внутренние переживания, терзание и это ощущение от личностного общения автора с природой и с космосом.
Индивидуализация создаётся с первых же тактов полифонического взаимодействия двух линий. Интересный выбор структуры произведения представляет собой крупную одночастность, включающую 8 разделов [2, 211]. Эти разделы подчёркивают образный мир глубокое содержание этой сонаты как символ вечности. Это как бы голоса и внутреннего душевного движения композитора а сдругой стороны голоса природы которые связаны с глубинными истоками. В сонате нет обычных тематических элементов а используется сонорные принципы аллеаторической композиции. Сама аллеаторика здесь даётся как сонорика, звуковых фонах, звуковых движениях и все эти звуковые движения они построены по принципу фазовости, так,как мы видим здесь 8 фаз развития, в которых появляется как бы новый тип фактуры, вырастающий из предыдущей, но на новом уровне.
Обобщая аналитическое наблюдение над фортепианными сонатами Н. Закирова, необходимо отметить, что в них происходит интенсивный процесс технико-стилистических новаций, обогащающих современную фортепианную сонату качественно новыми реалиями.
Список литературы / References
1. Головянц Т. Нурилла Закиров. Т., 2010.
2. История узбекской советской музыки. Том III, 1968-1984.
ТРУДЫ ИБН СИНЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ
НАУКЕ Бахтиёров И.Б. Email: [email protected]
Бахтиёров Ихтиёр Бахтиёрович - преподаватель, отделение традиционного пения, Детская школа музыки и искусства № 21, Риштанский район, Ферганская область,Республика Узбекистан
Аннотация: мы не можем представить себе науку и развитие мира без великих ученых, гениев, их научных трактатов и исследований. Ибн Зайла, Абдурахман Джами, Ибн Сина, Кавкаби, Дарвеш Али Чанги и многие другие ученые внесли большой вклад в развитие не только различных сфер, но и музыкальной сферы. Среди них особого внимания заслуживает вклад Абу Али ибн Сины в развитие музыки, его исследования в этой области. В данной статье приводятся информация о научных взглядах ибн Сины и трактаты о музыке.
Ключевые слова: музыка, "Шифо", "Донишнома", маком, буъд, жинс, мелодия, инструмент.
THE WORKS OF IBN SINA DEVOTED TO MUSICAL SCIENCE
Bakhtiyorov I.B.
Bakhtiyorov Ikhtiyor Bakhtiyorovich - Teacher, DEPARTMENT OF TRADITIONAL SINGING, CHILDREN'S SCHOOL OF MUSIC AND ART № 21, RISHTANSKY DISTRICT OF THE FERGHANA REGION, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: we cannot imagine the science and development of the world without great scientists, geniuses, their scientific treatises and research. Ibn Zayla, Abdurahman Jami, Ibn Sina, Kawkabi, Darwesh Ali Changi and many other scholars have made a great contribution to the development of not only various fields, but also the musical sphere. Among them, the contribution of Abu Ali ibn Sina to the development of music and his research in this field deserves special attention. This article provides information about Ibn Sina's scientific views and treatises on music.
Keywords: music, "Shifo ", "Donishnoma ", makom, bud, zhins, melody, instrument.
УДК 781.1
Ибн Сина, которого считают гением и мудрецом, является одним из ученых, внесших особый вклад в развитие мировой науки. Количество его работ, которые относятся к разным сферам, более 450, но из них только 242 научных работ дошли до сегодняшнего дня. Мы знаем Ибн Сина главным образом как султана медицинской науки, также известного миру под именем Авицена. В музыкальной науке также Ибн Сина считается великим музыковедом, который основал новую эру после Абу Насра Фараби.
