Научная статья на тему 'Трудовой потенциал северного региона и проблемы профессионального образования'

Трудовой потенциал северного региона и проблемы профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
429
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕВЕРНЫЕ РЕГИОНЫ / РЕСПУБЛИКА КОМИ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСЕЛЕНИЯ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / POPULATION''S EDUCATION LEVEL / VOCATIONAL EDUCATION / NORTHERN REGIONS / THE REPUBLIC OF KOMI / PRODUCTION DIVERSIFICATION / LABOR POTENTIAL OF POPULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терентьева Марина Алексеевна

Проанализировано современное состояние образовательной системы Республики Коми. Представлена профессионально-квалификационная структура рабочей силы северного региона. Рассмотрена эволюция системы профессионального образования начиная с 1959 г. Показано, что система образования развивается в соответствии с «догоняющей» стратегией, предполагающей всеобщность высшего профессионального образования. В условиях недиверсифицированной структуры производства в Республике Коми система профессионального образования вынуждена решать две противоречащие друг другу задачи: с одной стороны, выполнение «Стратегии 2020», в которой основное внимание уделено переориентации региона на инновационный тип развития, с другой преодоление дисбаланса на рынке труда. В настоящее время в регионе формируются образовательные кластеры лесной и нефтегазовый. В результате система подготовки кадров должна прийти в соответствие структуре экономике региона, которому нужны рабочие кадры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor Potential of the Northern Economic Region of Russia and Vocational Education Issues

The modern state of the education system in the Republic of Komi has been analyzed to identify the vocational and qualification structure of manpower in the Northern Economic Region. The evolution of the vocational education system was studied beginning from 1959. It is shown that the education system is developing in line with the catch-up pattern, which implies universal nature of higher vocational education. The non-diversified structure of production in the Republic of Komi makes the vocational education system solve two contradicting problems: performance of the 2020 Strategy focused mainly on translating the region to innovative development, on one hand, and overcoming the labor market imbalance on the other. Two educational clusters are evolving in the region today, associated with the forest and oil & gas industries. Ultimately, the personnel training system should be brought in line with the economic structure of the region in need of manpower.

Текст научной работы на тему «Трудовой потенциал северного региона и проблемы профессионального образования»

Трудовой потенциал северного региона и проблемы профессионального образования

М. А. Терентьева

Статья поступила в редакцию в мае 2014 г.

Исследование проведено в рамках Проекта «Теоретико-методологические подходы к оценке демографической и миграционной емкости северных территорий с учетом элементов экологической безопасности для нужд хозяйственного освоения Арктики» (2012-2014 гг., проект № 12-7-5-001-АРКТИ-КА), а также программы Президиума РАН № 31 «Роль пространства в модернизации России: природный и социально-экономический потенциал», проект «Формирование и использование трудового потенциала Республики Коми» (регистрационный номер 12-П-7-1005).

Терентьева Марина Алексеевна

младший научный сотрудник Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения РАН. Адрес: Республика Коми, 167982, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 26. E-mail: iesp@mail.ru Аннотация. Проанализировано современное состояние образовательной системы Республики Коми. Представлена профессионально-квалификационная структура рабочей силы северного региона. Рассмотрена эволюция системы профессионального образования начиная с 1959 г. Показано, что система образования развивается в соответствии с «догоняющей» стратегией, предполагающей всеобщность высшего профессионального образования. В условиях неди-версифицированной структуры про-

изводства в Республике Коми система профессионального образования вынуждена решать две противоречащие друг другу задачи: с одной стороны, выполнение «Стратегии 2020», в которой основное внимание уделено переориентации региона на инновационный тип развития, с другой — преодоление дисбаланса на рынке труда. В настоящее время в регионе формируются образовательные кластеры — лесной и нефтегазовый. В результате система подготовки кадров должна прийти в соответствие структуре экономике региона, которому нужны рабочие кадры.

Ключевые слова: профессиональное образование, северные регионы, Республика Коми, диверсификация производства, трудовой потенциал населения, уровень образования населения.

Возрастание значимости человеческого фактора во всех сферах экономики и общества в последние десятилетия диктует необходимость усиления внимания исследователей к вопросам качества и развития трудового потенциала населения. Для Республики Коми характерны серьезные проблемы в демографическом положении и обеспечении отраслей народного хозяйства трудовыми ресурсами. После распада союзного государства трудовые ресурсы в республике существенно сократились, что связано с условиями жизнедеятельности населения в северном регионе. Трудности адаптации к местному климату обусловливают сохранение высокого миграционного оборота и низкой приживаемо-

сти. Кроме того, республика проигрывает другим регионам Севера по уровню образования населения [Фаузер, 2013. С. 33-40]. «Стратегия 2020» предусматривает инновационный путь развития региона, в ней сделан упор на модернизацию системы профессионального образования Республики Коми, с тем чтобы она обеспечивала потребности экономики, основанной на знаниях, в работоспособных и квалифицированных кадрах.

В данной статье проанализирована эффективность функционирования системы профессионального образования Республики Коми, ее возможности в обеспечении инновационного пути развития. Рассмотрены изменение уровня профессионального образования населения за период 1959-2010 гг. и динамика образовательной структуры занятого населения в Республике Коми, выявлены недостатки трудовых ресурсов региона, обусловленные особенностями системы образования.

