Научная статья на тему 'Трудовые правоотношения государственных гражданских служащих'

Трудовые правоотношения государственных гражданских служащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1376
132
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / НАЕМНЫЙ ТРУД / ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глухов А.В.

В статье анализируются признаки правоотношения на государственной гражданской службе, определяющие их правовую природу. Автор полагает, что отношения на государственной гражданской службе по своей правовой природе являются трудовыми правоотношениями, в основе своей должны регулироваться нормами трудового права, с учетом специфики данного вида профессиональной деятельности, установленной специальным законом о государственной гражданской службе.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Глухов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Трудовые правоотношения государственных гражданских служащих»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070

жур. Труды Академии управления МВД России. М.: № 3 (11): 2009. - С. 78-82.

21.Килясханов Х.Ш. ОБСЕ в борьбе с терроризмом: Учебное пособие/ под редакцией докт. юр. наук, доцента Ф.П. Васильева: предисловие доктора юр. наук, проф. И.В. Гончарова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. - 523 с.

22.Конев А.Н. Легализация результатов оперативно-розыскной деятельности (теория, практика, техника) //Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № 3. С. 8-14.

23.Потапенкова И.В. Административно-правовое регулирование участия объединений граждан в охране общественного порядка // дисс. канд. ..юр. наук, Москва: Академия управления МВД России 2011, - 221 с.

24.Тарасов М.Ю. Дознание во внутренних войсках МВД России // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: сбор. науч. практ. трудов. Вып. 3 Москва. Издат-во: Акад. СК России 2014 г. С. 92-98.

©Васильев Ф.П. Николаев А.Н., Новиков Д.Н., 2017

УДК 349.2

А.В. Глухов

К.ю.н., доцент Юридический факультет Российский государственный университет правосудия г. Москва, Российская Федерация

ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация

В статье анализируются признаки правоотношения на государственной гражданской службе, определяющие их правовую природу. Автор полагает, что отношения на государственной гражданской службе по своей правовой природе являются трудовыми правоотношениями, в основе своей должны регулироваться нормами трудового права, с учетом специфики данного вида профессиональной деятельности, установленной специальным законом о государственной гражданской службе.

Ключевые слова

Трудовой кодекс РФ; государственные гражданские служащие; наемный труд; трудовые правоотношения; специальные правовые нормы; особенности правового регулирования труда.

Федеральный закон « О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержит указаний на правовую природу общественных отношений, которые им регулируются. В нем отсутствует дефиниция служебных отношений, а понятие «служебный» фактически используется в значении «трудовой». В ст. 2 Федерального закона указывается лишь на предмет его регулирования - отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ [2].

Однако поступление на государственную гражданскую службу, ее прохождение, прекращение и реализация правового положения гражданского служащего осуществляется посредством организованной профессиональной деятельности, которая носит общественный характер, производится в трудовых коллективах государственных органов, на профессиональной, оплачиваемой, постоянной, основе, т.е. имеет все признаки живого общественного труда.

Как обоснованно замечает А.В. Гусев «деятельность государственных служащих должна быть организована, регулироваться и оцениваться с учетом того, что эта служба осуществляется в форме профессионального труда, содержит социально-трудовой компонент и потому нуждается в адекватных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

средствах и способах организации, управления, профессионально-личностной мотивации, стимулирования, контроля, т.е. подразумевает использование в ее регулировании трудоправового инструментария» [6, с. 36], т.е. способов правового регулирования наемного труда.

Способность государственного служащего быть субъектом правоотношения на государственной гражданской службе, как и у всех наемных работников, связана с заключением трудового договора (служебного контракта). Именно служебный контракт, заключаемый с государственным гражданским служащим, является важнейшим элементом, несущим определенное равенство в отношениях на государственной гражданской службе.

Если проанализировать содержание определения служебного контракта, то очевидно, что принципиального отличия служебного контракта от трудового договора нет. По сравнению с трудовым договором содержание служебного контракта несколько более типизировано. Конечно же, возможности договорного регулирования условий труда на государственной гражданской службе ограничены, права и обязанности гражданских служащих, их полномочия определяются государством. Однако это совершенно не исключает необходимости достижения соглашения, в соответствии с которым гражданин возлагает на себя исполнение обязанностей государственного гражданского служащего, и не препятствует закреплению дополнительных условий труда в служебном контракте.

