Научная статья на тему 'Трудовые установки российской молодежи и государственное содействие развитию и реализации ее трудового потенциала'

Трудовые установки российской молодежи и государственное содействие развитию и реализации ее трудового потенциала Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
315
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ / ТРУДОВЫЕ УСТАНОВКИ / ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / YOUTH EMPLOYMENT / LABOUR ATTITUDES / LABOUR MOBILITY / PROMOTION AND IMPLEMENTATION OF LABOUR POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Забелина Ольга Викторовна, Майорова Анна Владимировна, Матвеева Екатерина Андреевна

Статья посвящена исследованию трудовых установок российской молодежи, ее готовности к активному трудовому поведению для повышения конкурентоспособности и профессиональной самореализации, а также определению приоритетов государственного содействия формированию, развитию и использованию трудового потенциала российской молодежи. Авторы рассматривают в статье результаты оценки молодыми работниками возможности изменений в сфере профессиональной деятельности, вызванных цифровизацией; готовность молодежи к профессиональному развитию, в т.ч. получению новой профессии; потенциал трудовой мобильности молодежи; готовность молодежи к новым формам занятости (в т.ч. переходу к самозанятости/предпринимательству) и оценку молодежью ценностей и рисков самозанятости/предпринимательства. Авторы выделяют основные направления государственного содействия развитию и реализации трудового потенциала российской молодежи, делая акцент на выявлении и поддержке талантливой молодежи. Настоящая статья продолжает серию научных публикаций по результатам всероссийского телефонного опроса работающего населения «Социальные установки и диспозиции населения Российской Федерации в отношении новых форм занятости: субъективные оценки», проведенного в 2018 году

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Забелина Ольга Викторовна, Майорова Анна Владимировна, Матвеева Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labour attitudes of Russian youth and state assistance to the development and realization of its labor potential

The article is devoted to the study of labor attitudes of Russian youth, its readiness for active labour behavior to improve competitiveness and professional self-realization, as well as to identify priorities of state assistance to the formation, development and use of labour potential of Russian youth. In the article the authors consider the results of evaluation of the young workers of the changes in professional activity caused by the digitalization; the willingness of young people to professional development, including learning a new profession; the potential of labour mobility of young people; the willingness of young people to new forms of employment (including the transition to self-employment/entrepreneurship), as well as the youngsters' assessment of the values and risks of self-employment/entrepreneurship. The authors identify the main directions of state assistance to the development and realization of the labour potential of Russian youth, focusing on the identification and support of talented youth. This article continues a series of scientific publications on the results of the all-Russian telephone survey of the working population "Social attitudes and dispositions of the population of the Russian Federation in relation to new forms of employment: subjective assessments", conducted in 2018

Текст научной работы на тему «Трудовые установки российской молодежи и государственное содействие развитию и реализации ее трудового потенциала»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6 • Номер 3 • Июль-сентябрь 201 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Первое

экономическое издательство

|рудовые установки российской молодежи и государственное содействие развитию и реализации ее трудового потенциала

Забелина О.В 1, Майорова А.В. 1, Матвеева Е.А. 1

1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Екатеринбург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Статья посвящена исследованию трудовых установок российской молодежи, ее готовности к активному трудовому поведению для повышения конкурентоспособности и профессиональной самореализации, а также определению приоритетов государственного содействия формированию, развитию и использованию трудового потенциала российской молодежи. Авторы рассматривают в статье результаты оценки молодыми работниками возможности изменений в сфере профессиональной деятельности, вызванных цифровизацией; готовность молодежи к профессиональному развитию, в т.ч. получению новой профессии; потенциал трудовой мобильности молодежи; готовность молодежи к новым формам занятости (в т.ч. переходу к самозанятости/предпринимательству) и оценку молодежью ценностей и рисков самозанятости/предпринимательства. Авторы выделяют основные направления государственного содействия развитию и реализации трудового потенциала российской молодежи, делая акцент на выявлении и поддержке талантливой молодежи. Настоящая статья продолжает серию научных публикаций по результатам всероссийского телефонного опроса работающего населения «Социальные установки и диспозиции населения Российской Федерации в отношении новых форм занятости: субъективные оценки», проведенного в 2018 году [1, 2] (Zabelina, Maltseva, Mirzabalaeva, 2019; Zabelina, Maltseva, Mirzabalaeva, 2019).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: занятость молодежи, трудовые установки, трудовая мобильность, содействие развитию и реализации трудового потенциала.