Абу Али Ибн Сина тщательно изучал науку музыки с ранних лет, в его биографии было написано, что в юности он овладел математикой и науками, содержащимися в ней. Известно, что наука о музыке также была составной частью математики. Ибн Сина был знаком с научными работами великих математиков и музыковедов как Платона и Евклида. Он написал несколько работ о музыке, одна из которых является крупнейшим и наиболее полным научным энциклопедическим трудом, "Шифо китоби" ("Книга исцеления"), входящая в "Музыкальную научную коллекцию" посвященную музыке, является особой честью. Он считается завершенным во всех отношениях среди произведений Ибн Сины о музыке. Существует более ста экземпляров научного энциклопедического труда "Исцеление", которые хранятся как бесценный труд в различных музеях и библиотеках по всему миру.
Известно, что во времена Ибн Сины фраза "маком" еще не получило широкого распространения. Примеры классической музыки, то есть макомы настоящего времени, интерпретируются с названиями "Рох" , "Наво", "Парда". В этот период в Бухаре и в центральных городак как Ургенч, Рей, Хамадан где жил Ибн Сино введение макома, высоких образцов музыкального мышления яркими произведениями композиторов, мастеров-певцов и музыкантов дало необходимости знаниям о музыке [1]. Труды Ибн Сины имеют в этом отношении неоценимое значение. Вопросы, связанные с наукой о музыке, находят свое выражение во многих произведениях Ибн Сины, к сожалению, не все из них дошли до сегодяшнего дня. Например, научные произведения Ибн Сины, связанные с музыкой, такие как "Мадхал синаъати ал мусика" ("Введение в искусство музыки") о котором упоминает Ибн Усайба, "Китабал ал лавохик" ("Книга дополнений") которую он сам записал в книге "Шифо" ("Исцеление"), еще не известны науке, но есть только имена. Музыкальное наследие Ибн Сины дошло до нас через основные энциклопедические труды. Раздел книги "Исцеление", известный как "Джавоми илм ал мусика" ("Коллекция музыкальных знаний"), часть книги "Нажот" ("Спасение") называемый как "Мухтасар илм ал мусика" ("Краткая информация о знании музыки") и части посвящённые музыке книги «Донишнома» («Мудрость») являются крупнейшими работами Ибн Сины о музыке. Кроме того, в книгах ученого "Медицинский канон" и "Рисолаи ишк", посвященных другим наукам, также есть информация о музыке. Взгляды Ибн Сино на музыку полностью отражены в книге "Джавоми илм ал мусика" ("Коллекция музыкальных знаний"). А музыкальные части "Мухтасар илм ал мусика" и "Донишнама" были посвящены музыкальному искусству того периода.
В связи с этим мы остановимся подробнее на "Сборнике знаний о музыке", большом, совершенном и главном среди трудов Абу Али ибн Сины о музыке. Как
уже упоминалось выше, он входит в состав произведения "Шифо" ("Исцеление"). Сборник состоит из 6 статей и 19 сезонов. Порядок статей книги следующий:
1. Первая статья, состоящая из мукаддима и 4 сезонов. В первой главе ученый описал музыку и привел причины образования звука, низкого, сбалансированного. Во второй главе привёл определение приятных и неприятных уровней "буъд"ов. Глава третья содержит информацию о главах адаптации первой степени, а глава четвертая -о главах адаптации второй степени буъд.
2. Вторая глава состоит из 2 сезонов, в первой главе речь идет о сложении и вычитании буъд, а во второй главе речь идет об их умножении и делении.
3. Третья статья также состоит из 4 сезонов, как и первая статья, но эта статья посвящена "жинс"ам. В частности, в первой главе дана ценная информация о роде и его делении на виды, во второй главе о количестве жинс, в третьей главе о сильном жинсе, в четвертой главе о слабом.
4. Четвертая статья состоит из двух сезонов, в первой говорится о "жам", а во второй - мысли об переводов.
5. Пятый пункт является самым большим, он состоит из 5 сезонов. В первом сезоне говорится о нагмах в ийкоъ. Во второй главе речь идет о выражении ийкоъ с помощью языка, в третьей главе речь идет о количестве причастий и выделенных ийкоъ, в четвертой главе речь идет о значении четырех, пяти и шести ийкоъ, в пятой главе речь идет о поэзии и вазн.
6. Шестая статья посвящена сочинению музыки, музыкальным инструментам и их особенностям, она состоит из 2 сезонов. Если в первой главе мы говорим о сочинении музыки, то во второй главе дается определение музыкальных инструментов.
