Научная статья на тему 'Обеспечение качества на объектах использования атомной энергии'

Обеспечение качества на объектах использования атомной энергии Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
278
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА / ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / ПРОЦЕДУРА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / QUALITY ASSURANCE SYSTEM / QUALITY ASSURANCE PROGRAM / EVALUATION CRITERIA / PROCEDURE

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Плеханов Валерий Шевельевич, Самошкин Юрий Алексеевич, Кулешова Елена Владимировна, Нуждин Георгий Анатольевич, Благовещенский Дмитрий Иванович

Обсуждена оценка результативности мероприятий по обеспечению качества и внедрению новых требований к системам менеджмента и программам обеспечения качества в организациях, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии. Проведен анализ документов, регламентирующих подход к разработке программ обеспечения качества. Подтверждена необходимость включения в федеральные нормы и правила требований к разработке и применению соответствующих критериев результативности и к выработке мер по использованию выявленных достижений и сильных сторон для организационного развития и непрерывного совершенствования системы обеспечения качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Плеханов Валерий Шевельевич, Самошкин Юрий Алексеевич, Кулешова Елена Владимировна, Нуждин Георгий Анатольевич, Благовещенский Дмитрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY ENSURING ON ATOMIC ENERGY USE OBJECTS

The evaluation of the effectiveness of measures to ensure quality and the introduction of new requirements for management systems and quality assurance programs in organizations operating in the field of nuclear energy was discussed. The analysis of the documents regulating the approach to the development of quality assurance programs is carried out. The necessity of inclusion in Federal norms and rules of requirements to development and application of the corresponding criteria of efficiency and to development of measures for use of the revealed achievements and strengths for organizational development and continuous improvement of system of quality assurance is confirmed.

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества на объектах использования атомной энергии»

УДК 006.065

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА НА ОБЪЕКТАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

В.Ш. Плеханов, Ю.А. Самошкин, Е.В. Кулешова, Г. А. Нуждин, Д.И. Благовещенский

Обсуждена оценка результативности мероприятий по обеспечению качества и внедрению новых требований к системам менеджмента и программам обеспечения качества в организациях, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии. Проведен анализ документов, регламентирующих подход к разработке программ обеспечения качества. Подтверждена необходимость включения в федеральные нормы и правила требований к разработке и применению соответствующих критериев результативности и к выработке мер по использованию выявленных достижений и сильных сторон для организационного развития и непрерывного совершенствования системы обеспечения качества.

Ключевые слова: система менеджмента качества, система обеспечения качества, программа обеспечения качества, критерии оценки, процедура.

В организациях, эксплуатирующих объекты использования атомной энергии (далее - ОИАЭ) и осуществляющих другие виды деятельности в области использования атомной энергии, разрабатываются и выполняются программы обеспечения качества (далее - ПОК) в течении полного жизненного цикла ОИАЭ, как это предусмотрено статьей 35 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» /1/ и статьей 13 Конвенции о ядерной безопасности /2/. Необходимость разработки ПОК установлена федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии (далее - ФНП), содержащими основные положения обеспечения безопасности всех видов ОИАЭ, включая НП-001-15 /3/. Требования к отдельным аспектам применения ПОК включены в ряд других ФНП, а порядок разработки и содержание ПОК для всех ОИАЭ установлены в НП-090-11 /4/, введенных в действие 28 июля 2013 года взамен ФНП, распространявшихся на отдельные виды ОИАЭ.

На основе внедренных в организациях ПОК в них формируется система обеспечения качества, интегрированная с системой менеджмента качества /5, 6/ (далее - СМК), что предусмотрено требованиями пункта 13 НП-090-11 /4/, исключающими необходимость дублирования требований и документов этих двух систем. Введение в действие НП-090-11 /4/ потребовало от организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, принципиального пересмотра подходов к разработке своих ПОК и представлению в них информации об организационно-технических мероприятиях по обеспечению качества /6/, влияющих на безопасность ОИАЭ. В отличие от ранее действовавших ФНП, НП-090-11 /4/ содержит требования, предусматривающие представление в ПОК кратких и/или схематичных описаний установленного порядка (действующих процедур) осуществления деятельности по указанным в НП-090-11 /4/ направлениям обеспечения качества, тогда как ранее действовавшие ФНП допускали вместо описаний приводить ссылки на документы организации, регламентирующие порядок осуществления этой деятельности, и, соответственно, такой подход к разработке ПОК:

- лимитировал возможности получения корректной внешней оценки соответствия ПОК требованиям ФНП и результативности ее выполнения, в связи с необходимостью рассмотрения большого массива ссылочной документации;

- приводил к повышению трудоемкости оценки результативности выполнения ПОК и ограничению возможностей применения дифференцированного подхода при проведении инспекционных проверок;

- создавал основу для накопления неточностей в ПОК, связанных, в частности, с внесением изменений в ссылочные документы;

- ограничивал возможности ознакомления персонала организации с содержанием и направленностью процедур обеспечения качества.

