Научная статья на тему 'Теоретические и методические основы совершенствования системы подготовки учителей в условиях личностно-ориентированного и синергетического подходов'

Теоретические и методические основы совершенствования системы подготовки учителей в условиях личностно-ориентированного и синергетического подходов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолова Елена Владимировна

Изложены вопросы совершенствования системы подготовки учителей на основе личностно-ориентированного и синергетического подходов. Рассмотрены особенности изменения основных компонентов педагогической системы подготовки с позиции данных подходов, описаны дидактические принципы ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богомолова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические и методические основы совершенствования системы подготовки учителей в условиях личностно-ориентированного и синергетического подходов»

Е.В. БОГОМОЛОВА (Рязань)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ личностно ОРИЕНТИРОВАННОГО И СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ

Изложены вопросы совершенствования системы подготовки учителей на основе личностно ориентированного и синергетического подходов. Рассмотрены особенности изменения основных компонентов педагогической системы подготовки с позиции данных подходов, описаны дидактические принципы ее совершенствования.

Современный этап развития мирового и российского образования характеризуется новой образовательной парадигмой. На смену традиционной приходит личностно ориентированная парадигма образования [1; 4; 7]. Согласно Государственному стандарту общего образования, теории и методологии системного мониторинга качества образования, концепции профильного обучения, современным концепциям обучения непрерывным школьным курсам, отражающим главные положения личностно ориентированного обучения, школьные курсы должны развивать личность учащегося, его познавательные и созидательные способности. Этому должны быть подчинены все элементы системы: цели обучения и воспитания, реализуемые в ходе изучения данного предмета, его содержание, структура обучения, дидактические процессы, предпочтительные организационные формы обучения и др. Сегодня от учителей требуется преподавание школьных курсов на основе принципов личностно ориентированного обучения. Учитель должен обладать знаниями и умениями в предметной области, в области теории и методики обучения, педагогики, психологии, других смежных наук на уровне, соответствующем ступени обучения (пропедевтической, базовой, профильной или вузовской); уметь быстро и эффективно пополнять свои знания, организовать на их основе личностно ориентированное обучение, быть развитой и само-актуализирующейся личностью, способной

к эффективной профессиональной деятельности в условиях некоторой неопределенности и неполной прогнозируемое™ педагогических ситуаций. При этом его личность, внутренний мир, согласно положениям синергетики (И. Пригожин [5], Г. Хакен [9], И. Стенгерс [6] и др.), являются сложной, открытой, неравновесной самоорганизующейся системой. Для подготовки такой личности должны быть применены как личностно ориентированный, так и синергетический подходы.

Совершенствование подготовки учителей как педагогической системы должно выразиться в перестройке всех компонентов этой системы на основе личностно ориентированного и синергетического подходов. С позиций синергетического подхода развитие системы подготовки учителей определяется не столько прошлым и настоящим, сколько будущим, т.е. результатом. Видение результата как интенции процесса определяет цели подготовки. Поэтому совершенствование системы подготовки должно начинаться с постановки целей.

Пересмотр целей подготовки с позиции личностно ориентированного и синергетического подходов предполагает их открытость, выдвижение на первый план задачи формирования развитой и самоакту-ализирующейся личности.

Личностно ориентированный подход подразумевает согласование структуры подготовки учителей со структурой школьного курса, предоставление возможностей для дальнейшего профессионально роста. Поэтому в системе непрерывной подготовки должны быть выделены непрерывная подготовка в вузе (учителей начальной, основной и профильной школы); аспирантура и докторантура; послевузовская подготовка в системе повышения квалификации работников образования и др. Синергетический подход предполагает предоставление учителям различных путей профессионального развития (аттракторов) и возможностей выбора наилучшего из них. Это должно выразиться в наличии уровней и специализаций на каждой ступени подготовки.

Содержание подготовки является одним из основных взаимосвязанных с целями компонентов педагогической систе-

© Богомолова Е.В., 2008

мы и представляет собой совокупность знаний и умений (навыков), видов деятельности по учебным дисциплинам. С позиций личностно ориентированного и синергетического подходов совершенствование содержания подготовки должно состоять в углублении теоретических основ изучаемых дисциплин одновременно с расширением отдельных профилей обучения, в повышении роли самостоятельности обучающихся; потребностей обучаемых, их интересов, субъективного опыта; направленности на формирование у обучаемых способностей к самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, самоактуализации и др.

Личностно ориентированный подход обеспечивается организацией развивающего образовательного пространства [1] на основе личностно ориентированных педагогических технологий, что должно найти отражение в подборе и согласовании форм, методов и средств подготовки. Все элементы педагогической системы подготовки должны быть объединены в структурное целое через взаимное сочетание, взаимное согласование, взаимное дополнение.