Labour attitudes of Russian youth and state assistance to the development and realization of its labor potential

Zabelina O.V1, Mayorova A.V. 1, Matveeva E.A. 1

1 Federal State Budgetary Institution "AU-Russian Scientific Research Institute of Labor" of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, Russia

Введение

Проблематика молодежной занятости, как никакая другая проблема, связана с проблематикой будущего сферы труда. Ключевыми вызовами для России, как и для большинства стран мира, сегодня стали:

• готовность населения к технологичному будущему,

• готовность населения к непрерывному профессиональному образованию, профессиональной, межотраслевой и территориальной мобильности.

Молодежь России, располагающая значительным трудовым потенциалом, является основным стратегическим ресурсом развития страны.

В связи с этим, по мнению авторов, в контексте достижения целей национального экономического и социального развития [3], приоритетными задачами государственной политики занятости молодежи Российской Федерации в ближайшей перспективе должны быть определены:

• развитие трудового потенциала молодежи как стратегического ресурса,

• создание условий для его эффективного использования на основе повышения мотивации к труду и трудовой мобильности, внедрения технологии «социального лифта».

В 2018 году ВНИИ труда Минтруда России и Санкт-Петербургским государственным университетом был реализован совместный исследовательский проект,

ABSTRACT:_

The article is devoted to the study of labor attitudes of Russian youth, its readiness for active labour behavior to improve competitiveness and professional self-realization, as well as to identify priorities of state assistance to the formation, development and use of labour potential of Russian youth. In the article the authors consider the results of evaluation of the young workers of the changes in professional activity caused by the digitalization; the willingness of young people to professional development, including learning a new profession; the potential of labour mobility of young people; the willingness of young people to new forms of employment (including the transition to self-employment/entrepreneurship), as well as the youngsters' assessment of the values and risks of self-employment/entrepreneurship. The authors identify the main directions of state assistance to the development and realization of the labour potential of Russian youth, focusing on the identification and support of talented youth. This article continues a series of scientific publications on the results of the aU-Russian telephone survey of the working population "Social attitudes and dispositions of the population of the Russian Federation in relation to new forms of employment: subjective assessments", conducted in 2018 [1, 2] (Zabelina, Maltseva, Mirzabalaeva, 2019; Zabelina, Maltseva, Mirzabalaeva, 2019).

KEYWORDS: youth employment, labour attitudes, labour mobility, promotion and implementation of labour potential

JEL classification: J21, J49, J62 Received: 25.09.2019 / published: 30.09.2019

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Zabelina O.V (Zabe1ina.OV0tversu.ru)

CITATION:_

Zabelina O.V, Mayorova A.V., Matveeva E.A. (2019) Trudovye ustanovki rossiyskoy molodezhi i gosu-darstvennoe sodeystvie razvitiyu i realizatsii ee trudovogo potentsiala [Labour attitudes of Russian youth and state assistance to the development and realization of its labor potential ]. Ekonomika truda. 6. (3). - 1093-1104. doi: 10.18334/et.6.3.41176

направленный на изучение социальных установок и диспозиций занятого населения Российской Федерации в отношении труда и профессиональной деятельности в условиях цифровизации экономики. По результатам проведенного опроса были выявлены ожидания российских работников, в том числе молодежной группы, относительно последствий внедрения компьютерных технологий для своей профессиональной области, а также дана оценка потенциала готовности к активным действиям на рынке труда - непрерывному профессиональному развитию, получению новой профессии, переходу в другую отраслевую сферу или смене места жительства ради работы.

оценка молодежью возможности изменений

в сфере профессиональной деятельности, вызванных цифровизацией

Анализ результатов оценки работниками последствий внедрения компьютерных технологий для своей профессиональной области (рис. 1) выявил следующие особенности ожиданий молодежи:

Почти три четверти молодежи ожидают повышения требований к умениям и навыкам. Наибольшая из всех возрастных групп доля положительных ответов о повышении требований к умениям и навыкам приходится именно на молодежь (18-29 лет).

