Научная статья на тему 'Трудовые действия - ориентир разработки и реализации образовательных программ в области профессионального образования'

Трудовые действия - ориентир разработки и реализации образовательных программ в области профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2042
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / LABOR ACTIONS / PROFESSIONAL STANDARDS / EDUCATIONAL STANDARDS / EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ирина Никитична

В статье раскрывается процедура выделения трудовых действий в процессе разработки и реализации образовательной программы. Определяются обстоятельства, которые должны учитываться при выделении трудовых действий: трудовые функции, обозначенные в профессиональных стандартах, компетенции, выделенные в федеральных государственных образовательных стандартах, особенности деятельности, заказ работодателей. На примере образовательной программы «Преподаватель высшей школы» показана процедура выделения трудовых действий, соответствующих модулям профессиональной подготовки. Модули профессиональной подготовки определяются на основе соотнесения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (уровень магистратуры), особенностей педагогической деятельности и трудностей вхождения выпускников вуза в профессию. Автором определяется шесть модулей профессиональной подготовки, которые включают обучающие, конструктивно-методические, организационно-управленческие, коммуникативные, научно-исследовательские, социально-культурные трудовые действия. Доказывается необходимость интегрирования трудовых действий по модулям профессиональной подготовки на фоне расширения практики использования интерактивных форм обучения и оценки. Обосновывается авторская позиция: трудовые действия являются ориентиром для разработки и реализации современных образовательных программ, но процесс профессиональной подготовки не может и не должен сводиться к обучению трудовым действиям. Профессиональное обучение должно иметь широкое культурологическое содержание и направляться на формирование личности профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Ирина Никитична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR ACTIONS AS FOUNDATION FOR DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE FIELD OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article deals with the problem of determination of the necessary labor actions in the development and implementation of educational programs. It reveals the circumstances that should be taken into account for determination of labor actions: labor functions identified in professional standards; competences determined in the federal state educational standards; specific features of activities; employers’ requirements. The educational program "Teacher of Higher Education" is taken as a material to show the procedure for determination of labor actions, relevant for the professional training modules. The modules are designed on the basis of the correlation of the professional standard "Teacher of Professional Training, Professional Education and Secondary Professional Education," the Federal State Educational Standard of Higher Education in the educational field of 44.04.01 “Pedagogical Education” (Master's level), specific features of educational activities and challenges of entering into the profession for university graduates. The author defines six training modules, which include training, structural-methods, organizational, managerial, communication, research and socio-cultural labor actions. The article demonstrates the necessity of integration of labor actions through the training modules on the background of increased use of interactive forms of learning and evaluation. The author's position is substantiated by the following: labor actions are a reference point for the development and implementation of modern educational programs, but the training process cannot and should not be limited to training labor actions. Professional training should have a broad cultural content and be aimed at the formation of professional identity

Текст научной работы на тему «Трудовые действия - ориентир разработки и реализации образовательных программ в области профессионального образования»

УДК 378.14 ББК Ч448.023

ГСНТИ 14.31.07

Код ВАК 13.00.08

Емельянова Ирина Никитична,

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики, Тюменский

государственный университет; 625003, г. Тюмень, ул. Семакова, д. 10; e-mail: [email protected]

ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ - ОРИЕНТИР РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трудовые действия; профессиональный стандарт; образовательный стандарт; образовательная программа.

АННОТАЦИЯ. В статье раскрывается процедура выделения трудовых действий в процессе разработки и реализации образовательной программы. Определяются обстоятельства, которые должны учитываться при выделении трудовых действий: трудовые функции, обозначенные в профессиональных стандартах, компетенции, выделенные в федеральных государственных образовательных стандартах, особенности деятельности, заказ работодателей. На примере образовательной программы «Преподаватель высшей школы» показана процедура выделения трудовых действий, соответствующих модулям профессиональной подготовки. Модули профессиональной подготовки определяются на основе соотнесения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (уровень магистратуры), особенностей педагогической деятельности и трудностей вхождения выпускников вуза в профессию. Автором определяется шесть модулей профессиональной подготовки, которые включают обучающие, конструктивно-методические, организационно-управленческие, коммуникативные, научно-исследовательские, социально-культурные трудовые действия. Доказывается необходимость интегрирования трудовых действий по модулям профессиональной подготовки на фоне расширения практики использования интерактивных форм обучения и оценки. Обосновывается авторская позиция: трудовые действия являются ориентиром для разработки и реализации современных образовательных программ, но процесс профессиональной подготовки не может и не должен сводиться к обучению трудовым действиям. Профессиональное обучение должно иметь широкое культурологическое содержание и направляться на формирование личности профессионала.

