49 S
ТРУДЫ УЧЕНОГО ЖИВУТ, КОГДА ОНИ ПРОДОЛЖАЮТ РАБОТАТЬ, СЛУЖАТ ОТПРАВНОЙ ТОЧКОЙ НОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ1
THE WORKS OF THE SCIENTIST LIVE WHEN THEY CONTINUE TO WORK, SERVE AS A STARTING POINT FOR NEW RESEARCH
Ю.В. ЯКУТИИ
Вице-президент ВЭО России, председатель Совета директоров, научный руководитель ЗАО «Издательский дом «Экономическая газета», заслуженный деятель науки Российской
YU.V. YAKUTIN
Vice-president of the VEO of Russia, chairman of the Board of Directors, scientific director of the «Publishing House «Economic Newspaper», honored Science Worker of the Russian Federation, Dr. Sc. Econ., Professor
Автор подчеркивает необходимость ценить, уважать, стимулировать труд высококлассных специалистов. Напоминает заветы академика Л.И.Абалкина по их подготовке. В статье предлагается провести научные конференции, развивающие его научное наследие. Особое внимание уделяется вопросам воспитания нравственных качеств специалистов и подготовке физически здорового молодого поколения.
)
А
АННОТАЦИЯ
1 Выступление на Абалкинских чтениях на тему «Какие кадры нужны экономике России?», 23 мая 2017 г.
496
ABSTRACT
The author emphasizes the need to appreciate, respect, stimulate the work of highly qualified specialists. Reminds the behests of Academician L.I. Abalkin on their preparation.The article proposes to hold scientific conferences developing its scientific heritage. Particular attention is paid to the education of the moral qualities of specialists and the training of a physically healthy young generation.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Теория цивилизационного роста, образование, нравственные качества,
KEYWORDS
Theory of civilization growth, education, moral qualities, physical health, economic strategy.
Как обычно, мне приходится выступать последним, поскольку фамилия моя на «Я». Но это и неплохо, ведь можно знать мнения и выводы уже всех выступивших участников. Но мне хочется по результатам сегодняшнего пленарного заседания все же высказать несколько предложений. Первое касается того, что академик Леонид Иванович Абалкин, а его имя носит цикл наших конференций, учил нас ценить опыт предшественников, глубоко изучать, хорошо понимать обсуждаемую тему, значимость доставшегося нам творческого наследия. Им были предложены для обсуждения на одном из круглых столов в Вольном экономическом обществе вопросы формирования российской школы социально-экономической мысли. В развернувшейся дискуссии он подчеркнул необходимость вспомнить труды первых ее представителей, особое внимание уделил работам И. Посошкова и А. Шторха, говорил о том, что нужно освобо-
диться от навязанных им несправедливых оценок и штампов в характеристике их творчества.
Именно благодаря этому выступлению наш Издательский дом «Экономическая газета» и решил опубликовать произведения А. Шторха. Наша экономическая общественность, по сути, заново открыла для себя первого российского академика в области политэкономии и статистики Андрея Карловича Шторха (1766—1835). В 1815 году Шторх выпустил в Санкт-Петербурге на французском языке свой впоследствии ставший знаменитым шеститомный труд «Курс политической экономии, или Изложение начал, обусловливающих народное благоденствие». На русском языке лишь в 1881 году были опубликованы первые полтора тома «Курса...», переведенные с обширными комментариями И. Вернадским. Французский язык текста затруднял в наше время знакомство с работами Шторха. После выступления Абалкина Издательский дом «Экономическая газета» в 2008 году впервые полностью перевел на русский язык и опубликовал этот труд А. Шторха, а также развивавшую его положения работу «Размышление о природе национального дохода».
Труды Шторха, писал Л.И. Абалкин, отнюдь не являются лишь повторением воззрений А. Смита, как полагали многие. В них немало оригинальных выводов, новых подходов к анализу экономических категорий. Самое же главное — А. Шторх поставил вопросы, которые до него еще никто не поднимал и только в конце XX века стали изучать основательно. Речь идет о теории цивилизационно-го роста, производстве нематериальных, невещественных благ. Экономическое развитие, обосновывал он, измеряется подъемом уровня цивилизационного развития, развитием человека, его образования, здоровья, нравственных
49 Я
качеств. В наше время можно назвать много направлений экономической науки, исследующих эти вопросы, связанные с ними категории — человеческий капитал, социальный капитал, концепции экономики знаний, экономики счастья и т.д. Но мы можем гордиться тем, что именно российским ученым принадлежат приоритеты в разработке этих тем.
