Научная статья на тему 'Цель и структура системы менеджмента качества образовательной деятельности высшей школы'

Цель и структура системы менеджмента качества образовательной деятельности высшей школы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / TQM / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА / QUALITY / EDUCATION / MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Протасьев Виктор Борисович, Плахотникова Елена Владимировна, Литвинова Ирина Васильевна

Рассматриваются негативные стороны действующих СМК и возможности их устранения правильным использованием принципов TQM и современных АСУ. Приводится многоконтурная система бездефектного труда в образовательной деятельности, построенная на принципах Б.А. Дубовикова, заложенных в систему бездефектного труда (СБТ) используемой в авиационной промышленности СССР в 50...60годы прошлого века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Протасьев Виктор Борисович, Плахотникова Елена Владимировна, Литвинова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PURPOSE AND STRUCTURE OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF HIGHER EDUCATION

The negative aspects of the existing QMS and the possibility of their elimination by the correct use of the principles of TQM and modern ACS are considered. The article presents a multi-contour system of defect-free labor in educational activities, built on the principles of B. A. Dubovikov, laid down in the system of defect-free labor (SBT) used in the aviation industry of the USSR in 50...60years of the last century.

Текст научной работы на тему «Цель и структура системы менеджмента качества образовательной деятельности высшей школы»

Нуждин Георгий Анатольевич, канд. техн. наук, доцент, заместитель начальника отдела, nu-zhdin. 65@mail. ru, Россия, Москва, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (НИТУ «МИСиС»),

Благовещенский Дмитрий Иванович, канд. техн. наук, доцент, директор, csm@uncnet.ru, Россия, Тула,Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тульской области (ФБУ «Тульский ЦСМ»)

THE QUALITY ENSURING ON ATOMIC ENERGY USE OBJECTS V.Sh. Plekhanov, Yu.A. Samoshkin, E. V. Kuleshova, G.A. Nuzhdin, D.I. Blagoveshchensky

The evaluation of the effectiveness of measures to ensure quality and the introduction of new requirements for management systems and quality assurance programs in organizations operating in the field of nuclear energy was discussed. The analysis of the documents regulating the approach to the development of quality assurance programs is carried out. The necessity of inclusion in Federal norms and rules of requirements to development and application of the corresponding criteria of efficiency and to development of measures for use of the revealed achievements and strengths for organizational development and continuous improvement of system of quality assurance is confirmed.

Key words: quality management system, quality assurance system, quality assurance program, evaluation criteria, procedure.

Plekhanov Valery Shevelevich, candidate of technical sciences, docent, head of department, samoshkin. yuriy@mail. ru, Russia, Moscow, Scientific and Technical Center for Nuclear and Radiation Safety (FBI "STC NRS"),

Samoshkin Yuri Alekseevich, head of laboratory, samoshkin.yuriy@mail.ru, Russia, Moscow, Scientific and Technical Center for Nuclear and Radiation Safety (FBI "STC NRS"),

Kuleshova Elena Vladimirovna, senior researcher, reliability and quality department, samoshkin. yuriy@mail. ru, Russia, Moscow, Scientific and Technical Center for Nuclear and Radiation Safety (FBI "STC NRS"),

Nuzhdin Georgy Anatolyevich, candidate of technical sciences, docent, deputy head of department, nuzhdin. 65@mail. ru, Russia, Moscow, National Research Technological University "MISiS" (NUST "MISiS"),

Blagoveshchensky Dmitry Ivanovich, candidate of technical sciences, docent, director, csm@uncnet.ru, Russia, Tula, State Regional Center for Standardization, Metrology and Testing in the Tula Region (Federal State Institution "Tula CSM")

УДК 658

ЦЕЛЬ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В.Б. Протасьев, Е.В. Плахотникова, И.В. Литвинова

Рассматриваются негативные стороны действующих СМК и возможности их устранения правильным использованием принципов TQM и современных АСУ. Приводится многоконтурная система бездефектного труда в образовательной деятельности, построенная на принципах Б.А. Дубовикова, заложенных в систему бездефектного труда (СБТ) используемой в авиационной промышленности СССР в 50...60 годы прошлого века.

Ключевые слова: качество, образование, TQM, система менеджмента.

Не секрет в том, система менеджмента качества (СМК) высших учебных заведений в нынешней форме не способствует повышению качества образования.

Решение задач научно-технического роста, а тем более обеспечения прорыва в эффективности экономики в этих условиях выглядит проблематично. Не учитывается тот факт, что рациональные условия для успеха в данном направлении были созданы в СССР в 60-х годах прошлого столетия.

