Научная статья на тему 'Цель и содержание подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения'

Цель и содержание подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЬ / СОДЕРЖАНИЕ / СИСТЕМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Китайгородская Галина Ивановна

В статье представлены цель и содержание методической подготовки, направленные на формирование готовности к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цель и содержание подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения»

УДК 378.147

ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ К СИСТЕМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

PURPOSE AND CONTENT OF PREPARATION OF THE TEACHER OF PHYSICS TO SYSTEM DESIGNING OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE PROFILE TRAINING CONDITIONS

Г. И. Китайгородская G. I. Kitaygorodskaya

ГОУ ВПО «Коми государственный педагогический институт», г. Сыктывкар

Аннотация. В статье представлены цель и содержание методической подготовки, направленные на формирование готовности к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения.

Abstract. The purpose and the content of methodical preparation aimed at formation of readiness for system designing of educational process in the conditions of profile training are presented in the article.

Ключевые слова: цель, содержание, системное проектирование, образовательный процесс.

Keywords: purpose, content, system designing, educational process.

Актуальность исследуемой проблемы. Введение профильного обучения в массовой общеобразовательной школе требует существенных изменений в содержании, структуре и организации образования старшеклассников. В реализации профильного обучения физике эти изменения осуществляет учитель физики. При этом он сталкивается с новыми профессиональными задачами, к решению которых должен быть сам подготовлен, а это требует дальнейшего совершенствования и развития педагогического образования.

Ведущим видом профессиональной деятельности учителя физики в реализации профильного обучения является проектирование образовательного процесса на базовом и профильном уровнях, а также проектирование образовательного процесса по физике, которые осуществляются в форме элективных курсов. В связи с этим изменились и цели методической подготовки учителя физики: появилась цель, связанная с формированием его готовности к такому виду профессиональной деятельности, как педагогическое проектирование образовательного процесса в условиях профильного обучения, а это, в свою очередь, требует проектирования нового содержания методической подготовки учителя физики.

Материал и методика исследований. Разработке содержания подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса предшествовали:

1) изучение совокупности научных эмпирических и теоретических фактов, обобщений, теоретико-методологических положений, теорий, содержащихся в научных трудах по следующим направлениям:

- теория и практика педагогического проектирования (В. П. Бедерханова, В. С. Безрукова, В. П. Беспалько, И. А. Колесникова, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, В. М. Монахов, Г. А. Монахова, А. А. Машиньян, А. В. Хуторской, А. А. Шаповалов, Г. П. Щедровицкий и др.) [3], [5] и др.;

- целостный и системный подходы к рассмотрению педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, В. С. Ильин, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, В. А. Сластенин и др.) [2], [5], [7], [8] и др.;

- теория познания, общепсихологическая теория мышления (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Б. Т. Лихачев, С. Л. Рубинштейн и др.) [4], [6] и др.;

- основные идеи, положения и методология системного подхода, формирование научных и практических знаний на основе системного подхода (А. Н. Аверьянов, Э. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Т. Кун, Ф. И. Перегрудов, В. Н. Садовский, В. Н. Спиц-надель, Э. Г. Юдин и др.) [1], [6] и др.;

2) анализ структуры процесса педагогического проектирования (Н. А. Алексеев, Дж. ванн Гиг, Я. Дитрих, П. Хилл, Дж. Джонс, Е. С. Заир-Бек, В. В. Краевский, А. М. Новиков и др.);

3) разработка структуры и содержания компонентов системного мышления учителя физики применительно к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения, детерминирующего эту деятельность;

4) рефлексия опыта подготовки учителя физики к системной проектировочной деятельности. Предметом анализа в данном случае выступали объект проектирования как система (образовательный процесс по физике), процессуальная схема деятельности по системному проектированию, варианты построения структуры содержания, возникающие проблемы, противоречия в достижении цели подготовки.