В современных условиях концепция совершенствования системы подготовки учителей должна строиться на основе следующих дидактических принципов: эффективного сочетания аттракторов и бифуркаций в процессе подготовки (принцип предполагает предоставление учителям различных устойчивых путей профессионального и личностного развития (аттракторов) и возможностей выбора наилучшего из них. Механизмом быстрейшего выхода на нужный аттрактор должна стать некоторая неопределенность, случайность, возникающая в точке ветвления путей развития (бифуркации). Содержание бифуркации-отбор значимой для развития субъекта информации, на основе которой будет происходить дальнейшее развитие и саморазвитие в некоторый период); открытости (обусловлен тем, что «открытость» личности учителя как синергетической системы проявляется в процессе ее обмена с внешней средой информацией, знаниями и опытом, влиянием на нее социума и внешних условий; многоуровневости и сложности ее структуры. Принцип предполагает наполнение содержания в зависимости от темпа, траектории развития, участие обучаемых в формировании содержания своей подготовки, реализацию субъект-субъектных диалогических отно-

шений педагога и обучающегося; совершенствование и развитие системы подготовки на основе взаимосвязи с внешней средой); развивающего потенциала подготовки (проявляется в направленности подготовки на развитие личности учителя и его готовности к развитию личности учащихся. Согласно положениям синергетики, учитель, ученик, ученический или учительский коллектив являются монадами системы образования. От их социальных установок, убеждений, свойств личности зависит развитие этой системы. Поэтому совершенствование системы образования необходимо начинать с личности учителя, готовя эту личность, в свою очередь, к развитию личности учащихся); преемственности; соответствия формируемых профессионально значимых свойств и характеристик обучаемого выбранному уровню подготовки; когерентности компонентов; синергии методов, приемов, средств и форм подготовки.

Согласно принципу синергии методов, приемов, средств и форм подготовки, с целью обеспечения новых ориентиров образования, перехода от традиционной парадигмы к личностно ориентированной, в центре которой находится личность обучаемого; обеспечения наилучших условий для развития личностей учителей, их способностей к самоактуализации, самообучению, саморазвитию, самореализации; подготовки к развитию личностей учащихся, необходимо взаимосодействие методов, приемов, средств и форм обучения. Такое взаимосодействие должно создать наилучшие условия для обеспечения личностной ориентации и вариативности подготовки, свободного выбора элективных курсов, различной скорости продвижения по учебным программам, преемственности, субъект-субъектных диалогических отношений педагога и обучающегося, взаимо-обучения и взаимосовершенствования, развития межиндивидных особенностей личностей обучающихся и других требований, определяемых дидактическими и методическими принципами подготовки на основе личностно ориентированного и синергетического подходов. Мы считаем, что необходимо также согласованное использование персонализированного и модульного обучения, учебной информационной среды.

Теория персонализации в области социальной психологии была разработана в 80-е г. XX в. А.В. и В.А. Петровскими [3]

и использована А.Г. и В.М. Солониными в качестве психолого-методологического основания теории и технологии персонализированного обучения. Концепция персонализации - новый подход к пониманию личности, истоки которого находятся в работах Л.С. Выготского о социогенезе сознания, А.Н. Леонтьева, положившего начало общепсихологической теории деятельности. Персонализация-процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность. Выделяются три типа атрибуции (приписывания) личностного аспекта бытия индивида: интра-индивидная, интериндивидная и метаин-дивидная. Учет интраиндивидной атрибуции соответствует индивидуализированному обучению. Интериндивидная атрибуция согласуется с межиндивидуализирован-ным обучением. Метаиндивидная атрибуция коррелирует с метаиндивидуализиро-ванным обучением. Под персонализированным (по А. Г. Солониной) понимается такое обучение, в процессе которого осуществляется персонализация обучаемых и обучающих как в общности обучаемых, так и в общности обучающих, которая их взаимно обогащает. Система обучения имеет направленность на персонализацию, если ее компонентно-структурный состав, функционирование и развитие создают возможности для персонализированного обучения [8].

Персонализированное обучение не только вбирает в себя методы активного обучения, разнообразные практико-ориен-тированные и развивающие формы и методы обучения (тренинги, моделирование, ролевые игры, различные виды семинаров, в том числе семинары под руководством студентов, «жужжащие» группы, «мозговой штурм», «аквариум» и т.д.), используемые в развитых зарубежных странах, но и дополняет их новыми методами, направленными на развитие учителей и подготовку их к развитию личности учащихся. Оно позволяет обеспечивать выявление, учет и развитие индивидуальных способностей студентов, совершенствование их индивидуального стиля мышления; достижение высокого локального уровня в познании; развивать межличностные отношения.

