Научная статья на тему 'Трудовые дружины учащихся школ Алтайского округа в 1915 году'

Трудовые дружины учащихся школ Алтайского округа в 1915 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / ДРУЖИНА / КРЕСТЬЯНЕ / УЧАЩИЕСЯ / ХОЗЯЙСТВО / WAR / A TEAM / PEASANTS / PUPILS / AN ECONOMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сулимов В. С.

Статья посвящена исследованию движения трудовых дружин учащихся школ Министерства народного просвещения на территории Алтайского округа в 1915 году. Основное внимание в публикации уделено формированию первых трудовых дружин в Барнауле и Бийске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR TEAMS OF PUPILS OF SCHOOLS THE ALTAY DISTRICT IN 1915

Article is devoted research of movement of labor teams of pupils of schools of the Ministry of national education in territory of the Altay district in 1915. The basic attention in the publication is given formation of the first labor teams in Barnaul and Biisk.

Текст научной работы на тему «Трудовые дружины учащихся школ Алтайского округа в 1915 году»

27. Aoki - Sajonji, Tokio. May 10, 1906. - 6.1.3. 16=Arhiv vneshnej politiki Japonii (Tokio). - F. 6.1.3. 16.

28. Vremenno upravljajuwij ministerstvom inostrannyh del - General'nomu konsulu v Seule Ljutshu. 1 dekabrja / 18 nojabrja 1911 g. // Mezhdunarodnye otnoshenija v jepohu imperializma : Dokumenty iz arhivov carskogo i Vremennogo pravitel'stv 1878 - 1917. - Serija II, T. XIX, Ch. 1. - M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1938.

Статья поступила в редакцию 08.07.11

УДК 940.3.4. (571.15)

Sulimov V.S. LABOUR TEAMS OF PUPILS OF SCHOOLS THE ALTAY DISTRICT IN 1915. Annotation. Article is devoted research of movement of labor teams of pupils of schools of the Ministry of national education in territory of the Altay district in 1915. The basic attention in the publication is given formation of the first labor teams in Barnaul and Biisk.

Key words: war, a team, peasants, pupils, an economy.

В.С. Сулимов, канд. ист. наук, доц. каф. права и методики преподавания обществознания Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск, E-mail: vsulimov@km.ru

ТРУДОВЫЕ ДРУЖИНЫ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ АЛТАЙСКОГО ОКРУГА В 1915 ГОДУ

Статья посвящена исследованию движения трудовых дружин учащихся школ Министерства народного просвещения на территории Алтайского округа в 1915 году. Основное внимание в публикации уделено формированию первых трудовых дружин в Барнауле и Бийске.

Ключевые слова: война, дружина, крестьяне, учащиеся, хозяйство.

В годы первой мировой войны в учебных заведениях Министерства народного просвещения начали организовываться трудовые дружины из учащихся старших классов для оказания помощи семьям крестьян, призванных на армию. Свой вклад в развитие движения трудовых дружин внесли учащиеся школ Барнаула и Бийска.

Данная проблематика нашла отражение в публикациях дореволюционного периода [1, с. 12-13; 2, с. 32-33]. Этот вопрос исследовался в монографиях советского периода[3, с. 253]. Об организации трудовых дружин в Западной Сибири упоминал Ф.Ф. Шамахов [4, с. 183]. В последнее время вопрос о формировании дружин рассматривался О.Н. Гордиенко [5, с. 83-85]. Однако в ее работе мало уделялось событиям 1915 года.

Летом 1915 г. попечитель Западно-Сибирского учебного округа разослал начальникам средних учебных заведений и директорам народных училищ для сведения циркуляр департамента земледелия от 26 июня 1915 года. В циркуляре говорилось, что воспитанники общеобразовательных средних учебных заведений проявили желание участвовать в сборе урожая и выполнении других сельскохозяйственных работ, им доступных. Признавая необходимым поддержать этот патриотический порыв, главноуправляющий землеустройством и земледелием приказал подведомственным средним и низшим сельскохозяйственным заведениям принять на себя по мере возможности руководство полевыми работами учеников общеобразовательных школ.