60% молодых людей считают, что в результате внедрения компьютерных технологий изменятся трудовые функции, содержание труда. При этом из ответивших «да» и «скорее да» об изменении трудовых функций и содержания труда наибольшую долю (около трети) составляют респонденты в возрасте 18-29 лет.

Наименее ожидаемым молодежью риском, порожденным широким внедрением компьютеризации в профессиональной сфере, является исчезновение профессии или специальности (11%) - это самый низкий показатель по всем возрастным группам (18% в возрастной группе 50+). Риск же сокращения рабочих мест рассматривается российской молодежью как весьма реальный (около 40% положительных ответов), что выступает одной из причин высокой готовности молодежи к обучению, повышению квалификации или получению новой профессии.

ОБ АВТОРАХ:_

Забелина Ольга Викторовна, начальник Лаборатории стратегических исследований социально-трудовых отношений, доктор экономических наук, профессор (Zabelina.OV0tversu.ru) Майорова Анна Владимировна, специалист Лаборатории стратегических исследований социально-трудовых отношений (aniuto4kamay0gmail.com)

Матвеева Екатерина Андреевна, специалист Лаборатории стратегических исследований социально-трудовых отношений (katusha14490mail.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Забелина О.В, Майорова А.В., Матвеева Е.А. Трудовые установки российской молодежи и государственное содействие развитию и реализации ее трудового потенциала // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 3. - С. 1093-1104. doi: 10.18334/et.6.3.41176

Рисунок 1. Сравнительная оценка последствий внедрения компьютерных технологий для своей профессиональной области (все ¡работники и молодежь) Источник: составлено авторами.

оценка установок молодежи на профессиональное развитие, в т.ч.по.пуч«^1^1ие новой про фессии

Анализ установок российских работников на непрерывное профессиональное образование (рис. 2) плказал, что молодежь в возрасте 18-29 лет характеризуется наиболее высокого среди всех российских работниккв готовностью к обучению, повышению квалификации или получению новой профессии (87,9% ответов «да» и «скорее да» о готовности учиться), в том числе и самой высокой готовностью к обучению за авой счет (41,3% из возрастной группы 18-229 лет).

При этом молодежь занимает наибольшую долю как средижелающих обучаться за свой счет (42,8%), так и среди желающих обучаться за счет государства или работодателя (351, 77%).

Возможность получения новой профессии менее вероятна для занятой молодежи, чем готовность к обучению в целом (в 1,9 раза). То есть молодежь (как и все работающее нааеление) больше склонна пов ышать свою квалиф икацию или обучаться по крдараммам ДПО, а не получать новую пр офессою в ближайшом будущем.

Но при этом потенциал профессиональной мобильности молодежи гораздо выше, чем у других возрастных групп (рис. 3).

Примерно каждый второй молодой работник (18-29 лет) склонен к получению новой профессии, в то время как данную возможность как действие ближайшей перспективы отмечают только примерно каждый восьмой в возрасте 50-59 лет, каждый четвертый в возрасте 40-49 лет и каждый третий в возрасте 30-39 лет.

Индексы готовности к обучению

1В-29ОЕ1 3-1-15 ЛП 40-49 ЛИТ 50-59 №> пб'ипй ■ Гвч.нцнвлрит.Ипдмигото.ж,«« »18-« л« -30-35 „л »40-19 и«т .50 5»

Индекс гоюиностн учнться за счет гогударсгни, р-ябагодлтел* ■ Индекс го!авм:ос1и учился 1« сяой сЧег

Рисунок 2. Оценка установок населения разных возрастных групп на непрерывное профессиональное образование (индексы готовности к обучению за свой счет и за счет государства/работодателя) Источник: составлено авторами.

Индекс возможности получения новой профессии

18-29 лот 30-39 лет 40-49 лет 511-59 лет общий и Потенциал роста Индекса возможности ■ Индекс есэможностм получения новой профессии

: 10-39 ЛИТ ■ 40-49 Лет 150-=5лст

Рисунок 3. Потенциал профессиональной мобильности российских работников разных возрастных групп (готовность к получению новой профессии) Источник: составлено авторами.

