Научная статья на тему 'Организация трудовых дружин учащихся в помощь солдатским семьям на территории Алтайского округа в период первой мировой войны'

Организация трудовых дружин учащихся в помощь солдатским семьям на территории Алтайского округа в период первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гордиенко Оксана Николаевна

Первая мировая война внесла резкие изменения в социально-экономическую и общественно-политическую жизнь страны. Нужда в рабочей силе стала одной из острых проблем не только в центральной части России, но и на окраинах империи. В этом отношении особое внимание заслуживает Алтайский округ Томской губернии, где не только органами власти, различными благотворительными организациями и попечительствами, но и руководителями учебных заведений была организована сельскохозяйственная помощь солдатским семьям. Наряду с учебным процессом учащиеся школ округа принимали на себя дополнительные обязанности по оказанию помощи солдатским семьям. Формирование трудовых дружин из числа учащихся имело не только экономическое, но и образовательно-воспитательное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация трудовых дружин учащихся в помощь солдатским семьям на территории Алтайского округа в период первой мировой войны»

О.Н. Гордиенко. Организация трудовых дружин учащихся в помощь солдатским семьям..

ИСТОРИЯ

УДК. 940.3/.4 (571.15)

О.Н. Гордиенко

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ДРУЖИН УЧАЩИХСЯ В ПОМОЩЬ СОЛДАТСКИМ СЕМЬЯМ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО ОКРУГА В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул

Мировая война повлияла на экономику страны, которая перестраивалась для удовлетворения разнообразных нужд многомиллионных вооруженных сил. Война вырывала из народного хозяйства лучших работников. В армию были призваны свыше 15 млн чел. Между тем страна требовала значительного увеличения объема производства продуктов питания. Нужда в рабочих руках была одной из острых проблем не только в Алтайском округе, но и во всей Томской губернии. Данное обстоятельство повлияло на уменьшение посевной площади, урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур в регионе. В первую очередь посевы уменьшались в хозяйствах призванных на военную службу [1, с. 253].

В связи с этим перед властями Томской губернии встала задача по организации помощи солдатским семьям. Положения Закона «О призрении нижних воинских чинов и их семейств» от 25 июня 1912 г. гарантировали материальное обеспечение семей призванных на войну в России. Действие Закона распространялось на запасных, ратников ополчения, казаков и добровольцев. Семьи этих категорий военнослужащих могли претендовать на помощь со стороны государства, если эти лица (жена и дети, отец, мать, дед, бабка, братья и сестры) содержались трудом ушедшего на войну [2, с. 7, 17-18]. Организация помощи солдатским семьям осуществлялась не только органами власти, различными благотворительными организациями и попечительствами, но и руководителями учебных заведений.

В рамках этой программы учащиеся учебных заведений Алтайского округа по примеру своих коллег из Минской губернии приняли активное участие в организации трудовых дружин. Забота учащихся о солдатских семьях проявилась сразу же после начала войны в виде организации трудовых отрядов для работ в хозяйстве воинов. Впервые она была применена в сельскохозяйственных

учебных заведениях Министерства земледелия уже осенью 1914 г. Главное управление землеустройства и земледелия циркулярным распоряжением предложило инспекторам сельского хозяйства и губернским правительственным агрономам, а также директорам и управляющим сельскохозяйственными учебными заведениями принять «живое участие в организации и осуществлении сельскохозяйственной помощи» семьям запасных и ратников. Оно также поручило привлечь к «общей работе в данном направлении» всех правительственных «агрономических чинов» и оказать «содействие в этом патриотическом деле» различным местным сельскохозяйственным учреждениям [3, л. 74].

Придавая этой деятельности большое значение, ведомство земледелия в 1915 г. отменило «переводные» экзамены и изменило план летних практических занятий с таким расчетом, чтобы часть учащихся имела возможность оказывать семьям воинов посильную помощь в сельскохозяйственных работах. Министерство народного просвещения также не осталось в стороне от общенародной поддержки семей военнослужащих. Оно поддержало начинание Минского губернатора и отдало в июле 1915 г. циркулярное распоряжение об организации при всех общеобразовательных учебных заведениях трудовых дружин из учащихся [3, л. 76 об.; 4, с. 518-520].

