Научная статья на тему 'Концепция подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения'

Концепция подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / СИСТЕМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / CONCEPT / SYSTEM DESIGN / SPECIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Китайгородская Галина Ивановна

В статье представлена концепция подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Китайгородская Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of preparation of teachers of physics for system design of educational process in conditions of profile education

This article proposes the concept of preparation of teachers of physics to system design of educational process under conditions of profile education.

Текст научной работы на тему «Концепция подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения»

личным общеобразовательным предметам (английский язык, биология, география, литература, математика, окружающий мир, русский язык, химия). В процессе подведения итогов фестиваля открытых уроков было отмечено, что все педагоги учитывают психофизиологические особенности учащихся класса, используют рекомендации психологов в обучении на всех этапах урока. Дополнительно при анализе открытых уроков были определены резервы совершенствования, которые будут способствовать дальнейшему повышению комфортности обучающей среды урока как для ученика, так и для учителя.

Обобщение промежуточных результатов проекта по организации дифференцированного обучения на основе психодидактического подхода свидетельствует, что для успешной дифференциации необходимо обеспечить методическое сопровождение инновации с привлечением научно-педагогических кадров; организовать работу по повышению уровня психолого-педагогической готовности педагогов к инновационной деятельности; разработать на основе психологической диагностики рекомендации для учителей с учетом психодидактики; апробировать модели различных типов уроков.

Продолжение совместной работы и ученых ВятГГУ над проектом выведет коллектив гимназии на практический результат в виде освоения технологии дифференцированного обучения на основе психодидактического подхода, обеспечивающей разностороннее развитие гимназистов в процессе образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Примечания

1. Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: сб. науч. тр. / Ин-т пед. инноваций РАО. М., 1994. 103 с.

2. Юсупов В. 3. Принятие управленческих решений в образовательном проекте. М.: ИПИ РАО, 2003. 112 с.

3. Бажин К. С. Управление организационными проектами в системе образования. Киров: Изд-во ИУУ, 2003. 62 с.

УДК 378.147

Г. И. Китайгородская

КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ К СИСТЕМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье представлена концепция подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения.

This article proposes the concept of preparation of teachers of physics to system design of educational process under conditions of profile education.

Ключевые слова: концепция, системное проектирование, профильное обучение.

Keywords: concept, system design, special education.

Предлагаемая концепция подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения рассматривается нами как способ отражения системы теоретических знаний, взглядов и их практической реализации, составляющих основу соответствующей подготовки учителя физики. Поэтому структура предлагаемой концепции приближена к структуре научной теории (по Л. А. Бордонской: Бордонская Л. А. Теория и практика отражения взаимосвязи науки и культуры в школьном физическом образовании и в подготовке учителя физики: дис. ... д-ра пед. наук. Чита, 2002. 500 с.), в ней мы выделяем три основных блока элементов:

I. Основание (обоснование концепции): ценностно-целевая обусловленность, источники (исходные эмпирические и теоретические факты), факторы, особенности.

II. Теоретический блок (теоретические основы концепции, модели и схемы).

III. Блок практических приложений.

В основание концепции включены такие элементы, которые обосновывают ее разработку, определяют исходную эмпирическую и теоретическую основу концепции: ценностно-целевая обусловленность, источники (научные факты и факторы), особенности концепции.

Ценностно-целевая обусловленность концепции определяет ее основной смысл и назначение и может быть представлена следующим образом:

1. Концептуальные положения обусловлены коренными преобразованиями в обществе, необходимостью реализации основных направлений модернизации школьного образования, одним из которых является профильное обучение.

© Китайгородская Г. И., 2011

2. Концепция направлена на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» на основе современных требований к профессиональной деятельности учителя физики в условиях профильного обучения.

3. Концепция нацелена на подготовку учителя физики как субъекта образовательного процесса к решению новых задач, обусловленных введением на старшей ступени профильного обучения. Одной из таких задач является проектирование образовательного процесса по физике в условиях профильного обучения.

4. Концепция обусловлена характером отношений между образовательной системой в целом и педагогическим образованием как ее частью. Новые требования к профессиональной деятельности учителя физики определяют необходимость изменений в содержании и организации профессиональной деятельности, переориентации его мышления на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой профессионально-педагогической деятельности. Чтобы быть эффективной в современных условиях, система подготовки учителя физики должна изменять цели педагогического образования, его содержание и технологии, сообразуясь с тенденциями, которые определяют развитие практики школьного физического образования, и в определенном смысле, даже опережать его.

