Научная статья на тему 'Трудовые дружины учащихся школ Алтайского округа в 1916 году'

Трудовые дружины учащихся школ Алтайского округа в 1916 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / ТРУДОВЫЕ ДРУЖИНЫ / КРЕСТЬЯНЕ / УЧАЩИЕСЯ ШКОЛ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / WAR / LABOR TEAMS / PEASANTS / PUPILS OF SCHOOLS / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сулимов В. С.

Статья посвящена вопросам, связанным с организацией трудовых дружин учащихся школ Алтайского округа для участия в полевых работах с целью оказания помощи семьям крестьян, ушедших на фронт в период Первой мировой войны. Основное внимание в статье автор уделяет формированию дружин в 1916 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR TEAMS OF PUPILS OF SCHOOLS THE ALTAY DISTRICT IN 1916

Article is devoted the questions connected with the organization of labor teams of pupils of schools of the Altay district, for participation in field works for rendering assistance to families of the peasants who have left on front in the First World War. The focus of the article, the author devotes the formation of teams in 1916.

Текст научной работы на тему «Трудовые дружины учащихся школ Алтайского округа в 1916 году»

УДК 940.3.4.(571.15)

Sulimov V.S. LABOUR TEAMS OF PUPILS OF SCHOOLS THE ALTAY DISTRICT IN 1916. Article is devoted the questions connected with the organization of labor teams of pupils of schools of the Altay district, for participation in field works for rendering assistance to families of the peasants who have left on front in the First World War. The focus of the article, the author devotes the formation of teams in 1916.

Key words: war, labor teams, peasants, pupils of schools, agriculture.

В.С. Сулимов, доц. каф. права и методики преподавания обществознания ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Томск, E-Mail: vsulimov@km.ru

ТРУДОВЫЕ ДРУЖИНЫ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ АЛТАЙСКОГО ОКРУГА В 1916 ГОДУ

Статья посвящена вопросам, связанным с организацией трудовых дружин учащихся школ Алтайского округа для участия в полевых работах с целью оказания помощи семьям крестьян, ушедших на фронт в период Первой мировой войны. Основное внимание в статье автор уделяет формированию дружин в 1916 году.

Ключевые слова: война, трудовые дружины, крестьяне, учащиеся школ, сельское хозяйство.

Учебные заведения Министерства народного просвещения в годы Первой мировой войны приняли участие в организации трудовых дружин из учащихся для оказания помощи семьям крестьян, призванных на армию. Достойный вклад в развитие движения внесли трудовые дружины учащихся школ Бийска и Барнаула.

Эта проблематика была отражена в публикациях дореволюционного периода [1, с. 12-13; 2, с 32-33]. Данный вопрос изучался в монографиях советского периода [3, с. 253]. О трудовых дружинах в Западной Сибири упоминал Ф.Ф. Шамахов [4, с. 183]. В последнее время вопрос о формировании дружин рассматривала О.Н. Гордиенко [5, с. 83-85]. Организации трудовых дружин на Алтае в 1915 г. уделил внимание В.С. Сулимов [6, с. 172-175].

Движение полевых дружин учащихся школ Алтайского округа в годы Первой мировой войны началось летом 1915 года. Осенью того же года создаются новые общественные объединения для помощи крестьянам, вступившие во взаимодействие с учебными заведениями. 17 ноября Алтайский комитет по оказанию агрономической помощи семьям призванных в войска сообщил попечителю округа о своем открытии с разрешения Томского губернатора. Деятельность комитета распространялась на весь Алтайский округ - на Барнаульский, Кузнецкий, Змеиногорский и значительную часть Томского уездов. Возможность осуществления поставленных перед комитетом задач основывалась на содействии и активной помощи всех местных сил. С этой целью комитет учреждал на местах особые комиссии, способные объединить работу в уездах, выяснить запросы, помочь организовать и оказать «действительную» помощь семьям призванных солдат [7, л. 86].