64

В эти годы Б.А. Дубовиков, научный руководитель Саратовского авиационного завода разработал и успешно внедрил систему бездефектного труда (СБТ) [1, 2], которая при поддержке правительства и ведущих ученых [3, 4] получила широкое распространение в СССР и доказала свою состоятельность и эффективность. Напомним, что в то время о СМК как отдельной системе, не было и речи!

Главным критерием оценки бездефектного труда была принята сдача готовой, т.е. отвечающей всем требованиям по качеству продукции с первого предъявления в установленные сроки. Такой критерий на первый взгляд полностью соответствует задачам образовательной деятельности, что может быть лучше, чем сдача всех курсовых, контрольных и иных работ с первого предъявления? Анализ ситуации показывает, что такой подход возможно преждевременен.

Рассмотрим аспекты такого заключения. В начале определим отличия промышленной продукции и образовательной деятельности.

У продукции каждый параметр оценивается по шкале интервалов.

Qmax ^ Qi ^ Qmin (1)

где Qmax и Qmm - допускаемое предельное значение; Qi - оцениваемый параметр.

Продукция в указанном интервале выполняет своё назначение, но с различной эффективностью.

Попадание в интервал (1) означает пригодность продукции, выход за интервалы непригодность.

В некоторых случаях брак может быть исправимым и неисправимым.

Оценки высшей школы (баллы) используют условие (1) с разделением общего интервала на

меньшее.

100 > (¿г > 80 (2) 80 > дг > 60 (3)

60 > дг > 40 (4)

где Qmax =100 баллов, а Qmm =40 баллов.

Происходит сортировка на отличников (2), хорошистов (3), имеющих удовлетворительную успеваемость (4) и при Qi меньше 40 баллов на неуспевающих.

Категории, соответствующие условиям (2, 3, 4) получают дипломы и могут трудоустраиваться в промышленных и научных предприятиях.

Уместно отметить, что в царской России использовалась 10-ти балльная система, в СССР - 5-ти балльная, в нынешнее время в РФ - стобалльная.

Используя утверждение акад. А.Н. Крылова: «Бог создал все нужное простым, а ненужное необыкновенно сложным», - рациональной системой оценок следует признать советскую, особенно, если учесть, что расширенная область различных оценок ни к чему положительному не приводит. Отчетность вузов всё равно происходит по пятибалльной системе, которая соответствует общественному мнению о качестве знаний. Оценка знаний и умений являются результатом экспертных заключений преподавателей.

Являясь сторонниками СБТ, отметим, что для её адаптации к образовательной деятельности, оценки должны соответствовать истинному уровню знаний и их завышение и занижение должно считаться дефектностью работы профессорско-преподавательского состава и руководства вузов, допускающих такие возможности.

Основные нарекания к СМК в высшей школе связаны с её ошибочной структурой, излишним бумагооборотом и использованием, так называемой параллельной документации. Внутренние и внешние параметры отчётности вузов должны быть одинаковыми и понятными, а главное положительно осознаваемыми студентами, преподавателями, руководством вузов и вышестоящими организациями. В основе документированных процессов СМК используются многочисленные документы, названия которых начинаются со слова «управление», например: «управление документацией»; «управление ресурсами»...

Все эти документы по своим названиям претендуют на управляющие воздействия, в СМК вузов это управление параметрами образовательной деятельности главным образом через назначение и обеспечение количественных показателей.

Обратимся к 14 ключевым принципам У. Деминга [5]. Интерес для нашей ситуации имеют 10-й и 11-й принципы:

10. Откажитесь от лозунгов, призывов к персоналу и целевых покупателей, таких как бездефектность или новые нормы выработки. Подобные меры неэффективны, так как большинство проблем коренится в самой системе, и рядовые работники их решить не в состоянии.

11. Избавьтесь от норм выработки (или производственных норм) и откажитесь от управления на основе целей и целевых показателей; замените их помощью со стороны руководства.

На первый взгляд эти ключевые принципы разрушают систему планирования, статистические методы управления и вознаграждения за труд. На самом деле тут нет ничего противоестественного. Планирование входит в знаменитый цикл РСБЛ [5], статистика позволяет оценить стабильность и вариа-

бельность, нормы выработки являются основой системы вознаграждения. У. Демпинг не отрицает их значимости, он призывает не использовать их как лозунги, нормы и т.п. для оценки труда, выбивая тем самым почву из-под ног любителей оценки с помощью разнообразных рейтинговых систем.