Продолжая традиции, заложенные академиком Л.И. Абалкиным при изучении истории российской школы социально-экономической мысли, сейчас мы занимаемся подготовкой книги оП.И. Рычкове (1712—1777), первом члене-корреспонденте Российской академии наук. Тут тоже открываются такие интересные ныне пласты социально-экономических знаний о России, российской школе социально-экономической мысли, что диву даешься, сколько можно было сделать одному человеку. Рычков также один из самых первых членов Вольного экономического общества, исследователь и устроитель Оренбуржья, где прожил сорок три года. Это не только известный чиновник, но и географ, экономист, краевед, историк. Земляки помнят и чтут дела этого человека, хотя широкому научному кругу он еще малоизвестен.
Итак, одним их принципиальных выводов нашего сегодняшнего обсуждения должно стать положение о том, что надо помнить наших предшественников, кадры надо уважать, как можно полнее использовать их опыт и развивать дальше их творческое наследие. Добавлю также, что значимость сделанного Абалкиным для успешного развития современной экономической теории и хозяйственной практики заставляет нас прежде всего не забывать и такого принципиально важного его положения, которому он сам неуклонно следовал, как непременная обязательность твор-
706 ТОМ
499
ческого освоения богатого наследия отечественной школы социально-экономической мысли.
Академик Абалкин сам был великолепным представителем этой школы, и наш долг теперь развивать дальше его теоретические выводы и методологические подходы к решению современных экономических проблем, к выработке долгосрочной продуманной экономической стратегии для страны. Могу предложить и отправной источник такой работы. В 2012 году наш Издательский дом «Экономическая газета» издал книгу Л.И.Абалкина «Россия: осмысление судьбы». В нее вошли важные фрагменты последних трудов академика, воспоминания о нем коллег и соратников, их оценки значения его работ для современной экономической теории и хозяйственной практики. Представляется, что в выборе важнейших узловых проблем для дальнейших исследований многое может подсказать содержание семи основных разделов этой книги, обозначивших фундаментальный научный взгляд ученого на актуальные проблемы социально-экономического развития нашей родины.
Первый раздел закономерно начинается с размышлений академика о том, в чем состоит «Призвание России». Давайте проведем одно из Абалкинский чтений, посвященное развитию его взглядов и мыслей о призвании России. Пусть наши ученые выскажут свое мнение по этому вопросу, поспорят, дополнят положения академика. Мне кажется, это будет весомый вклад в копилку творческих идей российской школы социально-экономической мысли. Ведь о том, насколько общество ценит свои научные кадры, прежде всего свидетельствует то, что труды ученого живут, работают, не пребывают в забвении, а служат отправной точкой для новых научных исследований.
5ГЮ
Можно было бы также провести научную конференцию, темой для которой послужит один из других разделов книги: «Россия на пути самопознания», «Российская школа социально-экономической мысли», «Опыт российского предпринимательства», «Уроки экономической истории России», «Россия в глобальной экономике», «О долгосрочной стратегии для России». Масштабность этих тем впечатляет, но у нас есть возможности их разработки, сосредоточены большие научные силы Вольного экономического общества, Академии им. Плеханова, Института экономики РАН, Издательского дома «Экономическая газета». Это будет хороший вклад в современные научные достижения. Много лет академик Абалкин был заведующим кафедрой политэкономии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Как говорится, вам и карты в руки. Давайте переиздадим эту книгу в память о нем, давайте добавим наши новые выводы, чтобы эта книга об одном из основателей известного экономического университета нынешнего облика была востребованной, необходимой научной общественности, студенчеству. Мы можем сделать книгу в любом ценовом варианте, в мягкой, твердой обложке, в электронном виде, чтобы книга была у студентов.
Поэтому, говоря о кадрах современной России, надо исходить из того, что любые наши кадры надо ценить, а мы до сих пор по большому счету ценить их не научились. Любые кадры — от академика до рядового сотрудника. Конечно, признание заслуг, уважение труда работников — это важнейшее требование к кадровой политике и государства, и любого предприятия, организации. России нужны не только ученые, но и дворники, врачи, слесари, представители других профессий. Кадры — это действительно золотой фонд страны.
