Научная статья на тему 'Структура системного профессионально-педагогического мышления учителя физики'

Структура системного профессионально-педагогического мышления учителя физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
MIND / СИСТЕМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ / PROFESSIONAL MIND OF THE TEACHER OF PHYSICS / КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ / COMPONENTS OF SYSTEMIC PROFESSIONAL MIND OF THE TEACHER / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ / THE SPECIAL EDUCATION OF PHYSICS / МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Китайгородская Г.И.

В статье рассматривается понятие «системное профессионально-педагогическое мышление учи-теля физики», предлагается его структура в виде трех компонентов: мотивационно-ценностного, предметного, операционального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Китайгородская Г.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF SYSTEMIC PROFESSIONAL PEDAGOGIC MIND OF THE TEACHER OF PHYSICS

The article deals with the notion of systemic professional mind of the teacher of physics. The notion is struc-tured in 3 components: motivational, objective and operational.

Текст научной работы на тему «Структура системного профессионально-педагогического мышления учителя физики»

гия педагогики: новый этап. - М., 2006.

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002.

9. Лебедев В.В. Структурирование компетенций - перспективное направление в решении проблем образования / Школьные технологии. - 2007. - № 2.

10. Лебедев В.В. Субъектно-развивающие компетенции в образовании / Общество и образование г. Орел. - 2008. - № 5.

11. Лебедев В.В. Критерии оценивания знаний учащихся как основа для проектирования опера-ционно-определяемых результатов учения / Оценка качества образования. - 2008. - № 6.

12. Мартан Ж.-П. Улучшающая мир компетенция как цель обучения. -Шр://гида^оигсе.о^^Ы/«Улучшающая_мир_ко мпетенция»_как_цель_обучения_(Мартан).

13. Новиков А.М. Методология образования. -М., 2006.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. -М.: Просвещение, 2008.

15. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М., 1995.

16. Ямбург Е.А. Гармонизация педагогических парадигм - стратегия развития образования. -http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=3979.

УДК 378.147 ББК 74.58

СТРУКТУРА СИСТЕМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

Г.И. Китайгородская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики Коми государственного педагогического института, (909) 1241457, gikit@rambler.ru

В статье рассматривается понятие «системное профессионально-педагогическое мышление учителя физики», предлагается его структура в виде трех компонентов: мотивационно-ценностного, предметного, операционального.

Ключевые слова: мышление, системное профессионально-педагогическое мышление учителя физики, компоненты системного мышления учителя, профильное обучение физике.

THE STRUCTURE OF SYSTEMIC PROFESSIONAL PEDAGOGIC MIND OF THE TEACHER OF

PHYSICS

Kitaygorodskaya G.I.

The article deals with the notion of systemic professional mind of the teacher ofphysics. The notion is structured in 3 components: motivational, objective and operational.

Keywords: mind, professional mind of the teacher of physics, components of systemic professional mind of the teacher, the special education of physics.

С давних времен человек системно познавал и осваивал мир, часто не осознавая этого. Однако уровень, характер, качество системного познания менялись по мере развития человека и его мышления. Сегодня системность, системный подход, системное мышление стали качественной характеристикой всех сфер деятельности человека, в том числе и профессиональной. Считается, что если специалист рассматривает свою область деятельности как систему, анализирует и решает профессиональные проблемы системными методами, то можно надеяться на высокую эффективность его труда. Такой подход к профессиональной деятельности требует качественно нового, системного мышления специалиста.

