Научная статья на тему 'Молодежь на рынке труда региона: Актуальные вопросы трудоустройства и занятости'

Молодежь на рынке труда региона: Актуальные вопросы трудоустройства и занятости Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1167
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / РЫНОК ТРУДА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЗАНЯТОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЯ-РАБОТОДАТЕЛИ / РЕГИОН / YOUTH / LABOUR MARKET / CAREER GUIDANCE / JOB PLACEMENT / EMPLOYMENT / ENTERPRISES-EMPLOYERS / REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никулина Юлия Николаевна

В статье рассмотрены проблемные аспекты реализации политики обеспечения занятости молодежи в современных условиях. Автором анализируются результаты проведенного исследования молодежи различных возрастных групп на предмет выявления первостепенных мотивов и факторов, влияющих на выбор профессии и места работы, а также оценки проблем и перспектив в области трудоустройства и занятости молодежи на рынке труда региона. Сделаны выводы о том, что современная молодежь в качестве основной причины безработицы среди молодых специалистов выделяет, с одной стороны, высокие амбиции, с другой отсутствие опыта работы по профилю получаемого образования и достаточного уровня профессиональной подготовки по конкретной профессии с учетом требований профильных предприятий-работодателей. В заключении статьи определены положительные тенденции на региональном рынке труда молодежи. Сформулированы рекомендации по развитию системы профессиональной ориентации молодежи, включающие создание информационно-аналитического портала «Профнавигатор» и внедрение проекта организации профессиональных каникул «Твой выбор в территории возможностей» для школьников и студентов начальных курсов образовательных учреждений региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Никулина Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Young people on the labour market of the region: current issues of employment

The article deals with the problematic aspects of the policy of youth employment in modern conditions. The author analyzes the results of the study of young people of different age groups in order to identify the primary motives and factors affecting the choice of profession and place of work, as well as the assessment of problems and prospects in the field of employment and youth employment in the labor market of the region. Conclusions are drawn that modern youth as the main cause of unemployment among young professionals highlights on the one hand high ambitions, on the other the lack of experience in the profile of education and sufficient level of training in a particular profession, taking into account the requirements of specialized enterprises-employers. In conclusion, the article identifies positive trends in the regional youth labor market. Recommendations for the development of the system of professional orientation of young people, including the creation of information and analytical portal "Profnavigator" and the implementation of the project of organization of professional holidays "Your choice in the territory of opportunities" for schoolchildren and students of primary courses of educational institutions of the region, are given.

Текст научной работы на тему «Молодежь на рынке труда региона: Актуальные вопросы трудоустройства и занятости»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6 • Номер 2 • Апрель-июнь 2019 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

В статье рассмотрены проблемные аспекты реализации политики обеспечения занятости молодежи в современных условиях. Автором анализируются результаты проведенного исследования молодежи различных возрастных групп на предмет выявления первостепенных мотивов и факторов, влияющих на выбор профессии и места работы, а также оценки проблем и перспектив в области трудоустройства и занятости молодежи на рынке труда региона. Сделаны выводы о том, что современная молодежь в качестве основной причины безработицы среди молодых специалистов выделяет, с одной стороны, высокие амбиции, с другой - отсутствие опыта работы по профилю получаемого образования и достаточного уровня профессиональной подготовки по конкретной профессии с учетом требований профильных предприятий-работодателей. В заключении статьи определены положительные тенденции на региональном рынке труда молодежи. Сформулированы рекомендации по развитию системы профессиональной ориентации молодежи, включающие создание информационно-аналитического портала «Профнавигатор» и внедрение проекта организации профессиональных каникул «Твой выбор в территории возможностей» для школьников и студентов начальных курсов образовательных учреждений региона.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: молодежь, рынок труда, профориентация, трудоустройство, занятость, предприятия-работодатели, регион.

Young people on the labour market of the region: current issues of employment

Nikulina Yu. N. 1

1 Orenburg State University, Russia

Введение

Молодежь представляет собою особенную общественно-демографическую категорию и выступает главным источником пополнения трудовых ресурсов страны в современных условиях [1] (^¡гоуа, ШкШпа, 2017). Эффективное использование молодежного трудового потенциала особенно актуально в целях кадрового обеспечения экономики. Эта категория граждан нуждается в повышенном внимании со стороны государства, поскольку молодежи в силу ряда объективных причин крайне тяжело самостоятельно найти работу по полученной профессии [2] (У1$кпву$кауа, 2012).