Emel'yanova Irina Nikitichna,

Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Head of Department of General and Social Pedagogy, Tyumen State University, Tyumen, Russia.

LABOR ACTIONS AS FOUNDATION FOR DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE FIELD OF PROFESSIONAL EDUCATION

KEYWORDS: labor actions; professional standards; educational standards; educational programs.

ABSTRACT. The article deals with the problem of determination of the necessary labor actions in the development and implementation of educational programs. It reveals the circumstances that should be taken into account for determination of labor actions: labor functions identified in professional standards; competences determined in the federal state educational standards; specific features of activities; employers' requirements. The educational program "Teacher of Higher Education" is taken as a material to show the procedure for determination of labor actions, relevant for the professional training modules. The modules are designed on the basis of the correlation of the professional standard "Teacher of Professional Training, Professional Education and Secondary Professional Education," the Federal State Educational Standard of Higher Education in the educational field of 44.04.01 "Pedagogical Education" (Master's level), specific features of educational activities and challenges of entering into the profession for university graduates. The author defines six training modules, which include training, structural-methods, organizational, managerial, communication, research and socio-cultural labor actions. The article demonstrates the necessity of integration of labor actions through the training modules on the background of increased use of interactive forms of learning and evaluation. The author's position is substantiated by the following: labor actions are a reference point for the development and implementation of modern educational programs, but the training process cannot and should not be limited to training labor actions. Professional training should have a broad cultural content and be aimed at the formation of professional identity.

П!

'рофессиональные трудовые действия - это форма конкретизация профессиональной деятельности. Ориента-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Формирование практикоориентированной исследовательской деятельности педагога в многоуровневом университетском образовании» (регистрационный номер НИОКР 114071440036)

© Емельянова И. Н., 2015

ция программ профессионального образования на трудовые действия реализует идею приближения образовательной ситуации к требованиям профессиональной деятельности. Трудовые действия - это составной элемент трудового процесса. Выделение трудовых действий, которые должны быть освоены в ходе реализации образовательной программы, позволяет стандартизировать про-

цесс профессионального обучения, как в области формирования дидактических единиц, так и в области оценки качества профессиональной подготовки.

Рассмотрим обстоятельства, которые следует учитывать при разработке образовательных программ.

Первое обстоятельство, которое должно учитываться при разработке и реализации образовательной программы -это наличие или отсутствие утвержденного профессионального стандарта.

На данный момент Министерством труда и социальной защиты утверждено несколько профессиональных стандартов в сфере педагогического образования [8; 9]. В структуре профессионального стандарта предусмотрено описание трудовых действий соответствующих, обозначенным в профессиональном стандарте трудовым функциям педагога, преподавателя, управленца, педагога-психолога. Возникает вопрос: насколько образовательная программа должна отражать требования профессионального стандарта?

Приступая к разработке и реализации образовательной программы, следует понимать, что у профессиональных и образовательных стандартов различные назначения: «профессиональные стандарты описывают требования к квалификации, компетенциям, а образовательные стандарты определяют структуру и устройство образовательного процесса» [11, с. 103].

Выделение трудовых функций и трудовых действий в профессиональных стандартах позволяет формализовать трудовых отношения, конкретизировать профессиональные нормативы. Но предельная формализация, квалификационных требований характерная для профессиональных стандартов, существенно нивелирует культурологический компонент.

Образовательные стандарты, напротив, в своей структуре содержат общекультурные компетенции. Более того, общекультурные компетенции (ОК) предшествуют в структуре федеральных государственных образовательных стандартов общепрофессиональным и профессиональным компетенциям. Образовательный процесс в системе высшего образования предполагает не только технологическую, практикоориен-тированную подготовку, но и формирование у обучающихся глубокого понимания сущности происходящих в обществе процессов, развитие способности исследовать социально-культурные явления, формирование готовности к решению разноплановых социально-профессиональных задач.

