ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 6• Номер 1 • Январь-март 2019 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
>
Креативная экономика
издательство
Самооценка работающим населением своих навыков в условиях цифровизации экономики
Цифровизация экономики предъявляет новые требования к компетенциям работающего населения, что вызывает активные дискуссии среди специалистов по вопросам спроса на профессиональные навыки, связываемые с технологическими изменениями. Важной остается проблема оценки реализации имеющихся навыков в практической деятельности как с помощью объективных, так и субъективных оценок. Адекватная самооценка уровня владения навыками является важной составляющей для формирования цифровых компетенций и дальнейшего развития работников, адаптации к вызовам стремительно развивающейся глобализации. В данной статье субъективные оценки работающего населения явились инструментом измерения уровня навыков. В процессе исследования рассматриваются: особенности оценки различными группами опрошенных работников последствий внедрения компьютерных технологий в своей профессиональной области; уровень самооценки работающим населением своих навыков (делового общения, компьютерной грамотности, владения английским языком, навыков по профессии). Анализируемые аспекты являются результатом совместного исследования, проведенного в июне-июле 2018 года ВНИИ труда Минтруда России и Санкт-Петербургским государственным университетом, цель которого состояла в изучении социальных установок и диспозиций занятого населения Российской Федерации в отношении труда и профессиональной деятельности, в частности, установок в отношении возможной трансформации своей профессиональной деятельности в условиях цифровизации экономики. (Научный руководитель проекта - д-р социол. наук., доцент кафедры социального анализа и математических методов в социологии Санкт-Петербургского государственного университета А.В. Мальцева; научный консультант проекта - д-р эконом. наук, профессор, начальник лаборатории стратегических исследований социально-трудовых отношений ВНИИ труда Минтруда России О.В. Забелина. Проект реализован на базе Ресурсного центра социологических и Интернет-исследований СПбГУ с использованием компьютерной системы для проведения телефонных опросов / CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing). Целевая группа исследования - граждане РФ в возрастном диапазоне 18-59 лет, занятые трудовой деятельностью, приносящей доход. Репрезентативная выборка для Всероссийского телефонного опроса «Социальные установки и диспозиции населения Российской Федерации в отношении новых форм занятости: субъективные оценки» составила 1634 человека. Ошибка выборки: 5%.)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровизация экономики, профессиональные навыки, самооценка навыков, работающее население, цифровые компетенции, сфера деятельности, род занятий.
Self-working population evaluation of their skills in terms of economy digitalization
Omelchenko I.B. 1, Zabelina O.V. 1, Mirzabalaeva F.I. 12
1 AU-Russian Research Institute of Labor, Russia
2 Plekhanov Russian University of Economics, Russia
Омельченко И.Б. 1, Забелина О.В. 1, Мирзабалаева Ф.И. 12
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:
Введение
Развитию цифровых технологий посвящаются масштабные государственные программы (например, в России это реализуемая с 2017 года программа «Цифровая экономика Российской Федерации», получившая в 2018 году статус национальной). Цель программы - организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни: и в экономике, и в предпринимательстве, и в госуправлении, и в социальной сфере, и в городском хозяйстве. В Национальной программе
ABSTRACT:_
The digitalization of the economy places new demands on the competences of the working population, causing vigorous debate among experts on the demand for skills associated with technological changes. An important problem is the evaluation of the implementation of skills in practice how to use objective and subjective assessments. Adequate self-assessment of proficiency skills is an important component for the development of digital competences and further development of employees, and adapt to the challenges of the rapidly evolving globalization. In this article the subjective assessment of the working population was a tool to measure skill level. In the research process are considered: features of evaluation of various groups of the interviewed workers of the consequences of the introduction of computer technology in their professional field; the level of self-esteem-working population of their skills (business communication, computer literacy, English proficiency, skills and competencies). The analyzed aspects are the result of joint research conducted in June-July 2018 Unitrada the Ministry of labor of Russia and St. Petersburg state University, the purpose of which was to investigate social attitudes and dispositions of the employed population of the Russian Federation in respect of work and professional activities, in particular, attitudes towards the possible transformation of their professional activity in the conditions of digitization of the economy. (Scientific project leader - Dr. of sociology. Sciences., associate Professor of social analysis and mathematical methods in sociology, St. Petersburg state University A. V. Maltsev; scientific consultant of the project Dr economy. Sciences, Professor, head of laboratory of strategic studies of social and labour relations Institute of Labour of the Ministry of labor of Russia O. V. Zabelina. The project is implemented on the basis of the Resource center for sociological and Internet studies, St. Petersburg state University, using computer systems to conduct telephone surveys / CAT I (Computer Assisted Telephone Interviewing). The target group of the study - citizens of the Russian Federation in the age range 18-59 years of age employed labor income-generating activities. A representative sample national telephone survey, "attitudes and dispositions of the population of the Russian Federation in relation to new forms of employment: the subjective assessment" amounted to 1634 people. Sampling error: 5%.)