5. Концепция способствует преодолению замкнутости и обособленности учебных циклов и разделов основных образовательных программ, формированию общепрофессиональных и профессиональных компетенций учителя физики в области проектирования образовательного процесса в условиях профильного обучения.

6. Концепция направлена на развитие личности будущего учителя физики и его ориентацию на реализацию целей и задач профильного обучения старшеклассников на основе учета их интересов, склонностей и способностей, создания условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

При определении источников концепции мы исходили из совокупности научных эмпирических и теоретических фактов, обобщений, теоретико-методологических положений, теорий, содержащихся в научных трудах по следующим направлениям: теория и практика профильного обучения; индивидуализация и дифференциация образования, вариативность образования; лично-стно-ориентированное и развивающее образование; целостный и системный подходы к рассмотрению педагогического процесса; целостный об-

разовательный процесс по физике и подготовка учителя физики к его реализации; основные идеи и положения системного подхода, формирование научных и практических знаний на основе системного подхода; теория и практика педагогического проектирования; теория познания, общепсихологическая теория мышления, системо-генез профессиональной деятельности; профессионально-педагогическое мышление учителя с учетом специфики педагогической деятельности.

Основными факторами концепции следует считать те существенные моменты, обстоятельства и закономерности, которые являются ориентирами при разработке концепции. К основным факторам мы относим: реализацию концепции профильного обучения, закономерности и субъективные факторы образовательного процесса; взаимосвязь готовности учителя физики к профильному обучению и опытам его проектировочной деятельности; закономерности проектировочной деятельности; взаимосвязь и взаимное определение мышления и деятельности учителя.

Теоретический блок концепции является ее ядром, в него включены теоретические основы концепции, модели и схемы. Теоретические основы концепции конкретизируются следующими структурными элементами: исходными и ведущими идеями, основными принципами, концептуальными положениями, структурой и содержанием системного мышления учителя физики, проектирующего образовательный процесс профильного обучения. В теоретический блок концепции входят модели и схемы: процессуальная схема системного проектирования образовательного процесса профильного обучения физике; модель методической системы подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения; модель методики формирования системного мышления учителя физики.

Исходные идеи концепции лежат в основе формулирования ведущих идей нашей концепции. К этим идеям мы относим следующие:

- профилизация образования старшеклассников - это средство индивидуализации и дифференциации образования, основу которого составляют идеи личностно-ориентированного образования;

- образовательный процесс является системным объектом профессиональной деятельности учителя;

- методология системного подхода - эффективная методология проектирования системных объектов педагогической действительности;

- проектировочная деятельность учителя -один из основных видов профессиональной деятельности;

- взаимосвязь и взаимное определение деятельности человека (в том числе профессиональной) и его мышления (единство мышления и деятельности).

Ведущие идеи предлагаемой концепции определяют следующие утверждения:

а) подготовка учителя физики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения должна быть связана с формированием соответствующей готовности; б) под профессиональной готовностью учителя физики к профильному обучению следует понимать его способность и стремление осуществлять процесс профильного обучения старшеклассников; в) существенный вклад в формирование готовности учителя физики к профильному обучению можно внести, если осуществить его подготовку к системному проектированию образовательного процесса, детерминированную формированием и развитием системного профессионально-педагогического мышления.

Основными принципами концепции являются:

а) методологические принципы философского уровня: философский принцип системности, принцип единства сознания и деятельности. Эти принципы определяют мировоззренческий подход к процессу познания и преобразования действительности. Принцип единства сознания и деятельности мы рассматриваем в плане единства мышления как высшей формы сознания и деятельности.

Философский принцип системности в своей конкретизации применительно к определенной области познания может принимать форму общенаучных и конкретно-научных методов, не меняясь в своей сущности. В нашей концепции принцип системности выступает методологическим средством (инструментом) системного проектирования. Эти принципы рассматриваются нами как основные, организующие, группирующие вокруг себя другие;

б) методологические принципы общенаучного уровня: принципы научности, интегративнос-ти, которые определяют общие методы познания объектов действительности;

в) методологические принципы конкретно-научного уровня, представленные личностным, де-ятельностным и системно-модельным подходами в обучении.

Концептуальные положения определяют систему взглядов на понимание сущности подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения, ее структуры, результата и представлены в следующих тезисах.

1. Основной вклад в подготовку учителя физики к профессиональной деятельности в усло-

виях профильного обучения может внести формирование соответствующей готовности, которую следует понимать как способность и стремление осуществлять образовательный процесс по физике в условиях профильного обучения.