Сравним уровень публикаций по диссертационным работам в послевоенные годы, когда страна в короткие сроки восстанавливала народное хозяйство и в настоящее время, когда рост ВВП находится на уровне статистической ошибки. Ранее для кандидата технических наук было достаточно 2...3 публикации, а сейчас 15...20. Ошибочно сформулированная цель, которой ошибочно присваивается название труд.

Рассмотрим [4] как трактуется труд с философских и экономических позиций.

Философия оценивает труд как процесс преобразования природы человеком, направленный на удовлетворение потребностей, который изменяет самого человека и порождает новые процессы труда.

В экономике труд является одним из трёх основных базовых элементов (труд, земля, капитал) производства, обмена, потребления. Труд - это базовый критерий развития общества, а согласно Б.А. Дубовикову - это мера качества, которая должна использоваться в СМК. Неправильная цель привела не к качественному, количественному изменению, нарушив тем самым базовый закон философии, переход количества в качество, а никак не наоборот.

Негативный оттенок приобрёл критерий компетентность, заменивший в рабочих программах дисциплин общепонятные термины знать и уметь. Термин компетенция (competente, лат. - соответствовать, подходить) намекает на неполные знания, он неконкретности и в последнее время стал одним из формально описываемых требованиям, на которые делается в рабочих программах ссылка без конкретной расшифровки.

Анализ СМК высшей школе показывает, что в них широко используется внутренний аудит. Его суть, сводится к проверке наличия документации и финальной оценке содержания, что никакой пользы не может принести.

Напомним, что аудит не только проверка, но и помощь в устранении недостатков (см. 11 постулат У. Деминга), который в лучшем случае умалчивается. По аналогии с промышленностью можно отметить, что качество проверяется в цехах, а документация ведущими специалистами и обособление высшей школы, нарушение логики и разумной иерархии процесса обучения по крайней мере непонятно.

По мнению авторов, исправить ситуацию позволяет разработанная Б.А. Дубовиковым СБТ и современные автоматизированные системы управления (АСУ) [6].

Вначале покажем используемую с СБТ кибернетическую схему управления процессами, предлагаемую в работе [4] и показанную на рис. 1.

Такая схема по сути является универсальной, но в пятидесятые годы прошлого века АСУ не были надежными, оперативными и общедоступными. Сейчас АСУ полностью отвечают современным требованиям управления и могут встраиваться в кибернетические схемы управления.

Программа управления . JH - Управляющее боэдейстбие т [7 - Измерение фактического процесса [3

1 I ' 1

Статистическая информация \ 6 АСУ V5 Информация

сдязь) |Т

Рис.1. Кибернетическая схема управления процессами

Позиции 1, 2, 3, 4 сохранены в авторской последовательности, предложенной Б. А. Дубовиковым, а 5 и 6 показывают на возможность применения АСУ для управления качеством процессов, т.е. система регистрирует УВ, оценивает их результативность выдаёт статистическую информацию.

Процесс обеспечения качества невозможно обеспечить только выполнением стандартов ИСО 9000. Это ошибочное мнение, к сожалению, получило широкое распространение, но некоторые фирмы [4], осознав возможности АСУ предлагают многоконтурные системы управления качеством труда, использующие возможности АСУТП.

Авторами (рис. 2), на основе работы [4], предложена многоконтурная система управления качеством труда в образовательной деятельности, использующая, как и у Б. А Дубовикова, три контура управления: А, Б, В и систему АСУ. Главная задача АСУ - устранение погрешностей различного характера, возникающих внутри системы и за ее пределами.

Все виды помех, точнее логистика их движения показаны волнистыми линиями, начало которых находится в блоке 9. Все блоки (см. рис. 2) имеют порядковые номера. Блоки 1, 2 и 3 образуют контур А внешнего уровня управления. Блок 4 образует самостоятельный контур Б среднего уровня управления, а блоки 5 и 6 начального уровня управления контур В. Чем раньше идентифицируется и устраняется погрешность, тем эффективнее работа СМК, чем выше уровень контура где находится источник погрешностей, тем хуже.

В СМК обычно отсутствуют данные о мере ответственности за выпуск дефектной продукции. В вузах своеобразной продукцией являются выпускники - бакалавры и магистры, их знания и умения.

Рис.2. Использование АСУ в многоконтурной системе управлениякачеством труда

В качестве основы шкалы виновности предлагается использовать систему балльных оценок функции QFD, которая имеет вид 1-3-9 [5]. При этом весовые коэффициенты уровней (рис. 2) для оценки контуров получат значения, соответствующие данным таблицы.