Трудовые действия, обозначенные в профессиональных стандартах, не могут

быть в полном объеме освоены в ходе профессионального обучения. Очевидно, что уровень профессионального владения мастера и стартующего профессионала существенным образом отличается. Тем не менее, основные параметры трудовых действий, описанные в профессиональных стандартах, должны быть учтены в образовательных программах.

Второе обстоятельство: соответствие профессиональных компетенций, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах и трудовых действий, вытекающих из этих компетенций.

В федеральных государственных образовательных стандартах описаны не трудовые действия, а компетенции. Для содержания сформулированных компетенций характерна «избыточность» [12, с. 46], сама формулировка компетенций в федеральных государственных образовательных стандартах ФГОС 3 и ФГОС 3+ отличается многозначностью, что существенно осложняет разработку практико-ориентированных образовательных программ. Например, компетенция ПК 1 в ФГОС 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) сформулирована следующим образом: «способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам» [10]. Данная компетенция предполагает целый комплекс трудовых действий, связанных с пользованием методиками и технологиями обучения.

При разработке и реализации образовательной программы следует учитывать, что федеральные государственные образовательные стандарты определяют содержание профессиональной подготовки направления в целом. При этом образовательные программы в рамках одного направления профессиональной подготовки могут быть достаточно разнообразны, соответственно, и трудовые действия в различных образовательных программах одного направления подготовки будут отличаться. Трудовые действия не могут просто копироваться из образовательного стандарта и зеркально повторяться во всех образовательных программах.

Например, в рамках одного направления подготовки 44.04.01. Педагогическое образование (уровень магистратуры) в Институт психологии и педагогики Тюменского государственного университета реализуются три программы «Методология и методика социального воспитания», «Преподаватель высшей школы», Управление

образованием». Очевидно, что, несмотря на общность образовательного стандарта, данные программы будут отличаться по набору трудовых действий, необходимых для овладения студентами.

Образовательная программа «Методология и методика социального воспитания» делает акцент на организации воспитательного процесса для различных возрастов и категорий населения. Образовательная программа «Преподаватель высшей школы» ориентирована на организацию процесса обучения в образовательной среде вуза. Образовательная программа «Управление образованием» предполагает овладение процессом управления в образовательной организации.

Существенным моментом для разработки и реализации образовательной программы является соответствие трудовых действий профилю профессиональной подготовки.

Третье обстоятельство - это специфика деятельности и возможности ее формализации.

Любая деятельность имеет достаточно сложную структуру, которая включает в себя: «мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ (концептуальная модель), принятие решений, действия, проверка результатов, коррекция действий» [5, с. 216] Описанная Д. Ломовым структура деятельности убедительно показывает, что деятельность не начинается и не заканчивается действием. Соответственно, трудовые действия в той или иной профессиональной деятельности - это только один из ее структурных элементов.

Для профессиональной успешности важно овладеть всем трудовым процессом, а не только трудовыми действиями. Так для профессиональной успешности педагога важно не только умеет он или нет писать учебные планы, но и с каким настроем он идет в учебную аудиторию: «как в клетку» или «как в храм»; какие смыслы он с собой несет; какие цели преследует, насколько нравственные решения принимает в сложных педагогических ситуациях. Совершив трудовое действие, например, оценив успешность выполнения домашнего задания, он должен учитывать не только соответствие нормативам, но и труд, который ученик вложил в выполнение задания; выводя в журнале «неудовлетворительно», он должен понимать, что неуспех сегодня может повлечь за собой неуверенность в себе завтра. «Обучение учителей построению учебной деятельности учащихся может быть организовано только как деятельность» [14, с. 33].

Педагогическая деятельность с большим трудом поддается формализации, так как в ней предметом труда является человек. «Сильная гуманистическая позиция педагога, в частности готовность принять любого ребенка таким, каков он есть, в баллах не исчисляется» [15, с. 52]. Педагогическую деятельность по целям труда (в описании Е. А. Климова) можно отнести к преобразовательной; по условиям труда к морально ответственной [2].

При выделении трудовых действий необходимо держать в поле зрения все структурные элементы деятельности. При необходимости дополнить образовательные программы недостающими в профессиональных и образовательных программам содержанием.