KEYWORDS: the digitalization of the economy, professional skills, assessment skills, working population, digital competence, sphere of activity, occupation
JEL Classification: J20, J24, J29 Received: 30.01.2019 / Published: 31.03.2019
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Omelchenko I.B. (Irina-om0mail.ru)
CITATION:_
Omelchenko I.B., Zabelina O.V., Mirzabalaeva F.I. (2019) Samootsenka rabotayuschim naseleniem svoikh navykov v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Self-working population evaluation of their skills in terms of economy digitalization]. Ekonomika truda. 6. (1). - 63-76. doi: 10.18334/et .6.1.39785
выделено шесть приоритетных направлений, которым соответствуют федеральные проекты: кадры для цифровой экономики, информационная инфраструктура, информационная безопасность, цифровые технологии, цифровое государственное управление, нормативное регулирование цифровой среды. В соответствии с дорожной картой программы «Цифровая экономика Российской Федерации» определены основные векторы развития в данном направлении [5].
Исследование особенностей процесса цифровизации и его влияния на различные аспекты социально-трудовой сферы активно обсуждаются в литературе и СМИ. Так, ряд ученых главными целями информационно-технологических преобразований считают внедрение капиталистической логики извлечения прибыли в трудовые отношения; рост производительности труда и капитала; глобализацию и поиск наиболее благоприятных условий для производства; обеспечение государственной поддержки для повышения производительности и конкурентоспособности экономики [2, с. 26] (Begenkhold, Klingmayer, Kanduch, 2017). Существует и иная точка зрения, согласно которой цифровизация уже сейчас способствует повышению качества жизни граждан, преобразует социальную парадигму жизни людей, открывая новые возможности для трудоустройства и получения новых знаний, расширения кругозора, освоения новых профессий и повышения квалификации [1] (Aptekman, 2017). Согласно одной из точек зрения, последствиями цифровизации называются как расширение неформальной или теневой экономики, так и развитие цифровой сетевой инфраструктуры [9, с. 105] (Chernovalov, Solodukha, 2017). Американские исследования выявили, что среднестатистический сотрудник тратит от 30 до 40% рабочего времени на использование Интернета в нерабочих целях [10, с. 675] (Lim, 2002).
Формирование цифровой экономики предъявляет принципиально новые требования к качественным характеристикам работающих, компетенции которых становятся стратегическим ресурсом преобразования экономики. Необходимость соответствия сформированных работниками навыков спросу на навыки в инновационной эконо-
ОБ АВТОРАХ:_
Омельченко Ирина Борисовна, директор Центра изучения трудовых отношений и рынка труда, кандидат экономических наук (Irina-omßmail.ru)
Забелина Ольга Викторовна, начальник Лаборатории стратегических исследований социально-трудовых отношений, доктор экономических наук, профессор (Zabe1ina.OV0tversu.ru) Мирзабалаева Фарида Исламудиновна, доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала», ведущий научный сотрудник отдела рынка труда, кандидат экономических наук ([email protected])
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Омельченко И.Б., Забелина О.В., Мирзабалаева Ф.И. Самооценка работающим населением своих навыков в условиях цифровизации экономики // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 1. - С. 63-76. doi: 10.18334/et.6.1.39785
мике требует оценки готовности к профессиональному развитию и работе на новых типах рабочих мест, формирующихся под влиянием цифровизации экономики.