Конкурентоспособность региона определяется наличием квалифицированной рабочей силы [Якунин и др., 2008. С. 5-7]. Трудовой потенциал населения характеризуется количественными (численность трудоспособного населения,численность экономически активного населения) и качественными показателями (состояние здоровья, физическая трудоспособность, образовательный уровень, квалификация).

Республика Коми — северный регион с преимущественно сырьевой экономикой и низким уровнем диверсификации производства (большая часть муниципальных образований является моногородами). По данным переписей населения, в 2002 г. высшее образование в регионе имели 17,2% занятых, а в 2010 г. — уже 24,8% [Комистат, 2012. С. 144]. Повышение уровня образования занятого населения обусловлено переходом республики еще в 1990-е годы на самообеспечение квалифицированными кадрами, т. е. подготовкой специалистов для местной экономики региональной системой профессионального образования. Анализ развития системы профессионального образования в Республике Коми, представленный ниже, подтверждает данное утверждение.

В период 1970-1990 гг. в Коми наблюдался рост числа образовательных учреждений начального профессионального образования (с 34 в 1970 г. до 53 в 1990 г.) и численности обучавшихся в них (соответственно с 10,4 тыс. до 18,5 тыс. человек). В 1990-е годы число учебных заведений начального профессионального образования в Коми резко сократилось (с 53 в 1990 г. до 44 в 2000 г.) при сохранении численности контингента обучающихся практически неизменным (соответственно 18,5 тыс. и 18,2 тыс. человек), т. е. происходило слияние профессиональных образовательных учреждений начального звена.

Развитие системы профессионального образования в Республике Коми

Таблица 1. Основные показатели развития системы профессионального образования в Республике Коми

1970 1980 1990 2000 2005 2010 2012

Число образовательных учреждений начального профессионального образования, ед. 34 45 53 44 35 44 34

В них численность обучавшихся, тыс. человек 10,4 18,2 18,5 18,2 17,5 12,3 9,3

Число образовательных учреждений среднего профессионального образования, ед. 16 18 19 21 36 34 31

В них численность студентов, тыс. человек 18,1 17,1 15,9 15,3 16,6 15,1 14,3

Число образовательных учреждений высшего профессионального образования, ед. 2 3 5 11 27 20 19

В том числе: государственных негосударственных 2 3 5 7 5 19 8 14 6 13 6

В них численность студентов, тыс. человек 7,9 12,6 10,6 19,8 35,8 33,8 30,3

В том числе: в государственных в негосударственных 7,9 12,6 10,6 18,1 1,6 30,8 5,0 30,1 3,7 27,6 2,8

Выпущено специалистов из образовательных учреждений высшего профессионального образования, тыс. человек 0,7 1,7 1,7 2,7 5,2 6,0 5,8

В том числе: из государственных из негосударственных 0,7 1,7 1,7 2,4 207 4,6 631 5,3 784 4,9 838

Источник: http://komi.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/komi/ru/publications/official_publications/ electronic_versions/

Число образовательных учреждений среднего профессионального образования за 1970-е и 1980-е годы увеличилось в Республике Коми не столь значительно, как количество профессиональных учебных заведений начального звена (16 в 1970 г., 18 в 1980 г., 19 в 1990 г.). Однако их число продолжало расти и в 1990-е годы. При этом на протяжении трех десятилетий происходило устойчивое сокращение контингента обучающихся в средних специальных учебных заведениях: с 18,1 тыс. человек в 1970 г. до 15,3 тыс. человек в 2000 г., что в основном обусловлено демографическими процессами в стране.

В 2000-2012 гг. количество учреждений начального профессионального образования продолжило уменьшаться (с 44 до 34) и к 2012 г. вернулось на уровень 1970 г. При этом, в отличие от 1990-х годов, произошло практически двукратное сокращение численности обучающихся (табл. 1). Во многом оно явилось

следствием значительного снижения рождаемости со второй половины 1980-х годов вплоть до 1999 г., и действие этого фактора еще не исчерпано и будет продолжаться. Однако сокращение численности обучающихся свидетельствует также и о потере в 2000-х годах системой начального профессионального образования своего контингента учащихся.

Очень существенно число средних профессиональных образовательных учреждений выросло в республике за первую половину 2000-х годов — до 36 в 2005 г. То есть за пять лет, согласно статистике, в Коми появилось 15 новых техникумов. А численность студентов увеличилась при этом совсем незначительно. Можно предположить, что количество средних специальных учебных заведений выросло в этот период за счет формального деления образовательных учреждений. В последние годы в Коми наблюдается сокращение числа средних специальных учебных заведений (с 36 в 2005 г. до 31 в 2012 г.) с соответствующим уменьшением численности студентов — до 14,3 тыс. человек в 2012 г., обусловленное последствиями демографической ситуации, сложившейся в республике в 1990-е годы.

В настоящее время сокращение количества учреждений начального и среднего профессионального образования проводится в рамках оптимизации республиканской сети образовательных учреждений, предусмотренной целевой программой «Модернизация системы профессионального образования в Республике Коми (2012-2015 гг.)» и направленной на то, чтобы добиться соответствия структуры региональной образовательной системы запросам местного рынка и обеспечить востребованность подготавливаемых кадров экономикой региона.