В настоящий момент в России возникла острая общественная потребность в защите трудовых прав и интересов молодежи. Сформированы молодежные группы с различными потребностями и интересами, ценностями и нормами в зависимости от условий и уровня жизни. Все это свидетельствует о том, что молодежная занятость как самостоятельный сегмент рынка труда в силу своей специфики требует новых, особых подходов и решений как на федеральном, так и региональном уровнях.

В практике регионов РФ накоплен определенный опыт реализации программ обеспечения занятости молодежи. Основными направлениями региональных программ содействия занятости молодежи являются: подготовка и трудоустройство высококвалифицированных молодых специалистов; профориентация и психологическая поддержка; организация временного трудоустройства молодёжи; поддержка самозанятости и предпринимательской деятельности. Таким образом, региональная политика обеспечения занятости и трудоустройства молодежи реализуется посредством нормативно-правовых актов, включая законодательство субъектов РФ и соответствующие программы [3] (Zubok, Chuprov, 2015). Основным методом реализации политики обеспечения занятости молодежи на региональных уровнях является программно-целевой метод. Тем не менее вопросы трудоустройства и обеспечения занятости молодежи являются достаточно актуальными и требующими исследования как с точки зрения

ABSTRACT:_

The article deals with the problematic aspects of the policy of youth employment in modern conditions. The author analyzes the results of the study of young people of different age groups in order to identify the primary motives and factors affecting the choice of profession and place of work, as well as the assessment of problems and prospects in the field of employment and youth employment in the labor market of the region. Conclusions are drawn that modern youth as the main cause of unemployment among young professionals highlights on the one hand high ambitions, on the other - the lack of experience in the profile of education and sufficient level of training in a particular profession, taking into account the requirements of specialized enterprises-employers. In conclusion, the article identifies positive trends in the regional youth labor market. Recommendations for the development of the system of professional orientation of young people, including the creation of information and analytical portal "Profnavigator" and the implementation of the project of organization of professional holidays "Your choice in the territory of opportunities" for schoolchildren and students of primary courses of educational institutions of the region, are given.

KEYWORDS: youth, labour market, career guidance, job placement, employment, enterprises-employers, region

JEL Classification: J20, J21, J49 Received: 17.06.2019 / Published: 30.06.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Nikulina Yu. N. ( juliaguzenko@mail.ru)

CITATION:_

Nikulina Yu. N. (2019) Molodezh na rynke truda regiona: aktualnye voprosy trudoustroystva i zanyatosti [Young people on the labour market of the region: current issues of employment]. Ekonomika truda. 6. (2). - 747-762. doi: 10.18334/et.6.2.40780

реализации мер государства, так и с позиции оценки самой молодежи, непосредственно участвующей в этом процессе.

мотивы и факторы, влияющие на выбор места работы молодежи

Нами было проведено исследование в форме анкетирования молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет относительно анализа позиции молодежи в вопросах профессионального выбора, оценки трудоустройства и эффективности мер занятости, предпринима емых на уровне региона.

Цель исследования - определение основных проблем рынка труда молодежи на предмет занятости и трудоустройства. В опросе приняло участие 275 респондентов, из них 22% школьников, 32% студентов высших и средне специальных учебных заведений и 22% молодых специалистов, совмещающих учебу и работу, и 33% молодых специалистов до 30 лет, являющихся работниками и служащими предприятий и организаций Оренбургской области.

Для оценки выбора профессии выясним, по каким парамктрдм оп рашивакмые выбирали или собираются выбирать профессию в будущем (рис. 1).