Последствия реформирования системы образования неоднозначно оцениваются как работодателями, так и выпускниками образовательных учреждений, сталкивающимися с реальными потребностями экономики. В связи с этим представляют интерес результаты самооценки работающими своих навыков, соотнесение их с качеством рабочих мест и цифровыми вызовами. К таким навыкам, на наш взгляд, можно отнести: навыки компьютерной грамотности, профессиональные навыки, владение английским языком, навыки делового общения и другие. Данные по самооценке анализируются по возрастным группам, сферам деятельности и группам занятий работников. В перспективе авторы планируют продолжить исследование и проанализировать регионально-отраслевой срез самооценки навыков работающим населением России.
Самооценка работающим населением своих навыков
Проблемы переквалификации «возрастных» работников в условиях трансформации рынка труда и необходимость опережающей подготовки кадров для цифровой экономики рассмотрены авторами в предыдущих исследованиях [3, 4] (XаЪвНпа, М1тгаЪа1аеуа, 2018а; ХаЪвНпа, М1тгаЪа1аеуа, 2018Ь). В данной статье мы считаем необходимым подробнее остановиться на выявленных особенностях самооценки российскими работниками совокупности своих навыков по ряду аспектов.
В период с 29 июня по 13 июля 2018 г. были опрошены 1634 человека - граждане РФ в возрастном диапазоне 18-59 лет, занятые трудовой деятельностью, приносящей доход. Распределение опрошенных по половозрастному признаку следующее: по полу: мужчин - 764 чел. (46,8%), женщин - 870 чел. (53,2%); по возрасту: 18-29 лет - 494 чел. (30,2%), 30-39 лет - 394 чел. (24,1%), 40-49 лет - 368 чел. (22,5%), 50-59 лет - 378 чел. (23,1%).
Самооценка выявила, что работники в возрасте 30-39 лет в среднем выше других возрастных групп оценивают совокупность своих навыков (средний балл - 3,76). Данная возрастная группа является наиболее востребованной на рынке труда, т.к. уже сформировала востребованные профессиональные навыки, адаптивна, мобильна, амбициозна, высокооплачиваема и т.д.
Свои навыки делового общения лучше всего оценила возрастная группа 50-59 лет (4,21 балла), а хуже всего - молодежь в возрасте от 18 до 29 лет (4,01 балла). Среднее значение оценки навыков делового общения у возрастных групп 30-39 и 40-49 несколько выше, чем у молодежи, но при этом ниже, чем у предпенсионеров. Молодежь не успела развить данные компетенции и набраться опыта, продвинуться по карьерной лестнице, проявив навыки делового общения. Данные навыки хорошо развиты и используются работниками старших возрастных групп.
Как и следовало ожидать, в связи с активным использованием в жизни компьютерной техники, сети Интернет, а также преимуществами быстрого усвоения новой информации, возрастная группа 18-29 лет оценила свои навыки компьютерной грамотности наилучшим образом -- 4,04 балла, в то время как остальные возрастные
группы в среднем поставили оценку ниже 4. Полученный результат вполне ожидаем, т.к. данные технологии развились сравнительно недавно и возрастным работникам пришлось формировать данные навыки параллельно с выполнением своих прямых функций, начиная с более примитивных форм компьютерных технологий.
Наиболее низко занятое население оценило свои навыки владения английским языком - средний балл среди всех возрастных групп составляет 2,1 балла. С возрастом оценки по данному навыку ухудшаются: если средняя оценка у молодежи составила 2,54 балла, то у предпенсионеров - 1,8 балла (что отчасти объясняется многолетней невостребованностью навыка владения иностранным языком на большинстве рабочих мест, занимаемых работниками старшего возраста).
Свои навыки по профессии население оценило лучше всего - средний балл составил 4,51 балла. Здесь (по сравнению с навыками владения английским языком) выявлена обратная тенденция: чем старше население, тем выше оценка. Это (как и в случае с навыками делового общения) можно объяснить постоянным совершенствованием навыков по мере приобретения опыта работы (что, однако, справедливо лишь при относительной неизменности содержания труда и трудовых функций).
