Научная статья на тему 'Царь Иван грозный в фольклоре донских казаков'

Царь Иван грозный в фольклоре донских казаков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1166
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ / ФОЛЬКЛОРНЫЙ ОБРАЗ ИВАНА ГРОЗНОГО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Капля Ольга Васильевна

На материале донского казачьего фольклора автор прослеживает отношение «вольных людей» к царю и власти в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Царь Иван грозный в фольклоре донских казаков»

л о о "Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (42), 2011

родная художественная культура». Квалификация (степень) «бакалавр». От 22 дек. 2009 г. № 791.

2. Проблемы народного искусства. Проблемы сохранения и развития традиций / под. ред. М. А. Некрасовой, К. А. Макарова. М., 1982.

3. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное искусство Кубани: традиции и современность. Краснодар, 2002; Она же. Народное декоративно-прикладное творчество:

история, теория, практика. Ростов н/Д, 2007.

4. Закон «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае» от 20 июня 2007 г. № 1264-КЗ.

5. Бондарь Н. И. К истории фольклорно-этно-графических исследований на Кубани // Традиционная культура Кубанского казачества. Краснодар, 1999.

v. a. logvinova. students' research activity in the field of folk decorative and applied arts

Preservation of continuity in folk art is the main conditions of its functioning. System-organized students' research activity on studying folk decorative and applied arts should be oriented to this preservation. Key words: students' research competence, Kuban folk art, problem of preservation of traditional culture.

О. В. КАПЛЯ

ЦАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ В ФОЛЬКЛОРЕ ДОНСКИХ КАЗАКОВ

На материале донского казачьего фольклора автор прослеживает отношение «вольных людей» к царю и власти в целом.

Ключевые слова: донское казачество, исторические песни, фольклорный образ Ивана Грозного.

Казаки жили отдельно от Московии, за сторожевой линией, промышляли воровством и разбоями. Как отмечает историк Е. Савельев, они долгое время «не считали себя русскими, т. е. великороссами; в свою очередь и жители московских областей <...> смотрели на них как на особую народность, хотя и родственную с ними по вере и языку» [1]. Сближение донцов с «московскими властями» шло на почве противостояния общим врагам - туркам, татарам: правителям хотелось расширить границы своего государства, казакам -не быть под иноземным владычеством. Отношения между ними регулировались через Посольский приказ: к вольным людям отправляли царских послов с указами, в ответ на это казаки снаряжали «зимовые станицы» с отчетами.

Взаимоотношениям донских «вольных людей» с Иваном IV Грозным и царской властью в целом посвящены работы известных историков: Н. М. Карамзина, В. Д. Сухорукова, С. М. Соловьева, Е. П. Савельева. Важным источником служит казачий исторический фольклор, собранный А. Н. Пивоваровым и А. М. Листопадовым.

Из произведений, записанных А. М. Листопадовым в 1902-1903 годах, особенно примечательны песни, относящиеся к циклу о Ермаке Тимофеевиче. В них встречается имя Иоанна IV Грозного, упомянут его знаменитый поход на Казань. Известно, что дважды походы царя на Казань заканчивались неудачно. В третий раз, в 1552 году, к царским войскам присоединились и донские казаки. Генерал А. И. Ригельман так описывает действия «вольных людей»: «Проведали казаки о том, что московский царь Иван Васильевич ведет войну с татарами в течение семи лет и что заветным желанием его является взятие главного

города татарского ханства - Казани <...> Зная, что русские московского царства держатся такой же "греческой" веры, как и сами казаки, а татары - веры магометанской, донцы решили оказать помощь московскому царю» [2]. Примечательно, что после подрыва крепостной стены они первыми ворвались в город [3].

Н. М. Карамзин пишет, что при взятии Казани Государь велел сделать подкоп от каменной Даировой бани, занятой казаками: «Иоанн распорядился сделать приступ: велел быть впереди Атаманам с Козаками» [4]. Участие в штурме послужило основой для песни «Как проходит, братцы, лето теплое».

Ермак говорит, как в трубу трубит:

«Пойдемте мы, братцы, под Казань-город!