В свою очередь, ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как «отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором» [1].

Отношения на государственной гражданской службе также основаны на соглашении между гражданином и государственным органом в лице представителя нанимателя - служебном контракте, устанавливающем права и обязанности сторон (часть 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ»). Как обоснованно пишет Е.А. Ершова, основанием возникновения трудовых отношений между государственным гражданским служащим и государственным органом является сложный юридический состав, совокупность юридических фактов, связанных с объявлением и проведением конкурса, изданием акта о назначении на должность, а также заключением служебного контракта [7 с. 12-13].

Отношения на государственной гражданской службе носят возмездный характер. Предоставление труда со стороны служащего предполагает встречное предоставление со стороны нанимателя - денежного содержания, по сути - заработной платы.

Как и любой работник, реализующий свою способность к труду только лично, гражданский служащий исполняет обязанности по государственной должности лично.

Гражданская служба осуществляется на определенной должности (статьи 9, 10 Федерального закона), специальности с указанием квалификации (статьи 11, 12 Федерального закона).

Государственная гражданская служба осуществляется в интересах нанимателя, под управлением нанимателя и под его контролем. Как все работники подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка, так и гражданские служащие соблюдают служебный распорядок государственного органа (часть 3 ст. 23 Федерального закона).

Как и при любом виде несамостоятельного наемного труда, когда условия труда работника обеспечиваются работодателем, надлежащие организационно-технических условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей, прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами обеспечивает

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

наниматель (п. 1 части 1 ст. 15, часть 2 ст. 23 Федерального закона).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Признаки существования трудового правоотношения конкретизируются и в международных актах. Международная организация труда в Рекомендации № 198 «О трудовом правоотношении» [3] к таким признакам, помимо указанных в ст. 15 Трудового кодекса РФ, относит следующие: - работа предполагает интеграцию работника в организационную структуру предприятия. Государственная гражданская служба, безусловно, имеет организационную структуру. В частности, государственная служба всегда является службой в органах государственной власти, проходит в составе государственного аппарата, которому присущи организационно-функциональное единство, иерархичность, соподчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим, что естественно предполагает интеграцию гражданского служащего в организационную структуру государственного органа.

- работа выполняется исключительно или главным образом в интересах другого лица. Гражданские служащие исполняют обязанности по должности гражданской службы исключительно в интересах нанимателя, обеспечивая исполнение полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

- работа имеет определенную продолжительность и подразумевает определенную преемственность. Отношения гражданского служащего с нанимателем носят длящийся характер. Его труд является непременным фактором служебной деятельности, а правовая связь, юридически оформляющая применение этого фактора, не исчерпывает себя с исполнением сторонами своих взаимных обязательств.

- работнику периодически выплачивается вознаграждение. Гражданский служащий имеет право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания (часть 1 ст. 52 Федерального закона). Представители науки трудового права отмечают, что организации оплаты труда госслужащих «свойственны те же принципы, которые определяют оплату труда всех лиц, осуществляющих профессиональную деятельность под управлением и в интересах самостоятельно хозяйствующих или властвующих субъектов. В частности, это проявляется в применении таких универсальных понятий, как должностной оклад, учет условий работы, премии за результаты труда и т.д.» [8].

- данное вознаграждение является единственным или основным источником доходов работника. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1 ст. 50 Федерального закона).

- признание таких прав, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск. Отдых гражданского служащего обеспечивается установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (часть 1 ст. 14 Федерального закона).

- оплата стороной, заказавшей проведение работ, поездок, предпринимаемых работником в целях выполнения работы. Гражданскому служащему возмещаются расходы, связанные со служебными командировками, возмещаются расходы, связанные с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган (часть 1 ст. 52 Федерального закона).

Отношениям на гражданской службе присущи и такие признаки трудового правоотношения, указанные в Рекомендации МОТ № 198, как: работа выполняется в соответствии с определенным графиком; работа выполняется на рабочем месте, которое указывается или согласовывается стороной, заказавшей ее; работа требует присутствия работника; работа предполагает предоставление инструментов, материалов и механизмов стороной, заказавшей работу; работник не несет финансового риска [3].