Какие же кадры нужны экономике России? Вроде бы вопрос простой и звучит наивно. Конечно, у директоров предприятий, кадровиков, министров свое видение ответа на этот вопрос. Но все же есть и общие требования. Так, прежде всего кадры должны быть здоровыми. Второй мой тезис, на который я хочу обратить ваше внимание, и заключается как-раз втом, что России нужны физически здоровые кадры. Забота о здоровье наших работников, всего населения — одна из основных функций государства. Особое внимание должно уделяться воспитанию здорового молодого поколения, которое определяет будущее страны. Сейчас многое делается для улучшения медицинского обслуживания детей и дошкольного возраста, и школьников, а также студентов, но объем предстоящей работы весьма велик, чтобы страна отвечала требованиям XXI века, прежде всего в воспитании молодежи.
Если посмотреть уровень различных заболеваний населения страны, то я не удивлюсь, что нынешние показатели здоровья отстают от советских стандартов. Во многом это потому, что у сегодняшней молодежи стало меньше возможностей заниматься спортом. Где бесплатные спортивные кружки и школы? Где всероссийские, региональные, городские соревнования — «Золотой мяч», «Серебряный волан», «Золотая шайба»? У меня четыре внука и за каждого, в какую бы спортивную секцию они не пошли, за каждый «чих» необходимо заплатить. Занятия физической культурой, спортом должны быть общедоступными. На словах это вроде провозглашается и повсеместно признается, но на деле мы видим иное. Молодежь много времени проводит с гаджетами, порой чрезмерно увлекаясь, проводит время «онлайн», что уже сейчас становится причиной недосыпа, а впоследствии
502
вызывает более серьезные заболевания. Для воспитания физически здоровых кадров предстоит еще многое сделать по развитию институтов массовой физической культуры, занятий спортом в школах и вузах.
Третье. Кадры должны быть образованными, профессионально грамотными, но особо подчеркну необходимость неразрывной связи образования и воспитания.
Замечу здесь, что «Курс политической экономии...» Шторха написан на основе лекций, которые он читал детям императорского семейства. Острый ум, образованность и широкий междисциплинарный научный кругозор, строгие нравственные качества преподавателя покорили и буквально «заставили» супругу Павла I императрицу Марию Федоровну вверить ему экономическое и политико-право-вое воспитание своих дочерей — великих княжон Екатерины, Марии и Анны, а позднее курс лекций он также читал будущему российскому императору Николаю I и его брату Михаилу Павловичу. Эти-то лекции в переработанном виде и легли в основу знаменитого «Курса...», вот почему в этой работе много актуальных ныне размышлений о связи образования, учебы детей и воспитания у них нравственных качеств.
Нравственность образования — важнейшее требование. Мы должны прививать школьникам и студентам, выпускникам вузов высокие нравственные качества. Сегодня это вроде бы немодно, не в тренде, как говорят.
Нравственность сегодня воспринимается как что-то ортодоксальное, реакционное. Отсюда проистекает множество недостатков в поведении, общении, поступках людей, что ведет к вспышкам агрессии, криминогенным проявлениям, бескультурью. На выходе из стен средней и высшей
школы мы должны получать не только образованного человека и специалиста, не только ученого, а прежде всего высоконравственную, порядочную личность. Здесь же встает вопрос о приоритетах в выборе жизненной позиции. Переход крыночной экономике неизбежно повлек изменение ценностных ориентиров людей. Нам нужны кадры, для которых интересы страны выше собственных, сугубо корыстных интересов и для которых гордость за свою страну, за ее историю, за ее авторитет на мировой арене выше гордости за себя, свое богатство, собственного самомнения и для которой стандарты успеха заключаются не в деньгах, а в глубокой нравственной культуре, творческой деятельности, постоянном самообразовании.
Когда, например, в прошлом году знаменитый пушкинский Царскосельский лицей отпраздновал свое 205-ле-тие, были опубликованы воспоминания воспитанников об учебе в нем и его преподавателях. Уже тогда все учащиеся и современники отмечали, что лицей прежде всего воспитывал нравственные качества. Это был удачный опыт привития нравственных начал представителям высшей элиты. Мы видим, что среди выпускников Царскосельского лицея нет ни одного подлеца, предателя, так сказать, от экономики, от политики, от государственности. Наоборот, из среды лицеистов выросли многие выдающиеся люди, ученые, литераторы-публицисты, государственные деятели. Все жили с заботой о своей стране, о своей родине.