Под тем ли под городом сам Царь стоит,

Грозный Царь - Иван Васильевич.

Он стоит, братцы, ровно три года.

И не может он, братцы, Казань-город взять.

Мы пойдемте, братцы, ему поклонимся,

И под власть его ему покоримся» [5].

Анализируя фольклорные произведения, следует учитывать, что действительность далеко не всегда отражена в них абсолютно достоверно, встречаются фактические неточности и ошибки. «Это не всегда результаты поэтической вольности либо забвения, недостаточной осведомленности слагателей песни. Подчас они являются так называемым историческим домыслом: на основе общих народных представлений песня порой как бы "дополняет" или "подправляет" историческую реальность» [6]. Так обстоит дело и с циклом казачьих песен об Иване Грозном. Например, утверж-

№ 4 (42), 2011

"Культурная жизнь Юга России"

дается, что именно Ермак Тимофеевич «взял суму старцовскую, надел платьица, платья ветхая» [7] и «пошел разведкой» в Казань, нашел «казну порхо-вуя», подорвал стены каменные, чем помог взять неприступную крепость. С. Н. Азбелев подчеркивает, что, хотя донские казаки и принимали участие в штурме Казани, в письменных источниках не упоминается, что Ермак был главным героем этого события [8].

В одном из вариантов песен, опубликованных А. В. Пивоваровым («Донские казачьи песни»), Иван Грозный прощает Ермаку Тимофеевичу «ослушания» и говорит:

Сослужи ты, Ермак, мне службу верную, -Возьми ты, Ермак, мне Казань-город (№ 13).

В другом произведении казак добивается разрешения начать штурм, а царь советуется с ним, как захватить неприступную крепость:

Тут ответ держал добрый молодец: «Ты - надежда наш, православный царь! Ах, не воры мы, не разбойнички, Мы морские лишь охотнички, Разбивали мы там бусы-кораблики <.. .> Отслужу я тебе службу верную: Ты позволь мне, царь, Казань-город взять.» Государь взговорит, как в трубу вструбит: «Хорошо ты, Ермак, на суду стоял, Хорошо перед царем ты ответ держал. Но ой ты, удалой добрый молодец, Ты Ермак сын Тимофеевич! Ты скажи, как мне Казань-город взять?» (№ 15).

Подобно былинным богатырям, Ермак является олицетворением силы и мощи всего казачьего сословия. И выдвижение его, простого казака, как героя определенных исторических событий не противостоит прославлению «Грозного Царя Ивана Васильевича», царской власти. В исторических песнях его почтительно называли надежей, великим государем.

Враждебное отношение вызывали воеводы, которые нещадно грабили «кормовое годовое» -присваивали денежное довольствие бойцов:

На стружках сидят гребцы, удалые молодцы, Удалые молодцы, все донские казаки <.> Они веслами гребут, сами песенки поют. Они хвалят, величают православного царя. А бранят они, клянут воеводу, Что с женою, и с детьми, и со внучатами Заедает, вор-собака, наше жалование, Кормовое годовое, наше денежное [9].

Иван Грозный после покорения Казани щедро наградил всех участников похода. По свидетельству «Истории.» С. М. Соловьева, 8, 9, 10 ноября «были столы у царя для знатного духовенства и вельмож, и три дня раздавались дары митрополиту, владыкам и награды воеводам и воинам, начиная с князя Владимира Андреевича до последнего сына боярского; кроме вотчин, поместий и корм-

лений роздано было деньгами, платьем, сосудами, доспехами, конями 48 000 рублей» [10]. В песнях казаки подчеркивают, что других земель им не надо, а просят пожаловать им тихий Дон «со вершины до низу»:

Батюшка надежда, свет великий Государь!

Не жалуй ты меня городами, подселками

И большими поместьями, -

Пожалуй ты нам батюшку Тихий Дон

Со вершины до низу, со всеми реками-потоками,

Со всеми лугами зелеными

И с теми лесами темными (№ 15).

По преданию, за военные заслуги царь Иван отдал казакам тихий Дон, реки Донец, Бузулук, Хопер и соленые озера [11].