При организации таких комиссий и в развитии своей деятельности комитет рассчитывал главным образом на интеллигенцию, в рядах которой учительский персонал занимал наиболее видное место. Комитет не сомневался, что в лице попечителя и подведомственных ему учреждений встретит благожелательное отношение и широкое содействие. В связи с этим комитет просил попечителя разрешить учителям всех учебных заведений округа вступать в члены комитета, приняв «живое» участие в местных комиссиях, помочь в устройстве яслей в селах для освобождения женщин во время полевых работ, организовать рабочие дружин из учащихся старших классов для уборки полей семей призванных воинов. Комитет просил также разрешить учителям и учащимся старшего возраста посещать учреждаемые комитетом и местным сельскохозяйственным обществом курсы по подготовке монтеров [7, л. 86об.]. Извещение об открытии в Барнауле комитета для оказания разнообразной помощи семьям призванных в войска, попечитель отправил руководителям высших, средних учебных заведений и директорам народных училищ учебного округа [7, л. 88].

В 1916 г. нормативная база по организации трудовых дружин была проработана Министерством народного просвещения (далее МНП), отлажены механизмы взаимодействия с другими ведомствами. В циркуляре министра народного просвещения П.Н. Игнатьева попечителям учебных округов от 17 февраля 1916 г. указывалось, что опыт организации трудовых дружин из учащихся-добровольцев для оказания помощи в полевых рабо-

тах семьям призванных на войну летом минувшего года дал известные результаты как в смысле достижения той цели, которая ставилась - содействие своевременной уборке полей, так и в плане «ознакомления подрастающего поколения, путем непосредственного общения с кормильцем земли русской - пахарем в сфере его трудовой деятельности, с основной отраслью нашего народного хозяйства - земледелием» [8, л. 15].

В 1916 г. подготовка к отправке учащихся школ в сельскую местность началась в зимний период. 23 февраля директор Бийской мужской гимназии просил разъяснить попечителя учебного округа могут ли учащиеся, желающие поступить на монтерские курсы для помощи семьям солдат, быть отпущены на поля до окончания занятий в учебных заведениях, так как работы в Бийском районе начинались с середины апреля. Или же дружинникам следовало учиться до конца учебного года наравне с остальными учащимися, и только по окончании занятий они могли принять участие в полевых дружинах. Было важно заранее решить данный вопрос при разработке программы занятий на сельскохозяйственных курсах. Если учащиеся могли быть отпущены на работы только после окончания учебы, то не следовало вносить в программу курсов знакомство с машинами для посева хлебов. В таком случае ученики принимали участие только в сенокосе, жатве и уборке хлебов. Следовательно, отсутствовала необходимость знакомить учеников с полевыми работами, предшествующими сенокосу и уборке урожая. Это обстоятельство в значительной мере сокращало программу монтерских курсов и подготовительных занятий учащихся. Если ученики, желающие принять участие в полевых дружинах, могли быть отпущены до конца учебных занятий, то следовало «подогнать» так учебный курс, чтобы программы были пройдены к моменту отправки дружинников на работы. Тогда участие в работах не сопровождалось для учеников существенным пробелом для их «познания и развития». Попечитель учебного округа не мог дать ответа на поставленные вопросы в связи с отсутствием разрешения МНП [7, л. 134-135об.].

В 1916 г. больше внимания уделялось предварительной подготовке учащихся к полевым работам. 28 февраля в здании Бийской мужской гимназии открылись монтерские курсы для подготовки учащихся учебных заведений города к полевым работам в трудовых дружинах. Перед началом занятий епископ Бийский Иннокентий совершил молебствие. Устройство курсов взяло на себя Бийское сельскохозяйственное общество при содействии Алтайского агрономического комитета. Из учеников гимназии изъявили желание посещать курсы и потом работать в дружинах - 76 человек. Имелись и другие желающие: учеников местного высшего начального училища (далее ВНУ) -3, представителей катехизаторского училища - 51 человек, из посторонних лиц разного звания - 25 человек. Теоретические занятия планировалось проводить в мужской гимназии, а практические - в здании, уступленном бийским купцом В.А. Сычевым [7, л. 150].