В целом, модальные (т.е. наиболее часто встречающиеся) значения самооценки различными возрастными группами своих навыков следующие. У молодежи модальным значением по навыкам делового общения, компьютерной грамотности и навыкам по профессии является оценка 4 балла, а по навыку владения английским языком - 3 балла. Модальные оценки навыков у возрастных групп 30-39 лет и 40-49 лет являются идентичными, а именно: навыки делового общения и компьютерной грамотности - 4 балла, навыки владения английским языком - 1 балл, навыки по профессии - 5 баллов.
Среди молодежи и населения в возрасте 40-49 лет медианные значения самооценки (т.е. значения, которые делят совокупность оценок на две равные по численности части), совпадают с модальными. В возрастной группе 30-39 лет отличается лишь медианное значение по навыкам владения английским языком - оно составляет 2 балла, а среди предпенсионеров медианное значение по компьютерной грамотности составляет 3 балла.
Важной, на наш взгляд, является самооценка по сферам деятельности, группам занятий, по уровню и области образования. Данные срезы позволяют выявить отрасли, профессиональные группы, образовательные характеристики работающих, которые более быстрыми темпами интегрируются в цифровую экономику. Самооценка наслением своих профессиональных качеств по сферам деятельности дана на рисунке 1.
Самооценка работающим населением своих навыков по сферам деятельности
Распределение оценок по сферам деятельности отражает специфику работы в той или иной отрасли. Отраслевое распределение оценок навыков отражает специфику труда в той или иной сфере и требований к квалификации работников. Так, навыки
1. Сельское, лесное хозяйство
2. Промышленность
3. Строительство
4. Транспорт и связь
5. Торговля
6. Гостиницы, рестораны и общественное питание
7. Государственное управление
8. Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение
9. Сфера информационных технологий
10. ЖКХ
11. Здравоохранение
12. Образование
13. Культура и искусство
14. Сфера обслуживания
15. Другое
16. Всего
Рисунок 1. Распределение оценок навыков по сферам деятельности занятого населения Источник: составлено авторами по результатам со вместного исследовательского проекта Санкт-Петербургского государственного университета и ВНИИ труда Минтруда России «Социальные установки и диспозици и населения Российской Федерациив отноше нии новых форм занятости:
субъективные оценки»
делового общения лучше всегв развиты у со трудников здравоохранения г государственного управления, поскольку в процессе работы им нужно постоявео взаимодействовать с людьми.Наибоаеенизкие оценки по данному параметру поставили себе
1. Руководители
2. Специалисты высшего уровня квалификации
3. Специалисты среднего уровня квалификации
4. Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием
5. Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан
6. Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства
7. Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта
8. Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители
9. Неквалифицированные рабочие
10. Военнослужащие
11. Другое
12. Всего
Рисунок 2. Распределение оценок навыков по группам занятий занятого населения Источник: составле но авторами по результатам совместного исследовательского проекта Санкт-Петербургского государственного университета и ВНИИ труда Минтруда России «Социальные установки и диспозиции населения Российской Федерации в отношении новых форм занятости:
субъективн ые оценки»
работники промышленности и строительства, что также обусловлено особенностями их работы (деловое общение обычно сведено к минимуму). Наивысшая самооценка компьютерной грамотности у работников сфер и нформационных технологий, а также сфер (финансов, кредита, страхования, пенсионного ибеспечения. Низкая самооценка компьютерной грамотности характерна для занятых всельском и лесном хозяйстве,
ЖКХ (вероятно, их работа пока в наименьшей степени связана с компьютерными технологиями).
Наиболее свободно владеют английским языком граждане, занятые в сфере финансов, кредита, страхования, пенсионного обеспечения, а также в сфере информационных технологий (что необходимо для успешной работы в данных областях). В наименьшей же степени иностранным языком, по собственной оценке, владеют работники, занятые в ЖКХ и сельском хозяйстве.
