75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается
Сведения для цитирования: Павленко, Г. К. Трудовые резервы — освобожденным районам / Г. К. Павленко, В. Д. Павленко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 119-123.
УДК 94(47)+377 ББК 63.3(2)62
ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ — ОСВОБОЖДЕННЫМ РАЙОНАМ
Г. К. Павленко, В. Д. Павленко
XX век не знал такой масштабной и такой разрушительной войны, как Вторая мировая. Ее составной частью стала Великая Отечественная война советского народа с нацистской Германией. Сказать, что это была война Германии за уничтожение СССР — значит, ничего не сказать. Это была война не только за мировое господство над ресурсами, но и за уничтожение неугодных народов — славян, цыган, евреев. Международный капитал, взращивая Гер -манию, надеялся вновь столкнуть ее с Россией, нажиться на войне, ослабить обеих и воспользоваться заветными плодами. На дворе XXI век. Прошло 75 лет с той войны. Но ничего в мире не изменилось. Захватывая территории, враг ничего не строит и не создает. Он только все уничтожает. Яркие тому примеры — Вьетнам, Югославия, Ливия.
Тогда в СССР только за полтора года войны с 22 июня 1941 по 1943 год было разрушено и разграблено 31 850 крупных заводов, фабрик и других промышленных предприятий. В районах РСФСР, временно захваченных немецко-фашистскими оккупантами, осталось лишь 13 % довоенного количества промышленных предприятий, на Украине — 19 % и в Белоруссии — 15 %. Гитлеровцы вывели из строя 1135 шахт, 37 крупных металлургических заводов, уничтожили и частично разрушили 62 доменные
и 213 мартеновских печей, 248 прокатных станов. Численность рабочих в освобожденных районах сократилась на 83 %. Враг нанес огромный урон экономике: 66 % промышленного производства СССР подверглось разрушению или остановке, тем самым развитие экономики было задержано не менее чем на десять лет [1; 2].
Освобождение советских территорий началось с контрнаступления Красной армии под Москвой 5 декабря 1941 года. Уже к концу месяца миф о непобедимости гитлеровской армии был развеян. Пядь за пядью освобождалась Московская область. Возрождение пострадавших районов нельзя было откладывать, этого требовали интересы войны. Делегации из освобожденных районов побывали на Урале. Они рассказали о зверствах нацистов, о разрушенных городах и селах, о мужестве жителей оккупированных районов.
Уже в марте 1942 года южноуральцы отправили в Московскую область эшелон подарков: 47 вагонов с бельем, одеждой, обувью, посудой и продуктами питания. В них везли подарки и от училищ и школ ФЗО Урала. Для восстановления разрушенных районов нужны были рабочие массовых профессий. Понимая это, бюро Челябинского обкома ВКП(б) и исполком областного Совета депутатов трудящихся в конце октября 1942 года приняли постановление
о дополнительном наборе в школы ФЗО: из Тамбовской области — 4000 человек, из Саратовской — 2000 и из Чувашии — 2500. С этой же целью в феврале 1943 года для подготовки рабочих для предприятий и строительства черной металлургии реорганизовали 6 ремесленных училищ Магнитогорска, Златоуста, Сатки в ремесленные училища металлургов и 17 школ ФЗО — в специальные школы металлургов и строителей металлургических заводов [3].
В феврале 1943 года освобожден Сталинград. Учащиеся и работники ЖУ-3 Магнитогорска в том же месяце организовали в мастерских изготовление посуды для населения Сталинграда. Кроме этого, решили отчислять часть продуктов из фондов питания. Воспитанники РУ-1 Магнитогорска обратились с призывом ко всем коллективам трудовых резервов организовать в свободное от работы время производство инструмента и оборудования. Их почин подхватили все училища и школы ФЗО. В честь освобожденных городов развернулись ударные стахановские вахты.
После победоносного завершения Курской битвы, обеспечившей коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, началось победное шествие Красной армии по всей советской территории. Начался новый этап в восстановлении освобожденных территорий с 21 августа 1943 года в связи с принятым постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» [4], который продолжился до конца войны. Если на первом этапе восстанавливались отдельные предприятия, то на втором восстановление превратилось в составную часть экономической политики государства. В соответствии с этим постановлением за восстанавливаемыми областями и важными хозяйственными объектами были закреплены в качестве шефов восточные области и республики страны. ГКО возложил ответственность на первых секретарей Свердловского, Челябинского и Пермского обкомов партии и обязал их лично контролировать выполнение планов по отгрузке оборудования, продовольственных и промышленных товаров для освобожденных районов. В ноябре 1943 года ЦК ВЛКСМ принял постановления «Об участии комсомольских организаций в восстановлении угольной промышленности Донбасса» и «Об участии комсомольских организаций в восстановлении и организации ремесленных училищ и школ ФЗО на базе шахт и предприятий Донецкого угольного бассейна» [5]. Сталинград
и «всесоюзная кочегарка» — Донбасс стали двумя детищами системы трудовых резервов, над которыми коллективам трудовых резервов было поручено шефствовать.