2. Основу готовности учителя физики к профильному обучению составляет его готовность к системному проектированию как виду профессионально-педагогической деятельности применительно к системному объекту проектирования - образовательному процессу по физике в условиях профильного обучения.

3. Готовность учителя физики к системному проектированию образовательного процесса профильного обучения мы рассматриваем как потенциальное и интегральное состояние личности учителя, проявляющееся в стремлении и способности осуществлять процесс системного проектирования и обеспечивающее успешность этой деятельности. Это состояние характеризуется определенным уровнем системного профессионально-педагогического мышления учителя физики, которое обусловливает его деятельность по проектированию системного объекта (образовательного процесса по физике в условиях профильного обучения).

4. Структура готовности учителя физики к системному проектированию образовательного процесса профильного обучения представляет собой систему мотивационной, операциональной и когнитивной готовностей.

Основу мотивационной готовности определяют его стремления, которые характеризуется системой активных отношений учителя физики как субъекта к объекту мышления (к образовательному процессу по физике в условиях профильного обучения), мотивацией его мыслительной деятельности (движущих мотивов мысли), потребностей, интересов и побуждений. Моти-вационная готовность учителя физики характеризуется уровнем мотивационно-ценностного компонента системного профессионально-педагогического мышления.

Операциональная готовность выражается в проявлении способностей осуществлять процесс системного проектирования образовательного процесса профильного обучения, который представляет собой систему мыслительных операций и действий на основе методологии системного подхода. Операциональная готовность учителя физики характеризуется уровнем операционального компонента системного профессионально-педагогического мышления.

Когнитивная готовность представляет собой систему знаний об образовательном процессе в условиях профильного обучения физике как системе и его особенностях, о системе и системном подходе как методологии познания, о про-

цессе деятельности по системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения физике. Когнитивная готовность учителя физики к системному проектированию характеризуется уровнем когнитивного компонента системного профессионально-педагогического мышления.

5. Формирование готовности учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения следует рассматривать как взаимосвязанные, вза-имообеспечивающие, одновременно происходящие процессы: 1) освоения проектирования как вида педагогической деятельности; 2) овладения основами методологии системного подхода и их применением к познанию и созданию (проектированию) таких системных объектов, как а) образовательный процесс по физике в условиях профильного обучения, б) педагогическое проектирование - вид педагогической деятельности; 3) формирование и развитие системного мышления учителя физики как основы системного проектирования.

6. Деятельность учителя физики по системному проектированию образовательного процесса профильного обучения детерминирована системным профессионально-педагогическим мышлением, которое следует рассматривать как общенаучную методологию системного познания и преобразования объектов педагогической действительности. Структура системного мышления может быть представлена как система трех компонентов: мотивационно-ценностного (мотивация мыслительной деятельности и личностная направленность мыслящего субъекта), когнитивного (знания субъекта об объекте деятельности как системе, его качествах; о системе и системном подходе как методологии познания; о процессе деятельности по системному преобразованию объекта деятельности, его этапах); операционального (основные мыслительные действия, соответствующие методологии системного подхода). Основное содержание этих компонентов определяет специфические особенности системного мышления, которое следует рассматривать как регулятор деятельности учителя физики по системному проектированию образовательного процесса профильного обучения.

7. Системное проектирование как вид самостоятельной профессиональной деятельности имеет свои особенности, и его процессуальная схема должна учитывать: а) существенные признаки системы как объекта проектирования; б) основные положения философского принципа системности (целостный характер объектов, взаимосвязи элементов внутри системы и с внешней системой; динамическая природа любого объекта; функционирование и развитие любого объек-

та в результате взаимодействия внутри системы и с окружающей средой); в) методологические требования системного подхода и структуру системного мышления проектировщика. Определены этапы процесса системного проектирования:

1) ориентировочно-подготовительный этап (основная цель - создание ориентировочной основы деятельности по системному проектированию),

2) аналитический этап (основная цель - определение и исследование сущности объекта проектирования на основе системного подхода), 3) синтетический этап (основная цель - системное проектирование объекта).

8. Методическая система подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса профильного обучения должна рассматриваться как подсистема системы методической подготовки и отображать особенности профильного обучения физике и содержание основных методологических принципов концепции, обеспечивать актуализацию, обобщение и интеграцию предметных, психолого-педагогических, методических и методологических знаний и умений, а также быть направленной на развитие системного профессионально-педагогического мышления учителя физики, детерминирующего процесс системного проектирования.

9. Функционирование методической системы подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса обеспечивается взаимосвязью и взаимодействием ее компонентов на основе личностного, системного и деятельностного подходов к образовательной деятельности будущего учителя физики.