Самооценка навыков по профессии является наивысшей у работников здравоохранения, а также гостиниц, ресторанов и общественного питания, а самой низкой - у работников сельского и лесного хозяйства и работников, занятых в сферах финансов, кредита, страхования, пенсионного обеспечения.
Рассмотрим распределение оценок населения по группам занятий (рис. 2).
Самооценка работающим населением своих навыков по группам занятий
Распределение оценок по группам занятий отличается неравномерностью, что обусловлено спецификой труда в каждой конкретной группе, а также субъективным характером оценок. Так, навыки делового общения были лучше всего оценены военнослужащими и руководителями, что закономерно, а хуже всего - квалифицированными работниками сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства, а также квалифицированными рабочими промышленности, строительства, транспорта. Навык компьютерной грамотности высоко оценен специалистами высшего уровня квалификации и руководителями. Для операторов производственных установок, сборщиков и водителей, неквалифицированных рабочих характерна низкая самооценка уровня владения компьютером.
Наивысшая самооценка своих навыков владения английским языком дана руководителями и специалистами высшего уровня квалификации, а наиболее низкая - неквалифицированными рабочими и военнослужащими.
По итогам самооценки, лучшими навыками по профессии обладают руководители и квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта, а наиболее критично оценили свои навыки по профессии служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием, операторы производственных установок и машин, сборщики и водители.
Еще одним важным аспектом исследования является самооценка работающих своих навыков по уровню и области образования (рис. 3).
Самооценка работающим населением своих навыков по уровню и области образования
Работники с образованием в области «Образование и педагогические науки» дали самые высокие их всех респондентов оценки навыкам делового общения. Наилучшие навыки компьютерной грамотности, по мнению самих респондентов, у работни-
5.0 4,5 4,0 3,5 ЗА 2,5 2.0 1,5
12 3 4
• Навыки делового общении
• Владение английским языком
^__1 с ) о
_I__1_ 4 V ^_1 ' о ** о -> б » •
• о
1 1 1 т
о • в Г_•_
1_• ■ » •
1 1 * ?
5 6 7 8 9
О Компьютерная грамотность О Навыки по профессии
5,0 4,5 4,0 3.5 3,0 2.5 2.0 1,5
О О
# *
о
• Навыки делового общения
• Владение английским языком
О Компьютерная грамотность О Навыки по профессии
1. Основное общее
2. Среднее общее
3. Начальное профессиональное
4. Среднее профессиональное
5. Высшее образование
6. Несколько высших
7. Ученая степень
8. Другое
9. Всего
1. Математические и естественные науки
2. Инженерное дело, технологии и технические науки
3. Здравоохранение и медицинские науки
4. Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки
5. Науки об обществе*
6. Образование и педагогические науки
7. Гуманитарные науки * * Искусство и культура
Оборона и безопасность государства, военные науки
10. Другое
11. Всего
Рисунок 3. Распределение оценок навыков по уровню и области образования занятого населения Источник: составлено авторами по результатам совместного исследовательского проекта Санкт-Петербургского государственного университета и ВНИИ труда Минтруда России «Социальные установки и диспозиции населения Российской Федерации в отношении новых форм занятости: субъективные оценки»
ков с образованием в области математических и естественных наук. Ожидаемо,что образование в области гуманитарных наук (в т.ч. лингвистическое и др.) позволило респондентам высоко оценить свои навыки владения английским языком. Навыки же по профессии оказались высоко оценены лицами, имеющими образование в области здравоохранения и медицинских наук. Низкие оценки характерны для россиян с образованием в области сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук.
Аналогичные аспекты рассмотрены исследователями в социологическом опросе (на примере Вологды и Череповца с выборкой из 1500 человек трудоспособного возраста в 2014 году), в котором было предложено оценить свои навыки по пятибалльной шкале. Опрошенные высоко оценили свои дисциплинированность (4,17); умение работать в коллективе, навыки общения и взаимопонимания (4,05); умение переучиваться, готовность к повышению профессионального уровня (3,93); базовые профессиональные навыки, необходимые для работы (3,92), и т.д. Самооценка базовой компьютерной грамотности, навыков использования программного обеспечения оказалась самой низкой (3,61). Однако на вопрос о востребованности профессиональных навыков в ближайшей перспективе данные навыки были поставлены на первое место (44,8% опрошенных) [8, с. 732] (Ustinova, Chekmareva, 2016).