В начале мая 1916 г. более 40 учеников Бийской мужской гимназии желали участвовать в посеве, оказывая помощь семьям призванных на войну. Местное общество просило директора гимназии Полякова ходатайствовать перед попечителем учебного округа о разрешении освободить учащихся от школьных

занятий для отправки в деревню. Попечитель дал разрешение отпустить дружинников на работы, за исключением учеников выпускного класса [7, л. 176]. 9 мая трудовая дружина из учеников гимназии в составе 15 человек была отправлена в село Енисейское. 12 мая в село Смоленское выехала вторая дружина из 12 человек - 10 учеников гимназии и 2 ученика мужского ВНУ В селе Катунском было вспахано 18 десятин и засеяно 10, в Енисейском вспахали 35 десятин и засеяли 5 % десятин. Дружинами руководили ученики Омского сельскохозяйственного училища, командированные для этой цели губернским агрономом. На участке земли в 25 десятин, принадлежащем Алтайскому горному округу и уступленном безвозмездно на 1916 г. гимназии, работала третья дружина в составе 7 человек. Эта дружина, на собранные с помощью пожертвований деньги, имела своей целью засеять участок пшеницы, убрать хлеб, передав его затем нуждающимся семьям лиц, взятых на войну. Две группы учащихся работали в Бийске: одна на поле солдатки Ченцовой пахала и сеяла, другая - за рекой, на поле солдатки Шиловой занималась посевом [7, л. 195 об., 359].

Всего весной 1916 г. в Бийске было организовано 5 дружин. В их составе работало 40 человек. В дружины входили ученики мужской гимназии - 37 человек, ВНУ - 2 человека, Томской частной гимназии - 1 человек. Дружины находились под руководством местного агронома Габриельчика, помощника классных наставников мужской гимназии Щербакова, священника Коробейникова и двух учеников Омского сельскохозяйственного училища. Источниками для организации дружин являлись кружечный сбор 18 апреля и пособие Бийского уездного комитета по оказанию агрономической помощи. Силы дружин были употреблены на обработку полей призванных на военную службу и посев участка, выделенного Алтайским округом, хлеб и картофель с которого планировалось передать нуждающимся семьям лиц, взятых на войну. К концу мая работы по посеву закончились, однако отчеты руководителей о количестве сделанного еще не были представлены. Участники дружин чувствовали себя отлично. В начале некоторые крестьяне скептично относились к учащимся. Вскоре отношение стало доброжелательным. Благодарное население приглашало учеников на сенокос и уборку хлебов [7, л. 360 об. - 361].

В Барнауле также велась подготовка к отправке трудовых дружин. Весной были командированы в качестве монтеров ученики средних и низших школ для ремонта сельскохозяйственных машин при засеве полей семей призванных в войска и для сбора некоторых статистических сведений. В качестве монтеров отправились: 37 учеников реального училища, 28 учащихся гимназии, 20 воспитанников учительской семинарии и 15 учеников двух ВНУ. В женской гимназии, учрежденной Будкевич, была организована одна трудовая дружина. В ее состав входило 18 учениц. Учащиеся мужских учебных заведений работали под наблюдением и руководством местных агрономических комиссий и двух учителей высшего начального училища, разъезжавших по пунктам нахождения учащихся [7, л. 344]. Женская дружина находилась под руководством учительницы гимназии. Расходы на содержание монтеров взяло на себя сельскохозяйственное общество. Работа монтеров заключалась в пахоте, бороньбе и засеве полей семей призванных в войска, осмотре и приведении в порядок сельскохозяйственных машин, в рубке дров и постройке теплиц для рассады. Женская дружина занималась устройством яслей для детей и огородными работами.