10. Результатом подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения является его готовность к системному проектированию как виду профессиональной деятельности.

В теоретический блок концепции также включены: процессуальная схема системного проектирования образовательного процесса по физике, а также модель методической системы подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения.

Блок практических приложений концепции включает программы учебных курсов, методику подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения, дидактические средства обучения, диагностический инструментарий оценки эффективности соответствующей подготовки.

Предложенная концепция является открытой системой, что обеспечивается ее взаимодействием с внешней средой (социальный заказ, стан-

Т. П. Науменко. Самоактуализация как показатель качества трудовой жизни педагога

дарт профессионального образования и др.) и интеграцией знаний будущих учителей физики в области таких наук, как философия, психология, педагогика, теория и методика обучения физике, физика и др. Концепция может быть дополнена и расширена в зависимости от условий и особенностей функционирования, она может использоваться для подготовки учителей к проектированию образовательного процесса по различным учебным предметам с учетом специфики этих дисциплин.

Предлагаемая концепция является целостной системой. Каждый структурный элемент предлагаемой концепции как системы является ее подсистемой. Целостность концепции обеспечивается: а) наличием таких свойств и качеств, которые не присущи ее структурным элементам; б) взаимной согласованностью и зависимостью всех структурных элементов концепции в виде структурно-логических и функциональных связей между ними. Структурно-логические связи обеспечиваются взаимосвязями и взаимоотношениями структурных элементов друг с другом, а также с надсистемой (социальный заказ, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование»). Функциональные связи структурных элементов концепции определяются ее действенностью при условии соблюдения совокупности основных принципов и концептуальных положений.

УДК 159.9:37.015.3

Т. П. Науменко

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ ПЕДАГОГА

В статье обозначена актуальность проблемы самоактуализации современного педагога и качества его трудовой жизни. Определена теоретическая и практическая основа исследования. Представленные эмпирические результаты подтверждают острую актуальность исследований в области гармонизации личности педагога.

In article the urgency of a problem of self-actualization of the modern teacher and quality of its labor life is designated. The theoretical and practical basis of research is defined. The presented empirical results confirm a sharp urgency of researches in the field of harmonization of the person of the teacher.

Ключевые слова: самоактуализация, уровни самоактуализации, качество жизни, трудовая деятельность.

Keywords: self-actualization, self-actualization levels, quality of life, labor activity.

© Науменко Т. П., 2011

Развитие общества прямо связано с изменениями в трудовой жизни людей, и социально-экономические преобразования приводят к изменению не только содержания и условий труда, но и отношения людей к качеству своей профессиональной жизни. Создание внешних и внутренних условий, обеспечивающих оптимальное использование трудового потенциала человека, в динамично развивающемся обществе приобретает особую актуальность.

Качество жизни в целом определяется как субъективное удовлетворение, выражаемое или испытываемое человеком в физических, ментальных и социальных ситуациях даже при наличии каких-то дефицитов. Исследование представлений об этом феномене позволило выделить его 15 важных компонентов, и наиболее высоко коррелируют с качеством жизни материальный комфорт, работа, здоровье, активный отдых (развлечения), учеба и образование. Как можно видеть, работа стоит на одном из первых мест, тем самым качество трудовой жизни является одной из важнейших составляющих качества жизни в целом и неразрывно связано с возможностью личностного развития человека и удовлетворением его духовных, нравственных, интеллектуальных потребностей.

2010 год объявлен президентом РФ Д. А. Медведевым Годом учителя, и множество проводимых в его рамках мероприятий направлено на укрепление авторитета педагога и, что не менее важно, его социального статуса. Отметим, что низкий социальный статус учителя и низкая заработная плата, не соответствующая интенсивности и высокой ответственности учительского труда, как объективные показатели качества труда непосредственно связаны с внутренней удовлетворенностью педагога своей работой, однако последняя детерминируется и другими факторами. Наше пилотажное исследование показало, что большая часть педагогов работает в состоянии явного стресса по отношению к своей профессиональной деятельности, а отношение к понятию качество жизни характеризуется скептицизмом. При этом в научных источниках по психологии, в отличие от социологических данных и публикаций СМИ, не представлены исследования субъективных составляющих качества трудовой жизни педагога, что подчеркивает актуальность нашего научного поиска.

Теоретический анализ концепций различных психологических школ и направлений позволил нам сформулировать гипотезу исследования: самоактуализация как важнейшее условие профессионального роста человека и реализации его внутреннего потенциала является одним из субъективных показателей качества трудовой жизни.

Трудовая деятельность - целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.