Исследуемые нами аспекты в некоторой степени затрагивались в работах и других специалистов. Так, например, Устинова К.А. в своем исследовании анализирует результаты ежегодного мониторинга качественного состояния трудового потенциала Вологодской области (проводимого с 1997 года), в котором рассматривается самооценка как общих качеств (хорошее физическое здоровье и самочувствие; разносторонние знания, большая эрудиция; высокая общая культура), так и поведенческих (высокие морально-нравственные качества; общительность, умение ладить с людьми; стремление к повышению по службе, стремление к повышению квалификации; наличие творческих способностей) [7] (Ustinova, 2014). Нельзя не согласиться с исследователем, что необходимо создание современных структур непрерывного образования, совершенствование подготовки работников с практической направленностью образования, обеспечение эффективной интеграции достижений науки и производства.
Тореев В.Б. классифицировал трудовые стратегии работающих (осознанный выбор работником направления долгосрочной трудовой деятельности) на основе ряда факторов (здоровье, врожденные качества характера, воспитание, образование, социальная среда, институциональная среда) на следующие: карьерный рост, максимизация заработной платы, совместительство, стабильность, минимизация труда, свое дело, вынужденная работа, планируемая безработность [6, с. 97-99] (Toreev, 2015). Следует, на наш взгляд, отметить, что выбор стратегии зависит от профессиональных навыков в первую очередь.
Заключение
«Цифровые компетенции» пока не стали рассматриваться работающим населением как часть навыков по профессии.
Сложившиеся десятилетиями диспропорции спроса и предложения рабочей силы могут усилиться в условиях цифровизации российской экономики при неготовности населения к изменениям в сфере труда.
Установки на профессиональное самосовершенствование связаны с уровнем самооценки работающим населением своих навыков. При высокой самооценке работниками всех возрастов своих профессиональных навыков и навыков делового общения характерно осознание работниками дефицита навыков в сфере компьютерной грамотности, особенно в старшей возрастной группе.
Самооценка навыков дифференцирована по сферам деятельности, группам занятий, уровню образования занятого населения. Так, свой уровень компьютерной грамотности наиболее низко оценили работники сферы сельского и лесного хозяйства, гостиниц, ресторанов и общепита, а также ЖКХ. По группам занятий наиболее низкий уровень компьютерной грамотности отметили рабочие (квалифицированные рабочие промышленности строительства и транспорта, операторы производственных установок и машин, сборщики и водители, а также неквалифицированные рабочие). По уровню образования минимальные оценки компьютерной грамотности характерны для лиц с основным общим и начальным профессиональным образованием. Как правило, компьютерная грамотность растет с ростом уровня образования.
Высокая самооценка навыков по профессии при дефиците компьютерной грамотности является завышенной, не осознана потребность в непрерывной актуализации навыков по профессии и их дополнения новыми цифровыми компетенциями, требующимися в современных условиях.
Итак, интеграция в цифровую экономику происходит поступательно, и осознание необходимости профессионального развития свойственно всем возрастным и профессиональным группам. Необходима более адаптивная подстройка рынка труда к цифровым вызовам, позволяющая четко ориентироваться в сфере востребованных цифровых компетенций, что позволит стимулировать подготовку для работы на новых типах рабочих мест.
ИСТОЧНИКИ:
1. Аптекман А. Цифровая Россия: новая реальность. Digital McKinsey. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com ( дата обращения: 04.12.2018 ).
2. Бегенхольд Д., Клингмайер Д., Кандуч Ф. Индивидуальная самозанятость, человече-
ский капитал и гибридная работа в условиях гигномики // Форсайт. - 2017. - № 4. - с. 23-32. - doi: 10.17323/2500-2597.2017.4.23.32.
