МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070
жур. Труды Академии управления МВД России. М.: № 3 (11): 2009. - С. 78-82.
21.Килясханов Х.Ш. ОБСЕ в борьбе с терроризмом: Учебное пособие/ под редакцией докт. юр. наук, доцента Ф.П. Васильева: предисловие доктора юр. наук, проф. И.В. Гончарова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. - 523 с.
22.Конев А.Н. Легализация результатов оперативно-розыскной деятельности (теория, практика, техника) //Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № 3. С. 8-14.
23.Потапенкова И.В. Административно-правовое регулирование участия объединений граждан в охране общественного порядка // дисс. канд. ..юр. наук, Москва: Академия управления МВД России 2011, - 221 с.
24.Тарасов М.Ю. Дознание во внутренних войсках МВД России // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: сбор. науч. практ. трудов. Вып. 3 Москва. Издат-во: Акад. СК России 2014 г. С. 92-98.
©Васильев Ф.П. Николаев А.Н., Новиков Д.Н., 2017
УДК 349.2
А.В. Глухов
К.ю.н., доцент Юридический факультет Российский государственный университет правосудия г. Москва, Российская Федерация
ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
Аннотация
В статье анализируются признаки правоотношения на государственной гражданской службе, определяющие их правовую природу. Автор полагает, что отношения на государственной гражданской службе по своей правовой природе являются трудовыми правоотношениями, в основе своей должны регулироваться нормами трудового права, с учетом специфики данного вида профессиональной деятельности, установленной специальным законом о государственной гражданской службе.
Ключевые слова
Трудовой кодекс РФ; государственные гражданские служащие; наемный труд; трудовые правоотношения; специальные правовые нормы; особенности правового регулирования труда.
Федеральный закон « О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержит указаний на правовую природу общественных отношений, которые им регулируются. В нем отсутствует дефиниция служебных отношений, а понятие «служебный» фактически используется в значении «трудовой». В ст. 2 Федерального закона указывается лишь на предмет его регулирования - отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ [2].
Однако поступление на государственную гражданскую службу, ее прохождение, прекращение и реализация правового положения гражданского служащего осуществляется посредством организованной профессиональной деятельности, которая носит общественный характер, производится в трудовых коллективах государственных органов, на профессиональной, оплачиваемой, постоянной, основе, т.е. имеет все признаки живого общественного труда.
Как обоснованно замечает А.В. Гусев «деятельность государственных служащих должна быть организована, регулироваться и оцениваться с учетом того, что эта служба осуществляется в форме профессионального труда, содержит социально-трудовой компонент и потому нуждается в адекватных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
средствах и способах организации, управления, профессионально-личностной мотивации, стимулирования, контроля, т.е. подразумевает использование в ее регулировании трудоправового инструментария» [6, с. 36], т.е. способов правового регулирования наемного труда.
Способность государственного служащего быть субъектом правоотношения на государственной гражданской службе, как и у всех наемных работников, связана с заключением трудового договора (служебного контракта). Именно служебный контракт, заключаемый с государственным гражданским служащим, является важнейшим элементом, несущим определенное равенство в отношениях на государственной гражданской службе.
Если проанализировать содержание определения служебного контракта, то очевидно, что принципиального отличия служебного контракта от трудового договора нет. По сравнению с трудовым договором содержание служебного контракта несколько более типизировано. Конечно же, возможности договорного регулирования условий труда на государственной гражданской службе ограничены, права и обязанности гражданских служащих, их полномочия определяются государством. Однако это совершенно не исключает необходимости достижения соглашения, в соответствии с которым гражданин возлагает на себя исполнение обязанностей государственного гражданского служащего, и не препятствует закреплению дополнительных условий труда в служебном контракте.
В свою очередь, ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как «отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором» [1].