Работы по отзыву Чарышского волостного попечительства, шли «очень» успешно и с пользой для населения. Наблюдая за возвратившимися с работ и из бесед с учениками, директор гимназии решил, что физический труд имел самое благотворное

Библиографический список

влияние как на здоровье учащихся, так и на их психику. Этот вывод подтверждался отзывом учителя Белоглазовского двухклассного сельского училища, отметившего «огромное» воспитательное значение возложенных на учащихся обязанностей по оказанию помощи деревне в трудное для нее время [7, л. 344 об.]. Из имеющихся у директора гимназии отзывов волостных попечительств было видно, что они отнеслись к работам учащихся весьма «сочувственно», хотя из некоторых отчетов самих участников работ усматривалось все же, что в отдельных случаях население относилось к учащимся не везде доверчиво, предполагая, по недоразумению и недостаточной осведомленности, что за работы учеников будут взыскиваться в дальнейшем деньги с населения. Ученикам удалось установить по отношению к себе не только доброжелательное отношение, но и вызвать благодарность со стороны сельского населения и лиц, пользовавшихся бесплатным трудом учащихся [7, л. 344об .-345].

Алтайское сельскохозяйственное общество (далее АСХО) принимало активное участие в подготовке монтеров. Желая принести «посильную» помощь призванным на войну, АСХО организовало в 1915-1916 гг. курсы для подготовки монтеров по разборке и сборке сельскохозяйственных машин из учеников средних и низших школ Барнаула. Этот опыт, несмотря на небольшой масштаб, оказался удачным. После того, как население убедилось в бесплатности и полезности работы монтеров, в АСХО стали поступать «настойчивые» требования о присылке молодых специалистов. К концу лета 1916 г. от многих кредитных товариществ Барнаульского уезда АСХО получило «лестные» отзывы о работе монтеров и благодарности. В следующем году АСХО ставило себе, кроме помощи семьям призванных в войска, новую задачу - содействовать различным организациям в обеспечении продовольствием городского населения . Для этого было необходимо горожанам любого возраста засевать свободные участки земли, где только имелась возможность. В этом деле большую помощь могли оказать учителя и учащиеся [7, л. 296].

Планировалось, что в 1917 г. курсы по подготовке монтеров должны были начаться не позже 1 марта и закончиться 15 апреля, когда на Алтае начинался сев и работы в огородах. Эти курсы не мешали учебным занятиям, так как предполагалось привлекать каждую группу учащихся не более 1-2 раз в неделю по вечерам. За это время курсанты могли ознакомиться с орудиями обработки и посевными машинами. Немного больше времени курсы отняли у учеников, которые еще в прошлом году «основательно» знакомились с машинами и были бы полезны в текущем году в качестве руководителей: в них ощущался недостаток. С 15 апреля курсанты должны были принять участие в полевых работах. С того же времени привлекались к работам на полях и огородах ученические дружины, заранее образованные из учащихся, не посещавших монтерские курсы, но отпущенные родителями на полевые работы. Ознакомление учащихся с уборочными машинами АСХО предполагало отнести на вторую половину мая и первую половину июня. Во второй половине июня учащиеся принимали участие в уборке трав, а со второй половины июля - в уборке хлебов. В огородах работы по поливке, уничтожению сорных трав, окучиванию, проводились в течение всего лета. Данный план требовал освобождения учащихся от школьных занятий не позднее 15 апреля.

Учащиеся учебных заведений Бийска и Барнаула приняли посильное участие в помощи семьям солдат, ушедших на фронт. Работая в трудовых дружинах, учащиеся получали хорошую физическую подготовку и трудовое воспитание. Уезжающие на полевые работы школьники пользовались льготой: в следующие классы переводились осенью. В высшие учебные заведения участники трудовых дружин могли поступать без экзаменов.

1. Яковлев, Л.Н. Доклад об основании Комитета для организации в 1916 г. полевых работ на землях призванных // Алтайский крестьянин. - 1915. - № 42.

2. Алтайское сельскохозяйственное общество (об ученических дружинах) // Алтайский крестьянин. - 1916. - № 47.