Число учреждений высшего профессионального образования в республике в 1970-1990 гг. увеличилось с двух вузов в 1970 г. до пяти в 1990 г., численность студентов выросла соответственно с 7,9 тыс. до 10,6 тыс. человек. В 1990-е годы число высших учебных заведений в Коми вновь удвоилось — с пяти вузов в 1990 г. до одиннадцати в 2000 г. Численность студентов тоже выросла почти в 2 раза: соответственно с 10,6 тыс. до 19,8 тыс. человек. Резко увеличилось количество высших профессиональных учебных заведений за первую половину 2000-х годов — до 27 вузов в 2005 г. Из 16 новых вузов 12 имели статус государственных. Одновременно с ростом числа вузов росла и численность студентов: с 2000 по 2005 г. она увеличилась почти в 2 раза: с 19,8 до 35,8 тыс. человек. В государственных вузах студентов стало в 1,7 раза больше — 30,8 тыс. человек против 18,1 тыс. В негосударственных вузах численность студентов выросла в 3 раза, с 1,6 тыс. до 5,0 тыс. человек.

Значительный рост сферы высшего образования был обусловлен изменениями в законодательной базе и финансировании системы образования в стране.

Законами РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и от 22.08.1996 г. № 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» была установлена академическая автономия учреждений высшего профессионального образования, обеспечено многообразие образовательных учреждений и развитие негосударственного сектора образования. За период 20002005 гг. в Коми увеличилось число негосударственных учреждений высшего профессионального образования, а численность обучающихся в них выросла в 2 раза (см. табл. 1). Закон «Об образовании» предусматривал развитие в России платного образования, что способствовало повышению доступности высшего образования для молодежи. К 2010 г. более 50% студентов в республике обучались с полным возмещением затрат [Комистат, 2013в. С. 28].

С 1995 г. происходило сокращение бюджетного финансирования высшего образования. Соответственно увеличился платный прием в вузы. Выросло число специальностей высшего профессионального образования. Вузы,особенно государственные, стали активно открывать свои филиалы. С ростом числа вузов и снижением платы за обучение увеличилась численность студентов, которая, в свою очередь, способствовала созданию новых вузов и их филиалов [Клячко, 2013. С. 35-42].

Во второй половине 2000-х годов число высших учебных заведений в Республике Коми снизилось: с 27 вузов в 2005 г. до 19 в 2012 г. Одновременно уменьшилась и численность студентов — с 35,8 тыс. человек в 2005 г. до 30,3 тыс. в 2012 г. Многие филиалы вузов вынуждены были уйти с рынка образовательных услуг республики.

Снижение в структуре приема в вузы доли лиц, окончивших школу, способствовало увеличению контингента поступающих с начальным профессиональным образованием в 2 раза за 20012007 гг. (рис. 1). Растет также число желающих получить второе высшее, так как многим работающим не по специальности требуются дополнительные знания для успешной карьеры, что и является стимулом к получению второго высшего образования, а сравнительно низкая стоимость обучения в вузах не создает непреодолимых барьеров.

Массовизация высшего образования имела следствием снижение его качества [Беденко, 2011. С. 99-104]. Так, в 2013 г. по результатам мониторинга Министерства образования и науки РФ в Коми признаны эффективными только два вуза: Ухтинский государственный технический университет и Коми республиканская академия госслужбы и управления. Наилучших показателей эффективности среди филиалов вузов добился Сыктывкарский лесной институт1.

1 Официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://мин-обрнауки.рф/новости/2874

Рис. 1. Динамика состава поступающих в вузы в Республике Коми по уровню образования

70%-

60 -

50 40 30 20 10 0

=

2000

2002

2005

2007

2010

2012

После школы НПО СПО ВПО

На современном этапе развития экономики республике нужны кадры, способные обеспечить ее инновационное развитие. В этих условиях возрастает роль государственных классических университетов, которые являются интеграторами профессионального образования, науки и культуры региона.

Стратегическим этапом инфраструктурного развития системы профессионального образования стало создание на базе ведущих вузов Республики Коми двух территориальных кластеров, занимающихся инновационно-образовательной деятельностью. В 2011-2012 гг. на базе Ухтинского государственного технического университета сформирован нефтегазовый образовательный кластер, на базе Сыктывкарского лесного института — лесной образовательный кластер. Планируется создать на базе Сыктывкарского государственного университета социальный образовательный кластер.

Один из важнейших показателей результатов функционирования и масштабов системы профессионального образования — уровень профессионального образования населения.

Сопоставление образовательного состава населения по данным переписей свидетельствует о неуклонном росте уровня образования населения Республики Коми (табл. 2).

Максимальные темпы прироста численности лиц с высшим (80,6%) и средним профессиональным образованием (64,8%) наблюдались в период с 1970 по 1979 г. Минимальные темпы прироста численности специалистов с высшим профессиональным образованием (41,3%, в 2 раза меньше по сравнению с мак-

Динамика уровня профессионального образования населения Республики Коми

Таблица 2. Распределение населения в возрасте 10 лет и старше по уровням образования, согласно данным переписей населения, на 1000 человек

Год Имели профессиональное образование

послевузовское высшее8 незаконченное высшее среднее

1959 20 9 66

1970 31 8 88

1979 56 10 145

1989 80 11 193

2002 2 113 22 288

2010 5 170 33 327

а Включая послевузовское образование с 1959 до 1989 г. Источник: [Комистат, 2012. С. 62-63].

симальными темпами) были в Коми в период с 1989 по 2002 г.— возможно, они были связаны с масштабным оттоком в этот период специалистов в другие регионы, а также со значительным уменьшением притока выпускников столичных вузов и учебных заведений из других регионов.