Указанные недостатки ПОК порою порождали формальное отношение к содержащимся в них требованиям, к отнесению ПОК к документам, требования которых «не влияют» на обеспечение безопасности ОИАЭ, что могло оказывать негативное влияние на формирование и поддержание культуры безопасности в организации. С учетом вышесказанного, введение в действие НП-090-11 /4/ следует рассматривать как первый шаг к восстановлению роли документа в вопросах обеспечения безопасности, прежде всего на первом уровне глубокоэшелонированной защиты ОИАЭ, предусматриваемой общими положениями обеспечения безопасности ОИАЭ, например /3, 7/.

В настоящее время практически завершен этап приведения ПОК организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, в соответствие требованиям НП-090-11 /4/. Можно констатировать, что в ПОК обеспечено наличие свидетельств применения в организации процедур обеспечения качества в форме кратких описаний, определяющих их содержание, обеспечивающих их прозрачность и возможность их контроля на основе дифференцированного подхода, а НП-090-11 /4/ обеспечивает соответствующий контроль необходимыми критериями.

Дальнейшее совершенствование деятельности по обеспечению качества в области использования атомной энергии связано с применением оценки результативности процессов и направлений деятельности, в частности, с учетом положений документа МАГАТЭ № GSR part 2 /8/, предусматривающего следующее:

- руководство высшего звена должно устанавливать цели, стратегии, планы и задачи организации, соответствующие политике организации в области обеспечения безопасности /9, 10/;

- руководство высшего звена должно обеспечивать, чтобы на различных уровнях организации устанавливались поддающиеся измерению цели, соответствующие этим стратегиям, планам и задачам /9, 10/;

- все процессы должны регулярно оцениваться на предмет определения их результативности;

- записи, подтверждающие достижение результатов соответствующего процесса, должны фиксироваться в документации данного процесса.

Наконец в пункте 6.8 № GSR part 2 /8/ указана одна из целей оценки результативности процессов и направлений деятельности - организации должны предусматривать меры по использованию достижений и сильных сторон для своего организационного развития и непрерывного совершенствования.

Аналогичные требования общего характера включались в федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии на протяжении последних пятнадцати лет, однако подход к совершенствованию системы обеспечения качества организаций на основе анализа оценок результативности по основным направлениям, предусмотренным требованиями к ПОК, так и не был реализован и это связано с недостаточной конкретизацией соответствующих требований. Согласно пункту 2 НП-090-11 /4/ устанавливают требования к структуре, содержанию и порядку разработки ПОК для ОИАЭ, однако в пункте 6 НП-090-11 /4/ указано, что организация, осуществляющая деятельность в области использования атомной энергии, должна осуществлять помимо разработки, утверждения и ввода в действие ПОК также и ее выполнение и проверку выполнения. Каким образом должны быть реализованы выполнение и контроль выполнения ПОК в ФНП не определено, очевидно лишь, что при контроле выполнения ПОК не обойтись без установления критериев оценки результативности по каждому из основных направлений деятельности по обеспечению качества, предусмотренным требованиями НП-090-11 /4/, также как применение критериев предусмотрено НП-090-11 /4/ для оценки результативности ПОК в целом.

Для оценки приемлемости деятельности по обеспечению качества на соответствующем этапе лицензирования в федеральных нормах и правилах, устанавливающих требования и руководствах по безопасности при использовании атомной энергии (далее - РБ), предусматривающих рекомендации к содержанию отчета по обоснованию безопасности (далее - ООБ), предусмотрена необходимость представления информации о достаточности мер по направлениям деятельности, приведенным в НП-090-11, в части выполнения ПОК. Такие требования содержатся в НП-006-16 /11/, НП-018-05 /12/, НП-023-2000 /13/, НП-049-17 /14/, НП-051-04 /15/ и др., однако для обеспечения представления вышеуказанной информации в ООБ также необходимо установить конкретные перечень направлений деятельности по обеспечению качества и критерии оценки по каждому из направлений. В ФНП содержатся требования к представлению в ООБ сведений по отдельным вопросам обеспечения качества, на основе которых может быть оценена результативность соответствующих процедур. Например, требованиями пункта 9.1.2 НП-066-05 /16/ предусмотрена необходимость включения в ООБ сведений по каждому подразделению о его структуре, с указанием должностей - от руководителя подразделения до работников (персонала) (начальников смен, сменных операторов, ремонтного персонала и т. д.), количеству смен, а также численному составу по каждой позиции с учетом резерва (дублеров). Вышеуказанные сведения позволяют оценить результативность действующих процедур управления персоналом, участвующим в выполнении и контроле выполнения работ, на которые распространяется ПОК при его подборе и комплектовании (на необходимость описания таких процедур в ПОК указано в требованиях пункта 16 НП-090-11 /4/).