В связи с этим следовало совместно с местным учебным начальством организовать партии воспитанников средних общеобразовательных школ, для производства полевых работ. Для руководства каждой отдельной партии необходимо было откомандировать к ней необходимое число учащихся старших классов сельскохозяйственных учебных заведений, достаточно опытных для проведения полевых работ с целью показать приемы таковых участникам партии. Общее руководство и наблюдение за работами партий возлагалось на начальников сельскохозяйственных школ [6, л. 8]. В дружины добровольно вступали учащиеся старших классов мужских учебных заведений согласия родителей. В школах в этот период наступили каникулы, и собрать учащихся в дружины было затруднительно.

Данная схема организации и руководства дружинами в 1915 г. не работала. Не дожидаясь поддержки со стороны сельскохозяйственных учебных заведений и обществ, педагоги в Барнауле и Бийске проявляли инициативу по организации трудовых дружин, изыскивая средства для реализации своих планов.

Первая трудовая дружина на Алтае для оказания помощи крестьянам в полевых работах из учащихся школ Министерства народного просвещения была отправлена 21 июля 1915 г. в село Усятское в 30 верстах от Бийска. Дружина была образована при содействии комитета начальников средних и низших учебных заведений Бийска из 7 учениц Николаевской женской гимназии под наблюдением и надзором учительницы географии Т. Жуковой. Дружина получила средства от Бий-ского частного комитета для оказания помощи семьям, взятых на войну, в количестве 100 рублей. Ученицы занимались полевыми работами. Первоначально крестьяне отнеслись скептично к помощницам, однако вскоре отношение стало доброжелательным. Последовало приглашение приезжать на работы в следующем году [6, л. 410об. - 411]. Затем в комитет поступило заявление от попечительства села Сростков, что в 30 верстах от города, о желании воспользоваться трудом дружинников. На основании этого обращения комитет решал отправить дружину мужскую или женскую [6, л. 32].

В г. Барнауле Б.С. Абольник проявил инициативу по организации трудовой дружины, изыскав средства для реализации своих планов. В июне 1915 г преподаватель математики Барнаульского реального училища Б.С. Абольник сообщил попечителю Западно-Сибирского учебного округа (далее ЗСУО - В.С.) о своем обращении к начальнику Алтайского округа с просьбой командировать его в учреждение Красного Креста на войну в течение летних каникул. Учитель ответа на свою просьбу не получил. Затем Абольник переехал на дачу, однако «необходимость сидеть, сложа руки и отдыхать», когда каждый русский отдает «все свои силы и жизнь на пользу Родины», тяготила его [6, л. 21-21об.]. Преподаватель чувствовал в себе достаточно сил и энергии принять участие в общем деле защиты Отечества и просил дать ему какую-либо работу в этом направлении, командировав его до начала учебного года туда, где бы он мог быть полезен. До получения назначения Абольник собирался работать на участке призванного по мобилизации владельца дачи. Хотя учитель предпола-

гал, что мог быть использован в другом деле, «требующем умственного развития, нравственной энергии и готовности отдать все свои силы и жизнь за Родину» [6, л. 21об.]. Он был разносторонне образован: по окончании Петроградского университета поступил на механическое отделение Технологического института. Последний вуз учитель не закончил по независимым от него обстоятельствам. Попечитель ЗСУО поддержал стремление Абольника, предложив ему устроить дружину из учащихся средних школ Барнаула для уборки урожая в сельской местности.

Абольник получил предложение попечителя ЗСУО о формировании дружины 18 июля. На следующий день учитель отправился в комитет по внешкольному надзору за разрешением на организацию дружины. Получив разрешение, Абольник обратился к председателю Алтайского сельскохозяйственного общества (далее АСХО - В.С.) с просьбой указать, где была необходима помощь по уборке урожая. Оказалось, что село Шадрино в 28 верстах от Барнаула, находилось в «беспомощном» состоянии из-за отсутствия рабочих рук. Учитель заручился обещанием секретаря общества В. В. Капустина об оказании помощи дружине в качестве инструктора. Капустин собирался выехать вместе с дружиной на полевые работы и познакомить учеников с сельскохозяйственными машинами на месте, в связи с небольшим периодом времени до начала учебных занятий.