Исследованию сущности понятия «системное мышление» посвящены работы многих авторов: Б.Г. Ананьева, А.Н. Аверьянова, Дж.О. Коннора, И. Макдермотта, В.П. Кузьмина, Б.Ф. Ломова, З.А. Решетовой, Н.А. Резник, Н.В. Макаровой, И.Г. Спицнаделя и др. Исследователи выделяют

различные стороны данного феномена, определяя его по-разному:

- как качественно новый, по сравнению с несистемным, окультуренный процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся единообразием и целостностью отражения действительности [10];

- как наиболее развитую форму мышления [1,

7];

- как качественно новое состояние разума [11];

- как вид мышления, заключающийся в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием принципов системного анализа [13, 14];

- как способность личности к анализу и синтезу объекта как целостности взаимосвязанных элементов, подчиненных исходному отношению, конструирующему систему [8, 9];

- как особый специфический метод познания мира, «с помощью которого можно выявить определенные закономерности, определенный смысл в

ряду событий и явлений, чтобы лучше подготовиться к будущему и получить возможность оказывать на него влияние» [6].

Общая методологическая установка системного мышления, по мнению Н.В. Решетовой, заключается в рассмотрении объектов любой науки с единой точки зрения в одной из всеобщих форм их бытия: в форме систем как целостностей в единстве с внутренней сложностью и организованностью частей. Системное мышление рассматривает реальный объект (комплекс объектов) как многомерное целое с учетом множества детерминирующих факторов: специфических и неспецифических, прямых и косвенных, стабильных и переменных [12].

Самое распространенное определение понятия «системное мышление» основывается на его понимании как мышления, строго учитывающего положения и принципы системного подхода (А. Торокин, В.П. Казарян, М.И. Меерович, Л.И. Шрагина, В.А. Ширяева, Г.П. Поваров, ВС. Тюх-нин, Ю.А. Урманцев и др.). При этом авторами отмечается универсальность системного подхода в описании природных и общественных систем, а также демонстрируются возможности применения его в качестве методологии научного познания мира.

Проанализировав различные подходы к определению сущности понятия «системное мышление», хотим отметить, что представленные точки зрения и подходы не противоречат друг другу, а дополняют и расширяют представления об этом многоаспектном понятии. Вся система знаний и действий человека, усвоенная им в жизни, является результатом деятельности его мышления. Развитие мышления является одной из общепризнанных в зарубежной и отечественной педагогике образовательных целей на протяжении десятилетий. В социально-педагогическом плане его важность связывается с представлением об опоре демократического общества на сбалансированное критическое и рациональное мышление граждан и связанную с ним способность принимать обдуманные, взвешенные решения.

В настоящее время существует много научных работ по различным направлениям системного подхода и существенно меньше исследований, посвященных проблемам формирования и развития системного профессионального мышления и, в частности, системного профессионально-педагогического. С нашей точки зрения, системное мышление в профессиональной деятельности человека имеет большое значение, поскольку это универсальный природный механизм понимания любых систем. Системы, представленные самыми разнообразными элементами (по их форме и содержанию), работают по одним и тем же законам

их структуры. Почти всегда поведение системы зависит не только от конкретных свойств элементов этих систем, но и от того, как и зачем эти элементы собраны вместе, т.е. от их связей и общей структуры.

Профессиональная деятельность учителя непосредственно связана с объектами, которые являются системами, да и деятельность учителя также представляет собой системный процесс. Системный подход в профессионально-педагогической деятельности предполагает системный анализ педагогических явлений и процессов, в котором можно выделить четыре аспекта: морфологический (из каких элементов состоит); структурный анализ (связи и отношения между элементами); функциональный (задачи, место каждого элемента, их иерархия); генетический (происхождение, перспективы развития) [3]. Следовательно, если реализуется системный подход как методологический принцип, то исследование ведется с позиции компонентного анализа состава системы и ее подсистем, их связей и отношений в процессе функционирования и развития системы. Таким образом, системный подход в профессиональной деятельности учителя можно рассматривать как метод изучения и преобразования системных педагогических объектов, которым невозможно «пользоваться», не обладая системным профессионально-педагогическим мышлением. Именно такое мышление позволяет перейти от фрагментарного познания педагогических объектов, связанного с делением их на части, к системному, предоставляющему возможность понимания структурных взаимосвязей. Под системным профессионально-педагогическим мышлением мы понимаем научную методологию системного познания (отражения) и преобразования объектов педагогической деятельности. Системное отражение и преобразование следует рассматривать как отражение и преобразование познаваемого объекта с позиций системного подхода. Определяя понятие системного профессионально-педагогического мышления, мы связываем его непосредственно с педагогической деятельностью учителя, при этом считаем необходимым учитывать и сущность объектов педагогической деятельности. В своей профессиональной деятельности учитель имеет дело с различными объектами, которые представляют собой системы. Одним из таких объектов является образовательный процесс.