Развитию индивидуальных учебных способностей, навыков научно-методиче-

ской работы, анализа собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения квалификации способствуют задания по проектированию студентами учебных задач и заданий различного типа и уровня, выполнения персональных исследований. Будущие учителя могут выполнять такие виды работы во время практикумов по решению задач, изучения дисциплин в области теории и методики обучения, использования средств ИКТ в учебном процессе. Их развитию будут способствовать также учебные дискуссии и конференции, «мозговые атаки», ролевые и деловые игры, учебное моделирование и проектирование, сочетание учения и исследования.

В процессе выполнения персонального исследования студенты обращаются к разнообразным источникам информации, получают консультации преподавателя, сами участвуют в консультировании в случае групповой работы над проблемой, проверяют сформулированные положения и полученные результаты в ходе педагогической практики и вносят в них коррективы, учатся устанавливать внутренние связи, видеть проблему в системе, преодолевать трудности, общаться с коллегами на профессиональном уровне. Выступления с докладами на семинарских занятиях, научных студенческих конференциях позволяют им продемонстрировать свою индивидуальность, создают условия для личностного профессионального развития как будущих учителей и методистов. Развитию межличностных отношений способствует также применение технологий обучения на основе парной и групповой работы, проведение деловых игр, тренингов и др. [2].

Ведущей формой подготовки учителей к личностно ориентированному обучению должно стать (в рамках персонализированного) модульное обучение, представляющее собой совокупность педагогических условий, определяющих подбор и компоновку на модульной основе содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих комфортные субъект-субъект -ные отношения педагога и студентов, образовательные потребности каждого студента в соответствии с его профессиональными интересами, склонностями и возможностями, развивающее самостоятельность обучаемых, их коллективизм, умение осуществлять самоуправление учебно-позна-вательной деятельностью. При этом в ме-

тодической подготовке учителя возможно выделение модулей по основным видам преподавательской деятельности (методические модули), по научно-методическим основам изучения содержательных направлений (содержательные модули), по организации процесса обучения на различных ступенях согласно структуре школьного курса (структурные модули). Применение модульного обучения создаст эффективные условия для соблюдения принципа открытости подготовки за счет обновления компонентов, добавления и изъятия модулей; наилучшего продвижения обучаемых по аттрактору за счет возможностей выбора отдельных модулей и глубины их изучения.

В процессе подготовки учителей в качестве средства информационной поддержки предлагается использовать учебную информационную среду (печатные и электронные учебники, методические материалы для семинарских, практических и лабораторных занятий, материалы для контроля, в том числе блок электронного тестирования знаний, предметные образовательные сайты), обеспечивающую согласованное и кооперированное взаимодействие всех частей в составе единого целого; индивидуализацию обучения, при которой каждый обучающийся может работать со своей скоростью мышления и своим уровнем знаний, изучать отдельные разделы тем с интересующим его уровнем обоснований, позволяющую активизировать учебную деятельность, расширять сферу самостоятельной деятельности студентов, отводить больше времени на занятия для индивидуальной работы преподавателей.

Важно подчеркнуть, что основные методы, формы и средства подготовки учителей к личностно ориентированному обучению должны выполнять двойную функцию и выступать, с одной стороны, как элементы методической системы подготовки, с другой же - являться объектами изучения для учителей.

В результате опытно-эксперименталь-ного исследования, проведенного на базе Рязанского государственного университета, нами было выявлено, что комплексное применение личностно ориентированного и синергетического подходов позволяет более эффективно формировать у учителей необходимые компетенции для личностно ориентированного обучения.

Литература

1. Алексеев, Н.А. Педагогические основы проектирования личностно - ориентированно -го обучения: дис. ... д-ра пед. наук/ Н.А. Алексеев. Тюмень, 1997.

2. Богомолова, Е.В. Персонализированные технологии в профессиональной подготовке будущих учителей информатики / Е.В. Богомолова // Образовательные технологии. Воронеж, 2006. № 1. С. 10-13.

3. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности / В.А. Петровский. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

4. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат [и др.]. М.: Академия, 2001.

5. Пригожин, И. От существующего к возникающему / И. Пригожин. М., 1985.

6. Пригожин, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс; пер. с англ. М.: Эдиго-риал УРСС, 2000.

7. Сериков, В.В. // Педагогика. 1994. № 5. С. 21-25.

8. Солонина, А. Г. Концепция персонализированного обучения / А.Г. Солонина. М.: Прометей, 1997.

9. Хакен, Г. Синергетика / Г. Хакен. М.: Мир, 1960. 404 с.

Н.В. МАРТИШИНА (Рязань)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются сущностные характеристики творческого потенциала как динамические личностные структуры определяющей возможности творчества педагога в его профессии, вопрос становления творческого потенциала на различных этапах педагогического непрерывного образования: до профессиональной подготовки, профессиональной подготовки и профессионального совершенствования.

Сложная и противоречивая обстановка нашего времени выдвигает перед специалистом в любой сфере (педагогическая деятельность не является исключением) требование быть конкурентоспособным, МО-

© Мартишина Н.В., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.