В тот же день Абольник объездил ближайшие дачи, обращаясь к родителям учащихся с просьбой отпустить своих детей в дружину. Надзор за учениками учитель брал на себя. Заручившись согласием родителей, Абольник назначил сбор учащихся на 20 июля в здании реального училища для переговоров о времени отъезда. Желающих выехать на работы оказалось 8 человек. Незначительное количество желающих объяснялось отъездом учеников на каникулы, близостью начала учебного года и срочностью отправки на работы. Капустин мог выехать с дружиной только 22 июля. Тогда Абольник предложил учащимся собраться для отъезда в училище в этот день после молебна по случаю тезоименитства императрицы Марии Федоровны. После молебна в соборе, на котором присутствовали дружинники, учитель отправился в реальное училище: туда были вызваны экипажи для учащихся. Около 3 часов дня дружина выехала с инструктором в Шадрино. По дороге дружина побывала на даче председателя комитета по внешкольному надзору, где Абольник представил учеников. Официальное извещение о формировании дружины и времени выезда было направлено председателю комитета по почте заранее.

Прибыв вечером в Шадрино, Абольник разместил учащихся в здании местной школы, а затем вместе с Капустиным составил списки беднейших семей запасных солдат после опроса крестьян. Рано утром 23 июля в сопровождении инструктора дружина отправилась знакомиться с механизмом «самосброски», на которой предстояло работать ученикам. С этой целью учащиеся под руководством инструктора собрали машину данного типа, принадлежавшую семье солдата. Таким образом, учащиеся познакомились с устройством машины. Инструктором были указаны наиболее часто встречающиеся поломки и способы их устранения [6, л. 69].

После сборки машины дружина отправилась на поле, где под руководством инструктора каждый из учащихся поочередно работал на «самосброске», предоставленной одним из крестьян. Во время работы были наглядно продемонстрированы случаи «затора» машины и способы ее налаживания. Инструктор отметил, что учащиеся в достаточной мере ознакомились с предстоящей им деятельностью. С 24 июля дружинники стали самостоятельно выезжать на поля. Сначала Аболь-ник назначал по три ученика на каждую машину. Затем по желанию учащихся этот порядок был изменен, и на каждую машину выделялось по два ученика. Так как АСХО не предоставило дружине машин, то приходилось работать на машинах

семей запасных солдат. Между тем, жены беднейших солдат, у которых не было ни машин, ни работников, «осаждали» просьбами помочь убрать им хлеб. Поэтому, с целью помочь бедным семьям, Абольник отправился в Барнаул, где ему удалось «выхлопотать» у председателя АСХО «самосброску» в полное распоряжение дружины. Через несколько дней учитель достал еще две машины: «самосброску» и «сенокосилку с приводом». Благодаря этой инициативе, учащиеся стали убирать хлеб на полях беднейших семей запасных солдат [6, л. 69об.].

Обычно учащиеся выезжали на работу рано утром - около 6 часов, и возвращались часов в 8-9 вечера, так как поля находились в среднем в верстах 8 от села. Выезжавшие на более отдаленные пашни для экономии времени ночевали на месте работы в специально приспособленных помещениях -крытых маленьких избушках, имеющихся на таких полях. Впрочем, на отдаленных полях работа продолжалась не более двух дней подряд, и в избушках приходилось ночевать одну ночь. Дружинникам доставляло удовольствие ночевать на поле. Вечером происходило распределение работы на следующий день. Для установки очереди беднейших семей приходилось пользоваться указанием местных попечителей о семьях запасных, а в дальнейшем обращаться за советом к сельскому учителю. Во избежание несчастных случаев Абольник неоднократно предупреждал учащихся на счет осторожного обращения с машиной. Указывались опасные ее места, а также запрещалось быть вожатым, садясь верхом на своевольную лошадь. Запрягали лошадей в машину обычно крестьянские мальчишки, умеющие это делать. Учитель просил давать под машину наезженных лошадей, так как треск, производимый машиной, пугал непривычных животных. За все время пребывания дружины на полевых работах несчастных случаев не наблюдалось. Все воспитанники были здоровы. У одного ученика образовался «ячмень» в правом глазу, и учитель отправил его немедленно в город к родителям. Учащийся вернулся обратно через три дня.