Потенциал трудовой мобильности молодежи

Современный рынок труда требует от работников гибкости и мобильности, которые выступают предпосылками успешного управления трудовой карьерой и предупреждения риска безработицы на основе непрерывной адаптации к изменениям. Нарастающие экономические вызовы исчезновения профессий и сокращения рабочих мест в традиционных сферах занятости диктуют населению необходимость выбора в пользу активного трудового поведения.

Исследование показало (рис. 4), что молодежь в большей мере, чем другие возрастные группы работающего населения России, готова к различным изменениям в своей трудовой деятельности: более трети (36%) допускают получение новой профессии, 44% - переход на работу в другую отрасль, а 50% - смену места жительства ради работы. Готовность к смене места жительства ради работы наиболее высока у молодых мужчин (почти 60%, что почти в 1,3 раза выше, чем у молодых женщин).

Готовность российской молодежи к новым формам занятости

Обеспечение и сохранение занятости на современном рынке труда все чаще связано с использованием новых форм занятости - работой по временному договору, удаленной/дистанционной работой, самозанятостью/фрилансом.

Если склонность к работе по временному трудовому договору не имеет ярко выраженной зависимости от возраста работника, то готовность к дистанционному труду и самозанятости существенно выше в молодежной группе (рис. 5).

Сумма ответов «да» и "Скорее да» на вопрос о возможных изменениях а трудовом деятель и ости 9 разбивке по полу Ч возрасту

Смака Мао« жетс^ы-тпа рлдн рабо|ы

на рьбату й другою отрасль

Пм^ЧснИс чй!9Й

профком

16-23 лгт ЭД-39 ЛЕТ ДО-49 лет -5Е лет Екего

Рисунок 4. Сровнительная оценка потеоциала трудовой мобильности различных возрастных

групп работников Источник: составлено авторами.

Сумма ответов -«да- и «скорее дэ>> на вопрос о предпочтительной деятельности в

LS-iS чет »33 яш JMS л« И-59чет

HPaüotii удипеичо/дистанцччнно

□ Рвбэга пс врвмйнйому Tpyflcoo^Y дс'огэру

Q PtGoTI на n&R фрнлонсаром]

Рисунок 5. Сравнительная оценка готовности разных возрастных групп работников к новым

формам занятости Источник: составлено авторами.

Молодежь больше других возрастных групп склонна к работе «на себя» и активно использует для работы цифровые возможности.

По данным опроса, более половины молодых людей РФ (5 6,1%) предпочитают работать только на себя, то есть в качестве самозанятого/фрилансера (эта доля почти в 2 раза больше, чей с°>оди лиц предпенсионного возраста). Характерно, что среди раОотнопов, нактказавших готовность к самозанятости или предпривимательстзу, почти 40% составляет молодежь 18-29 лет.

Более 40% молодых людей готовы к дистанционному труду (это более чем в 1,5 раза выше, чем в группе «предпенсионеров»). Среди всех готовых к дистанционной заботе доля мотодежи составляет 37% (наибольшее значение).

Таким образом, исследование подтвердило, что молодежь является наиболее активгой и мобильной возрастной группой в отношении выбора новых форм занятости, что объясняется в т.ч. ееценностными установками.

Оцеикз молндезтьюцонн остей о рискоо симозавовостиР предпринимательства

Анализ результатов опроса показал (рис. 6), что более % молодежи разделяют основные ценности самозанятости, среди которых возможность самостоятельно регулировать рабочее время (79%), объем работы (77%), а также самостоотельно выбирать место осуществления работы (81%) Оценка личной значимости свободы при осуществлении работы для молодых людей выше, чем для респондентов других возрастных групп.

Рисунок 6. Разделение ценностей самозанятости/предпринимательства работниками разных

возрастных групп Источник: составлено авторами.

Сумма ответов «да» и «скорее да» молодёжи в возрасте от 18 до 29 лет на вопрос о

рисках самозанятости

уменьшение сио&одното арвменя

псиможчсгть понижениинсигтвжизни и уровня млтери^пьнрто &д|вгпполучи|т

наойкодил^ть здмастйат&льно решать еолрмы етрвьйвання

ГмСДИЦННСНОПО, ГС-Н1ЫмЧ1+пго, соцнвльнсто!