Способность к определенному виду профессиональной деятельности является главным для 51,8% опрошенных. Немаловажным аспектом при выборе является хоро-

Рисунок 1. «По какому параметру вы выбирали (собираетесь выбирать) профессию?» Источник: составвено автором

ОБ АВТОРЕ:

Никулина Юлия Николаевна, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, кандидат эконом ических наук, доцент ( juliaguzenko0mail.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:

Никулина Ю. Н. Молодежь на рынке труда региона: актуальные вопросы трудоустройства и занятости // Экономика труда. - 2019. - Том6. -№ 2. - С. 747-762. Сом 10.18334М.6.2.307Н

Собственные способности

Цлём опрндшое кичекшие оиешлгслъегь,

У*ЯЧУ ___19,1%

Сидс|Ч[;|Н||с рл шснннкии и друзей Помощь учебного заведения, преподаватели Агснства по трудоустройству С.тужоЕ! занятости

12,9%

12,-1%

-1.0%

48.0%

3,6%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рисунок 2. «В вопросе трудоустройства вы рассчитываете на...» Источник:составлено автором

Уровень предлагаемого заработка Возможность профессионального роста Сфера деятельности

ЙО/

Социально-психологический климат в . 0 /0

организации ^Ш 20,8%

Возможность самовыражения

Получение практического опыта. 15,5%

Гибкий график работы

13,7%

Престижность работы

^■ 13,0%

Месторасположение организации Ш 9,0%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рисунок 3. «Что для вас первостепенно при выборе места работы?» Источник:составлено автором

шая оплата труда - так считает 44,6%. Для 31,596 в ажным параметром является любовь к профессии. Гарантии трудоустройства важны для 26,2%респондентов, а такой фактор, как престижность, для 1996 молодежи. Наконец,за 396 анкетируемых был сделан выборродителями, друзьями, родственниками либо им было всё равно, среди вариантов «другое» были «стабильность» и «желание путешествовать». Следовательно, можно заключить, что большая частьопрошенных, с одной стороны, ориентирована

при выборе профессии на способности к определенному виду профессиональной деятельности, с другой - на уровень оплаты труда [4] (Tsygankova, Myachin, 2019).

Проанализируем, на что рассчитывают респонденты при трудоустройстве (рис. 2).

При анализе ответов выяснилось, что 48% опрошенных в вопросе трудоустройства рассчитывают прежде всего на собственные способности. Вторым по значимости фактором в вопросе трудоустройства респонденты выделили удачу (19,1%). 12,9% молодежи надеется на содействие родственников и друзей, почти так же как на помощь учебного заведения (12,4%). Меньше всего современная молодежь рассчитывает на агентства по трудоустройству (4%) и службу занятости (3,6%).

На вопрос оценки факторов, влияющих на выбор места работы, оказалось, что в первую очередь молодежь ориентирована на уровень предполагаемого заработка (53%) и возможность профессионального роста (42,9%). На третьем месте по значимости респонденты выделили сферу деятельности - 25,6% опрошенных участников исследования (рис. 3).

Пятая часть опрошенных - 20,8% респондентов - отметили социально-психологический климат в организации. Менее 20% молодежи при выборе места работы ориентированы на практический опыт и возможность самовыражения (15,5%), гибкий график работы (13,7%), престижность (13%) и месторасположение организации (9%).

Далее представилось целесообразным спросить у представителей молодежи мнение относительно восприятия молодых специалистов предприятиями-работодателями (рис. 4).

Как показали результаты исследования, почти половина респондентов - 45,2% -ответили, что для работодателей определяющим при приеме на работу является нали-

Наличие соответствующего ооразования Личные качества Опыт работы в данной области

Желание работать в этой сфере

Впадение дополнительными профессиями, навыками

Наличие знакомых, связей Затрудняюсь ответить

_ 2\ .4%

.7%

_ 1С.

« г%

45,2% 44,6% 0% 0%

0 % 5% 10% 15% 20% 25% 3 ОН 40% 45% 50?-;

Рисунок 4. «Ч то, на ваш в згляд,является определяющим с о стороны работодателей при приеме

на работу молодежи?» Источнмк:составлено автором

чие профильного образования. Более 40% опрошенных ответили, что современные работодатели обращают внимание на личные качества молодых специалистов, наличие опыта работы в данной области и желание работать. Пятая часть респондентов отметили в качестве определяющего фактора владение дополнительными профессиями и навыками [5, 6] (Karpova, Nikulina, Matyushko, 2015; Klyucharyov, 2016).