В Сталинград Главное управление трудовых резервов направило из Москвы, Горьковской, Пензенской, Куйбышевской областей и Татарской АССР две тысячи учащихся и мастеров трудового обучения, в Донбасс с Урала — около шести тысяч. Среди них командировано из Башкирии — 750 человек, из Удмуртии — 350 человек, из Оренбургской области — 600 человек, из Свердловской области — 1300 человек, из Челябинской области — 1450 человек и из Пермской области — 1400 человек [6, с. 151].
Для укомплектования восстановительных работ Наркомат обороны обязал секретарей обкомов ВКП(б) и председателей облисполкомов Челябинской, Свердловской, Пермской и других областей мобилизовать и направить на восстановление Донбасса сроком на 6 месяцев 3500 работников электромеханических специальностей. С предприятий Челябинской области в Донбасс было послано 400 рабочих и 700 учащихся по различным специальностям из ремесленных училищ [7]. Учебные заведения посылали своих лучших воспитанников. В торжественной обстановке звучали слова наказа от городских, районных комитетов партии и комсомола.
«Ваш труд в деле восстановления Донбасса, — говорилось в наказе молодежному отряду РУ-7Пласта Челябинской области, — это труд всего нашего народа. Райком ВКП(б) и райком ВЛКСМ, дирекция училища надеются, что вы делом оправдаете оказанное вам доверие быть в рядах передовиков, участников восстановления Донбасса, быть застрельщиками и организаторами социалистического соревнования, стахановских методов труда. Вы обязаны помнить, что восстановление Всесоюзной кочегарки угля и металла приблизит полный и окончательный разгром немецких захватчиков» [8].
С подобными наказами уезжали все учащиеся Урала и с честью их выполняли. Группа мастера В. Петруцкого из РУ-7 Медногорска Оренбургской области восстанавливала металлургический завод в Енакиево. Учащиеся Бон-даренко, Павельчук, Бердников и другие выполняли план на 350 % [9].
В Сталинград были отправлены трудовыми резервами Пермской, Свердловской и Челябинской областей три походные автомастерские, оборудование со станками, переносными горнами, электросварочной аппаратурой, в Харь-
ков — два вагона оборудования из Пермской области [6, с. 205]. Всего учебными заведениями с апреля по октябрь 1943 года была оказана материальная помощь освобожденному Сталинграду на сумму 1,4 млн рублей. И это в то время, когда они сами испытывали дефицит в оборудовании, инструментах, питании.
В Донбасс 6 ноября 1943 года. отправился эшелон вместе с оборудованием, рабочими и «Челябинским восстановительным отрядом № 3», организованным из учащихся трудовых резервов. Двадцать третьего ноября он прибыл в Ворошиловск (Алчевск), где работал на восстановлении полностью разрушенного металлургического завода. К марту 1944 года подготовительные работы были завершены и члены отряда возглавили трудовые коллективы цехов, а затем были зачислены в основной штат предприятий. В свободное от работы время восстанавливали социально-бытовые объекты. После войны многие члены бригады окончили средние и высшие учебные заведения.
Главное управление трудовых резервов, выполняя постановление, направило на восстановление металлургических, энергетических предприятий и угольных бассейнов только осенью 1943 года более 17 тысяч воспитанников училищ и школ ФЗО. Несмотря на то, что в восточных районах страны не хватало квалифицированных рабочих, Урал послал 5 тысяч учащихся, Сибирь — 2 тысячи, Узбекистан — более 700 человек. Всего за годы войны на восстановление «всесоюзной кочегарки» было направлено более 39 тысяч учащихся трудовых резервов страны [10].
Девятого января 1944 года Зуевская ГРЭС — энергетический центр Донбасса — вступила в строй действующих. Молодежь учебных заведений трудовых резервов Москвы, Тулы, Кирова, Ярославля и Казани под руководством опытных инженеров, техников, рабочих и мастеров за 34 дня смонтировала и пустила первую турбину, за 11 дней — следующую. К этому времени начали давать электроэнергию Шереметьевская и Северодонецкая ГРЭС. Последнюю восстанавливали 650 учащихся из Москвы. За короткий срок учащимися трудовых резервов страны на электростанциях были смонтированы 17 котлов и 13 турбин. Президиум Верховного Совета СССР за восстановление ГРЭС наградил 28 учащихся и работников училищ орденами и медалями.