¥1рвтв стажа рввкпы, знаний н умений па профессии /специальности и ноаозмсжностъ ЗЭТСР1П к работ* по найму

ЬКут^ВИс: (нгдмтиючмкть] йЛЫТц м кнвашив

предпринимательской дмтельнопи

низкий С&ЦМЙЛЬНЫЙ сгвтус

социальная незащищенность

н^пбниди мм гь платить налоги при нерегулирнсм и низкам дпшде

Рисунок 7. Оценка молодыми работниками (18-29 лет) рисков перехода к самозанятости/предпринимательству Источник: составлено авторами.

Вместе с тем, российская молодежь видит и риски, сопутствующие переходу к самозанятости/предпринимательству, причем как мубъективмого, так и объективного характера (рис. 7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее часто (примерно у каждого второго) опасения молодых людей связаны с такими рисками, как:

• отсутствие (недостаточность) опыта и навыков предпринимательской деятельности (55% утвердительных ответов);

• необходимость платить налоги при нерегулярном и низком доходе (50%;

• социальная незащищенность (47%);

• возможность понижения качества жизни и уровня материального благополучия (44%).

Наименее же значимым для молодежи риском (вопреки многим предположениям) является низкий социальный статус самозанятого (21% положительных ответов).

направления государственного содействия развитию и реализации трудового потенциала российской молодежи

Последние опросы показывают, что, наряду с семейными ценностями, около половины молодых россиян отмечают це нность само реализации, в т.ч. профессио нальной. Наибольшее беспокой!ство о своем будущем они связывают с возможностью не найти себя в будущем и не реализовать свой потенциал [4, 5] (А$ Оя/с/юу, 2018)).

Учет установок, ценностей и опасений российской молодежи отразился в корректировке государственной концепции построения системы содействия молодежной занятости и выборе в качестве ключевого проектного подхода, что не отменяет значимости государственных и региональных процрамм, прежде всего государственных программ «Содействие занятости населения» и «Развитие образования».

На рисунке 88 представлены в ыделенные авторами в ходе исследования основные направления государственного содействия развитию и реализации трудового потенциала российской молодежи.

Повышение качества и конкурентоспособности образования. развитие

опережающей подготовки

кадров в соответствии с требованиями рынка труда

Профессиональная ориентация детей и молодежи

Развитие молодежного

предпринимательства

. ....... волонтерства,

социального проектирования и ■ предпринимательства

Трудовой потенциал российской молодежи

Содействие трудоустройству молодежи, приобретению и

развитию практически* навыков

Поддержка молоды*

- специалистов в сельской местности

- Поддержка молодых ученых

Развитие и поддержка талантливой молодежи

Отбор и подготовка молодых лидеров-управленцев нового тигта, в т.ч. для госуправления

Рисунок 8. Основные направления формирования, развитие;, и содействия реализации трудового

потенциала российской молодежи Истогник: составлено авторами.

К 2019 году на федеральном уровне в рамках данных направлений сложился широкий спектр различных по содержанию и масштабу проектов, в т.ч. в сфере профессионального самоопределения и развития молодежи, содействия ее трудовой занятости и предпринимательству. Многие проекты объединены на платформе «Россия - страна возможностей», которая сама по себе также является долгосрочным проектом, участвовать в котором может каждый гражданин России. В настоящее время платформа объединяет 20 проектов, 250 партнеров и более 1650 000 участников [6].

система выявления и поддержки талантливой молодежи

Несмотря на очевидную важность всех направлений, имеющих свои целевые группы молодежи (школьники и студенты, молодые ученые, сельские специалисты, молодые предприниматели и др.), авторы считают обоснованным государственный акцент последних лет на выявление и поддержку талантливой молодежи.

«Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», принятая в 2012 году, предполагает создание условий для профессиональной самореализации молодежи и включает содействие проектной и научно-исследовательской работе студентов; поддержку конкурсов профмастерства; развитие форм поддержки победителей и призеров интеллектуальных и творческих конкурсов и их наставников; создание системы содействия трудоустройству талантливых выпускников вузов и колледжей, перспективных молодых специалистов в ведущие российские бизнес-структуры, учреждения культуры, искусства, спорта. [7]

Самым ярким проектом в направлении поддержки талантливой молодежи России сегодня является Образовательный центр «Сириус» [8], созданный в 2014 году в городе Сочи. На современном этапе на его базе создается крупный инновационный научно-технологический центр (ИНТЦ), ядром которого станет научно-технологический университет «Сириус». Предполагается, что уже с 2019года он будет осуществлять подготовку студентов по ключевым направлениям новой экономики (информационные технологии, искусственный интеллект, генетика и науки о жизни, когнитивные исследования).

Распространение опыта «Сириуса» по стране заложено в нацпроект «Образование» - до конца 2019 года центры для талантливых детей и молодежи должны быть созданы не менее чем в 10 российских регионах, а к 2021 г. - в 35, к 2024 году - как минимум в 65 регионах. Предполагается, что в итоге они появятся в каждом регионе России.

заключение

Проведенное исследование выявило, что российская молодежь характеризуется высоким потенциалом трудовой мобильности: примерно каждый третий опрошенный готов к получению новой профессии; более 40% молодых людей готовы к переходу в другую отраслевую сферу деятельности, а каждый второй готов сменить место житель-

ства ради работы, свыше 40% - готовы работать удаленно или дистанционно. Более половины молодых людей допускают возможность совмещения основной работы с дополнительной по найму или работой в качестве самозанятого или индивидуального предпринимателя.

Молодежь больше других возрастных групп склонна к работе «на себя» и активно использует для этого цифровые возможности. Поддержка такой предпринимательской активности (особенно в сферах науки и новых технологий, промышленности, сельского хозяйства, социальной сфере и др.) уже сегодня стала составной частью государственной политики содействия занятости молодежи и должна расширяться в будущем.

Первоочередными задачами для содействия развитию и реализации трудового потенциала российской молодежи, по мнению авторов, являются:

• изучение запроса российской молодежи на достойные рабочие места и обеспечение ее социального диалога с работодателями;

• содействие корректировке трудовых установок и моделей поведения выпускников профессиональных образовательных организаций и молодых работников;

• актуализация мер государственной политики занятости и кадровой политики организаций на основе выявления ценностей труда, профессионального развития и карьерного роста у различных групп российской молодежи.

ИСТОЧНИКИ:

1. Забелина О.В., Мальцева А.В., Мирзабалаева Ф.И. Влияние цифровизации экономи-

ки на сохранение занятости и готовность работающего населения к опережающему обучению // Креативная экономика. - 2019. - № 6. - с. 1235-1252. - doi: 10.18334/ ce.13.6.40726 .

2. Забелина О.В., Мальцева А.В., Мирзабалаева Ф.И. Установки работающего населе-

ния России на непрерывное профессиональное образование // Креативная экономика. - 2019. - № 4. - с. 773-790. - doi: 10.18334/ce.13.4.40532 .

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических

задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038.

4. Главные ценности молодежи РФ - доход, стабильность, самореализация: опрос.

Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/2277969.html.

5. Астахов П. Опрос: приоритетом молодежи России являются семейные ценности.

Москва: АНО «ТВ-Новости». [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/ russia/news/578412-molodyozh-celi-strahi-opros.

6. Россия - страна возможностей. Rsv.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rsv.ru.

7. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талан-

тов» (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827). Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70189372.

8. Фонд «Талант и успех». Образовательный центр «Сириус». [Электронный ресурс].

URL: https://sochisirius.ru.

references:

Zabelina O.V., Maltseva A.V., Mirzabalaeva F.I. (2019). Ustanovki rabotayuschego naseleniya Rossii na nepreryvnoe professionalnoe obrazovanie [Installations of the working population of Russia on continuous professional education]. Creative economy. 13 (4). 773-790. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.4.40532 .

Zabelina O.V., Maltseva A.V., Mirzabalaeva F.I. (2019). Vliyanie tsifrovizatsii ekonomi-ki na sokhranenie zanyatosti i gotovnost rabotayuschego naseleniya k operezhayus-chemu obucheniyu [The impact of digitalization of the economy on the preservation of employment and the willingness of the working population to advance training]. Creative economy. 13 (6). 1235-1252. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.6.40726 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.