Потребность в критериях оценки результативности процедур обеспечения качества, включаемых в ПОК, ощущается и самими организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии и они вводят подобные критерии в своих процедурных документах. Примером могут служить методические рекомендации АО «Концерн Росэнергоатом» по проведению анализа влияния на безопасность атомных станций организационных изменений, в которых предусмотрены критерии оценки результативности проведенных изменений, связанные, в том числе с количественными показателями по зафиксированным несоответствиям до и после организационных изменений.

Проблему выполнения и контроля выполнения ПОК следует решать с применением системного подхода исходя из следующего.

В настоящее время для ОИАЭ разрабатываются, как правило, три комплекта документов, представляемых для внешней оценки и отражающих, в том числе, состояние обеспечения качества в организации: ООБ; ПОК и документы СМК /6/. В идеале содержание документов каждого из указанных комплектов не должно дублировать информацию документов из других комплектов, поддерживая полноту информации, создающей уверенность в достаточности организационно-технических и иных мероприятий по обеспечению качества для безопасности ОИАЭ. Сведения и информация об обеспечении безопасности ОИАЭ или безопасности деятельности в области использования атомной энергии прикладываются в виде комплекта документов к заявлению на получение лицензии или внесения изменений в лицензию

на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии. Представленные Заявителем сведения проходят экспертизу, и их достоверность проверяется в организации, что обеспечивает необходимую уверенность в безопасности ОИАЭ и осуществляемых в области использования атомной энергии видов деятельности.

ООБ является отчетным документом, разработка и содержание которого, начиная с этапов выбора площадки и проектирования ОИАЭ, регламентированы требованиями ФНП и положениями РБ. ООБ, содержащий от нескольких до десятка и более томов, должен, очевидно, содержать сведения об итогах обеспечения безопасности (в том числе на основе мероприятий по обеспечению качества) на момент его составления, подкрепляемые количественными данными и оценками по предусмотренным ФНП и РБ показателям.

Таким образом, по вопросам обеспечения качества в ООБ следует включать информацию, содержащую итоги периодических оценок результативности основных направлений деятельности, которые необходимо определить при очередном пересмотре НП-090-11 /4/, установив также требования к разработке и применению соответствующих критериев результативности и к выработке мер по использованию выявленных достижений и сильных сторон для организационного развития и непрерывного совершенствования системы обеспечения качества в целях повышения культуры безопасности и уровня безопасности ОИАЭ.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (с изменениями на 27 декабря 2018 года), 2018.

2. Конвенция о ядерной безопасности. Принята 17 июня 1994 года, 1994.

3. НП-001-15. Общие положения обеспечения безопасности атомных станций. Утв. приказом Ростехнадзора от 17 декабря 2015 г. № 522.

4. НП-090-11. Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии. Утв. приказом Ростехнадзора от 07 февраля 2012 г. № 85.

5. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ. 2015. 24 с.

6. В.Ш. Плеханов, Ю.А. Самошкин, Е.В. Кулешова, Г.А. Нуждин, Е.И. Хунузиди. Применение нормативных документов в целях оценки соответствия систем менеджмента качества // Наноинженерия, 2014. №11. С. 44 - 48.

7. НП-016-05. Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ). Утв. постановлением Ростехнадзора от 02 декабря 2005 г. № 11.

8. Лидерство и менеджмент для обеспечения безопасности (нормы безопасности МАГАТЭ, № GSR part 2).

9. Г.А. Нуждин, Самошкин Ю.А., Ляпина Г.И. Процессный подход к менеджменту качества: управление политикой и целями в области качества.// Справочник. Инженерный журнал.-2005.-№7.-С. 41 - 42.

10. Г.А. Нуждин, Самошкин Ю.А., Ляпина Г.И. Процессный подход к менеджменту качества: стратегическое планирование.// Справочник. Инженерный журнал.-2005.-№6.-С. 26 - 29.

11. НП-006-16. Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности блока атомной станции с реактором типа ВВЭР. Утв. приказом Ростехнадзора от 13 февраля 2017 г. № 53.

12. НП-018-05. Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности атомных станций с реакторами на быстрых нейтронах. Утв. постановлением Ростехнадзора от 02 декабря 2005 г. № 9.