Как показал анализ результатов научных исследований, сегодня не существует единой, стройной теории формирования и развития системного профессионально-педагогического мышления. При этом следует отметить возрастание интереса исследователей к проблемам системного профессионально-педагогического мышления. Это можно

объяснить тем очевидным обстоятельством, что решение этих проблем прямо и непосредственно связано с повышением эффективности труда учителя. Системное профессионально-педагогическое мышление является интегративным, структурированным, многокомпонентным феноменом, включающим разноуровневые образования, проявляющиеся в различных формах. Это многомерное и многоуровневое понятие, которому присущи такие основные свойства, как целостность рассмотрения объектов педагогической деятельности в форме систем в единстве с их внутренней сложностью и организацией частей; способность к определению системообразующих, системосохраняющих и сис-теморазрушающих факторов; способность к структурированию системы с целью обнаружения формы и черт организации; субъектно-объектная и субъект-субъектная направленность; контурность и цикличность; междисциплинарность; самостоятельность.

Основываясь на проведенном анализе сущности понятия «системное мышление» и определении его основных свойств, учитывая специфику профессиональной деятельности учителя, мы считаем необходимым выделить в структуре его системного мышления три основных взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента:

- мотивационно-ценностный (потребности, мотивы, цели, ценностное отношение, личностная позиция по отношению к системному познанию и преобразованию объектов педагогической деятельности);

- предметный (знания о познаваемом объекте педагогической деятельности как системе, системном подходе как методологии его познания и преобразования, знания об этапах процесса деятельности по преобразованию объектов педагогической деятельности);

- операциональный (основные мыслительные действия и операции по системному познанию и преобразованию объектов педагогической деятельности).

Определяя компонентную структуру системного мышления учителя, мы исходили из следующего.

1. Изучение мышления невозможно осуществлять, исключив систему активных отношений субъекта к объекту мышления, которые выражаются в мотивации мыслительной деятельности. О неправомерности отрыва познавательных процессов от их носителя - личности, ее потребностей и мотивов неоднократно указывалось в исследованиях С.Л. Рубинштейна, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева и др.

Л.С. Выготский писал: «Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышле-

ния, потому что детерминистический анализ самого мышления необходимо предполагает вскрытие движущих мотивов мысли, потребностей и интересов, побуждений и тенденций, которые направляют движение мысли в ту или иную сторону» [2].

Изучение мышления человека невозможно без учета личностной направленности мыслящего субъекта. Так, О.К. Тихомиров, исследуя структуру мыслительной деятельности, приходит к выводу о том, что «личностный смысл есть реальное функциональное образование, включенное в процесс управления поисками решения задачи» [9]. Поэтому, моделируя системное мышление учителя в виде его структуры, мы выделяем и рассматриваем мотивационно-ценностный компонент. Основное содержание этого компонента заключается в мотивации учителя к созданию (преобразованию) объектов педагогической деятельности с новыми свойствами и качествами; в его потребности к развитию имеющихся научных знаний об объекте педагогической деятельности; в потребности практического использования системного подхода для изучения объекта и его преобразования.

Для примера рассмотрим процесс проектирования учителем такого системного объекта педагогической деятельности, как образовательный процесс профильного обучения физике. Проявлением мотивации учителя являются: осознание и принятие основных целей и задач профильного обучения, новых требований к образовательному процессу и собственной профессиональной деятельности; формирование личностной позиции по отношению к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения; потребность в деятельности по проектированию образовательного процесса профильного обучения физике.