В праздничные дни некоторые дружинники уезжали в город, оставшимся предлагалось посетить сельскую церковь. Если Абольник находился в эти дни в селе, то все вместе отправлялись в храм. До 4 августа дружина работала под наблюдением Абольника. Вечером того дня учитель выехал в город для подготовки тем к экзаменационным испытаниям по математике во всех классах, по причине отсутствия другого преподавателя по данному предмету. На время своего отсутствия Абольник поручил воспитательный надзор и распределение работ местному учителю. В свободные от занятий дни, Абольник приезжал в село, привозя с собой новых дружинников, взамен уезжавших.

Кроме восьми учеников изъявили желание принять участие в полевых работах еще четыре ученика 4-6 классов реального училища. Они были в разное время откомандированы на работу. Двое из них, Болотов и Кривенко, вызвались работать последние дни в 7 верстах от Шадрино в селе Буранов-ское. Туда они и были отправлены вместе с «самосброской» по просьбе жителя этого села, вернувшегося в отпуск с фронта. Он настоятельно приглашал помочь двум семьям его односельчан, находившимся в «беспомощном состоянии» [6, л. 70об.].

Работы закончились 20 августа. Всего насчитывалось 14 рабочих дней. На праздники пришлось 9 дней и 5 дней шли дожди. Всего было убрано 62 % десятин хлеба. Если принять во внимание, что каждый день в работе принимало участие не более 6 учащихся, то следовало считать труд учеников «достаточно» продуктивным. Большей продуктивности работы препятствовало отсутствие в распоряжении дружины машин с момента приезда в село. Имело место некоторое недоверие, проявленное на первых порах собственниками машин. Они сомневались относительности умелости дружинников: боялись поломок, хотя Абольник заверил, что ответственность за

целость машины и исправление ее, несет дружина. В связи с этим отсутствовало необходимое количество машин. Только через неделю после прибытия в село работы пошли полным ходом, когда селяне «воочию убедились в искусстве» учеников и стали охотно предлагать свои машины для уборки. Затем прибыли из города машины, присланные АСХО. Последние были оставлены Абольником на попечение учителей сел Шадрино и Бурановского для предоставления их женам запасных, наиболее нуждающимся.

По мнению Абольника, полевые работы оказали на учащихся в воспитательном отношении «благотворное» влияние. Каждый чувствовал, что своим трудом он приобщается к доблестной армии, принимая «личное участие в общем великом деле дорогой Родины» [6, л. 71]. В физическом отношении условия полевых работ сослужили также известную пользу: по наблюдениям учителя участники дружины заметно окрепли и «поздоровели». Проезд дружины и продовольствие Абольник оплачивал из своих личных средств. В селе Шадри-но помощь была оказана семьям 16 запасных солдат. В селе Бураново двум семьям. В большинстве хозяйств убирали пшеницу. Только в четырех семьях пшеницу и овес.

Была также организована дружина в Барнаульской мужской гимназии. На призыв директора гимназии откликнулись 6 гимназистов и реалист. Из них удалось организовать дружину монтеров для управления сельскохозяйственными машинами при уборке урожая. Дружина познакомилась с машинами при АСХО и приступила в июле к полевым работам в деревне Бельмесевой [6, л. 28-28об.].

Всего в Барнаульском уезде летом 1915 г. было организовано 4 трудовые дружины. Первая состояла из 5 человек, вторая из 8 человек, третья - также из 8 человек и четвертая сначала из 6, а затем из 8 человек. Первая дружина была образована без участия учащихся местных учебных заведений. Во вторую вступили 3 ученика реального училища, 3 учителя, 1 студент и один воспитанник духовной семинарии. В третью дружину вошли 8 учеников мужской гимназии. В четвертую

дружину вступили сначала 6, затем 8 учеников реального училища [6, л. 440об.].