Таким образом, анализ мотивов и факторов, влияющих на выбор места работы молодежи, показал, что большинство опрошенных рассчитывают прежде всего на собственные способности при трудоустройстве [7] (Kontsevaya, 2016). Первостепенным фактором при выборе места работы является уровень предлагаемого заработка -так ответило 53% респондентов, и возможность профессионального роста - 42,9%. Наличие соответствующего образования и личные качества, по мнению большинства опрошенных, является главным фактором при приеме на работу с позиции современных работодателей [8] (Nikulina, 2015).

Исследование проблем и оценка перспектив трудоустройства и занятости молодёжи на рынке труда региона

В числе основных проблем прр трудоустройстве респонденты выделили - требование опыта работы (42,5%), нехватку ряда профессиональных компетенций, в том числе отсутствие навыков делового общения и ведения переговоров (18,4%) (рис. 5).

Далее мы спросили у современной молодёжи о том, чего им недостает для начала самостоятельной жизни (рис. 6).

Отсутствие информации о

Отсутствие рынке труда,

связей, знакомств; способах поиска

Сложно устроиться по

своей специальности -

общения - 18,44 о

Рисунок 5. Основные проблемы при трудоустройстве с позиции молодежи Источник:тоставлено автором

Прифессмиы&гьнш! JHJitl IHUBhiJ :LU конкретной профессии или специатьностн

26,4%

Самостоятельности и ответственности

Психологической \гстойчибости

Инанпя жизни

Раоотоспоеооности

Личных связей

Затрудняюсь ответить

2,7%

О'/. 5% 10% 15% 2<У/. 25% 30%

Рисунок 6. ««Чего, по вашемумнению, недостает молодым людям для начала самостоятельной

трудовой жизни?» Источник: составлено автором

Отсутствие опыта рабсты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствие вакантных мест

19.5%

37,2%

Недостатки образования Плохие рекомендации с прошлой рабсты

19.1%

13.3%

Личные качества

10,9%

OK, 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%

Рисунок 7. «Какие критерии могут повлиять на отказ в трудоустройстве молодого специалиста?»

Источник : составлено автором

Как выяснилось, более четверти р еспондентов сошлись во мнении, что ключевым показателем начала успешной трудовой деятельности является наличие профессиональной подготовки по конкретной профессии или специальности [9] (Bizin, 2018). 20,9% считают,что молодым людям на хватает самостоятельности и ответственности. С точки зрения 18,2% участников анкетирования, современной молодежи не хватает психологической устойчивости, а 11,8% считают, что недостает знания жизни, почти так же,как и работоспособности (1°,4%).

По мнению опрошенных респондентов, отсутствие опыта является главным критерием, который может повлиять на отказ в трудоустройстве молодого специалиста - так считают 37,2%. Отсутствие вакантных мест и недостаток образования весомая причина для отказа у 19,5 и 19,1% соответственно. Также плохие рекомендации являются одним из значимых поводов отказа при трудоустройстве для 13,3%, а вот личные качества (характер, внешний вид, вредные привычки) в меньшей степени влияют на отказ - так решили всего 10,9% респондентов (рис. 7).

На вопрос «Каковы, по вашему мнению, основные причины безработицы среди молодежи?» четвертая часть опрошенных считает высокие амбиции молодых людей к желаемому месту работы и уровню заработной платы (25%). По мнению 22% респондентов, основными причинами являются нежелание самих молодых людей трудиться. Почти такое же количество опрошенных (21,6%) считают основным отсутствие опыта. 19,7% отметили, что основной причиной является отсутствие желания работодателей трудоустроить молодых специалистов, возможно, и по причине отсутствия рабочих мест на предприятии. Интересным представляется ответ 11,7% респондентов, которые в качестве причины назвали недостаток внимания местной администрации к вопросам занятости молодежи (рис. 8).

Результаты исследования проблем занятости и эффективного трудоустройства молодёжи показали, что основным затруднением при трудоустройстве выступает требование к опыту работы. Этот же критерий может поспособствовать отказу в трудоустройстве большинства опрошенных 37,2%. Для начала самостоятельной жизни большинству респондентов также недостаёт профессиональной подготовки по конкретной специальности и навыков делового общения [10] (Gitelman, Sandler, Kozhevnikov, 2016).