13. НП-023-2000. Требования к отчету по обоснованию безопасности ядерных энергетических установок судов. Утв. постановлением Ростехнадзора от 28 декабря 2000 г. № 15.

14. НП-049-17. Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности исследовательских ядерных установок. Утв. приказом Ростехнадзора от 05 декабря 2017 г. № 528.

15. НП-051-04. Требования к отчету по обоснованию безопасности ядерных энергетических установок судов. Утв. постановлением Ростехнадзора от 04 октября 2004 г. № 3.

16. НП-066-05. Требования к отчету по обоснованию безопасности пунктов хранения ядерных материалов. Утв. постановлением Ростехнадзора от 02 декабря 2005 г. № 11.

Плеханов Валерий Шевельевич, канд. техн. наук, начальник отдела, samoshkin. yuriy@mail. ru, Россия, Москва, Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности (ФБУ «НТЦ ЯРБ»),

Самошкин Юрий Алексеевич, начальник лаборатории, samoshkin. yuriy@mail. ru, Россия, Москва, Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности (ФБУ «НТЦ ЯРБ»),

Кулешова Елена Владимировна, старший научный сотрудник отдела надежности и качества, samoshkin. yuriy@mail. ru, Россия, Москва, Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности (ФБУ «НТЦ ЯРБ»),

Нуждин Георгий Анатольевич, канд. техн. наук, доцент, заместитель начальника отдела, nu-zhdin. 65@mail. ru, Россия, Москва, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (НИТУ «МИСиС»),

Благовещенский Дмитрий Иванович, канд. техн. наук, доцент, директор, csm@uncnet.ru, Россия, Тула,Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тульской области (ФБУ «Тульский ЦСМ»)

THE QUALITY ENSURING ON ATOMIC ENERGY USE OBJECTS V.Sh. Plekhanov, Yu.A. Samoshkin, E. V. Kuleshova, G.A. Nuzhdin, D.I. Blagoveshchensky

The evaluation of the effectiveness of measures to ensure quality and the introduction of new requirements for management systems and quality assurance programs in organizations operating in the field of nuclear energy was discussed. The analysis of the documents regulating the approach to the development of quality assurance programs is carried out. The necessity of inclusion in Federal norms and rules of requirements to development and application of the corresponding criteria of efficiency and to development of measures for use of the revealed achievements and strengths for organizational development and continuous improvement of system of quality assurance is confirmed.

Key words: quality management system, quality assurance system, quality assurance program, evaluation criteria, procedure.

Plekhanov Valery Shevelevich, candidate of technical sciences, docent, head of department, samoshkin. yuriy@mail. ru, Russia, Moscow, Scientific and Technical Center for Nuclear and Radiation Safety (FBI "STC NRS"),

Samoshkin Yuri Alekseevich, head of laboratory, samoshkin.yuriy@mail.ru, Russia, Moscow, Scientific and Technical Center for Nuclear and Radiation Safety (FBI "STC NRS"),

Kuleshova Elena Vladimirovna, senior researcher, reliability and quality department, samoshkin. yuriy@mail. ru, Russia, Moscow, Scientific and Technical Center for Nuclear and Radiation Safety (FBI "STC NRS"),

Nuzhdin Georgy Anatolyevich, candidate of technical sciences, docent, deputy head of department, nuzhdin. 65@mail. ru, Russia, Moscow, National Research Technological University "MISiS" (NUST "MISiS"),

Blagoveshchensky Dmitry Ivanovich, candidate of technical sciences, docent, director, csm@uncnet.ru, Russia, Tula, State Regional Center for Standardization, Metrology and Testing in the Tula Region (Federal State Institution "Tula CSM")

УДК 658

ЦЕЛЬ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В.Б. Протасьев, Е.В. Плахотникова, И.В. Литвинова

Рассматриваются негативные стороны действующих СМК и возможности их устранения правильным использованием принципов TQM и современных АСУ. Приводится многоконтурная система бездефектного труда в образовательной деятельности, построенная на принципах Б.А. Дубовикова, заложенных в систему бездефектного труда (СБТ) используемой в авиационной промышленности СССР в 50...60 годы прошлого века.

Ключевые слова: качество, образование, TQM, система менеджмента.

Не секрет в том, система менеджмента качества (СМК) высших учебных заведений в нынешней форме не способствует повышению качества образования.

Решение задач научно-технического роста, а тем более обеспечения прорыва в эффективности экономики в этих условиях выглядит проблематично. Не учитывается тот факт, что рациональные условия для успеха в данном направлении были созданы в СССР в 60-х годах прошлого столетия.

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.