Первые три дружины состояли из лиц, прошедших устроенные специально для них АСХО монтерские курсы. Они работали самостоятельно небольшими группами. Последняя группа, состоявшая из учеников реального училища, была собрана за два дня до отъезда на место работы, и на курсах по машиноведению не занималась. Данная дружина приступила к практическим работам под руководством Капустина и под наблюдением учителя Абольника. Расходы на содержание дружинников 1 и 2 групп взяло на себя АСХО. Учащиеся гимназии поехали за счет своих средств. Реалисты содержались на личные сбережения учителя, возмещенные осенью из специальных средств училища. В связи с поздним образованием дружин учащиеся занимались уборкой полей. Особенно успешно шла работа у дружинников, посещавших монтерские курсы. Погода благоприятствовала уборке. Ученики гимназии трудились с 14 июля по 1 сентября, учащиеся реального училища с 23 июля по 20 августа. На здоровье учащихся и их психическое состояние физический труд оказал благотворное влияние. Крестьяне на первых порах относились к деятельности дружинников недоверчиво, полагая, по недоразумению и недостаточной осведомленности, что за работу учащихся будут взыскиваться в дальнейшем деньги. Недоверие это в некоторых селениях старались поддерживать лица, заинтересованные в эксплуатации бедноты. Не смотря на эти моменты, дружинникам удалось завоевать благожелательное отношение со стороны большинства населения и благодарность крестьян, пользовавшихся бесплатной их помощью.

Организация трудовых дружин школ МНП в Барнауле и Бийске в 1915 г. имела ряд особенностей. Дружины приняли участие в полевых работах со второй половины июля. Этому способствовали следующие моменты: МНП выступило с инициативой о создании дружин только в июне, отсутствовала проработанная нормативная база по формированию дружин, не было налажено взаимодействие между учебными заведениями и учреждениями, оказывающими помощь крестьянам.

Библиографический список

1. Яковлев, Л.Н. Доклад об основании Комитета для организации в 1916 г. полевых работ на землях призванных // Алтайский крестьянин. - 1915. - № 42.

2. Алтайское сельскохозяйственное общество (об ученических дружинах) // Алтайский крестьянин. - 1916. - № 47.

3. Крестьянство в Сибири в период капитализма. - Новосибирск, 1983.

4. Шамахов, Ф.Ф. Школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями. - Томск, 1966.

5. Гордиенко, О.Н. Организация трудовых дружин учащихся в помощь солдатским семьям на территории Алтайского округа в период первой мировой войны // Вестник ТГПУ. - Томск, 2008.

6. ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 126. Оп. 2. Д. 3054.

Bibliography

1. Yakovlev, L.N. Doklad ob osnovanii Komiteta dlya organizacii v 1916 g. polevihkh rabot na zemlyakh prizvannihkh // Altayjskiyj krestjyanin. - 1915. - №

42.

2. Altayjskoe seljskokhozyayjstvennoe obthestvo (ob uchenicheskikh druzhinakh) // Altayjskiyj krestjyanin. - 1916. - № 47.

3. Krestjyanstvo v Sibiri v period kapitalizma. - Novosibirsk, 1983.

4. Shamakhov, F.F. Shkola Zapadnoyj Sibiri mezhdu dvumya burzhuazno-demokraticheskimi revolyuciyami. - Tomsk, 1966.

5. Gordienko, O.N. Organizaciya trudovihkh druzhin uchathikhsya v pomothj soldatskim semjyam na territorii Altayjskogo okruga v period pervoyj mirovoyj voyjnih // Vestnik TGPU. - Tomsk, 2008.

6. GATO (Gosudarstvennihyj arkhiv Tomskoyj oblasti). F. 126. Op. 2. D. 3054.

Статья поступила в редакцию 28.06.11

УДК: 94 (100)

Yurchenko E.S. W. WILSON'S ADMINISTRATION POSITION ON THE PROBLEM OF STASUS OF NATIONAL STATES, APPEARING ON THE TERRITORY OF FORMER RUSSIAN EMPIRE, DURING PARIS PEACE CONFERENCE. The article deals with self-determination of nations problems of Russian - American relations in 19191920. The author of the article investigates the connection between a new track in foreign affairs of W. Wilson's government and development of separatist's movement in former provinces of Russian Impair. Attitude of USA to the national question crises and the problem of the status of national states.

Key words: self-determination, national question, status of national states, peace settlement, borderline conflict, territorial integrity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.