Рисунок 8!. «Каковы, по вашему мнению, основные причины безработицы среди молодежи?»

Источник: составлено автором

Рисунок 9. «В каких видах программ содействия занятости и трудоустройства молодежи вы

принимали (прииимаете) участие?» Источник: составлено автором

Среди программ содействия занятости и трудоустройства молодежи самой популярной оказалась профессионпльная ориентация, в ней принимали участие 33,4% респондентов. Следующей по популярности оказалась организация времен ного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (23,2%). В ярмарке вакансий принимали участие 10,1% молодёжи. Профобучение, переподготовку и повышение квалификации отметили 7,5%. В программе стажировок выпускников приняли участие 77,5% респондентов. Наименее популярными стали программы оказания услуг по социальной адаптации на рынке труда (35%) и содействие занятости безработных граждан (1,2%). Вариант ответа «другое» указали 14,1% молодежи, из них 13,7% анкетируемых ответили, что никогда не принимали участие в представленных программах, а вот 1,296 состояла в студенческих трудовых отрядах.

Оценивая наиболее перспективные сферы для трувоостройства, наиболее популярными молодые люди считают новейшие технологии и торговлю (15%). Следующими по популярности сферами оказались строительство (9,9%), промышленность (8,5%), кредитование и финансы (7,5%). Наименьшее предпочтение опрашиваемые отдают сфере «транспорт» (1,4%), «обеспечение безопасности населения» (1,1%) и «сельское хозяйство» (0,9%). Среди вариантов «другое» анкетируемые отметили сферу сервиса, что составляет 1,2% от общего числа опрашиваемых. Выделенные сферы коррелируют со сферами и видами экономической деятельности, имеющими перспективные показатели развития в регионе [11] (ШкыНпа, 2015).

Почти половина молодых людей, принявших участие в анкетировании, отметили (47%), что являются более конкурентоспособными на рынке труда по сравнению со

Рисунок 10. «Какими преимуществами перед старшим поколением обладают, на ваш взгляд,

м олодые люди?» Источник: составлено автором

старшим поколением. Немного меньшая часть анкетируемых (38,6%) сомневаются в уверенности ответа на данный вопрос. 9,4% анкетируемых считают, что, скорее всего, молодёжь не составляет конкуренции старшему поколению. И лишь 1,4% дали отрицательный ответ на поставленный вопрос. 3,6% респондентов затрудняются дать ответ.

Проанализируем, какими же все-таки преимуществами, по мнению респондентов, обладает молодёжь (рис. 10).

Около 60% респондентов в качестве преимуществ молодых специалистов отмечают их способности разбираться и использовать технические новинки и разработки, 46% опрошенных выделили в качестве приоритета способность быстрее приспосабливаться к экономическим изменениям. Третья часть анкетируемых обратили внимание на наличие образования, соответствующего требованиям современной экономики. И наконец, 18,5% отметили, что молодежь более прагматичная и целеустремленная.

В заключение стоит отметить, что государственная услуга по профессиональной ориентации граждан оказалась самой популярной среди респондентов (33,4%). Наиболее востребованными сферами для трудоустройства респонденты считают новейшие технологии и сферу торговли [12] (Zinyukhina, Ш^Н^, 2018).

Большинство респондентов считает, что молодые люди более конкурентоспособны по сравнению со старшим поколением, так как в качестве преимуществ отмечается их способность разбираться в технических новинках и способность быстрее приспосабливаться к экономическим изменениям.

Выводы и рекомендации

На основе анализа мнения молодежи относительно проблем в области занятости и трудоустройства молодежи можно сформулировать следующие положительные тенденции, существующие на региональном рынке труда молодежи.

Во-первых, все категории молодежи, вне зависимости от возраста, при выборе профессии ориентированы на собственные интересы, а при выборе места работы понимают, что главное - это наличие качественного образования и опыт работы [13] (Andreeva, Golovina, Myslyakova, 2018).