Ой, да, ну, возговорят, наши казаченьки, Ой да, перед Грозным царем стоючи: «Ой да, ну ты, батюшка наш славный царь! Ай, чем жа ты пожалуешь!» «Ой да, ну ты пожалую я вас, ребята, Ой да, Тихим Доном, Доном и Донцом; Ой да, ну еще-то ли вас пожалую, Ой да, ну еще-то ли вас пожалую, -Ой да, Бузулуком вот бы да Хопром, Ай да, ну, приданым вам даю, ребята, Ай да, соляные все там озера» [12].

Свидетельство о пожаловании Иваном Грозным донским казакам грамоты на владение Доном содержится в записках В. Д. Сухорукова (рукопись содержится в библиотеке Донского музея) [13], который также добавляет, что грамота эта была отобрана Петром I в 1695 году.

Исторические песни отличаются напевностью, яркостью, образностью. Длина строки, самая различная, приспособлена к особенностям мелодии, музыкальной фразы. Язык ранних исторических песен наиболее близок к былинному, они составлены белыми стихами, лишь некоторые имеют парную рифму, а в отдельных случаях - внутреннюю («Государь взговорит, как в трубу вструбит»). Эпитеты отличаются выразительностью, богатством оттенков. Особенно выделяются постоянные эпитеты - ветры буйные, солнце красное, заря алая, слеза горючая, зеленая дубровушка, речка быстрая, добры молодцы, люди вольные, острая шашечка, стрела каленая и т. д. Экспрессивную окраску придают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (беседушка, зорюшка, думушка, дубравушка, сторонушка, головушка, пушечка, шашечка, невольнички, охотнички, казаченьки и т. д.).

Исторические песни донских казаков, посвященные эпохе Ивана Грозного, повествуют об укреплении Руси, завоевании Казани, о роли казачества в этих событиях. В них не затронуты распространенные в общерусском фольклоре темы опричнины, борьбы царя с боярами, его гневливого характера и трагической судьбы последних Рюриковичей. Очевидно, что со временем сохранились произведения, в которых воспеты события, наиболее важные для казачества. Грозный Царь

140 "Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (42), 2011

Иван Васильевич стал самой важной фигурой, поскольку даровал вольным людям «Тихий Дон, Дон и Донец» со всеми притоками. С этого времени (XVI столетие) история казачества стала тесно переплетаться с историей России, что и запечатлел фольклор: в исторических песнях создается образ донских казаков, ищущих славы Земле Русской.

Литература и примечания

1. Савельев Е. П. Древняя история казачества: в 3 т. Новочеркасск, 1915. Т. 2. С. 237. (Репринтное переизд. этой кн.: СавельевЕ. П. Казаки. История. Владикавказ, 1991).

2. Ригельман А. И. Повествование о Донских казаках. М., 1778. С. 4-5.

3. Иллюстрированная история казачества: Репринт первого издания 1909 года с рисунками. Волгоград, 1994. С. 23.

4. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. СПб., 1842. Т. 7. С. 11-12.

5. Пивоваров А. Н. Донские казачьи песни. Новочеркасск, 1885. Песня № 14 (в дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте, в скобках указываются номера песен).

6. Исторические песни. Баллады / сост. С. Н. Азбелев. М., 1986. С. 19.

7. Листопадов А. М. Песни донских казаков. М., 1949: в 2 т. Т. 1. Песня № 66.

8. Исторические песни. Баллады ... С. 571.

9. Песни донских казаков / сост. Б. П. Екимов. Волгоград, 1982. С. 51-52.

10. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. СПб., 1896. Кн. 2. Т. 6. С. 97.

11. Картины былого Тихого Дона: краткий очерк истории войска Донского: в 2 т. М., 1992. Т. 1. С. 21-22.

12. Листопадов А. М. Песни донских казаков ... Песня № 70.

13. См.: Савельев Е. П. Древняя история казачества ... Т. 2. С. 238.

o. v. kaplya. tsar ivan the terrible in the folklore of the don cossacks

On the material of the don Cossack folklore, the author traces the attitude of «free people» to the king and the authorities in general.

Key words: the Don Cossacks, historical songs, folklore image of Ivan the Terrible.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.