Четвертое обстоятельсвто - соответствие трудовых действий, которыми овладевают студенты в ходе освоения профессиональной программы требованиям профессии (запросам работодателей).

Следует сказать, что сложившиеся традиции профессиональной подготовки ограничиваются номинальным участием работодателей в разработке программ. Новые положения по итоговой аттестации, обозначенные в приказе Минобрнауки от 29 июня 2015 № 636 [7], требуют, чтобы половина состава ГЭК составляли работодатели. Безусловно, при разработке и реализации образовательной программы необходим мониторинг качества подготовки выпускников. Вопрос оценки качества один из самых принципиальных. Как определить качество подготовки педагога? Какие тесты, контрольные работы и рефераты помогут определить, насколько выпускник готов к выполнению своей профессиональной деятельности? Безусловно, оценка профессиональной подготовки должна включать в себя знаниевый компонент. Без знания, глубокого понимания процесса немыслима качественная профессиональная подготовка. При этом знаниевый компонент должен дополняться интерактивным компонентом. При подготовке и оценки профессионала в условиях вузовского образования необходимо использовать такие интерактивные методы, которые позволяют проверить овладение действием. В данный момент в профессиональной педагогической среде идет активной творческий процесс по разработке новых форм обучения и оценки, которые приближают образовательную ситуацию к профессиональной: комплексные ситуационные задачи, квесты, кейсы, компе-тентностно-ориентированные задачи.

Схематично процесс выделения трудовых действий можно обозначить в следующей организационной диаграмме (рис. 1).

Трудовые действия, которые составляют ядро диаграммы, выделяются на основе соотнесения требований профессионального стандарта, федерального государственного

образовательного стандарта, особенностей деятельности, профессиональных требований (запросов работодателей).

Рис. 1. Процедура выделения трудовых действий

Процесс выделения трудовых действий не технический, а научно-творческий, который требует обобщения, прогнозирования профессиональной и образовательной ситуации. Рассмотрим схематично процедуру выделения трудовых действий на примере образовательной программы «Преподаватель высшей школы», которая реализуется в Тюменском государственном университете по направлению Педагогическое образование (уровень магистратуры).

Первый ориентир - профессиональный стандарт. В сентябре 2015 г. Министерством труда и социальной защиты утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [9]. Обобщенные трудовые функции и вытекающие из них трудовые действия касаются преподавания, педагогического сопровождения группы студентов, организационно, учебно и научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Второй ориентир - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) шире трактует

подготовку магистра. Профессиональные компетенции охватывают педагогическую, научно-исследовательскую, проектную, методическую, управленческую и культурно-просветительскую деятельность.

Третий ориентир - особенности педагогической деятельности. По Н. В. Кузьминой педагогическая деятельность имеет в своей структуре конструктивную, организаторскую, коммуникативную деятельность [4]. Педагогическая деятельность строится на основе следующих способностей и умений: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские. Данные способности достаточно легко переводятся в трудовые действия.

Четвертый ориентир - заказ работодателя. Опыт и практика вхождения в профессионально-педагогическую деятельность выпускников свидетельствует о слабой сформированности у них способности к неформальному взаимодействию в системе внеучебной деятельности.

Соотнесение профессионального и образовательного стандарта, особенностей деятельности и реальных проблем выпускников выстраивается следующая схема профессиональной подготовки преподавателя высшей школы (рис. 2).

Рис. 2. Модули профессиональной подготовки

Таким образом, определяется шесть модулей, по которым должны распределяться учебные дисциплины. Трудовые действия должны выделяться по всему модулю. Итоговый контроль также должен осуществляться по целому модулю. Использовать при этом необходимо интерактивные формы, которые по своей сути комплексные [1; 3; 6; 13].

Традиционно конструирование образовательной программы начиналось с выделения учебных дисциплин, соответствующих подготовке в рамках конкретной специальности. Данные дисциплины во многом отражали привычные для преподавателей области знания. В условиях разработки

практико-ориентированной образовательной программы, выделению учебных дисциплин должно предшествовать выделение модулей профессиональной подготовки и трудовых действий, которыми должен овладеть выпускник.