В трудовые дружины принимались способные к сельскому труду учащиеся с согласия их родителей или лиц, их заменяющих. Трудовые дружины формировались для решения двух главных задач. Во-первых, для благотворительной помощи бедным и нуждающимся в рабочей силе семьям воинов, не имевших средств для найма работников. Во-вторых, для восполнения недостатка в рабочей силе в «доходных» хозяйствах, например, на пригородных огородах, в имениях и т.д. В первом случае «издержки» относились на средства земских, городских и благотворительных учреждений, которые органи-

Вестник ТГПУ. 2008. Выпуск 3 (77)

зовывали трудовую помощь семьям воинов. Во втором случае расходы перекладывались на плечи хозяйств или предприятий, которые предполагали использовать в помощи трудовые дружины. Привлечение трудовых дружин было выгодно солдатским семьям. Они освобождались от дорогого наемного труда и с помощью учащихся продолжали вести свое хозяйство [3, л. 70-71].

Во главе каждой дружины численностью до 20 человек стоял местный учитель народной школы. Дружинники-учащиеся как добровольцы за свой труд не получали вознаграждения. Однако от обслуживаемых крестьянских хозяйств они могли получить кров и обычное крестьянское «довольствие», стоимость которого оплачивалась местным отделением комитета великой княгини Елизаветы Федоровны. Распределение трудовых дружин по селам производилось из сборных пунктов по уездам начальниками учебных заведений по предварительному согласованию с агрономами Министерства землеустройства и земледелия [3, л. 77; 5, с. 13].

Дружинники выполняли самые разнообразные виды работ. В целях снабжения лазаретов и войск овощами они обрабатывали огороды, участвовали в уборке трав и хлебов, обработке полей, в сборе лекарственных растений, грибов, ягод и т.д. Трудовые дружины формировались и находились под непосредственным наблюдением педагогического персонала учебных заведений. На них возлагалась забота о благополучии вверенных им дружин в процессе взаимодействия с местными учреждениями. При содействии агрономов-специалистов они проводили чтения и беседы о деревне и сельской жизни, о значении земледелия для страны, о влиянии войны и о необходимости принять «посильное участие в сельскохозяйственном труде». При этом слушателям разъяснялось «устройство» трудовых дружин, порядок их работы [3, л. 69, 74, 76].

На территории Алтайского округа руководство деятельностью трудовых дружин возлагалось на Алтайский комитет по организации агрономической помощи семьям призванных на войну. Особенно активно работу в этом направлении комитет координировал с Алтайским сельскохозяйственным обществом. Благодаря этому в 1915 г. советом общества были организованы полевые работы «по обсеменению» полей в регионе. Работа по уборке урожая производилась четырьмя группами, причем две из них были сформированы из учеников средних учебных заведений. С каждой группой велись практические занятия по машиноведению [5, с. 12-13].

Алтайский комитет оказывал трудовым дружинам конкретную помощь, выделяя им сельскохозяйственные орудия, машины и инвентарь, коман-

дируя учеников старших классов учебных заведений для «технического руководства» деятельностью дружин. В целях подготовки дружинников к работам для них организовывались специальные сельскохозяйственные курсы, обучение на которых велось по программам, утвержденным департаментом земледелия для курсов земледельцев. Расходы на организацию сельскохозяйственного обучения дружин и оплата труда приглашаемых техников (технических руководителей работ) оплачивались за счет средств департамента земледелия, а содержание и передвижение дружин производились из бюджетов местных властей [3, л. 64]. «Издержки» по содержанию дружин могли быть оплачены из полученных средств за работы в хозяйствах [3, л. 74], причем полученные суммы должны были направляться в «специальные средства» учебных заведений для образования фонда по организации и подготовке дружин. Кроме довольствия, дружинники обеспечивались одеждой и обувью [6, л. 75].

В течение 1916 г. в г. Бийске было образовано 5 дружин, состоящих из 37 гимназистов, 2 учеников Пушкинского высшего начального училища и 1 ученика частного учебного заведения. Им был выделен участок земли в размере 25 десятин. На его обработку отводилось 18 дней для посева хлеба и 7 дней - под сенокос. Руководителями полевых работ были назначены учителя Ф.Е. Щербакова и П. Коробейникова. Они должны были объяснить учащимся суть предстоящей работы [6, л. 66].

В течение зимы 1915-1916 г. сельскохозяйственные общества и комитеты помощи семьям призванных привлекли сотни учащихся округа к занятиям на подготовительных сельскохозяйственных курсах по подготовке к полевым работам. Так, Алтайское сельскохозяйственное общество в период с декабря 1915 г. до начала полевых работ 1916 г. организовало в Барнауле монтерские курсы с целью обучения работам на сельскохозяйственной технике. Желающих обучаться было так много, что образовалась значительная очередь [7, с. 32].