3. Крестьянство в Сибири в период капитализма. - Новосибирск, 1983.

4. Шамахов, Ф.Ф. Школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями. - Томск, 1966.

5. Гордиенко, О.Н. Организация трудовых дружин учащихся в помощь солдатским семьям на территории Алтайского округа в период первой мировой войны // Вестник ТГПУ. - Томск, 2008.

6. Сулимов, В.С. Трудовые дружины учащихся школ Алтайского округа в 1915 году // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2011.

7. ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 126. Оп. 2. Д. 3054.

8. ГАТюмО (Государственный архив Тюменской области) Ф. И-59. Оп.1. Д. 36.

Bibliography

1. Yakovlev, L.N. Doklad ob osnovanii Komiteta dlya organizatsii v 1916 g. polevyh rabot na zemlyah prizvannyh // Altayskiy krest'yanin. - 1915. - № 42.

2. Altayskoe sel'skohozyaystvennoe obschestvo (ob uchenicheskih druzhinah) // Altayskiy krest'yanin. - 1916. - № 47.

3. Krest'yanstvo v Sibiri v period kapitalizma. - Novosibirsk, 1983.

4. Shamahov, F.F. Shkola Zapadnoy Sibiri mezhdu dvumya burzhuazno-demokraticheskimi revolyutsiyami. - Tomsk, 1966.

5. Gordienko, O.N. Organizatsiya trudovyh druzhin uchaschihsya v pomosch' soldatskim sem'yam na territorii Altayskogo okruga v period pervoy mirovoy voyny // Vestnik TGPU. - Tomsk, 2008.

6. Sulimov, V.S. Trudovye druzhiny uchaschihsya shkol Altayskogo okruga v 1915 godu // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - Gorno-Altaysk, 2011.

7. GATO (Gosudarstvennyj arhiv Tomskoy oblasti). F. 126. Op. 2. D. 3054.

8. GATyumO (Gosudarstvennyj arhiv Tyumenskoy oblasti) F. I-59. Op.1. D. 36.

Статья поступила в редакцию 30.09.11

УДК 325.1 (574 + 510)

Atantayeva B.Zh. FRONTIER FACTORS OF MIGRATIONS IN THE CENTRAL-ASIAN REGION IN THE END OF XIX CENTURY.

In work factors of migrations on frontier between the Russian empire and China territories in the end of XIX century and influence of this scale phenomenon on the states of the central-Asian region, and also the population living in frontier territories are revealed. Key words: migration, the frontier population, state contracts, Russian citizenship, Russia, China.

Б.Ж. Атантаева, д-р истори. наук, проф., г. Семей, E-mail: batantaeva@mail.ru

ПРИГРАНИЧНЫЕ ФАКТОРЫ МИГРАЦИЙ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ В КОНЦЕ XIX В.

В работе выявлены факторы миграций на приграничной между Российской империей и Китаем территории в конце XIX в. и влияние этого масштабного явления на государства Центрально-азиатского региона, а также проживавшее на приграничных территориях население.

Ключевые слова: миграция, приграничное население, откочевки, межгосударственные договоры, русское подданство, Россия, Китай.

Для миграционного положения Центральной Азии стали поворотными Х1Х - начало ХХ вв. Именно в этот период складывался ареал территориального расселения народов Центральной Азии, повлекший за собой формирование будущих границ независимых государств. В конце Х1Х в. под влиянием политических процессов происходят миграции населения, в результате чего была проведена граница между Цинским Китаем и Российской империей. Каковы приграничные факторы миграций и влияние этого масштабного явления на все сферы жизни общества?

Одним из факторов миграций следует назвать государственные договоры между Россией и Китаем в 1860-1870 гг., касающиеся, во-первых, территориально-государственного разграничения двух империй, и, во-вторых, развития торговых отношений двух сопредельных стран на государственном уровне.