2. Предметный компонент системного мышления составляет базу предстоящего системного познания и преобразования познаваемого объекта. Предметом системного мышления являются системы, поэтому процесс их системного познания и преобразования должен основываться на определенных первоначальных знаниях о системе, ее элементах, взаимосвязях, структуре, системообразующем факторе и т.д., о системном подходе как методологии познания. В связи с этим мы считаем необходимым включить в основное содержание предметного компонента системного мышления учителя знания об объекте педагогической деятельности как системе, его качествах; знания о системе и системном подходе как методологии познания; знания о процессе деятельности по системному преобразованию объекта педагогической деятельности, его этапах.

Например, для учителя физики, проектирующего образовательный процесс профильного обучения, знания о познаваемом объекте педагогиче-

ской деятельности (образовательном процессе) как системе и его качествах могут быть представлены следующим образом: образовательный процесс профильного обучения физике как система; целостность образовательного процесса; системообразующие факторы образовательного процесса профильного обучения физике; концептуальные идеи и основные цели профильного обучения физике как внешние и внутренние системообразующие факторы; организация и структура образовательного процесса как система; многоуровневость структуры образовательного процесса; горизонтальная структура образовательного процесса (специфическая взаимосвязь компонентов как целостность системы, специфическая взаимосвязь компонентов как отражающая функционирование и развитие целого); вертикальная структура образовательного процесса как связь с социальным заказом общества.

3. Операциональный компонент системного мышления учителя, по нашему мнению, должен включать в себя основные мыслительные действия по системному отражению (познанию) и преобразованию объектов педагогической деятельности. Системное мышление - это новое качество мышления, специфика которого обусловлена особенностями и требованиями системного подхода к познанию и преобразованию действительности. Поэтому мыслительные действия также должны соответствовать методологии системного подхода. При определении основных мыслительных действий системного мышления учителя мы исходили из предложенной В.Н. Садовским методологической структуры системного подхода, полученной путем анализа философских оснований системных исследований [8].

Основные мыслительные действия мы условно разделили на две группы. К первой группе можно отнести такие основные мыслительные действия, выполнение которых позволяет осуществить системное отражение (познание) объекта педагогической деятельности, связанное с исследованием его сущности как системы, а именно:

- анализ структуры познаваемого объекта педагогической деятельности как системы;

- установление структурно-функциональных связей между компонентами познаваемого объекта педагогической деятельности, которые обеспечивают его целостность как системы;

- выявление, раскрытие свойств (характеристик, особенностей) познаваемого объекта через выявление связей и отношений с надсистемой и подсистемами (компонентами);

- конкретизация свойств, признаков, характеристик, требований к познаваемому объекту педагогической деятельности и его компонентам;

- определение основных этапов деятельности

по системному преобразованию объекта.

Во вторую группу нами включены такие основные мыслительные действия, выполнение которых направлено на системное преобразование учителем объекта педагогической деятельности, т. е. преобразование в соответствии с принципами системного подхода:

- определение проблем системного преобразования познаваемого объекта педагогической деятельности;

- постановка цели и задачи (задач) по системному преобразованию познаваемого учителем объекта профессиональной деятельности;

- установление, обнаружение неизвестных (скрытых) существующих взаимосвязей и отношений;

- формирование критериев и эталонов самооценки мыслительной деятельности с учетом общеизвестных и бесспорных закономерностей;

- создание возможных альтернативных решений, их обоснованный выбор на основе более существенных факторов;

- саморегуляция мыслительного процесса по преобразованию компонентов объекта педагогической деятельности, взаимосвязей между объектом и надсистемой, между компонентами (подсистемами) объекта;

- создание новой ментальной модели познаваемого объекта педагогической деятельности как системы;

- исследование эмерджентных свойств новой ментальной модели познаваемого объекта педагогической деятельности и путей их развития;

- рефлексия по результатам системного преобразования объекта педагогической деятельности.