История нашего времени также подтверждает, что высокопрофессионального, хорошего специалиста в своей профессии не может быть без высоких нравственных духовных начал. В середине 90-х, когда Патриарх Алексий II поручил Издательскому дому «Экономическая газета» вести в нашем
504
еженедельнике «Экономика и жизнь» рубрику «Экономика и духовность», а также посоветовал издавать книги такой серии, я вначале удивился этому поручению и совету. Только потом стал понимать, как важно помнить о необходимости духовного воспитания кадров. Ведь экономика вся обусловлена делами и мыслями человека, пронизана поэтому духовностью, строится на нравственных, духовных началах. Почему у нас в стране, в предпринимательстве не очень-то приживаются рыночные механизмы? Да потому, что они противоречат русскому менталитету, отраженному и в русской школе социально-экономической мысли. Обмануть товарища, не создавать товар, а лишь перепродавать его и «навариться», тайно присвоить часть общего, кинуть соратников, восхвалять ростовщичество и мошенничество — все это противоречит духовным основам народа. Сколько у нас было и есть плотников, столяров, врачей, инженеров, ученых, обладавших и обладающих высоким нравственным потенциалом, высоким духом, заботящихся не только о себе, но прежде всего об общем благе.
Вспомним опять нашего замечательного экономиста Абалкина — истинного интеллигента, подлинного ученого, человека высокодуховного, преданного служению науки, интересам страны, благодаря чему он добился впечатляющих успехов в своей работе, уважения и признания своих заслуг. Бывают, конечно, профессиональные мошенники, бывают и профессиональные убийцы. На стороне зла — профессионалы безнравственны и бездуховны, на стороне добра — профессионалы нравственны и духовны.
Кажется, это все простые и понятные вопросы, а на самом деле на практике их решение не так-то уж и просто. Воспитание высоконравственного человека предполагает
постоянную заботу со стороны семьи, школы, вуза, общества, целую программу действий, которую надо подготовить и неуклонно осуществлять в государстве, чтобы сохранить лучшие традиции российской школы образования, привития высоконравственных духовных начал новым поколениям профессионалов.
Шахтеры, водители, повара, уборщицы стране все еще нужны, мы такие кадры также должны готовить, о чем сейчас нередко забывают. Такое впечатление, что нужны только торговцы, охранники и туроператоры, их обучают, их труд рекламируют. Но государственные приоритеты все же должны исходить из видения завтрашнего дня, должны быть направлены на подготовку специалистов будущего. Для экономики очень важны кадры, соответствующие требованиям шестого технологического уклада, специалисты нужных для него профессий, их подготовка должна субсидироваться государством. В их числе микробиологи, физики-ядерщики, химики, программисты, нанотехнологи, специалисты для цифровой экономики...
И наконец, четвертый тезис — какие же конкретно кадры нужны стране. Россия испытывает дефицит на рынке труда, особенно работников современных профессий. Ныне ГГ-технологии ведут к переменам в составе привычных профессий, но они не отмирают сразу и в массовом порядке, требуя нового качества подготовки. Помочь здесь может широкое использование автоматизации рутинных процессов, внедрение новых технологий работы.
Особого внимания заслуживает проблема подготовки управленцев для государственного аппарата. С введением новых технологий управления и повсеместного их развития количество чиновников должно уменьшаться, а качество их
работы и профессиональных навыков возрастать. Это изменит отношение общества к чиновникам, сделает их работу более прозрачной, повысит доверие к власти. Для подготовки же профессий, которые нужны сегодняшнему бизнесу, надо активнее использовать его возможности. Пусть бизнес заказывает необходимые ему кадры, финансирует их обучение, а профессии шестого технологического уклада должны иметь приоритет в финансировании. Бюджетных денег не нужно также жалеть на открытие испытательных центров, научных лабораторий, на аспирантуру, докторантуру.
И наконец, хотелось бы напомнить слова академика Л.И. Абалкина о том, что отечественному предпринимательству нужны лидеры. Он многое писал о важности формирования культуры деловых отношений, предпринимательской этики, выстраивании правильных линий взаимосвязи предпринимателей и власти.
Согласен с высказанным на научных обсуждениях в ВЭО мнением наших специалистов, о том, что в менталь-ности населения давно пора забыть советское отношение к предпринимателям как к эксплуататорам трудящихся. Предприниматель — решающая фигура в организации хозяйственной жизни страны.
Нужна, как видим, продуманная и обширная политика подготовки высококвалифицированных кадров для великодержавной России XXI века.