Проведя анализ глав 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» [2], можно увидеть, что содержащиеся в них правовые нормы практически дословно воспроизводят нормы Трудового кодекса РФ - лишь с той разницей, что вместо понятий «трудовые

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

отношения», «трудовой договор», «работодатель», «рабочее время», «заработная плата», «дисциплина труда» и т.д. используются «служебные отношения», «служебный контракт», «представитель нанимателя», «служебное время», «денежное содержание», «служебная дисциплина».

Таким образом, можно констатировать, что все сущностные признаки трудового правоотношения, названные в Трудовом кодексе РФ и Рекомендации МОТ № 198, присущи правоотношению на государственной гражданской службе и определяют их правовую природу. Из чего можно сделать вывод, что между государственным гражданским служащим и нанимателем складываются стабильные, длящиеся, повторяемые, требующие подчинения служебной дисциплине, трудовые правоотношения. Поэтому нельзя не согласиться с утверждением Е.А. Ершовой о том, что «между государственным гражданским служащим и государственным органом по действительному характеру правоотношений складываются не административные, публично-правовые либо сложные служебные отношения, имеющие как публично-правовой, так и частноправовой характер, а трудовые отношения, характеризующиеся трудовой сущностью и обладающие своей спецификой» [7, с. 10-11].

Труд государственных гражданских служащих обладает несомненной спецификой, что предполагает особенности в правовом регулировании государственной гражданской службы. В соответствии с частью 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной службе и муниципальной службе [1].

Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» в статье 73 определяет, что Федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим Федеральным законом [2].

Вместе с тем Ю.П. Орловский, аргументируя приоритет трудового законодательства перед законодательством о государственной гражданской службе, замечает, что следует учитывать «статью 11 ТК, которая предусматривает особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и др.), которые устанавливаются и федеральными законами. В связи с этим можно говорить о равнозначной юридической силе ТК и иных федеральных законов, если предмет регулирования - особенности труда отдельных категорий работников -совпадает [9, с. 45].

В силу частей 3 и 4 Трудового кодекса РФ, нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны ему соответствовать. В случае противоречий между Трудовым кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ.

Как пишет В.В. Бриксов, приводя в пример и Трудовой кодекс РФ, законодательно может быть установлен обязательный для правоприменительных органов, в том числе судебных, иерархический приоритет определенных кодифицированных федеральных законов в сфере тех или иных общественных отношений по сравнению с другими федеральными законами, включая кодифицированные [5, с. 85]. Это подтверждается и практикой Конституционного Суда РФ. В своем Постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П Конституционный Суд РФ прямо подчеркнул, что федеральный законодатель вправе специальным указанием установить приоритет одних федеральных законов над другими[4].

В тоже время Трудовой кодекс РФ сам говорит о приоритете специальных норм, в том числе и о государственной гражданской службе над общими нормами. Как пишет С.Ю. Фабричный, «для понимания вопроса о соотношении общих норм трудового права со специальными нормами о труде государственных служащих важное значение имеет содержание ст. 251 Трудового кодекса «Особенности регулирования труда». Эта статья устанавливает, что особенности регулирования труда - это нормы, частично

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила» [10, с. 271].

По справедливому утверждению Е.А. Ершовой, «служебные отношения можно исследовать исходя из классической теоретической проблемы соотношения общей и специальной нормы трудового права, в основе которой заложен принцип «специальный закон отменяет общий» (lex specialis derogate lege generali)» [7, с. 14-15].

В настоящее время почти половина правовых норм Трудового кодекса РФ непосредственно распространяет свое действие на государственных гражданских служащих и регулирует их профессиональную деятельность. В специальном Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» законодатель урегулировал только особенности трудовых отношений государственных гражданских служащих. Это в полной мере отражает единство и дифференциацию правового регулирования труда в трудовом праве.

