina Anna Alekseevna; [Family education in the pedagogical teaching of John Chrysostom. Cand. Sci . (Pedagogy) diss . ]. [In-t teorii i istorii pedagogiki RAO] Moskow, 2012

14 . Svjatejshij Patriarh Kirill: Byt' schastlivym - znachit byt' sposobnym otdavat'

sebja drugomu cheloveku. [Jelektronnyj resurs] [His Holiness Patriarch Kirill: To be happy means to be able to give oneself to another person], Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata. URL: http://www. patriarchia. ru/db/ text/1547767. html (Accessed 16. 12. 2018).

15. Svjatejshij Patriarh Kirill: Ne mozhet byt' schast'ja bez ljubvi i samopozhertvovanija . [Jelektronnyj resurs] [His Holiness Patriarch Kirill: There can be no happiness without love and self-sacrifice], Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata. URL: http://www. patriarchia. ru/db/ text/2443135, html (Accessed 15. 12. 2018)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 . Slastenin V . A. i dr. Pedagogika: Ucheb . posobie dlja stud vyssh . ped. ucheb . Zavedenij. [Pedagogy: Textbook, manual for stud, higher, ped. Study], V. A. Slastenin, I . F. Isaev, E. N . Shijanov; Pod red. V . A. Slastenina . Moskow: Publ . Izdatel'skij centr «Akademija», 2002.

17. Slovo Svjatejshego Patriarha Kirilla za Bozhestvennoj liturgiej v Petropavlovskom sobore Sankt-Peterburga [Jelektronnyj resurs] [Word of His Holiness Patriarch Kirill at the Divine Liturgy in the Peter and Paul Cathedral of St . Petersburg], Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata . URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/693126. html (Accessed 17 . 12. 2018).

18 . Slovo Svjatejshego Patriarha Kirilla na ceremonii zakrytija V Obshherossijskoj olimpiady shkol'nikov po Osnovam pravoslavnoj kul'tury [Jelektronnyj resurs] [Word of His Holiness Patriarch Kirill at the closing ceremony of the V All-Russian Olympiad for Schoolchildren on the Fundamentals of Orthodox Culture], Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata. URL: http://www. patriarchia. ru/db/text/2915801. html (Accessed 17. 12. 2018)

About the Author

Moiseev Ivan V. - Postgraduate Student of the Pedagogy Department of the Pedagogical Institute of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «Belgorod State National Research University» Belgorod, Russian Federation, Master of Theology, St. Petersburg Theological Academy of the Russian Orthodox Church. E-mail: ivan.sting. moiseev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.