Отношения на государственной гражданской службе также основаны на соглашении между гражданином и государственным органом в лице представителя нанимателя - служебном контракте, устанавливающем права и обязанности сторон (часть 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ»). Как обоснованно пишет Е.А. Ершова, основанием возникновения трудовых отношений между государственным гражданским служащим и государственным органом является сложный юридический состав, совокупность юридических фактов, связанных с объявлением и проведением конкурса, изданием акта о назначении на должность, а также заключением служебного контракта [7 с. 12-13].
Отношения на государственной гражданской службе носят возмездный характер. Предоставление труда со стороны служащего предполагает встречное предоставление со стороны нанимателя - денежного содержания, по сути - заработной платы.
Как и любой работник, реализующий свою способность к труду только лично, гражданский служащий исполняет обязанности по государственной должности лично.
Гражданская служба осуществляется на определенной должности (статьи 9, 10 Федерального закона), специальности с указанием квалификации (статьи 11, 12 Федерального закона).
Государственная гражданская служба осуществляется в интересах нанимателя, под управлением нанимателя и под его контролем. Как все работники подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка, так и гражданские служащие соблюдают служебный распорядок государственного органа (часть 3 ст. 23 Федерального закона).
Как и при любом виде несамостоятельного наемного труда, когда условия труда работника обеспечиваются работодателем, надлежащие организационно-технических условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей, прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами обеспечивает
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
наниматель (п. 1 части 1 ст. 15, часть 2 ст. 23 Федерального закона).
Признаки существования трудового правоотношения конкретизируются и в международных актах. Международная организация труда в Рекомендации № 198 «О трудовом правоотношении» [3] к таким признакам, помимо указанных в ст. 15 Трудового кодекса РФ, относит следующие: - работа предполагает интеграцию работника в организационную структуру предприятия. Государственная гражданская служба, безусловно, имеет организационную структуру. В частности, государственная служба всегда является службой в органах государственной власти, проходит в составе государственного аппарата, которому присущи организационно-функциональное единство, иерархичность, соподчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим, что естественно предполагает интеграцию гражданского служащего в организационную структуру государственного органа.
- работа выполняется исключительно или главным образом в интересах другого лица. Гражданские служащие исполняют обязанности по должности гражданской службы исключительно в интересах нанимателя, обеспечивая исполнение полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
- работа имеет определенную продолжительность и подразумевает определенную преемственность. Отношения гражданского служащего с нанимателем носят длящийся характер. Его труд является непременным фактором служебной деятельности, а правовая связь, юридически оформляющая применение этого фактора, не исчерпывает себя с исполнением сторонами своих взаимных обязательств.
- работнику периодически выплачивается вознаграждение. Гражданский служащий имеет право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания (часть 1 ст. 52 Федерального закона). Представители науки трудового права отмечают, что организации оплаты труда госслужащих «свойственны те же принципы, которые определяют оплату труда всех лиц, осуществляющих профессиональную деятельность под управлением и в интересах самостоятельно хозяйствующих или властвующих субъектов. В частности, это проявляется в применении таких универсальных понятий, как должностной оклад, учет условий работы, премии за результаты труда и т.д.» [8].
- данное вознаграждение является единственным или основным источником доходов работника. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1 ст. 50 Федерального закона).
- признание таких прав, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск. Отдых гражданского служащего обеспечивается установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (часть 1 ст. 14 Федерального закона).
- оплата стороной, заказавшей проведение работ, поездок, предпринимаемых работником в целях выполнения работы. Гражданскому служащему возмещаются расходы, связанные со служебными командировками, возмещаются расходы, связанные с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган (часть 1 ст. 52 Федерального закона).
Отношениям на гражданской службе присущи и такие признаки трудового правоотношения, указанные в Рекомендации МОТ № 198, как: работа выполняется в соответствии с определенным графиком; работа выполняется на рабочем месте, которое указывается или согласовывается стороной, заказавшей ее; работа требует присутствия работника; работа предполагает предоставление инструментов, материалов и механизмов стороной, заказавшей работу; работник не несет финансового риска [3].