По среднему профессиональному образованию минимальные темпы прироста характерны для периода с 2002 по 2010 г. (13,5% — ниже максимальных темпов прироста 1970-1979 гг. в 4,8 раза). Они обусловлены, с одной стороны, сокращением в Республике Коми, начиная с середины 2000-х годов, числа средних специальных учебных заведений и, соответственно, численности выпускаемых специалистов, а с другой — переходом в последние годы к непрерывному образованию: окончив техникум или колледж, молодые люди предпочитают поступать в высшие учебные заведения, а не идти работать на производство.

В образовательной структуре населения республики в последний межпереписной период, с 2002 до 2010 г., произошли заметные сдвиги (табл. 3).

Сравнение данных, полученных в переписях 2002 и 2010 гг., показывает, что уровень образования населения республики в целом растет. В 2010 г. на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше в Коми приходился 181 человек с высшим образованием — против 160 человек в 2002 г. Лиц со средним профессиональным образованием в 2010 г. было 347 на 1000 против 272 человек в 2002 г. За восемь лет, истекших между двумя последними переписями, число жителей Коми с высшим и средним профессиональным образованием в расчете на 1000 жителей в возрасте 15 лет и старше увеличилось на 96 человек, соответственно

Таблица 3. Распределение населения Республики Коми по уровню профессионального образования в 2002 и 2010 гг.

(население в возрасте 15 лет и старше, в расчете на 1000 человек)

Уровень образования Все население Мужчины Женщины Городское Сельское

2002 2010 2002 2010 2002 2010 2002 2010 2002 2010

Послевузовское 2 5 2 5 2 5 2 6 0 2

Высшее 160 181 106 152 134 206 140 209 59 90

Неполное высшее 31 35 22 34 25 36 28 42 10 15

Среднее 272 347 287 326 340 366 340 363 234 298

Начальное 127 83 200 105 127 65 143 73 215 117

Источник: [Комистат, 2012. С. 63].

уменьшилась доля людей с более низким уровнем профессионального образования. Так, со 127 до 83 человек на 1000 жителей снизился показатель распространенности начального профессионального образования. Очевидно, спрос на высшее образование в Коми продолжает устойчиво расти, а на начальное профессиональное, наоборот, падает.

Образовательная структура женского населения Коми в 2002-2010 гг. улучшалась значительно активнее, чем мужского. В 2002 г. женщины уже опережали мужчин по показателю распространенности высшего образования: его имели 106 мужчин из каждой тысячи и 134 женщины из тысячи, а к 2010 г. разрыв вырос до 54. Однако, при том что уровень образования у женщин традиционно выше, чем у мужчин, женщины чаще не в полной мере используют полученное образование в трудовой деятельности. Увеличение гендерного разрыва, очевидно, во многом связано с общим повышением уровня формальной образовательной подготовки занятого населения республики.

Образовательная структура населения, безусловно, зависит от типа поселения. В 2010 г. среди городских жителей республики имеющих высшее образование было в 2,3 раза, а имеющих среднее профессиональное образование — в 1,2 раза больше, чем среди сельских (в расчете на 1000 человек населения). И напротив, основная масса населения с низким уровнем профессионального образования концентрируется на селе. Такая образовательная структура населения чревата переходом застойной безработицы в сельской местности в стадию экономической неактивности [Попова, 2012. С. 146-154], поскольку среди лиц с низким уровнем образования безработица выше, и они

Рис. 2. Распределение по уровню образования основных возрастных групп населения Республики Коми в 2010 г. (%)

Возраст (лет)

65-72 60-64

50-59

■ Послевузовское

■ Высшее

■ Незаконченное 30-39 высшее

■ Среднее 20-29 Начальное

0 15 30 45 60 75 90

Источник: [Комистат, 2012. С. 64-65].

34,1 33,7 3,0

29,2 42,5 4,9

22,8 45,9 8,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22,1 47,7 9,8

29,2 37,2 8,1

24,6 33,2 10,2

менее востребованы на рынке труда. С другой стороны, концентрация населения с низким уровнем образования на селе объясняется тем, что на сельском рынке труда традиционно наиболее востребованы рабочие специальности, не требующие высокого уровня образования.

Образовательная структура населения существенно различается по возрастным когортам (рис. 2).

Во всех представленных на рис. 2 возрастных группах, кроме самой старшей (65-72 года), преобладают лица со средним профессиональным образованием. Однако в группе 20-29-летних достаточно большой процент лиц с незаконченным высшим образованием, а в целом среди молодежи до 30 лет лиц с послевузовским, высшим и незаконченным высшим образованием больше, чем имеющих среднее специальное образование (34,4% против 33,2%).

Среди жителей Коми в возрасте от 30 до 39 лет лиц с послевузовским, высшим и незаконченным высшим профессиональным образованием (33,9%) уже меньше, чем со средним профессиональным образованием (37,2%), но их доля все же значительна: почти треть возрастной группы. Среди жителей республики в возрасте от 40 до 60 лет лиц с высшим образованием меньше четверти. В этих возрастных группах наблюдается максимальная концентрация лиц со средним специальным образованием: среди 40-49-летних — 47,7%, среди 50-59-летних — 45,9%. В группе 60-64-летних доля имеющих среднее специальное образование сокращается до 42,5%, и очень существенно, до 33,7%,

она уменьшается в группе 65-72-летних. В самой старшей группе экономически активного населения доля лиц с послевузовским, высшим и незаконченным высшим образованием даже более значительная, чем среди молодежи до 30 лет (36,5% против 34,4% в группе 20-29-летних).