Во-вторых, молодые люди реально оценивают свои шансы при трудоустройстве и выбирают те сферы деятельности, которые наиболее развиты в регионе.

В-третьих, молодые специалисты четко понимают свои преимущества перед старшим поколением, тем самым составляя им конкуренцию на рынке труда, но при наличии соответствующих рабочих мест.

В качестве одной из выявленных проблем в области трудоустройства и обеспечения занятости молодежи выступает отсутствие конкретных мероприятий по профессиональной ориентации молодежи для различных возрастных групп. В связи с чем нами предлагаются к внедрению следующие новые подходы к системе профориентации и профессионального самооопределения молодежи [14] (Shelomentsev et al., 2018).

Первое предложение связано с необходимостью информационно-аналитического обеспечения системы профориентации молодежи. Дело в том, что практически в каждом регионе отсутствует единый информационно-аналитический портал (сайт) в сети Интернет, который бы одновременно содержал информацию о региональном рынке труда и образовательных услугах, что облегчило бы поиск нужной информации для пользователей, поскольку вся информация находилась бы в одном месте. Нами предлагается создание и разработка регионального интернет-портала профессиональной ориентации молодежи «Профнавигатор». Разработанный интернет-портал с использованием инструментария предполагает проведение профориентационных уроков для студентов и школьников, охватывающий множество образовательных организаций. Структура такого урока и методическое содержание охватывает элементы определения профессионального выбора - «Хочу», «Могу» и «Надо». При этом особое внимание необходимо уделять составляющей «Надо», делая акцент в обращении внимания школьников и студентов на профессиях и компетенциях, которые будут востребованы в будущем.

Второе предложение связано с внедрением проекта по организации профканикул «Твой выбор в территории возможностей».

Цель проекта по организации профканикул - развитие у школьников и студентов начальных курсов современных социальных, интеллектуальных и волевых компетенции, а также подготовка обучающихся к профессиональному самоопределению и формирование у них обоснованного профессионального намерения [15] (Nikulina, 2016).

В рамках проекта планируется создание пяти практических площадок для мотивированной молодежи с целью распространения и популяризации знаний по направлениям профессиональной деятельности: социально-гуманитарное, творческое, информационно-техническое, естественно-научное, социально-экономическое.

Каждое направление подразумевает определенную смену, носящую отличительные особенности по характеру сферы деятельности. Предлагаемые смены характеризуются проведением профкурсов, тренингов и мастер-классов от ярких представителей того или иного направления профессиональной сферы. Рассмотрим содержание и отличительные особенности предлагаемых профессиональных смен.

Б1гСмена организуется для молодых людей, имеющих желание занимать руководящие должности, а также создать или управлять собственным бизнесом. За период Б1гСмены планируется проведение профкурсов по управлению проектами, маркетингу, финансам и персоналу; практические тренинги по развитию компетенций, таких как коммуникабельность, управление временем, внимательность, нацеленность на результат, умение выступать на публике, креативность, работа в команде, умение логически мыслить и др.

8ое1а1Смена характеризует социально-гуманитарную сферу профессиональной деятельности. Предлагается проведение профкурсов по психологии, международным отношениям, журналистике; практические тренинги по развитию техник прохождения собеседований, управлению личным временем и достижению профессиональных целей.

Для тех, кто интересуется растениями, взаимосвязями в природе, микромиром и тайнами химических процессов, предлагается организация БюСмены, характеризующейся профкурсами по классической медицине, экологии, биотехнологии + work-shop «Генная инженерия». Тренинги ориентированы на освоение новых подходов к решению исследовательских задач.

ПеЛСмена для тех, кто интересуется робототехникой, программированием и новыми технологиями. Смена предполагает профкурсы по робототехнике, инженерии и программированию.

АйСмена предназначена для школьников и студентов, наделенных творческими способностями. В программу профкурсов входит: промышленный дизайн, графический дизайн, дизайн среды, иллюстрация, современное искусство. Тренинги нацелены на развитие креативных качеств и умения использовать определенные техники.