Считаем важным отметить, что выделение этих групп основных мыслительных действий операционального компонента системного профессионально-педагогического мышления учителя условно, поскольку процессы системного отражения и преобразования познаваемого объекта педагогической деятельности происходят одновременно, взаимно дополняя и корректируя друг друга.

Для учителя физики, проектирующего образовательный процесс в условиях профильного обучения физике, результатом анализа структуры образовательного процесса как системы является: выделение компонентной структуры образовательного процесса профильного обучения физике (цель и задачи, содержание, методы и технологии, формы, средства, результат); определение существенных признаков образовательного процесса как целого и его компонентов в условиях профильного обучения физике; создание идеализированного объекта образовательного процесса в условиях профильного обучения.

Определив структуру системного мышления

учителя как совокупность мотивационно-ценностного, предметного и операционального компонентов, хотим отметить, что все компоненты находятся в тесной взаимосвязи и определяют друг друга. Представленное содержание компонентов системного профессионально-педагогического мышления, по нашему мнению, учитывает все основные его особенности и свойства. Формирование и развитие системного профессионально-педагогического мышления учителя физики мы предлагаем осуществлять в процессе подготовки к системному проектированию образовательного процесса профильного обучения.

Литература

1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. - М.: Политиздат, 1985.

2. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. - М.: Наука, 1987.

3. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: Из-во Ленинградского университета, 1984.

4. Данилов Д. О. Формирование системного мышления учащихся в процессе обучения физике на основе исследовательского метода: Дис. ... к. п. н. - Томск, 2007.

5. Ильина Т.А. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: Педагогика, 1984.

6. Коннор Дж.О. Искусство системного мышления. Творческий подход к решению проблем и его составные стратегии. / Дж. О Коннор, И. Мак-дермотт / Пер. с англ. - К.: София, 2001.

7. Панкратова Н.Д. Становление и развитие

системного анализа как прикладной научной дисциплины /Н.Д. Панкратова //Сисиемш досл1ження та шформацшш технологи/. - 2002. - № 1.

8. Садовский В.Н. Проблемы философского обоснования системных исследований / Системные исследования: методологические проблемы / Ежегодник. - 1984.

9. Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. - М., 1969.

10. Толкачев В.К. Роскошь системного мышления. - СПб.: Центр практической психологии «Эмпатия», 1999.

11. Толкачев В. К. Основы системного мышления. Основы системного психоанализа. Вопросы и ответы / вед. В.К. Толкачев [Электронный ресурс]: Рассылка на информационном канале Subscribe.Ru. // Ьйр://8иЬ8сйЬе.ги./агсЫуе/р8усЬо-1ову.апа1шк/200205/10182012.Ыш1.

12. Формирование системного мышления в обучении / Под ред. З.А. Решетовой. - М.: Изд-во политической литературы «Единство», 2002.

13. Ширяева В. А. Развитие системно-логического мышления учащихся в процессе изучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Автореф. дис. ...к.п.н / Саратовский гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2000.

14. Черников В.В. Формирование системного мышления у учащихся старших классов общеобразовательных учреждений: Дис. к.п н. - М., 1998.

УДК 378.14:53 ББК 74.56:223

МОДЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ

Л.А. Прояненкова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики обучения физике МПГУ, lapr@rambler.ru

В статье обоснована обобщенная последовательность знаний и адекватных действий в процессе изучения школьного курса физики (модель изучения школьного курса физики), показана роль этой модели в постановке задач научно-методических исследований и реализации их результатов.

Ключевые слова: модель изучения школьного курса физики, виды знаний и адекватные действия, деятельностный подход в обучении.

THE MODEL OF STUDYING THE SCHOOL COURSE OF PHYSICS

Proyanenkova L.A.

The generalized sequence of knowledge and adequate activities in the process of studying the school course of Physics is proved (the model of studying the school course of Physics), the role of this model is shown in the goal setting of the scientific-methods researches and in the realization of their results.

Keywords: model of studying the school course of Physics, knowledge and adequate activities, active build-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.