Мера ответственности по контурам в системе управления

Обозначение уровня Оценка в системе QFD Сумма баллов Мера ответственности в %

А 9 13 9 Q. = —100% = 69% 13

Б 3 3 QK =--100% = 23% 13

В 1 Q В = — .100% = 8% В 13

Мера ответственности оценивает только долю дефектности, контуров которую они потенциально вносят в образовательную деятельность (бездефектный труд), но юридически руководство отвечает за любой вид дефектности, а остальные за свой труд и за подчиненные им блоки.

Обращаясь к рис. 2, отметим, что СМК (блок 3) не имеет прямого воздействия на контуры Б и В. Она получает информацию из блоков 8 и 7, т.е. из системы АСУ в виде формализованной информации, которая по прямым каналам поступает из всех контуров системы обеспечения качества труда.

Такая система избавляет ППС от рутинной работы и возлагает на них ответственность за своевременную подачу информации.

СМК становится не обособленной системой с неопределенными полномочиями и ответственностью, а элементом управления, общей многоконтурной системы (рис.2).

Задачи СМК приведены в работе [7] и заключаются в определении объекта инвестиций, кадрового и финансового обеспечения, сроков исполнения и определений критерия сигнал/шум, и не более.

СМК не должна вмешиваться в работу ведущих специалистов, но обязана обеспечивать их статистической информацией о работе в области образовательной деятельности и ее перспективных направлениях.

Планирование не должно использовать такие показатели, как обеспечить высокий процент успеваемости и т.п.

В соответствии с принципами TQM [5], руководству необходимо не планировать успехи, а ликвидировать «узкие» места, обеспечивая эффективный умственный (не физический) труд, устраняя и минимизируя помехи. Помехи (см. рис. 2) несовместимы с принципами бездефектного труда. Но, к сожалению, они создаются внутри высших учебных заведений и за их границами. Это нелогичные установки и требования вышестоящих органов, новые образовательные стандарты, отсутствие производственного опыта у ППС и многое т.п.

Часть их объясняется состоянием экономики РФ, но преобладающее количество неправильной постановкой цели и отвлечением ППС на работы, связанные с текущей отчетностью, не приносящие ни пользы ни материального достатка.

Вернёмся к критериям бездефектного труда в образовательной деятельности.

Логично ли использовать критерий сдачи продукции, в нашем случае экзаменов, зачетов, курсовых работ и т.п. с первого предъявления?

По-нашему мнению нет, поскольку студент имеет право исправить замечания консультанта, повысив тем самым свою оценку.

Следует ли сдавать отчётные материалы в установленные учебным планом сроки - в зачётную

сессию.

Безусловно. Сроки этой сессии вполне достаточны не только для консультаций, но и выполнения заданий с исходных позиций, поэтому не уложившиеся в зачётную или экзаменационную сессии (за исключением форс-мажорных обстоятельств) просто непригодны для обучения.

Подведём итоги приведённого анализа.

1. СМК в настоящее время являются необходимым элементом в управлении образовательной деятельностью, но они не могут существовать обособленно, а главное - решать задачи, не воспринимаемые положительно внутренними и внешними потребностями. Сотрудники СМК должны иметь всестороннюю подготовку, и не замыкаться на вопросах контроля.

2. Система СБТ и ее основной критерий пригодны для использования, при условии справедливой оценки знаний и умений студентов.

3. Эффективной системой управления образовательной деятельности является многоконтурная система управления качеством труда, которая рассматривает СМК как элемент сбора и оценки информации для устранения и минимизации внешних и внутренних помех, и поиска перспективных решений в области обеспечения качества.

4. Необходимо определить характер отчётной информации и заинтересовать ППС в полезности не работы по оформлению отчётов, а интенсивного и качественного труда.

Список литературы

1. Дубовиков Б. А. Основы научной организации управления качеством. Издательство «Экономика». М., 1966. 321 с.

2. Дубовиков Б.А. Система управления качеством (Теоретическое обоснование и опыт применения системы бездефектного труда). Саратов: Саратовский ЦСМ им. Б.А. Дубовикова, ГУП «Типография №6», 2006. 366 с.

3. Конарева Л. А. Филипп Кросби - ярый проповедник бездефектности и качества без слез и потерь // Методы менеджмента качества, 2011. №7 С. 48-54.