Эти различия в уровне образования по возрастным группам отражают условия жизни разных поколений. Более высокий уровень образования в возрастной группе до 40 лет, и особенно до 30 лет, во многом можно объяснить нарастанием в 2000-х годах популярности формального получения образования. В этот период многие стремились приобрести диплом о высшем образовании, поскольку на рынке труда сформировался спрос на работников с уровнем образования выше требующегося на конкретном рабочем месте, а среди населения возник запрос на рабочие места, не предусматривающие тяжелого физического труда. С другой стороны, заметное преобладание среди 40-60-летних лиц со средним специальным образованием отражает образовательные установки родившихся в 1950-1960-е годы: тогда получение высшего образования не считалось обязательным, поскольку в 1970-1980-е годы рабочие места в основном заполнялись специалистами с адекватным уровнем профессиональной подготовки, и среднее специальное образование было очень востребовано. Значительную долю высокообразованных среди самых старших представителей экономически активного населения можно объяснить повышенными показателями продолжительности жизни лиц с высоким уровнем образования.

Образовательная структура трудовых ресурсов по различным видам экономической деятельности представлена в табл. 4 и 5. В 2012 г. к числу отраслей экономики республики, в которых наиболее востребованы специалисты с высоким уровнем образования, можно отнести государственное управление, образование, финансы, а также сферу услуг, связанную с недвижимым имуществом и арендой. Сельское и лесное хозяйство — отрасли с наименьшей долей занятых, имеющих высшее образование (9,0% работников), что обусловлено низким уровнем заработной платы и спецификой трудовой деятельности в данных отраслях.

Максимальной долей занятых, имеющих среднее профессиональное образование, в 2012 г. располагало здравоохранение (45%). В данной сфере за период с 2004 до 2012 г. произошло увеличение доли специалистов со средним профессиональным образованием на 5 п. п. (в других отраслях происходит снижение). Очевидно, обусловленный спецификой труда в здравоохранении спрос на кадры со средним профессиональным образованием был обеспечен развитой системой профессионального образования среднего звена.

Образовательная структура трудовых ресурсов Республики Коми

Таблица 4. Распределение занятых в экономике по видам экономической деятельности и уровню образования в 2004 и 2012 гг. (%)

Виды экономической деятельности Профессиональное образование

Высшее, послевузовское Среднее Начальное

2004 2012 2004 2012 2004 2012

Всего 19,0 24,0 30,0 22,0 22,0 33,0

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 8,0 9,0 26,0 12,0 18,0 36,0

Добыча полезных ископаемых 20,0 21,0 20,0 18,0 25,0 43,0

Обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды 6,6 18,5 23,5 12,9 15,6 44,6

Строительство 22,0 18,0 19,0 17,0 28,0 40,0

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны 6,3 16,8 42,1 24,2 22,6 34,5

Транспорт и связь 17,0 17,0 27,0 21,0 27,0 41,0

Финансовая деятельность; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 40,5 34,9 22,3 19,3 18,0 29,3

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование 20,0 40,0 30,0 22,0 19,0 23,0

Образование 38,0 37,0 36,0 26,0 13,0 22,0

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 11,0 25,0 41,0 45,0 24,0 15,0

Предоставление прочих коммунальных, социальных и других услуг 15,0 19,0 40,0 29,0 9,0 25,0

Источники: [Комистат, 2005. С. 19-20; Комистат, 2013а. С. 19-20].

В 2012 г. также была высока доля занятых со средним профессиональным образованием в таких видах экономической деятельности, как предоставление коммунальных, социальных и других услуг (29%), оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиничное хозяйство, рестораны (24,2%), что обусловлено активным развитием сферы услуг в регионе.

За период с 2004 по 2012 г. самое значительное снижение доли лиц со средним специальным образованием произошло

в таких сферах труда, как оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиничное хозяйство, рестораны (на 18 п. п.), сельское и лесное хозяйство, охота (на 14 п. п.). В то же время в этих отраслях вырос удельный вес занятых с начальным профессиональным образованием: в сельском и лесном хозяйстве, в охоте — на 18 п. п., в оптовой и розничной торговле — на 12 п. п., в обрабатывающих производствах и распределении электроэнергии, газа и воды — на 29 п. п.

Увеличение доли занятых с начальным профессиональным образованием в период с 2004 по 2012 г. наблюдалось и в целом по республике. Самая высокая доля лиц с начальным образованием в 2012 г. была, как уже отмечалось выше, в обрабатывающих производствах, распределении электроэнергии, газа и воды (44,6%), а также в добыче полезных ископаемых (43%), в транспорте и связи (41%), в строительстве (40%). В данных отраслях в силу специфики труда начальное профессиональное образование является преобладающим, в них достаточно высока, помимо этого, доля занятых без профессионального образования. Наиболее значительная доля занятых без профессионального образования в 2012 г. была в сельском и лесном хозяйстве (44%), обрабатывающих производствах и предоставлении коммунальных, социальных и персональных услуг (27%), строительстве (26%), оптовой и розничной торговле, ремонте автомобилей, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиничном хозяйстве, ресторанах (25%), в транспорте и связи (21%), в добыче полезных ископаемых (18%).