Результаты исследований и их обсуждение. Одним из основных объектов проектирования учителя физики является образовательный процесс. Мы считаем, что для проектирования образовательного процесса в условиях профильного обучения учителю физики необходимо использовать методологию системного подхода как инструментальную, методологическую основу проектирования, поскольку и объект проектировочной деятельности учителя физики, и собственно сама проектировочная деятельность являются системами.

Применение методологии системного подхода к деятельности учителя физики по проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в его подготовке. Во-первых, эти особенности во многом определяются возможностями предмета «Физика» в плане учета интересов, склонностей и способностей учащихся, а также условиями, которые необходимо создать для обучения учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Во-вторых, эти особенности определяются системными свойствами объекта проектирования - образовательного процесса по физике. Однако его системное проектиро-

вание не должно сводиться лишь к описанию проектируемого объекта как системы и его системных качеств. Системное проектирование должно иметь своей целью выявление механизмов функционирования и развития объекта проектирования как многомерного и многоуровневого целого в его внутренних и внешних характеристиках.

В-третьих, деятельность учителя физики по системному проектированию сама должна быть системной, т. е. в процессуальном плане эта деятельность должна осуществляться в соответствии с логикой системного подхода и его методологией.

В-четвертых, эти особенности связаны с особым качеством мышления учителя физики. Деятельность учителя физики по системному проектированию образовательного процесса профильного обучения детерминируется его системным профессиональнопедагогическим мышлением, которое следует рассматривать как общенаучную методологию системного познания и преобразования объектов педагогической действительности.

Для достижения поставленной цели, а также учитывая указанные выше особенности применения методологии системного подхода к системному проектированию образовательного процесса по физике в условиях профильного обучения, мы предлагаем следующее содержание соответствующей подготовки (табл. 1).

Таблица 1

Структура содержания подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения

№№ п/п Разделы Содержание разделов

1. Профориентационная направленность школьного курса физики Профориентация учащихся в образовательном процессе по физике. Роль предметной области «Физика» в науке и практике. Профессиональная направленность и профессиональное самоопределение учащихся, их развитие в образовательном процессе по физике. Профессиональная деятельность людей, связанная с предметной областью «Физика». Особенности получения профессионального образования, имеющие отношение к предметной области «Физика»

2. Образовательный процесс по физике в условиях профильного обучения как система Специфика, закономерности и системная структура образовательного процесса по физике. Элементный состав образовательного процесса по физике. Взаимосвязи элементов образовательного процесса по физике. Системные свойства образовательного процесса по физике. Системная структура и многоуровневость образовательного процесса по физике. Функционирование и развитие образовательного процесса по физике

3. Системный подход как методология проектирования Основные понятия системного подхода и законы системообразования. Системные законы целого. Системное многоуровневое и многомерное понимание познаваемого объекта

4. Деятельность по системному проектированию Педагогическое проектирование как вид профессиональной деятельности учителя физики. Особенности и системный характер проектирования. Процессуальная схема системного проектирования и ее этапы. Содержание деятельности на этапах системного проектирования

Содержание первого раздела сформировано нами с учетом следующих обстоятельств. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что важнейшим требованием к современной школе является ее ориентация на развитие личности обучающихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями. В связи с этим мы считаем, что образовательный процесс по физике в условиях профильного обучения должен быть профориентационно направленным, т. е. таким, в рамках которого учителем физики посредством его профориентационной деятельности создаются условия для оказания помощи учащимся в выборе профессии и подготовки их к получению профессионального образования, а также будущей профессиональной деятельности. В связи с этим в содержание подготовки учителя физики мы включаем раздел «Профориентационная направленность школьного курса физики», основной целью которого является формирование осознанной мотивации и способов профориентационно направленной деятельности в условиях профильного обучения физике.