Проведя анализ глав 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» [2], можно увидеть, что содержащиеся в них правовые нормы практически дословно воспроизводят нормы Трудового кодекса РФ - лишь с той разницей, что вместо понятий «трудовые
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
отношения», «трудовой договор», «работодатель», «рабочее время», «заработная плата», «дисциплина труда» и т.д. используются «служебные отношения», «служебный контракт», «представитель нанимателя», «служебное время», «денежное содержание», «служебная дисциплина».
Таким образом, можно констатировать, что все сущностные признаки трудового правоотношения, названные в Трудовом кодексе РФ и Рекомендации МОТ № 198, присущи правоотношению на государственной гражданской службе и определяют их правовую природу. Из чего можно сделать вывод, что между государственным гражданским служащим и нанимателем складываются стабильные, длящиеся, повторяемые, требующие подчинения служебной дисциплине, трудовые правоотношения. Поэтому нельзя не согласиться с утверждением Е.А. Ершовой о том, что «между государственным гражданским служащим и государственным органом по действительному характеру правоотношений складываются не административные, публично-правовые либо сложные служебные отношения, имеющие как публично-правовой, так и частноправовой характер, а трудовые отношения, характеризующиеся трудовой сущностью и обладающие своей спецификой» [7, с. 10-11].
Труд государственных гражданских служащих обладает несомненной спецификой, что предполагает особенности в правовом регулировании государственной гражданской службы. В соответствии с частью 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной службе и муниципальной службе [1].
Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» в статье 73 определяет, что Федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим Федеральным законом [2].
Вместе с тем Ю.П. Орловский, аргументируя приоритет трудового законодательства перед законодательством о государственной гражданской службе, замечает, что следует учитывать «статью 11 ТК, которая предусматривает особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и др.), которые устанавливаются и федеральными законами. В связи с этим можно говорить о равнозначной юридической силе ТК и иных федеральных законов, если предмет регулирования - особенности труда отдельных категорий работников -совпадает [9, с. 45].
В силу частей 3 и 4 Трудового кодекса РФ, нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны ему соответствовать. В случае противоречий между Трудовым кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ.
Как пишет В.В. Бриксов, приводя в пример и Трудовой кодекс РФ, законодательно может быть установлен обязательный для правоприменительных органов, в том числе судебных, иерархический приоритет определенных кодифицированных федеральных законов в сфере тех или иных общественных отношений по сравнению с другими федеральными законами, включая кодифицированные [5, с. 85]. Это подтверждается и практикой Конституционного Суда РФ. В своем Постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П Конституционный Суд РФ прямо подчеркнул, что федеральный законодатель вправе специальным указанием установить приоритет одних федеральных законов над другими[4].
В тоже время Трудовой кодекс РФ сам говорит о приоритете специальных норм, в том числе и о государственной гражданской службе над общими нормами. Как пишет С.Ю. Фабричный, «для понимания вопроса о соотношении общих норм трудового права со специальными нормами о труде государственных служащих важное значение имеет содержание ст. 251 Трудового кодекса «Особенности регулирования труда». Эта статья устанавливает, что особенности регулирования труда - это нормы, частично
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила» [10, с. 271].
По справедливому утверждению Е.А. Ершовой, «служебные отношения можно исследовать исходя из классической теоретической проблемы соотношения общей и специальной нормы трудового права, в основе которой заложен принцип «специальный закон отменяет общий» (lex specialis derogate lege generali)» [7, с. 14-15].
В настоящее время почти половина правовых норм Трудового кодекса РФ непосредственно распространяет свое действие на государственных гражданских служащих и регулирует их профессиональную деятельность. В специальном Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» законодатель урегулировал только особенности трудовых отношений государственных гражданских служащих. Это в полной мере отражает единство и дифференциацию правового регулирования труда в трудовом праве.
Исходя из приведенных аргументов, можно сделать следующие теоретические и практические выводы. Анализ правовых норм Трудового кодекса РФ и Федерального закона, а также фактических правоотношений между государственными органами и государственными гражданскими служащими, позволяет сделать вывод о трудовом характере отношений на государственной гражданской службе.