3. Забелина О.В., Мирзабалаева Ф.И. Опережающая подготовка кадров для цифровой экономики: новые задачи российского профессионального образования // Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: новые вызовы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Национальная академия образования им. И. Алтынсарина. Астана, 2018. - с. 476-480.
4. Забелина О.В., Мирзабалаева Ф.И. Проблемы переквалификации «возрастных»
работников в условиях трансформации рынка труда: коллективная монография. Экономический потенциал и перспективы России. - Краснодар: Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго РФ, 2018. - 63-77 с.
5. Президиум правкомиссии по ИТ утвердил паспорта 6 проектов программы «Цифровая экономика» (Программа рассчитана до 2024 года). Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/5959115 ( дата обращения: 29.01.2018 ).
6. Тореев В.Б. Трудовые стратегии россиян // Экономические и социальные пере-
мены: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - № 2(38). - с. 90-103. - doi: 10.15838/ esc/2015.2.38.5 .
7. Устинова К.А. Исследование компетенций населения // Проблемы развития терри-
тории. - 2014. - № 6(74). - с. 73-80.
8. Устинова К.А., Чекмарева Е.А. Влияние уровня развития навыков на трудовой по-
тенциал, его реализацию и выбор рабочих мест // Экономика региона. - 2016. - № 3. - с. 726-740. - doi: 10.17059/2016-3-10 .
9. Черновалов А.В., Солодуха П.В. Институциональное измерение цифровой эконо-
мики // Социальная политика и социология. - 2017. - № 2(121). - с. 104-112. - doi: 10.17922/2071-3665-2017-16-2-104-112 .
10. Lim V.K.G. The IT way of loafing on the job: cyberloafing, neutralizing, and organizationaljustice // Journal of Organizational Behavior. - 2002. - № 23.
REFERENCES:
Begenkhold D., Klingmayer D., Kanduch F. (2017). Individualnaya samozanyatost, chelovecheskiy kapital i gibridnaya rabota v usloviyakh gignomiki [Individual self-employment, human capital and hybrid conditions ignominy]. Foresight. 11 (4). 2332. (in Russian). doi: 10.17323/2500-2597.2017.4.23.32. Chernovalov A.V., Solodukha P.V. (2017). Institutsionalnoe izmerenie tsifrovoy ekonomiki [The institutional dimension of the digital economy]. Social policy and sociology. 16 (2(121)). 104-112. (in Russian). doi:10.17922/2071-3665-2017-16-2-104-112.
Lim V.K.G. (2002). The IT way of loafing on the job: cyberloafing, neutralizing, and
organizationaljusticeJournal of Organizational Behavior. (23). Toreev V.B. (2015). Trudovye strategii rossiyan [Employment strategy of the Russians]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (2(38)). 90-103. (in Russian). doi: 10.15838/esc/2015.2.38.5 . Ustinova K.A. (2014). Issledovanie kompetentsiy naseleniya [Investigation of population\'s competences].Problems of Territory's Development. (6(74)). 73-80. (in Russian).
Ustinova K.A., Chekmareva E.A. (2016). Vliyanie urovnya razvitiya navykov na trudovoy potentsial, ego realizatsiyu i vybor rabochikh mest [Influence of the Level of the Development of Skills on Labour Potential, its Implementation and Choice of Work Position]. Economy of the region. 12 (3). 726-740. (in Russian). doi: 10.17059/2016-3-10 .
Zabelina O.V., Mirzabalaeva F.I. (2018). Operezhayuschaya podgotovka kadrov dlya tsifrovoy ekonomiki: novye zadachi rossiyskogo professionalnogo obrazovaniya [Advanced training for the digital economy: new challenges of Russian professional education] Continuous education for sustainable development: new challenges. 476-480. (in Russian).
Zabelina O.V., Mirzabalaeva F.I. (2018). Problemy perekvalifikatsii «vozrastnyh» rabotnikov v usloviyakh transformatsii rynka truda [The problems of retraining "age" of workers in the conditions of transformation of the labor market] Krasnodar: Krasnodarskiy TsNTI - filial FGBU «REA» Minenergo RF. (in Russian).