Научная статья на тему 'ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ'

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
322
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
национализация / государство / Трудовой кодекс Российской Федерации / право собственности / трудовые отношения / nationalization / state / Labor code of the Russian Federation / property rights / labor relations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорий Александрович Майстренко, Анна Григорьевна Майстренко

В статье показаны теоретические аспекты регулирования трудовых отношений при процессе национализации как одного из законных способов изменения прав собственности на имеющееся имущество от частных лиц государству на основании решения суда с денежной компенсацией, установленной в законе. Особое внимание уделено изучению правовой концепции национализации; проанализирована необходимость принятия в России отдельного законодательного акта о трудовых отношениях при национализации, дан анализ характеристики трудовых отношений при изменении собственника предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor relations under nationalization

This article shows the theoretical aspects of the regulation of labor relations in the process of nationalization as one of the legal ways to change the ownership of existing property from private individuals to the state on the basis of a court decision with monetary compensation established by law. Particular attention is paid to the study of the legal concept of nationalization, the need to adopt in Russia a separate legislative act on labor relations during nationalization is analyzed, and the analysis of the characteristics of labor relations when the owner of an enterprise changes.

Текст научной работы на тему «ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ»

Трудовое право; право социального обеспечения

УДК 343.8 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-9-75-77

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ

Григорий Александрович МАЙСТРЕНКО,

кандидат юридических наук,

старший научный сотрудник

ФКУ НИИ ФСИН России

ORCID -0000-0001-5668-615X

g.maystrenko@yandex.ru

Анна Григорьевна МАЙСТРЕНКО, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского университета нефти и газа имени И.М. Губкина annamajstrenko@yandex.ru

Аннотация. В статье показаны теоретические аспекты регулирования трудовых отношений при процессе национализации как одного из законных способов изменения прав собственности на имеющееся имущество от частных лиц государству на основании решения суда с денежной компенсацией, установленной в законе. Особое внимание уделено изучению правовой концепции национализации; проанализирована необходимость принятия в России отдельного законодательного акта о трудовых отношениях при национализации, дан анализ характеристики трудовых отношений при изменении собственника предприятия.

Ключевые слова: национализация, государство, Трудовой кодекс Российской Федерации, право собственности, трудовые отношения.

Annotation. This article shows the theoretical aspects of the regulation of labor relations in the process of nationalization as one of the legal ways to change the ownership of existing property from private individuals to the state on the basis of a court decision with monetary compensation established by law. Particular attention is paid to the study of the legal concept of nationalization, the need to adopt in Russia a separate legislative act on labor relations during nationalization is analyzed, and the analysis of the characteristics of labor relations when the owner of an enterprise changes.

Keywords: nationalization, state, Labor code of the Russian Federation, property rights, labor relations.

I I елью настоящей статьи является право-I I вой анализ определения национализа-1 1 ■ттии, процесса, ставшего актуальным для большинства крупных стран.

Тема является достаточно актуальной, так как на данный момент мир находится в процессе выхода из пандемии; в сфере производства фиксируется отрицательная динамика, и в особенности это касается промышленного производства, а национализация в данном вопросе может стать одним из способов укрепления роли государства в экономическом плане и инструментом, регулирующим уровень безработицы в аспекте сохранения рабочих мест на предприятиях, находящихся в сложном экономическом

положении, в том числе из-за принятых не так давно карантинных ограничений.

Нужно отметить, что зачастую национализация происходит именно во время экономического кризиса, при этом необходимым условием для проведения данной процедуры является выплата компенсации за национализируемое имущество.

Обратимся к определению понятия национализации с точки зрения права: это передача государству имущества, являющегося собственностью юридических лиц и граждан, совершаемая с соблюдением законодательства с компенсацией полной стоимости упомянутого имущества и прочих затрат [2, с. 16].

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

Нельзя не упомянуть в связи с этим Литовскую Республику, где изменение прав собственности предприятия в пользу государства может происходить с целью обеспечения устойчивости финансовой системы, интересов акционеров и вкладчиков предприятия, а также для обеспечения общественных потребностей. Помимо вышеперечисленного, причиной могут быть также необходимость сохранения предметов искусства, являющихся исторической и культурной ценностью, а также объектов материальной культуры.

В США национализация представляет собой инструмент защиты от последствий финансового кризиса и контроля за обеспечением безопасности. Необходимо отметить, что переход частной собственности в доход государства имеет место практически во всех развитых странах.

Применительно к России представляется важным упомянуть о недавнем предложении Президента В.В. Путина о возможности национализации предприятий, не выполняющих обязательства по гособоронзаказу. Постоянный срыв сроков заказов, недобросовестность банкиров и других эффективных менеджеров подтолкнули к такому решению, сделав национализацию оборонно-промышленного комплекса единственным инструментом в вопросе сохранения обороноспособности страны.

Данное заявление было озвучено во время подписания договора между Правительством РФ, объединением свободных профсоюзов России и союзами работодателей; и в какой-то степени его можно рассматривать как новый этап в отношениях государственной власти и частного бизнеса [1].

В ходе процесса национализации имущество, которым владеет гражданин или юридическое лицо, передается в собственность государства без возможности дальнейшего оспаривания в судебном порядке [3, с. 26].

В связи с изменением прав собственности естественным образом возникают вопросы, связанные с изменением в трудовых соглашениях и договорах наемных работников национализированного предприятия, а в целом — трудовых отношений.

Традиционно на защиту прав работников встают профсоюзы, так как современное российское законодательство о труде предусматривает ограниченное число социально-трудовых гарантий, в связи с чем роль профсоюзов как правомочного представителя работников значительно возрастает [5, с.13].