Исходя из приведенных аргументов, можно сделать следующие теоретические и практические выводы. Анализ правовых норм Трудового кодекса РФ и Федерального закона, а также фактических правоотношений между государственными органами и государственными гражданскими служащими, позволяет сделать вывод о трудовом характере отношений на государственной гражданской службе.

Все сущностные признаки трудового правоотношения присущи правоотношению на государственной гражданской службе и определяют их правовую природу. Между государственным гражданским служащим и нанимателем складываются стабильные, длящиеся, повторяемые, требующие подчинения служебной дисциплине, трудовые правоотношения. Отношения на государственной гражданской службе по своей правовой природе являются трудовыми правоотношениями, в основе своей должны регулироваться нормами трудового права, с учетом специфики данного вида профессиональной деятельности, установленной специальным законом о государственной гражданской службе. Список использованной литературы:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215

3. Рекомендация N 198 Международной организации труда "О трудовом правоотношении" (Принята в г. Женеве 15.06.2006 на 95-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // СПС «КонсультантПлюс»

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // Вестник Конституционного Суда РФ. N 4. 2004.

5. Бриксов В.В. О юридической силе кодифицированных федеральных законов // Журнал российского права. 2003. N 8. С. 82 - 92.

6. Гусев А.В. Государственная гражданская служба: сочетание публично-правовых и частноправовых начал // Российский юридический журнал. 2012. N 6. С. 28 - 41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ершова Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России. М.: Статут, 2008. - 668 с.

8. Иванов С.А., Иванкина Т.В., Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-Юрист. 2004. N 6.

9. Орловский Ю.П. Проблемы совершенствования трудового законодательства // Журнал российского права. 2005. N 9. С. 40 - 51.

10.Фабричный С.Ю. Муниципальная служба в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2005. - 480 с.

© Глухов А.В., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 340

Гусаченко Е.К.

Юридический факультет Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНЫХ ПРАВАХ И СВОБОДАХ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И ИХ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ

Аннотация

Статья посвящена освещению основных вех в истории развития взглядов о личных правах человека и их судебной защите. Автор рассматривает основополагающие документы, отражающие изменение взглядов на природу таковых прав и возможностей их защиты.

Ключевые слова

Естественное право, личные права, судебная защита прав, права человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации статье 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Эта же статья, продолжаясь, гласит: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Таким образом, конституционная норма устанавливает, во-первых, приоритет прав и свобод человека, во-вторых, гарантирует каждому носителю этих прав возможность их защиты с помощью правоохранительных и судебных органов, а также, в ряде случаев, самозащиты.

В свою очередь, права человека принято разделять в настоящее время на несколько групп: личные, политические, социально-экономические (иногда исследователи разделяют эту группу на права социальные и права экономические) и культурные.

Личные права (права человека в узком смысле) в любом демократическом государстве всегда занимают главенствующее положение, поскольку обеспечивают самое существование человека и его защиту от государственного произвола. В отсутствие личных прав существование человеческого существа невозможном. Среди личных прав на первом месте стоит важнейшее право, принадлежащее каждому человеку - право на жизнь. За ним следуют право на свободу и личную неприкосновенность, а также достаточно тесно связанное с ним право на честь и достоинство. В эту же группу включается право на гражданство, вытекающее из него право на равенство перед законом и судом. Конституция РФ гарантирует также свободу совести, свободу слова, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и др. личные права.

Зашита этих прав может осуществляться по двум направлениям. Первое - это защита от правонарушений, т.е. нарушающих закон посягательствах на эти права со стороны других лиц. Второе -защита от неправомерных действий субъектов власти (государственной или местной).

В правовом государстве самым эффективным способом защиты прав, их восстановления, является судебная защита. Ввиду особой значимости личных прав именно этому способу защиты отдаётся предпочтение в правовом государстве.

Российская Федерация признаётся Конституцией РФ правовым государством. Этим обуславливается актуальность темы - изучение судебной защиты личных прав. Подобного мнения придерживаются и другие исследователи: «В настоящее время в России весьма актуальны поиски способов повышения эффективности защиты личных прав граждан, не только в гражданско-правовых, но и в управленческих отношениях» [9, с. 83-87].

Целью исследования является изучение правового механизма защиты личных прав судами, его эффективности, а также поиск способов повышения качества данной работы.