Анализ динамики занятых по уровню профессионального образования в Республике Коми за 2004-2012 гг. показал, что наибольший прирост численности занятых с высшим и послевузовским профессиональным образованием произошел в государственном секторе (на 20 п. п.) (табл. 5). Далее идут здравоохранение и предоставление социальных услуг (14 п. п.). Существенный приток лиц с высшим образованием наблюдается также в обрабатывающие производства, распределение электроэнергии, газа и воды (12 п. п.).

Отрицательные темпы прироста численности занятых с высшим и послевузовским профессиональным образованием в период с 2004 по 2012 г. наблюдались в таких сферах, как финансовая деятельность, операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг (-6 п. п.), строительство (-4 п. п.) и образование (-1 п. п.).

Положительные темпы прироста доли занятых со средним профессиональным образованием за 2004-2012 гг. в Республике Коми были лишь в одном виде экономической деятельности: в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (4 п. п.). Самое значительное сокращение доли работников со средним

Таблица 5. Динамика занятых в экономике по видам экономической деятельности и уровню образования за 20042012 гг. (п. п.)

Виды экономической деятельности Профессиональное образование

Высшее, послевузовское Среднее Начальное

Всего 5 -8 11

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1 -14 18

Добыча полезных ископаемых 1 -2 18

Обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды 12 -11 29

Строительство -4 -2 12

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны 11 -18 12

Транспорт и связь 0 -6 14

Финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг -6 -3 11

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование 20 -8 4

Образование -1 -10 9

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 14 4 -9

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 8 -11 16

Источник: Рассчитано на основе табл. 4.

профессиональным образованием произошло в сфере торговли и обслуживания (-18 п. п.).

Таким образом, интенсивное развитие системы высшего образования привело к значительному улучшению образовательной структуры трудовых ресурсов, в основном в отраслях социального значения (государственное управление, медицина, энергетика), обрабатывающих производствах, торговле и сфере услуг. Однако массовизация высшего образования означает, что профессиональное образование развивается пока в соответствии с «догоняющей стратегией» (высшее образование стало всеобщим). А инновационная модель развития предполагает, что с увеличением скорости распространения инноваций

Таблица 6. Соответствие рабочего места полученной профессии среди занятого населения Республики Коми (%)

Работают по полученной профессии

Всего Мужчины Женщины

Всего 44,0 46,0 42,0

Руководители всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий 45,0 44,0 46,0

Специалисты высшего уровня квалификации 66,0 64,0 66,0

Специалисты среднего уровня квалификации 56,0 35,0 64,0

Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом 31,0 68,0 29,0

Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности 31,0 19,0 34,0

Квалифицированные рабочие сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства 5,0 9,0 1,0

Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр, художественных промыслов 54,0 56,0 46,0

Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин, слесари-сборщики 51,0 57,0 23,0

Неквалифицированные рабочие 2,0 2,0 2,0

Источник: [Комистат, 2013а. С. 19-20]

должен возрастать спрос на редкие профессии [Диденко, 2009. С. 300-345].

Расширение предложения услуг высшего профессионального образования в последние годы, безусловно, улучшило образовательную структуру населения. Но образовательный потенциал трудовых ресурсов определяется не количеством полученных дипломов, а тем, имеют ли работники возможность реализовать приобретенные знания на практике и насколько эффективно они применяют свои способности в процессе общественного производства. В Республике Коми многие специалисты с высоким уровнем образования вынуждены работать не по профессии. Из табл. 6 видно, что к числу занимающих рабочие места, которые не соответствуют полученной в вузе профессии, в Коми можно отнести 55% руководителей всех уровней, 34% специалистов высшего уровня, 44% специалистов среднего уровня квалификации.

От несоответствия рабочего места полученной специальности страдает не только качество работы отдельного человека, но и экономика региона в целом: возникают препятствия росту человеческого капитала, замедляется модернизация общественных институтов [Зубаревич, 2010. С. 13-14].

Но даже не будучи востребованными рынком труда по полученной в вузе специальности, выпускники высших учебных заведений тем не менее находят применение своим навыкам и знаниям. В последние годы многие работодатели предпочитают брать работников с хорошим профессиональным образованием, особенно на управленческие должности [Клячко, Краснова, 2006]. Такие специалисты справляются с работой, которая требует решения сложных организационных задач, предполагающих наличие системного стратегического мышления, лучше тех, кто имеет, например, управленческое образование. То есть экономика региона заинтересована в кадрах высокого уровня компетентности.

Подводя итоги рассмотрению системы профессионального образования Республики Коми, ее эволюцию на протяжении последнего полувека можно представить следующим образом. До 1990-х годов в республике активно развивалась система начального профессионального образования, которая была востребована командно-административной системой хозяйствования. В 1990-2000-е годы наблюдалась тенденция к сворачиванию начального профессионального образования. Среднее и высшее профессиональное образование продолжало развиваться вплоть до середины 2000-х годов. Со второй половины 2000-х с сокращением инвестиций государства в образование и проведением реформ в профессиональном образовании происходит сокращение числа учебных заведений среднего и высшего профессионального образования. С принятием инновационной парадигмы развития экономики в республике началась кластеризация системы профессионального образования, характерная для регионов, самостоятельно обеспечивающих свою экономику кадрами.