Выделение трудовых действий не должно рассматриваться как панацея от всех бед. Для повышения качества образования необходимо совершенствовать качество образовательной среды, которая должна позволять овладеть не только профессиональными действиями, но и формировать профессионально-педагогическую позицию, готовность решать разноплановые профессиональные задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Звонников В. И. Подготовка кадров в перспективе XXI века: заметки на бегу // Высшее образование сегодня. 2014. № 2. С. 41-172. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М. : Просвещение, 1990.

3. Коновалов Ю. О. К вопросу о мониторинге сформированности компетенций в системе высшего профессионального образования: из опыта работы российских и зарубежных вузов // Высшее образование сегодня. 2012. № 6. С. 14-18.

4. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л. : Ленинград. ун-т, 1967.

5. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

6. Новолодская С. Л. Использование интерактивных методов в поликультурном образовании будущих менеджеров в сфере сервиса и туризма // Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. 2011. №

1. с. 133-135.

7. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам бакалавриата, программ специалитета и программам магистратуры. Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636.

8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н.

9. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н.

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Приказ Министерства образования и науки от 21.ноября 2014 г. № 15.05.

11. Пак Ю. Н., Шильникова И. О., Пак Л. Д. Профессиональные стандарты - основа проектирования образовательных программ нового поколения // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 2. С. 101-106.

12. Томилин О. Б. Томилин О. О. Проблемы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 1. С. 44-55.

13. Шемет О. В. Оценка качества компетентностно-ориентированного высшего профессионального образования // Педагогика. 2010. № 8. С. 116-119.

14. Юдина Ю. Г., Коршунова В. В., Смолянинова О. Г. Подготовка учителей начальных классов в прикладном бакалавриате в соответствии с профессиональным стандартом «педагог»: размышления о профессиональных функциях и способах сетевого взаимодействия // Стандарты и мониторинг в образовании. 2015. № 1. С. 32-39.

15. Ямбург Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? М. : Просвещение, 2014.

REFERENCES

1. Zvonnikov V. I. Podgotovka kadrov v perspektive XXI veka: zametki na begu // Vysshee obrazovanie segodnya. 2014. № 2. S. 41-17.

2. Klimov E. A. Kak vybirat' professiyu. M. : Prosveshchenie, 1990.

3. Konovalov Yu. O. K voprosu o monitoringe sformirovannosti kompetentsiy v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya: iz opyta raboty rossiyskikh i zarubezhnykh vuzov // Vysshee obrazovanie segodnya. 2012. № 6. S. 14-18.

4. Kuz'mina N. V. Ocherki psikhologii truda uchitelya. L. : Leningrad. un-t, 1967.

5. Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii. M., 1984.

6. Novolodskaya S. L. Ispol'zovanie interaktivnykh metodov v polikul'turnom obrazovanii budushchikh menedzherov v sfere servisa i turizma / / Vektor nauki. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 2011. № 1. S. 133-135.

7. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya gosudarstvennoy itogovoy attestatsii po obrazovatel'nym pro-grammam bakalavriata, programm spetsialiteta i programmam magistratury. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 29.06.2015 № 636.

8. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere dosh-kol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya)». Prikaz Minister-stva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n.

9. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya». Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 8 sentyabrya 2015 g. № 608n.

10. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' magistratury). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki ot 21.noyabrya 2014 g. № 15.05.

11. Pak Yu. N., Shil'nikova I. O., Pak L. D. Professional'nye standarty - osnova proektirovaniya obrazova-tel'nykh programm novogo pokoleniya / / Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2014. № 2. S. 101-106.

12. Tomilin O. B. Tomilin O. O. Problemy kompetentnostnogo podkhoda v vysshem professional'nom obrazovanii / / Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2014. № 1. S. 44-55.

13. Shemet O. V. Otsenka kachestva kompetentnostno-orientirovannogo vysshego professional'nogo obrazo-vaniya // Pedagogika. 2010. № 8. S. 116-119.

14. Yudina Yu. G., Korshunova V. V., Smolyaninova O. G. Podgotovka uchiteley nachal'nykh klassov v pri-kladnom bakalavriate v sootvetstvii s professional'nym standartom «pedagog»: razmyshleniya o pro-fessional'nykh funktsiyakh i sposobakh setevogo vzaimodeystviya // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2015. № 1. S. 32-39.

15. Yamburg E. A. Chto prineset uchitelyu novyy professional'nyy standart pedagoga? M. : Prosveshchenie, 2014.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. О. С. Задорина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.