Первым официальным документом о проведении границ между Китаем и Россией в Центральной Азии стал Пекинский договор от 2 ноября 1860 г., получивший более конкретную доработку в Чугучакском протоколе 1864 г. По второй статье Пекинского договора пограничная линия проходила от истоков Енисея специально к старому межевому знаку Шабин-дабага на границах Томского и Енисейского генерал-губернаторств, на юго-запад от Шабин-дабага к озеру Зайсан, затем к Джунгарскому Алатау, пересекала р. Или, затем от Тянь-Шаня следовала до Кокандских владений [1, с. 35]. Далее говорилось о том, что пограничная черта на западе между двумя государствами до сих пор не была определена, несмотря на тот факт, что китайские пикеты (сторожевые заставы) находились там уже долгое время [1, с. 26-29].

Эти пикеты были выставлены вскоре после разгрома Цина-ми Джунгарского ханства с целью, во-первых, контролировать казахских номадов и других жителей региона, пресекая любые антицинские настроения или выступления, и. во-вторых, не пропускать казахов, не являвшихся подданными Поднебесной империи, на данные территории для кочевания. В северо-западной части, на захваченных и присоединенных к Цинской империи землях, китайцы использовали три разновидности сторожевых застав: круглогодичные, сезонные или альтернативные, а также временные или специальные. Факт расположения данных пикетов на какой-нибудь территории, впоследствии использовался некоторыми претенциозными китайскими историками [2, с. 51], выполнявшими политический заказ правящих кругов, как доказательство принадлежности этих земель к китайскому государству, что не соответствует самому принципу историзма

и приводит к искажению истории международных отношений в Центральной Азии.

Подробное размежевание территорий между двумя государствами было проведено по Чугучакскому протоколу от 25 сентября 1864 г. Территориально-государственное разграничение в Центральной Азии между Россией и Китаем произошло по географическому принципу, не учитывая, а точнее, полностью игнорируя экономические, этнопсихологические, политические интересы народов, проживающих на данной территории [3]. Данный факт подтверждается пунктом 5 Чугучакского протокола от 25 сентября 1864 г., где сказано: «Настоящее определение границы делается в том намерении, чтобы навсегда скрепить доброе согласие между двумя государствами, поэтому, для избежания споров из-за обитающих вдоль теперь определенной между двумя государствами границы народов, сим поставляется принять в основание день размена этим протоколом: т.е. где помянутые народы жили до сего по-прежнему должны оставаться и спокойно жить на прежних местах, пользуясь предоставленными средствами жизни, и к какому государству отошли места кочевок этих народов, к тому государству, вместе с землею, отходят и самые люди, и тем государством управляются. И если после сего кто-либо из них с прежнего места жительства перейдет в другую сторону, то таковых возвращать назад и тем прекратить замешательство и неопределенность на границе» [1, с. 48].

В 1881 г. в Петербурге был заключен договор России с Китаем, по которому к России отошла большая полоса земли от горы Кийтына в Южном Алтае по рекам Аккабе и Алкабеку до Черного Иртыша. В 80-90-х годах на Южном Алтае и в прилегающих к нему степных районах Курчумского края и Зайсанской котловины было основано 16 новых казачьих и крестьянских поселений, в том числе поселки Тюс-Каинский, Чанагатинский, Балыкты-Булакский, Катон-Карагайский, Александровский, Георгиевский, Марминский, Николаевский, Михаило-Архангельс-кий и деревни Больше-Владимирская, Канонерская, Маловладимирская и другие [4, с. 215].

С августа по декабрь 1881 г. специальная комиссия, действовавшая на основе Петербургского договора, стала записывать всех желающих переселиться в Российскую империю, из которых было 11365 семей уйгуров, 10 тысяч юрт казахов и 1308 семей дунган [5, с. 43].

Для Российской империи переселение такого количества подданных, имевших навыки антигосударственных восстаний, нуждающихся в земельном обеспечении, уставших от беззакония и произвола манчжурско-китайских местных властей и готовых при неправильной политике по отношению к ним, в любой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.