Уровень образования населения республики за период с 1959 по 2010 г. вырос в несколько раз. В разных социально-демографических группах образовательная структура населения различается: по уровню профессионального образования мужчины уступают женщинам, сельские жители — городским. Отраслями, в которых наиболее востребованы специалисты с высоким уровнем профессионального образования, в экономике Республики Коми, как и России в целом, являются финансы, государственное управление, образование и наука, сфера услуг, связанная с недвижимостью и арендой; наименее востребованы они в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и охоте.

Многие работники с хорошей профессиональной подготовкой, полученной в вузах, вынуждены работать не по специальности, в результате чего трудовые компетенции, приобретенные в процессе получения профессионального образования, становятся неактуальными, и трудовой потенциал работников не реализуется в полной мере.

Давно назревшая диверсификация производства в Республике Коми до сих пор не осуществлена, так что система профессионального образования вынуждена решать две противоречащие друг другу задачи. С одной стороны, это выполнение программы, сформулированной в «Стратегии 2020», где основное внимание уделено переориентации экономики региона на инновационный тип развития, с другой — решение проблемы дисбаланса на рынке труда.

Инновационная модель предполагает интенсивное развитие образовательного пространства, но также возможно и его экстенсивное расширение [Диденко, 2013. С. 183-204]. В Республике Коми формирование единого образовательного пространства уже началось и продолжается в настоящее время. Важнейшей целью кластеризации в системе образования является обеспечение эффективной интеграции образовательных учреждений с рынком труда региона по схеме «учреждение начального профессионального образования — колледж/техникум — вуз — предприятие». Созданы два образовательных кластера: лесной и нефтегазовый, планируется формирование третьего, социального —для социально значимых отраслей. Образовательные кластеры в Коми пока объединяют только три звена: учреждение начального профессионального образования — колледж/техникум — вуз. Связи с предприятиями еще не налажены. В будущем развитие кластеризации должно способствовать установлению максимального соответствия системы подготовки специалистов структуре экономики региона, которому нужны прежде всего рабочие кадры. На основании проведенного анализа образовательной системы Республики Коми можно сделать вывод, что осуществляемые в ней реформы профессионального образования могут способствовать поддержке и развитию инновационных трендов в экономике.

1. Беденко Н. Н. (2011) Региональный рынок образовательных услуг: от- Литература дельные проблемы // Креативная экономика. № 7. С. 99-104.

2. Всероссийская перепись населения 2010 http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

3. Диденко Д. В. (2009)«Кривая Кузнеца» как проявление системных трансформаций: дифференциация доходов в индустриальной и постиндустриальной экономике //Экономическая история: Ежегодник. 2009. М.: РОССПЭН. С. 300-345.

4. Диденко Д. В., Ключарев Г. А. (2013) Профессиональное образование в России: пути догоняющей и инновационной модернизации // Вопросы образования. № 1. С. 183-204.

5. Зубаревич Н. В. (2010) Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый институт социальной политики.

6. Капелюшников Р. И., Лукьянова А. Л. (2010) Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения). М.: Фонд «Либеральная миссия».

7. Клячко Т. Л. (2013) Образование в России: основные проблемы и возможные решения. М.: Дело, РАНХиГС.

8. Клячко Т. Л., Краснова Г. А. (ред) (2006) Требования работодателей к системе профессионального образования. М.: МАКС Пресс.

9. Комистат (2005) Основные итоги обследования населения по проблемам занятости в Республике Коми за 2004 г.: стат. бюллетень № 45-7165/45. Сыктывкар: Комистат.

10. Комистат (2013а) Основные итоги обследования населения по проблемам занятости в Республике Коми за 2012 г.: стат. бюллетень № 47-5358/5. Сыктывкар: Комистат.

11. Комистат (2013б) Республика Коми. Итоги 2012: стат. бюллетень. Сыктывкар: Комистат. Ч. II.

12. Комистат (2012) Состояние в браке, образование. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. Республика Коми: стат. сб. Сыктывкар: Комистат. Т. 2.

13. Комистат (2013в) Статистический ежегодник Республики Коми, 2013: стат. сб. Сыктывкар: Комистат.

14. Министерство экономического развития Республики Коми (2014) Аналитическая записка к Прогнозу дополнительной потребности экономики Республики Коми в квалифицированных кадрах на период 20142020 гг. http://econom.rkomi.ru/econom_rkomi/kadrovaya_politika/ кас1гоуое_оЬе$ресИете/

15. Попова Л. А., Терентьева М. А. (2012) Актуальные вопросы развития трудового потенциала Республики Коми // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. № 6 (24). С. 146-154.

16. Фаузер В. В. (2013) Демографический потенциал северных регионов как фактор экономического освоения Арктики // Арктика и Север. № 10. С. 19-47.

17. Якунин В. И., Сулакшин С. С., Багдасарян В.Э, Нетесова М. С. (2008) Образование как фактор экономического развития. М.: Научный эксперт.