В связи с расширением масштаба восстановительных работ Главное управление трудовых резервов в марте 1944 года перераспределило
шефские обязанности между учебными заведениями. Башкирия стала осуществлять шефство над училищами Белоруссии, а Челябинская область — над училищами Житомирской, Винницкой и Днепропетровской областей. По собственной инициативе челябинцы взяли шефство над городами Прибалтики — Вильнюсом, Каунасом, Пеневежисом. Оренбургская область помогала Ставропольскому и Краснодарскому краям, Сталинской, Сталинградской, Сумской, Борисоглебской и Запорожской областям [11].
В освобожденных районах срочно требовалось восстановить сеть РУ, ЖУ и школ ФЗО для подготовки кадров. Вместе с училищами и школами ФЗО страны уральские воспитанники трудовых резервов восстановили в освобожденных районах 900 разрушенных и разграбленных учебных заведений и 200 построили вновь. Только в Сталинграде с 21 февраля по 1 апреля было открыто 13 ремесленных училищ (4675 учащихся), 2 железнодорожных училища (600 человек) и 13 школ ФЗО (4760 человек). Для оказания им помощи выезжали комплексные бригады из учащихся и работников действующих учебных заведений страны. Помимо этого, юноши и девушки освобожденных районов направлялись на обучение в учебные заведения трудовых резервов до недавнего времени тыловых районов страны. Только в 1944 году из Белоруссии в Челябинскую область прибыло 3 тысячи человек, что составило около трети всей молодежи республики. В том же году в Эстонскую ССР возвратилась группа учащихся и работников трудовых резервов, в прошлом эвакуированная на Южный Урал.
Для них в мастерских учебных заведений трудовых резервов Урала изготавливались инструмент, оборудование, наглядные пособия. Так, для Калининской, Днепропетровской, Полтавской областей и Донбасса воспитанники училищ и школ ФЗО Удмуртии в 1943 году изготовили их на сумму почти 26 тысяч рублей, а в 1944 году — на 149 тысяч рублей [12, с. 144]. Училища Алапаевска обеспечили школе ФЗО г. Сталинграда оборудование на 550 рабочих мест. Учащиеся и работники трудовых резервов Башкирии для училищ и школ ФЗО Белоруссии отправили более трех вагонов со станками, инструментом и бытовым инвентарем [13]. В ответ на оказанную помощь молодежь Башкирии получила письмо благодарности:
«Коллектив учащихся и сотрудников училищ и школ советской Белоруссии шлет вам братский прифронтовой привет. Приезд делегации и прибытие оборудования с инструментом
совпало с радостными днями, когда героическая Красная армия начала быстрыми темпами освобождать республику. С вашей помощью мы сделаем все, чтобы возродить наши училища» [12, с. 129].
За весь восстановительный период, осуществляя шефскую помощь, учебные заведения Челябинской и Оренбургской областей, Башкирской АССР, по неполным данным, отослали инструментов и оборудования, подарков на сумму более чем на 1,3 млн рублей [12, с. 144]. За первое полугодие 1945 года только пять училищ Челябинской области передали управлениям трудовых резервов шести областей основных средств на сумму около 20 тысяч рублей [14].
Страшные последствия опустошительной войны были видны всему миру. В 1945 году американский журнал "Foreign Affairs" утверждал, что в результате «колоссальных разрушений, из-за физического и морального истощения советского народа СССР может превратиться в одну из самых слабых и самых жалких стран». Историк и публицист из Великобритании А. Верт в книге
"Russia: hopes and fears" («Россия: надежды и опасения») тоже отмечал огромные разрушения, требующие огромных усилий для восстановления страны... «Сколько лет это могло отнять — десять, двадцать, тридцать», — задавал он риторический вопрос. И тут же отвечал: «Чудесным образом экономика достигла вновь довоенного уровня в течение трех-четырех лет, многие отрасли промышленности были восстановлены еще во время войны; а города вновь отстроены примерно за шесть послевоенных лет» [15].
Материальная и духовная помощь, которую оказали воспитанники трудовых резервов Урала освобожденным районам, не поддается подсчетам. Комсомольско-молодежные коллективы восстанавливаемых объектов состояли преимущественно из выпускников ремесленных училищ и школ ФЗО. Имя этой помощи — Подвиг. Точно так же, как и всей той огромной работе в мастерских и на производстве, которая легла на хрупкие плечи подростков в суровую годину. Они с достоинством вынесли эти трудности ради независимости своей Родины.
Библиографический список
1. Вознесенский, Н. А. Избранные произведения: 1931-1947 / Н. А. Вознесенский. — Москва : Политиздат, 1979. — С. 513-514; 582.