На занятиях представители бизнеса и преподаватели расскажут о профессиях будущего, например, что будет необходимо знать электрику через пять лет, каким багажом знаний обладать. При подготовке важной целью является помочь подрастающему поколению жить в ногу со временем и совершать правильные шаги при определении дальнейшего профессионального пути. Ещё важные моменты для молодежи - умение работать в команде и профессиональная гибкость, умение подстраиваться под новые технологии.

Проект «Твой выбор в территории возможностей» включает также проведение и организацию общих форм работы с молодежью: диагностика (тестирование) личностных качеств и интересов обучающихся, соотнесение их с требованиями профессии; групповые лекционные и лабораторно-практические занятия с элементами тренинга; организация круглых столов, конференций, семинаров с участием потенциальных работодателей; мультимедийные пособия, групповые дискуссии; защита творческих проектов; экскурсии.

В заключение стоит отметить, что внедрение инновационных форм работы по профессиональной ориентации школьников и студентов позволит повысить уровень профессионального самоопределения молодежи на рынке труда и реализовать молодым специалистам свои способности в полной мере с целью успешного трудоустройства и обеспечения карьерного роста в будущем.

ИСТОЧНИКИ:

1. Низова Л. М.,Никитина А. С. Региональный рынок труда: приоритеты, проблемы и

пути решения // Кадровик. - 2017. - № 1. - с. 94-102.

2. Вишневская Н.Г. Региональный рынок труда молодежи: типология и механизм ре-

гулирования // Труд и социальные отношения. - 2012. - № 9. - с. 15-23.

3. Зубок Ю. А., Чупров В.И. Молодые специалисты: проблема подготовки и положение

на рынке труда // Социологические исследования. - 2015. - № 5. - с. 114-122.

4. Цыганкова И.В., Мячин Ю.В. Трудовые ресурсы молодежи на рынке труда России и

Франции // Экономика труда. - 2019. - № 2. - doi: 10.18334/et.6.2.40680.

5. Карпова, Г.В., Никулина, Ю.Н., Матюшко, А.В. Анализ реализации региональных

программ в области кадрового обеспечения экономики молодыми специалистами // Российское предпринимательство. - 2015. - № 16. - с. 2663-2680.

6. Ключарёв Г. А. Дополнительное образование - мост между системой образования

и рынком труда // Общественные науки и современность. - 2016. - № 1. - с. 20-33.

7. Концевая Н. В. О системном анализе безработицы молодежи: общие задачи и част-

ные модели рыночных показателей // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2016. - № 2. - с. 72-77.

8. Никулина Ю. Н. Оценка уровня конкурентоспособности: взгляд молодых специали-

стов // Экономика труда. - 2015. - № 1. - с. 51-60.

9. Бизин С.В. Анализ развития регионального рынка труда и проблемы занятости на-

селения // Экономика труда. - 2018. - № 3. - с. 745-760. - doi: 10.18334/et.5.3.39415.

10. Gitelman L. D., Sandler D. G., Kozhevnikov V. M. University te^nology platform of antidpatory learning // Regional eranomy. - 2016. - № 1. - p. 257-266. - doi: 10.17059/2016-1-20.

11. Никулина Ю.Н. Формирование региональной политики социального партнерства в области подготовки конкурентоспособных специалистов / Ю.Н. Никулина // Креативная экономика. - 2015. - № 9. - с. 1173-1190.

12. Зинюхина Н.А. , Никулина Ю.Н. Профессиональные стандарты как инструмент анализа и управления качеством подготовки специалистов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2018. - № 7. - с. 29-34.

13. Andreeva E.L., Golovina A.N., Myslyakova Yu.G. Universities as promoter of a new social and industrial development of national economy // World Review of Entrepreneurship, Management and Sustainable Development. - 2018. - p. 5-22. - doi: 10.1504/ wremsd.2018.089080.

14. Shelomentsev A., Kozlova O., Antropov V., Terentyeva T. Buildup of federal universities' social responsibility in the context of development of russia's regions // World Review of Entrepreneurship, Management and Sustainable Development. - 2018. - № 1. - p. 187204. - doi: 10.1504/wremsd.2018.089068.

15. Никулина Ю.Н. Концептуальные основы реализации профориентационной работы в регионе // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. -2016. - № 3. - c. 6-14.