Такая информация означает, что научное произведение "Сборник знаний о музыке" содержит все проблемы, связанные с музыковедением. В нем Ибн Сина говорит о проблемах звука, музыкального звучания, то есть от образования нагмы, до создания музыкального произведения, от сибизги до музыкального инструмента уд, от определения "музыка" до влияния музыки на душу. Ибн Сина также углубленно изучал музыкальные инструменты. Достойно уважения то, что ученый назвал человеческого голоса самым совершенным инструментом. Он изучал другие музыкальные инструменты, сравнивая их с человеческим голосом. По результатам исследований ученый представил музыкальный инструмент "гижжак" как самый естественный и необычный инструмент, который ближе всего к человеческому голосу. Гижжак - это музыкальный инструмент струнно-смычковый, называемый «гижжак» на узбекском, таджикском, уйгурском, каракалпакском, туркменском языках, а в азербайджанском, армянском, грузинском, иранском, турецком и других восточных странах - «камон», «кеманча» [2]. Кроме того, была затронута информация о рубабе, сурнай, най, уде, танбуре и конун, особенностях их исполнения, многих темах, связанных с их взаимным включением.
Многие научные произведения Абу Али Ибн Сины о музыке были переведены на несколько языков, которые ученые со всего мира используют плодотворно. Труды великого мыслителя Ибн Сины, посвященные музыкальной науке, считаются актуальными во все времена. Его научные исследования, его взгляды на науку о музыке, его мысли побуждают многих ученых, молодых больше исследовать в этом отношении.
Список литературы / References
1. Матёкубов О. «Огзаки анъанадаги профессионал музика асосларига кириш".
Т.:Укитувчи, 1983.
2. Мирзаев К.Г. «Роль узбекского национального инструмента гижжака в исполнительском искусстве». «Проблемы современной науки и образования». № 9 (142), 2019.
THE ROLE OF MUSICAL TREATISES IN TEACHING YOUNG LEARNERS ON TRADITIONAL CLASSICAL MUSIC Kodirova D.R. Email: Kodirova [email protected]
Kodirova Dilovar Rakhmatovna - Teacher of the highest Category, BUKHARA SPECIALIZED SCHOOL OF ARTS, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the gradual successful development of the "National Program for Personnel Training" in our country largely depends on the activities of teachers, increasing their professional prestige. Therefore, the upbringing of a healthy, versatile generation depends on the level, readiness and purposefulness of the teacher working in the system of continuous education, his attitude to the work of teaching and educating the younger generation.
One of the challenges that qualified music teachers face is to study classical music samples more deeply and comprehensively and pass them on to the younger generation and promote them.
Keywords: music, tradition, classic, brochure, singing, methodology, education, system.
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАКТАТОВ В ОБУЧЕНИИ МОЛОДЫХ УЧЕНИКОВ ТРАДИЦИОННОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ
МУЗЫКЕ Кодирова Д.Р.
Кодирова Диловар Рахматовна - педагог высшей категории, Бухарская специализированная школа искусств, г. Бухара Республика Узбекистан
Аннотация: постепенное успешное развитие «Национальной программы по подготовке кадров» в нашей стране во многом зависит от деятельности учителей, повышения их профессионального престижа. Поэтому воспитание здорового, разностороннего поколения зависит от уровня, готовности и целеустремленности педагога, работающего в системе непрерывного образования, его отношения к работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Одна из проблем, с которыми сталкиваются квалифицированные учителя музыки -это изучить образцы классической музыки более глубоко и всесторонне и передать их молодому поколению и продвигать их.
Ключевые слова: музыка, традиция, классик, брошюра, пение, методика, образование, система.
UDC 078
DOI: 10.24411/2304-2338-2021-10702
The textbook "Methods of teaching traditional singing" published by the Alisher Navoi Publishing House of the National Library of Uzbekistan in 2006 by the famous teacher, singer, musician, composer, People's Artist of Uzbekistan Olmas Rasulov. has been a great