В содержание этого раздела предлагается включить такой материал, как:

- профориентационный процесс, его ценности, смысл и закономерности;

- профессиональная направленность, профессиональное самоопределение учащихся, возможности образовательной области «Физика» для их формирования;

- сферы профессиональной деятельности, связанные с предметной областью «Физика», профессиональная деятельность людей, имеющих отношение к предметной области «Физика» (профессии, объекты, требования и условия профессиональной деятельности);

- технико-экономическая и социальная роль предметной области «Физика» в науке и практике;

- положение специалистов предметной области «Физика» в рейтинге на рынке труда;

- особенности получения высшего, среднего и профессионального образования, имеющие отношение к предметной области «Физика» (укрупненные группы направлений подготовки бакалавров и магистров высшего профессионального образования, наименования специальностей среднего профессионального образования по укрупненным группам направлений подготовки и специальностям; перечень профессий начального профессионального образования, основные требования к освоению программ профессионального образования);

- технологии изучения и развития интересов, склонностей учащихся;

- проектирование профориентационного процесса в условиях профильного обучения физике;

- содержание профориентационного характера в курсе физики, профориентационный потенциал в содержании физического образования в условиях профильного обучения;

- профориентационные средства и формы в образовательном процессе по физике.

Освоение предложенного содержания позволит обобщить знания будущих учителей физики по профессиональной ориентации школьников из курсов педагогики и психологии, конкретизировать их применительно к образовательному процессу по физике, сформировать целостный образ профориентационной деятельности учителя физики, которую необходимо осуществлять для достижения целей профильного обучения. Изучая содержание данного раздела, студенты готовятся к проектированию образова-

тельного процесса по физике в аспекте проектирования его профориентационного потенциала.

Во второй раздел следует включить содержание, которое направлено на формирование у студентов обобщенного знания об объекте проектирования и его качествах, т. е. об образовательном процессе по физике в условиях профильного обучения как системе. Содержание этого раздела целесообразно сгруппировать и структурировать следующим образом:

Модуль 1. Специфика и закономерности образовательного процесса по физике в условиях профильного обучения как системы. Системная структура образовательного процесса по физике. Многоуровневость структуры образовательного процесса по физике.

Модуль 2. Образовательный процесс по физике как совокупность элементов. Элементы образовательного процесса как подсистемы. Свойства и характеристики элементов образовательного процесса по физике.

Модуль 3. Взаимосвязи элементов образовательного процесса по физике, объединяющие их в систему.

Модуль 4. Системные свойства образовательного процесса по физике и его связи с другими системами и подсистемами.

Модуль 5. Системная структура и многоуровневость образовательного процесса по физике.

Модуль 6. Функционирование и развитие образовательного процесса по физике в условиях профильного обучения. Взаимоотношения системы с внешней средой. Единство внешних и внутренних стимулов функционирования и развития образовательного процесса по физике как системы.

Этот раздел содержания обеспечивает системное познание учителем физики объекта проектирования - образовательного процесса по физике в условиях профильного обучения посредством выполнения основных мыслительных действий.

В третий раздел нами включено содержание, освоение которого направлено на формирование методологической базы будущего системного проектирования образовательного процесса по физике. В него следует включить содержание, обеспечивающее учителя физики знаниями о системе и системном подходе как методологии познания, которую необходимо применять в познании и преобразовании объектов педагогической действительности и, в первую очередь, в проектировании образовательного процесса по физике. Это, прежде всего, такие понятия, как система, структура системы, элемент системы, системообразующий фактор системы, взаимосвязи элементов, положительная и отрицательная обратная связь, целостность систем.

В процессе освоения этой части содержания будущий учитель физики изучает законы системообразования (интеграции частей в целое), системные законы целого (интегральные базисные законы структуры, функционирования и развития целого), эмерд-жентные свойства системы, принцип контурного мышления в познании систем. Этот раздел содержания имеет большое методологическое значение, поскольку он вооружает учителя физики методами познания и преобразования любых систем на основе их анализа и синтеза. В процессе анализа система выделяется из среды, определяется состав и структура системы, ее функции, свойства, системообразующие факторы, связь со сре-

дой. В процессе синтеза строится модель системы. Таким образом, описание объектов как систем выполняет функцию интеграции информации об объекте, что мы и рассматриваем в нашем исследовании в качестве методологической базы педагогического проектирования.