En

Labor Potential of the Northern Economic Region of Russia and Vocational Education Issues

Marina Terentyeva Author

Junior Researcher, Institute for Socio-Economic and Energy Problems of the North, Komi Scientific Center, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. Address: 26 Kommunisticheskaya str., 167982, Syktyvkar, the Republic of Komi, Russian Federation. Email: iesp@mail.ru

The modern state of the education system in the Republic of Komi has been Abstract analyzed to identify the vocational and qualification structure of manpower in the Northern Economic Region. The evolution of the vocational education system was studied beginning from 1959. It is shown that the education system is developing in line with the catch-up pattern, which implies universal nature of higher vocational education. The non-diversified structure of production in the Republic of Komi makes the vocational education system solve two contradicting problems: performance of the 2020 Strategy focused mainly on translating the region to innovative development, on one hand, and overcoming the labor market imbalance on the other. Two educational clusters are evolving in the region today, associated with the forest and oil & gas industries. Ultimately, the personnel training system should be brought in line with the economic structure of the region in need of manpower.

vocational education, northern regions, the Republic of Komi, production di- Keywords versification, labor potential of population, population's education level.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

All-Russia Population Census 2010. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/ References new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (accessed 30 January 2015).

Bedenko N. (2011) Regionalny rynok obrazovatelnykh uslug: otdelnye proble-my [Regional Education Market: Some of the Issues]. Kreativnaya ekono-mika, no 7, pp. 99-104. Didenko D. (2009) "Krivaya Kuznetsa" kak proyavlenie sistemnykh transformat-siy: differentsiatsiya dokhodov v industrialnoy i postindustrialnoy ekonomike ["Kuznets Curve" as a Manifestation of Consistent Transformations: Income Inequality in Industrial and Post-Industrial Societies]. Ekonomicheskaya is-toriya: yezhegodnik 2009 [Economic History: Annual], Moscow: ROSSPEN (Russian Political Encyclopedia), pp. 300-345. Didenko D., Klyucharyov G. (2013) Professionalnoe obrazovanie v Rossii: puti dogonyayushchey i innovatsionnoy modernizatsii [Vocational Education in Russia: the Catch-Up and Innovative Ways of Modernization]. Voprosy obra-zovaniya, no 1, pp. 183-204. Fauzer V. (2013) Demograficheskiy potentsial severnykh regionov kak faktor eko-nomicheskogo osvoeniya Arktiki [Demographic Potential of Northern Regions as a Factor of Economic Development of the Arctic]. Arktika i Sever, no 10, pp. 19-47.

Kapelyushnikov R., Lukyanova A. (2010) Tranformatsiya chelovecheskogo kapi-tala v rossiyskom obshchestve (na baze Rossiyskogo monitoringa ekonom-icheskogo polozheniya i zdorovya naseleniya) [Transformation of Human Capital in the Russian Society (Based on the Russian Monitoring of Health and Economic Welfare of Households and Individuals in the Russian Federation)], Moscow: Liberal Mission Foundation.

En

Klyachko T. (2013) Obrazovaniye v Rossii: osnovnye problemy i vozmozhnye re-sheniya [Education in Russia: Major Problems and Possible Solutions], Moscow: Delo, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).

Klyachko T., Krasnova G. (eds.) (2006) Trebovaniya rabotodateley k sisteme pro-fessionalnogo obrazovaniya [Employers' Requirements to the Vocational Education System]. Moscow: MAKS Press.

Komistat (2005) Osnovnye itogi obsledovaniya naseleniya po problemam zanya-tosti vRespublike Komiza 2004 g.: Stat. byulleten No 45-71-65/45 [The Key Results of the Survey on Employment Issues in the Republic of Komi in 2004: Statistical Bulletin no 45-71-65/45]. Syktyvkar: Komistat.

Komistat (2013) Osnovnye itogi obsledovaniya naseleniya po problemam zanya-tosti v Respublike Komi za 2012 g.: Stat. byulleten No 47-53-58/5 [The Key Results of the Survey on Employment Issues in the Republic of Komi in 2012: Statistical Bulletin no 47-53-58/5]. Syktyvkar: Komistat.

Komistat (2013) Respublika Komi. Itogi 2012: Stat. byulleten [The Republic of Komi. Results for the Year 2012. Statistical Bulletin]. Syktyvkar: Komistat. Part II.

Komistat (2012) Sostoyaniye v brake, obrazovaniye. Itogi Vserossiyskoy perepi-si naseleniya 2010 g. Respublika Komi. Stat. sb. [Marital Status, Education. Results of 2010 All-Russia Population Census. The Republic of Komi. Statistical Compendium]. Syktyvkar: Komistat. Vol. 2.

Komistat (2013) Statisticheskiy yezhegodnik Respubliki Komi, 2013. Stat. sb. [Statistical Yearbook of the Republic of Komi, 2013. Statistical Compendium]. Syktyvkar: Komistat.

Ministry of Economic Development of the Republic of Komi (2014) Analytical Note to Forecast the Needs of the Economy in the Republic of Komi in Qualified Personnel for the Period 2014-2020. Available at: http://econom.rkomi.ru/ econom_rkomi/kadrovaya_politika / kadrovoe_obespechenie / (accessed 30 January 2015)

Popova L., Terentyeva M. (2012) Aktualnye voprosy razvitiya trudovogo potent-siala Respubliki Komi [Topical Issues of Developing Labor Potential in the Republic of Komi]. Ekonomicheskiye i sotsial'nye peremeny: fakty, tendent-sii, prognoz, no 6 (24), pp. 146-154.

Yakunin V., Sulakshin S., Bagdasaryan V., Netyosova M. (2008) Obrazovanie kak faktor ekonomicheskogo razvitiya [Education as a Factor of Economic Development]. Moscow: Nauchny ekspert.

Zubarevich N. (2010) Regiony Rossii: neravenstvo, krizis, modernizatsiya [Regions of Russia: Inequality, Depression, Modernization]. Moscow: Independent Institute for Social Policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.