Всего было организовано 19 дружин. Ученики-дружинники освобождались начальством от занятий. Отправка дружин состоялась 23 апреля. Каждая из них получила соответствующие инструкции. По свидетельству выпускников монтерских курсов, во многих местах население встречало их с недоверием. У крестьян существовало предубеждение, что оказываемая им помощь не бесплатная, а в некоторых случаях учащихся принимали за переодетых австрийцев. Только благодаря комиссиям, организованным Алтайским комитетом по оказанию агрономической помощи, кредитными товариществами и кооперативами, недоверие исчезло, и монтеров с удовольствием стали приглашать в крестьянские хозяйства региона. В силу скудности

О.Н. Овчаренко. Общественно-политические взгляды либерального чиновничества..

материальных средств комитета помощь оказывалась исключительно нуждающимся семьям призванных на войну. Зачастую эти хозяйства были настолько расстроены (отсутствие запасов и инвентаря, необходимых для посева), что благотворительных средств не всегда хватало для полномасштабной посевной кампании. Работа 29 дружин была проведена в 29 селениях, 13 волостях. 69 дружинников отработали 778 дней, а на каждого пришлось по 11 дней. Ими были произведены работы в 171 хозяйстве, засеяно 424 десятины земли, осмотрено 1909 уборочных машин [7, с. 32-33].

Ответственная работа учащихся была высоко оценена солдатскими семьями округа. Они через волостные попечительства благодарили дружинников за столь необходимую помощь [8; 7, с. 32-33].

Православная церковь также приняла активное участие в организации помощи семьям мобилизованных. Определением Святейшего синода от марта 1916 г. было принято решение о привлечении церковных школ в дело заготовки овощей для «продовольствия войск» и нужд семьям призванных.

В целях оказания конкретной помощи церковными школами приглашались специалисты по сельскому хозяйству. Они оказывали содействие в устройстве огородов и разведении овощей для армии, снабжая школы необходимыми семенами и рассадой, техническими указаниями по разведению огородных сельскохозяйственных культур и т.д. [3, с. 79-80].

На наш взгляд, формирование дружин из учащихся имело экономическое, образовательное и воспитательное значение. Мобилизация учащейся молодежи помогла отчасти восполнить недостаток рабочих рук при проведении посевной, для уборки трав и хлебов, для работы в огородах. Под руководством специалистов сельского хозяйства дети приобрели в дружинах необходимые знания о почве, растениях и животных и вообще о сельской жизни. Учащиеся не оставались в стороне от поддержки фронта. Участвуя в помощи семьям призванных на войну, они внесли свою посильную патриотическую лепту в дело укрепления обороноспособности страны.

Поступила в редакцию 14.01.2008

Литература

1. Крестьянство в Сибири в период капитализма. Новосибирск, 1983.

2. Сборник узаконений о призрении нижних воинских чинов и их семейств. СПб., 1913.

3. Государственный архив Новосибирской области. Ф.Д. 157. Оп. 1. Д. 43.

4. Циркуляр Западно-Сибирского учебного округа. Томск, 1915. № 7.

5. Яковлев Л.Н. Доклад об основании Комитета для организации в 1916 г. полевых работ на землях призванных // Алтайский крестьянин. 1915. № 42.

6. Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 179. Оп. 1. Д. 26.

7. Алтайское сельскохозяйственное общество (об ученических дружинах) // Алтайский крестьянин. 1916. № 47.

8. Л. Ш-ский. Война и школа // Жизнь Алтая. 1914. 15 окт.

УДК 947. 083

О.Н. Овчаренко

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЛИБЕРАЛЬНОГО ЧИНОВНИЧЕСТВА ПО ВОПРОСАМ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КРЕСТЬЯНСТВА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В НАЧАЛЕ XX В.

Школа № 77, г. Омск

Статья посвящена изучению либерального движения в Сибири в начале XX в. Рассматриваются общественно-политические взгляды сибирских чиновников по вопросам правового положения крестьянства. Разработка указанной темы была основана на изучении таких источниковых материалов, как сибирские периодические издания, материалы Западно-сибирских отделов Московского общества

сельского хозяйства и Русского географического общества, а также межведомственного Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности, действовавшего в 1902-1903 гг., в частности, его изданием «Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности».

Либеральные настроения в Сибири проявлялись в среде малочисленной интеллигенции, большую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.