В четвертый раздел мы включили содержание подготовки, которое направлено на формирование знаний будущего учителя физики о процессе деятельности по системному проектированию образовательного процесса и умений эту деятельность осуществлять в условиях профильного обучения. В этот раздел мы включили следующее содержание: педагогическое проектирование - вид профессиональной деятельности, особенности и системный характер проектирования, процессуальная схема системного проектирования и ее этапы, содержание деятельности на этапах системного проектирования.

При изучении содержания этого раздела особое внимание должно быть уделено процессуальной схеме системного проектирования и адекватной ей системе мыслительных действий. Процессуальная схема системного проектирования становится объектом познания будущих учителей физики. Она построена на основе учета существенных признаков педагогической системы как объекта проектирования и основных положений философского принципа системности (целостность систем, самодвижение как источник их развития, единство анализа и синтеза при исследовании систем), а также на основе методологических требований системного подхода и реализуется посредством системы мыслительных действий. Эти мыслительные действия могут быть сгруппированы и осуществлены последовательно в ходе ориентировочно-подготовительного, аналитического и синтетического этапов системного проектирования. Студенты должны научиться выполнять такие мыслительные действия, как:

- определение проблем системного проектирования образовательного процесса профильного обучения физике;

- определение (формулирование, постановка) цели и задач проектирования образовательного процесса по физике в условиях профильного обучения в виде его новых свойств, особенностей, характеристик, требований;

- установление, обнаружение неизвестных (скрытых) существующих взаимосвязей и отношений к образовательному процессу по физике и его компонентам;

- формирование критериев и эталонов самооценки мыслительной деятельности с учетом основных закономерностей образовательного процесса;

- создание возможных альтернативных путей проектирования образовательного процесса по физике в условиях профильного обучения, их обоснованный выбор на основе более существенных факторов;

- саморегуляция мыслительной деятельности по проектированию компонентов образовательного процесса, взаимосвязей между образовательным процессом и социальным заказом, между компонентами образовательного процесса;

- создание новой ментальной модели образовательного процесса по физике в условиях профильного обучения как системы;

- исследование эмерджентных свойств новой ментальной модели образовательного процесса по физике и путей его развития;

- рефлексия результатов системного проектирования образовательного процесса по физике в условиях профильного обучения.

Резюме. В ходе теоретического этапа исследования была поставлена цель подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в ус-

ловиях профильного обучения, заключающаяся в формировании готовности учителя физики к этому виду деятельности. Для достижения этой цели было разработано содержание, в котором мы стремились отразить системность образовательного процесса по физике в условиях профильного обучения, а также общие структурные элементы этой деятельности: мотивы и цели деятельности; схему и этапы деятельности; психические акты деятельности (основные мыслительные действия), результаты, условия и средства деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверьянов, А. Н. Системное познание мира: методологические проблемы / А. Н. Аверьянов. - М. : Политиздат, 1985. - 263 с.

2. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы) / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1982. - 190 с.

3. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика : учеб. пособие / В. С. Безрукова. - Екатеринбург : Деловая книга, 1996. - 344 с.

4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 2 / Л. С. Выготский / под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. - М. : Педагогика, 1988. - 504 с.

5. Краевский, В. В. Преподавание как творческая деятельность учителя / В. В. Краевский // Дидактика средней школы : сб. тр. - М. : Просвещение, 1982. - 319 с.

6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл ; Издательский центр «Академия», 2005. - 352 с.

7. Садовский, В. Н. Проблемы философского обоснования системных исследований / В. Н. Садовский // Системные исследования: методологические проблемы : сб. тр. - М. : Наука, 1984. - С. 32-51.

8. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2004. - 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.