REFERENCES:

Andreeva E.L., Golovina A.N., Myslyakova Yu.G. (2018). Universities as promoter of a new social and industrial development of national economy World Review of Entrepreneurship, Management and Sustainable Development. 5-22. doi: 10.1504/ wremsd.2018.089080.

Bizin S.V. (2018). Analiz razvitiya regionalnogo rynka truda i problemy zanyatosti naseleniya [The analysis of the development of the regional labour market and the problems of employment]. Russian Journal of Labor Economics. (3). 745-760. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.3.39415.

Gitelman L. D., Sandler D. G., Kozhevnikov V. M. (2016). University technology platform of anticipatory learning Regional economy. (1). 257-266. doi: 10.17059/2016-1-20.

Karpova, G.V., Nikulina, Yu.N., Matyushko, A.V. (2015). Analiz realizatsii regionalnyh programm v oblasti kadrovogo obespecheniya ekonomiki molodymi spetsialistami [Analyzing the implementation of regional programs for staffing the economy with young specialists]. Russian Journal of Entrepreneurship. (16). 26632680. (in Russian).

Klyucharyov G. A. (2016). Dopolnitelnoe obrazovanie - most mezhdu sistemoy obrazovaniya i rynkom truda [Additional Supplementary Education and Vocational Training of Graduates and Young Employees as a Bridge Between Education System and Labor Market]. Social Sciences and Contemporary World. (1). 20-33. (in Russian).

Kontsevaya N. V. (2016). O sistemnom analize bezrabotitsy molodezhi: obschie zadachi i chastnye modeli rynochnyh pokazateley [On the system analysis of youth unemployment: common tasks and private models of market indicators]. Statistics and Economics. (2). 72-77. (in Russian).

Nikulina Yu. N. (2015). Otsenka urovnya konkurentosposobnosti: vzglyad molodyh spetsialistov [Assessment of the level of competitiveness: the view of young professionals]. Russian Journal of Labor Economics. (1). 51-60. (in Russian).

Nikulina Yu.N. (2015). Formirovanie regionalnoy politiki sotsialnogo partnerstva v oblasti podgotovki konkurentosposobnyh spetsialistov / Yu.N. Nikulina [Formation of the regional social partnership policy for training competitive experts]. Creative economy. (9). 1173-1190. (in Russian).

Nikulina Yu.N. (2016). Kontseptualnye osnovy realizatsii proforientatsionnoy raboty v regione [Conceptual Bases of Realization of Professional Orientation Work of Higher Education Institutions in the Region].Human resource management and intellectual resources management in Russia. (3). 6-14. (in Russian).

Nizova L. M.,Nikitina A. S. (2017). Regionalnyy rynok truda: prioritety, problemy i puti resheniya [Regional labour market: priorities, problems and solutions]. Hr. (1). 94102. (in Russian).

Shelomentsev A., Kozlova O., Antropov V., Terentyeva T. (2018). Buildup of federal universities' social responsibility in the context of development of russia's regions World Review of Entrepreneurship, Management and Sustainable Development. (1). 187204. doi: 10.1504/wremsd.2018.089068.

Tsygankova I.V., Myachin Yu.V. (2019). Trudovye resursy molodezhi na rynke truda Rossii i Frantsii[Workforce young people in the labour market of Russia and France]. Russian Journal of Labor Economics. (2). (in Russian). doi: 10.18334/ et.6.2.40680.

Vishnevskaya N.G. (2012). Regionalnyy rynok truda molodezhi: tipologiya i mekhanizm regulirovaniya [The regional labour market of youth: the typology and the regulation mechanism]. Labor and social relations. (9). 15-23. (in Russian).

Zinyukhina N.A. , Nikulina Yu.N. (2018). Professionalnye standarty kak instrument analiza i upravleniya kachestvom podgotovki spetsialistov [Professional standards as a tool for analysis and control quality of training of specialists]. Intelligence. Innovation. Investments. (7). 29-34. (in Russian).

Zubok Yu. A., Chuprov V.I. (2015). Molodye spetsialisty: problema podgotovki i polozhenie na rynke truda [Young specialists, training and demand in the labor market]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (5). 114-122. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.