2. Митрофанова, А. В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны /
A. В. Митрофанова. — Москва : Наука, 1971. — 389 с.
3. ОГАЧО. — Ф. 282, оп. 6, д. 69, л. 9.
4. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т 7. — Москва : Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС, 1985. — С. 427-465.
5. СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945: краткая хроника. — Москва : Воен-издат, 1970. — С. 483.
6. Котляр, Э. С. Государственные трудовые резервы СССР в годы Великой Отечественной войны / Э. С. Котляр. — Москва : Высшая школа, 1975. — 240 с.
7. Летопись Челябинской области : сб. док. и материалов. Т. 3. 1941-1945. — Челябинск : Книга, 2008. — С. 361.
8. ОГАЧО. — Ф. ф. п. 485, оп. 1, д. 1022, л. 25.
9. Чкаловская коммуна. — 1944. — 9 января.
10. Павленко, Г. К. Трудовые резервы — операция «Возрождение» / Г. К. Павленко,
B. Д. Павленко // Профессионально-техническое образование. — 1981. — № 5. — С. 39.
11. ГАРФ. — Ф. 9507, оп. 1, д. 410, л. 20.
12. Павленко, Г. К. Юные гвардейцы тыла: Трудовые резервы Урала — фронту: 19411945 / Г. К. Павленко. — Челябинск : Книга, 2004. — 168 с.
13. ГАРФ. — Ф. 9507, оп. 1, д. 310, л. 27.
14. ОГАЧО. — Ф. 1515, оп. 1, д. 68, л. 15.
15. Werth, A. Russia: Hopes and Fears / A. Werth. — London : [b. i.], 1969. — P. 45-46.
For citation: Pavlenko, G. K. Labor reserves for exempted areas / G. K. Pavlenko, V. D. Pavlenko // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 3 (23). — P. 119-123.
LABOR RESERVES FOR EXEMPTED AREAS
G. K. Pavlenko, V. D. Pavlenko
References
1. Voznesensky N. A. Izbrannye proizvedenija: 1931-1947 [Selected works: 1931-1947 ]. Moscow, Politizdat ,1979, pp. 513-514; 582. (In Russian)
2. Mitrofanova A. V. Rabochij klass SSSR v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [The working class of the USSR during the Great Patriotic War]. Moscow, Nauka, 1971, 389 p. (In Russian)
3. OGAChO, F. 282, op. 6, d. 69, l. 9. (In Russian)
4. KPSS vrezoljucijah ireshenijah s#ezdov, konferencijiplenumov CK [The CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee]. Vol. 7, Moscow, In-t Marksizma-Leninizma pri CK KPSS, 1985, pp. 427-465. (In Russian)
5. SSSR v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945: Kratkaja hronika [USSR in the Great Patriotic War of 1941-1945: Brief Chronicle], Moscow, Voenizdat ,1970, 483 p. (In Russian)
6. Kotlyar E. S. Gosudarstvennye trudovye rezervy v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [State labor reserves during the Great Patriotic War]. Moscow, Vysshaja shkola, 1975, 151 p. (In Russian)
7. Letopis' Cheljabinskoj oblasti: sb. dok. i materialov. T. 3. 1941-1945 [Chronicle of the Chelyabinsk region: Sat. doc and materials. T. 3. 1941-1945]. Chelyabinsk, Kniga, 2008, 361 p. (In Russian)
8. OGAChO, F. f. p. 485, op. 1, d. 1022, l. 25. (In Russian)
9. Chkalovskaja kommuna [Chkalovskaya commune], 1944, January 9. (In Russian)
10. Pavlenko G.K., Pavlenko V.D. Trudovye rezervy — operacija «Vozrozhdenie» [Labor reserves — operation "Revival"], Professional'no-tehnicheskoe obrazovanie [Vocational education], 1981, no. 5, p 39. (In Russian)
11. GARF, F. 9507, op. 1, d. 410, l. 20. (In Russian)
12. Pavlenko G.K. Junye gvardejcy tyla: Trudovye rezervy Urala — frontu: 1941-1945 [Young rear guards: Labor reserves of the Urals - to the front: 1941-1945], Chelyabinsk, ChPO «Kniga», 2004, 167 p. (In Russian)
13. GARF, F. 9507, op. 1, d. 310, l. 27. (In Russian)
14. OGAChO, F. 1515, op. 1, d. 68, l. 15. (In Russian)
15. Werth A. Russia: Hopes and Fears. London, [b. i.], 1969, pp. 45-46.
Павленко Галина Константиновна, кандидат исторических наук, доцент, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Павленко Владимир Денисович, кандидат исторических наук, доцент, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Pavlenko Galina Konstantinovna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Pavlenko Vladimir Denisovich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]