Все сущностные признаки трудового правоотношения присущи правоотношению на государственной гражданской службе и определяют их правовую природу. Между государственным гражданским служащим и нанимателем складываются стабильные, длящиеся, повторяемые, требующие подчинения служебной дисциплине, трудовые правоотношения. Отношения на государственной гражданской службе по своей правовой природе являются трудовыми правоотношениями, в основе своей должны регулироваться нормами трудового права, с учетом специфики данного вида профессиональной деятельности, установленной специальным законом о государственной гражданской службе. Список использованной литературы:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215
3. Рекомендация N 198 Международной организации труда "О трудовом правоотношении" (Принята в г. Женеве 15.06.2006 на 95-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // СПС «КонсультантПлюс»
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // Вестник Конституционного Суда РФ. N 4. 2004.
5. Бриксов В.В. О юридической силе кодифицированных федеральных законов // Журнал российского права. 2003. N 8. С. 82 - 92.
6. Гусев А.В. Государственная гражданская служба: сочетание публично-правовых и частноправовых начал // Российский юридический журнал. 2012. N 6. С. 28 - 41.
7. Ершова Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России. М.: Статут, 2008. - 668 с.
8. Иванов С.А., Иванкина Т.В., Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-Юрист. 2004. N 6.
9. Орловский Ю.П. Проблемы совершенствования трудового законодательства // Журнал российского права. 2005. N 9. С. 40 - 51.
10.Фабричный С.Ю. Муниципальная служба в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2005. - 480 с.
© Глухов А.В., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 340
Гусаченко Е.К.
Юридический факультет Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНЫХ ПРАВАХ И СВОБОДАХ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И ИХ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ
Аннотация
Статья посвящена освещению основных вех в истории развития взглядов о личных правах человека и их судебной защите. Автор рассматривает основополагающие документы, отражающие изменение взглядов на природу таковых прав и возможностей их защиты.
Ключевые слова
Естественное право, личные права, судебная защита прав, права человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации статье 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Эта же статья, продолжаясь, гласит: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Таким образом, конституционная норма устанавливает, во-первых, приоритет прав и свобод человека, во-вторых, гарантирует каждому носителю этих прав возможность их защиты с помощью правоохранительных и судебных органов, а также, в ряде случаев, самозащиты.
В свою очередь, права человека принято разделять в настоящее время на несколько групп: личные, политические, социально-экономические (иногда исследователи разделяют эту группу на права социальные и права экономические) и культурные.
Личные права (права человека в узком смысле) в любом демократическом государстве всегда занимают главенствующее положение, поскольку обеспечивают самое существование человека и его защиту от государственного произвола. В отсутствие личных прав существование человеческого существа невозможном. Среди личных прав на первом месте стоит важнейшее право, принадлежащее каждому человеку - право на жизнь. За ним следуют право на свободу и личную неприкосновенность, а также достаточно тесно связанное с ним право на честь и достоинство. В эту же группу включается право на гражданство, вытекающее из него право на равенство перед законом и судом. Конституция РФ гарантирует также свободу совести, свободу слова, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и др. личные права.
Зашита этих прав может осуществляться по двум направлениям. Первое - это защита от правонарушений, т.е. нарушающих закон посягательствах на эти права со стороны других лиц. Второе -защита от неправомерных действий субъектов власти (государственной или местной).
В правовом государстве самым эффективным способом защиты прав, их восстановления, является судебная защита. Ввиду особой значимости личных прав именно этому способу защиты отдаётся предпочтение в правовом государстве.
Российская Федерация признаётся Конституцией РФ правовым государством. Этим обуславливается актуальность темы - изучение судебной защиты личных прав. Подобного мнения придерживаются и другие исследователи: «В настоящее время в России весьма актуальны поиски способов повышения эффективности защиты личных прав граждан, не только в гражданско-правовых, но и в управленческих отношениях» [9, с. 83-87].
Целью исследования является изучение правового механизма защиты личных прав судами, его эффективности, а также поиск способов повышения качества данной работы.