Мировой кризис, произошедший из-за пандемии коронавируса, заметно обострил социально-экономические проблемы, которые всегда ведут к безработице из-за сокращения рабочих мест, снижению доходов населения, падению объемов промышленного производства, угрозе банкротств и закрытию предприятий. В связи с этим в постановлении Генсовета ФНПР от 14 апреля 2021 г. указано на необходимость создания механизма внешнего управления и, при необходимости, национализации социально-значимых и стратегически важных для страны предприятий в случае невыполнения ими общественно значимых функций [1].

Основой правовой базы национализации в РФ, помимо Конституции, является Европейская Конвенция по правам человека, согласно положению которой государственная власть имеет полномочия на лишение субъекта его имущества, следуя в интересах общества с четким соблюдением всех процедур, опираясь на законодательство на всех этапах процесса [7, с. 94].

Главным основанием для национализации является поддержание национальной экономической и политической безопасности. Хочется отметить, что какова бы ни была причина или сложившиеся обстоятельства, инициировавшие начало процесса национализации предприятия, очевиден тот факт, что в этой ситуации не должны ущемляться права простых работников, выполняющих трудовую деятельность в данной организации, они должны продолжать работать, не ощущая происходящих изменений в компании. Зачастую национализация осуществляется с целью не допустить большого числа безработных или оказать помощь в случаях с несвоевременными выплатами из-за накопившихся долгов предприятия [6].

Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ под понятием «трудовые отношения» понимаются взаимно обязательства, базирующиеся на договоре между наемным работником и работодателем, в котором идет речь об обязательстве работника выполнять согласно правилам трудового распорядка работу, а работодателя своевременно выплачивать заработную плату и предоставлять достойные условия труда [9].

Трудовые отношения являются ключевым моментом социально-экономической жизни общества. На сегодняшний день в трудовом законодательстве мы видим ряд проблем, в том числе касающихся процесса национализации, для решения которых нужно в ближайшем будущем разработать и применить на практике

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

соответствующие нормативно-правовые акты [4, с. 44].

При проведении процедуры национализации предприятия или организации проблемы, возникающие в сфере трудовых отношений, на сегодняшний день никак не закреплены в законодательстве и могут регулироваться так же, как и при ситуации со сменой собственника.

В данном случае новый владелец в течение трех календарных месяцев со дня регистрации права собственности при желании может инициировать расторжение трудового договора с управляющим предприятия или организации, его заместителями (при наличии таковых) и главным бухгалтером.

Важно упомянуть о том, что в такой ситуации новый владелец обязан осуществить выплату этим сотрудникам в виде выходного пособия. На остальных работников предприятия данное изменение статуса и собственника предприятия никак не влияет с точки зрения трудовых отношений [8, с. 94].

Анализируя ст. 75, ч. 2, Трудового кодекса РФ, нужно отметить, что при смене прав собственности предприятия или организации сотрудник должен получить уведомление об этом не позднее, чем за два месяца. В ситуации, когда сотрудник планирует продолжить трудовую деятельность на предприятии работодателя, наниматель обязан издать приказ в связи с переходом права собственности предприятия и на основании вышесказанного в обязательном порядке зафиксировать изменения в трудовой книжке и приложить к трудовому договору дополнительное соглашение. Важно отметить, что от сотрудника не требуется письменного согласия на продолжение работы согласно действующему законодательству [9].

В рамках данной статьи хотелось бы упомянуть о случаях, когда работодатели сначала увольняют работника, а затем берут его опять на работу, заключая при этом новый трудовой договор, тем самым совершая правонарушение [3].

Резюмируя, хочется отметить, что на каждом этапе процесса национализации организации существует много законодательных тонкостей, которые важно знать и действовать без ущемления трудовых прав работников, исключив тем самым возможные санкции со стороны государства.

Исходя из изложенного представляется важным напомнить о том, что национализация представляет собой эффективный инструмент обеспечения государственных интересов. В настоящее время данное положение не имеет достаточного правового обеспечения и основной концепции, о чем свидетельствуют приведенные выше аналитические данные. Безусловно, национализация предприятий служит сохранению, модернизации, поддержанию контроля над стратегически важными отраслями экономики, но сам процесс национализации не сопровождается правовым контролем, вследствие чего на практике принимаются недостаточно компетентные управленческие решения.

Библиографический список

1. Генеральное соглашение на 2021 — 2023 гг. // URL: http//www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/65257 (Дата обращения: 20.05.2021)

2. Дорофеева Ю.А. Национализация: аспект международного частного права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. 23 с.

3. Дубровин, И.А. Экономика труда: Учебник / И.А. Дубровин, А.С. Каменский. М.: Дашков и К, 2012. 290 с.

4. Ефремова Е.А. Национализация: международный и национальный уровень // Проблемы развития предприятий: теория и практика. 2020. № 1—3. С. 43—47.

5. Землянухина С.Г. Системный подход к исследованию трудовых отношений // Вестник Омского ун-та. 2003. № 2. С. 13—19.

6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (с изм. от 13.05.2004) // URL https://base.garant.ru/2540800/_(Дата обращения: 20.05.2021)

7. Манкиева А.В. Трудовые отношения в России: проблемы их правового регулирования // Вестник экспертного совета. 2020. № 4(23). С. 94—99.

8. Савченко П.В. Система как способ исследования социально-трудовых отношений / П.В. Савченко, М.Н. Федорова // Развитие и безопасность. 2020. № 3(7). С. 90—104.

9. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021) // URL: http // www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34683/ (Дата обращения: 20.05.2021)

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.