4. Остапенко С.Н., Палихов Г.В., Протасьев В.Б., Юдин С.В. Управление качеством в вертикально-интегрированных структурах оборонно-промышленного комплекса. Вестник концерна «Алмаз-Антей», №2. 2019.

5. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Всеобщее управление качеством: учебник для вузов / под ред. О.П. Глудкина. М.: Радио и связь 1999. 600 с.

6. АСУ: от печали до радости. История российской автоматизации [Электронный ресурс] URL: https://habr.com/company/iladaruli/273593 (дата обращения: 22.06.2018).

7. Генити Тагути Методы мастера качества // Управление качеством, 2015. №7. С. 35-40.

Протасьев Виктор Борисович, д-р техн. наук, профессор, avprotasev@,mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Плахотникова Елена Владимировна, д-р техн. наук, профессор, e_plahotnikova@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Литвинова Ирина Васильевна, канд. экон. наук, доцент, wivaw@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

THE PURPOSE AND STRUCTURE OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF ED UCA TIONAL ACTIVITIES OF HIGHER ED UCA TION

V. B. Protasyev, E. V. Plakhotnikova, I. V. Litvinova

The negative aspects of the existing QMS and the possibility of their elimination by the correct use of the principles of TQM and modern ACS are considered. The article presents a multi-contour system of defect-free labor in educational activities, built on the principles of B. A. Dubovikov, laid down in the system of defect-free labor (SBT) used in the aviation industry of the USSR in 50...60 years of the last century.

Key words: quality, education, TQM, management system.

Protasiev Victor Borisovich, doctor of technical sciences, professor, avprotasev@,maiL ru, Russia, Tula, Tula State University,

Plakhotnikova Elena Vladimirovna, doctor of technical sciences, professor, e_plahotnikova@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Litvinova Irina Vasilevna, candidate of economic sciences, docent, wivaw@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 621.9.047

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА АВИАКОСМИЧЕСКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА СТАДИИ ИХ ПРЕДПОЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ

С.В. Сафонов, В.П. Смоленцев, А.В. Мандрыкин

Рассмотрены пути повышения качества наукоемких изделий с использованием электрических методов обработки. Этот вопрос особенно остро стоит в авиакосмическом машиностроении, где любая нештатная ситуация может вызвать не только материальные потери, но и крупный международный резонанс. Подготовка изделий к применению включает множество мероприятий, в том числе с использованием нетрадиционных методов обработки, часть которых может находиться в стадии разработки. В работе рассматривается научный подход к обоснованию выбора технологических способов, обеспечивающих получение заданных эксплуатационных показателей в процессе создания наукоемкой техники

Ключевые слова: качество, наукоемкая техника, электрические методы обработки, авиакосмическое машиностроение.

Для обеспечения требуемого качества создаваемых изделий необходима совместная работа разработчиков-конструкторов, технологов-изготовителей, заказчиков изделий с требуемыми эксплуатационными показателями [1], часть которых может быть воплощена в создаваемом объекте, другие в текущий момент не осуществимы.

Требования заказчиков ограничиваются возможностями как разработчиков так и изготовителей, что выявляется при отработке технологичности [2]. Здесь разработчики могут изготовить макеты или фрагменты новых узлов, выполнить моделирование процессов на современной вычислительной технике. Но даже при положительных результатах этого этапа далеко не всегда изготовитель может делать такие узлы при серийном изготовлении изделия. Возможно, что потребуются новые способы обработки, которыми не владеет производство, а их создание не укладывается в имеющийся временной диапазон освоения нового изделия. Тогда разработчик совместно с изготовителем выполняют отработку производственной технологичности, где приходят к соглашению по использованию различных технологических (как традиционных, так и нетрадиционных) процессов, где особое место занимают электрические методы обработки.

Обычно принятые решения проверяют моделированием или в процессе испытаний в опытном производстве.

Следующий этап отработки технологичности включает анализ и корректировку материалов под серийный выпуск и последующую эксплуатацию изделий (обслуживание, ремонт, регламентные работы и др.). На этом этапе может понадобиться довольно болезненный процесс согласования между заказчиком, разработчиком и изготовителем, где уточняются сроки и затраты, параметры изделия. На это влияют многие факторы, в том числе современные международные санкции. Здесь главной фигурой становится технолог, владеющий созданными и создаваемыми новыми технологическими процессами.

Во всех тепловых двигателях одним из факторов, определяющих качество изделий, является совершенство процесса горения при впрыске топлива через форсунки, конструкция которых все больше усложняется. Это видно на рис. 1.

Рис. 1. Огневой диск ракетного двигателя

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.